Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

272
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубашенко С. А., Зайцева С. А.

В статье обозначены назначение и целесообразность создания электронного портфолио студентами - будущими педагогами. Обосновывается содержание портфолио студента в контексте организации образовательного процесса в вузе, подготовки к будущей профессиональной деятельности, личностного развития выпускника вуза. Выполнен обзор публикаций и исследований по данной теме, представлены результаты анкетирования по выявлению готовности студентов к работе с электронным портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубашенко С. А., Зайцева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PORTFOLIO AS A TOOL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE FUTURE TEACHER

The article indicates the purpose and feasibility of creating an electronic portfolio by students - future teachers. The content of the student's portfolio is substantiated in the context of the organization of the educational process at the university, preparation for future professional activities, and the personal development of the university graduate. A review of publications and research on this topic is carried out, the results of a questionnaire survey on identifying students' readiness to work with an electronic portfolio are presented.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 371:004 ББК 74.489

С. А. Рубашенко, С. А. Зайцева

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье обозначены назначение и целесообразность создания электронного портфолио студентами — будущими педагогами. Обосновывается содержание портфо-лио студента в контексте организации образовательного процесса в вузе, подготовки к будущей профессиональной деятельности, личностного развития выпускника вуза. Выполнен обзор публикаций и исследований по данной теме, представлены результаты анкетирования по выявлению готовности студентов к работе с электронным портфолио.

Ключевые слова: вуз, студент, электронное портфолио, профессиональное самоопределение, личностное развитие.

S. A. Rubashenko, S. A. Zaitseva

ELECTRONIC PORTFOLIO

AS A TOOL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE FUTURE TEACHER

The article indicates the purpose and feasibility of creating an electronic portfolio by students — future teachers. The content of the student's portfolio is substantiated in the context of the organization of the educational process at the university, preparation for future professional activities, and the personal development of the university graduate. A review of publications and research on this topic is carried out, the results of a questionnaire survey on identifying students' readiness to work with an electronic portfolio are presented.

Key words: university, student, e-portfolio, professional self-determination, personal development.

DOI: 10.46724/NOOS.2021.2.79-88

Ссылка для цитирования: Рубашенко С. А., Зайцева С. А. Электронное портфолио как средство профессионального самоопределения будущего учителя // Ноосфер-ные исследования. 2021. Вып. 2. С. 79—88.

Citation Link: Rubashenko, S. A., Zaytseva, S. A. (2021) Elektronnoye portfolio kak sredstvo professional'nogo samoopredeleniya budushchego uchitelya [Electronic portfolio as a tool of professional self-determination of a future teacher], Noosfernyye issledovaniya [Noo-spheric Studies], vol. 2, pp. 79—88.

Особенность современной системы высшего образования состоит не только в приобретении и воспроизводстве студентами знаний, но и в раскрытии внутреннего потенциала студентов, развитии их личности как будущих профессионалов. Переориентация на личность каждого индивида, а также на процесс ее

© Рубашенко С. А., Зайцева С. А., 2021 Ноосферные исследования. 2021. Вып. 2. С. 79—88 •

развития и самоутверждения сегодня является важным направлением развития высшего образования.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ «О федеральных государственных образовательных стандартах» электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать... формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса [7].

Учитывая эти положения, необходимо рассматривать данную технологию как «глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования» [3, с. 4].

Электронное портфолио — новый педагогический продукт, отвечающий требованиям современной высшей школы. Оно основано на адресной поддержке обучающихся, показывает и отражает реальную ситуацию учебной, культурной, общественной, научной и прочих видов деятельности каждого студента как в аудитории, так и за ее пределами. Ведущая задача электронного портфолио — организация образовательного процесса, в том числе самообразования, и контроль достигнутых результатов [12]. Портфолио предназначено для документального подтверждения достижений студента в процессе его обучения. Оно позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

На наш взгляд, одно из важнейших назначений портфолио студента — формирование его профессионального самоопределения. Самоопределение будем понимать как нацеленность на будущее место работы, профессию, дальнейшее продолжение образования.

