Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности подготовки девушек к семейной жизни в Азербайджане'

Этнопсихологические особенности подготовки девушек к семейной жизни в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
605
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СЕМЬЯ / AZERBAIJANI FAMILY / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / PSYCHOLOGY OF FAMILY RELATIONSHIPS / ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК / PRE-MARRIAGE BEHAVIOR OF YOUNG GIRLS / ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ISSUES OF ETHNIC PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гулиева Шахназ Мустафа Кызы

Проблема психологии добрачного поведения девушек и юношей имеет большое значение с точки зрения крепости семьи. Незрелость вступающих в брак сказывается на прочности семьи: ежегодно растет число разводов, неполных семей, где растут дети. На процесс социализации детей все это оказывает негативное влияние. Особенно это касается традиционных обществ, где процесс вступления в брак обусловлен традициями, в том числе этническими. Вопрос этнической идентификации имеет также и психологическую сторону. Установки на создание семьи, количество детей в будущей семье, налаживание взаимоотношений между супругами и с другими родственниками имеет своеобразное выражение в социально-психологических установках, мотивации, эмоционально-образном мире того, кто готовится к вступлению в брак. Современная молодежь, в том числе в Азербайджане, формирует свои духовно-нравственные представления в сложной атмосфере взаимодействия общепланетарных и локальных изменений в общественных отношениях. Проведенное исследование показало, что структура ценностей у девушек-студенток в азербайджанском обществе изменились в сторону потребностей признания и самовыражения, что отражается на их добрачном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF MARRIAGE PREPARATION FOR GIRLS IN AZERBAIJAN

The issue of psychology of pre-marriage behavior of the youth is very important from the point of view of stability of the family. Immaturity of those getting married impacts the stability of the family: the number of divorces and single-parent families increases annually. It has negative impact on children's socialization. It is especially applicable to traditional societies, where the process of marriage is conditioned by traditions, including the ethnic ones. The question of ethnic identification has the psychological issue as well. Concentration on marriage, number of children in future family, getting along with new members of the family has its own expression in socio-psychological focus, motivation, emotional world of those who prepare to get married. Modern youth, including the Azerbaijani one as well, forms their moral and spiritual ideas in the complex atmosphere of interaction of general planetary and local changes in social relationships. The research showed that the structure of values of young girls in Azerbaijani society has changed in the direction of need of recognition and self-expression, which is reflected in their pre-marriage behavior.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности подготовки девушек к семейной жизни в Азербайджане»

УДК 378.18+1: 159.922.1

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

© 2016

Гулиева Шахназ Мустафа кызы, старший преподаватель кафедры психологии Сумгаитский Государственный Университет, Сумгаит (Азербайджан)

Аннотация. Проблема психологии добрачного поведения девушек и юношей имеет большое значение с точки зрения крепости семьи. Незрелость вступающих в брак сказывается на прочности семьи: ежегодно растет число разводов, неполных семей, где растут дети. На процесс социализации детей все это оказывает негативное влияние. Особенно это касается традиционных обществ, где процесс вступления в брак обусловлен традициями, в том числе этническими. Вопрос этнической идентификации имеет также и психологическую сторону. Установки на создание семьи, количество детей в будущей семье, налаживание взаимоотношений между супругами и с другими родственниками имеет своеобразное выражение в социально-психологических установках, мотивации, эмоционально-образном мире того, кто готовится к вступлению в брак. Современная молодежь, в том числе в Азербайджане, формирует свои духовно-нравственные представления в сложной атмосфере взаимодействия общепланетарных и локальных изменений в общественных отношениях. Проведенное исследование показало, что структура ценностей у девушек-студенток в азербайджанском обществе изменились в сторону потребностей признания и самовыражения, что отражается на их добрачном поведении.

Ключевые слова: азербайджанская семья, психология семейных взаимоотношений, добрачное поведение девушек-студенток, проблемы этнической психологии.

