7. Никитина, С. И. Методические аспекты создания, ведения и использования портфолио при обучении информатике в 8—11-х классах : дис. ... канд. пед. наук / С. И. Никитина. — М., 2008.
8. Новикова, Т. Г. Построение различных моделей портфолио / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Методист. — 2005. — № 3.
9. Пинская, М. А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащихся в условиях профильного образования : дис. ... канд. пед. наук / М. А. Пинская. — М., 2007.
10. Романенко, Л. А. Профессиональный портфель начинающего учителя иностранного языка: методика разработки и практического применения : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Ро-маненко. — М., 2005.
11. Тазутдинова, Э. X. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Э. X. Тазутдинова. — Казань, 2010.
12. Харитонова, Ю. В. Технология портфолио как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Харитонова. — Екатеринбург, 2007.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И. H. МОХОВА,
аспирант кафедры общей педагогики НГПУ им. К. Минина mohovairina @mail.ru
В статье рассматривается возможность использования средств информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности младших школьников, формулируются проблемы и определяются способы их решения.
The author of the article regards the opportunities of using the recourses of informational technologies in the educational / research activity of primary schoolchildren, formulates the problems and the ways of their solving.
Ключевые слова: младший школьный возраст, исследовательская деятельность, информационные технологии
Key words: primary school age, research activity, information technologies
Младший школьный возраст является началом формирования учебной деятельности — ведущего типа деятельности. Согласно Д. Б. Эльконину, содержание учебной деятельности представляет собой «овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий»; она должна побуждаться адекватными мотивами — мотивами ««приобретения обобщенных способов действий», то есть «собственного роста, собственного совершенствования». Формирование таких мотивов у обучающихся, наполненное новым содержанием, поддерживается общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью.
В то же время результаты современных психолого-педагогических исследований Н. Г. Алексеева, А. В. Леонтович, А. Н. Поддьякова, А. И. Савенкова и других ученых дают основание утверждать, что именно у младшего школьника необходимо развивать познавательную активность, стремление к исследовательской деятельности. Под этой деятельностью мы будем понимать образовательную технологию, предполагающую решение обучающимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя. Кроме того, по мнению Н. В. Федя-иновой, И. С. Хирьяновой, это «творческая деятельность, направленная на открытие детьми новых знаний и способов деятельности» [3, с. 10].
Цель учебно-исследовательской деятельности учащихся, соответствующая Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, — не столько добиться научных результатов, сколько получить основные представления об исследовательских действиях (выявлении проблемы исследования, постановке цели, способах ее достижения, получении надежных результатов, подведении итогов работы, оформлении и представлении результатов, определении проблемы дальнейшего исследования), способствующих саморазвитию и самообразованию растущей личности.
Исходя из этого, в рамках личностно ориентированной парадигмы создаются эффективные условия, учитывающие способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт ребенка, его возможности в изучении и усвоении научных знаний, заданных в содержании различных областей его интересов. Исследование* и опыт работы в школе свидетельствуют о том, что младшие школьники способны не только воспринимать и осмысливать учебный материал, но и ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности и благодаря этому при поддержке учителя относительно самостоятельно исследовать и творчески преобразовывать информацию. При этом движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину и, как следствие, потребность в дополнительных источниках информации и необходимость использования информационных технологий (ИТ). Учитывая это, одной из актуальных психолого-педагогических задач формирования личности младшего школьника является овладение информационными технологиями.
С активным внедрением в образовательный процесс информационных технологий возрастает необходимость воспитания у подрастающего поколения не только начальной компьютерной грамотности, но и культуры использования информационных технологий как технического средства для работы с информацией в ходе решения познавательных задач в разных сферах деятельности. Под информационными технологиями будем понимать совокупность методов, устройств и производ-
* Экспериментальная база исследования — школы № 91 с углубленным изучением отдельных предметов, № 134 Нижнего Новгорода, № 14 с углубленным изучением отдельных предметов Балахны, № 2 им. А. С. Пушкина (Арзамас).
Цель учебно-исследовательской деятельности учащихся — не столько добиться научных результатов, сколько получить основные представления об исследовательских действиях, способствующих саморазвитию и самообразованию растущей личности.
ственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования информации [5, с. 67—68].
Таким образом, актуальными педагогическими задачами по отношению к детям младшего школьного возраста являются развитие учебно-исследовательской деятельности и овладение информационными технологиями как средством этой деятельности.