Педагогическая профессия всегда связана с высокой значимостью результатов деятельности, а значит, высоки требования к личности будущего педагога. Казалось бы, молодой человек, придя в вуз, уже определился со своей будущей профессией, планирует связать свою жизнь с детьми и, таким образом, влиять на будущее подрастающего поколения. Но, к сожалению, не всегда это так. Есть студенты, которые поступают в университет по «остаточному принципу», «куда прошел по конкурсу». Такие студенты часто не ориентированы на педагогическую профессию, не проявляют интерес к получению образования, больше отбывают «повинность», по каким-то своим, обычно внешним, мотивам. Нельзя не отметить, что многих студентов характеризуют осознанность, рациональность принятых решений, что видно по их включенности в учебную деятельность.

Во время обучения в вузе у будущего специалиста формируются взгляды на профессию, изменяется система ценностей, появляется (усиливается) мотивации к профессиональной деятельности. Такой результат зависит от многих факторов, в том числе от форм, технологий и методов работы со студентами. Согласно стратегическому направлению развития системы образования, именно интеграция современных информационно-коммуникационных и основанные на личностно-ориентированном подходе технологии спродуцируют новый импульс высшей школе XXI века. Наряду с традиционными в последнее время получили распространение новые накопительные, интегрированные, рефлексивные формы

оценивания, среди которых — портфолио студента. В современном образовании портфолио становится одной из наиболее часто применяемых технологий, ориентированных на результат.

Мы считаем, что дидактический и мотивационный потенциал технологии электронного портфолио достаточно высок, что позволит нам использовать его при поддержке студентов в электронной информационной образовательной среде вуза с учетом личностного и профессионального развития обучающихся.

Исследователи выделяют следующие дидактические свойства е-портфолио: интерактивность, мультимедийность, публичность, нелинейность, интегративность. А основными дидактическими целями его использования да-будущими педагогами являются систематизирующая, рефлексивно-оценочная, организационно-мотивационная, демонстрационно-результативная [1].

Подтверждающие материалы е-портфолио (проекты, отчеты, документы, отзывы, рецензии, продукты образовательной и научной деятельности и др.) создаются, изменяются и предъявляются будущим педагогом для поддержки рефлексии, обеспечения взаимодействия с участниками образовательного процесса, проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в течение всего периода обучения.

В основу структуры портфолио положено формирование общих и профессиональных компетенций студента. Так, информационно-коммуникативная компетентность представляет собой способность использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с применением различных технических средств. Результатами сформированности этой компетентности могут быть автобиография студента, сертификаты и грамоты, Я-презентация и другие виды представления информации. А к достижениям исследовательской компетентности можно отнести различные доклады, тезисы выступлений, проекты, курсовые работы и многое другое.

Для представления результатов освоения профессиональных модулей важными являются документы и отзывы по производственной практике, проекты по направлению подготовки, методические разработки.

Портфолио подразумевает организацию следующей пошаговой деятельности: постановка целей разработки портфолио, создание общей структуры материалов, включенных в него, отбор информации, оформление материалов для портфолио [5].

Использование электронного портфолио позволит студентам напрямую взаимодействовать с работодателями, формировать творческое портфолио и получать опыт работы в профессиональной среде, решая актуальные задачи в рамках выполнения курсовых, исследовательских и дипломных проектов, сотрудничать с будущими работодателями в рамках организации практик.

Исследователи утверждают, что работа с электронным портфолио развивает самооценку, приводит к внутреннему пониманию важности самосовершенствования [2, с. 50].

Обзор публикаций и исследований по данной теме показал большой интерес педагогов высших учебных заведений к созданию электронного портфолио студента (ЭПС). Так, в Российском государственном профессионально-педагогическом университете активно проходит внедрение и использование

системы электронного портфолио студента на базе платформы ИС «ТаймЛайн». Опыт внедрения системы электронного портфолио в процесс профессионального воспитания имел сразу несколько положительных результатов. Во-первых, это позволило значительно сократить объем бумажных копий документов, сохранив только ксерокопии зачетных книжек для подтверждения достижений в учебной деятельности. Во-вторых, значительно ускорился и упростился процесс определения наиболее активных студентов, участвующих в различных направлениях деятельности. В-третьих, для самих студентов стала более прозрачной и понятной система оценивания их достижений [4].

Специалисты Национального исследовательского университета «МИЭТ», г. Москва, разработали модуль для информационно-технологической платформы ОРИОКС, который позволяет формировать профессиональное портфолио студента на основе его результатов обучения [4].

В ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» большое внимание уделяется формированию ЭПС. Оно является обязательным для обучающихся образовательной организации высшего образования всех уровней подготовки. Педагоги отмечают, что такая разновидность электронного портфолио, как веб-портфолио, демонстрирует динамику развития, содействует приобретению опыта в общении и деловой конкуренции. А предоставление электронного портфолио в спорном случае итоговой оценки на государственной аттестации способно изменить сложившуюся ситуацию [2].

Н. И. Чиркова, О. А. Павлова рассматривают электронное портфолио как новый педагогический продукт, основанный на адресной поддержке обучающихся, отвечающий требованиям современной высшей школы и отражающий реальную ситуацию учебной, культурной, общественной, научной и прочих видов деятельности каждого студента как в аудитории, так и за ее пределами [12].

Идея создания и использования электронного портфолио в высшем образовании в качестве системы непрерывного оценивания обучающихся по широкому спектру областей их деятельности является логическим следствием применения передовых педагогических и информационных технологий в образовании. В этой связи становятся актуальными вопросы автоматизации процессов обработки и хранения данных электронного рейтинга обучающихся. Ф. Д. Пираков отмечает, что данная система создается для определения наиболее подходящих кандидатур для получения повышенной стипендии, а также для определения наиболее активных в различных областях деятельности студентов. Вычисление оценочных показателей призвано избавить преподавателей и организаторов учебного процесса от значительной части ошибок, ведущих к субъективизму оценки [6].

Современное электронное портфолио — это наглядное и красочное представление профессиональных и индивидуальных достижений с помощью текста, изображений, звука, видео, анимации и других мультимедийных возможностей. Оно позволяет иметь базу всех портфолио, например, студентов, обучающихся в том или ином вузе. По этим материалам можно в дальнейшем сделать любой печатный вариант, а также хранить электронные портфолио в Интернете в какой-либо базе данных. Е. В. Трепакова выделяет несколько сервисов по созданию электронного портфолио: netfolio.ru (платный сервис), uportfolio.ru (бесплатный конструктор), например, http://uportfolio.ru/page.html

и сервисы, куда можно выложить уже созданное портфолио portfolio-edu.ru (для учителей) [11].

Что касается централизованной работы в вузах, для организации и ведения портфолио существует много возможностей. Например, интернет-портал Социальная сеть 4portfolio.ru (науч. рук. проекта С. В. Панюкова) предлагает после регистрации на сайте организовать четыре различных типа портфолио: портфо-лио учащегося, портфолио педагога, портфолио профессионала, портфолио организации.

На другом портале (http://studentsonline.ru/) предлагается готовое решение для вузов — организация электронного портфолио обучающегося с реализацией следующих функций:

— хранение работ и достижений обучающихся;

— оценка и рецензирование работ преподавателями;

— удобный поиск с фильтрацией по всем записям;

— выдача архива работ по окончании обучения;

— просмотр портфолио через Интернет для работодателей;

— привязка обучающихся к организационной структуре.

Авторы проекта портала утверждают, что реализация их портфолио успешно прошла проверку на соответствие требованиям ФГОС 3+ во время аккредитации учебных заведений, использующих «Students Online».

Преподаватели Казанского государственного архитектурно-строительного университета несомненным преимуществом использования готовых коммерческих решений считают их достаточную проработанность и сопровождение процесса эксплуатации специалистами. К недостаткам они относят отсутствие конкретных рекомендаций Министерства образования и науки РФ и недостаточную проработанность вопроса о хранении и доступе к персональным данным.

Последнее обстоятельство приводит к тому, что часть вузов предпочитает решать вопрос об организации студенческих портфолио самостоятельно. В последнее время во многих вузах образовательный процесс сопровождают электронными версиями курсов и для этого используют систему дистанционного образования Moodle. Поэтому естественными процессами явились попытки применения этой системы обучения для организации портфолио. Для этого рекомендуется дополнительная установка плагина Portfolio [10].

Все исследователи отмечают, что портфолио в электронном виде легче поддерживать и пополнять не только потому, что очень широк выбор веб-инструментов для создания и размещения портфолио в сети: есть портфолио-блоги, портфолио-сайты, но на первый план в публичном портфолио, созданном при помощи популярных веб-средств, выходит именно открытый обмен опытом и новыми идеями.

