► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-190-203
ББК 74
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES IN MATHEMATICS FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE ONLINE FORMAT
Бизяева Наталья Владимировна
Аспирант института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет; учитель начальных классов, ГБОУ «Школа № 2097», г. Москва E-mail: [email protected]
Biziaeva Natalia V.
PhD post-graduate student at the Institute for Pedagogic and Psychology of Education, Moscow City University; primary school teacher at "School No. 2097", Moscow E-mail: [email protected]
Козицына Юлия Вадимовна
Аспирант института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет; учитель обществознания и права, Экономический лицей ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва E-mail: [email protected]
Kozitsyna Yulia V.
PhD post-graduate student at the Institute for Pedagogic and Psychology of Education, Moscow City University; teacher of social studies and law of the Economic lyceum of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены и обоснованы основные методологические подходы к организации учебно-исследовательской деятельности (далее - УИД), а также выявлена специфика УИД по математике младших школьников. Раскрыты теоретические и практические аспекты организации исследовательской деятельности по математике
Abstract. The article presents and substantiates the main methodological approaches to the organization of educational and research activities (hereinafter ERAs), and reveals the specifics of ERAs in primary school mathematics. The theoretical and practical aspects of the organization of research activities in mathematics in elementary
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Бизяева Н. В., Козицына Ю. В., 2022
в начальной школе. Представлены конкретные материалы по организации УИД по математике для младших школьников в формате онлайн. Теоретическая часть отражает основные подходы и специфику УИД по математике младших школьников в формате онлайн. Практическая реализация теоретических положений продемонстрирована на примере темы «Исследовательская задача-расчет». Статья обосновывает целесообразность системного внедрения компонентов исследовательской деятельности в курс математики начальной школе.
school are disclosed. Specific materials on organizing the ERAs in mathematics for primary school students in the online format are presented. The theoretical part reflects the main approaches and specifics of the ERAs on mathematics for primary school students in the online format. The practical implementation of the theoretical provisions is demonstrated on the example of the «Research Task-calculation» topic. The article substantiates the purposefulness of the systematic implementation of the components of the research activity into the course of elementary school mathematics.
Ключевые слова: математика, образовательный процесс, учебно-исследовательская деятельность, онлайн-формат, педагогические технологии.
Keywords: mathematics, an educational process, educational and research activities, the online format, pedagogical technologies.
Для цитирования: Бизяева Н. В., Козицына Ю. В. Организация учебно-исследовательской деятельности по математике младших школьников в формате онлайн // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 190-203. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-190-203.
Cite as: Biziaeva N. V., Kozitsyna Yu. V. Organization of educational and research activities in mathematics for primary school students in the online format. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 190-203. DOI: 10.31862/2218-87112022-4-190-203.
Введение
Всестороннее развитие личности не представляется возможным без организации УИД. Активное приобщение школьников к исследовательской деятельности выступает незаменимым компонентом образовательной системы уже многие годы. Так, например, ФГОС НОО среди требований, предъявляемых к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, выделяет создание условий для обеспечения занятий исследовательской деятельностью.
Учебно-исследовательская деятельность в контексте изучения математики позволяет обучающимся значительно развивать навыки абстрактного мышления, что благотворно сказывается на достижении личностных, предметных и метапредметных результатов, определяемых ФГОС.
Несомненную роль исследовательской деятельности в контексте изучения математики в начальной школе подчеркивает и педагогическое сообщество в лице многих
авторов. Например, Е. Ю. Фролова рассматривает исследовательскую деятельность как совокупность действий поискового характера, состоящую из нескольких этапов (стадий), позволяющих систематизировать все шаги обучающихся на пути достижения цели исследования [1].
Т. Н. Втюрина и Е. Н. Иванова трактуют исследовательскую деятельность в начальной школе с позиции практикующих педагогов и делают акцент на том, что любой формат исследовательской деятельности должен иметь направляющий, а не назидающий характер, а учитель должен выступать консультантом и наставником, но не экспертом [2]. Кроме того, по мнению авторов, исследовательская деятельность не только формирует у обучающегося навыки планирования и организации собственной деятельности, но и развивает культуру общения, умение кратко излагать свои мысли, терпимо относиться к умениям партнера по исследованию. Возможность приобретать подобные навыки в начальной школе - это безусловно трамплин во «взрослую жизнь», где все вышеперечисленные умения ценятся в любой команде.
