Научная статья на тему 'Электронное портфолио как аутентичная технология оценивания компетенций будущих педагогов в условиях организации конкурсов педагогических проектов'

Электронное портфолио как аутентичная технология оценивания компетенций будущих педагогов в условиях организации конкурсов педагогических проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРС ПРОЕКТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Татьяна Владимировна

Ассмотрена необходимость создания портфолио студентов как одна из технологий аутентичного оценивания сформированных компетенций будущих педагогов. Выдвигается предположение о рациональной интеграции портфолио студентов в электронную среду. Указывается, что создание электронного портфолио это эффективный механизм достижения образовательных целей, так как позволяет обучающимся посредством участия в виртуальных научно-практических конкурсах выполнять комплексные компетентностные задания. Отмечается, что традиционное портфолио студентов, определяемое по типу как информационное, наименее перспективно в профессиональном обучении будущих педагогов по сравнению с электронным (процессным) портфолио, представляющим возможность отслеживать динамику совершенствования компетенций студентов на разных этапах образовательного процесса, в видах деятельности, предусмотренных ФГОС высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PORTFOLIO AS AN AUTHENTIC TECHNOLOGY FOR ASSESSING THE COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF ORGANIZING COMPETITIONS OF PEDAGOGICAL PROJECTS

The need to create a portfolio of students as one of the technologies for authentic assessment of the competences of future educators is discussed. The assumption of rational integration of students’ portfolio into the electronic environment is put forward. It is stated that the creation of an electronic portfolio is an effective mechanism for achieving educational goals, since it allows students to perform complex competence assignments through participation in virtual scientic and practical competitions. It is noted that the traditional portfolio of students, dened by type as information, is the least promising in the professional education of future teachers in comparison with the electronic (process) portfolio, which is an opportunity to track the dynamics of students’ competencies improvement at different stages of the educational process, in the activities provided by the Federal State Educational Standards of higher education

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио как аутентичная технология оценивания компетенций будущих педагогов в условиях организации конкурсов педагогических проектов»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-101-108

УДК 378.146 ББК 74.480.28

Т. В. Панченко

(Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК АУТЕНТИЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Рассмотрена необходимость создания портфолио студентов как одна из технологий аутентичного оценивания сформированных компетенций будущих педагогов. Выдвигается предположение о рациональной интеграции портфолио студентов в электронную среду. Указывается, что создание электронного портфолио - это эффективный механизм достижения образовательных целей, так как позволяет обучающимся посредством участия в виртуальных научно-практических конкурсах выполнять комплексные компетентностные задания. Отмечается, что традиционное портфолио студентов, определяемое по типу как информационное, наименее перспективно в профессиональном обучении будущих педагогов по сравнению с электронным (процессным) портфолио, представляющим возможность отслеживать динамику совершенствования компетенций студентов на разных этапах образовательного процесса, в видах деятельности, предусмотренных ФГОС высшего образования.

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, виртуальная среда, конкурс проектов, компетентностный подход, компетентностное задание.

T.V. Panchenko

(Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia)

The need to create a portfolio of students as one of the technologies for authentic assessment of the competences offuture educators is discussed. The assumption of rational integration of students' portfolio into the electronic environment is put forward. It is stated that the creation of an electronic portfolio is an effective mechanism for achieving educational goals, since it allows students to perform complex competence assignments through participation in virtual scientific andpractical competitions. It is noted that the traditional portfolio of students, defined by type as information, is the least promising in the professional education of future teachers in comparison with the electronic (process) portfolio, which is an opportunity to track the dynamics of students' competencies improvement at different stages of the educational process, in the activities provided by the Federal State Educational Standards of higher education.

Keywords: portfolio, electronic portfolio, virtual environment, competition of projects, competence approach, competence assignment.

it £

I <u

<u о

=*■ о к <u

ro m

ELECTRONIC PORTFOLIO AS AN AUTHENTIC I f

TECHNOLOGY FOR ASSESSING THE COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF ORGANIZING COMPETITIONS OF PEDAGOGICAL PROJECTS

£ J ? ro ^ со

<U a. ^ °

Я X

m

о

5

Ш 5У

О

a. t

О О

« ¡5

О ф

S X

si

<u

Будущие учителя, обучающиеся в условиях действия ФГОС высшего образования, должны научиться составлять и аннотировать портфолио учащихся и свое собственное, отображать собственную педагогическую деятельность в информационной среде, создавать цифровое портфолио работ для использования при аттестации и предъявления работодателю и др. [2; 5; 9; 11]. При этом предусмотренные ФГОС высшего образования по педагогическим направлениям подготовки бакалавров виды деятельности (педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская) потенциально содержат стратегические ориентиры для выбора современных средств и технологий оценивания компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в результате освоения отдельных учебных дисциплин [9].

