УДК 316.4.051.62
ДОБРАЧНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ: АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Д.А. Бистяйкина, Е.Н. Касаркина, Е.Г. Панькова
Аннотация. Проблема исследования обусловлена тем, что противоречия развития современного общества и девальвация конструктивных семейных ценностей актуализируют подготовку молодежи к браку и семейной жизни институтом социальной работы. Добрачные установки молодежи обусловлены изменениями, происходящими в семье, также статикой развития социума, которые не только не исключают, но и предполагают необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к самостоятельной жизни в семье. В статье приведены данные анкетного опроса молодежи г. Саранска и экспертного опроса. Цель исследования - определить роль социальной работы в формировании семейных ценностей молодежи и оценить особенности добрачной подготовки современного подрастающего поколения. Добрачная подготовка молодежи - это не простой процесс, протекающий сам по себе, в кругу семьи или при общении со сверстниками, это трудоемкая задача специалистов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения.
Ключевые слова: социальная работа, молодежь, семейные ценности, добрачная подготовка.
PRE-MARITAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE: ASPECTS OF SOCIAL WORK
D. Bistyaikina, E. Kasarkina, E. Pankova
Abstract. The problem of the study is due to the fact that the contradictions of the development of modern society and the devaluation of constructive family values actualize the preparation of young people for marriage and family life by the Institute of social work. Pre-marital attitudes of young people are caused by changes taking place in the family, as well as the dynamics of social relations, which does not only exclude, but also implies the need for special training of younger generations to independent life in the family. The article presents the data of a questionnaire survey of young people in Saransk and the results of an expert survey. The purpose of the study is to determine the role of social work in the formation of family values of young people and to assess the features of pre-marital training of the modern younger generation. Prenuptial training of young people is a difficult process that can't be performed in itself, in the family or in communication with peers, it is a time-consuming task of work with specialists involved in the Education of the younger generation.
Keywords: social work, youth, family values, prenuptial preparation.
Актуальность добрачной подготовки молодежи обусловлена тем, что в современном обществе наблюдается процесс изменения социальных функций семьи, а именно разрушение традиционных внутрисемейных связей. Кризисные процессы в обществе затрагивают институт семьи, и семья реагирует на данные воздействия ростом разводов, выбором альтернативных форм брачно-семейных отношений, отказом от рождения детей и/или их воспитания. В настоящее время актуален вопрос не количественного, а качественного сохранения семьи. Трансформация института семьи не может не влиять на формирование взглядов и ценностей молодежи на брак и семью. Именно эта проблематика является одним из основных предметов исследования в современной социологической литературе [1-3]. Глобальные тенденции изменения семьи, непосредственно влияют на семейные ценности молодежи, среди них:
- современная социальная среда (семья, сверстники и окрестность) нередко является причиной рискованного сексуального поведения молодежи;
- все большую популярность приобретает образ внесемейной жизни, ценности свободы от семейных обязательств и самореализации в профессиональной деятельности, что поддерживается и всей экономической системой, предпочитающей работника, не обремененного семьей и детьми;
- более распространенной для семьи становится следование нормам малодетности, чем многодетности. Снижается количество детей в семье, вплоть до их полного отсутствия;
- уровень брачности снижается, увеличивается количество людей выбирающих альтернативные (внебрачные) формы семейных отношений, становится все больше разведенных и неполных семей, матерей-одиночек;
- отмечается переход ряда функций семьи к другим социальным институтам, в результате
чего многие семейные узы утрачивают свою ценность и прежнее значение;
- происходит процесс «размывания» системы поведенческих норм в сфере брака и семьи, представлений о содержании семейных ролей в молодой семье [4, с.200].
В целях изучение проблемы формирования семейных ценностей в сознании молодежи и роли социального работника по регулированию данной проблемы, нами было проведено социологическое исследование. Основной инструментарий исследования - анкета социологического опроса, разработанная в соответствии с проблемой, целями и задачами исследования. Объем выборочной совокупности -144 человека, в возрасте 14 - 18 лет. Выборка случайная. Были опрошены учащиеся средних общеобразовательных школ г. Саранска. Также нами были опрошены эксперты в числе которых сотрудники социальных служб, сотрудники сфер образования и здравоохранения г. Саранска. Всего опрошено 18 экспертов.
Согласно результатам исследования, родительская семья выступает основным субъектом добрачной подготовки молодого поколения. Так, распределение мнений респондентов относительно того, каким образом они получают информацию, касающуюся специфики брачно-семейных отношений, политики государства в области брачно-семейных отношений особенностей функционально -ролевой структуры семьи, свидетельствуют о том, что основным источником данной информации являются 1) родители (86,6%); 2) СМИ, интернет (68,3%); 3) внеурочные мероприятия, классные часы (58,10%); 4) знания полученные в школе (41,5%); 5) беседы с социальным работником/иным специалистом (26,4%).