Автор е-портфолио сам выбирает, накапливает, комментирует и анализирует публикуемые материалы, которые могут рассматриваться как свидетельства его профессиональных компетенций, здесь для него чрезвычайно важна сама возможность обратной связи от посетителей его электронного ресурса. Открытость и доступность портфолио для просмотра и комментирования другими людьми является как раз тем механизмом, который помогает владельцу электронного портфолио формировать адекватную самооценку собственных профессиональных достижений. Таким образом, ведение электронных портфолио

становится еще и методом обучения, постоянного самосовершенствования и повышения квалификации учителя [8].

Несмотря на преимущества, рассмотренные ранее, использование и формирование электронного портфолио сопряжено трудностями внедрения в процесс обучения. Необходимо учитывать специфику изучаемых дисциплин, уровень технической оснащенности студентов и учебных заведений, эффективность и грамотность методологии по внедрению технологии электронного портфолио, психологическую и мотивационную подготовленность студентов.

Для изучения готовности студентов к работе с электронным портфолио нами была разработана анкета в Google-формах и проведен опрос студентов 1— 5 курсов, обучающихся по образовательным программам начального и дошкольного образование. В опросе приняли участие 73 студента. Формат статьи не позволяет детально проанализировать все вопросы, заданные в online-анкетах, поэтому мы остановимся только на наиболее интересных и важных, по нашему мнению, результатах.

Для начала мы выяснили, насколько студенты свободно владеют информационными технологиями, необходимыми для конструирования и оформления электронных документов, в том числе создания сайтов. 66,2 % респондентов оценили свои навыки в области ИКТ как уверенные, 32,4 % студентов признали, что они, скорее, начинающие пользователи. Можно констатировать, что технология портфолио уже достаточно известна, об этом говорят 100 % опрошенных, хотя 14,9 % из них считают свои знания о портфолио неполными. Большинство студентов знакомы со всеми перечисленными нами видами портфолио. При оценке популярности различных видов портфолио среди студентов, к сожалению, web-портфолио оказалось в самом конце списка (27 %).

Далее мы выяснили, что у 67,1 % есть опыт ведения портфолио в школе. Это подтвердило наше утверждение о том, что технология портфолио уже давно и прочно вошла в систему образования. 17,8 % студентов ответили, что опыт ведения портфолио появился у них только в вузе. У 11 студентов (15,1 %) нет опыта ведения портфолио.

В настоящий момент портфолио отсутствует у 26,8 % обучающихся, а у четырех студентов уже есть свой сайт. Остальные респонденты указали, что ведут портфолио в бумажном виде (38 %) либо в системе 1С Университет (28,2 %). Показательно, что практически 10 % студентов считают, что портфолио им не нужно, не видят в нем необходимости. Это дает нам повод задуматься о необходимости работы над профессиональной мотивацией студентов на первом этапе нашего исследования.

Примерно одинаковыми были мнения студентов при ответе на вопрос: «Кому, на Ваш взгляд, в первую очередь может понадобиться Ваше портфо-лио?»: работодателю — ответили 35 % опрошенных, деканату (для назначения стипендий) — 29 % человек, для себя (как способ позиционирования и систематизации важной информации) — 32 %, затруднились ответить 4 %.

Основным препятствием в создании портфолио студенты называют отсутствие как свободного времени (50,7 %), так и достаточных знаний по его созданию (37 %). Большинство опрошенных (68,5 %) не знакомы с сервисами для разработки электронных портфолио.

Разнообразны представления студентов о наполнении портфолио и о его функциях, среди которых студенты выбрали возможность оценки своей учебной

и творческой деятельности (70,3 %), стимул роста и саморазвития (50 %), для повышения интереса к своей будущей профессии (33,8 %) и некоторые другие.

В качестве основных разделов наполнения портфолио обучающиеся указали награды и поощрения, научные публикации, конкурсные работы и многое другое. Интересными оказались результаты ответов на следующий вопрос: «Какие разделы портфолио необходимо включить, на Ваш взгляд, для разных пользователей?» Так, для работодателей, по мнению студентов, интереснее всего будет резюме, карьерные планы и желаемые условия работы. Для преподавателей вуза будут интересны проекты и примеры работ, награды и достижения. Социальная деятельность вкупе с наградами особенно интересна администрации вуза, в частности деканату. Обязательным, важным элементом портфолио студенты считают контактные данные. На вопрос, какие контактные данные целесообразно представлять в портфолио, мнения в основном сошлись. Это адрес электронной почты.

