УДК 329.734
Добровольский Владимир Викторович
заместитель начальника - начальник учебного отдела Центра профессиональной подготовки ГУВД по Ставропольскому краю, соискатель Северо-Кавказского федерального университета [email protected]
Dobrovolsky Vladimir Vladimirovich
Deputy head - head of the training division police training
center in the Stavropol territory,
competitor of the North caucasus federal university
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
INTERACTION BETWEEN POLICE AND COSSACK ORGANIZATIONS IN OH-WOUND OF PUBLIC ORDER IN THE NORTH CAUCASUS REGION
Аннотация: В статье анализируется опыт организации государственной службы казачьих объединений по охране общественного порядка в условиях Северного Кавказа.
Ключевые слова: органы внутренних дел, казачество, казачьи общества, казачьи общественные объединения, охрана общественного порядка
Abstract: This paper analyzes the experience of public service Cossack associations for the protection of public order in the North Caucasus.
Keywords: law-enforcement bodies, the Cossacks, Cossack communities, Cossack associations, public order
Самоорганизация казачьих общественных объединений в конце 1980-х годов стала закономерной реакцией потомков казаков и симпатизирующих им граждан на нарастающий социетальный кризис советского общества, при котором партийно-государственный аппарат "перестроечного" типа перестал обеспечивать эффективное управление плановой социалистической экономикой и другими сферами общества, вследствие чего объективно требовалась компенсация ослабленного государства общественно полезной деятельностью институтов гражданского общества. В Северо-Кавказском регионе традиционным политическим институтом, сочетающим функции политического управления государства и гражданского общества, являлось качество. До 1917 г. оно выполняло не только оборонительные, пограничные функции на южных границах государства, но и занималось правоохранительной деятельностью в местах компактного проживания казаков. В советском периоде после репрессий расказачивания функционирование казачьих объединений было ограничено, сведено, в основном, к этнокультурному самодеятельному творчеству.
Однако, в Северо-Кавказском регионе, имеющем исторически сложившиеся места проживания потомков казаков, в конце 1990-х гг. активизировались национальные общественные объединения, которые организовали "парад суверенитетов" с целями создания мононациональных государств. Для реализации подобных программных установок национальные общественные объединения, претендовавшие на господство в региональных политических системах, проводили этническую мобилизацию соответствующих "коренных" народов для вытеснения из республик представителей "некоренных" народов административными, экономическими, психологическими и физическими методами. При этом нарушения конституционных прав граждан в республиках Северного Кавказа приобрели массовый характер. Так, в ночь с 28 на 29 апреля 1991 г. многочисленная банда националистов совершила нападение на станицу Троицкую ЧИ АССР. Во время десятичасового погрома убито 5 человек, ранено 53 человека, сожжены 4 жилых дома, автомашины, разграблено имущество, совершены многочисленные акты насилия над гражданами. Наращивание численности подразделений МВД в Сунженском районе не снизило криминальную напряженность и до конца 1991 г. из района выехало 500 русскоязычных семей.
Для противодействия националистам, грубо нарушавшим конституционные права граждан, правоохранительным органам требовалась поддержка местного населения, которое стало организовывать казачьи объединения. Однако, поначалу они имели напряженные взаимоотношения с правоохранительными органами по ряду причин: во-первых, в казачьи организации вступало значительное число граждан с криминальным прошлым. Они трактовали казачество как независимую "вольницу", пытались устанавливать "казачий порядок". В городах Пятигорске и Новоалександровске, станице Лысогорской Георгиевского района, например, казаки применяли ногайки для наказания нарушителей общественного порядка, совершали иные противоправные действия. В 1991-1994 гг. в Ставропольском крае зарегистрировано более 70 преступлений с участием казаков. Во-вторых, под предлогом самозащиты некоторые казаки незаконно вооружались огнестрельным и холодным оружием. Выявлялись случаи незаконного приобретения и перевозки казаками оружия, боеприпасов из зоны боевых действий в Чечне. В 1994 г. на Ставрополье изъято более 500 единиц огнестрельного оружия, в том числе и у казаков. В-третьих, низкая дисциплина членов казачьих объединений приводило к многочисленным конфликтам с органами государственной власти и местного самоуправления. Так, под предлогом восстановления казачьего самоуправления в с. Садовом Предгорного района казачья организация захватывала помещение местной администрации и объявляла о введении атаманского правления.
