Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ELECTRONIC PORTFOLIO / STRATEGY OF INDIVIDUAL TEACHING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова И. Н.

Среди комплекса дидактических мер, определяющих реализацию индивидуальной стратегии обучения педагогов в системе постдипломного образования, выделяется электронный портфолио. В статье электронный портфолио рассматривается как технология, раскрывающая этапы, компоненты и механизмы представления и систематизации результатов профессионального развития педагогов в ходе организации стратегии их индивидуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic portfolio is marked out among the complex of didactic measures defining the realization of individual strategy of teachers' studying in the system of postgraduate education. The author of the article regards «electronic portfolio» as the technology, disclosing the periods, components and mechanisms of representation and systematization the results of professional development of teachers in the process of organization the strategy of their individual teaching.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

-fljr Слово аспиранту

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Н. СМИРНОВА,

соискатель кафедры педагогики и андрагогики НИРО irinaderiehre @mail.ru

Среди комплекса дидактических мер, определяющих реализацию индивидуальной стратегии обучения педагогов в системе постдипломного образования, выделяется электронный портфолио. В статье электронный портфолио рассматривается как технология, раскрывающая этапы, компоненты и механизмы представления и систематизации результатов профессионального развития педагогов в ходе организации стратегии их индивидуального обучения.

Electronic portfolio is marked out among the complex of didactic measures defining the realization of individual strategy of teachers' studying in the system of postgraduate education. The author of the article regards «electronic portfolio» as the technology, disclosing the periods, components and mechanisms of representation and systematization the results of professional development of teachers in the process of organization the strategy of their individual teaching.

Ключевые слова: электронный портфолио, индивидуальная стратегия обучения, профессиональное развитие педагогов

Key words: electronic portfolio, strategy of individual teaching, professional development of teachers

Возрастание интенсивности процессов информатизации на всех уровнях системы образования, в том числе дополнительного профессионального образования педагогов, актуализирует вопросы, связанные с определением условий и механизмов формирования нового педагогического профессионализма в системе повышения квалификации. В настоя-

щее время технологии электронного образования считаются одним из актуальных нововведений в российском образовании, направленных на развитие учительского потенциала и формирование новой педагогической компетентности.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, одной

из основных задач создания инновационной экономики является переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, что требует разработки целостной и гибкой системы непрерывного профессионального образования [4].

Опережающая стратегия системы постдипломного образования как уникальной и ведущей составляющей образования взрослых заключается в осознании нового предмета исследования — механизмов и условий профессионального развития и саморазвития педагогов. Актуальность идеи разработки дидактических средств профессионального развития и саморазвития педагогов определяется необходимостью создания систем индивидуализированного образования и оперативного обмена информацией о новшествах и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе постдипломного образования.

Анализ существующих в системе постдипломного образования подходов к обучению педагогов показал, что при наличии информационного ресурса недостаточно разработаны технологии его адекватного освоения, ориентированные на стратегию индивидуального образования и построение индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов. Решение данной проблемы мы видим в разработке дидактического средства «электронный портфолио» как наиболее эффективной формы решения задач развития учительского потенциала и построения индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития.

Поскольку рамки данной статьи не позволяют представить полный качественный анализ сложившейся практики постдипломного образования педагогов, ориентированной на применение технологии электронного портфолио, ограничимся анализом работ, определяющих понятие «портфолио» в трех направлениях: портфолио ученика, портфолио студента, портфолио учителя. Каждое из них имеет свои особенности, назначение и структурные компоненты.

Общая теория разработки и применения портфолио в системе образования раскрывается в работах отечественных ученых Г. А. Голуб, Т. Г. Новиковой, Е. С. По-лат, А. С. Прутченкова, М. А. Чошанова; зарубежный опыт представлен в трудах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсе-на и др.

Многие ученые рассматривают портфолио ученика как средство фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений обучающихся (Н. Д. Галь-скова, Е. С. Полат, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова и др.). Д. А. Иванов выделяет виды портфолио, позволяющие обучающимся продемонстрировать всевозможные виды своих достижений (результатов). По его мнению, портфолио ученика должно состоять из следующих разделов: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, проблемно-исследовательский портфолио, тематический портфолио.