ETHNIC-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF MARRIAGE PREPARATION FOR GIRLS IN AZERBAIJAN

© 2016

Guliyeva Shakhnaz Mustafa kizi, senior teacher of the department of psychology Sumgait State University, Sumgait (Azerbaijan)

Abstract. The issue of psychology of pre-marriage behavior of the youth is very important from the point of view of stability of the family. Immaturity of those getting married impacts the stability of the family: the number of divorces and single-parent families increases annually. It has negative impact on children's socialization. It is especially applicable to traditional societies, where the process of marriage is conditioned by traditions, including the ethnic ones. The question of ethnic identification has the psychological issue as well. Concentration on marriage, number of children in future family, getting along with new members of the family has its own expression in socio-psychological focus, motivation, emotional world of those who prepare to get married. Modern youth, including the Azerbaijani one as well, forms their moral and spiritual ideas in the complex atmosphere of interaction of general planetary and local changes in social relationships. The research showed that the structure of values of young girls in Azerbaijani society has changed in the direction of need of recognition and self-expression, which is reflected in their pre-marriage behavior.

Keywords: Azerbaijani family, psychology of family relationships, pre-marriage behavior of young girls, issues of ethnic psychology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие семейных отношений в целях воспитания подрастающего поколения и формирования личности и гражданина является одной из основных задач, стоящих перед государственным управлением. Роль семьи также велика в привитии этнопсихологических и духовно-нравственных ценностей относительно семейного института. Рост числа разводов, а также внебрачных детей заставляет соответствующие государственные органы и учреждения серьезно заниматься анализом и исследованием вопроса семейных взаимоотношений, крепости семьи. Государственным комитетом по делам семьи, матери и ребенка Азербайджанской Республики разрабатывается особая государственная программа на последующий период по укреплению экономических, социальных и нравственно-психологических основ семьи и брака. От правильного решения вопроса учета этнопсихологических особенностей в брачных отношениях зависит будущее семьи, характер взаимоотношений супругов, процесс социализации подрастающего поколения, этно-со-циальная идентичность азербайджанцев как этнической группы и нации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы этнопсихологических особенностей формирования семейных ценностей всегда были в центре внимания исследователей. Каждое государство заинтересовано в сохранении этнических основ нравственных семейных ценностей, вводя эти проблемы в основные направления социальной политики. Среди российских исследователей можно назвать как теоретиков, так и практиков исследования

ценностей семейных отношений, это Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская [1]. А.Н. Елизаров, В.Э. Войцехович больший упор делали на морально-нравственную, духовную сторону развития семьи, социализации личности [6; 9]. Такие исследователи, как И.В. Дорно, М.С.Мацковский и др. рассматривали проблему семьи как социального института, т.е. в комплексе [8; 10].

Т.П.Бадя делал упор на формирование ценностей семьи в глазах молодых девушек [4]. В Азербайджане также имеются многочисленные исследования морально-нравственной стороны семейных взаимоотношений, в том числе связанных с социализацией здесь подрастающего поколения, в том числе девушек. Здесь выделяются работы А.С.Байрамова, А.К. Ахмедова, З.А. Ахмедовой, и т.д. [2; 3; 5]. Вместе с тем современное развитие общественных отношений показывает, что влияние этнического самосознания на уровне духовных ценностей на добрачное поведение девушек в Азербайджане изучены недостаточно. Именно эту задачу и поставили мы перед собой.

