Список литературы:
1. Алексеев Н.Г. Проектная парадигма в комплексе педагогических наук [Текст] / Н.Г. Алексеев // Гуманизация образования. - 1995. - N 4. - С. 29-31.
2. Анопченко Т.Ю., Максимов В.А., Мошкин И.В. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. -Ростов н/Д: Изд-во АкадемЛит, 2011. - 160 с.
3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: Изд-во МАРО, 1996. - 545 с.
4. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Г.А. Игнатьева. - Н.Новгород: НГЦ, 2005. - 344 с.
5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
6. Масюкова Н.А. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Наталья Александровна Масюкова. - Минск, 2001. - 237 с.
7. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков A.C. Построение различных моделей портфолио // Методист. - 2005. - № 3. - С. 39-42.
8. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.
9. Прикот О.Г. О ценностном подходе к педагогическому проектированию / О.Г. Прикот // Наука и школа. - 1999. - № 4. - С. 35-42.
10. Слободчиков В.И. Очерки по психологии образования / В.И. Сло-бодчиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. -272 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Томилова С.А.*
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
В современном образовательном процессе отдают предпочтение личностно-ориентированному обучению, которое не возможно без при-
* Доцент кафедры Педагогики и психологии профессиональной деятельности, кандидат психологических наук.
менения инновационных педагогических технологий. Одной из разновидностей арт-технологий, применяемых в системе образования является техника коллажирования, позволяющая раскрывать глубинный личностный потенциал.
Среди ценнейших качеств, обеспечивающих успешность в профессии, необходимо назвать грамотность, коммуникабельность, дипломатичность, ответственность, исполнительность и аккуратность, способность оперативно обрабатывать большой поток информации, умение расставлять дела в порядке приоритетности, корпоративность, стрессоустойчивость, хорошую память и реакцию.
Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
- опыта ценностного отношения к миру [1].
Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Нами были выделены основные требования к образовательному процессу:
- обеспечение для каждого слушателя строгого индивидуального подхода в учебном процессе с предоставлением возможности каждому выбрать свою траекторию, свой темп учебной деятельности;
- обеспечение оперативной консультационной помощи;
- предоставление широких возможностей для самоконтроля;
- осуществление внешнего многоуровневого распределенного контроля за учебным процессом;
- соблюдение положительного эмоционального баланса в учебном процессе.
В современном образовательном процессе отдают предпочтение лично-стно-ориентированному обучению, которое не возможно без применения инновационных педагогических технологий раскрывающих индивидуальный глубинный потенциал личности.
Одной из разновидностей арт-технологий, применяемых в системе образования является техника коллажирования, которая состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным приемом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
Коллажирование формирует и развивает следующие компоненты личности:
- творческие способности (креативность);
- собственное виденье в совокупности с общей идеей (командная работа, общий коллаж);
- спонтанность (умение быстро принимать решение);
- сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом);
- доверие, интерес к себе и другим.
- получение положительного успешного результата и формирование установки на дальнейшую творческую деятельность;
- возможность самовыражения, в соответствии с собственными мечтами, планами, представлениями и т.д.;
- развитие художественные способности и самооценку;
- проявление оригинальности и уникальности;
Данную технику можно применять для любой дисциплины. Нами данная техника была успешно реализована в следующих курсах «Оценка и развитие карьеры», «Организационная психология», «История психологии», «Экспериментальная психология» и многие другие курсы.
Рис. 1. Коллаж на тему «Психология духовности» по дисциплине «История психологии»
На рис. 1 изображен коллаж по дисциплине «История психологии», на тему «Психология духовности». В ходе создания и презентации данного
коллажа обучающиеся проанализировали большое количество литературы по данной тематике, а образы, использованные в данном коллаже, помогли создать целостное и законченное выступление перед аудиторией. Данная форма работы не только интересна и увлекательна, но и позволяет полученной и переработанной информации усваиваться, запоминаться и эффективно использоваться в дальнейшей деятельности.
Рис. 2. Работа над созданием коллажа на тему «Мой личный
тайм-менеджмент» по дисциплине «Оценка и развитие карьеры»
Следует отметить, что техника коллажирования может быть использована как в групповой (командной) работе, так и в индивидуальной работе (реализации собственного виденья проблематики) (рис. 2).
Арт-технология на примере коллажирования позволяет:
- создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;
- членам группы оказывать друг другу взаимную поддержку;
- развивать у участников социальные навыки;
- повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;
- развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.
В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом проблем. Либман М. [7, с. 28], например, указывает, что групповые арт-технологии: позволяют развивать ценные социальные навыки; связаны с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дают возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяют осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет
на взаимоотношения с окружающими; повышают самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений.
Техника коллажирования может быть также реализована с использованием компьютерных программ, например, таких как Adobe Photoshop, Power Point, Publisher. С помощью данных программ можно создавать коллажи с определениями понятий, схемами, таблицами, графиками, для того, чтобы создать в дальнейшем портфолио по изучаемой дисциплине (рис. 3).
Если преподаватель исходя из личностных и профессиональных качеств может активно взаимодействовать со слушателями, включаться в командную работу, направлять и вдохновлять выполняя роль тьютера, сопровождать каждого на его индивидуальной образовательной траектории, то по завершению обучения будут получены более высокие результаты, в отличии от той ситуации, в которой преподаватель системы дополнительного образования сознательно дистанцирует себя от слушателей и четко соблюдает стереотипную субординацию по принципу «учитель-ученик».
Принципиальным здесь является признание приоритета, ведущей роли учения - собственной, самостоятельной, самоуправляемой учебной деятельности по овладению учебным материалом субъекта учения- слушателя, перед преподаванием - целенаправленно содействующей качественному эффективному учению деятельности субъекта преподавания - преподавателя. Это значит признание в качестве ведущей модели обучения - модели самообучения.
Следовательно, на современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении различных
Рис. 3
техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста.
Таким образом, инновационные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями, а также технологиями психологического сопровождения образовательного процесса могут существенно повысить его эффективность, содействовать в раскрытии глубинного потенциала всесторонне развитой, творчески свободной личности обучающегося.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
2. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989.
3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.
4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб., 1999.
5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидактика. -2000. - № 1.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвосарского. -СПб., 1999.
7. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. - СПб., 2000.
8. Рудестам Р. Групповая психотерапия. - СПб., 1999.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: АРТ-ПЕДАГОГИКА В ВУЗЕ
© Федоринова Е.А.*
Архитектурно-строительный институт Государственного университета -учебный научно-производственный комплекс, г. Орел
В статье представлен опыт использования элементов арт-педагогики в процессе преподавания курса живописи, при профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. Показаны психолого-педагогические и методические основы данной технологии, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцируемый подход в обучении, способствующей повышению мотивации студентов, развитию их творческих способностей; позволяющей педагогу высшей школы находить новые пути творческой самореализации в профессии.
* Старший преподаватель, аспирант кафедры «Дизайн».