2. Гидравлика, гидрология, гидрометрия: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч 2. Специальные вопросы / Н.М. Константинов, Н.А. Петров, Л.И. Высоцкий; Под ред. Н.М. Константинова. - М.: Высш. шк., 1987. - 431 с.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Смирнова И.Н.*
Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород
Среди комплекса дидактических средств проектного обучения педагогов в системе постдипломного образования, выделяется электронный портфолио. В статье рассматривается «электронный портфолио» как средство, позволяющее раскрыть этапы, компоненты и механизмы представления и систематизации результатов профессионального развития педагогов в ходе их обучения.
Проблема формирования у педагогических кадров в системе постдипломного образования умения проектировать педагогическую действительность, предвидеть последствия ее преобразований, а, самое главное, осуществлять на основе проектирования разработку нового содержания и технологий образования взрослых, актуализируется требованиями развития учительского потенциала, обозначенными в приоритетной инициативе «Наша новая школа». Слободчиков В.И. отмечает, что в современных условиях качественного изменения поля профессиональной деятельности современного педагога, педагогическое проектирование характеризуется как технология преобразования практико-воспроизводящей деятельности педагога-специалиста (транслятора профессиональных знаний) в практико-преобра-зующую деятельность педагога-профессионала [10, с. 235-236].
Построение практики инновационного образования требует от педагогов четкого понимания сущности педагогического проектирования, умения осуществлять его с учетом специфических закономерностей и принципов. В этом контексте особую значимость приобретает разработка технологии постдипломного образования, ориентированной на формирование проектной деятельности педагогов. В связи с массовым инновационным движением в современном образовании, в исследованиях Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, И.А. Колесникова, Н.А. Масюковой, О.Г. Прикот, В.И. Слободчикова проектная деятельность стала трактоваться как культурная форма образовательных инноваций, как важнейшая составляющая нового педагогического профессионализма и метод нового проектно-программного типа научности [1, 3, 5, 6, 9, 10].
* Старший преподаватель кафедры Теории и методики обучения информатике.
Опираясь на работы ученых в рамках проектной методологии (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Н.В. Матяш, О.Г. Прикот, В.Д. Симоненко), свое исследование мы связываем с изучением вопросов о сути проектной деятельности, ее процессуальном, технологическом оформлении в качестве организации проектного обучения педагогов и возможностях его применения в практике постдипломного образования [1, 3, 8, 9].
В качестве рабочего определения в нашем исследовании проектное обучение представляет собой такой процесс обучения взрослых, содержание, методы и формы которого обеспечивают формирование проектной деятельности и становление профессиональной позиционной общности педагогов в системе постдипломного образования.
Технология проектного обучения педагогов в системе постдипломного образования представляет собой процесс построения развивающей образовательной практики, разработка моделей инновационного педагогического опыта, образовательных программ, способов и средств профессиональной деятельности, направленной на создание инструментально-технологического знания и проектов осуществления инновационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования.
В качестве дидактического средства проектного обучения педагогов в системе постдипломного образования выступает системно-дидактический комплекс, который является одной из важнейших компонент организации проектного обучения, проектирование которого реализуется с учетом специфики выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, а также в соответствии с поставленными целевыми установками проектного обучения, направленными на предоставление педагогу нового содержания и средств профессиональной деятельности.
Системно-дидактический комплекс понимается нами как сово-купность взаимосвязанных учебных средств и способов, методов и орга-низационных форм обучения, обеспечивающих и функционально наполняющих деятель-ностное содержание процесса проектного обучения педагогов и направленных на формирование проектной деятельности пе-дагогов.
Особое место занимает дидактическое средство проектного обучения «Электронный портфолио» как наиболее эффективная форма решения задач развития учительского потенциала и построения индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития.
Анализ работ в контексте исследуемой проблемы в системе постдипломного образования показал, что традиционно «портфолио» учителя понимается как набор материалов (индивидуальная папка), демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
В структуре портфолио учителя выделяют, также как ученика и студента, три компонента: портфолио документов (портфель сертифицированных
(документированных) достижений); портфолио работ (материалы, отражающие основные направления и виды деятельности); портфолио отзывов (характеристики отношения учителя к различным видам деятельности, заключения, рецензии, резюме, отзывы о работе, рефлексия).
Однако, несмотря на существующий опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени недостаточно глубоко обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях высшей профессиональной школы и дополнительного профессионального образования, практически отсутствуют работы, раскрывающие педагогические условия использования портфо-лио в системе повышения квалификации, основанные на создании современных информационных технологий - «электронный портфолио».
В своем исследовании мы рассматриваем «электронный портфолио» как дидактическое средство реализации индивидуальной стратегии обучения педагогов в системе постдипломного образования и построения индивидуальных образовательных программ профессионального развития и саморазвития, предназначенное для отслеживания пути самодвижения педагогом в процессе освоения учебной программы от незнания - к знанию, от непонимания к пониманию, от неумения к умению.
