2. Анализируя экспериментальные данные, можно заметить повышение уровня здоровья в экспериментальных группах обоих вызов. Это свидетельствует о том, что нами выбрано правильное направление движения.
3. Конечно, говорить о том, что мы смогли сформировать здоровье сберегающего поведение, ещё рано, т.к. мы не изучали поведение как таковое. Мы согласимся со Звягинцевым М.В., что человека, вернее его личность в том числе и поведение надо исследовать, применяя комплексный подход [1]. Но мы можем уверенно говорить о том, что нащупали педагогические подходы, которые при постоянном использовании в педагогической технологии будут способствовать формированию именно здоровье сберегающего поведения.
Литература:
1. Звягинцев М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики [Текст] / М.В. Звягинцев // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.4. - С. 118 - 123.
Педагогика
УДК: 373.21
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса Попова Туйаара Васильевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОТОТЕРАПИИ
Аннотация. В данной статье раскрываются особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии. Раскрыта проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста, раскрываются понятия «коллектив дошкольников», «фототерапия». Рассмотрена возможность использования фототерапии как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: положительные взаимоотношения, межличностные взаимоотношения, коллектив, коллектив дошкольников, фототерапия.
Annotation. In this article features of formation of the interpersonal relations of children of the advanced preschool age by means of phototherapy are revealed. The problem of formation of children's collective and positive relationship between children of preschool age is opened, the concepts "group of preschool children", "phototherapy" reveal. The possibility of use of phototherapy as means of formation of the interpersonal relations of children of the advanced preschool age is considered.
Keywords: positive relationship, interpersonal relationship, collective, group of preschool children, phototherapy.
Введение. Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников -важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др. Умения общаться, строить, поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности.
По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения - это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [3, С. 22].
Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [5, С. 30]. Особенность данного коллектива заключается в том, что ведущую роль в нём играет взрослый - воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду [5, C. 31].
Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.)
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании мы раскрываем возможности использования фототерапии как эффективного средства формирования межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если придерживаться таких принципов работы, как принцип свободы выбора, открытости и деятельности; в детском саду организовать Зхэтапную работу: 1 этап - знакомство детей с эмоциями, 2 этап - развитие сопереживания, сочувствия и 3 этап - закрепление. Также необходимо организовать взаимодействие с родителями (создание коллажа, портфолио совместно с родителями лучших фотографий, фотовыставка, совместное фотографирование и т.д.).
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как
работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков [1, С. 9]. Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и восприятие клиентом фотографических образов, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д. По мнению А.И. Копытина «фототерапия это своеобразный способ самовыражения, самопознания, социализации и эмоционально-чувственного воспитания человека» [2, С. 4].
В настоящее время фототерапия является одним из прогрессивных методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих - фотографии и психотерапии. Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает снимок у зрителя. Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию.
Для изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста были выбраны методики «Два дома» Т.Д. Марцинковской, игра «Секрет» Т.А. Репиной [4, С. 201]. Данные методики проводились индивидуально с каждым ребенком.
С помощью методики «Два дома» (Т.Д. Марцинковской) была выявлена структура межличностных отношений в группе, определен социальный статус каждого дошкольника, рассчитаны индекс групповой сплоченности, коэффициент взаимности выборов, уровень благополучия взаимоотношений.
Исходя из полученных данных, была определена структура группы: статус «Популярные» составляют 32,26% (10 чел.) детей, «Предпочитаемые» - 35,48% (11 чел), «Пренебрегаемые» - 9.68% (3 чел.), «Отвергаемые» - 22,58% (7 чел.).
Побеседовав с воспитателем, мы выяснили, что «популярные» дети уже давно посещают детский сад. Хорошо организуют игру, дети часто тянутся к ним. В процессе наблюдения мы выяснили, что они никогда не играют одни.
Дети, относящийся к категории «пренебрегаемые», - это дети, только пришедшие в эту группу и часто болеющие дети. Они проходят адаптацию к новой группе и среде. Остальные дети в процессе наблюдения часто играли с одними и теми же, но общались со всеми. Характерно то, что девочки часто выбирали для игры девочек, а мальчики - мальчиков. Можно сделать вывод что, уровень благополучия в группе высокий. Так как, в группе преобладают дети первой и второй статусной категории.
Учитывая полученные результаты, мы провели работу по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии для повышения социометрического статуса всей группы.
Цель: формировать положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.
