Научная статья на тему 'Роль национально-духовных ценностей в развитии внутрисемейных отношений'

Роль национально-духовных ценностей в развитии внутрисемейных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
741
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL AND SPIRITUAL VALUES / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ / MODERN PERIOD OF DEVELOPMENT / АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / AZERBAIJANI SOCIETY / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / PSYCHOLOGY OF FAMILY RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меджидова Латифа Сабир Кызы

Семья, как первичная ячейка общества, основывается на многих ценностях и нормах культурных институтов, в том числе и национально-духовных ценностях. Каждая этническая группа, нация обладает такими ценностями, поскольку прошла длительный исторический путь развития совместной социальной жизни, в течение которой, благодаря общности языка, религии, материального и духовного производства, обладает возможностями для самоидентификации. Взаимоотношения супругов в семье строятся на основе тех ценностей и норм, которые сформировались веками. Среди них важное место занимают ценности национально-духовные, в которые входят представления о языке, искусстве, религии, обычаях и традициях, образе жизни, формах хозяйствования и т.д. В статье раскрывается роль национально-духовных ценностей в азербайджанской семье в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL AND MORAL VALUES IN DEVELOPMENT OF FAMILY RELATIONSHIPS

The family as a primary unit of the society, is based on many values and norms of cultural institutions, including the national and moral values. Every ethnic group and nation possesses such values, because it has undergone through long historical development of the joint social life, during which it has acquired opportunities for self-identification due to common language, religion, material and spiritual production. Relationships between spouses in the family are built on the basis of those values and norms which have been formed by centuries. National and moral values which include ideas about language, art, religion, traditions, lifestyle, household, etc. are among the most important ones. The article reveals the role of the national and moral values in an Azerbaijani family in modern times.

Текст научной работы на тему «Роль национально-духовных ценностей в развитии внутрисемейных отношений»

Меджидова Латифа Сабир кызы

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ .

психологические науки

УДК 070.11: 37.017: 159

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2016

Меджидова Латифа Сабир кызы, докторант кафедры психологии, учитель начальных классов лицея «Зенги» Институт проблем образования, Баку (Азербайджан)

Аннотация. Семья, как первичная ячейка общества, основывается на многих ценностях и нормах культурных институтов, в том числе и национально-духовных ценностях. Каждая этническая группа, нация обладает такими ценностями, поскольку прошла длительный исторический путь развития совместной социальной жизни, в течение которой, благодаря общности языка, религии, материального и духовного производства, обладает возможностями для самоидентификации. Взаимоотношения супругов в семье строятся на основе тех ценностей и норм, которые сформировались веками. Среди них важное место занимают ценности национально-духовные, в которые входят представления о языке, искусстве, религии, обычаях и традициях, образе жизни, формах хозяйствования и т.д. В статье раскрывается роль национально-духовных ценностей в азербайджанской семье в современный период.

Ключевые слова: семья, духовные и нравственные ценности, современный период развития, азербайджанское общество, психология семейных отношений.

HE ROLE OF NATIONAL AND MORAL VALUES IN DEVELOPMENT OF FAMILY RELATIONSHIPS

© 2016

Mejidova Latifa Sabir, doctoral student of the department of Psychology, primary school teacher, «Zengi» Lyceum Institute of Issues in Education, Baku (Azerbaijan)

Abstract. The family as a primary unit of the society, is based on many values and norms of cultural institutions, including the national and moral values. Every ethnic group and nation possesses such values, because it has undergone through long historical development of the joint social life, during which it has acquired opportunities for self-identification due to common language, religion, material and spiritual production. Relationships between spouses in the family are built on the basis of those values and norms which have been formed by centuries. National and moral values which include ideas about language, art, religion, traditions, lifestyle, household, etc. are among the most important ones. The article reveals the role of the national and moral values in an Azerbaijani family in modern times.