Формирование целей статьи (постановка задания). В данной статье предполагается анализ добрачного поведения девушек, влияние на него ряда факторов, прежде всего этнопсихологических особенностей, которые проявляются в национальной идентичности. Для этого привлечен ряд материалов, как информационного характера, так и аналитического, предполагается проведение сравнительно-сопоставительного характера.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Отметим, что в вопросе этнопсихологических особенностей семейно-брачных отношений многие стороны его связаны с более общими предпосылками разви-

тия семейно-брачных отношений в стране. Необходимо их всесторонне и объективно исследовать, чтобы правильно отразить наличную ситуацию. Проблемы, с которыми сталкивается азербайджанская семья, самые разнообразные. Некоторые из них носят временный, некоторые же - постоянный характер. Прежде всего, следует назвать материально-социальные проблемы. Затем следуют проблемы, связанные со здоровьем, с местом проживания, с внутрисемейными конфликтами и обучением детей. Сюда также следует отнести вопросы материального обеспечения малообеспеченных семей. Есть проблемы, которые также отражаются на семейной обстановке. Это селективные аборты, которые производятся до сих пор. В семье принимается во внимание позиция мужа и его родителей в определении пола будущего ребенка. Предпочтения и ценности, которые они поддерживают, приводят к тому, что путем абортов регламентируется пол будущего ребенка. Нарушается природный баланс соотношения полов, который не нарушался веками. Нарушается генофонд и создается гендерный дисбаланс. Особенно это явно чувствуется в последние два десятилетия. Соотношение мальчиков к девочкам 54-46. А должно быть 52-48. За этот период соотношение родившихся мальчиков к девочкам 116-100. Все это повлияет не только на будущую демографическую структуру населения, но и на структуру профессий, социальную структуру в целом.

Другая проблема, которую переживает сейчас население, это бесплодие, в особенности мужское. Это заканчивается распадом семьи. Кроме того, растет число детей, родившихся вне брака, или же в гражданском браке. Одной из серьезных проблем, которая ждет своего решения в семейных отношениях, это вопрос суицида, число которых растет из года в год, причем среди молодежи. Следовательно, более активно должна вестись просветительская работа и работа органов здравоохранения. В особенности, следует усовершенствовать работу в сельской местности среди женщин, а также девушек, еще не вступивших в брак - в таких вопросах, как планирование семьи, контрацептивы, искусственное оплодотворение, сохранение репродуктивного здоровья и т.д.

В целом можно сказать, что на добрачное поведение девушек в азербайджанских семьях влияют многодетность, малообеспеченность, наличие в семье инвалидов или больных, неполная семья, привлечение кого-то из членов семьи к следствию, лишение родителей прав на ребенка, потеря кормильца, а также обычаи и традиции семейных взаимоотношений, принятых в данной местности, регионе или в общине. Есть еще проблемы, связанные с семьями, составленными из бывших воспитанников детских домов, из детей шахидов, вынужденных переселенцев, проблемы, связанные с отстранением девочек от учебы и ранним браком и проч. Пути решения этих проблем самые разнообразные, и от этого зависит характеристика добрачного поведения девушек в азербайджанской семье. Для будущего семейного благополучия, помимо комплекса духовно-нравственных ценностей, необходимо обеспечить:

- Социальную защиту семьи;

- Развитие системы социальной службы семьи;

- Развитие сети детских садов и групп продленного дня в средних школах;

- Облегчение условий ипотеки для получения квартир малообеспеченными семьями, а также многодетными и молодыми семьями;

- Регулярно проводить просветительскую работу по фактам уклонения девочек от обучения в старших классах, усиление контроля над данной проблемой соответствующих органов.

Есть также ряд задач, стоящих перед системой здравоохранения в лечении бесплодия, заразных заболеваний, вредных привычек, восстановления репродуктивного здоровья, контроля над рождением детей с врож-

денными дефектами, селективных абортов. Здесь, помимо медицинских мер, в особенности, в регионах, следует проводить в жизнь также и просветительские мероприятия, улучшить контроль за здоровьем детей и матерей.