Большинство студентов низко оценивают значимость своего е-портфолио для учащихся и коллег. Это, видимо, связано с отсутствием постоянной педагогической практики, что также дает нам повод для размышлений по поводу планирования своего исследования, которое находится в стадии разработки, поэтому анкетирование в настоящий момент продолжается. В частности, мы проводим опрос среди студентов заочной формы обучения. Эти данные существенно отличаются от тех, которые нам демонстрируют студенты дневной формы обучения.

Таким образом, современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования [9]. В связи с этим принятие и развитие парадигмы индивидуально-ориентированного обучения приводит к широкому использованию альтернативных методов оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких оценочных технологий, основанных на использовании компе-тентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио, а актуальность вопросов автоматизации процессов обработки и хранения данных выводит на первое место именно электронный вариант этой технологии.

Библиографический список

1. Безызвестных Е. А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2019. 290 с.

2. Гусева В. Е., Гребнева А. Д. Способы мотивации студентов в формировании электронного портфолио в электронной информационно-образовательной среде // Новое слово в науке: стратегии развития: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. С. 48—50.

3. Кирьякова А. В., Каргапольцева Н. А., Ольховая Т. А., РеуноваМ. А. Технология «портфолио» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2011. 113 с.

4. Лазарев А. В. Использование электронных ресурсов для оптимизации системы профессионального воспитания в университете (на примере системы электронного портфолио студента) // Акмеология профессионального образования: материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции, 17—18 марта 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. С. 275—282.

5. Нестерова Н. С., Сверкунов С. Б. Разработка электронного портфолио студента // Вестник ИМСИТа. Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий. 2016. № 1. С. 17—20.

6. Пираков Ф. Д., Османова А. А. Разработка системы электронного рейтинга в вузе с использованием программы электронного портфолио // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУР. Томск: государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2018. Т. 1, № 3. С. 67—69.

7. О федеральных государственных образовательных стандартах: письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/ (дата обращения: 17.11.2020).

8. Романовский А. М. Веб-портфолио как наиболее современная форма портфолио // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов / науч. ред. Л. М. Дмитриева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 141—143.

9. Современные проблемы информатизации образования: монография / рук. авт. коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. 404 с.

10. Сундуков В. И., Сундукова Е. Н., Иванникова А. Ю., Инькова А. В. Формирование электронного портфолио студента // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Казань: ИД «Мир без границ», 2016. С. 287—289.

11. Трепакова Е. В. Электронное портфолио как один из видов оценочных средств студента// Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 127—129.

12. Чиркова Н. И., Павлова О. А. Электронный портфолио как средство формирования и контроля сформированности профессиональных компетентностей будущих педагогов // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского: материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер.: Психолого-педагогические науки. Калуга: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2019. С. 143—146.

References

Bezyzvestnykh, E. A. (2019) Elektronnyy portfolio kak sredstvo formirovaniya 1KT-kompetentnosti budushchikh pedagogov-t'yutorov: dis. ... kand. ped. nauk [Electronic Portfolio as a Means of Forming ICT Competence of the Future Teachers-Tutors: dis. ... Cand. ped. sciences], Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni V. P. Astafyeva.

Chirkova, N. I., Pavlova, O. A. (2019) Elektronnyy portfolio kak sredstvo formirovaniya i kontrolya sformirovannosti professional'nykh kompetentnostey budushchikh peda-gogov [Electronic portfolio as a means of forming and controlling the formation of professional competencies of future teachers], in Nauchnyye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. E. Tsiolkovskogo: materialy regional'noy universitetskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ser.: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Scientific works of the

Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky: materials of the regional university scientific and practical conference. Ser.: Psychological and pedagogical sciences], Kaluga: Kaluzhskiy gosudarstvennyy universitet im. K. E. Tsiolkovskogo, pp. 143—146.

