УДК 159.9
DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-107-114
Валерий Леонидович Ситников1,
доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (196084, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 80),
e-mail: [email protected] Виктория Владимировна Ильченко2, кандидат психологических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46),
e-mail: [email protected]
Добрачные половые установки девушек в поликультурной среде
Психосексуальное благополучие девушек в подростковом и юношеском возрасте - залог полноценной семейно-брачной и сексуальной жизни в будущем. Проведённое исследование позволило выявить различия в добрачных сексуальных установках между девушками осетинской и русской национальностей, проживающих в Республике Северная Осетия - Алания (Россия). Выборку составили учащиеся общеобразовательных школ и студентки г. Владикавказа. Выяснено, что добрачные половые установки осетинских девушек более консервативны по сравнению с русскими. Большинство осетинских респонденток считают недопустимыми добрачные половые отношения и убеждены в отрицательном влиянии подобного опыта на будущую семейно-брачную жизнь. Вместе с тем, установки девушек, проживающих в РСО - Алании, независимо от этнической принадлежности, более консервативны по сравнению со сверстницами из некоторых других регионов России. Следовательно, в Северной Осетии национальные и культурные традиции оказывают значительное влияние на формирование добрачных половых установок и сексуальное поведение девушек. Выявлено, что недостаточно информированные по вопросам пола девушки подросткового возраста отличались пассивностью в половом поведении, консервативными сексуальными установками, более высоким уровнем тревожности и невротизации по сравнению с хорошо информированными респондентками.
Ключевые слова: добрачные сексуальные установки, психосексуальное развитие, национальные и культурные традиции, источники информации по сексуальным вопросам, тревожность, невротизация
Valery L. Sitnikov3,
Doctor of Psychology, Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (80 Moskovsky pr., Saint Petersburg, 196084, Russia),
e-mail: [email protected]
Victoria V. Il'chenko4,
Candidate of Psychology, Associate Professor North Ossetian State University Khetagurov (46 Vatutina st., Vladikavkaz, 362025, Russia), e-mail: [email protected]
Premarital Sexual Attitudes of Girls in a Polycultural Environment
Psychosexual well-being of middle and late adolescent girls appears to be the guarantee of future full-fledged family and sexual life. In the present study we reveal distinctions in premarital attitudes of Ossetian and Russian girls, living in the Republic of North Ossetia - Alania (Russia). The sample included secondary-school girls and students from Vladikavkaz. We reveal that Ossetian girls are likely to have more conservative attitudes towards premarital sex than the Russian ones. The majority of Ossetian girls think it is not acceptable to have sex before
1 В. Л. Ситников - основной автор, является организатором исследования, формулирует выводы и обобщает итоги реализации совместного исследования.
2 В. В. Ильченко собрала, обработала и проанализировала эмпирический материал.
3 V. L. Sitnikov is the main author, organizer of the research who formulates conclusions and generalizes results of the joint research.
4 V. V. Il'chenko - is the author who has collected, processed and analyzed empirical material.
© В. Л. Ситников, В. В. Ильченко, 2016
107
marriage and believe that premarital sex may have negative effect on the future marriage life. At the same time, premarital attitudes of Ossetian and Russian girls living in the RSO-Alania are more conservative, as compared with contemporaries from other regions of Russia. Thus, in North Ossetia socio-cultural settings and norms have the strongest influence on premarital attitudes and sexual activity. The study also shows that the girls who consider themselves sexually not well informed were less active in sexual behavior, had conservative pre-marital attitudes and higher level of personal anxiety and nervousness than sexually well informed contemporaries.
