ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА-ПЕДАГОГА
PORTFOLIO AS A MEANS OF MONITORING OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF A STUDENT -A FUTURE BACHELOR-TEACHER
Л.В. Шкерина, И.Ю. Человечкова
L.V. Shkerina, I.Yu. Chelovechkova
Компетенции, мониторинг, портфолио, макет, виды деятельности, содержание и продукты деятельности, уровни сформированности, измерение, образовательный модуль.
В статье предложена концепция портфолио студента -будущего педагога как подход к измерению и оцениванию его профессиональных компетенций в динамике их развития начиная с первого курса обучения. Сформулированы требования к разработке макета такого портфолио и определены его основные разделы. Описан подход к созданию заданий для портфолио как средств измерения уровня сформированности соответствующих компетенций. Предложен один из возможных вариантов реализации такого портфолио в условиях профессионально ориентированного образовательного модуля.
Competences, monitoring, portfolio, layout, activities, content and products of activity, the levels of formedness, measurement, educational module. The article proposes the concept of a portfolio of a student - a future teacher as an approach to measure and evaluate their professional competences in the dynamics of their development starting from the first academic year. The article formulates the requirements for the development of the layout of the portfolio and determines its main sections. The approach to the creation of the tasks for the portfolio as the means of measuring the level of the formedness of respective competences is described. The authors propose one of the possible ways to implement this portfolio in terms of professionally oriented educational module.
Компетенции студентов как результат освоения образовательных программ являются сложным динамическим и многоаспектным структурным образованием, могут быть измерены и оценены при условии использования адекватных им инструментов. Профессиональные компетенции студентов - будущих учителей формируются и развиваются в течение всего процесса обучения в вузе как интегрированный результат освоения учебных дисциплин и практик. В этой связи в реальной образовательной практике важно: во-первых, понимать, что каждая дисциплина и практика должны вносить свой вклад в овладение студентами профессиональными компетенциями, но ни одна из них, взятая в отдельности, не может обеспечить сформированность той или иной про-
фессиональной компетенции; во-вторых, знать, в процессе освоения какой дисциплины и практики, на каком этапе формируется и развивается тот или иной компонент каждой компетенции. Без этих условий представляется невозможным проектирование мониторинга сформированности профессиональных компетенций студентов -будущих учителей как системы накопления и систематизации результатов непрерывного измерения и оценивания уровня сформированности всех компонентов профессиональных компетенций в динамике на каждом этапе освоения образовательной программы.
Мониторинг в образовании многие авторы понимают как систему сбора, обработки, хранения и распространения информацииокачествеоб-разования, позволяющую судить о его состоянии
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
н и
щ
PQ
в любой момент времени [Шкерина и др., 2004]. Главная цель мониторинга - предоставление своевременной и полной информации, позволяющей принимать адекватные педагогические и управленческие решения. Информация, получаемая в процессе мониторинга сформированное™ компетенций студентов, будет достаточной для оценивания уровня их сформированно-сти, если будет удовлетворять известным требованиям к мониторинговой информации: объективность, точность, полнота, достаточность, си-стематизированность, оперативность, доступность [Майоров, 1999].
В совокупности эти требования относятся к информации об уровне сформированное™ профессиональных компетенций студентов, которая должна отражать состояние сформированное™ каждого из ее структурных компонентов. В этой связи особую актуальность принимают вопросы грамотного структурирования компетенций с опорой на соответствующие положения психологических и педагогических концепций феномена компетенции и ее структуры [Зимняя, 2006; Селевко, 2004; Шкерина, 2012], а также точного проецирования структурной модели профессиональных компетенций будущего учителя в формате ФГОС на дисциплины, модули и практики учебного плана образовательной программы [Шкерина, Панасенко, 2013; Шкерина, 2014].
Возникает вопрос, как измерять и оценивать уровень сформированности каждого элемента компетенции на соответствующем этапе обучения в вузе и как эти результаты структурировать, обобщать, систематизировать, оформлять, сохранять и своевременно предъявлять субъектам образовательного процесса как интегрированную оптимальную информацию об уровне сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста, адекватную реальным образовательным результатам?
