УДК 37.018.1 ББК 74.900.3 К 88
Л.Н. Кубашичева
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей. Семейные неудачи и «родительская неэффективность» в итоге формируют недоверие к миру взрослых. Необходимость изучения социальной ситуации функционирования семьи и новые характеристики процесса развития современного ребёнка диктуют необходимость включения семьи в воспитательное пространство сельской школы как важный и необходимый ресурс.
Ключевые слова: семья как ресурс воспитания, современная сельская школа, семья как институт социализации.
L.N. Kubashicheva
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
FAMILY AS EDUCATIONAL RESOURCE OF PUPILS’ SOCIALIZATION AT MODERN RURAL SCHOOL
Abstract. The most important social function of a family is education and development of children. Family failures and “parental inefficiency” form mistrust to the world of adults as a result. Need to study a social situation of a family functioning and the new characteristics of the modern child development dictate need to include a family in educational space of rural school as an important and necessary resource.
Keywords: family as educational resource, modern rural school, family as socialization institute.
Семья играет в воспитании растущего человека основную, долговременную и важнейшую роль: именно в детские годы человек обретает качества, необходимые в течение последующей жизни, так как он находится в семье значительную часть своей жизни (М.И. Буянов, А.М. Виноградова, В.А. Петровский и др.). Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных направлений (Э.Г. Эйдемиллер, А.В. Захаров, А.С. Спиваковская и др.). Исследователи констатируют потребность детей в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в их обеспечении со стороны взрослых, что проявляется в заботе и положительно-эмоциональном отношении к ним при взаимодействии.
В своём докладе на общем собрании РАО Д.И. Фельдштейн, характеризуя новую пространственно-временную ситуацию, отмечает: «К сожалению, несмотря на
многочисленные работы, посвященные исследованию особенностей современного человеческого сообщества, раскрывающих происходящие изменения во всех сферах развития (экономической, социальной, демографической и т.д.), включая преобразования, изменяющие характеристики его движения, выявляющие всю глубину происходящих подвижек, заставляя учёных говорить о переходе на исторически новую стадию, мы всё ещё не в полной мере осмысливаем значимость, смыслосодержащую сущность нынешнего этапа развития общества. ...Человек сейчас оказался не только и не просто в сложной ситуации многоплановых, многоуровневых преобразований, а уже в исторически новом пространстве-времени, обусловленном общей динамикой объективного развития общества» [1, с. 2].
В связи с этим представляется особенно важным определять появление новых закономерностей, устанавливать направленность, динамику, интенсивность и характер изменений в процессе развития детства. Если в конце прошлого века ребёнок развивался в условиях малого социума - семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию: на его сознание влияет огромный объём информации (телевизор, Интернет, телефон и т.д.), дополняя знания, получаемые от родителей, учителей, воспитателей, что открывает разные формы отношений, связей, действий и, несомненно, влияет на его сознание и миропонимание [1].
Изучение социокультурной среды развития ребёнка в определённых формах её представленности, выявление основных факторов, характера и степени воздействия её на детей - от социально культурной ситуации в целом до различных отдельных макро- и микросред, в которые включён ребёнок, - это новые задачи, стоящие перед взрослыми. Поскольку Детство, как сложная система, в которой формируется растущий человек, функционирует сегодня в принципиально новой исторической ситуации и претерпевает в ней новые чрезвычайно глубокие и серьёзные изменения, остро необходима выработка развёрнутой программы познания особенностей современного Детства.
Претерпевают серьёзные изменения и жизнедеятельность семьи, её потенциальные возможности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей, определяющие во многом приспособляемость семьи к новым условиям.
В современном мире взрослых наблюдается его отчуждённость от мира Детства, равнодушие в отношениях, обеднение ценностных ориентиров, знаковых изменений в когнитивной и потребностно-мотивационной, личностно-эмоциональной сферах и т.д. как признаки мира нового времени, нового ритма жизни, которые предполагают выявление проблем, осмысление среды и роли семьи в воспитании и развитии растущего человека.
Воспитательно-образовательное пространство как условие развития учащихся сельской школы, вбирающее в себя многомерность пространства с его природным, социальным, информационным содержанием, связано с процессами социализации, культурой и образованием. Процесс создания образовательно-воспитательного пространства и психолого-педагогическая помощь учащимся в овладении этим пространством - одно из необходимых условий развития учащихся сельской школы. Сельская школа - социальный институт, воспроизводящий, формирующий жизнь ребёнка и несущий ответственность за него, как и семья. В школе осуществляется понимание образования как «роста», т.е. развитие ребёнка предстаёт в ней в виде открытого процесса, устремленного в будущее, определяющегося результатами настоящего и намеченными перспективами формирования растущего человека.
Проблемы семьи как важного ресурса воспитательно-образовательного процесса современной сельской школы в последние десятилетия стоит особо остро. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены социальными факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:
- структура семьи и материальные условия её жизнедеятельности;
- личностные характеристики родителей;
- характер взаимоотношений в семье.