Портфолио как одна из оптимальных технологий аутентичного оценивания процесса и результата собственной познавательной деятельности студентов, находит все более широкое применение в системе высшего образования, в том числе по направлению подготовки «Педагогическое образование» [1; 7]. Поиск механизмов и форм отражения студентами хода, содержания и результатов указанных видов деятельности в информационной образовательной среде может являться весьма перспективным направлением педагогических исследований [6]. Так, интеграция электронных портфолио студентов в информационную образовательную среду может включать проведение ряда мероприятий (предметных, внеучебных, научно-исследовательских, конкурсных и др.) в виртуальной среде. Это создает условия для совершенствования студентами видов деятельности, предусмотренных стандартом, и содержит потенциал для выполнения обучающимися компетент-ностных заданий, качество выполнения | которых может существенно повысить-| ся при применении неформальной (экспертной) оценки, в том числе в формате н компетенций. Особую актуальность это

приобретает в процессе подготовки студентов к педагогической практике.

По нашему мнению, состязательные научно-практические конкурсные мероприятия, проводимые в виртуальной среде, могут выступать эффективными формами выполнения студентами ком-петентностных заданий и механизмами формирования необходимых будущему педагогу ИКТ-компетенций. Так, на базе информационной образовательной сети 4portfolio.ru, являющейся площадкой для размещения электронных портфолио индивидуальных достижений обучающихся организации «Мурманский арктический государственный университет» (МАГУ), был проведен конкурс педагогических проектов «На практику - с проектом» [3; 4].

Целью конкурса выступало содействие формированию у студентов направления «Педагогическое образование» (профили «Начальное образование» и «Дополнительное образование») следующих компетенций [10]:

ОПК-1 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ОПК-2 - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОПК-5 - способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

ПК-10 - способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Данная цель была конкретизирована совокупностью задач: 1. Систематизировать теоретическую подготовку студентов по дисциплине «Педагогика» в связи с предстоящей педагогической практикой.

2. Развить творческие способности студентов, навыки конструктивного диалога в профессиональном сообществе.

3. Воспитать у студентов чувство уверенности в себеи стрессоустойчивость при участии в состязательных научных мероприятиях.

4. Способствовать формированию позитивного имиджа студентов МАГУ перед возможными работодателями и на базах педагогической практики.

В качестве механизма достижения цели и реализации задач рассматривались создание и защита студентами педагогического проекта с возможностью реализации его на педагогической практике в 4 семестре [3].

Участниками конкурса стали студенты направления «Педагогическое образование» (профили «Начальное образование» и «Дополнительное образование»). Проекты выполнялись индивидуально или творческой группой (до 3 человек). Целевой аудиторией конкурса явились дети, обучающиеся в начальной школе [8].

В ходе выполнения проектов предполагалось:

1) выявить талантливых студентов;

2) повысить публикационную активность студентов по итогам научно-исследовательской работы;

3) апробировать внедрение проектов;

4) результаты внедрения проектов распространитьпередпедагогическим сообществом.

Проведение конкурса предусматривало ряд последовательных этапов.

На установочном этапе (сентябрь 2016 г.) осуществлялся прием заявок на участие в сообществе «Конкурс «На практику - с проектом» (Ы^://4рог!Мю. т^шир^ооршей;). В заявке следовало указать тему проекта, автора (состав творческой группы). При выборе темы была предпочтительна связь с темой курсовой работы.

Подготовительный этап (октябрь-ноябрь 2016 г.) предполагал создание

студентом или творческой группой педагогического проекта с возможностью реализации на педагогической практике в 4 семестре. В целях унификации требований описание проекта должно было быть оформлено по специально разработанному шаблону проспекта проекта (Приложение 1).

Непосредственно конкурсный этап состоялся в декабре 2016 г. и включал три направления:

Направление 1: установление оригинальности проекта. Электронные версии проектов были предоставлены авторами преподавателю для проверки на плагиат. Проверка осуществлялась однократно, результаты сообщались автору проекта (творческой группе). Необходимый минимум оригинальности составлял 61 %. Проекты с ниже порогового показателя оригинальности к конкурсу не допускались и повторно не рассматривались.

Направление 2: предварительное обсуждение проектов. Автор или творческая группа размещали электронную версию проекта в сообществе «Конкурс «На практику - с проектом» (Ы^://4рог1;Мю. т^шир^ооршек!). Для этого им нужно было самостоятельно создать и оформить страницу в данном сообществе. Все участники сообщества на адрес электронной почты, указанный при регистрации, получали автоматические уведомления о новых конкурсных работах и комментариях (при желании эта опция отменялась в настройках). Печатная версия предоставлялась преподавателю, который оформлял стендовую презентацию. Все члены сообщества и организации МАГУ имели возможность ознакомиться с проектом на стенде и в сообществе «Конкурс «На практику - с проектом» (https://4portfolio.ru/group/ sooproekt), оставить отзывы и задать вопросы.

