A UNÎVERSUM:
психология и образование
РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОХРАНЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ СЕМЬИ
Гурбанова Ламия Мехти кызы
д-р филос. по психологии, Азербайджанский государственный педагогический университет, AZ1000, Азербайджан, Баку, Сабаилъский район, Гаджибейли Узеира 68
E-mail: lamiye. [email protected]
THE ROLE OF VALUES IN THE PRESERVATION OF THE FAMILY INTEGRITY
Lamia Gurbanova
Psychology doctor of philosophy, Azerbaijan State Pedagogical University, AZ1000, Azerbaijan, Baku, the Sabail District, Uzeyir Hajibeyli 68
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается психологическая суть формирования семейных ценностей и связи между этими ценностями и национально-нравственными. В статье также представлены психопрофилактические возможности национально-нравственных и семейных ценностей в решении семейных проблем и их роль в формировании личности. В связи с этим приводятся некоторые примеры семейных ценностей азербайджанского народа и объясняется психологическая суть и цель этих ценностей. Содержание статьи -научная интерпретация, рекомендаций в связи с концептуальными возможностями национально-нравственных и семейных ценностей и психопрофилактики семейных проблем.
Гурбанова Л.М. Роль ценностей в сохранении целостности семьи // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23) URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3176
ABSTRACT
The article titled "The role of values in the preservation of the integrity of the family" reveals the psychological essence of the formation of family values and the relationship between family and national values. The scientific basis of the urgency of the problem is explained. The article also revealed psychoprophylactic essence of national, moral and family values in family issues and their role in the formation of personality. Some examples of family values of the Azerbaijani people are clarified and the psychological essence and purpose of these values is explained. The content of the article contains scientific interpretation, foundations and recommendations due to the national, moral and family values are taken as a conceptual basis in psychoprophylaxis of family problems.
Ключевые слова: семейные ценности, семейная культура, семейные отношения, семейные проблемы, национальные и нравственные ценности.
Keywords: family values, family culture, family relations, family problems, national and moral values.
Введение
Семья играла и продолжает играть важную роль в формировании макросоциальных систем и социальных ценностей. Признанным фактом является то, что если семья создает благоприятную среду в формировании личности, то семья является духовной пищей для сформировавшихся поколений. Можно сказать так: семья - это человеческое общество, которое взаимосвязано родственными узами и отличается от открытых форм социальной жизни своими закрытыми правами и законами. В каждой нормальной семье имеются свои правила, семейные секреты. Они должны строго соблюдаться и быть защищены. Значит, защита семьи зависит от сохранения семейных секретов и правил. Если не соблюдаются эти нормы,
то рано или поздно порядок в семье ухудшается и она разрушается. Это -необходимые условия существования семейных ценностей и культуры.
Предпосылки изучения феномена
Развитие и совершенствование ценностей и культуры семьи тесно связаны друг с другом. Предпосылками для исследования такого явления являются психологические концепции в области семейной психологии. В ряде научных публикаций подчеркивается что, семейные ценности - это набор важных понятий и представлений о семье, которые играют важную роль для создания благополучного климата в семье и в сохранении ее целостности; семейная культура - эти правила поведений членов семьи, которые состоят из уважения друг к другу, взаимного доверия, заботы друг о друге, умения прощать ошибки друг друга, ответственности в связи с соблюдением семейных ценностей. Семейные ценности также являются неотъемлемой частью национально-нравственных ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Неоспоримым фактом является то, что в формировании духовности играют важную роль генетические основы, социально-культурная среда, а также здоровый семейный климат.
Общество имеет неписаные законы, которые прошли фильтрацию многих лет и закреплены самой жизнью. Эти законы исходят из ценностей отдельных семей. Например, аморальным считается и презираются внебрачные сексуальные отношения, адюльтер (супружеская измена), потому что самой жизнью было доказано, что эти отношения могут быть источником венерических заболеваний или психологических травм, а также от этих отношений могут родиться дети, которые не будут знать своих отцов, мальчики по незнанию могут влюбиться в своих сестер, рожденных другими женщинами и т. д. Аморальным считается, когда женщина не знает, как должна вести себя женщина, а мужчина - как мужчина. Значит, такие люди не получили нормального полового воспитание в свое время. И когда они создают семьи, то не исключены конфликты, ссоры, разводы из-за этого. Значит, семейные ценности не создавались просто так: они основаны на жизненной практике, они
защитные правила жизни. И у каждого народа есть свои собственные семейные ценности.