Keywords: family, moral and spiritual values, modern period of development, Azerbaijani society, psychology of family relationships

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Семья является важной социальной группой, играющей ведущую роль в формировании социальной структуры общества. Несмотря на определенные сдвиги в общественном сознании относительно приоритетов в жизненных ценностях, семья как социальный институт выдерживает натиск таких социальных явлений, как уменьшение численности детей в семье, появление альтернативных браков, раннее отделение подросших детей от семьи, превращение семей в двупоколенную социальную группу, растущее одиночество пожилых членов семьи, утрата родовых межпоколенческих связей. На фоне этих процессов имеется реальная опасность утраты таких ведущих компонентов крепости семьи, как духовно-национальные ценности. Это ведет к распаду семей, проблемам в социализации личности, утрате представлений об этнической идентичности, общественных ориентиров и политического идеала. Сохранение духовно-национальных ценностей необходимо не только в семье, но и в таких сферах общественной жизни, как образование, быт, искусство, литература, язык, история. Духовно-национальные ценности составляют также существенную часть ментальных представлений людей, которые способствуют формированию идентичности, в том числе и на семейном уровне.

Анализ последних исследований и публикаций, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы семейных взаимоотношений являются предметом изучения многих дисциплин, в том числе психологии.

Говоря более конкретно, речь идет о ментальности, ее таких составных частях, как духовно-нравственные ценности на этническом уровне. Отметим, что вопросы ментальности, связанные с установками, стереотипами, религиозными ценностями, художественными представлениями, изучались многими представителями психологической науки. Так, в России в рамках психо-

логии личности вопросами ее духовно-национальных ценностей занимались такие ученые, как Л.П.Буева, В.Б.Александров, В.Г.Бабаков, В.М.Семёнов, Л.М.Архангельский, Скрябина Д.Ю. и многие другие, в странах СНГ М.О. Иномова, А.К.Минаваров, А.Нуров и др., в Азербайджане А.С.Байрамов, Б.Г.Алиев, Р.Г.Гадирова, И.М.Байрамов, А.Н.Аббасов и другие исследователи. Вопросами семейного воспитания с точки зрения нравственных ценностей этнического происхождения интересовались многие азербайджанские исследователи, в том числе в общенаучном плане - А.Пашаев, Ф.Рустамов, А.Аббасов, с точки зрения учета в семейных отношениях обычаев и традиций, ценностных оснований этики - А.Гашимов, Ф.Садыхов, Н.Халилова, О.Г.Рзаев, С.М.Мамедов, Ш.Н.Исмаилов и др.

В целом проблема довольно сложная, многоаспектная, здесь учитываются многие составные элементы личностного развития, сознания человека, оценочная сторона его действий, прежде всего, содержание мен-тальности. В исследуемой проблеме азербайджанские ученые затрагивали лишь ее отдельные аспекты.

Формирование целей статьи (постановка задания). Под влиянием процессов, протекающих в современном обществе, культурное развитие стало более стремительным, новые информационные технологии в корне стали менять человеческое мышление, стали складываться новые экономические отношения. Эти процессы оказали, в свою очередь, влияние на семью, являющейся важнейшей составной частью общественных отношений. Изменения в общественном строе, в системе социальных связей отразились также и на семейных отношениях и национально-духовных ценностях. Актуальными проблемами современной науки является рассмотрение этих проблем с точки развития укрепления нравственных основ семьи.

Роль национально-духовных ценностей в укреплении семейных взаимоотношений должна также исследоваться в рамках психологической науки. Развитие

психологические науки

Меджидова Латифа Сабир кызы РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ...

национально-духовных ценностей имеет под собой психологическую основу в виде приоритетов и интересов, ориентаций и установок. Все это особенно важно для рассмотрения и корректирования процесса формирования нравственных ориентаций у молодежи в добрачном периоде. Процессы, происходящие в обществе, оказывают на семью двоякое влияние, т.е. как положительное, так и отрицательное. Среди отрицательных факторов, как известно, большую роль играют инфляция, безработица, в целом падение уровня жизни. Помимо этого, смена ценностных ориентиров и моральных норм также влияют на идеологию семейных отношений, на взаимоотношения как разных поколений, так и супругов. Нами поставлена задача определения основных направлений изменения семейных взаимоотношений под влиянием национально-нравственных ценностей, путем анализа как исследований, проведенных до нас отдельными учеными, так и на основе наблюдений, анализа фактов из реальной жизни.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Взаимоотношения в семье между отдельными ее членами исторически строились как на определенных нормах, на семейных ценностей, так и на тех ценностях, которые были связаны с национальными или этническими особенностями, религиозными представлениями, мировоззрением, исторически сформировавшимися нравственными представлениями о жизни, об отношениях между полами. Строительство внутрисемейных отношений, их урегулирование шло путем определения как запретов, так и поощрения того или иного типов поведения. Все это было связано с образом жизни, исторически сложившимися представлениями о семейной жизни, соответствовало целям создания здоровой семьи, со здоровым потомством, с высоконравственными представлениями о взаимоотношениях между супругами, между детьми и родителями. Известно, что в Коране есть множество наставлений о пользе взаимного уважения в семье, о необходимости уступать друг другу. Отмечается, что хорошие отношения означают добродетель в отношении друг друга, их надо сохранять до глубокой старости. Необходимо почитать родителей и т.д. О нравственном содержании предписаний Корана в отношении семейных ценностей писали в древнем литературном памятнике Востока «Габуснаме» [9].

