Научная статья на тему 'Технология использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку'

Технология использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1647
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛАЖ / КОЛЛАЖИРОВАНИЕ / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даричева Мария Вячеславовна, Храменкова Дарья Николаевна

В работе рассматривается понятие коллажирования и его особенности, как визуальной методики. Определены этапы технологии работы с коллажем и предоставлены характеристики этапов. Выявлены преимущества использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.881.111.1

Даричева Мария Вячеславовна

к.п.н., доцент НГПУ им. К. Минина г. Нижний Новгород, РФ e-mail: [email protected] Храменкова Дарья Николаевна студентка 3 курса НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород, РФ

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В работе рассматривается понятие коллажирования и его особенности, как визуальной методики. Определены этапы технологии работы с коллажем и предоставлены характеристики этапов. Выявлены преимущества использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку.

Ключевые слова

Коллаж, коллажирование, визуальная методика, технология коллажирования

Для повышения уровня качества образования, эффективного внедрения Федерального государственного образовательного стандарта, необходимы адекватные методические инструменты, позволяющие осуществлять процесс обучения школьников и использования ими функциональных умений различного плана. В этой ситуации можно использовать проектирование и моделирование изучаемых на учебных занятиях процессов, явлений, объектов с помощью коллажирования. Этот вид учебной деятельности может создавать учебную ситуацию как дидактическую единицу урока и решать проблему формирования метапредметных универсальных учебных действий. «Коллажирование - это способ построения любых сообщений (знаков, текстов и т.п.) культуры, который состоит в соединении частей путем комбинирования в единое целое; получение качественно нового информационного продукта» [3, c. 95]. Наглядность в виде коллажа позволяет педагогу визуально предоставить оформленную информацию. Она включает в себя предметную, словесную и модельную наглядность. Но и сами обучающиеся могут стать авторами тематических коллажей, которые удобно использовать на этапах усвоения новых знаний, постепенно собирая коллаж; на этапе обобщения учебного материала; при систематизации полученных знаний, выполняя творческие проекты и задания. Для него характерна оригинальная форма и содержание.

«Коллажирование, как и любая визуальная методика, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние ученика, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания» [1].

По утверждению М.А.Нефедовой, коллаж является «универсальным средством методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся, так как он:

- выступает в материальной форме, являясь орудием труда ученика и учителя и, тем самым, создаёт положительную мотивацию учебной деятельности;

- ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику;

- соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частнометодических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность, тематико-ситуативная соотнесённость);

- является конечным результатом приёма коллажирования, его фиксированным отражением» [2, с.7].

Коллажирование - универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий:

- отбор материалов изобразительного, звукового и текстового ряда по принципу ассоциативного наращения вокруг ключевого понятия;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

- организацию отобранных материалов в блок-коллаж, учебный параграф, составляемый в зависимости от всей иерархии целей и задач: задач урока и отдельных его звеньев, комплекса заданий и упражнений к ним;

- непосредственную учебную работу по изучению предметных и лингвистических материалов блока-коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии, ядре блока-коллажа.

В процессе коллажирования можно выделить три этапа:

1. Ориентировочный этап.

Целью данного этапа является предварительная ориентация учащихся в будущей деятельности или составлении опорной схемы коллажа. Он заключается в обобщенном знакомстве со всем блоком-коллажем, представленным в виде коллажа-схемы. Знакомство с предметным содержанием блока-коллажа начинается с вводного, вступительного слова преподавателя. Первый этап процесса учебного коллажирования направлен на подачу общей, главной информации о ключевом понятии. По окончании работы на данном этапе в наличии должна быть готовая схема опорного коллажа, где выделены ядро-понятие и сателлиты.

2. Аналитический этап.