«Электронный портфолио» представляет собой зафиксированный результат выбора педагогом последовательности и формы знакомства с содержанием курсовой подготовки, темпа учения, вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим. Электронный портфолио, подготовленный с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемое с помощью компьютера, направленно на отражение динамики профессионального развития педагога.
Построение индивидуальной стратегии обучения педагога с использованием дидактического средства «электронный портфолио» включает пять последовательно выполняемых этапов:
1. Идентификация индивидуально-личностных особенностей педагога и его образовательной успешности в процессе повышения квалификации. На данном этапе предполагается определение готовности педагогов к инновационной деятельности, выявление их профессиональной позиции и потребности в дополнительном профессиональном обучении в проектно-проблем-ном режиме работы.
2. Проектирование индивидуальной стратегии освоения содержания курсовой подготовки. Здесь выбирается предмет изучения (модуль учебной программы) и вид индивидуальной стратегии обучения (углубление, ускорение, обогащение, обобщение) в соответствии с индивидуально-личностными потребностями педагогов. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты изучения содержания учебной программы, и на его основе устанавливается индивидуальный план учебной деятельности, который согласуется с преподавателем - организатором (куратором) курсовой подготовки.
3. Разработка индивидуальной программы профессионального развития и составление технологической карты педагога. Преподаватель курсов повышения квалификации и педагог-обучающийся совместно разрабатывают детальный план и график выполнения заданий выбранного маршрута, анализируют качество проведенного планирования. Определяются компоненты фиксации и систематизации содержания «электронного портфолио», а также система оценки определения качества работы.
4. Научно-методическое сопровождение индивидуальной стратегии обучения педагога. Проводится консультация по содержанию изучаемых тем и разделов индивидуальной программы профессионального развития педагога, определяется выбор способа учебной деятельности, обсуждается форма самоконтроля и оценки результатов деятельности, а также форм предоставления образовательных продуктов и результатов.
5. Рефлексия и экспертиза итоговых результатов реализации стратегии индивидуального обучения педагогов предполагает выявление и оценивание индивидуальных ключевых образовательных продуктов, сопоставляются достигнутые результаты с целями индивидуального обучения с помощью «Электронного портфолио», оценивается степень достижения педагогом запланированных целей и приобретенных субъектный опыт, а также определяется эффект профессионального развития.
В целом «Электронный портфолио» предполагает выполнение строго регламентированных обучающих действий: мотивация и целеполагание по созданию портфолио; сбор и оформление материалов; анализ и оценка деятельности, достигнутых результатов; контроль и самоконтроль; проведение рефлексии и экспертизы индивидуальных образовательных продуктов.
«Электронный портфолио» педагога включает визитную карточку с краткой информацией о себе, портфолио работ и портфолио процесса обучения, вбирающая в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, технологический, организационно-управленческий, результативный, которые в конечном виде формализуются в виде сайта - электронного портфолио педагога.
«Электронный портфолио» строится на принципах субъектности, свободы выбора, открытости, неповторимости (а-технологичности), интегра-тивности, творческости, продуктивности и непрерывности, которые предоставляют педагогом возможность свободы выбора источников информации, степени сложности заданий и форм отчетности различного характера, индивидуального места и темпа учения по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Полученные за два года экспериментального исследования показатели эффекта профессионального развития педагогов в системе постдипломного образования позволяют говорить об эффективности применения дидактического средства проектного обучения «Электронный портфолио» педагога и его способности реализовать стратегию индивидуального обучения.
Список литературы:
1. Алексеев Н.Г. Проектная парадигма в комплексе педагогических наук [Текст] / Н.Г. Алексеев // Гуманизация образования. - 1995. - N 4. - С. 29-31.
2. Анопченко Т.Ю., Максимов В.А., Мошкин И.В. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. -Ростов н/Д: Изд-во АкадемЛит, 2011. - 160 с.
3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: Изд-во МАРО, 1996. - 545 с.
4. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Г.А. Игнатьева. - Н.Новгород: НГЦ, 2005. - 344 с.
5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
6. Масюкова Н.А. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Наталья Александровна Масюкова. - Минск, 2001. - 237 с.
7. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Построение различных моделей портфолио // Методист. - 2005. - № 3. - С. 39-42.
8. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.
9. Прикот О.Г. О ценностном подходе к педагогическому проектированию / О.Г. Прикот // Наука и школа. - 1999. - № 4. - С. 35-42.
10. Слободчиков В.И. Очерки по психологии образования / В.И. Сло-бодчиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. -272 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Томилова С.А.*
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
В современном образовательном процессе отдают предпочтение личностно-ориентированному обучению, которое не возможно без при-
* Доцент кафедры Педагогики и психологии профессиональной деятельности, кандидат психологических наук.