Среди проблем, однозначно влияющих на добрачное поведение девушек, следует назвать вопросы семейно-брачных отношений, в том числе связанных с духовно-нравственными ценностями. Здесь следует назвать несоответствие характеров, вмешательство родственников во внутрисемейные дела, супружеская измена, проблемы здоровья членов семьи, ранний брак, насилие в семье, материальные проблемы, бесплодие, рождение детей с физическими недостатками, разделение имущества между супругами, плата алиментов и проч. Все проблемы семейной жизни, которыми живет та или иная семья, обязательно отражается на добрачном поведении девушек.

Бывает так, что нездоровая обстановка в семье, в том числе семейное насилие, нравственно-психологический климат, наличие материальных затруднений, трудности, связанные с подростковым возрастом и проч. отражаются на представлениях молодежи о будущей семейной жизни. Все это выражается на духовно-нравственном уровне, в стереотипах о семье, в общественном мнении. Это сказывается и на стремлении некоторой части молодежи к суициду.

Психологические службы школы, семьи должны работать более осмотрительно, на основе собранных фактов и материалов. Необходимо вести просветительскую работу не только через беседы, а изложение фактов при помощи художественной литературы, приведение жизненных фактов и проч. Следует наложить прямой запрет на программы и проекты на телеканалах, которые формируют негативный образ семейно-брачных отношений или формируют низкопробные вкусы у молодежи в отношении семейных ценностей. Нужен переход на передачи о здоровых семейных взаимоотношениях, о здоровом образе жизни, кроме того, важно организовать правильный досуг для детей и подростков.

Рассмотренные выше проблемы составили общую основу для исследования проблемы добрачного поведения девушек в азербайджанских семьях. Непосредственное отношение же к указанной проблеме имеет вопрос социализации личности. В данном процессе участвует семья, семейное воспитание, наследственный фактор, социальная среда. За последние десятилетия социальные изменения привели к существенным изменениям в образе жизни, мышлении, в отношении к миру. Структура потребностей, мотивация и установки формируются на основе этих изменений. В соответствии со структурой потребностей формируется также культура их удовлетворения, в том числе связанных с семейной жизнью и добрачным поведением. Однако социальная структура общества, формирующаяся в обществе, уровень жизни, общественное мнение, различные стереотипы влияют по-разному на формирование интересов и потребностей.

Процесс согласования целей и мотивов в первую очередь и влияния их друг на друга начинается, в первую очередь, в семье. Формирование основы нравственных ценностей семьи носит как постоянный, так и обновляющийся характер, причем изменения здесь происходят с большой скоростью. Известно, что престиж мужа и отца в современных семьях (особенно неполных и неблагополучных семьях) постоянно снижается. Причина этому - не только работа женщин. Обратите внимание, что масштаб времяпрепровождения вне семьи, постоянно увеличивается; роль религии в регулировании проблем семейных социальных институтов сократилась, хотя возможности свободы совести значительно расширились; хотя расширяются возможности в деле формирования коммуникативной личности, проводимые здесь реформы до сих пор не отвечают требованиям развития общества.

Таким образом, следует согласиться, что «процесс,

определяющий пути самопознания личности, а также «знания», приобретаемые им, определяются в различной степени социальными нормами, вернее, системой ролей общества и подгруппы, в которую входит индивид» [12, с.23]. Процесс самопознания индивида протекает на основе различных позиций и ролей личности, это же означает, что здесь основную роль будут играть групповые нормы [12, с.23]. Возникающие здесь враждебные положения и отношения, различные напряженности зависят от характера групповых норм, групповой коммуникации, то есть это зависит от характера общения. В этом смысле конфликт возникает в первую очередь из-за возникновения противоречивых социальных норм.

Азербайджанские реалии таковы, что здесь мужские и женские стереотипы и социальные нормы основываются на ценностях, как Востока, так и Запада, информационное пространство расширяется, увеличивая взаимодействие. Анализ также следует рассматривать в связи с этническими особенностями. Например, исследователи пришли к выводу, что «у азербайджанских детей и подростков в формировании устойчивой национальной идентичности доказательства важна роль религиозного фактора, что может проявляться в неправильном ориентировании ментальности» [13, с.216 -217]. Следовательно, если в формировании идентичности, ее определении есть определенные дефекты, это проявляет себя в нормах и ценностях на групповом уровне, что усиливает возможность возникновения противоречий, что может также завершиться неверными представлениями о добрачном поведении у девушек.

