КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается возможность формирования универсальных учебных действий в учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Представлены разработанные критерии результативности формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
И. Н. МОХОВА,
аспирант НГПУ им. К. Минина,
старший преподаватель кафедры начального образования НИРО mohova¡r¡na @ mail.ru
The article deals with the problem of forming the universal educational actions in the researching activities of primary pupils. The author presents the criteria production of forming the researching activities of primary pupils.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, универсальные учебные действия Key words educational researching activity, universal educational actions
В настоящее время в системе образования происходят серьезные из менения в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который ориентирует на становление и развитие ответственной, критически мыслящей личности, способной в условиях стремительно изменяющегося социокультурного мира к адекватному целеполаганию, выбору эффективных действий; формированию личности, готовой к продолжению образования в течение всей жизни. Критериями качества образования современного выпускника школы является уровень его социальной и культурной зрелости, способность к осмысленному продуктивному действию [8].
Учитывая, что современному школьнику недостаточно иметь глубокие предметные знания и необходима практика в са-
мостоятельном применении, интеграции знаний, то многообразие образовательной деятельности в ее учебной и внеучебной составляющих обретает смысл и значение, если имеет направленность на выполнение вышеуказанной миссии [7, с. 6]. В то же время пересмотр целей образования и разработка соответствующего диагностического инструментария становятся актуальными задачами в области сближения диагностики с образовательной практикой. Важно не только проводить рейтинговые исследования образовательного процесса с целью принятия управленческих решений, но и содержательно ориентировать этот процесс, определяя непосредственное участие его субъектов, направляя деятельность педагогов в выборе форм, методов и средств для решения поставленных задач в соответствии с ФГОС НОО, разработке контрольно-измерительных материалов.
Необходимым условием этого процесса является повышение познавательной активности обучающихся за счет использования проблемных, исследовательских методов, способствующих проявлению на практике способности постоянно пополнять свои знания, наращивать личностный потенциал. В такой роли выступает учебно-исследовательская деятельность (УИД) школьников, которая направлена на преобразование субъекта деятельности, на его самоизменение в процессе обучения.
УИД в начальной школе мы рассматриваем как овладение технологией исследования в соответствии с возрастными особенностями: постановка цели, планирование, контроль и оценка действий в решении проблем творческого и поискового характера, работа с информацией и активное использование средств информационных технологий (ИТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, практика представления результатов деятельности, приобретение начальных форм личной и познавательной рефлексии на разных этапах УИД и т. д.
Главная цель УИД как педагогической технологии — развитие личности учащихся. Важную роль в УИД и практических действиях по ее формированию занимают методологическое обеспечение и оценка результативности.
В то же время задача создания диагностического инструментария практической направленности требует осмысления и поиска ответов по двум направлениям: какие действия должны быть сформированы и как оценить их качество [4].
Рассматривая первое направление, следует отметить, что ФГОС НОО устанавливает три группы требований к результатам обучающихся: личностные, предметные и метапредметные (универсальные учебные действия). Универсальные учебные действия (УУД) в узком смыс-
Главная цель УИД как педагогической технологии — развитие личности учащихся. Важную роль в УИД и практических действиях по ее формированию занимают методологическое обеспечение и оценка результативности.
ле — это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а в широком— совокупность действий учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 27].
Попытки классификации общеучебных умений встречаются в работах разных исследователей (С. В. Воровщиков, Л. В. Жарова, Н. А. Ложкарева, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова, Л. М. Фридман и др.). Однако целостная программа формирования универсальных учебных действий, разработанная А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской и др. [5] и основанная на системно-деятельностном подходе (Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), охватывает весь образовательный процесс, учитывает специфические особенности формирования ребенка на каждом возрастном этапе и конкретизирует требования к результатам начального общего образования.
Следует заметить, что в понятиях «универсальные учебные действия» и «общеучебные умения и навыки» при всем многообразии трактовок существует некая общность — надпредметный характер, стремление к рационализации, универсализации действий обучающегося. Однако необходимо видеть и существенную разницу: при формировании УУД учитываются интересы самих школьников, в то время как формирование общеучебных умений и навыков не всегда является осознанной необходимостью самого обучающегося и становится идеальной целью деятельности педагога.