Х. И. Кациева выделяет перечень критериев, которым должны соответствовать условия реализации исследовательской деятельности. Среди них выделяются такие критерии, как мотивированность, систематичность, благоприятная психологическая атмосфера и возрастные особенности [3].
Основная часть
Для младших школьников исследовательская деятельность - это творческая деятельность, направленная на развитие познавательных интересов и познание окружающего мира, через практическую деятельность, которая формирует определенные интеллектуальные качества, способы действия, а также опыт деятельности.
Однако количественная характеристика защищенных диссертационных работ (2000-2021), посвященных использованию УИД деятельности в начальной школе, составляет 6% от общего количества работ.
При этом стоит отметить, что ресурс УИД является пропедевтическим этапом к реализации школьниками учебного курса «Индивидуальный проект» во ФГОС СОО с оценкой в аттестат (рис. 1).
19 40 35
6 щ - —
НОО ООО СОО СПО/ВПО
Рис. 1. Количественная составляющая различных аспектов учебно-исследовательской
деятельности по ступеням обучения, %
При изучении диссертационных работ, выполненных за период 2000-2021 гг. было выявлено, что в данных работах отражено использование УИД в направлении 13.00.02 (методика преподавания) при изучении математики в ООО, СОО, СПО, ВПО при обучении в урочный и внеурочный периоды (рис. 2).
16 Ш 1111 III III III III III ГО ! 2 ¡11111
/ у ^ с/ ^ ^ ^ # У* У / * * /
Рис. 2. Количественная составляющая различных направлений предметного содержания
учебно -исследовательской деятельности, %
Вышеизложенные диссертационные работы в области УИД, несмотря на различие предметов, представляют интерес прежде всего по отношению к определяемой в них составляющей структуры УИД.
Так, например, по мнению Л. Е. Осипенко, при организации научно-практического обучения школьников структура УИД должна определяться последовательностью этапов, которые имеют следующий цикл: «сбор эмпирических фактов - постановка проблемы - выдвижение гипотез(ы) - построение модели - верификация - апробация полученных результатов» [4, с. 78].
По нашему мнению, ученый акцентирует внимание на этапе апробации полученного результата, что подтверждается точкой зрения Л. Е. Осипенко, согласно которой «между участниками диалога или дискуссии уславливается отношение давать-брать, так что каждый субъект прогрессивно вбирает в себя все больше и больше мыслей другого, обогащается ими, а затем, преобразовав их и сформулировав новые идеи, обогащает другого» [4, с. 78]. Таким образом ученый демонстрирует, что данная структура УИД способствует формированию таких значимых компетенций как компетентность познания, социальная компетентность и компетентность взаимодействия с собой. Данные компетенции представлены в докладах И. Д. Фрумина и М. С. Добряковой на основе анализа 180 моделей компетентностей и их реализация - «новая важнейшая задача сегодняшнего массового школьного образования, добавляющаяся к его традиционным задачам» [5].
Однако математика - это точная наука, изучающая количественные и пространственные отношения окружающего мира при помощи моделей, поэтому и структура организации УИД должна быть направлена на решение этих важных задач.
В результате теоретического исследования научных работ [6-11] по теории и практике применения аспектов учебно-исследовательской деятельности можно констатировать, что данные труды представляют свое научное обоснование структуры учебно-исследовательской деятельности в зависимости от ее цели, задач, специфики предмета, которую она должна реализовывать. Таким образом, в исследуемой проблематике центральным становится вопрос о выявлении оптимальной структуры учебно-исследовательской деятельности по математике для начальной школы.
В результате изучения структурных элементов УИД представленных в работах данных ученых был получен материал, анализ которого позволил заключить, что авторы выделяют дифференциальное количество этапов в структуре учебно-исследовательской деятельности.
На основании изученных работ данных ученых структуру учебно-исследовательской деятельности по математике младших школьников можно представить следующим образом: сбор эмпирических фактов - постановка проблемы - формулировка гипотезы - построение математической модели - экспериментальная проверка модели, которые можно изобразить в виде рисунка (рис. 3).
