Научная статья на тему 'Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе'

Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1286
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / РАБОТА С НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Екатерина Борисовна

В статье описывается развитие метода проектов, применение данного метода на практике, описывается его положительное влияние на мотивацию обучения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе»

Инновации в школе

В статье описывается развитие метода проектов, применение данного метода на практике, описывается его положительное влияние на мотивацию обучения младших школьников.

Беляева Екатерина Борисовна

учитель иностранного языка МОУ НОШ №7 г. Коркино Челябинская область

Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе

Как метод проектов влияет на эффективность и мотивацию при обучении младших школьников немецкому языку?

Ключевые слова: метод проектов, познавательные навыки учащихся, исследовательская деятельность учащихся, работа с новыми информационными технологиями.

Метод проектов (с греч. «путь исследования») -это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов [4, с. 48].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Суть его заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую, исследовательскую деятельность, они овладевали новыми знаниями [3, с. 58]. Дж. Дьюи также предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [2, с. 65]. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных уси-

лиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат [2, с. 65].

Суть метода проектов - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [2, с. 66].

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников [2, с. 66].

Отечественная педагогическая практика последних лет показывает, что технология метода проектов выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы. В данном случае особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт. Работая в группе, школьник осваивает социальные нормы, выстраивая свою личностную позицию. Работа над учебным проектом - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребенок учится определять границы своей свободы, самостоятельности и ответственности [5, с. 55].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорега^е teeming) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [2, с. 67]. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов

22

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Инновации в школе

как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [2, с. 67].

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Особая педагогическая значимость метода проектов в начальной школе заключается в том, что она открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей; стимулирует детскую самостоятельность [6, с. 10].

Метод проектов активизирует поисковые навыки ученика. Так как при подготовке проекта ученики, как правило, используют информацию, данную не только в учебнике, но также обращаются к другим источникам: посещают библиотеку с целью ознакомления с энциклопедиями, журналами, книгами по данной проблеме, работают с Интернетом, где учатся находить нужное из большого объема информации, кроме того, дополнительная работа с компьютером помогает преодолевать страх перед ним и мотивирует школьников на дальнейшую работу с новыми информационными технологиями как целесообразным, практическим средством получения информации.

Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество дополнительных материалов. Поэтому детям необходима помощь со стороны родителей и учеников-пред-метников [6, с. 10]. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо не-

медленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту [1, с. 4].

При обучении немецкому языку в начальной школе метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. УМК авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой и Л.М. Фомичевой «Немецкий язык. Первые шаги» дает возможность включать метод проектов в учебный процесс.

Так, например, первая часть УМК для третьего класса предлагает темы «Чем питаются дикие животные» и «Свен и Сабина говорят о любимых животных». Тематика близка младшим школьникам, у многих дома живут домашние животные, многие ходят в специальные кружки. Кроме того, тема «Животные» является межпредметной, так как глубоко рассматривается и прорабатывается в рамках учебного предмета «Окружающий мир», поэтому дети имеют по данной теме хорошо сформированные знания.

Школьники с удовольствием и энтузиазмом воспринимают предложения рассказать о своих животных. В ходе рассказов и обсуждения сформировалась тема проекта «Домашние и дикие животные; сходства и различия».

В данном случае проект «Домашние и дикие животные: сходства и различия» - являлся закреплением после изучения тем «Чем питаются дикие животные» и «Свен и Сабина говорят о любимых животных» и был рассчитан на два урока. После изучения данных тем ученики владеют лексикой по данной проблематике, умеют читать и переводить тексты, отвечать на вопросы к ним, составлять небольшие рассказы о животных, а также выполнять ряд грамматических и творческих упражнений из рабочей тетради «Немецкий язык. Первые шаги» для третьего класса.

Итак, в ходе урока-проекта дети разделились на две группы. Первая группа должна была собрать информацию о домашних животных, вторая - предоставляла информацию о диких животных.

В задачи обеих групп входило: дать названия диких и домашних животных, выяснить какие они, как выглядят, какого цвета, где живут, чем питаются. Для этой цели детям были предложены вопросы, записанные на доске, типа: Wer ist das? Wie sieht das Tier aus? Wo lebt das Tier? Welche Farbe ist das Tier?