Таким образом, критериально-диагностическую базу учебно-исследовательской деятельности мы предлагаем основывать целенаправленно на УУД.*
* Соотнесение этапов учебно-исследовательской деятельности и универсальных действия на каждом из них представлено в таблице см.: Нижегородское образование. 2011 № 2. С. 44—45.
Действия, формируемые в учебно-исследовательской деятельности, представляют собой целостную систему формирования УУД. Основываясь на общепсихологической теории деятельности и исходя из характерных особенностей изучаемого вида деятельности (по В. В. Давыдову), она может и должна быть соответствую-
щим образом развернута. Интерпретируя общую структуру деятельности в нашем конкретном случае к учебно-исследовательской деятельности школьников, представим технологию УИД и покажем наглядно взаимопроникающую связь с личностными и метапредметными УУД (см. схему).
Взаимосвязь технологии УИД и формирования личностных и метапредметных УУД младших школьников
Опираясь на данную взаимосвязь УИД и УУД, разрабатывая критериально-диагностическую базу, отметим, что, на наш взгляд, она может быть представлена четырьмя блоками: мотивационным, познавательным, коммуникативным, регулятивным.
Оценку сформированности действий и качество мы предлагаем основывать на определении их уровня, под которым по-
нимаем степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимися в результате обучения (по В. П. Беспаль-ко [2]), а показатели формируются на основе критериев. Под критериями будем понимать качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые позволяют судить о его состоянии, уровне развития и функционирования; под показателями — количественную или качественную характе-
ристику сформированности того или иного ности школьника, за которую он в состо-критерия. янии нести ответственность, и ограничи-Уровень самостоятельности во мно- вается требованиями возрастной психологом зависит от степени свободы деятель- гии [1, с. 179].
Критериально-диагностическая база формирования УИД младших школьников
Компоненты (блоки) и их цели и задачи Критерии и сущность Показатели (уровни)
низкий средний высокий
Мотивационный: формирование мотивации учеб-но-исследова-тельской деятельности, развитие потребности в знаниях и способах получения Мотивационно-деятельностный: личная заинтересованность в исследовательской деятельности и использовании ИКТ в процессе деятельности Не устанавливает связи между целью деятельности и мотивом, результатом; не определяет значения, смысла в собственной деятельности и удовлетворения собственных мотивов; имеет внешнюю мотивацию к исследованию и использованию ИТ Частично определяет результат деятельности как собственную потребность, (присутствует мотивация к содержанию или процессу деятельности); использует ИТ в познавательных целях с относительной смостоятель-ностью Определяет цель деятельности как результат удовлетворения познавательных мотивов; имеет внутреннюю мотивацию; самостоятельно использует средства ИТ в познавательных целях
Познавательный: построение активной познавательной деятельности на основе технологии использования средств ИТ на разных этапах формирования учебно-исследовательской деятельности, включая умственные приемы и операции, применяемые в исследовательской и познавательной деятельности; реализация личностных возможностей Интеллектуально-когнитивный: выражает степень владения познавательными УУД и использования ИТ в учебно-исследовательской деятельности Общеучебные: не выделяет и не формулирует познавательную цель; не может самостоятельно поставить и решить проблемы; не самостоятелен в создании способов решения проблем творческого и поискового характера Логические: самостоятельно не выдвигает и не обосновывает гипотезы Общеучебные: частично самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель; ставит и решает проблемы; частично формулирует, создает способы решения проблем творческого и поискового характера Логические: частично самостоятельно выдвигает гипотезы и обосновывает их Общеучебные: самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель; решает проблемы; формулирует, создает способы решения проблем творческого и поискового характера Логические: самостоятельно выдвигает гипотезы и обосновывает их
Информационно-технологический: выражает степень использования ИТ в работе с информацией в ходе учебно-исследовательской деятельности Под руководством учителя осуществляет поиск информации в информационной среде; под руководством учителя производит фиксацию (запись) информации в ходе исследования с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования); под руководством учителя структурирует знания, создает и представ- Частично самостоятельно ищет информацию, использует информационные архивы; частично использует возможности информационной среды образовательного учреждения; частично самостоятельно фиксирует информацию, в том числе с помощью аудио-и видеозаписи, цифрового измерения. и использует записанное (анализирует, ци- Самостоятельно осуществляет поиск информации; создает и использует индивидуальные информационные архивы; творчески использует возможности информационной среды; фиксирует, структурирует информацию в ходе исследования с помощью ИТ, творчески представляет в разнообразном виде (диаграммах, моделях и др.);
Продолжение табл.