Keywords: premarital sexual attitudes, psychosexual development, ethnicity and socio-cultural settings, sources of sexual information, personal anxiety, nervousness
Вводная часть. Сегодня в России и мире остро стоит проблема репродуктивного здоровья молодёжи и особенно несовершеннолетних. Число детей, рождённых подростками вне брака, в два раза выше, чем количество внебрачных детей, рождённых взрослыми женщинами, что связано с ростом сексуальной активности подростков и увеличением возраста вступления в брак [19]. В условиях политико-экономических кризисов нарастает нестабильность, снижается уверенность в завтрашнем дне как у отдельных людей, так и у общества в целом, отмечается падение нравственных ценностей, обостряются этнокультурные противоречия, ухудшается демографическая ситуация, что отражается на изменении психосексуальных отношений юношей и девушек самых разных национальностей. В последние годы отмечается рост сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, прежде всего, девушек [16; 20]. Детский Фонд ООН (UNISEF) фиксирует, что более одного миллиона детей ежегодно попадают в сети секс-индустрии, при этом часто детей вовлекают в проституцию их ближайшие родственники [13].
В современной России, пожалуй, как никогда прежде, происходят очень динамичные и неоднозначные изменения в сфере психосексуального развития несовершеннолетних, чреватые серьёзными социальными и демографическими последствиями для страны. Так, по данным Е. В. Уваровой, за последние три года в два с лишним раза сократилось количество абортов у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет [18]. Казалось бы, есть повод радоваться, трубить о резком подъёме нравственности, о чрезвычайных успехах в половом воспитании подростков, что и делал детский омбудсмен П. Астахов, заявлявший в интервью: «В 2009 году число абортов у несовершеннолетних девочек в воз-
расте 15-17 лет - 24 594, а если взять 2013 год - 11 334... Это связано с тем, что мы, я ещё раз повторяю, очень пристальное внимание этой проблеме уделяли, мы работаем рука об руку с Министерством здравоохранения и, конечно же, с социальными службами, с воспитателями, с психологами...» [1]. Но профессор Е. В. Уварова объясняет столь резкое падение совершенно другими - объективными причинами: «.количество абортов снижается из-за ухудшения состояния здоровья подростков - они не могут зачать» [18]. И это ухудшение здоровья в значительной степени определяется социальными и психологическими факторами.
Глобальные изменения, произошедшие в стране за последние тридцать лет (перестройка и распад СССР), приведшие к разрушению экономических, политических и межнациональных связей, обусловили кардинальную смену социально-экономической формации и серьёзную деформацию смысложизненных ориента-ций значительной части населения страны. Отмена не только идеологической, но и моральной цензуры СМИ, подкреплённая неуклонно и повсеместно растущей доступностью эротической продукции и откровенной порнографии в социальных сетях, способствовали разрушению нравственных норм, изменению сексуальных ценностей, что отразилось на половом поведении современной молодёжи, особенно на подростках. Ещё в 2001 г. И. С. Кон, проводя социально-педагогический анализ подростковой сексуальности на заре XXI в., писал, что снижается возраст сексуального дебюта, ослабляются двойные стандарты в отношении мужского и женского сексуального поведения; молодёжь всё чаще допускает добрачные половые связи и сожительство без заключения официального брака. При этом он отмечал, что регионы, отличающи-
еся по этническому составу, характеризуются разной степенью либерализации полового поведения подростков [9].
Россия - это многонациональная, поликультурная страна, поэтому недостаточность информации о специфике психосексуальных отношений и добрачных установок молодёжи, относящейся к различным этническим группам, требует дополнительных научных исследований. Вместе с тем увеличивающаяся дифференциация социального и психосексуального развития, возрастающий разрыв между физиологической, психологической и социальной зрелостью, ухудшение психологического и репродуктивного здоровья девушек актуализируют изучение психосексуальной сферы личности.
Удивительно, но в нашей многонациональной стране практически не изучено влияние этнокультурных условий на психосексуальное развитие и формирование половых установок. Отечественные психологические исследования практически не затрагивают проблемы этнических различий в психосексуальном развитии подростков, относящихся к одной гендерной группе, а также закономерности и особенности психосексуального поведения подростков из разных регионов страны.
Основное противоречие, на наш взгляд, заключается в том, что изменение сексуальных ценностей, полового поведения молодёжи (особенно женщин) в последние десятилетия, увеличение разрыва между психосоциальной и физиологической зрелостью, с одной стороны, и фрагментарность отечественных психологических исследований, посвящённых специфике психосексуальных установок и поведения девушек разного возраста, с другой - приводят к достаточно примитивной пропаганде знаний о сексуальных отношениях, не соответствующих личностному развитию и психосоциальному статусу подростков.