Здесь приводится много поучительных советов в отношении того, как должны строиться взаимоотношения между отцом и сыном, между детьми и родителями в целом. Они носят религиозный характер. К примеру, подчеркивается, что родителей надо уважать так же, как паства уважает бога. Родители и воспитывают, и смотрят за своими детьми. Неуважение к родителям карается Богом определенным наказанием. Дети подобны плодам, выросшим на прекрасном, ухоженном дереве. Дерево - это родители. Чем лучше ухаживать за деревом, тем лучше будут его плоды, говорится в этом произведении [9, с.23]. Главное - чтобы родители были внимательными, культурными, заботливыми в отношении своих детей. Все это говорит о том, что религиозные ценности также занимают определенное место в иерархии нравственно-духовных ценностей определенного народа.

Относись к родителям так же, как бы ты хотел, чтобы к тебе относились твои дети [9, с.23]. Основы воспитания детей в семье формировались веками. Традиции и обычаи, которые при этом складывались, отражались в сознании людей в виде ценностных ориентаций и норм. Нормы и ценности отражались как в народном творчестве, так и в художественной литературе назидательного характера. В своем произведении «Гюлистан» («Райский цветник») Саади Ширази подчеркивал, что в загробном мире о каждом из нас будут судить не по происхождению, а по делам, т.е. не будут спрашивать, кто твой отец, а спросят, чего ты достиг [2, с.195]. Известны наставления Насиреддина Туси «Ахлаги-Насири» («Этика

Насири») о том, что правильное воспитание подрастающего - одна из главных задач, которая стоит перед родителями. Прежде всего, следует воспитывать честного, порядочного человека, формировать у каждого человека необходимые навыки и умения [12, с.85].

Вопросы нравственного воспитания рассматриваются также в социальной педагогике. Влияние национально-нравственных ценностей на семейные отношения происходит через историческую память, когда в быту в ходу различные поговорки, пословицы, сказания, сказки, обряды, обычаи, связанные с ними, в том числе с праздничными обрядами, различные ритуалы по определенным жизненным этапам (рождение, смерть и проч.). Вот некоторые образцы пословиц и поговорок: хороший наследник сделает отца визирем, а плохой - негодяем; тот, кто не слушается родителей, подобен необъезженному коню; старший говорит - младший слушает; сын не бывает безгрешным, а отец не бывает бессердечным; хоть и дорог ты мне, а воспитание - еще дороже; сыну в наследие - быть должным перед отцом; уважай своего отца, тогда и твой сын будет уважать тебя, и т.д.

В историческом памяти народа живы сказания, их глубокий нравственный смысл. К примеру, в народном тюркском эпосе «Китаби Деде Коркут» («Сказание моего деда Коркута») раскрыты быт и обрядность древних тюркских племен, проживавших на территории нашей страны. Рассказы, входящие в этот эпос, полны назиданий и поучений, которые крепко связывали семейно-брачные отношения, поскольку носили назидательный и нравоучительный характер. Особенно важными они были в деле воспитания детей подросткового и юношеского возраста. Например, есть вот такие поучительные выражения: пока дочь не возьмет пример с матери, толку не будет; пока сын не дождется отца, скатерть не будет раскрыта, и т.д.