Под эмпирическими фактами мы понимаем количественные и качественные математические данные, основывающиеся на чувственном познании и полученные обучающимися в ходе наблюдений, измерений и экспериментов. В математике эмпирические
Рис. 3. Структура учебно-исследовательской деятельности по математике
факты могут быть обобщены, систематизированы и представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Например, при изучении мер длины можно использовать задачи следующего вида.
Задача. Ребята решили принять участие в волонтерской акции по благоустройству «Дубовой рощи». Для этого им необходимо было заказать хозяйственные перчатки в интернет-магазине, и перед ними возник вопрос, как узнать размер необходимых перчаток.
Учимся правильно измерять.
1. Уточни объект измерения.
2. Выбери прибор для его измерения.
3. Определи возможности данного прибора.
4. Определи цену деления.
5. Разработай таблицу для фиксации результата измерения.
6. Изучи правило съема мерки (рис. 4).
7. Выполни измерения.
8. Занеси в таблицу результаты измерения.
9. Сделай анализ полученных результатов.
10. Сравни с размерной сеткой.
11. Определи свой размерный ряд (табл. 1).
Рис. 4. Правило съема мерки
Таблица 1
Таблица размеров перчаток
Размер для заказа Обхват руки в сантиметрах Обхват руки в дюймах
ХХБ 14-16 6
ХБ 16-18 7
Б 18-20 8
М 20-21 9
Ь 21-23 10
ХЬ 24-28 11
Сбор фактов включает овладение младшими школьниками универсальных учебных познавательных действий, которые направлены на формирование базовых логических и исследовательских действий. Также сбор информации способствует формированию универсальных учебных коммуникативных действий, то есть умению работать с источниками информации, аргументировать свою позицию, задавать вопросы и выявлять проблему.
В частности, выявление проблемы - это процесс обработки данных, который основывается на упрощении ситуации, то есть очистке фактов или выбора оптимального варианта, а также поиска решения проблемы при помощи математических средств. Решение проблемы основывается на процессах: «формулировать», «использовать», «интерпретировать». Данные процессы позволяют организовать факты в соответствии с математическими концепциями и выдвинуть соответствующие предположения, способствующие решению проблемы, то есть позволяют выдвинуть гипотезу.
Выдвижение гипотезы - это разработка стратегии решения проблемы, она основывается на построении и выборе оптимальной модели и позволяет решить наметившуюся проблему при выборе оптимальной модели.
В то же время построение модели основывается на способностях школьника к ана-литико-синтетической деятельности, выполняемой младшим школьником. Построение модели происходит через путь обращения к опыту обучающегося, тем самым в его сознании актуализируются необходимые математические знания и мыслительные навыки, которые необходимы ему для решения задачи путем визуализации реальных объектов и переноса их на абстрактные математические понятия.
В результате сам процесс моделирования позволяет рассматривать ситуацию с математической точки зрения и устанавливать связи в окружающем мире, что способствует решению практических и учебных задач. М. В. Богуславский процесс моделирования обозначает «циклическим процессом», так как в процессе моделирования «знания расширяются и уточняются, а исходная модель совершенствуется» [12].
В структуре УИД по математике проведение эксперимента - это не только тестирование каждого этапа в структуре УИД: «сбор фактов - постановка проблемы - формулировка гипотезы - построение математической модели», но и результат приобретения нового знания младшим школьником. Проводя эксперимент, младший школьник не только контролирует, но и оценивает свои действия. При неудачном проведении эксперимента он может вносить коррективы в экспериментировании, тем самым формируя у себя универсальные регулятивные действия.
Особое внимание стоит обратить и на УИД в формате онлайн. Пандемия COVID-19 поставила перед государством стратегическую задачу: как сохранить очную форму получения образования школьниками с введением технологий дистанционного и электронного урока. В связи с этим перед учителями встали вопросы о выборе места для проведения уроков и поиска платформ, позволяющих организовать УИД младших в новых условиях проведения урока.
