scientifically-practical conference, publishing house FSEI HPE "VSAFC" Volgograd, pp. 17-19.
4. Ed. Ukolova V.F. (1995), Management in the sphere of services, publishing house “Beam”, Moscow.
5. Nifontova, L.N. (1994), Physical culture as a means of health, professional adaptation and rehabilitation of workers, publishing house "Physical culture and Sport", Moscow.
6. Sharunenko Yury Mikhaylovich (2010), Transformations of activity of the sports and sports organization to ensuring preparation of athletes of high qualification, dissertation, Orel.
7. Bondarenko, M.P. (2013), “Assessment of the motivation factors for professional sport activity”, Middle-East Journal of Scientific Research, Vol. 9, No 14, pp. 1221-1225, available at: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr14(9)13/16.pdf (accessed 24 November 2013)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2013.
УДК 61(071.1) : 378.180.6 : 371.3
ПОРТФОЛИО КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИЕЙ СТУДЕНТА-МЕДИКА
Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент,
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация
В статье приводятся преимущества оценивания компетентности студентов медицинского вуза в области профилактики заболеваний и здорового образа жизни в форме аутентичного репре-зентационного портфолио. Современная оценочная деятельность в образовании ориентируется на личностные достижения студентов, которые могут быть отражены в различных вариантах портфолио. Аутентичное оценивание является наиболее удобным и достоверным в случае оценки компетенций, так как оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности, учитывает и стимулирует инициативу, личностный потенциал студента, обеспечивает возможность видеть результаты и получать оценку достижений, позволяет не только формировать индивидуальную образовательную траекторию, но и отслеживать уровень освоения содержания образования. В статье раскрывается содержание аутентичного репрезентационного портфолио, даются рекомендации по его оформлению и оцениванию.
Ключевые слова: портфолио, образовательная траектория, студент, ЗОЖ.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p153-156
PORTFOLIO AS A METHOD OF CONTROL OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
First St. Petersburg State Medical University of a name of the academician I.P. Pavlov
Annotation
Advantages of the assessment of the competence of the medical university students in disease prevention and healthy lifestyle in the form of an authentic representational portfolio are given in the article. Modern assessment activity in education is focused on the personal achievements of students, which may be reflected in different versions of portfolio. Authentic assessment is the most convenient and reliable in the case of competency assessment, since it focuses primarily on the practical results of operations, takes into account and promotes initiative, personal potential of the student, provides an opportunity to see the results and to obtain an assessment of achievements, allows not only to generate individual educational trajectory, but also to monitor the level of development of the educational content. The article reveals the content of the authentic representational portfolio and provides recommendations on its design and evaluation.
Keywords: portfolio, educational trajectory, student, healthy lifestyle.
В соответствии с ФГОС у студентов медицинского вуза за время обучения должна быть сформирована компетентность по профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) путем синтеза компетенций по дисциплине «Физическая культура» и медицинских компетенций.
Оценка уровня сформированности компетенций в любой отрасли знаний обычно вызывает затруднение. Как правило, эта оценка производится с помощью набора соответствующих тестов. «Нужны принципиально новые оценки качества образования, с тем чтобы оно отвечало современным требованиям, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда» [4].
Современная оценочная деятельность в образовании характеризуется следующими тенденциями:
- увеличение доли и повышение значимости оценок;
- ориентация на личностные достижения студентов;
- обучение студентов самооценке результатов учебной деятельности;
- отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Портфолио - способ формирования и оценивания профессиональной компетентности, отвечающий всем перечисленным выше требованиям [3].
Для оценивания сформированных компетенций в области ЗОЖ было выбрано аутентичное оценивание компетенций в форме портфолио. Аутентичное оценивание -это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной профессиональной жизни [1, 2].
Аутентичное оценивание является наиболее удобным и достоверным в случае оценки компетенций, так как оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности, учитывает и стимулирует инициативу, личностный потенциал студента, обеспечивает возможность видеть результаты и получать оценку достижений, позволяет не только формировать индивидуальную образовательную траекторию, но и отслеживать уровень освоения содержания образования.
Портфолио - может быть в виде папки с файлами - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом фиксирования, накопления материалов и оценки процесса обучения, способом системной рефлексии на собственную деятельность, и представлением ее результатов [1].
Появление web-технологий второго поколения (web 2.0) в образовательном пространстве делает проблему оценки качества обучения еще более актуальной, требующей серьезного, теоретически осмысленного подхода к ее решению. Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, стандартизации требований «на входе и выходе» на разных уровнях обучения стало web-портфолио (web-portfolio), «электронное портфолио» (electronic- portfolio, e-portfolio, e-folio), как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности будущего специалиста [2], в нашем случае, медика.
Анализ аутентичных информационных источников показал, что в западной педагогике принято выделять три основных вида «web-портфолио». Web-портфолио развития (developmental web-portfolio) представляет собой своеобразный отчёт о деятельности, которую владелец реализовывал на протяжении определённого периода времени. Такое портфолио может напрямую быть связано с процессом обучения в школе или университете. Web-портфолио размышлений (reflective web-portfolio) может включать в себя личные размышления о содержании портфолио, и о том, что представленные артефакты в нём значат для роста и развития его владельца. Репрезентационное web-портфолио (representational web-portfolio) демонстрирует образовательно-профессиональные достижения владельца. Когда такой вид портфолио используется в качестве резюме, его иногда назы-
вают портфолио карьерного продвижения (career web-portfolio) [2].
Как утверждает большинство западных педагогов, все три вида «web-портфолио» могут быть смешаны (интегрированы) в целях удовлетворения личных, образовательных и профессиональных интересов владельца. Любое web-портфолио имеет определенную структуру и свои особенности сбора и организации информации. Структура определяется из целей и задач его использования, существуют различные структуры web-портфолио [2].