Знание и учёт этнических факторов, влияющих на формирование интимно-личностных установок и сексуального поведения, играют существенную роль в межэтническом взаимодействии, в понимании специфики семейно-брачных отношений, в практике полового воспитания того или иного этноса. В связи с этим, нам представляется необходимым и перспективным изучение особенностей добрачных
сексуальных установок девушек из разных этнических групп, проживающих в одном регионе.
Материалы и методы исследования. Было проведено исследование, выборку которого составили учащиеся старших классов 12 общеобразовательных школ и студентки Северо-Осетинского государственного университета. Выборка состояла из двух групп: в первую группу вошли 410 девушек осетинской национальности, а во вторую - 123 девушки русской национальности в возрасте 15-19 лет, проживающие во Владикавказе. Общий объём выборки - 533 человек.
В процессе исследования был проведён анонимный опрос с использованием авторской анкеты, направленной на выявление добрачных сексуальных установок, полового поведения и источников соответствующей информации [6]. Для выявления психологических особенностей девушек использовались следующие методики: Фрайбургский личностный опросник (форма «В»), опросник определения уровня невро-тизации и психопатизации, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко. Математико-статисти-ческий анализ эмпирических данных осуществлялся с помощью применения компьютерных программ для статистической обработки данных "SPSS 13.0" и "Exel". Оценка достоверных различий между различными группами осуществлялась с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных позволил нам определить сходство и различие в добрачных сексуальных установках русских и осетинских девушек. Независимо от этнической принадлежности большинство подростков основным мотивом первых половых отношений назвали любовь. Значительная часть респонденток считали физическую потребность или любопытство вполне достаточным основанием для вступления в интимные отношения.
Нами выявлены достоверные различия между девушками двух изучаемых этнических групп по параметру оптимального возраста начала половой жизни. Среди русских респонденток оказалось больше тех, кто допускал возможность сексуального дебюта с 18 лет, а среди осетинских
было больше тех, кто считал возможным начало половой жизни лишь после 20 лет (р < 0,05). Считаем необходимым отметить, что осетинские респондентки в большинстве своём имели достаточно чёткое мнение по этому поводу, в то время как у русских респонденток наблюдался разброс мнений. Однако и осетинские, и русские девушки считали невозможным вступление в интимные отношения до 15 лет [13].
На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на отношение девушек к нелегитимной сексуальной активности до вступления в брак. По мнению С. И. Голода, конфессиональная и этническая принадлежность респондентов оказывают определённое влияние на соотношение «либеральных» и «консервативных» ориентаций на нелегитимные эротические практики [2]. Это подтверждают и результаты нашего исследования.
Установлены достоверные различия по параметру «отношение к добрачной половой активности» между девушками двух этнических групп. Большинство осетинских девушек отметили, что добрачные половые отношения недопустимы (р < 0,001), в то время как русские респондентки придерживались противоположного мнения (р < 0,01). Важно также отметить, что, по мнению большинства осетинских девушек, вступление в сексуальные отношения до брака отрицательно влияет на будущую семейную жизнь (р < 0,001). Русские респон-дентки указывали на позитивное значение подобного опыта (р < 0,001). Если построить континуум на основании соотношения «оправдания» и «осуждения» юридически незакреплённых сексуальных отношений, то шкала бы приняла следующий вид: у осетинских девушек оценка «осуждаю» значительно преобладала бы над «оправдываю», в то время как у русских оценки распределились бы более равномерно. Более трети респонденток имели амбивалентное мнение на этот счёт.