Среди нравственных ценностей, лежащих в основе семейных отношений в азербайджанской семье, выделяются такие, как взаимное уважение, в особенности в отношении к женщине. Известна поговорка о том, что жена есть столп, фундамент семьи. О хорошей девушке так и говорят: женишься на дочери того-то (называют имя отца), получишь основание для своей семьи, столп. Распространен обычай прекращения споров, порой доходящих до скандала или драки, когда женщина снимает свое головное покрывало и бросает под ноги спорящих. Обычай покрывать голову общепринят (по крайне мере до последнего времени), и снять с головы платок означало нечто выходящее за пределы нормального восприятия образа женщины [3, с.63].

Согласно народным обычаям, самыми почитаемыми людьми в семье считаются отец и мать. Дети должны уважать своих родителей, считаться с ними, не пререкаться, слушаться их, прислушиваться к их мнению и т.д.

Многие исследователи считают, что основной функцией семьи является воспитание детей в духе национальных ценностей. Для этого следует вести необходимую работу по привитию родителям необходимых педагогических навыков. К этому следует добавить и здоровую нравственно-психологическую обстановку в семье [5, с.45]. Семья должна стать для ребенка настоящей школой нравственного воспитания. Семейные взаимоотношения строятся, исходя из потребностей семьи, из различных сфер жизни и форм жизнедеятельности. Очень важна интеллектуальная культура родителей, педагогические навыки и знания, их взаимное уважение и искренность.

Важна работа по систематизации нравственно-национальных ценностей через исследование всего пласта народной мудрости, традиций и обычаев, которые напрямую связаны с национальным самосознанием. Исследователи подчеркивают, что большинство неприятных моментов в жизни современной семьи ХХ столетия связаны с тем, что не считаются с народными обычаями, сформировавшихся веками и на основе которых выросло много здоровых и нравственно крепких поколе-

Меджидова Латифа Сабир кызы психологические

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ... науки

ний людей. Именно поэтому следует тщательно изучать нравственное наследие, полученное нами от своих предков [10, с.33].

Ясно, что современная стратегия образования служит пропаганде общечеловеческих ценностей, их популяризации и усвоению. Государственная политика как раз и нацелена на сохранение национального нравственного наследия, для чего разрабатываются и реализуются различные проекты по воссозданию различных сфер культуры и искусства, ведется пропаганда по усвоению лучших образцов народного самосознания. Кроме того, известны попытки других этнических групп присвоить народное нравственное достояние, ценности культуры и самобытные обычаи и традиции. Народ талантлив, культура наша достаточно богата, чтобы использовать все это в формировании крепкой семьи, подрастающего поколения [13].

Сохранению культурно-нравственных ценностей, как приоритетных в становлении и развитии азербайджанской семьи способствует деятельность учреждений и организаций, непосредственно связанных с институтом семьи. Это Комитет по делам семьи, женщин и детей, Министерство образования, Фонд социальной защиты, Министерство молодежи и спорта, и т.д. проводятся ежегодные мероприятия в связи с Международным днем семьи.

В настоящее время реализуются несколько проектов по формированию здоровых нравственных основ семьи - это «Национально-нравственные ценности и самость», «Анализ и исследования о идеологии национальной государственности», и т.д.

Особое место в формировании национально-нравственных ценностей семьи принадлежит языку. Как уже отмечалось выше, многие ценности доносятся до сознания людей при помощи языка, т.е. устного народного творчества. Каждый человек должен в совершенстве владеть своим родным языком, чтобы с его помощью усвоить культурное достояние своего народа.

Язык также является одним из связующих звеньев в строительстве семейных взаимоотношений. Через язык усваиваются национально-нравственные ценности, идет общение, воспитание. Каждый человек через такие социальные институты, как религия, образование, обычаи и традиции усваивает определенное количество нравственных норм, которые проносит через свою жизнь и которые формируют его идентичность. Это, в свою очередь, обеспечивает национальное единство.

На данный процесс, несомненно, влияет глобализация, столкновение западных и восточных ценностей, унификация и стандартизация жизни, миграция, обмен информацией, в том числе ценностями. Идет своеобразная «борьба» между системами ценностей, в которой выиграть достаточно трудно. Зачастую здесь нарушается внутренний баланс, возможность противостоять противоположным вызовам. В итоге нарастает опасность утраты базовых ценностей, связанной с национальной идентичностью. Выдвигаются такие понятия, как «европейские ценности», и т.д.