Поэтому условно мировых игроков в организации онлайн-образования можно разделить на следующие категории:
1. По предоставлению места организации урока такими выступили ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Youtube, ВКонтакте, Google HangOuts и др.;
2. По предоставлению содержания образования:
а) для теоретического изучения - это РЭШ (Российская Электронная Школа), МЭШ (Московская Электронная Школа), Инфоурок, Intemetурок;
б) для практического использования;
• МЭШ - это использование тестов для проверки умений, ЦДЗ (цифровое домашнее задание), электронный дневник и журнал;
• LearningApps.org позволяет создавать упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.
3. Интегративные, которые предоставляли место проведения, готовое содержание образования, а также позволяли учителю самостоятельно конструировать необходимые задания для формирования умений. Такими образовательными платформами выступили Яндекс.Учебник и Учи.ру.
Проанализировав разрозненность платформ для проведения дистанционных и электронных уроков, правительство Москвы с сентября 2020 г. создает новую версию МЭШ.
Сегодня МЭШ - это высокотехнологичная образовательная платформа, которая позволяет учителю при помощи платформы Microsoft Teams, встроенной в интерфейс МЭШ, проводить уроки в формате видеоконференций.
По содержанию образования МЭШ позволяет учителю создавать и использовать прошедшие модерацию сценарии уроков, приложения, тесты, ЦДЗ, задания, видеоуроки, учебные пособия, проводить самодиагностику, создавать лаборатории. Также в интерфейсе МЭШ можно включать задания партнеров: РЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.ру, Алгоритмика.
Так, например, платформа Яндекс.Учебник для организации УИД предлагают задание с ровером Робби.
Маленький ровер учится раскрашивать звездочки по трафаретам. Ученики составят для Робби такой алгоритм, чтобы ровер закрасил все звездочки, дошел до финишной клетки и ни во что не врезался - ни в стены, ни в предметы (рис. 5).
Однако стоит отметить, что задания такого типа направлены на развитие алгорит-мичного типа мышления, приемы которого «недостаточны для развития мышления потому, что не соответствуют специфике продуктивного мышления, не стимулируют интенсивного развития именно этой стороны умственной деятельности» [13, с. 41]. Формирование продуктивного мышления основывается на решении задач исследовательского характера.
4. Так, например, при организации занятия в формате онлайн средствами УИД, учащимся предлагается задание на сайте https://katok.vdnh.ru/tariffs-and-working/. На его странице младшие школьники могут изучить стоимости тарифов, билетов и экипировки для посещения катка ВДНХ. В результате учащиеся изучают информацию, которая позволяет собрать все факты, необходимые для посещения катка. Собрав факты и на основе фактов, учащиеся формулируют проблему, которая заключается в том, что цена билета зависит от времени и дня посещения катка и от того, в каком наборе брать экипировку для катания на коньках. Сформулировав проблему, у учащихся возникает вопрос: зачем собирали факты для посещения катка? Гипотезу выдвигает учитель, сообщив, что Петя хочет после уроков в среду съездить на каток и мама дала ему 700 руб.
Рис. 5. Задание от Яндекс.Учебника
с условием, чтобы он взял еще коньки напрокат и защитную экипировку. Хватит ли этих денег Пете для посещения катка на ВДНХ?
Для обобщения собранных фактов и представления их в виде таблицы, мы использовали сервис МЭШ, в котором разместили тест в виде обобщающей таблицы и разместили его в материалах к данному уроку. Тест был доступен каждому учащемуся в его электронном дневнике, учащимся необходимо было его заполнить. Заполнение теста в виде таблицы позволило учителю сразу увидеть правильность выполнения задания школьниками. Учащиеся также при заполнении таблицы могут сразу увидеть и исправить свою ошибку. Исправление своей ошибки способствует формированию у младших школьников регулятивных универсальных действий.
Этап проведения эксперимента заключается в построении математической модели в виде числового выражения на основании представленных и обобщенных данных в виде таблицы. При этом стоит отметить, что решений данной задачи может быть два:
I вариант. 250 руб. (стоимость билета) + 300 руб. (прокат коньков) + 200 руб. (прокат защитной экипировки) = 750 руб. - Пете не хватит денег, данных мамой.
II вариант. 250 руб. (стоимость билета) + 400 руб. (полный пакет проката коньков и экипировки) = 650 (руб.) - Пете хватит денег, данных мамой, и у него останется еще 50 руб.