В соответствии с нормами статуса женщин и мужчин разница в них проявляется в отношении женщин к разводу. Почти все женщины в семье в урегулировании конфликта все более широко используют возможности развода. Естественно, что это отражается на стереотипных представлениях у девушек о системе взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В настоящее время многие азербайджанские браки заканчиваются разводом. Можно сказать, что увеличивается возможность самовыражения женщины, как личности, растет требовательность к супругу, их браку, что отражается на формировании конфликтной ситуации в семье и в некоторых случаях приводит к разводу. Все эти факторы являются ведущими при становлении систем норм и ценностей добрачного поведения у незамужних девушек.

Есть целый ряд психологических потребностей, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между членами семьи, исследователи включают здесь:

- потребность в общении, коммуникации;

- потребность в познании (в широком смысле слова);

- потребность в том, чтобы выполнять ту или иную роль в семье (глава семьи, хозяйка дома, любящий родитель, друг, и т.д.);

- потребность в самоутверждении, в том, чтобы признали их достоинство другими лицами;

- потребность на определенном культурном уровне в этике и эстетике в общения;

- потребность в доверии и надежности, необходимости взаимного понимания. Неожиданная потребность на культуру и этика коммуникации внутрисемейных отношений [14, с.106].

Известно, что социальные ценности очень разнообразны, здесь делается акцент на принципах различного характера, в зависимости от истории развития, природы и сущности человеческих качеств, характера, социального происхождения, социальной среды. Суть ценностей, формы их, формируются в зависимости от того, в каком мы живем в обществе, под воздействием каких социальных институтов. В итоге человеческое поведение выражается в виде социальных норм. Таким образом, способы выражения ценностей - это нормы вместе же они выражают суть социальных институтов. Социальные институты постоянно совершенствуются,

приспосабливаясь к обстоятельствам, следовательно, социальные ценности исторически меняются, адаптируются к окружающей среде, социальной среде, к потребностям человека.

В формировании добрачного поведения девушек есть роль потребности в общении и самоутверждении, что впоследствии отражается на внутрисемейных отношениях молодоженов.

Некоторые исследователи подчеркивают важность религиозных ценностей в семье. Считается, что «если люди сформировали уважение и любовь на основе светских ценностей, и если произойдут какие-либо изменения этих значений, то они немедленно потеряют это чувство. Такие понятия, как любовь, уважение, верность, могут основываться на таких критериях, как красота, богатство, здоровье, или доверие, на основе таких критериев, как этот результат почти неизбежен. Если же чувства человека основаны просто на красоте, то через некоторое время эти люди потеряют молодость, здоровье, красоту, так что любовь, уважение и преданность исчезнут вместе с ними.

Но, помимо этого, могут быть легко утрачены такие позиции, как богатство или положение. Человек, который берет эти значения в качестве основного критерия, при потере их не найдет никаких оснований продолжать уважать или любить представителя противоположного пола [15]. Потому некоторые авторы приходят к выводу о том, что любовь, уважение и преданность могут сделать более прочными именно боязнь божьего гнева и прекрасная мораль [15]. Считается также, что сохранение семейных ценностей на основе высоких человеческих и религиозных ценностей наблюдается, прежде всего, в исламских странах [16, с. 226-231].

