УДК 37.0[075.8): 37.013.42
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2013 Я.Н. Алиева, доктор философии по социологии, преподаватель кафедры социологии
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, социальные проблемы детей, внутрисемейные отношения, отношения - «родители-дети», ценности, социальные институты, демократизация, глобализация.
Аннотация: В статье делается анализ проблем семейного воспитания в современной азербайджанской реальности. Воспитательный процесс в современном обществе находится на распутье, потому что будущее общества требует одно, а реальность - другое («ножницы воспитания»). В изменившихся условиях современной социальной практики возникает необходимость переоценки характера семейных отношений, формирования современной концепции решения задач воспитания на междисциплинарной основе в соответствии с социальной политикой нашего государства. Гармоничное и эффективное функционирование общества зависит от оптимального пути решения этого противоречия.
Как известно, «.. .детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в разум и сердце человека из окружающего мира, - от этого и многого другого в реальной степени зависит, каким человеком он станет завтра.» [1, с.41].
Семья чутко реагирует на все изменения в экономике и социальной структуре общества, и самые незначительные изменения внутрисемейных отношений всегда оказывают влияние на становление характеров, воли, чувств, мировоззрения подрастающего поколения.
Эффективность семейного воспитания главным образом зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственнопсихологического климата в ней. Т.е. как социальная ячейка общества, семья интегрирует в себе сложные общественные явления, отражающие нравственные ценности, социально-экономическую основу общества, его противоречия и тенденции развития.
Семья - это носитель национально-этнических традиций, где ребёнок усваивает родной язык, культуру, обычаи. В семье и через неё определяется и выражается стремление человека найти своё место в социальной жизни, дать нравственную оценку своей подлинной сущности. Ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что даёт нормальная семейная атмосфера, общение ребёнка с отцом и матерью. Ибо, дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят своё место в жизни.
Функциональные и структурные изменения семьи в свою очередь привели к ломке традиционного внутрисемейного отношения «родители-дети», которое было стержнем расширенной семьи. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в нынешних условиях значительно возросла социализирующая функция таких социальных институтов, как детские воспитательные учреждения, школы, вузы, СМИ, социальная среда. И чем ребёнок становится старше, тем больше ослабевает влияние семьи и возрастает влияние школы, «улицы», друзей и знакомых. Так, в трехступенчатом социологическом исследовании (1990 - 2001 -2011 гг.), проведенном нами в г. Баку, перед респондентами был поставлен вопрос: Как Вы считаете, какую роль в воспитании ребёнка играют семья, СМИ, учебные заведения, социальная среда?
Первоначально распределение ответов (в 1990-2001 годах) было таким: семья - 50%, средства массовой информации (СМИ) - 30%, учебные заведения - 10%, социальная среда - 10%. В настоящее же время (в 2011 году) эти цифры выглядят иначе. Значительное большинство респондентов (более 90%) отводят семье определяющую роль в воспитании детей, и лишь 10% из них считает, что семья не играет определяющей роли. На втором
месте в ответах на этот же вопрос стоит социальная среда. 66% респондентов считает, что именно социальная среда оказывает ощутимое воздействие на воспитание детей. Остальные 34% отводят ей второстепенную роль. Учебные заведения занимают третье место. Чуть более 50% респондентов считает, что учебные заведения играют важную роль в воспитании. Более 45% же оценивают роль учебных заведений как второстепенную. Наконец, на четвертом месте в ответах на поставленный вопрос стоят средства массовой информации (СМИ). Лишь 1А опрошенных считают их роль в воспитании определяющей, остальные 75 с лишним - считают, что они не оказывают или оказывают незначительное воздействие на воспитание.
Указанная последовательность расстановки ответов на поставленный вопрос: семья ^ социальная среда ^ учебные заведения ^ СМИ, недостаточно адекватно отражает реальное положение дел. Скорее, здесь сыграло роль традиционно-консервативное отношение к роли семьи. Отсюда, и некоторое преувеличенное её роли. Пожалуй, этот же фактор и нашел свое отражение при оценке социальной среды. В Азербайджане существует своеобразный «изоляционизм» в отношении детей и среды. Заставляет задуматься и отношение респондентов к роли СМИ в семейном воспитании. И это объяснимо. В большинстве СМИ Азербайджана недостаточно гибко, без применения адекватных форм и методов подходят к освещению семейной проблематики. В основном материалы СМИ, в зависимости от партийной или иной принадлежности, сводятся либо к необоснованному восхвалению, либо к перечню негативных факторов в этой области.