Таким образом, у русских девушек в данном случае имеет место больший разброс мнений относительно вышеперечисленных установок. Наше исследование показало, что многие осетинские девушки считают необходимым сохранение целомудрия до брака. Для них это является нормой, важным правилом. Русские девушки не придерживаются такого правила, оно
не является для них обязательным требованием. Нам представляется, что эти этнопсихологические различия девушек, обусловленные особенностями национального семейного воспитания, играют главную роль в таком соотношении мнений о значимости сохранения целомудрия. У осетин преобладает патриархальный тип семьи, доминируют традиционные правила воспитания детей, культивирование этнической идентичности, что способствует сохранению и воспроизводству традиционных стереотипов о гендерных и сексуальных ролях у осетинских девушек.
Существенным является то, что русские девушки, живущие в Северной Осетии - Алании, отличаются более либеральными установками по сравнению с осетинскими девушками. Распространённость современного типа семьи у русских, достаточно либеральное воспитание по сравнению с осетинами, а также влияние средств массовой информации способствуют большей гибкости, изменчивости и вариативности их установок. Однако в полиэтнической среде ребёнок подвергается влиянию взрослых, принадлежащих к иной культуре, т. е. включается в процесс аккультурации [16]. Синтез русской и осетинской культур оказывает влияние на формирование установок у русских девушек, делая их более консервативными по сравнению с русскими девушками, проживающими в других регионах страны [2-5; 9; 14; 15]. Этому способствует и численное превосходство представителей титульного этноса в регионе.
Вместе с тем следует отметить, что, по мнению учёных, относящихся к различным отраслям науки, в наше время невозможно сохранить обычаи, нравы и ценности национальных культур в неизменности. Средства массовой коммуникации сделали это неосуществимым, т. к. происходит взаимное влияние культур.
На наш взгляд, следует особо подчеркнуть, что добрачные интимно-личностные установки оказывают непосредственное влияние на половое поведение. По мнению Ю. М. Орлова, половое поведение регулируется действиями психических новообразований, именуемых установками, ценностями, диспозициями. Воля, саморегуляция опираются на ценности, которые сращены с Я-концепцией человека [12]. Таким об-
разом, «установки являются тем феноменом внутреннего мира человека, который представляет собой уникальную систему личностных смыслов, проявляющихся как способ упорядочивания и концептуализации впечатлений, исходящих из организма и внешней среды и направленных на реализацию полового поведения». М. Кле отмечает, что сексуальные установки девушек более подвержены влиянию социальных и родительских установок, определяющую роль в формировании их сексуальных норм играет чувство любви [8].
Проведённое исследование показало, что осетинские девушки проявляли большую пассивность в половом поведении (свиданиях, поцелуях, половой жизни и т. п.) по сравнению с русскими респон-дентками (р < 0,01). Следовательно, добрачные интимно-личностные установки и половое поведение девушек изучаемых этнических групп, проживающих в одном регионе, различаются. Осетинские девушки являются носителями консервативных добрачных установок и отличаются большей пассивностью в половом поведении по сравнению с русскими респондентками.
Результаты исследования позволили нам также определить основные каналы получения информации по вопросам пола у современных девушек: сверстницы и друзья (74,5 %); Интернет, телевидение, кинофильмы (69,4 %); специальная научно-популярная литература (58,7 %). Оказалось, что влияние родителей (10,7 %), медицинских работников (6,5 %) и педагогов (5,8 %) на сексуальное просвещение подрастающего поколения в Республике Северная Осетия - Алания по сравнению с другими регионами России весьма незначительное [3; 7; 9; 10; 14; 15].
Полученные данные позволили также установить, что независимо от этнической принадлежности респондентки, оценившие свой уровень информированности по вопросам пола как недостаточный, отличались большей консервативностью добрачных сексуальных установках (р < 0,001), пассивностью в гетеросексуальном поведении (р < 0,01) по сравнению с хорошо информированными респондентками.
Мы полагаем, что овладение необходимой информацией по интимно-личностным вопросам в подростково-юношеском периоде способствует тому, что девушки
имеют адекватные возрасту половые установки, умеют подчеркнуть свою красоту и обратить на себя внимание противоположного пола.