Несомненно, что в высказывании автора есть определенная истина, поскольку среди сторон положительного воздействия религиозных ценностей есть и семейные проблемы. В тяжелых жизненных ситуациях человек обращается к религии и находит в ней утешение, воспринимая с определенных позиций семью, общество, испытывая в отношении их любовь и почитание. Имеется в виду, что религия предотвращает агрессию, гнев, различные негативные эмоции людей, основываясь на более высоких ценностях, идет в правильном жизненном направлении. Среди исламских ценностей особенно ценится интеллект, трудолюбие, почитание, смирение, верность, честность, мягкость, умение прощать, осуждаются такие отрицательные черты, как ориентация на чрезмерные украшения, алчность, обжорство, ревность и т.д.

В состав ценностей добрачного поведения девушек входят также и религиозное благочестие и ряд религиозных исламских ценностей. В целом эксперты считают, что в Азербайджане возрождается ислам, что отражается и на семейно-брачных отношениях. Много браков заключается между верующими, девушки носят ритуальное покрывало и т.д., выполняют религиозные обряды. Вместе с тем этот процесс идет наряду и с процессом европеизации и вестернизации в целом [17, с.40].

Коммуникационные возможности в семье растут наряду с расширение техники и оборудования, однако уменьшается роль матери, усложняются взаимоотношения между родителями и детьми, затрудняется нормальная социализация. Реформы в образовании, отчуждение социальной среды ослабляет традиционные взаимосвязи в семье и в целом общение, в итоге растет число разводов [17, с.210-211]. Не случайно среди стереотипов добрачного поведения следует указать и растяжение возраста вступления в брак как юношей, так и девушек.

Моральные нормы, поставляемые в виде идеологической догмы в сознание людей составляют уже свободно воспринимаемые нормы и идеи. В результате в сознании происходит путаница и другие негативные явления, в результате подрывается моральный дух семьи. Исследователи полагают, что в основе нравственных

ценностей общества должны лежать новые приоритеты, которые должны приносить новую пользу обществу [17, с.213].

Есть ряд духовно-нравственных ценностей, которые также отражаются на добрачном поведении девушек. Среди них есть такие, которые чужды нашему обществу с точки зрения менталитета [18, с.246].

Таким образом, «глобализация, быстрое развитие информационных технологий, Интернета, который пронизывает каждый нашей аспект жизни, вызывает целый ряд позитивных тенденций, но также иногда играют и отрицательную роль. Чуждые, не свойственные нашему народу идеи иногда неправильно влияют на поведение подрастающего поколения. Семейные отношения иногда подвергаются нежелательному преобразованию, имеет место, в современном мире положение семьи можно оценить как критическое. Рыночная экономика значительно снижает качество жизни людей. В частности, это касается многодетных семей, одиноких матерей, инвалидов, семей с детьми, студентов, семей с низким уровнем жизни. Мировой экономический кризис отражается на падении уровня жизни семьи, создавая проблемы с медициной, обучением детей, их отдыхом и так далее [19].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следовательно, с точки зрения формирования ценностей и их сохранения необходима материальная и моральная поддержка семей. В связи с этим в стране осуществляется определенная деятельность, однако для тех, кто нуждается в социальной помощи, нужна более активная и эффективная работа. Жилищной политика в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев, организация семейных сельскохозяйственных хозяйств и другие формы работы являются одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В этом случае следует особенно упомянуть роль Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей, в смысле больших возможностей этой организации. Через эту организацию можно реализовать деятельность по укреплению здоровья матери и ребенка, достижению репродуктивного здоровья, которая предусматривает создание необходимых условий для рождения здоровых и желаемых детей, а также комплексных программ, осуществляемых в целях предотвращения агрессивного поведения и сокращения числа случаев насилия в семье.

Для определения того, являются ли семейные ценности эффективными, нужно использовать некоторые из демографических данных, в частности, есть необходимость изучения причин развода. Девушки в качестве негативного опыта получают конфликтность в семьях своих родителей и близких людей. Естественно, что они переносят этот опыт, как модель, в качестве своей будущей семейной жизни. Или же, из-за нерешенных противоречий в будущих семьях отношения не устанавливаются должным образом.

