ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО -
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ
И РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
О. Г. Смолянинова
Представлена концепция использования е-портфолио в обучении и профессиональном развитии педагога с ориентацией на профессиональный стандарт и парадигму непрерывного образования. Описана практика подготовки учителя начальных классов с использованием е-портфолио в оценивании образовательных результатов. Выделены репродуктивный, продуктивный и конструктивный уровни.
The theoretical concept of using e-portfolio for training and professional development of teachers with a focus on professional standards and the paradigm of lifelong learning are presented. The practical results of training for primary school teachers based on e-portfolio assessment of education results in the execution of the grant of the Russian Minister of Education are described. Reproductive, productive and constructive levels of educational outcomes of students are identified.
Ключевые слова: е-портфолио, профессиональный стандарт, репродуктивный, продуктивный, конструктивный уровень развития.
Key words: е-portfolio, professional standard, reproductive, productive, constructive level of development.
Важнейшей задачей модернизации педагогического образования России является ориентация на профессиональный стандарт педагога [1] и формирование высокого уровня конкурентоспособности выпускников на открытом рынке труда, связанном с постоянным личностным и профессиональным развитием в течение всей жизни. Опережающая подготовка учителей начальных классов, основанная на усилении практической подготовки и модульной организации основной профессиональной образовательной программы, сетевое взаимодействие и погружение студентов в деятельность являются стратегическими линиями изменений образовательного процесса в институте педагогики, психологии и социологии (далее - ИППС СФУ) и реализуется в рамках исполнения государственного контракта по заданию Министерства образования и науки Российской федерации [2].
Профессиональный стандарт ориентирован на конкретные образовательные результаты, оформленные в трудовых функциях и трудовых действиях учителя [1]. Образовательные результаты предполагают готовность и способность студента к практике, необходимой в будущем для исполнения определенной профессиональной функции педагога, что является видимым и измеряемым продуктом деятельности [3]. Мы выделяем три уровня сформированное™ образовательных результатов студентов: репродуктивный, продуктивный и конструктивный. Репродуктивный уровень означает, что студент понимает принцип осуществляемого педагогического действия на практике с точки зрения его отдельных компонентов; продуктивный уровень - студент понимает сам принцип организации педагогического действия на практике в целом, в системе всех его взаимосвязанных компонентов; конструктивный уровень - студент может преобразовать известный ему целостный принцип
87
организации педагогического действия в новый (авторский), интегрировать его с другими подходами к организации педагогического действия [5].
В рамках реализации проекта была разработана и реализуется новая модульная ОПОП (основная профессиональная образовательная программа), связанная с усилением практической направленности подготовки будущих учителей начальных классов и переходом на деятельностные технологии обучения. Спецификой новой программы подготовки является ее модульность и ориентация на образовательные результаты студента, ориентацией на профессиональный стандарт, как рамку самоопределения и построение индивидуального образовательного маршрута студентом [5]. Совершенствование подготовки будущих педагогов, перестройка учебного процесса подразумевает изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, продиктованных новыми требованиями к результатам обучения. В новой модели подготовки учителей начальных классов огромное значение приобретают электронное обучение, интерактивные цифровые образовательные ресурсы, активно используется технология электронного портфолио (е-портфолио), не только как инновационное оценочное средство [4], но и как инструмент рефлексии, как технология личностного и профессионального развития, позволяющая студенту «создавать собственную историю обучения в течение всей жизни» [6].
Дневник практики в формате е-портфолио и компетентностью испытания на квесте выступают в роли культурных средств организации включенного и осмысленного наблюдения и пробно-проектного действия студента в ситуации погружения в разные виды учебной деятельности. Е-портфолио является не только репозитарием для накопления методических материалов в течение всего периода обучения студента, не только способом оценивания образовательных результатов для предъявления выполненных работ на ком-петентностных испытаниях, но и методом предъявления лучших образцов выполненных проектов и экспертных оценок потенциальным работодателям. Таким образом, электронный портфолио становится инструментом личностного и профессионального развития в течение всей жизни.
Электронный портфолио позволяет на уровне менеджмента инноваций осуществлять мониторинг эффективности внедрения институциональных изменений в новом деятельностном формате и принимать управленческие решения по его результатам. В рамках выполнения проекта в эксперименте по апробации модульной ОПОП участвовали 206 студентов трех институтов [5]. Технология е-портфолио использовалась для оценивания уровня сформированных компетенций в соответствии со стандартами ФГОС ВПО 3+, соотнесения их с трудовыми действиями по Профессиональному стандарту педагога [2] и анализу становления и развития образовательных результатов студентов.