Вместе с тем, в условиях государственного кризиса 1990-х годов правоохранительные органы утрачивали доверие граждан, вследствие чего восемь из десяти опрошенных казаков выразили желание заниматься охраной общественного порядка независимо от милиции [3; С.102-105]. Это затрудняло отношения казаков с правоохранительными органами, которые были вынуждены проявлять повышенное внимание к казачьим объединениям, искать законные пути их привлечения к охране общественного порядка.
Для усиления сотрудничества с казачеством в мае 1993 г. проводилось совместное заседание коллегий УВД администрации Ставропольского края и прокуратуры Ставропольского края, в котором при рассмотрении вопроса "О мерах по улучшению взаимодействия органов внутренних дел и казачества в обеспечении общественного порядка и укрепления законности на территории Ставропольского края" участвовали атаманы казачьих обществ Ставропольского края. Результатом принятых мер стало формирование в Ставропольском крае в 1993-1994 годах 243 добровольных казачьих дружин и муниципальных казачьих гвардий численностью около 3,5 тысячи казаков, из которых 347 являлись внештатными сотрудниками милиции.
Вместе с тем, предложения милиции об участии казаков в совместных мероприятиях не всегда получали поддержу местных казачьих объединений, которые стремились к организации самостоятельных правоохранительных формирований, основанных на принципах местной самообороны, вооруженных огнестрельным оружием, специальными средствами.
Взаимодействие органов внутренних дел с казачеством активизировалось в связи с указом Президента РФ от 16 апр. 1996 г. № 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе". В июне 1994 г. МВД России направило МВД республик, ГУВД и УВД краев и областей, УВДТ письмо "Об участии казачества в обеспечении общественного порядка". В нем признавалось, что "потенциал казачества в охране общественного порядка и борьбе с преступностью используется не в полной мере. Нередко работа органов внутренних дел в этом направлении проводится лишь эпизодически. Самостоятельные же действия казачества по обеспечению правопорядка зачастую носят элементы самоуправства, приводящие к нарушениям законности, ущемлению прав и свобод граждан"[3, С89]. Органам внутренних дел предписывалось во взаимоотношениях с казачеством руководствоваться действующим законодательством, а казачьи формирования к охране правопорядка привлекать лишь на основании решений местных органов власти. Запрещалось оснащать казачьи формирования оружием и специальными средствами, не предусмотренными законодательством. На руководителей служб милиции общественной безопасности возлагалась персональная ответственность за привлечение казаков к охране общественного порядка. Органам внутренних дел поручалось незамедлительно реагировать на факты самоуправства казаков, нарушения прав населения, другие нарушения законности казаками или против них [3, С89-90].
Приказы МВД России создали правовые основы для реализации инициатив органов внутренних дел по привлечению казаков к охране общественного порядка. Принятыми мерами к середине 1999 г. численность казачьих подразделений, участвовавших в укреплении правопорядка в РФ, доводилась до 1 тысячи. С их помощью только за 1998 г. раскрывалось 2,4 тыс. преступлений, пресекалось 54 тыс. административных правонарушений [3]. Положительный опыт взаимодействия казаков и милиции был накоплен в городах Буденновске, Георгиевске, Невинномысске и Пятигорске, Александровском, Кировском, Ко-чубеевском, Левокумском, Шпаковском районах Ставропольского края.
В последующие годы правовые основы деятельности казачьих объединений расширили Федеральный закон от 5 дек. 2005 г. №154-ФЗ "О государственной службе российского казачестве", Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденная Указом Президента РФ от 3 июля 2008 г., Указ Президента РФ от 7 окт. 2009 г. №1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы", постановления Правительства РФ от 8 окт. 2009 г. "О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами договоров с казачьими обществами" и от 26 февр. 2010 г. № 93 "О видах государственной или иной службы, к которым привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных, окружных и войсковых казачьих обществ".