Структурное содержание репрезентационного портфолио студентов-медиков, овладевающих компетенциями в области профилактики заболеваний и ЗОЖ, может быть представлено в следующем виде: введение, основное содержание и заключение [6]. Во введении приводятся личные данные автора и формулируется цель создания портфолио. В нашем случае это формирование компетентности в области профилактической медицины и ЗОЖ. В основном содержании студент размещает информацию о результатах изучения дисциплин, входящих в цепочку педагогической сквозной интегральной технологии формирования компетенций студентов-медиков в области профилактики заболеваний и ЗОЖ (результаты сдачи зачетов и экзаменов). Также в основном содержании размещается информация об организации мероприятий по проектному обучению с целью формирования компетенций по профилактике заболеваний и ЗОЖ и непосредственному участию автора в этих проектах. Форма приводимой информации не регламентируется -это творческая сторона процесса, которую каждый из студентов может выражать по-своему. Далее приводятся достижения автора портфолио в спорте, творческой деятельности и т.п. и их документальное подтверждение (грамоты, дипломы, свидетельства и др.), а также список печатных публикаций в соответствии с целью создания портфолио. Информация в портфолио иллюстрируется фото- и киноматериалами. Портфолио заверяется руководителем организации, где проводилось мероприятие по проектной деятельности, и деканом факультета. Качество сформированной компетентности студента-медика в области профилактической медицины и ЗОЖ, отраженное в портфолио, оценивается специально созданной квалификационной экспертной комиссией. Оценивается содержание, качество, оригинальность исполнения портфолио. Результаты оценки экспертной комиссии приводятся в заключении. Проведение по окончанию процесса обучения конкурса портфолио является дополнительным стимулом для проявления творческих, организаторских и профессиональных способностей студента [5].
ВЫВОДЫ
Аутентичное репрезентационное портфолио является объективным инструментом анализа и оценки компетенций, обеспечивает интеграцию качественных и количественных оценок, позволяет демонстрировать результаты и прогресс в развитии студента, стимулирует его к самоанализу и самооценке, дает возможность педагогу осуществлять текущий и итоговый контроль формирования компетенций и на основе проведенного анализа вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васюков, И. Л. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента [Электронный ресурс] / И. Л. Васюков, А.Н. Волков ; Череповецкий гос. ун-т. Череповец, 2005 // URL: http://www.proza.ru/texts/2005/03/23-57.html. - Дата обращения 30.11.2013.
2. Иванова, Л.А. Новые формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей : web-портфолио / Л.А. Иванова // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. - 2010. - № 1 (16). - С. 70-75.
3. Портфолио в профильном обучении : (анализ зарубежного опыта) / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова // Профильная школа. - 2005. - № 5. - С. 46-48.
4. Путин, В.В. Речь на заседании Государственного совета «О развитии образования в
Российской Федерации» 24 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // URL:
http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/103975.shtml. - Дата обращения 30.11.2013.
5. Раздорская, О.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента. [Электронный ресурс] / Курский медицинский институт // URL: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_7/razdorskaia.doc. - Дата обращения 30.11.2013.
6. Фокина, В.Н. Методические рекомендации по формированию портфолио студента современной гуманитарной академии [Электронный ресурс] // URL:
http://www.muh/ru/.Docs/content/080325_MR_P.doc. - Дата обращения 30.11.2013.
REFERENCES
1. Vasiukov, I.L. and Volkov, A.N. (2005), Portfolio as a tool of self-organization, selfknowledge, self-esteem, self-development and self-student, Cherepovets, Cherepovets State University, available at: http://www.proza.ru/texts/2005/03/23-57.html (accessed 11 September 2009).
2. Ivanova, L.A. (2010), “New forms of evaluation of educational achievements of students of pedagogical specialties: web-portfolio”, Messenger of the Irkutsk Regional Branch of the Academy of Sciences of Higher School of Russia, Vol. 16, No. 1, pp. 70-75.
3. Novikova, T.G., Pinskaya, M.A., Prutchenkov, A.S. and Fedotov E.E. (2005), “Portfolio profile training (analysis of foreign experience)”, Profile School, No. 5, pp. 46-48.
4. Putin, V.V. (2006), “Discussed at a meeting of the State Council "On the Development of
Education in the Russian Federation"”, available at:
http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/103975.shtml (accessed 24 March 2012).
5. Razdorskaya, O.V. (2011), “Portfolio as a method of control of an individual educational trajectory of the student’s, Kursk Medical Institute, available at: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_7/razdorskaia.doc (accessed 24 March 2012).
6. Fokina, V.N. (2007), Guidelines on the formation of modern portfolio of the Humanitarian Academy student, available at: http://www.muh/ru/.Docs/content/080325 MR P doc (accessed 30 November 2012).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2013.
УДК 378
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Николай Николаевич Сивцев, заведующий кафедрой,
Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (ЧГИФКиС),
с. Чурапча
Аннотация
Оценка профессионально-педагогических умений студентов, является важным фактором в подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. В настоящей работе рассмотрены варианты и способы оценивания качества работы студента-практиканта в процессе педагогической практики. Диагностирование практического уровня сформированности профессиональнопедагогических умений студентов создает реальные возможности оценивания профессиональной готовности студентов к будущей профессии. Результаты исследования за год показывают положительные сдвиги и свидетельствуют о том, что модель непрерывной практики дает положительный эффект.
Ключевые слова: педагогическая практика, оценка профессионально-педагогические умения, модель, профессиональная подготовка.