В целом становится ясным, что для нормального, полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима, и её нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями, так как существенное влияние на формирование личности ребёнка оказывает именно атмосфера внутри семьи [2-5].
Одной из причин отчуждения детей и родителей является значительно уменьшенный контакт между ними. Возрастает дефицит свободного времени у родителей, которые постоянно озабочены насущными жизненными проблемами, и, соответственно, дети обделены вниманием, они недополучают необходимую эмоциональную поддержку, у них не формируется культура общения, что приводит к излишнему прагматизму.
Чтобы этого избежать, общество должно предпринять конкретные меры по изменению условий жизни семьи, а также поддержанию ее ценностей и традиционной культуры. Между тем, семейное воспитание должно отвечать не только общественной заинтересованности в социализации молодого поколения, но и индивидуальной заинтересованности родителей в «духовном» воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите и нравственной помощи родителей.
В Азербайджане у истоков воспитания и формирования личности ребенка стоит мать. Этим отмечается при-
оритет матери в воспитании детей, хотя это нередко приводит и к феминизации воспитанников. Так, 3/5 опрошенных, имеющих детей, отметили, что в их семье дети воспитываются матерями. Изменение функциональных родительских ролей повсеместно связано с доминированием матери в уходе за ребенком, воспитании, ведении домашнего хозяйства и, следовательно, преобладанием контактов с ребенком, при котором происходит внутрисемейная феминизация воспитания, которая снизила социализирующую роль отца во многих семьях. Но, с другой стороны, в эгалитарных семьях воспитательная роль отца в последнее время серьезно возросла, вследствие чего происходит демократизация семейных отношений, которая тесно связана с демократизацией и гуманизацией воспитания детей [6-12].
Особый разговор о так называемых неполных семьях, число которых растёт, и можно сказать, что тенденция к их сокращению наметится не скоро. Феномен «неполная семья» всё настойчивее вторгается в наше общество и параметры его внушительны. Рост числа подобных семей сопровождается ростом сопутствующих проблем: экономических /поскольку такая семья имеет более низкий уровень жизни по сравнению с полными семьями/; воспитательных /негативные последствия в воспитании детей/; эмоционально-психологических /личного счастья или несчастья женщины/; социально-демографических /так как неполные семьи - следствие не только разводов, но и всё увеличивающегося числа внебрачных рождений/. Многие беды детей - следствие разрушенной семьи, ухода из неё отца, а иногда и матери.
Характерно, что если ранее уход со стороны матери был главным способом домашнего попечения детей преимущественно самого раннего возраста, то есть до одного-двух лет, то в последние годы эта форма воспитания стала распространяться и на детей более старшего дошкольного возраста. Наблюдается тенденция феминизации воспитательного процесса.
По нашему мнению, главная задача сейчас - значительное улучшение качества обслуживания детей в воспитательных учреждениях, что непосредственным образом связано с повышением квалификации работников / особенно воспитателей/, оптимальном распределении численности детей в группах, улучшением материально-технической базы этих учреждений и т.п. Результаты исследований свидетельствуют, что существующая в общественных науках точка зрения относительно института семьи и брака в общем виде сводится к тому, что на значительно более развитой, чем сегодня, ступени мировой цивилизации семья утратит свои сегодняшние функции. Тем не менее в современных условиях семья - пока необходимый для общества институт, и поэтому в интересах общества следует его поддерживать и укреплять.
Более того, просчёты и негативные моменты процесса глобализации, поставили семью и её воспитательную функцию перед трудной дилеммой: либо воспитательную деятельность следует построить на общечеловеческих нормах и ценностях - свободе, справедливости, интеллектуальности, морали и т.д., при этом обнаруживается резкое расхождение с ныне существующими весьма негативными факторами, играющими роль отчуждения, либо же в воспитательной деятельности семья должна руководствоваться сиюминутной выживаемостью, что в целом не согласуется с «вечными» моральными ценностями.