В установках и сознании молодежи семейные ценности с одной стороны, подытоживают социальный опыт настоящего и прошлого, а с другой создают прообраз будущего семьи, прогнозируют показатели демографического поведения и развития в перспективе. Семейные ценности молодежи формируются не спонтанно, а под влиянием тех или иных факторов, значимость которых в каждом отельном случае может различаться, среди них: культура общества, семья, школа, средства массовой информации, друзья, соседи и др. Разнообразие социальных институтов адаптации и социализации влияет на кругозор и взгляды личности на семейные отношения, предназначение брака, однако невозможно выделить, какой из них существеннее или влиятельнее [5, с.17-18].
Рассмотрим характеристику полученной информации о тех или иных вопросах добрачной подготовки молодежи от разных субъектов, выявленную нами в ходе опроса старшеклассников:
1) сотрудники/учителя школы, являются основным источником информации о вопросах: семейного законодательства, прав и обязанностей родителей (87,5% респондентов); социального предназначения семьи (66,6% респондентов); нравственных составляющих семьи: долг, ответственность, верность, честность, перед супругой (супругом), семьей, детьми (54,1% респондентов); особенностей мужской и женской психологии, владения навыками общения (75% респондентов); специфики воспитательных функций родителей (87,5% респондентов); семейных ролей и обязанностей мужчины и женщины в семье (83,3% респондентов);
2) родители и родственники выступают источником знаний по вопросам: предназначения семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов (50% респондентов); вопросы, касающиеся семейных ролей и обязанностей мужчины и женщины в семье (33,3% респондентов).
3) специалисты: юристы, врачи, социальные работники, психологи, по мнению респондентов освещают вопросы: семейного законодательства (54,1% респондентов); нравственных составляющих семьи: долг, ответственность, верность, честность, перед супругой (супругом), семьей, детьми (54,1% респондентов); особенностей мужской и женской психологии, владение навыками общения (50% респондентов); венерических заболеваний, и других инфекций, передающихся половым путем (75% респондентов);
4) друзья играют свою роль как субъекты информации по вопросам особенностей половой жизни (75% респондентов); физиологических особенностей мужчины и женщины (50% респондентов).
5) научная литература как источник самообразования раскрывает, по мнению респондентов, для них вопросы счастливой семейной (33,3% респондентов); физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены (50% респондентов).
6) художественная литература как источник самообразования раскрывает, по мнению респондентов, для них вопросы: предназначения семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов (54,1%
респондентов); нравственных составляющих семьи: долг, ответственность, верность, честность, перед супругой (супругом), семьей, детьми (66,6% респондентов).
7) ТВ передачи, СМИ, интернет являются значимыми при поиске молодежи ответов на вопросы: семейного законодательства (62,5% респондентов); нравственных составляющих семьи: долг, ответственность, верность, честность, перед супругой (супругом), семьей, детьми (66,6% респондентов); особенностей мужской и женской психологии, владения навыками общения (75% респондентов).
Следует отметить, что в учебных планах средних общеобразовательных школ г. Саранска, где мы проводили анкетный опрос, нет специальных предметов посвященных проблемам добрачной подготовки обучающихся, тем не менее те или иные аспекты добрачной подготовки осуществляются в рамках иных учебных предметов: 1) «Обществознание» (5 - 11 классы) - рассматриваются такие темы, как: «Институт семьи и брака, судьба семьи в современном обществе», «Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений», «Семейные правоотношения. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей»; 2) «Право» (10 - 11 классы) рассматривает некоторые правовые аспекты семейных отношений: «Понятие и
источники семейного права»; «Брак, условия его заключения»; «Права и обязанности супругов»; «Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)»; 3) «Технология» (5 - 11 классы) вооружает воспитанников умениями вести домашнее хозяйство. Например, систематически проводятся занятия на тему: «Приготовление пищи. Кулинария»; «Мордовская национальная кухня». В учреждении функционирует
специализированный кабинет для технического труда. Большая часть процесса организации добрачной подготовки школьников приходится на внеклассные занятия. Однако актуальность данных предметов признана экспертами, принимавшими участие в нашем опросе, см. рисунок 1.
Мы также задавали молодежи вопрос «Как часто специалисты по социальной работе посещают школу, классные часы, Вашу семью, беседуют с Вами, в групповом порядке или индивидуально, по проблемам брачно-семейных отношений, проблемам семьи и молодежи в целом?», см. рисунок 2.
Также интерес представляет распределение мнений молодежи относительно форм работы различных специалистов (учители, социальные работники, врачи, психологи) по вопросам добрачной подготовки, см. рисунок 3.