Методологические основы и методы исследования. Методологическую основу проведенного исследования составили методологические принципы научной психологии, основные положения теории семейной этнопсихологии. В работе были использованы методика «ценностей» Ш. Шварца (в адаптированном варианте), естественное наблюдение, вербально-коммуникативные методы: беседы, интервью, опросы. В исследовании участвовали 350 азербайджанских семей.
Определение и описательная модель семейных ценностей азербайджанского народа:
• Уважение к мужу как к главе семьи
Муж и жена должны знать свои роли в семье: жена должна уважать своего мужа, муж должен быть опорой жены; муж должен помогать жене растить и воспитывать детей; жена должна следить за хозяйством; муж должен обеспечивать экономические расходы семьи, а жена помогать ему в этом и т. д. Даже если муж болен и не может обеспечить материально семью, жена все равно должна уважать его, потому что его присутствие дает семье силу и социальный статус. Такая семейная ценность, как «уважение к мужу как к главе семьи» противостоит семейным проблемам в борьбе за лидерство, за власть в семье... Кроме того, мужчина по природе считает себя счастливым тогда, когда его принимают как лидера, как мужчину. Исполнение норм этих ценностей дает мужчине счастье. Если муж счастлив в семье, то это передается его жене и детям.
• Уважать наставления родителей и соблюдать их
С возрастом увеличивается жизненный опыт человека. Родители всегда стараются защитить детей от жизненных проблем (уже пройденных ими) и давать профилактические советы детям время от времени. Для реализации жизненно важных проектов недостаточно физической силы старшего поколения, а жизненный опыт молодого поколения невелик, но, соединяя
жизненный опыт старшего поколения с физической силой и рационализаторской (инновационной) идеей молодежи, можно достичь многого. Общеизвестно, что если до подросткового возраста дети послушны, то, повзрослев, они начинают ссориться с родителями. Поэтому для предотвращения конфликтов родителей и детей принято соблюдать выше указанные семейные ценности («уважать наставления родителей и соблюдать их»).
• Защитить репутацию отцовства и материнства
Из жизненного опыта известно, что ребенок лучше понимает и хорошо усваивает поведение взрослых, чем их даже лучшие советы. Потому что у него пока не сформировалось независимое мышление и мировоззрение, он склонен к подражанию поведения взрослых. Поэтому родители могут и не объяснить что-то адекватно, но они легко могут показать ребенку своими поведением, как надо вести себя. И это очень легко и дает свои результаты. Например, разница между объяснением о вреде курения курящих и некурящих родителей своим детям. Конечно, эффект от слов вторых больше, чем первых.
С другой стороны, со временем с улучшением способности самостоятельно мыслить у детей формируется объективная оценка личностных качеств родителей. Поэтому надо считать естественным, что несмотря на любовь и уважение к родителям, дети выбирают себе образцом для подражания других уважаемых в социуме людей. И тогда не надо обижаться на своих детей. В этом случае родители должны присмотреться к свои личным качествам и изменить их. Надо достичь такого уровня чтобы завоевать уважение окружающих людей, родных, соседей и т. д. Ведь человеку по природе свойственно хотеть быть любимым и уважаемым. Поэтому и не надо ждать взросления ребенка. Родитель должен вовремя сформировать свою репутацию и беречь ее.
• Не перечить брату.
В азербайджанском менталитете слово «мужчина» имеет большое значение. Например, такие слова, как «мужская отвага», «слова мужчины», «мужская воля», «мужская клятва» и т. д., считаются очень значимыми.
Известно, что такое человеческое качество, как мужественность и другие, берёт свои корни из семьи. Зная это, родители воспитывает своих мальчиков как мужчин (половое воспитание) уже с раннего детства. Поэтому, если в семье растут брат и сестра, тогда девочку наставляют уважать и слушаться брата, тем самым девочку подготовят к семейной жизни и усвоению женственных качеств. А если в семьи растут несколько мальчиков, то тогда младших наставляют уважать старшего брата и старшего учат тому, чтобы он своими делами и речью мог сформировать свою репутацию как старший. Таким воспитанием родители готовят своих старших сыновей вместо себя (когда их не станет) как глав семьи, и такое воспитание постепенно приводит к профилактике и предотвращению конфликтов между детьми.