Очевидно, что традиционная система контроля и оценивания качества подготовки специалистов, используемая в условиях реализации в отечественном образовании предметно-знаниевой парадигмы, слабо ориентирована на решение этой задачи. Компетенции как резуль-
тат образования не могут быть адекватно оценены одним преподавателем на основе только количественных шкал, которые успешно использовались им для оценивания результатов предметной подготовки. Формирование компетенции как интегративного результата освоения нескольких дисциплин (модулей), практик осуществляется рядом преподавателей, каждый из которых может зафиксировать тот или иной уровень сформированности отдельного элемента компетенции студента, формируемый в процессе освоения соответствующей дисциплины (практики). В этой связи для решения обозначенной выше задачи представляется продуктивным использование портфолио как одного из средств мониторинга, позволяющего получить и предоставить качественную мониторинговую информацию об уровне сформированности профессиональных компетенций студента - будущего специалиста.
В отечественном образовании накоплен и описан в специальной литературе определенный опыт по созданию и использованию портфолио учащегося как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе. Одни авторы рассматривают портфолио как технологию контроля и оценивания достижений обучающихся, другие - как продукт их деятельности, в котором фиксируются индивидуальные достижения за определенный период времени, третьи -как инструмент создания индивидуальной траектории обучения [Григоренко, 2007; Полежаев, 2008; Шкерина, Литвинцева, 2011; Смоля-нинова, 2012; Шкерина, Юшипицина, 2012].
Представим концепцию портфолио студента как средства измерения и предоставления адекватной информации об уровне сформированности его профессиональных компетенций, соответствующей упомянутым выше всем основным требованиям к мониторинговой информации.
При разработке такого портфолио, прежде всего, нужно определить: во-первых, для измерения и оценивания каких профессиональных компетенций студента он будет использован (это могут быть как все профессиональные компетенции ФГОС, так и некоторая их часть); во-вторых,
на какой период обучения рассчитан портфолио; в-третьих, какая модель компетенций будет использоваться как требуемый результат.
Одним из главных оснований для разработки макета портфолио как средства измерения и оценивания уровня сформированности компетенций студентов является нормативная модель результата освоения образовательной программы в формате требований ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога (ПСП) [Федеральный государственный..., 2013; Профессиональный стандарт..., 2013].
Согласно ФГОС ВО выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» направления подготовки Педагогическое образование должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими определенным видам профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность:
- готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
проектная деятельность:
- способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
- способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
исследовательская деятельность:
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская
деятельность:
- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14) [Федеральный государственный..., 2013].
В соответствии с этими видами деятельности необходимо определять структурные компоненты портфолио. Чтобы измерить и оценить уровень сформированности компетенций студентов на основе портфолио, необходимо, чтобы посредством его были обеспечены все виды деятельности, соответствующие измеряемым компетенциям или их элементам. Опираясь на это утверждение, в портфолио необходимо включать задания и результаты их выполнения студентами по следующим видам их деятельности:
- педагогическая деятельность;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- культурно-просветительская деятельность.
В портфолио проектируется соответствующий вид деятельности для каждого курса обучения в вузе: предлагается предмет деятельности, указываются условия ее реализации, описывается требуемый продукт (результат) деятельности и формы его предъявления для оценивания.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
При этом нужно обязательно учитывать потенциал дисциплин (модулей) и практик курсовой подготовки для реализации того или иного вида деятельности в объеме состава соответствующих профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВО. Находясь в условиях, когда ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование и ПСП пока полностью не согласованы, в проектировании этих видов деятельности необходимо учитывать и требования последнего в сфере трудовых функций и действий.
Предложенная концепция описывает портфолио как средство измерения и оценивания уровня сформированности соответствующих компетенций и их компонентов в динамике, от курса к курсу. Для этого необходимо, во-первых, разработать кластер контрольно-измерительных материалов, обладающих как минимум свойствами валидности и надежности для каждого этапа их использования. Кластер средств измерения уровня сформированности компетенций студентов должен включать в себя набор средств как предмета деятельности, в которой востребованы эти компетенции со всеми своими составляющими компонентами (когнитивный, праксиологический, аксиологический). Предмет деятельности как средство измерения компетенции должен соответствовать этапу ее формирования. Учитывая, что компетенции формируются и развиваются поэтапно, содержательно и функционально пополняется объем их освоения студентами, важным требованием к контрольно-измерительным материалам является их преемственность от курса к курсу.