Задачи:
1. развивать навык конструктивного общения и совместной творческой деятельности;
2. создать условия для ознакомления с техническими и композиционными основами фотографии;
3. формировать чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
4. создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
При использовании фототерапии как средства формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять воспитаннику право выбора);
- принцип открытости (не только давать знания, но еще и показывать их границы);
- принцип деятельности (освоение воспитанниками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности).
Работа по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии включает в себя 3 этапа:
1 этап: знакомство детей дошкольного возраста с разными эмоциями и чувствами через фотографии (боль, восторг, грусть, радость, печаль, наслаждение).
2 этап: научить детей чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать или разделять чувства.
3 этап: проведение фотовыставки (совместные фото детей с родителями) с положительными эмоциональными состояниями для закрепления пройденного материала.
Прогнозируемый результат.
- ознакомление с различными эмоциями и чувствами;
- управление своими эмоциями;
- умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека;
- получение в процессе работы положительных эмоций;
- формирование представления о профессии фотографа и искусстве фотографии;
- овладение навыками конструктивного общения, формирование умения работать в творческой команде;
- развитие умения конструктивного творческого выражения эмоциональных переживаний в фотографии;
- создание портфолио совместно с родителями лучших фотографий, организация фотовыставка.
Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы и самовыражения каждого ребенка, также использование новых технологий. Совместно с фототерапией можно использовать другие виды арт-терапии (сказкатерапия, изотерапия, драматерапия и т.д.), изобразительную деятельность, оригами, литературное творчество, разработка коллажа, работа с фотокамерой.
В ходе проведения формирующего эксперимента мы проводили повторную диагностику проблем и выявляли причины, по которому у «пренебрегаемого» происходят нарушения межличностных отношений со сверстниками. В зависимости от выявленных причин организовывали профилактическую работу,
направленную на повышение социального статуса детей, на развитие и (или) совершенствование совместной деятельности детей (игра, театрализованная деятельность, художественная деятельность, музыкальная деятельность детей и т.д.), в ходе которой происходит развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста и сплочение коллектива дошкольников.
Выводы. Анализ трудов известных психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать вывод что, положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро откликаться на них, варьировать технии и средства работы. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.
В нашем исследовании мы показали, что фототерапия является эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Искусство фотографии позволяет естественнее выражать свои эмоции и чувства, посредством образов, чем словами. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография невозможна без определенных технических средств. Таким образом, она является «технизированным» видом изобразительного искусства. С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии - трансформации и корректировки образов.
Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями - выбирать то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность. Фототерапия в психологии еще достаточно новый, но очень интересный метод арт-терапии, приносящий реальную помощь детям и взрослым.
Литература:
1. Копытин, А. И., Фототерапия. Использование фототерапии в психологической практике / А.И. Копытин. - М.: Когито-центр, 2006. - 192 с.
2. Копытин, А. И., Руководство по фототерапии / А.И. Копытин, Дж. Платц; М.: Когито-Центр, 2009. - 288 с.
3. Куницына, В. Н. Межличностное общение / Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.В. -СПб.: Питер, 2002. - 367 с.
4. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2009. - 368 с.
5. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
Педагогика
УДК: 373.3.015.3
кандидат педагогических наук, доцент Игнатенко Марина Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье проводится анализ трудностей в обучении у младших школьников, рассматриваются особенности профилактики и коррекции трудностей при обучении письму, чтению и математике в начальной школе.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость, адаптация, школьная дезадаптация, трудности в обучении, начальная школа.
Annotation. The article analyzes the difficulties in teaching of pupils, discusses the features of prevention and correction of difficulties in teaching writing, reading and mathematics in primary school.
Keywords: school poor progress, adaptation, school disadaptation, difficulties in training, primary school.
Введение. Адаптация ребенка к школе - сложный и длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, приспособлением к новым условиям существования, новым видам деятельности и новым нагрузкам. Благоприятная адаптация зависит не только от здоровья и усилий самого ребенка, но и от тех условий, которые создадут ему родители и учитель. Грамотно построенный образовательный процесс поможет ребенку справиться со всеми трудностями и будет способствовать формированию положительного отношения к обучению.
Изложение основного материала статьи. Л.А. Венгер выделяет три уровня адаптации к школьному обучению:
• высокий уровень адаптации, когда первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовиться ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение. Состояние напряжения функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой учебной четверти.
• средний уровень адаптации, когда первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем - то интересным; общественные поручения выполняет