Семья и сельская школа нуждаются в особом внимании и особой поддержке в ситуации, когда особенно обострились несоответствия и противоречия между:
- усилением воспитательного влияния на школьника в связи со сложной социальной ситуацией в обществе и отсутствием надежных методик его осуществления в арсенале педагога, ибо теория педагогики не в состоянии предвидеть становление образовательновоспитательного пространства, учитывая возможные негативные обстоятельства, возникающие в современном социуме;
- потребностями педагогического коллектива сельской национальной школы в расширении ценностной социальной базы воспитания как открытого социокультурного процесса и отсутствием изучения проблем семьи и программ по привлечению семьи к этим
процессам;
- недостаточностью педагогических находок прошлого века для изменившегося мира и человека в нем и ограниченностью организационных форм воспитательной деятельности, недооцениванием влияния других источников на внутренний мир, нравственную позицию личности, становление человеческой сущности и отношение человека к самому себе.
Постановка проблемы реализации этих противоречий привела к изучению семьи и детско-родительских отношений, определяющих возможности воспитательнообразовательного пространства сельской школы, дополняющих ресурсы развития учащихся, которые очень важны в современной социокультурной ситуации села.
Выявление проблем семьи, как основополагающей части воспитательнообразовательного пространства развития и социализации растущего человека, явилось основной задачей нашего исследования, для решения которой использована авторская диагностическая методика - анкета «Воспитательные ресурсы семьи».
В педагогическом исследовании принимали участие 36 старшеклассников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» аула Хатажукай Шовгеновского района Республики Адыгея и их родители (всего 58 человек).
Жизнедеятельность и потенциальные возможности семьи, её ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и развитию детей претерпевают серьезные изменения, что во многом связано с её адаптационными возможностями к новым условиям, и предполагают вхождение семьи в воспитательно-образовательное пространство сельской школы.
Семья в ситуации нового ритма жизни постоянно испытывает дефицит средств и времени для воспитания и развития детей, растет безнадзорность детей, их социализация всё в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии. Социальная депривация - лишения, ограничение материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития, воспитания и социализации детей, - в целом в российских условиях сохраняется. В данном случае образование родителей, их мировоззрение, позиция определяют отношение детей к обучению и образованию (в нашем исследовании родители с высшим образованием составили 43,2%; среднее профессиональное образование - 29,3%; среднее общее образование - 27,5%).
Снижение уровня занятости родителей на селе изменило потребительскую ситуацию, родители чаще заняты на личном подсобном хозяйстве, которое является важным фактором материального обеспечения семьи в селе (основной доход семьи, по результатам исследования, составляет земледелие и животноводство - 87,2% ответов, бытовое обслуживание села - 12,3%).
Неработающая мать благоприятно влияет на жизнедеятельность и воспитательный потенциал семьи с высоким уровнем доходов, что позволяет ей значительно больше уделять внимание детям, уходу за ними и их воспитанию. Такая семья может активно заниматься домашним воспитанием и образованием ребёнка. Однако такими возможностями обладает меньшинство семей (по результатам нашего исследования безработных мам в обеспеченных семьях лишь 10,8%), большинство же семей испытывает значительные трудности при удовлетворении насущных потребностей, что не может не отражаться на характере и направленности воспитательного процесса. Если же женщина вынужденно становится безработной, то сразу возникает ряд трудноразрешимых проблем: где найти работу и необходимый заработок на ограниченном рынке труда села, как обеспечить содержание детей и т.д. Многие семьи вынужденно избирают стратегию физического выживания, так как без работы остаются даже отцы (13,5% опрошенных). Отметим также, что одной из материальных основ сельской семьи являются пенсии старших её членов (у более 50% респондентов).
Данные факты, приобретая массовый характер, обусловливают дисфункцию семьи как воспитательного института именно в тот момент, когда государство резко сократило
инвестиции в детство, переложив задачи социализации главным образом на плечи семьи.
Жизнь многих современных детей протекает в неполных семьях. Результатом нашего диагностического исследования явилось наличие 26,5% неполных семей среди опрошенных. У каждой неполной семьи своя история. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, выяснение отношений, проживание с отчимом или мачехой в конфликтной семье и др. Всё это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. На основе нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений могут возникнуть и семейное неблагополучие, и его негативное воздействие на ребёнка. Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр отклонений у детей как в их психике, так и в поведении. Предразводная или послеразводная ситуация в семье особенно негативно действует на ребёнка.
В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Ребёнок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно уверен в себе, недолюблен, что сказывается на его общении и эмоциональной сфере, влечёт за собой трудности в межличностных отношениях.
Неполная семья, возникшая вследствие развода, с точки зрения её воспитательного потенциала, наиболее уязвима, так как родители и дети связаны не только любовью, но и страданием и болью. В то же время это не значит, что в таких семьях позитивный воспитательный потенциал отсутствует. Отметим, что отдельные исследования ставят под сомнение однозначную оценку негативности воспитательного потенциала неполных семей, о чем, в частности, свидетельствуют социологические исследования [1].
Воспитательный потенциал семьи, особенно молодой, реальное его усиление может быть представлено помощью в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушек, дедушек и других родственников). Наше исследование показало, что многопоколенные семьи на селе составляют 50,7%. Бабушки и дедушки наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми служат своеобразным транслятором социального традиционного опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становится всё более актуальной, а спрос на неё со стороны молодых родителей неуклонно растёт.