На вопрос «Как на Ваш взгляд, от каких факторов в большей степени зависит эффективность семейного воспитания?» - распределение ответов было следующим образом: полной семье абсолютное большинство респондентов, т.е. 66,8% из всех ответивших, придали большое значение. На втором месте оказался нравственно-психологический климат в семье (63,2%), что в результате отражается на обществе в целом, на третьем месте - форма и характер общения с детьми - 43,2%. Последующую роль в данном процессе играют педагогическая культу-
ра родителей (30%) и их авторитет (24,6%). От остальных же факторов: малодетности (8,2%), многодетности (6,6%) и др. эффективность семейного воспитания значительно не зависит.
Результаты исследования также показали, что около 85% опрошенных считает, что в республике, как и во всем мире, имеет место процесс глобализации, отражающийся на семейных отношениях и воспитании детей. Так, 1/5 опрошенных не радуют глобальные изменения в обществе, так как они негативно отражаются на их семье /на традициях, ценностях, менталитете и др./. 1/4 опрошенным эти изменения по душе, так как они позитивно влияют на их семью, но 42% опрошенных еще не чувствуют этих изменений. Отсюда, процессы глобализации и трансформации, происходящие в мире и связанные с ними нововведения принимаются азербайджанским обществом непоследовательно и, возможно, с недоверием. В этой связи более 17% опрошенных полагают, что в современных условиях необходимо воспитывать детей в духе высоких духовных ценностей, около 22% - согласно требованиям времени, а остальные, более 60% респондентов, считают, что при воспитании детей важно учесть и то и другое, 6,6% же - затруднились ответить. Около У опрошенных считают, что родители должны предоставить своему ребёнку свободу в его профессиональной ориентации, однако ограничения этой свободы должны существовать. Лишь более 5% считают, что выбор должны делать родители.
В целом можно прийти к выводу, что в настоящее время прослеживается тенденция воспитания детей не из принципа целесообразности, а из принципа необходимости. И «необходимость» диктуется сегодняшними реалиями. Воспитательный процесс в нынешних условиях находится на перепутье. Семья оказалась перед нелегким выбором: противоречивость требований глобального и регионального планов, что условно можно назвать «ножницами воспитания». Очевидно, что можно достичь высокого уровня развития лишь в том случае, когда общество формирует всесторонне развитого субъекта общественной деятельности - человека. В этом деле большая доля ответственности лежит на семье, как ячейке общества, она при этом несёт в себе все противоречия общества. Отметим, что при любых обстоятельствах важно учесть воспитательное значение религии, где есть призыв к высоким моральным ценностям.
При исследовании проблем детей, семейного воспитания и т.п. нельзя не затронуть категорию детей, которые по тем или иным причинам оказались вне попечительства родителей. Согласно мнению Е.Б.Бреевой и др. исследователей, «.. .непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, а в ряде случаев и сверстников, невозможность, а нередко и нежелание избежать конфликтных ситуаций приводят к уходу ребёнка из дома, детского дома, приюта.» [6, с. 143-154]. Полагаем, что изучение данного аспекта проблемы должно рассматриваться комплексно в рамках более широкого анализа общества и детей, как особой социальной группы, затем - семейных отношений, что даст возможность раскрыть причины возникновения иных проблем в обществе. Отметим, что проблема бездомных детей в Азербайджане мало изучена /в особенности с социологической позиции/, хотя данной проблемой в той или иной степени занимаются специалисты в области педагогики и психологии. Нужна помощь государству для нахождения оптимальных путей преодоления данного явления, оказания помощи бездомным детям и др. Видимо, прежде всего необходимо построение гуманного общества, где дети станут привилегированным «классом» [6; 12]. В Конституции Азербайджанской Республики подчеркивается, что «забота о детях и их воспитание является долгом родителей. Государство контролирует выполнение этого долга» /статья 34/ [7]. Руководство страны претворяет в жизнь ряд программ и проектов по преодолению про-
блем в данной сфере (реструктурирование Госкомитета по проблемам женщин в Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей, реализация ряда программ, связанных с проблемами детей, которые по тем или иным причинам остались вне попечительства родителей и др. / под руководством М.Алиевой и др./).