Анализ индивидуально-психологических особенностей девушек свидетельствует о том, что существуют достоверные различия по показателям «личностная тревожность» и «невротизация» между девушками с различным уровнем информированности по вопросам пола. Независимо от этнической принадлежности респондентки, оценившие свой уровень информированности как недостаточный, отличались более высоким уровнем тревожности (р < 0,001) и невротизации (р < 0,001) по сравнению с хорошо информированными девушками. И. Ю. Магнутова отмечает, что в основе невротических реакций лежат неудовлетворённые потребности, и часто именно сексуальная потребность как одна из ведущих. Поэтому прослеживается взаимосвязь между значительным интересом к вопросам половой жизни и высокой невротично-стью девочек. Этим девочкам необходимо предоставить правдивую информацию. По данным автора, информирование девочек значительно улучшает состояние подростков, снижая их невротизацию [11].
И. К. Каширская также подчёркивает, что у многих подростков существует постоянное внутреннее напряжение, связанное с невозможностью удостовериться в истинности наиболее влиятельных и доступных источников информации или получить доступ к источникам информации, которые они считают наиболее достоверными или влиятельными [7].
Анализ индивидуально-психологических особенностей девушек показал, что существуют значимые различия между испытуемыми изучаемых групп по следующим показателям методики ПДО: гипер-тимным (р < 0,01), лабильным (р < 0,05), сенситивным типам акцентуации характера (р < 0,01), эмансипации (р < 0,05), маскулинности (р < 0,05) и спонтанной агрессивности (р < 0,01). Таким образом, независимо от этнической принадлежности хорошо информированные респондентки являлись эмансипированными, обладали гипертимными или лабильными чертами характера, более высоким уровнем спонтанной агрессивности. В то же время для структуры личности недостаточно информированных девушек
характерна сенситивность, преобладание маскулинности в отношениях с окружающими. Эти данные позволяют предположить, что сексуальная любознательность и активность девушек, а также различные способы получения соответствующей информации и её психологическая интерпретация определяются уровнем индивидуально-психологического развития личности.
Заключение и выводы. На наш взгляд, своевременная информированность девушки по интимным вопросам способствует позитивному и спокойному отношению к половому созреванию, проявлению активности в гетеросексуальном поведении, развитию адекватных возрасту добрачных установок, снижению тревожности и невротизации. Проведённое исследование позволило нам сделать следующие выводы:
- Индивидуально-психологические особенности девушек связаны с особенностями их сексуального поведения, оказывают влияние на уровень активности и формы взаимодействия с противоположным полом и выступают в роли индикаторов субъективного психологического неблагополучия личности.
- Доминированиепатриархальноготи-па семьи у осетин, особенности национального и семейного воспитания способствуют
тому, что поведение осетинских девушек отличается большей сдержанностью, регламентированностью в межполовых отношениях.
- Русские девушки, проживающие в поликультурной среде населения с преобладанием патриархальной культуры, являются носителями более либеральных установок по сравнению со сверстницами титульной национальности.
- Синтез русской и осетинской культур оказывает влияние на формирование установок у русских девушек, делая их более консервативными по сравнению с русскими девушками, проживающими в других регионах страны.
- Влияние родителей (10,7), медицинских работников (6,5) и педагогов (5,8) на сексуальное просвещение подрастающего поколения в Республике Северная Осетия - Алания весьма незначительно.
- Девушки подросткового возраста, оценившие свой уровень информированности по вопросам пола как недостаточный, отличались большей консервативностью добрачных сексуальных установок и пассивностью в гетеросексуальном поведении по сравнению с хорошо информированными респондентками.
Список литературы
1. Астахов П. За последние 5 лет число абортов среди несовершеннолетних снизилось в 2 раза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radiovesti.ru/article/show/article (дата обращения: 23.03.2016).
2. Голод С. И. Что было пороками, стало нравами: лекции по социологии сексуальности. М.: Ладомир, 2005. 233 с.
3. Добряков И. В., Ильченко В. В. Особенности психосексуального развития и полового поведения девочек старшего подросткового возраста с различным темпом полового созревания // Вопр. психического здоровья детей и подростков (научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). 2005. Т. 5, № 2. С. 28-36.