Направление 3: публичная защита проектов, которая могла быть дополнена разными видами мультимедийного сопровождения (интерактивными плака-

1 н

I Ф

о

=*■ О

К Ф

^ т

- ь

ш 2

^ Го

1 ч:

® а

^ с

° со

к о

? °

I £

с; ^

0 I

1 о

х ^

5 ^

? го

^ со т ^

!Ё I

ф а. ^ °

га ¥ - 1 со о

5

с; 5у о ш

ш

е

о о

1= ь ф

о

го

го

ч

ф

с

ё х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I 5

О ю

тами, интерактивными модулями, презентациями и др.). В публичной защите участвовали все члены творческой группы. Регламент включал публичную защиту (продолжительностью не более 15 минут), обсуждение, ответы на

вопросы жюри и аудитории (10 минут). Оценивание проектов и их публичной защиты производилось членами жюри по открытым критериям, максимальная оценка по каждому критерию составляла 0,5 балла.

Таблица 1. Критерии оценивания защиты проекта (публичного выступления)

Баллы Критерии оценивания

0,5 - Студент глубоко и всесторонне раскрывает концепцию проекта, демонстрирует знание ФГОС начального и общего образования; - уверенно, последовательно и грамотно излагает логическую цепочку; - связывает усвоенные научные положения и терминологию с практической деятельностью; - обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения, отвечает на вопросы; - четко называет источники.

0,4 - Студент не допускает существенных неточностей при раскрытии концепции проекта, владеет системой основных понятий; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует основные положения, отвечает на вопросы; - делает выводы и обобщения.

0,3 - Концепция проекта раскрыта недостаточно четко и полно, студент не в состоянии назвать изученные источники; - допускает нарушения логической цепочки, ошибки и неточности; - слабо аргументирует основные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений, при ответах на вопросы; - частично владеет системой понятий.

0,2 - Студент не раскрывает значительную часть концепции проекта; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - не может аргументировать основные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом.

0,1 Выступление является формальным, неосмысленным.

При подведении итогов всем участникам вручались сертификаты, победителям - наградные материалы. Согласно технологической карте дисциплины «Педагогика», всем участникам было начислено к рейтингу набранное количество баллов.

Практический этап конкурса (март

2017 г.) направлен на реализацию защи-

| щенных проектов на педагогической

х практике в 4 семестре.

с Сущностью рефлексивного этапа вы-

со

н ступает анализ и самоанализ студентами

собственной педагогической деятельности по реализации проекта. Результаты презентуются по окончании практики на отчетной конференции, а также размещаются на странице реализованного проекта («Конкурс «На практику - с проектом» (https://4portfolio.ru/group/sooproekt). Предусмотрена подготовка выступлений и публикация статей в сборнике материалов студенческой конференции, организуемой кафедрой педагогики в апреле 2017 г.

Реализация данного конкурса привела к мысли о необходимости отказа от

традиционной содержательной структуры портфолио по типу информации (портфолио работ / достижений, портфо-лио документов и портфолио отзывов), не вполне соответствующей специфике педагогических направлений подготовки. Перспективным представляется дру-

гой вид портфолио - процессный [1], который дает возможность отслеживать динамику совершенствования компетенций студентов на разных этапах образовательного процесса, в видах деятельности, предусмотренных ФГОС высшего образования.

Приложение 1

Шаблон проспекта проекта

1. Актуальность проекта

Обоснование актуальности проекта

Объективное противоречие

Выявленная проблема, которую предполагается решить в рамках проекта

Значение решения проблемы для целевой аудитории

Значение решения проблемы для повышения эффективности педагогического процесса Цитата из ФГОС начального общего образования

Как решается данная проблема другими авторами?

Номер и страницы источника из пункта 12 данного проспекта

Номер и страницы источника из пункта 12 данного проспекта

2. Цель проекта

3. Задачи проекта и механизмы их реализации

Задачи

Механизмы реализации задач

Образовательная задача

Воспитательная задача

Развивающая задача

4. Участники проекта и целевая аудитория

Участники

Целевая аудитория

0

1

ф

т

I

го с:

т н

5. Рабочий план реализации проекта

Наименование мероприятия Планируемые сроки, место проведения Указание на Приложение

1.

2.

6. Указание на необходимое электронное сопровождение

Наименование электронного Адрес электронного ресурса

сопровождения

1.

2.