Цель этапа - аналитическое изучение предметного и лингвистического содержания текстов блока-коллажа. Данный этап является основополагающим разделом процесса коллажирования. Он рассчитан на несколько занятий, в отличие от первого этапа, и предполагает более глубокое изучение лексико-семантической фоновой информации, составляющей собственно содержание блока-коллажа (предметное и лингвистическое). Содержание этапа:

1) повторение за учителем названий понятий-сателлитов;

2) вопросно-ответные упражнения с опорой на лексику коллажа-схемы;

3) учитель строит собственное связанное высказывание по теме «коллажа», подчеркивая отношения между разными уровнями сателлитной информации;

4) вопросно-ответные упражнения, закрепляющие связь наглядного изображения и понятия им обозначаемого.

Задания и упражнения данного этапа направлены на достижение понимания текстовых материалов блока, закрепление лингвистической информации, а также на установление и осознание связей между информационными сателлитами блока-коллажа. Основной вид речевой деятельности на данном этапе коллажирования - чтение. На этапе аналитического изучения информации постепенно, последовательно формируются представления о ядерном понятии по мере знакомства с содержанием текстовых и экстралингвистических материалов блока-коллажа; происходит более активное установление логических, информационных связей между ядром коллажа и его содержанием.

3. Синтетический этап.

Цель данного этапа - синтезирование, или заключительное обобщение изученного материала, то есть коллажирование на продуктивном уровне, а именно выведение содержания коллажа в речь. На заключительном этапе происходит обобщение, синтезирование всей воспринятой информации (предметной и языковой). Здесь коллажирование продолжается уже не на рецептивном уровне, а непосредственно в речевой (текстовой) деятельности. Содержание данного этапа:

1) сокращение количества вербальных опор (надписей, дефиниций и т.д.);

2) озвучивание коллажа на основе зрительных образов;

3) сокращение количества зрительных опор;

4) учащиеся строят свой рассказ без опоры на коллаж.

По окончании работы на данном этапе учащийся должен обладать знаниями, умениями и навыками построения логического самостоятельного монологического высказывания.

Прием составления коллажа можно применять как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного материала. Специфика использования коллажирования в учебном процессе обусловлена достаточно широкими возможностями данного приёма в плане создания положительной мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения, так как он

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

облегчает процесс усвоения учащимися реалий иноязычной культуры, открывает просторы для творческой активности учащихся. Исходя из этого, можно сделать вывод, что применение данного приема укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. К дополнительным эффектам, которые дает прием составления коллажа, можно отнести: приобретение навыков наглядного представления изученного материала и систематизации информации; актуализацию знаний лексики по всем темам курса английского языка; структуризацию грамматических явлений языка формирование ассоциативности мышления; получение удовольствия от необычности полученного результата.

Список использованной литературы:

1. Гольцова Н.В. Коллажирование как арт-технология: применение на практических занятиях по психологии // Электронный справочник "Информио". URL: http://www.informio.ru/publications/id359/

2. Нефёдова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе. - 1993. -№2. - С.5-8.

3. Рыжкина И.Б. Коллаж как средство формирования субъекта диалога культур // Перспективы науки и образования. - 2014. - №6(12). - С.91-98.

© Даричева М.В., Храменкова Д.Н., 2016

УДК 378.1; 371.3

Декин Сергей Васильевич,

студент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна,

к. п. н., доцент,

Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Аннотация

В статье рассматриваются возможность моделирования портфолио обучающегося в структуре изучения курса «Практическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре.

Ключевые слова

Самореализация, портфолио обучающегося, педагогическая методология, культура самостоятельной

работы, педагогическое моделирование.

Курс «Практическая педагогика» в структуре выполнения лабораторных работ содержит подготовку будущего педагога к планированию работы и ее организации в модели самоанализа достижений, данная возможность для педагога доступна в профессионально-педагогическом кейсе, а для обучающегося - в портфолио обучающегося. Портфолио обучающегося как продукт сотрудничества педагога по физической культуре и обучающегося реализует условия для целостного понимания модели социализации и самореализации личности. В процессе подготовительной работы для активизации внимания к проблемам самоанализа деятельности обучающегося необходимо вести работу в конструктах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.