Таким образом, отношения, сформированные в семье, являются основой человеческого общения, взаимодействие играет важную роль в формировании личности, составляя социальную основу социальных ценностей и ори-ентаций. Несмотря на то, что модель семьи Азербайджана создана, казалось бы, на системе национальных и духовных ценностей, есть несколько духовных особенностей в жизни современной эпохи, которые ведут в семье к безразличию, враждебности, недопониманию. Все это отражается на добрачном поведении молодежи, в том числе и женской, обесцениваются традиционные нормы поведения, устанавливаются те, которые приводят в будущих семьях в лучшем случае к эгалитарным отношениям.

Ведущую роль в разработке и использовании нормативов добрачного поведения играют духовные, культурные, социальные и психологические качества личности. Если к соответствующему темпераменту, характеру человека прилагаются также и некоторые из социальных и психологических факторов, то, вместо того, чтобы ис-

кать выход из любой спорной ситуации, он демонстрирует агрессию, даже насилие, обвиняя во всем всех. В этих случаях в семейных отношениях растет отчуждение, враждебные тенденции, в результате семья может развалиться.

Многочисленные теоретические и практические исследования в этой области, проводимые в Республике, показывают, что осложнения возникают на основе определенной социальной среды, исторически сложившихся условий, а также расширением возможностей иностранного влияния. К примеру, исследователи подчеркивают неоценимую роль именно информационного общества, в частности, Интернета, как для защиты моральных ценностей, так и наоборот, высокую эффективность в их уничтожении [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1987. - 120 с.

2. Ахмедов А.К. Формы брака и брачные обычаи у азербайджанцев в конце XIX - начале XX веков (по материалам Башкечидского района Грузинской ССР) // Известия АН Азерб. ССР, серия «история, философия, право», 1964, № 2, с. 34-46

3. Ахмедова З.А. Повышение политической активности женщин Азербайджана на современном этапе. Б., 1997. Автореф. канд.дисс. филос. наук, 23 с.

4. Бадя Т.П. Семья и брак в жизни современных молодых россиянок // Отечественный журнал социальной работы. 2005, №4, с.81-84.

5. Байрамов А.С. Психологические этюды. Б.: Азернешр, 1969, 219 с.

6. Войцехович В.Э. Духовные основы здоровья // Мир психологии. - 2000. - № 4. - С. 233-243.

7. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. Л.: «Наука», 1974, 258 с.

8. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: изд. Педагогика, 1990, 272 с.

9. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориен-таций в процессе интеграции семьи // Вестник Моск. Унта. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 3. - С. 59-68.

10. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики /Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 1989. - 112 с.

11. Московичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дисс. :канд. психол. наук. - СПб, 2000.-155с.

12. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой и др. Изд. Моск. Ун-та, 1984. - 356 с.

13. Кадырова Р. Национальная идентичность азербайджанских детей и подростков. Социально-психологический анализ. Баку: Кавказ, 2007. - 243 с.

14. Меньшутин В.Н. Помощь молодой семье: Заметки психолога. - М.: Мысль, 1987. - 203 с.

15. Ценность женщины в семье // http://forum.azeri.net

16. Мианджи Н.Е. Насилие в семье и факторы, способствующие формированию личности // // Психологические проблемы исследования гуманитарных наук. Баку, 2007, № 6, с.226-231

17. Алиев Р. Семейно-брачные отношения в исламе. Баку: изд. Абилов, Зейналов и сыновья, 2006. - 225 с.

18. Кулиев Г.Г. Архетипичный азери: лики менталитета. Б., «Ени Несил», 2002. - 246 с.

19. Семейная модель Азербайджана должна сформироваться на основе национальных духовных ценностей // http://www.anl.az

20. Общественное объединение «Приглашение к духовной чистоте» провело семинар-конференцию «Нравственные ценности в информационном обществе» // Deyerler.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.