Проведенное нами исследование показало, что возрастные особенности младших школьников позволяют осваивать информационные, в частности компьютерные, технологии. Это происходит в соответствии с потребностью учащихся, что помогает поддерживать мотивационную заинтересованность в самостоятельной познавательной деятельности. По мнению
А. И. Савенкова, «пока компьютер медленно движется в детские сады и школы», «дома у большинства детей он появился». Поэтому не будет преувеличением рассматривать его как необходимый элемент современной образовательной среды [2, с. 241].
Таким образом, следует отметить, что современные школьники легко осваивают особенности работы с компьютерной техникой. В то же время использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации исследовательской деятельности на этапе работы с информационными источниками.
В рамках проведенного опытно-экспериментального исследования мы рассматриваем компьютер как средство информационных технологий в работе с информацией (см. таблицу 1).
Таблица 1
Возможности и преимущества применения средств ИТ при работе с информацией в учебно-исследовательской деятельности младших школьников
Механизм работы с информацией Возможности компьютера как средства ИТ Преимущества при использовании средств ИТ (компьютера)
Восприятие информации 3 Линейное (чтение); 3 комплексное: зрительное (буквы, иллюстрации, схемы) и звуковое (аудирование и сопряженное чтение, когда изображаемый текст сопровождается его прослушиванием (видео, музыкальное сопровождение и т. д.) 3 Одновременное прочтение и критический анализ текста, создание гиперссылок и заметок для дальнейшей работы, более быстрый доступ к информации и ее обработка; 3 использование трех каналов восприятия информации (при слабом навыке чтения (1—2-е классы) усвоение информации с использованием компьютерных средств идет более успешно); 3 создание шаблона для моделей и их многократное использование; 3 поиск информации в различных источниках (электронных и библиотечных архивах)
Переработка информации 3 Воспроизведение, интерпретация информации непосредственно в электронном виде; 3 механизм компрессии (сжатия) текстовой информации в имеющемся источнике на основе программного обеспечения, без использования дополнительных средств; 3 контаминация (соединение информации из разных источников) 3 Использование образца и возможность параллельной и одновременной оценки содержательной стороны текста; 3 реферирование, конспектирование, аннотирование, выделение основных идей в виде цитат, сносок, ключевых слов цветом, изменением шрифта и т. д. (очень важно для начальной школы, так как эффективно и экономит время); 3 создание гипермедиасообщений для быстрой ориентации в нескольких документах, использования взаимосвязи между ними на основе гиперссылок и введения аудио-, фото- и видеоматериалов в презентации результатов работы, составления библиографии (перечня источников, отобранных для работы по проблеме) с помощью текстовых редакторов (типа Microsoft W ord) и некоторых встроенных функций частично или полностью автоматически;
Окончание табл. 1
Механизм работы с информацией Возможности компьютера как средства ИТ Преимущества при использовании средств ИТ (компьютера)
3 фиксация информации с помощью аудио- и видеозаписи; оцифровка текстов и изображений (работ учащихся и др.) для дальнейшей деятельности; 3 структурирование знаний, использование диаграмм, схем и т. д.; 3 подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой
Продуцирование 3 Создание ребенком собственного текста; 3 многократное использование результатов деятельности; 3 удобство хранения информации в электронном виде; 3 быстрое определение местонахождения и воспроизведение электронного варианта; 3 быстрый обмен информацией через сеть Интернет 3 Редактирование (легко поправить, сохранить текст, не требуется многократное переписывание, что очень важно для начальной школы); 3 представление результатов работы в текстовом формате, а также в сопровождении видео, фото и т. д.; 3 использование простейших видов автоматического редактирования
Для того чтобы свободно получать необходимую дополнительную информацию из разных источников, как этого требует исследовательская деятельность, нужны определенные навыки работы на персональном компьютере. В ходе исследовательской деятельности на этапе работы с информацией основная задача заключается в сопоставлении данных нескольких
первоисточников, их критическом анализе, переработке и обосновании собственных выводов. Это творческий процесс, требующий определенной подготовки.
Рассмотрим использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности, а также возникающие проблемы и способы их технологического решения (см. таблицу 2).