7. Прогнозируемые ближайшие, отсроченные и долговременные результаты

реализации проекта

Ближайшие результаты, соотнесенные

с целью и задачами проекта

Отсроченные результаты, соотнесенные

с целью и задачами проекта

Долговременные результаты, соотнесен-

ные с целью и задачами проекта

8. Оценка эффективности реализации проекта (диагностический инструментарий)

Указание номера и страниц источника

Наименование диагностического инстру- из пункта 12 данного проспекта (в слу-

ментария, позволяющего установить до- чае самостоятельной разработки - указа-

стижение цели и решения поставленных ние на приложение с описанием диагно-

задач стического инструментария, критериями и шкалой оценивания)

1.

2.

9. Оценка рисков

Возможные риски при реализации проекта Меры для снижения указанных рисков

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Предусмотренные механизмы продвиже-

ния результатов проекта

Возможное применение результатов проекта в образовательном учреждении/ органи-

зации

Планируемые способы информирования

педагогического сообщества о результатах

деятельности по проекту

Как будет учитываться обратная связь?

11. Описание Приложений

Номер приложения

Наименование Приложения

Краткое указание на содержимое Приложения

12. Литература и источники, оформленные по ГОСТ 7.1 - 2003

13. Возможные примечания авторов проекта

Библиографический список:

1. Анопченко Т.Ю., Максимов В.А., Мошкин И.В. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения. - Ростов н/Д., Изд-во АкадемЛит, 2011. - 160 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/3409

3. Как разработать педагогический проект [Электронный ресурс] // Школа успешного учителя. Активная методическая помощь педагогам. - Режим доступа: http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt/

4. Конкурс «На практику - с проектом» [Электронный ресурс]// Информационно-образовательная сеть 4portfolio. ru. - Режим доступа: https://4portfolio. ru/group/sooproekt

5. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ пресс-центр/3875

6. Маленкова Л.О. Новые формы организации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал». - СПб.: 2006. -Режим доступа: http://www.emissia. org/offline/2006/1046.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мосина А.В., Лещенко О.С. Электронное портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки деятель-

ности преподавателя в магистратуре педагогического вуза [Электронный ресурс] // Материалы Международного конгресса «Информационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ito.su/2003/П/3/П-3-3306.html

8. Образовательный портал города Мурманска [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu. murmansk.ru/www/ou/sredn_obr.htm

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» [Электронный ресурс] // СПС Гарант. -Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70631470/

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // СПС Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71200970/

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // СПС Гарант. -Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70435556/

Поступила 09.03.2017

it £

I <u

<u о

ir a.

=*■ о к <u

<° о

m 2

s ro

1 4

® CD

^ i=

° m

к о

F °

I £

0 x

1 о

x ^

£ J ? ro ^ со

<U Ü. ^ °

Я X

m

о

5

го

<u с

о

О ю

Об авторе:

Панченко Татьяна Владимировна, доцент кафедры педагогики, Мурманский арктический государственный университет (Россия, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]

Для цитирования: Панченко Т.В. Электронное портфолио как аутентичная технология оценивания компетенций будущих педагогов в условиях организации конкурсов педагогических проектов // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2017. - Т. 9. - № 1. С. 101-108. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-101-108

References:

1. Anopchenko T.Yu., Maksimov VA, Moshkin I.V. Creation of an individual electronic portfolio in accordance with the credit-module education system. Rostov-on-Don, AkademLit Publishing House, 2011. -160 p.

2. The State Program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020. Available at: http: //минобрнауки.рф/ocuments /3409

3. How to develop a pedagogical project. Available at: http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij -proekt/

4. Competition «To practice - with the project». Available at: https://4portfolio.ru/group/ sooproekt

5. The concept of supporting the development of teacher education (project). [Available at]: http: //минобрнауки.рф/presscenter/3875

6. Malenkova L.O. New forms of organization of the educational process. Available at: http:// www.emissia.org/offline/2006/1046.htm

7. Mosina A.V., Leschenko O.S. The teacher's electronic portfolio as a form of Internet support for the activities of the teacher in the master's program of a pedagogical university. Available at: http://www. ito. su/2003/II/3/II-3 -3306. html

8. Educational portal of the city of Murmansk. Available at: http://www.edu.murmansk.ru/ www/ou/sredn_obr. htm

9. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 20,

2014 No. AK-2612/05 «On federal state educational standards». Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/

10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 4,

2015 N 1426 «On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training. 44.03.01 Pedagogical Education (Bachelor's Level)». Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/

11. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n «On the approval of the professional standard» Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education). Available at :http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/

About the author:

Panchenko Tatiana Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogical), Associate Professor, [email protected]

о

| For citation: Panchenko T.V. Electronic portfolio as an authentic technology for assessing

| the competencies of future teachers in the context of organizing competitions of pedagogical c projects // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. No. - 1. 2 Р. 101-108. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-101-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.