4. Доева Л. И. Образ супруга в сознании мужчин и женщин с разным уровнем удовлетворённости браком в семьях с различным этническим составом (на примере республики Северная Осетия -Алания) // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8. С. 96-102.
5. Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки по отношению к началу половой жизни // Вопр. психол. 2001. № 3. С. 49-57.
6. Ильченко В. В. Этнические особенности психосексуального развития девушек в поликультурной среде (на примере Республики Северная Осетия - Алания): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2010. 279 с.
7. Каширская И. К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 56-63.
8. Кле М. Психология подростка // Психология развития: хрестоматия / ред. А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. М.: ЧеРо: Омега-Л, 2005. С. 318-330.
9. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: социально-педагогический анализ. Дубна: Феникс+, 2001. 208 с.
10. Лосева О. К., Кравец Т. А. Медицинские социологические исследования подросткового сексуального поведения за период с 1989 по 2000 гг. // Вестн. дерматологии и венерологии. 2001. № 5. С. 34-36.
11. Магнутова И. Ю. Адресность полового воспитания девочек-подростков на консультативном приёме врача-сексолога // Клиническая сексология: сб. науч. тр., посвящ. юбилею кафедры сексологии С.-Петерб. мед. акад. последипломного образования. СПб., 1999. С. 45-47.
12. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение,1993. 239 с.
13. Проблемы секс-бизнеса в контексте общественного здравоохранения / сост. Ю. Саранков. Киев: СПИД Фонд Восток-Запад, 2009. 128 с.
14. Ситников В. Л., Ильченко В. В. Региональные особенности психосексуального развития студенток // Ученые записки МГПУ. Сер. Психол. науки / под ред. И. А. Синкевич, А. А. Сергеевой. 2012. Т. 2. С. 219-223.
15. Ситников В. Л., Доева Л. И. Кросс-культурные особенности образов супругов в сознании мужчин и женщин осетинской и русской национальностей // Успехи современной науки. 2016. Т. 4, № 6. С. 103-108.
16. Ситников В. Л., Стреленко А. А. Образ тела в сознании виктимных подростков, переживших сексуальное насилие // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика и психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 118-129.
17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Академ. Проект, 1999. 320 с.
18. Уварова Е. В. Число подростковых абортов снизилось из-за бесплодия [Электронный ресурс] // Известия. 2016. 9 сент. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news (дата обращения: 23.09.2016).
19. Alexander S. C., Fortenberry J. D., Pollak K. I. Sexuality talk during adolescent health maintenance visits // JAMA Pediatr. 2014. Vol. 168. P. 163-169.
20. Water T., Sitnikov V., Parnyuk N. Street kids, antisocial behavior, and adolescent aggression // Preventing teen violence a guide for parents and professionals. Vol. Contemporary Psychology. Westport, 2006. Р. 221-237.
References
1. Astakhov P. Za poslednie 5 let chislo abortov sredi nesovershennoletnikh snizilos' v 2 raza [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.radiovesti.ru/article/show/article (data obrashcheniya: 23.03.2016).
2. Golod S. I. Chto bylo porokami, stalo nravami: lektsii po sotsiologii seksual'nosti. M.: Ladomir, 2005. 233 s.
3. Dobryakov I. V., Il'chenko V. V. Osobennosti psikhoseksual'nogo razvitiya i polovogo povedeniya devochek starshego podrostkovogo vozrasta s razlichnym tempom polovogo sozrevaniya // Vopr. psikhicheskogo zdorov'ya detei i podrostkov (nauchno-prakticheskii zhurnal psikhiatrii, psikhologii, psikhoterapii i smezhnykh distsiplin). 2005. T. 5, № 2. S. 28-36.
4. Doeva L. I. Obraz supruga v soznanii muzhchin i zhenshchin s raznym urovnem udovletvorennosti brakom v sem'yakh s razlichnym etnicheskim sostavom (na primere respubliki Severnaya Osetiya -Alaniya) // Nauka vchera, segodnya, zavtra. 2016. № 8. S. 96-102.