Таблица 2
Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности
Вид деятельности Возможности использования компьютера как средства ИТ Проблемы использования ИТ Способы разрешения проблем использования ИТ
3 Ознакомление с теорией и историей проблем; 3 изучение научных достижений в данной и смежных областях знаний 3 Поиск литературы в Интернете: — в электронном каталоге библиотеки (заказ литературы через внутреннюю сеть библиотеки); — по ключевым словам в метапоис-ковых системах (Yandex.ru, Rambler. ru, Mail.ru, Google.ru и др.); — в электронных версиях журналов, энциклопедий, толковых словарей; 3 возможность общения и обмена мнениями между обучающимися на форумах, с помощью электронной почты; 3 автоматизированный перевод с иностранного языка, сканирование информации, автоматическое рас- 3 Школьники не владеют основами исследования информации; 3 ряд источников информации отсутствует в библиотеках, что ограничивает доступ к ним, усложняет поиск и обработку информации; 3 временные затраты на ввод информации в память компьютера 3 Разработка программного материала по развитию учебно-исследовательской деятельности, технологий работы с информацией с использованием средств ИТ; 3 организация освоения школьниками приемов анализа текстовой информации и методов эмпирического и теоретического исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия, сравнение, построение гипотез, прогнозирование, проектирование, моделирование и др.); 3 создание педагогом (самостоятельно или совместно с ученика-
Окончание табл. 2
Вид деятельности Возможности использования компьютера как средства ИТ Проблемы использования ИТ Способы разрешения проблем использования ИТ
познавание текстов и работа с ними (например, через Abby F ine Reader) ми) алгоритмов для поиска информации в источниках разного вида; 3 создание условий для овладения обучающимися элементарными пользовательскими навыками
3 Опытно-экспериментальная работа 3 Фиксация данных исследования в электронном рабочем дневнике исследователя или тетради исследования (в виде документа Microsoft Word, цифровых фото-, видеодокументов, фонограмм записей бесед, интервью и т. д.); 3 воспроизведение и обработка не только текстовых, но и графических, звуковых материалов исследования (например, Media Player Classic, ACD See, PhotoShop и др.); 3 рациональное хранение информации (на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с помощью устройства CD- и DVD-Writer); 3 сбор и обработка эмпирических данных; 3 использование доступной технологии компьютерного анкетирования; 3 проведение статистических расчетов с использованием вычислительных программ (калькулятора, редактора Microsoft Excel); 3 построение на основании результатов обработки данных графиков и гистограмм, создание моделей 3 Низкий уровень компьютерной грамотности; 3 отсутствие опыта создания тестового материала; 3 низкий уровень использования оргтехники 3 Организация работы по освоению технологии анкетирования, интервьюирования; 3 создание условий для: — освоения возможностей офисной оргтехники; — использования разнообразных программ обработки данных (калькулятора, редактора Microsoft Excel); — применения программ построения графиков, гистограмм, моделей
3 Оформление результатов исследования 3 Создание отчета с использованием текстового редактора Microsoft Word и табличного редактора Microsoft Excel; 3 изготовление плакатов, буклетов (обработка графических изображений с помощью программ Microsoft PhotoShop, Corel Photo-Paint, CorelDRAW и др.); 3 публикация статей, результатов исследований в Интернете (с помощью пакета F ont Page для создания вебстраниц)
3 Представление результатов исследования 3 Использование в качестве средства иллюстрации доклада, презентации графической и текстовой информации (программы Microsoft Pow erPoint и др.); 3 подготовка и печать иллюстративного материала (брошюр, буклетов, информационных листков)
Использование в деятельности разных источников и способов получения информации, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, навыку находить иные, более достоверные источники приводят к активизации познавательной деятельности школьников.
Информационные технологии, в частности компьютер, становятся средством помощи, при необходимости указывая на орфографические, стилистические и другие ошибки, что очень важно, так как младшие школьники не в полной мере владеют письменной речью. ИТ позволяют детям при защите собственных исследований разнообразно и эстетично продемонстрировать результат, представив фотографии, видеофрагменты. Это повышает познавательную мотивацию.
С целью решения проблем информационно-технического характера, на наш взгляд, целесообразно создать мультимедийное пособие по использованию информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Нами было разработано и апробировано справочное пособие «Сократ», которое содержит примерные алгоритмы самостоятельной деятельности как педагогов, так и обучающихся (см. рисунок).
Таким образом, обучающиеся начальных классов в ходе учебно-исследовательской деятельности самостоятельно и с поддержкой педагогов приобретают умения работать с научной литературой, овладевают исследовательскими умениями. Обобщение основных направлений применения средств ИТ в учебно-исследовательской деятельности выявило необходимость создания универсальной педагогической технологии работы с информацией на основе использования средств ИТ в образовательном пространстве.
В зависимости от поставленной цели использования ИТ определяются конкретный информационный объект, средства и методы, а также технология работы с этим
Фрагмент справочного пособия «Сократ»
объектом для получения необходимого результата (см. схему* на с. 140).