Согласно Профессиональному стандарту педагога для формирования элемента трудового действия «Обучение» (Д.1.8. Формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями) при подготовке будущих учителей необходимо сформировать следующие компетенции: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учетом основных требований информаци-
88
онной безопасности (ОПК-13). В системе учебно-профессиональных действий необходимо обеспечить студенту совершение пробного действия во время семинаров и на практике для фиксации его личных образовательных результатов, которые производились с помощью технологии электронного портфолио. Построение индивидуального образовательного маршрута, моделирование пробного педагогического действия студенты, участвующие в эксперименте, планировали, описывали в своем персональном е-портфолио. Педагоги, методисты, учителя, сопровождающие учебную практику студентов, оценивали результаты, представленные в е-портфолио. Объектами изучения студентов были: элементы информационной среды образовательного учреждения, нормативные документы и образовательные программы начальной школы, цифровые образовательные ресурсы, практики использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе. Объектами оценивания преподавателей, методистов СПО, школьных учителей были: электронный сценарий (проект) предметного мероприятия, электронный сценарий (проект) внеурочного мероприятия, освоение элементов информационной среды в информационно-образовательном пространстве школы.
Компетенция «способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5)», которая, по нашему мнению, коррелирует с трудовой функцией профессионального стандарта педагога «Развитие» (Д.3.10 Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях) не может быть сформирована в рамках только одного учебного модуля (дисциплины). Однако, мы полагаем, что формирование данной компетентности должно быть инициировано в начале подготовки будущих педагогов. Кроме того, должен быть зафиксирован уровень каждого студента с возможностью дальнейшего приращения и развития в процессе обучения и накопления практического опыта (переход с репродуктивного уровня на продуктивный, конструктивный уровни). Технология е-портфолио позволит определить и «визуализировать» эту «дельту» развития студента. Электронный портфолио позволяет зафиксировать трудности в совершении пробного инструментально-организационного действия в новых условиях (вуза, школы), освоить студенту действия по преодолению затруднений: проблематизация, консультирование, самостоятельное конструирование. С помощью е-портфолио студенты фиксируют (и осознают) дефициты организационных, инструментальных, ИКТ-ресурсов/компетенций в рамках дисциплины, практики, событий модуля (ОДИ - организационнодеятельностная игра, квест). Объектами фиксации в рефлексивном разделе портфолио для студентов, участвующих в эксперименте, являются: публикация в рефлексивном разделе персонального портфолио материалов (эссе «Ожидания от ОДИ», диаграммы «Значимые профессиональные качества учителя» - во время ОДИ, после практики в школе), анализ предметного мероприятия, проведенного на практике в школе (самоанализ, взаимоанализ, анализ учителя), анализ внеклассного мероприятия, самоанализ персональных коммуникативных навыков в реальном (виртуальном) пространстве, оформление электронного дневника практики, размещение результатов (фо-тоотчет/видеоотчет в персональном е-портфолио, ссылки на сеть ВКонтакте, Instogram ИППС).
89
Осмысленная, субъектная позиция студента в работе с трудностями разворачивается в рефлексивном анализе, самоанализе, участии в дискуссиях на семинарах дисциплин, сетевом (групповом) взаимодействии для решения учебно-профессиональных задач. Умение продуктивно работать в команде, используя современные средства ИКТ, студенты могут приобрести, выполняя задания с помощью современных средств WEB-2, создавая групповой отчет и групповую презентацию по учебной практике (включающую анализ образовательных программ, кадровых, материально-технических условий, развивающего пространства школы). По замыслу, отчет должен включать текстовые фрагменты каждого члена группы и общие выводы, взаимооценку членов команды. Групповой отчет должен быть размещен у каждого студента в е-портфолио. Студенты должны быть подписаны в пространстве портфолио в одну виртуальную группу. Таким образом, электронный портфолио, выполняя оценочную функцию, обладает развивающим, образовательным потенциалом.
Формируя персональный электронный портфолио и наполняя его рефлексивными образовательными и профессиональными артефактами, первокурсники, с первого дня обучения включаются в процессы целеполагания и проектирования жизненных стратегий, разворачивания собственного индивидуально-образовательного маршрута, замысливания и проектирования жизненных стратегий. Публикация в е-портфолио индивидуального образовательного маршрута, логичные и аргументированные основания выбора позволяют будущему педагогу проектировать свое будущее образование и профессиональную карьеру в течение всей жизни.
Список литературы
1. Профессиональный стандарт педагога // МОН РФ. Приказ Минтруда России №544 н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) по конкурсу № 2014-04.03-05-043-Ф-132.054 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».
3. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. - № 1.
4. Переверзев В.Ю., Синельников С.А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2008. - № 1. -С. 71-73.
5. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Юдина Ю.Г. Новая модель подготовки учителя начальных классов: этап апробации - Сибирский вариант. - М., МПГУ, Наука и школа, 2014. - № 6. - С. 98-109.
6. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: моногр. - Красноярск: СФУ, 2012. - 323 с.
90