Новым значительным вкладом в развитие правовых основ возрождения и деятельности российского казачества стала Стратегия развития российского казачества до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 15 октября 2012 г. Она предполагает расширение условий и факторов участия членов казачьих обществ в различных видов общественно значимой деятельности казачьих объединений, в том числе и более активное их участие в охране общественного порядка [5].
Федеральное законодательство, обеспечивающее привлечение казачьих обществ к выполнению правоохранительных функций, дополняются правовыми актами субъектов РФ. Так, в Ставропольском крае был принят краевой закон "О казачестве в Ставропольском крае", в котором конкретизированы правовые основы деятельности казачьих обществ [1]. Дополнительные правовые основы участия казачества в охране общественного порядка создал закон Ставропольского края от 18 дек. 2007 г. № 69-к «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка». Он предусматривает возможность формирования муниципальных казачьих дружин на территории соответствующего поселения или городского округа из числа казаков «реестровых» казачьих обществ [2], а п. 6 ст. 4 этого закона указывает, что при общественных объединениях не допускается создание добровольных правоохранительных формирований. Нормативные документы органов местного самоуправления существенно дополняют правовую базу привлечения казачьих объединений к участию в охране общественного порядка [4].
В свою очередь, органы местного самоуправления, действующие в местах компактного проживания потомственных казаков, привлекают казаков к охране общественного порядка в составе муниципальных казачьих дружин. Таки дружины активно действуют в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском крае. Разворачивается их работа и в Ставропольском крае. Так, члены казачьих обществ на регулярной основе несут правоохранительную службу в городах региона Кавказских Минеральных Вод, в г. Ставрополе, других муниципальных образованиях.
Накопленный казачьими общественными объединениями опыт правоохранительной работы заслуживает изучения органами государственной власти и местного самоуправления, имеющими право заключать с казачьими обществами договоры об их участии в охране общественного порядка.
Для привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка и региональной безопасности необходимо реально обеспечить социальные гарантии казакам, участвующим в этой общественно значимой деятельности, решить весь комплекс вопросов материально-технического оснащения муниципальных казачьих дружин.
Члены казачьих обществ готовы участвовать в охране общественного порядка и такое желание казаков в выполнение общественно значимых функций должно быть использовано для укрепления общественного порядка и региональной безопасности.
Литература
1. Закон Ставропольского края от 1 авг. 2003 г. № 29-КЗ "О казачестве в Ставропольском крае" // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2003. №17 (119). 15 сент.
2. Закон Ставропольского края от 18 дек. 2007 г. № 69-к "Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка" // URL:http//www. dumask/ ledislation/regional/zakony/2007/12200.
3. Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. М., 1997. Вып. 2.
4. Решение Ставропольской городской думы от 27 окт. 2010 г. №106 "Об утверждении Положения о муниципальных казачьих дружинах города Ставрополя " // URL: www/dumast. ru | legislation/resh/resh.php.
5. Стратегия развития российского казачества до 2020 года // URL:http://www. kasak. cc/praktika/programma_razvitia.php.
References
1. Law of Stavropol Krai of August 1. 2003 № 29 "on the Cossacks in Stavropol Territory" // Proceedings of the laws and other legal acts of the Stavropol Territory. 2003. № 17 (119). September 15.
2. Law of Stavropol Krai of December 18. 2007 № 69 to the "Participation of citizens in ensuring the protection of public order" //URL:http//www. dumask/ledislation/ regional/zakony/200 7/12200.
3. Cossacks in the service of Russia: Newsletter GUKV. Moscow, 1997. No. 2.
4. Stavropol city council decision on October 27. 2010 №106 "On approval of the municipal city of Stavropol Cossack brigades" //URL:www/dumast.ru/legislation/ resh/resh.php.
5. The development strategy of the Russian Cossacks 2020 //URL:http://www. kasak.cc/praktika/programma_razvitia.php.