В исследовании С. И. Никитиной, связанном с разработкой портфолио ученика по информатике, портфолио определяется как рабочая папка с файлами, содержащая информацию о комплекте классных работ, домашних заданий, проверочных и творческих работ, а также серию отзывов и самооценок учащегося. По мнению автора, портфолио должен создаваться учащимся с помощью компьютерных средств, храниться на диске, флеш-карте или в Интернете [7].

В работе Ю. В. Харитоновой портфолио определяется как «организационная форма взаимодействия учителя и ученика на основе рефлексивного подхода, предусматривающего самоанализ двигательной деятельности, ведущего к достижению поставленных целей, позволяющего отслеживать динамику и существенно повысить уровень физической подготовленности школьника» [12, с. 95].

Дидактическое средство «электронный портфолио» представляется нам наиболее эффективной формой решения задач развития учительского потенциала и построения индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития.

В контексте внедрения новых ФГОС общего образования портфолио ученика, как правило, представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов деятельности: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовой, итоговой, диагностической, тематической проверочной) и их оценочных листов, продуктов учебной деятельности, «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.

В исследовании Э. Х. Тазутдиновой, связанном с разработкой системы подготовки студентов к педагогической деятельности, технология портфолио состоит из блоков: целевого, структурно-содержательного, организационно-процессуального, оценочно-результативного [11, с. 9]. Порт-фолио как способ оценивания уровня профессиональной компетентности студентов раскрывается в исследовании Т. М. Бары-шовой [2].

Характеристике языкового портфолио посвящена работа Э. В. Максимовой, в которой фиксируется диагностика уровней сформированно-сти ключевых компетенций студентов ссузов [6].

В. В. Коршунова рассматривает технологию электронного порт-фолио (Е-портфолио) как инновацию для реализации принципов системности, сотрудничества и мобильности студентов среднего профессионального образования. По мнению автора исследования, Е-портфолио представляет собой «средство, обеспечивающее целостное отражение личностных характеристик студента, его компетентностей, демонстра-

Традиционно портфолио учителя понимается как набор материалов (индивидуальная папка), демонстрирующих его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения; предназначенных для оценки уровня профессионализма учителя.

цию динамики индивидуального развития» [5, с. 15]. В работе Л. А. Романенко технология портфолио определяется как «открытый путь к межкультурному общению и межличностному взаимодействию» [10, с. 4].

Таким образом, анализ научных подходов к раскрытию сущности понятия «порт-фолио» показал, что портфолио различают: по практико-результативной деятельности (образовательный, профессиональный); по субъекту деятельности (индивидуальный, групповой); по цели создания и ситуации использования (портфолио развития, портфолио подготовленности, порт-фолио поступления в вуз, портфолио трудоустройства, портфолио проекта); по характеру и структуре представленных материалов (портфолио документов, или рабочий портфолио, показательный портфо-лио, портфолио процесса); по способу обработки и презентации информации (в бумажном, электронном варианте); по времени создания (недельный, семестровый, курсовой); портфолио, ориентированный на новые образовательные цели — паспорт компетенций и квалификаций.

Анализ работ в контексте исследуемой проблемы в системе постдипломного образования показал, что традиционно портфолио учителя понимается как набор материалов (индивидуальная папка), демонстрирующих его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения; предназначенных для оценки уровня профессионализма учителя.

В структуре портфолио учителя, так же как ученика и студента, выделяют три компонента: портфолио документов (портфель сертифицированных (документированных) достижений), портфолио работ (материалы, отражающие основные направления и виды деятельности), портфолио отзывов (характеристики отношения учителя к различным видам деятельности, заключения, рецензии, резюме, отзывы о работе, рефлексия).

Однако, несмотря на существующий

опыт в области изучения технологии порт-фолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени недостаточно глубоко обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях высшей профессиональной школы и дополнительного профессионального образования. Практически отсутствуют работы, раскрывающие педагогические условия применения в системе повышения квалификации электронного портфо-лио — портфолио, основанного на создании современных информационных технологий.