Хотя представители старшего поколения (бабушки и дедушки) потеряли ту главенствующую роль, которую они играли в патриархальной семье, их помощь сегодня в уходе за детьми и их воспитании (особенно в дошкольном возрасте) зачастую единственно возможный вариант для молодой семьи, позволяющий родителям работать или учиться. Хоть мы не исключаем того, что в отношениях между старшим поколением и родителями в семье порой возникают разные конфликты, в том числе и разногласия по вопросам воспитания и развития растущего человека, однако считаем, что значение их помощи в социализации детей очень велико. Именно в процессе общения со взрослыми ребёнок приобретает не только навыки предметных действий, осваивает социальный опыт, развивает мышление и речь, воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства и т.д., но и ценностные ориентиры этнической культуры. В этой связи велико значение многопоколенной семьи, где создаётся среда для трансляции традиций, обычаев, установок жизнедеятельности растущего человека в этнической среде. Содержание и социально-нравственное наполнение таких отношений в каждой семье уникальны, так как зависят от индивидуальных особенностей её членов, их нравственной и духовной культуры.
Живой пример родителей - это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старших поколений младшему в сложном механизме социального наследования. Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения, правда, вполне вероятна ситуация, когда социально значимый пример родителей не срабатывает из-за напряжённой обстановки в семье либо по каким-то другим объективным или субъективным причинам.
По данным нашего исследования, в состоянии постоянного конфликта с родителями
находятся 3% опрошенных детей, частота конфликтов растёт по мере взросления ребёнка, что связано с особенностями подросткового возраста (стремлением к самостоятельности, пересмотром ценностей и нравственных норм, повышением самооценки и т.д.) и низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей.
Имеют место и ситуации, когда ребёнок растет в семье с гармоничными семейными отношениями, но ориентации и социальные установки взрослых - негативные. В этом случае положительный эмоциональный фон семьи способствует закреплению в опыте и сознании ребёнка негативного опыта взрослых.
Научить детей ориентироваться на поведение родителей как пример и прообраз собственных действий - это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Вот почему так принципиально важны поведение, образ мыслей и действие взрослых в семье. Однако воздействие родительских образов имеет вовсе не механический характер, а своеобразно усваивается и перерабатывается личностью ребёнка. Именно поэтому дети не могут абсолютно точно копировать родителей, ведь обстоятельства молодого поколения иные, чем у их родителей.
Отношения между отцом и матерью формируют в значительной мере нравственноэмоциональный климат в семье. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений, а ведь именно семья призвана играть важную роль в социальной адаптации детей. Нельзя не видеть, что формируется новое поколение россиян, более энергичное, предприимчивое, неплохо ориентирующееся в практической жизни, не брезгующее никаким трудом. И на это, несомненно, влияют обстоятельства, связанные с внутрисемейными отношениями и установками.
Нарастание отчуждения между детьми и родителями подтверждает анализ психологопедагогических проблем семейного неблагополучия и позволяет констатировать тот факт, что это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь ещё более углубляются. Разрыв семейных связей или их ослабление между детьми и родителями также вызывают:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- алкоголизм родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности подросткового возраста и др.
Сельский труд имеет большое значение для социализации детей и их включения в различные виды деятельности семьи. Приобщение ребёнка к сельскохозяйственному труду -важный воспитательный ресурс. Старшеклассники активно вовлекаются сегодня в различные виды хозяйственно-бытового труда в семье. Значительно вырос объём участия детей в работах на принадлежащих семье участках и фермерских хозяйствах. Дети приобщаются к значительно расширившемуся кругу хозяйственных семейных работ. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей в семье. Результаты опроса 36 старшеклассников, проведенного нами в рамках нашего исследования, показал, что помогают родителям по уходу за домашними животными и огородом, а также в фермерском хозяйстве 89,3% опрошенных, а 9,2% старшеклассников оказывают помощь родителям в быту. Лишь 1,5% респондентов не участвуют в ведении домашнего хозяйства вместе с родителями.
Однако есть известная опасность перегрузки детей хозяйственно-бытовыми работами,
что может нанести ущерб их общему развитию, негативно сказаться на учении, сузить сферу досуга. Так, не имеют домашнюю библиотеку 43,2% опрошенных семей, нет компьютера у 16,5% школьников, лишь 2,6% детей посетили драматический театр.
Таким образом, проблемы семьи в селе, выявленные нами, позволяют сделать вывод об особой важности института семьи как воспитательного ресурса воспитательнообразовательного пространства сельской школы, использование которого вселяет надежду о насыщении необходимыми средствами обогащения развивающего потенциала социальной среды учащихся сельской школы.
Примечания:
1. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации 21 века: доклад на общем собрании РАО. М., 2012. С. 2.
References:
1. Feldstein D.I. Problems of psychologic and pedagogical sciences in a spatio-temporal situation of the 21 century: a report at the general meeting of RAO. M., 2012. P. 2.