Компоненты (блоки) и их цели и задачи Критерии Показатели (уровни)
и сущность низкий средний высокий
ляет сообщения с использованием ИТ тирует); использует алгоритм в структурировании информации (представ ляет в виде модели, диаграмм и др.) и создает гипер-медиасообщения по аналогии, использует ИТ создает гипермедиа сообщения с аудио-и видеозаписи в ходе УИД
Коммуникативный: осуществление совместных и индивидуальных исследований, применение приемов сотрудничества в процессе иссле -довательской деятельности; осуществление взаимопомощи, взаимоконтроля; грамотное и обоснованное в рамках научной этики публичное представление результатов инди -видуальной и совместной исследовательской деятельности Коммуникативно-деятельностный: создание гипер-медиасообщений; выступление с аудиовизуальной поддержкой и фиксация хода коллективной / личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог); критическое отно -шение к информации и избирательности при ее восприятии; соблюдение авторских прав Не создает гипермедиа-сообщений; не использует в выступле -ниях аудиовизуальной поддержки; не фиксирует хода коллективной / личной коммуникации (аудио-, видео- или текстовая запись); не сотрудничает, не общается в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог); некритично относится к информации и не избирателен в ее восприятии; нуждается в помощи при использовании и оформлении других информационных источников Частично самостоятельно создает гипермедиа-сообщения; использует аудио- или визуальную поддержку в выступлении; частично фиксирует ход коллективной коммуникации (аудио-, видео- или текстовая запись); не систематично общает -ся, сотрудничает в цифро -вой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог); частично использует стратегии критического отношения к информации и избирательности ее восприятия; использует алгоритмы, в работе с информацион -ными источниками Создает гипермедиасо-общения и выступает с аудиовизуальной поддержкой; фиксирует ход коллективной /личной коммуникации (аудио-, видео или текстовая запись); сотрудничает, общается в цифровой среде (электронная почта, форум и др.); использует стратегии критического отношения к информации и избирательно относится к ее восприятию; самостоятельно использует и грамотно оформля -ет результаты других исследователей, информационные источники
Регулятивный: формирование самоорганизации, планирования в учебно-исследовательской деятельности, регулирование действия в процессе решения исследовательских задач Рефлексивный: уровень проектирования исследовательской деятельности и способность оценивать ход и результат: 1. Целеполагание 2. Планирование 1. С помощью учителя ставит задачи на основе соотнесения известного и неизвестного 2. Не определяет последовательность промежуточных целей с учетом 1. Частично самостоятельно определяет задачи и определяет область знания и не знания 2. Частично самостоятельно или с незначительной помощью состав- 1. Самостоятельно ставит задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно 2. Определяет последовательность промежуточных целей с учетом
Продолжение табл.