Мы рассматриваем электронный порт-фолио как технологию реализации индивидуальной стратегии обучения педагогов в системе постдипломного образования и построения индивидуальных образовательных программ профессионального развития и саморазвития, а также как дидактическое средство, предназначенное для отслеживания пути продвижения педагога в процессе освоения учебной программы от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, от неумения к умению.

Индивидуальная стратегия обучения педагогов в системе повышения квалификации представлена как комплекс дидактических мер, определяющих ближайшую перспективу профессионального развития педагога в условиях научно-методического сопровождения инновационной деятельности преподавателем курсов повышения квалификации. В состав комплекса входят: учебный план и модульные учебные программы, дополнительные источники информации, задания разных видов и уровней, инструкции и методические рекомендации, кейс-задания, тесты, анкеты для самоконтроля и самооценки, индивидуальные и групповые консультации, дополнительные занятия и проблемно-проектные мастерские.

Технология электронного портфолио представляет собой зафиксированный результат выбора педагогом последовательности и формы знакомства с содержанием курсовой подготовки, темпа учения,

вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим. Электронный портфолио, подготовленный с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемый с помощью компьютера, отражает динамику профессионального развития педагога (см. схему на с. 132).

При построении индивидуальной стратегии обучения технология электронного портфолио педагога включает пять последовательно выполняемых этапов.

3 Идентификация индивидуально-личностных особенностей педагогов и его образовательной успешности в процессе повышения квалификации предполагает определение готовности педагогов к инновационной деятельности, выявление их профессиональной позиции и потребности в дополнительном профессиональном обучении в проектно-проблемном режиме работы.

3 В процессе проектирования индивидуальной стратегии освоения содержания курсовой подготовки выбираются предмет изучения (модуль учебной программы) и вид индивидуальной стратегии обучения (углубление, ускорение, обогащение, обобщение) в соответствии с индивидуально-личностными потребностями педагогов. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты освоения содержания учебной программы, и на его основе определяется индивидуальный план учебной деятельности, который согласуется с преподавателем — организатором (куратором) курсовой подготовки.

3 На этапе создания индивидуальной программы профессионального развития и технологической карты педагога преподаватель курсов повышения квалификации и педагог-обучающийся совместно составляют детальный план и график выполнения заданий выбранного маршрута, анализируют качество планирования. Определяются

Технология электронного портфолио представляет собой зафиксированный результат выбора педагогом последовательности и формы знакомства с содержанием курсовой подготовки, темпа учения, вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим.

Технология электронного портфолио педагога

ЭФФЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

компоненты фиксации и систематизации содержания электронного портфолио, а также система оценки качества работы.

3 Научно-методическое сопровождение индивидуальной стратегии обучения педагога предусматривает консультацию по содержанию изучаемых тем и разделов индивидуальной программы профессионального развития педагога, выбор способа учебной деятельности, обсуждение формы самоконтроля и оценки результатов деятельности, а также форм предоставления образовательных продуктов и результатов.

3 Рефлексия и экспертиза итоговых результатов реализации стратегии индивидуального обучения педагогов предполагают выявление и оценивание индивидуальных ключевых образовательных продуктов. Сопоставляются достигнутые результаты с целями индивидуального обучения посредством технологии электронного портфолио, оцениваются степень достижения педагогом запланированных целей и приобретенный субъектный опыт, определяется эффект профессионального развития.

В целом реализация технологии электронного портфолио требует выполнения строго регламентированных обучающих действий: мотивирование и целеполагание по созданию портфолио, сбор и оформление материалов, анализ и оценка деятельности, достигнутых результатов, контроль и самоконтроль, рефлексия и экспертиза индивидуальных образовательных продуктов.

Технология электронного портфолио педагога включает визитную карточку с краткой информацией о себе, портфолио работ и процесса обучения и вбирает в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационно-целе-вого, содержательного, технологического, организационно-управленческого, результативного, которые в итоге формализуются в виде сайта — электронного портфолио педагога.