Данная схема использования специальных технических средств не противоречит цели применения любого средства обучения — повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Мы основываемся на исследованиях И. В. Роберт, С. В. Панюковой, А. А. Кузнецовой, поддерживаем точку зрения Л. Л. Чунихи-ной и считаем, что достижение цели применения технологий, использующих специальные технические информационные средства, возможно, если они направлены на решение следующих задач:
3 формирование общеучебных умений (сравнивать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и др.) и навыков самостоятельной работы;
3 формирование системного мышления;
3 алгоритмизацию действий учащихся при решении формальных задач с использованием средств ИТ;
3 индивидуализацию и дифференциацию обучения;
3 организацию и оптимизацию познавательной деятельности учащихся, обес-
* Схема построена на основе структурных компонентов информационных технологий, представленных нами ранее (см. «Нижегородское образование», № 2 за 2011 год).
Информационные педагогические технологии
Информационные педагогические технологии
Объект
Цель
Средства и методы
Форма
представления
и восприятия
я я
ци а м р о ф н и о и уд Текстовая информация ци ) ая ма рн о ль ф ал ин зу ои ев д(
< 03
Мультимедиа-
информация
Содержательная интерпретация
Материальный носитель
Средства Организационно-
управления техническим комплексом
Результат
методическое обеспечение использования возможностей ИТ
Использование и преобразование информации
Направление Содержание действий с информацией
Объем
Комплекс технических
средств (основополагающий)
я
я а
а н
н н
н о
о а и а
и к ц к
ц и а и
а н к н
з х и х
и е н е
н т у т
а г р м м
О о К
я а н ра ек
§ х пь ех
м о К
гххл
ц
а
м р
о ф
к с
о
1=
ц
а
м р
о ф
р
о б С
ц
а
м р
о ф
н
н е л п о к а Н
ц
а
м р
о ф
н
ц
а р
е Р
ц
а
м р
о ф
н
н е ч
о д
я р
о
ц
а
м р
о ф
а в
о р
о К
Г~Х~Л
и и
и и
ц ц
а а
м м
р р
о о
ф ф
н н
и и
е а
и ч
н а
е д
н е
а р
р е
X 1=
ц
а
м р
о ф
н
а д
ы
00
Г"Л
ц
а
м р
о ф
н е л в а т
с д
е р
1=
ц
а
м р
о ф
н
щ а
со
печиваемой интерактивными свойствами средств ИТ [1; 4].
Посредством учебно-исследовательской деятельности младшие школьники овладевают технологией проведения эксперимента, знакомятся с научной литературой, особенностями представления результатов исследований с использованием средств ИТ. При этом следует отметить, что освоение обучающимися возможностей информационных технологий в начальной школе носит пропедевтический характер, выступает основой для дальнейшего освоения и
использования средств информационных технологий в исследовательской деятельности на следующих ступенях обучения.
Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию средств ИТ в учебно-исследовательской деятельности младших школьников позволили сделать вывод, что целенаправленное и системное применение средств ИТ влияет на повышение познавательной мотивации младших школьников и способствует формированию универсальных учебных действий в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности младших школьников способствует формированию активной личности, мотивированной к самооб-
разованию, обладающей достаточными навыками самостоятельной работы, использования информации; умения применять полученные знания, что необходимо для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной исследовательской деятельности на следующих ступенях обучения.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт [и др. ]. — М. : Дрофа, 2008.
2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие / А. И. Савенков. — М. : Ось-89, 2006.
3. Федяинова, Н. В. Информационные технологии в организации проектной деятельности младших школьников : учеб.-метод. пособие / Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009.
4. Чунихина, Л. Л. Компьютеры в обучении химии / Л. Л. Чунихина // Технологизация образования — требование времени : сб. ст. — М. : ФИРО ЦТО, 2007.
5. Ширшов, Е. В. Информационно-педагогические технологии. Ключевые понятия : словарь / Е. В. Ширшов. — Ростов н/Д : Феникс, 2006.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
М. К. ПРИЯТЕЛЕВА,
соискатель кафедры начального образования НИРО priymarina @ dmil. com
В статье рассматриваются внеурочная деятельность как необходимая составляющая образовательного процесса в условиях введения ФГОС и возможность выбора программ внеурочной деятельности.
The article deals with after-hour activity as a necessary component of the educational process in the introduction of the Federal State standard and choice of programs, extracurricular activities.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, направления развития личности, программы внеурочной деятельности
Key words: after-hour activity, the directions of personal development, programs of extracurricular activities
|