Далее обе группы обменивались собранной информацией в виде небольших сообщений, в рамках которых проверялись и закреплялись основные языковые категории: лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своих идей, падежи существительных, спряжение глаголов. Затем также проверяли внимательность и любознательность товарищей из противоположной группы, при помощи небольших загадок о животных, содержащих уже предъявленную ранее информацию.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

23

Инновации в школе

Следующим этапом проекта являлось разгадывание кроссворда о животных, с целью закрепления лексических единиц по данной теме. К кроссворду предлагались вопросы типа:

Dieses Tier ist grau und hat die langen Ohren (der Hase).

Dieses Tier ist rot und schlau, hat den wolligen Schwanz (der Fuchs).

Wer ist der Konig der Tierwelt (der Lowe).

Es ist das Haustier. Es mag den Fisch (die Katze).

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности обеим группам учеников предлагается подготовить сообщение и презентацию о животном, о котором не рассказывалось в учебнике. В качестве помощи учитель предлагает послушать рассказ-образец, посмотреть презентацию и обсудить полученную информацию о животном. В данном случае учителем был выбран рассказ о животном панде, так как для нас это животное является экзотическим, необычным, однако вызывающим симпатию и интерес у младших школьников.

Der GroBe Panda oder Pandabar genannt, gehort zur Familie der Baren und zu den Raubtieren. Ausgewachsene Tiere werden 120 bis 150 Zentimeter lang und wiegen zwischen 75 und 160 Kilogramm. Der Korper des Pandas ist weiB, Ohren, Hinterbeine, Vorderbeine sind schwarz. Heute lebt der GroBe Panda nur noch in einem sehr kleinen, knapp 6000 Quadratkilometer groBen Gebiet im Westen Chinas. Das Klima dort ist im Sommer ktihl und im Winter kalt. Der GroBe Panda ist das Raubtier, aber er friBt Bambus, Eier, Insekten (Значение выделенных слов было представлено на доске для облегчения понимания).

После обсуждения предложенного рассказа о панде каждая группа выбирает животное, о котором они будут рассказывать, распределяют обязанности в группе, назначают ответственного за поиск дополнительной информации, за составление и подготовку сообщения, за устное выступление, за создание презентации.

В течение подготовки данного задания продолжается совершенствование и расширение словарного запаса, закрепление грамматических навыков учащихся, кроме того, при использовании электронных версий немецко-русских и русско-немецких словарей, при работе с текстовыми и графическими редакторами у детей появляется практическая возможность использования знаний, полученных в рамках урока информатики.

Итак, после предварительной подготовки обе группы предоставляют свои презентации и сообщения, в которых отражен ранее изученный материал. Затем обсуждаются достоинства, корректируются недочеты, даются советы для дальнейших работ.

Важным условием успешной работы над проектом является доброжелательная атмосфера, позволяющая

детям испытать чувство комфорта и располагающая к общению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение метода проектов на уроках иностранного языка в начальной школе способствует активизации поисковой деятельности младших школьников. Дети учатся искать информацию в дополнительных источниках, кроме того, оттачивают навыки работы с компьютером, а частности с сетью Интернет.

Кроме того, метод проектов позволяет школьникам выступать в роли авторов, создателей, повышает мотивацию учащихся при обучении иностранному языку, способствует расширению и более глубокому формированию языковых знаний, а также расширяет кругозор ребенка. Ученик постепенно начинает понимать, что учебный проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Ребенок получает эмоциональное подкрепление, которое служит стимулом для его дальнейших действий, открывает горизонты творчества [5, с. 55].

Литература

1. ГосподниковаМ.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Родионова и др. - Волгоград: «Учитель», 2008.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М.: «Академия», 2005.

3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков -Ярославль: «Академия развития», 2002.

4. Скандарова Н.Б. Метод проектов на уроке технологии (трудового обучения в начальной школе) / Н.Б. Скандарова // Начальная школа плюс до и после. - 2005. -№4. - С. 48-51.

5. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.-№2.

6. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.

7. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности /

О.В. Федоскина // Начальная школа плюс до и после. -2004. - №11. - С. 53-55.

8. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе / И.С. Хирьянова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. -№1. - С. 10-15.

9. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - № 6.

24

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.