Технология электронного портфолио строится на принципах субъектности, свободы выбора, открытости, неповторимости (атехнологичности), интегративности, креативности, продуктивности и непрерывности, которые дают педагогам свободу

выбора источников информации, степени сложности заданий и форм отчетности различного характера, индивидуального места и темпа обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Главным ожидаемым результатом применения технологии электронного портфо-лио педагога в системе постдипломного образования является эффект профессионального развития педагога. Эффективность технологии предполагает формирование новой позиции педагога как специалиста-профессионала-эксперта, динамика становления которой в системе постдипломного образования может быть выявлена по следующим параметрам: уровни рефлексивности, позиционность (изменение позиции), динамика уровня креативности.

Сравнительный педагогический эксперимент проводится на базе экспериментальных площадок кафедры теории и методики обучения информатики — школы № 121 Нижнего Новгорода, Большеякшен-ской школы Бутурлинского района, Выезд-новской школы, школы № 15 г. Заволжье Городецкого района. Основная задача экспериментального исследования заключается в выявлении основных показателей

эффекта профессионального развития педагогов, полученного в период курсовой подготовки по программе «Теория и методика преподавания информатики».

Диагностика эффекта профессионального развития педагога осуществляется в три этапа: диагностика начального положения дел, диагностика промежуточного этапа эксперимента, общая заключительная диагностика.

Полученные за два года экспериментального исследования показатели эффекта профессионального развития педагогов в системе постдипломного образования позволяют говорить об эффективности разработанной технологии электронного портфолио педагога, позволяющей реализовать стратегию индивидуального обучения. Полученные результаты и образовательные продукты свидетельствуют, с одной стороны, о реалистичности и практической осуществимости разработанной технологии, а с другой стороны — о ее творческом потенциале, достаточном для организации процессов персонификации и индивидуализации обучения педагогов в системе постдипломного образования.

Главным ожидаемым результатом применения технологии электронного портфолио педагога в системе постдипломного образования является эффект профессионального развития педагога.

ЛИТЕРАТУРА -

1. Анопченко, Т. Ю. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения / Т. Ю. Анопченко, В. А. Максимов, И. В. Мошкин. — Ростов н/Д : АкадемЛит, 2011.

2. Барышова, Т. Л. Вариативная система оценки качества обучения студентов технических специальностей в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Т. Л. Барышова. — М., 2009.

3. Игнатьева, Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : монография / Г. А. Игнатьева. — Н. Новгород : НГЦ, 2005.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // URL: http://www.rosnation.ru/index.php?D=458.

5. Коршунова, В. В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании Е-портфолио : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Коршунова. — М., 2009.

6. Максимова, Э. В. Формирование ключевых компетенций студентов ссузов в процессе изучения иностранных языков : дис. ... канд. пед. наук / Э. В. Максимова. — Казань, 2003.

7. Никитина, С. И. Методические аспекты создания, ведения и использования портфолпо при обучении информатике в 8—11-х классах : дис. ... канд. пед. наук / С. И. Никитина. — М., 2008.

8. Новикова, Т. Г. Построение различных моделей портфолио / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Методист. — 2005. — № 3.

9. Пинская, М. А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащихся в условиях профильного образования : дис. ... канд. пед. наук / М. А. Пинская. — М., 2007.

10. Романенко, Л. А. Профессиональный портфель начинающего учителя иностранного языка: методика разработки и практического применения : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Ро-маненко. — М., 2005.

11. Тазутдинова, Э. X. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Э. X. Тазутдинова. — Казань, 2010.

12. Харитонова, Ю. В. Технология портфолио как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников : дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Харитонова. — Екатеринбург, 2007.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

И. H. МОХОВА,

аспирант кафедры общей педагогики НГПУ им. К. Минина mohovairina @mail.ru

В статье рассматривается возможность использования средств информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности младших школьников, формулируются проблемы и определяются способы их решения.

The author of the article regards the opportunities of using the recourses of informational technologies in the educational / research activity of primary schoolchildren, formulates the problems and the ways of their solving.

Ключевые слова: младший школьный возраст, исследовательская деятельность, информационные технологии

Key words: primary school age, research activity, information technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.