Во-вторых, необходимо разработать измерительные и оценочные шкалы уровня сформированности компетенций студентов. В этой связи мы рекомендуем выделять уровни сформированности каждого компонента компетенции как инструмент измерения и каждому уровню ставить в соответствие некоторую числовую характеристику. Это необходимо делать, чтобы, так или иначе, выйти на официальные нормы оценки учебных достижений студентов.
Все эти действия необходимы для создания портфолио как средства мониторинга сформи-
рованности компетенций студентов. В рассматриваемой концепции портфолио содержит следующие разделы:
1) введение или пояснительная записка, в которой подробно излагается формат работы по созданию и использованию портфолио студентом и преподавателем;
2) макет портфолио как средства мониторинга уровня сформированности компетенций студентов, который по сути является дорожной картой формирования и оценивания уровня сформированности компетенций студентов от курса к курсу;
3) продукты деятельности студентов, которые подлежат оцениванию в формате уровня сформированности компетенций с использованием разработанного инструментария;
4) результаты оценивания уровня сформированности компетенций студентов (экспертные оценки, самооценки, грамоты, дипломы и др.);
5) приложения: средства измерения, структурированные в кластеры по годам обучения, видам деятельности и соответствующим компетенциям (задания для студентов, тесты, опросники, анкеты и т. п.); измерительные шкалы; графики проведения контрольно-измерительных мероприятий и консультаций; доступные учебные ресурсы и др.
Для вузов, где основными структурными подразделениями, реализующими образовательный процесс, являются предметные кафедры, образованные по принципу предметной принадлежности группам научных дисциплин, эти вопросы принимают проблемный характер. Но их решение может быть найдено при создании и реализации специальных междисциплинарных и профессионально ориентированных образовательных модулей. У авторов есть опыт проектирования и реализации подобного образовательного модуля «Профильное исследование» при подготовке учителя математики в КГПУ им. В.П. Астафьева [Шкерина, Панасенко, Сень-кина, 2014]. В процессе реализации подобных модулей появляется возможность целенаправленной реализации всех видов деятельности студентов, необходимых для формирования со-
ответствующих компетенции, а следовательно, измерения и оценивания уровня их сформированности посредством портфолио предложенного формата.
Библиографический список
1. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию: учеб. пособие. Томск, 2007. 64 с.
2. Зимняя И.А. Компететностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.
3. Майоров А.Н. Проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии. 1999. №3.
4. Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 17-19.
5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). 2013.
6. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 136-144.
7. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск, СФУ, 2012. 332 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по
направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование(уровень «бакалавр») (ФГОС ВО 3+). 2013. Проект.
9. Шкерина Л.В. Моделирование компетенций студентов в динамике их формирования // Психология обучения. 2012. № 8. С. 5-16.
10. Шкерина Л.В., Адольф В.А., Саволайнен Г.С., Шашкина М.Б., Литвинцева М.В. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2004. 244 с.
11. Шкерина Л.В., Юшипицина Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио // Высшее образование сегодня. 2012. № 7. С. 19-27.
12. Шкерина Л.В. Пространственно-временные модели профессиональных компетенций студентов - будущих учителей // Психология обучения. 2014. № 4. С. 5-16.
13. Шкерина Л.В., Панасенко А.Н., Сенькина Е.В. Профильное исследование. Задачи исследовательского типа в школьном курсе математики: учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2014. 204 с.
14. Шкерина Л.В., Панасенко А.Н. Технологические карты как средство измерения математических компетенций будущего учителя математики в процессе выполнения проектных заданий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 133-137.
15. Шкерина Л.В., Литвинцева М.В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 123-128.
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
[111]
S
X
Н U
м