Компоненты (блоки) и их цели и задачи
Критерии и сущность
Показатели (уровни)
средний
высокий
3. Прогнозирование
4. Контроль
5. Коррекция
6. Оценка
конечного результата; с трудом использует составленный другими план и последовательность действий
3. Не видит перспективы результата и его временных характеристик
4. С трудом самостоятельно осуществляет сличение способа действия и его результата с заданной целью, не обнаруживает отклонения
5. Не вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в ходе деятельности, реального действия и его продукт
6. Не всегда определяет границы усвоенного и необходимого, не осознает качество и уровень хода и результатов действий, выполняемых
в информационной среде;
не использует результаты действий, размещенных в цифровой информационной среде; неадекватно соотносит оценку выполнения собственного действия с алгоритмом; не корректирует их; не создает цифрового портфолио собственных учебно-исследовательских достижений
7. Волевая саморегуляция
7. Не осуществляет волевого усилия к преодоле-
ляет план последовательности действий, определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
3. Частично самостоятельно предвидит результат и определяет его временные характеристики
4. Частично самостоятельно сличает способ действия и его результат, не всегда обнаруживает отклонения от цели
5. Частично самостоятельно вносит необходимые коррективы в план и способ действия
6. Частично самостоятельно выделяет и осознает, какие действия усвоены и что еще подлежит усвоению, определяет качество и уровнь усвоения, используя алгоритм;
использует план хода действий и соотносит их результаты;
частично использует результаты действий выполняемых в информационной среде;
частично использует результаты действия, размещенные в цифровой информационной среде, для оценки собственного действия, товарищей и корректирует их; с незначительной помощью создает цифровое портфолио учебно-исследовательских достижений
7. Требуются незначительная мобилизации
конечного результата; самостоятельно составляет план последовательности действий
3. Представляет результат и его временные характеристики
4. Осуществляет контроль в форме сличения способа действия и его результата с целью, обнаруживает отклонения от эталона
5. Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия
6. Самостоятельно и осознанно определяет границы усвоенного и неусвоенного, осознает их качество и уровнь; оценивает условия, ход и результат действий в информационной среде; использует результаты действий, размещенные в цифровой информационной среде, и соотносит результат собственного действия с другими, использует их для коррекции;
самостоятельно создает цифровое портфолио учебно-исследовательских достижений
7. Способен к мобилизации сил, к волевому уси-
Окончание табл.
Компоненты (блоки) и их цели и задачи Критери и сущность Показатели (уровни)
низкий средний высокий
нию препятствий (нет эмоциональной устойчивости к затруднениям) и требует постоянной поддержки в преодолении препятствий сил и энергии со стороны к волевому усилию, поддержка в преодолении препятствий; эмоциональная устойчивость к неудачам лию в преодолении препятствий; проявляет эмоциональную устойчивость к неудачам
В целях диагностики уровней возможно, но недостаточно использовать результаты наблюдений педагога за учениками в ходе исследовательских уроков (или внеурочных занятий по формированию учебно-исследовательской деятельности), выполнения заданий в процессе занятий, а также в ходе учебного исследования. Таким образом, этапами диагностики исследовательских действий становится текущий и завершающий контроль, основанные на представленной критериальной базе, показатели которой отслеживаются в процессе и по результатам выполнения коллективной или самостоятельной и учебно-исследовательской работы школьников. На основании результа-
тов определяется уровень и динамика сфор-мированности УИД и УУД.
Развитие исследовательских действий обучающихся, ориентированных на инте-риоризацию действий в учебную, научную и другие виды деятельности происходит на всех ступенях обучения, предусматривает преемственность и завершается формированием устойчивых УУД на каждом возрастном этапе, что определено и является одной из главных целей ФГОС НОО. В то же время основной целью формирования учебно-исследовательской деятельности являются формирование положительной познавательной мотивации младшего школьника и личностное развитие и саморазвитие учащихся.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Александрова, Е. А. Педагогическая поддержка как деятельность / Е. А. Александрова // Педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. Н. Б. Крыловой. — М.: Академия, 2006. — 340 с.
2. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 352 с.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 544 с.
4. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П. Г. Нежнова, И. Д. Фрумина, Б. И. Ха-сана, Б. Д. Эльконина. — М. : Открытый институт «Развивающее образование», 2009. — 168 с.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2011. — 152 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.
7. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова : пособ. для учителя. 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. — М. : Вита-Пресс, 2011. — 192 с. — (Сер. «Новые образовательные стандарты»).
8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2011. — 33 с.