Guseva, V. E., Grebneva, A. D. (2019) Sposoby motivatsii studentov v formirovanii elektronnogo portfolio v elektronnoy informatsionno-obrazovatel'noy srede [Ways of motivating students in the formation of an electronic portfolio in the electronic information and educational environment], in Novoye slovo v nauke: strategii razvitiya: sbornik materialov IXMezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [New word in science: development strategies: collection of materials of the IX International scientific and practical conference], Cheboksary: Tsentr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», pp. 48—50.

Kir'yakova, A. V., Kargapol'tseva, N. A., Ol'khovaya, T. A., Reunova, M. A. (2011) Tekhnologiya «portfolio» v kompetentnostno-oriyentirovannom obrazovanii: uchebno-metodicheskoye posobiye [Technology "portfolio" in competence-based education: a study-teaching guide], Orenburg: Orenburgskiy gos. un-t.

Lapchik, M. P. (ed.) (2017) Sovremennyye problemy informatizatsii obrazovaniya: коллективная monografiya [Modern problems of informatization of education: collective monograph], Omsk: Izd-vo OmGPU.

Lazarev, A. V. (2016) Ispol'zovaniye elektronnykh resursov dlya optimizatsii sistemy professional'nogo vospitaniya v universitete (na primere sistemy elektronnogo portfolio stu-denta) [Use of electronic resources to optimize the system of professional education at the university (on the example of the student's electronic portfolio system)], in Akmeologiya profes-sional'nogo obrazovaniya: materialy 13-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Acmeology of vocational education: materials of the 13 th Russian scientific-practical conference], Yekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, pp. 275—282.

Nesterova, N. S., Sverkunov, S. B. (2016) Razrabotka elektronnogo portfolio studenta [Development of a student's electronic portfolio], Vestnik Akademii marketinga i sotsial'no-informatsionnykh tekhnologiy [Bulletin of the Academy of Marketing and Social Information Technologies], no.1, pp. 17—20.

Pirakov, F. D., Osmanova, A. A. (2018) Razrabotka sistemy elektronnogo reytinga v vuze s ispol'zovaniyem programmy elektronnogo portfolio [Development of an electronic rating system at a university using an electronic portfolio program], Sbornik izbrannykh statey nauchnoy sessii TUSUR [Collection of selected articles of the TUSUR scientific session], vol. 1, no. 3, pp. 67—69.

Romanovskiy, A. M. (2016) Veb-portfolio kak naiboleye sovremennaya forma portfolio [Web portfolio as the most modern form of portfolio], in Dmitriyeva, L. M. (ed.) Tvorchestvo molodykh: dizayn, reklama, informatsionnyye tekhnologii: sbornik trudov XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i aspirantov [Creativity of the young: design, advertising, information technology: collection of works of the XV International scientific-practical conference of students and graduate students], Omsk: Izd-vo OmGTU, pp. 141—143.

Sundukov, V. I., Sundukova, E. N., Ivannikova, A. Yu., In'kova, A. V. (2016) Formiro-vaniye elektronnogo portfolio studenta [Formation of student's electronic portfolio], in Aktu-al'nyye problemy sotsial'no-ekonomicheskoy i ekologicheskoy bezopasnosti povolzhskogo re-giona: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of socio-economic and environmental safety of the Volga region: collection of materials of the VIII International scientific-practical conference], Kazan': ID «Mir bez granits», pp. 287—289.

Trepakova, E. V. (2017) Elektronnoye portfolio kak odin iz vidov otsenochnykh sredstv studenta [Electronic portfolio as one of the types of student evaluation tools], in Nauka i obra-zovaniye: sokhranyaya proshloye, sozdayom budushcheye: sbornik statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and education: preserving the past, creating the

future: a collection of articles of the XI International scientific-practical conference], Penza: Nauka i Prosveshcheniye, pp. 127—129.

Статья поступила в редакцию 01.12.2020 г.

Сведения об авторах

Рубашенко Светлана Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия, [email protected]

Зайцева Светлана Анатольевна — доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия, [email protected]

Information about the authors

Rubashenko Svetlana Alexandrovna — Cand. Sc. (Pedagogy), Assistant Professor, Ivanovo State University (Shuya Branch), Shuya, Russian Federation, [email protected]

Zaitseva Svetlana Anatolyevna — Dr. Sc. (Pedagogy), Head of the Department, Ivanovo State University (Shuya Branch), Shuya, Russian Federation, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.