Наряду с вышеотмеченным, в последние годы появились и новые проблемы в сфере воспитания и образования. Это - сиюминутность решения проблем, увлечение «западными» моделями образования без учёта национальных особенностей и истории развития отечественного образования, механическое перенесение приёмов и методов в страну, пренебрежение традициями и др. Однако ясно, что каждая страна имеет свою систему образования, которая выражает характер своего народа, сознает он это или нет. Более того, воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [7; 13, с.27-29; 14; 15; 16, с.95; 17].
Очевидно наличие множества трудностей в решении этой проблемы, однако их можно решить путем применения более глубоких научных методов. Для этого необходима интенсификация системы образования, реализация здесь общечеловеческих духовных ценностей. Для претворения в жизнь этой важной цели, наряду с усвоением общечеловеческих духовных ценностей, нужно оставаться верными собственным традициям, национально-культурным ценностям и историческому прошлому своего народа, так как эти ценности имеют особо важное значение в процессе формирования нового поколения. Согласны, что «.наши собственные корни - очень здравые, и мы должны гордиться ими. Самым важным фактором успеха в жизни является верность своим корням.», что является могучим воспитательным средством. Г.Алиев подчеркивал, что «.азербайджанский народ сохранил, и впредь будет сохранять свои исторические корни, свои национальные ценности, духовные ценности.» [18].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1969.
2. Бахтавер М.А. Семейный фактор в процессе социализации подростков // Вектор науки ТГУ. Педагогика,
© 2013
психология. 2010. № 2. С. 20-22.
3. Ансариниджад Н.А.О. Семейная психопатология в Тегеранском центре психокоррекции и перевоспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 31-34.
4. Кадияни Д.Х. Сравнительный анализ семейного законодательства (общие объекты) // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 19-22.
5. Джиоева Г.Х. Традиционная семейная педагогика осетин // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 129-132.
6. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
7. Конституция Азербайджанской Республики, Баку, 2003.
8. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, 1997, № 9, с.42-44.
9. Борисенко Ю.В., Соловьева В.Ю. Оценка супружеских отношений родителей как фактор оценки собственных межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 34-36.
10. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником? // Дошкольное воспитание, 1997, № 1, с.50-59.
11. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 42-46.
12. Мирзаджанзаде А.Х. Этюды о гуманитаризации образования. Баку, 1993.
13. Павлова Л.К. Наследие - фундамент культуры // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности», М., 1997, с.27-29.
14. Пинт А.О. Это вам, родители: Раздумья педагога о воспитании школьников. М., 1971.
15. Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Под ред. Н.И.Монахова, М., 1980.
16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.
17. Зейналов С.М. Актуальные проблемы воспитания и обучения. Б.: 1990
18. Речь Президента Республики Гейдара Алиева на встрече с молодёжью по случаю дня молодёжи Азербайджана./ Газета «Бакинский рабочий», 3 февраля, 2001 г.
FEATURES STREET CHILDREN RESEARCH IN MODERN SOCIETY
Y.N. Aliyeva, PhD in sociology, lecturer in sociology
Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Keywords: family, family education, social issues, children, family relations, relations - “parent-child”, values, social institutions, democratization, globalization.
Annotation: There is done an analysis of problems of family upbringing in modern azerbaijanian reality in the article. In author’s opinion, an upbringing process in modern society is at a crossroads, because the future of the society requires one thing, but reality - other one, what author calls “the scissors of upbringing”. In changed conditions of modern social practice there is a necessity reassessing the character of family relations, forming of modern concept of solving the problem on interdisciplinary basis according the social politics of our state. Harmonious and effective functioning of society depends on the optimal way of solving this contradiction.
УДК 336.025: 37. 014
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
© 2013 С.Н. Алиева, доктор философии по социологии
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Ключевые слова: образование, система образования, организационно-управленческая модель системы образования, реформирование, финансирование.
Аннотация: Перемены, происходящие в нашей республике, в том числе и в системе образования, заставляют по-новому взглянуть на задачи социологии образования. Одной из главных задач становится разработка новой теоретической концептуальной организационно-управленческой модели. Данная статья посвящена исследованию некоторых актуальных вопросов процесса управления и финансирования системой образования Азербайджана.
Предпосылкой эффективного управления развитием социальной природы, функций и внутренней структуры. системы образования является адекватное понимание её Недостаточность исследований по функциональной и