Таким образом, возможности сохранения национально-нравственных ценностей становятся все уже. И дело здесь не только в наплыве «новых» ценностей. Речь идет также о возможности противостоять этому наплыву через укрепление нравственных устоев семьи, пропаганду национальных приоритетов в нравственных ценностях через систему образования, СМИ, укрепление традиций. Вместе с тем в социализации личности в условиях семьи поддержка и развитие нравственных ценностей, освященных историей, является важной задачей для каждого государства.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Семейная культура, семейные ценности так же разнообразны, как и народы, населяющие Землю. Желание иметь семью у каждого молодого человека или девушки заслуживает высокой оценки. И в самом деле, с древних времен роль семьи в 248

общественной структуре отношений является исключительной. Азербайджану, расположенному на перекрестке Востока и Запада, и который всегда был подвержен влиянию различных культур, удалось сохранить свое духовно-нравственное наследие. Сегодня явственно ощущается воздействие глобализации на этот процесс. Интеграция Азербайджана в мировое сообщество неизбежна. Вместе с тем наша страна, хотя и разделяет универсальные ценности, но и стремится сохранить основные приоритеты наших национальных ценностей. В сохранении национально-нравственных ценностей велика роль семьи. С другой стороны, сохранение собственной идентичности необходимо для того, чтобы защитить семейные ценности, а также для дальнейшего укрепления национальных ценностей. В современной жизни сталкиваются такие ценности, как патриархальные, национальные, исламские и христианские, а также общечеловеческие. Определить приоритет тех или иных ценностей непросто. Скорее всего, необходимо находить во всех них общечеловеческое содержание. Столкновение цивилизаций оказывает негативное воздействие на прочность семьи, одной из составляющей которой являются именно нравственные ценности. Взаимоотношения в семье, крепость ее, характер социализации подрастающего поколения зависит от указанных факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Аббасов А.Н. национальная нравственность и семейная этика. Баку: Мутарджим, 2008. - 296 с. (на азербайджанском языке)

2.Гюлюстан. Баку: Изд. Религиозной литературы. Баку: 2001. - 246 с. (на азербайджанском языке)

3.Гашимов А.Ш., Садыгов Ф.Б. Азербайджанская народная педагогика. Баку: Патронат, 1993. - 275 с. (на азербайджанском языке)

4. Скрябина Д.Ю. Сравнительный анализ развития представлений о системе духовных ценностей в отечественной педагогике и педагогике эмиграции 20-30- х гг. ХХ столетия. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени кандидата пед. наук, Глазов: 2011

5.Халилов С.С. Образование, обучение, воспитание. Баку: Азербайджанский университет, 2005. - 648 с. (на азербайджанском языке)

6. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур //Культура и ценности. -Тверь, 1992. с.3-45

7. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М., Знание, 1978, 64 с.

8. Нуров А. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Автореф. дис. на соиск. ученой степени докт. пед. наук. Душанбе: 2004, 45 с.

9.Кябуснаме. Баку: Алтун, 2005. - 224 с. (на азербайджанском языке)

10.Гаралов З.И. Воспитание: в трех томах, I том, Баку: Педагогика, 2003. - 268 с. (на азербайджанском языке)

11. Асоев Х.М. Подросток в сфере национальных и общечеловеческих ценностей и проблем. -М., 1995. -124 с.

12.Туси Н. Ахлаги-Насири. Баку: Лидер, 2005. - 280 с.

13.www.muallim.edu.az/arxiv/2014/08/41.htm)

14. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Национальное сознание и национальная культура: методолог.пробл. -1996, с.5-75.

15. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 216 с

16. Вагабов М.В. Ислам и семья. -М.: Наука, 1980. 172 с.

17. Иномова М.О. Педагогические основы использования национальных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей в семье: Автореф.дис. д-ра пед. наук. -Ташкент, 1998. 37 с.

18.Минаваров А.К. Развитие семейного воспитания в Узбекистане. -Тошкент, Фан, 1984. 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.