Рисунок 1. - Распределение мнений экспертов относительно значимости введения специальных предметов в школах ориентированных на добрачную подготовку молодежи, %
Рисунок 2. - Распределение мнений на вопрос: «Как часто специалисты по социальной работе посещают школу, Вашу семью, беседуют по проблемам брачно-семейных отношений, проблемам семьи и молодежи в целом?» (по результатам анкетного опроса молодежи), %
90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
83,30%
■ В рамках учебных предметов «Обществознание», «Право», «Технология»
□ Внеурочные мероприятия, беседы дискуссии при участии социальных работников, психологов
ЕЗ Классные часы с приглашением врачей, социальных работников, психологов
□ Круглый стол, беседы с участием социальных работников, юристов, психологов
ЕЗ Тренинги с психологом
В Просмотр тематических кинофильмов с приглашением врачей, социальных работников, психологов
Рисунок 3. - Формы организации процесса добрачной подготовки молодежи (по результатам анкетного опроса молодежи), %
Исходя из данных, отображенных на рисунке 3, можно сказать, что влияние социальной работы на формирование семейных установок молодежи в условиях современного общества в настоящее время носит не организованный и не систематический характер. Тем не менее, результаты исследования, представленные на рисунке 3, свидетельствуют, что социальная работа по формирования конструктивных семейных установок молодежи все же ведется.
Опираясь на результаты опроса экспертов, можно выделить следующие задачи социальной работы по добрачной подготовки молодежи: 1) привитие знаний ответственного родительства (56,7% экспертов); 2) формирование навыков конструктивного разрешения семейных конфликтов (96,4% экспертов); 3) информирование о социальной роли семьи (100% экспертов); 4) вооружение знаниями о роли и значимости семьи для личности (100% экспертов); 5) развитии навыков, необходимых для супружеской и семейной жизни (бюджет семьи, фамилистическая культура) (32,6% экспертов); 6) консультирование о добрачных факторах «риска», понятия «готовности к браку» (16,7% экспертов); 7) вооружение умениями вести домашнее хозяйство (22,3% экспертов); 8) ознакомление с основами семейного законодательства, основными направлениями
политики государства в области брачно-семейных отношений и демографии (100% экспертов); 9) вооружение молодежи знаниями о культуре интимных чувств и половой жизни (86,8% экспертов).
К основным формам работы специалистов по социальной работе, занимающихся добрачной подготовкой молодежи, эксперты отнесли: 1) проведение обучающих лекций и семинаров по проблемам семьи и брака (100% экспертов); 2) тематические беседы, дискуссии, диспуты, обсуждение книг и статей из периодической печати, посвященные проблемам молодежи и брачно-семейных отношений (86,5% экспертов); 3) просмотр и анализ художественных и документальных кинофильмов по проблемам добрачной подготовки (34,4% экспертов); 5) использование тренингов, тестов, игры как методов добрачной подготовки (56,7% экспертов).
98,7% экспертов отметили, что в настоящее время необходима более детальная разработка такого направления социальной работы, как деятельность по привитию у молодежи конструктивных семейных ценностей.
Роль социальной работы в формировании семейных установок молодежи в условиях современного общества, по мнению экспертов, отображена в таблице 1.
Таблица 1. - Роль социальной работы в формировании семейных установок молодежи в условиях современного общества, по мнению экспертов, %
Показатель Проявление роли социальной работы в формировании семейных установок молодежи в условиях современного общества
Социальная работа как наука Социальная работа как профессия
Востребована, и имеется потенциал 78,9% 32,2%
реализации
Востребована, но отмечаются проблемы 21,1% 67,8%
в реализации
Таким образом, мы можем отметить влияние социальной работы на формирование семейных установок молодежи, однако это влияние имеет не системный характер. Проведенное исследование в г. Саранске показало, что специалисты по социальной работе (наряду с иными специалистами юристы, врачи, педагоги, психологи) проводят работу по добрачной подготовке молодежи посредством организации классных часов в МОУ средних общеобразовательных школах г. Саранска, техникумах и училищах г. Саранска, участвуют в конференциях, круглых столах, посвященных
проблемам семьи и проблемам подготовки молодежи к браку и семейной жизни, однако деятельность эта разового, а не регулярного характера. Если роль социальной работы как науки в формировании семейных установок молодежи в условиях современного общества оценивается экспертами как востребованная и имеющая потенциал реальной реализации, то роль социальной работы как профессии в решении данного вопроса, по мнению экспертов, характеризуется как востребованная, но не имеющая достаточной апробации.
Литература:
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): учеб. пособие / А.И. Антонов. - М.: Nota Bene, 1998. -360 с.
2. Афанасьева Т.М. Молодежь и семейная жизнь / Т.М. Афанасьева. - М.: Росмэн, 2006. - 205 с.
3. Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: монография / Е.И. Зритнева. - Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 231 с.
4. Касаркина Е.Н. Молодая семья как объект социального воздействия и субъект собственного изменения / Е.Н. Касаркина, Д.А. Бистяйкина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 199-204.
5. Новикова Е.Н. Влияние городской среды на добрачное поведение молодежи / Е.Н. Новикова // Социология города. Научно-теоретический журнал. -2011. - № 2. - С. 16-23.
Сведения об авторах:
Бистяйкина Динара Асымовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Касаркина Елена Николаевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Панькова Елена Геннадьевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
D. Bistyaikina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor of Social Work Department, National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]
E. Kasarkina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor of Social Work Department, National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]
E. Pankova (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor of Social Work Department, National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]