• Защита чести матерей и сестер
Несмотря на то что женщины считаются представителями слабого пола, у них тоже есть обязательство перед родом: они имеют большую ответственность в защите репутации семьи и рода. Этой ответственностью является защита женской чести и достоинства. Честь женщины - это её сокровище, которое она должна сберечь даже ценой своей жизни. В азербайджанском менталитете женщине, которая не смогла сберечь свою честь, не доверяют ничего. Брак с такой женщиной считается позором. Такая точка зрения связана с сохранением здоровья генетического кода семьи и рода. Ответственность за защиту женской чести несут вместе с самой женщиной её муж, отец, брат, сын. Если этих людей нет рядом с женщиной, тогда ответственность возлагается на близкого родственника. Тот род, который строго соблюдает эти ценности, и люди из этого рода считаются самыми достойными и уважаемыми людьми.
• Взаимопомощь в семье; ответственность каждого за репутацию семьи; неразглашение тайн семьи
Как известно, у семьи есть несколько функций, например; репродуктивная; воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовная, социальная и т. д. Реализация этих функций сохраняет общность семьи. Вышеупомянутые семейные
ценности обеспечивают духовные и социально-статусные функций семьи и поэтому соблюдаются и считаются очень важными.
• Выдавать девушке приданое; перед свадьбой помогать жениху купить или построить дом (это считается долгом его отца и братьев); считается родительским долгом организовывать (например, участвовать в обряде сватовства; украшать хончу - подарочные корзины или подносы и т.д.) свадьбу молодым; помогать новобрачным в решении семейных проблем
Вышеупомянутые ценности играют защитную роль в переходе к новому жизненному этапу молодежи, так как известно, что каждый новый жизненный этап сопровождается психологическими кризисами. И эти кризисы могут повредить дальнейшим психологическим установкам, сократить психологические ресурсы. Чтобы сохранить важные психологические ресурсы и энергию в будущем, необходимо соблюдать эти ценности и правила.
• Долг заботы о пожилых родителях; помощь членам семьи (родным и близким) в трудные них их времена
Семейные традиции и обычаи каждого народа формировались веками. Соблюдение этих семейных традиций и обычаев долг для каждого уважающего себя человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Тот, кто не соблюдает эти традиции, не может претендовать на уважение окружающих его людей. Ценности этого долга перед родителями и родственниками служат защите и сохранности семейных уз между родственниками, а также между старшим и подрастающим поколением.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие общества обеспечивает деятельность нормально сформированных людей как личностей, а нормально сформированные личности создают нормальные семьи. Исходя из этого, обеспечение целостности и прочности семейных факторов считается наиболее актуальной и глобальной проблемой заинтересованного общества. Психологические исследования показывают, что, когда морально-идеологические ценности молодоженов соответствует друг другу, тогда они легко адаптируются в новой семейной
среде. Для выживания семьи, конечно, значимо материальное положение, но моральные факторы еще важнее. Потому что материальные показатели, поддержки могут быть нестабильными, непостоянными, но если есть надежная моральная преданность друг другу, тогда никакая трудность в семейной жизни не помеха.
Каждая семья создает впечатление о своем народе, так как семья отражает и пропагандирует национально-моральные ценности своего народа, а национально-моральные ценности отражают суть национальной идентичности народа (национально-моральные ценности защищают национальную идентичность народа). И как сказано было выше, семейные ценности также являются неотъемлемой частью национально-моральных ценностей; семейные ценности исходят из национально-моральных ценностей и передаются от поколения в поколения. Значит, сохранение и передача из поколения в поколения национальных традиций, ценностей могут быть реализованы только через здоровую семью.
Наличие здоровой семьи аналогично связано с процессом формирования личности в соответствии с национально-духовными ценностями. Главная цель семейных ценностей всех народов, которые связаны друг с другом, -это воспитание высокоморальных людей, которые смогут реализовать высшие цели. Пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, а также путем поощрения играет важную роль в сохранении семьи, профилактике психологических проблем, а также семейного напряжения, возникающих при переходе от одной стадии к другой.
Список литературы:
1. 0liyev R.i Mentalitet. - B.: Elm уэ Tshsil, 2009. - 323 s.
2. Эlizadэ Э.Э. АгэгЬаусап etnopsixologiyasina giri§. - B.: Renessans, 2003. - 259 s.
3. 0lizadэ H.0. ТэгЫуэшп demoqrafik problemtari. - B.: Maarif, 1995. - 229 s.
4. Qurbanova L.M. Aibnin psixoloji problembri уэ hэlli yollari . - S.: Bilik, 2012. -240 s.