5. Ivchenkova N. P., Efimova A. V., Akkuzina O. P. Ustanovki po otnosheniyu k nachalu polovoi zhizni // Vopr. рsikhol. 2001. № 3. S. 49-57.
6. Il'chenko V. V. Etnicheskie osobennosti psikhoseksual'nogo razvitiya devushek v polikul'turnoi srede (na primere Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya): dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13. SPb., 2010. 279 s.
7. Kashirskaya I. K. Sotsial'no-psikhologicheskii analiz osnovnykh istochnikov informatsii i protsess gendernoi sotsializatsii // Vopr. psikhol. 2003. № 6. S. 56-63.
8. Kle M. Psikhologiya podrostka // Psikhologiya razvitiya: khrestomatiya / red. A. K. Bolotova, O. N. Molchanova. M.: CheRo: Omega-L, 2005. S. 318-330.
9. Kon I. S. Podrostkovaya seksual'nost' na poroge XXI veka: sotsial'no-pedagogicheskii analiz. Dubna: Feniks+, 2001. 208 s.
10. Loseva O. K., Kravets T. A. Meditsinskie sotsiologicheskie issledovaniya podrostkovogo seksual'nogo povedeniya za period s 1989 po 2000 gg. // Vestn. dermatologii i venerologii. 2001. № 5. S. 34-36.
11. Magnutova I. Yu. Adresnost' polovogo vospitaniya devochek-podrostkov na konsul'tativnom prieme vracha-seksologa // Klinicheskaya seksologiya: sb. nauch. tr., posvyashch. yubileyu kafedry seksologii S.-Peterb. med. akad. poslediplomnogo obrazovaniya. SPb., 1999. S. 45-47.
12. Orlov Yu. M. Polovoe razvitie i vospitanie. M.: Prosveshchenie,1993. 239 s.
13. Problemy seks-biznesa v kontekste obshchestvennogo zdravookhraneniya / cost. Yu. Sarankov. Kiev: SPID Fond Vostok-Zapad, 2009. 128 s.
14. Sitnikov V. L., Il'chenko V. V. Regional'nye osobennosti psikhoseksual'nogo razvitiya studen-tok // Uchenye zapiski MGPU. Ser. Psikhol. nauki / pod red. I. A. Sinkevich, A. A. Sergeevoi. 2012. T. 2. S. 219-223.
15. Sitnikov V. L., Doeva L. I. Kross-kul'turnye osobennosti obrazov suprugov v soznanii muzhchin i zhenshchin osetinskoi i russkoi natsional'nostei // Uspekhi sovremennoi nauki. 2016. T. 4, № 6. S. 103-108.
16. Sitnikov V. L., Strelenko A. A. Obraz tela v soznanii viktimnykh podrostkov, perezhivshikh seksual'noe nasilie // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogika i psikhologiya. 2016. T. 11, № 2. S. 118-129.
17. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiya. M.: Akadem. Proekt, 1999. 320 s.
18. Uvarova E. V. Chislo podrostkovykh abortov snizilos' iz-za besplodiya [Elektronnyi resurs] // Izvestiya. 2016. 9 sent. Rezhim dostupa: http://www.izvestia.ru/news (data obrashcheniya: 23.09.2016).
19. Alexander S. C., Fortenberry J. D., Pollak K. I. Sexuality talk during adolescent health maintenance visits // JAMA Pediatr. 2014. Vol. 168. P. 163-169.
20. Water T., Sitnikov V., Parnyuk N. Street kids, antisocial behavior, and adolescent aggression // Preventing teen violence a guide for parents and professionals. Vol. Contemporary Psychology. Westport, 2006. P. 221-237.
Библиографическое описание статьи
Ситников В. Л., Ильченко В. В. Добрачные половые установки девушек в поликультурной среде // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 5. С. 107-114. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-107-114.
Reference to the article
Sitnikov V. L., Il'chenko V. V. Premarital Sexual Attitudes of Girls in a Polycultural Environment // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 107-114. DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-107-114.
Статья поступила в редакцию 17.06.2016