Как показало наше исследование, решение задач в онлайн-формате «оживляет» процесс обучения, делает его более динамичным и интересным. Младшие школьники начинают чувствовать себя более взрослыми и ответственными. При решении задач такого типа мы увидели, что для них такие задачи приобретают личный контекст, так как они увидели, каким образом можно сэкономить, а значит, становиться более финансово грамотными.
На сегодняшний день перед педагогами встала задача максимально эффективно организовать процесс обучения в формате онлайн, повысив продуктивность дистанционного взаимодействия в рамках реализации УИД. Зарубежный опыт показывает, что данная проблема остро стоит на всех уровнях образования. Например, Т. Эйвери, В. Саргуро, А. Шихи акцентируют внимание на том, что помимо разнообразных методических разработок и педагогических приемов необходимо позаботиться о том, чтобы сама коммуникация «преподаватель-обучающиеся» находилась на высоком уровне [14, с. 3].
Однако не любая форма онлайн-взаимодействия бывает эффективна. В статье приводится пример онлайн-форумов с обсуждениями различных новостей и событий. Какую цель они преследуют? Не более чем удовлетворение возможности высказать собственную точку зрения или примерное видение ситуации.
В образовательной среде все иначе. Целеполагание и планирование являются основой подготовки к любому формату урока. Именно поэтому авторы данной статьи видят рациональным дополнительно планировать организацию взаимодействия онлайн. Например, сообщения в чате того или иного онлайн-ресурса зачастую остаются незамеченными, или же обучающиеся просто не видят связи между предлагаемым контентом, сообщениями и голосовым сопровождением.
Данная проблема решается путем четкой организации всех этапов. То же самое относится и к УИД по математике в младшей школе, поскольку по большей части именно от восприятия задачи зависит ее успешное выполнение. Кроме того, Ш. Конклин, Д. Ба-ретто, Т. Дорган обращают внимание на то, что обеспечить вовлечение обучающихся в онлайн-формат - задача не из простых, так как любая смена обстановки в процессе обучения имеет свой эффект и не всегда этот эффект положительно сказывается на образовательных результатах [15, с. 4]. Необходимо вовлечение как можно более широкого круга онлайн-ресурсов для повышения активности обучающихся и их интереса к изучаемой дисциплине. Особенно актуально это в рамках организации УИД по математике, которая связана с выработкой навыка самостоятельного поиска и обработки информации.
5. Основными платформами, на которых было решено проводить занятия, стали MS Teams, синхронизированной с ЭЖД и МЭШ, а также ZOOM, в котором проводятся занятия внеурочной деятельности.
Специфику реализации исследовательской деятельности с применением онлайн-технологий рассматривает И. М. Моренко, акцентируя внимание на том, что электронная образовательная среда на сегодняшний день является полноценной подсистемой образовательной системы и включает в себя множество элементов, позволяющих расширить грань применения исследовательской деятельности в образовательном процессе [16].
Практико-ориентированные задачи темы «Задачи-расчеты» позволяют включать элементы исследовательской деятельности в рамках учебных занятий. Обучающимся была предложена тема исследования «Задачи и расчеты в моей жизни», основанная на календарно-тематическом планировании.
Актуальность будущего исследования была определена в чате одного из мессен-джеров: каждому человеку ежедневно надо решать практические задачи, связанные с расчетами. Например, во сколько выехать из дома, чтобы успеть на поезд или самолет;
хватило ли денег в школьном буфете, в продуктовом или цветочном магазинах; сколько метров ткани надо купить маме, чтобы сшить шторы нужной длины и ширины, чтобы не осталось много лишней ткани...
Цель работы, необходимая для каждого исследования, является фундаментом исследовательской деятельности любого формата. После постановки задач были определены возможные форматы организации работы. Для этого был использован сервис форм от Google. Из 27 обучающихся работать индивидуально выбрали 7 детей, парами -6 детей, группой по 3-5 человек - 12 детей, двое детей не определились. Каждая группа должна была также сформулировать гипотезу будущего исследования.
В рамках темы «Задачи-расчеты в моей жизни» каждая группа вносила уникальный вклад в общий исследовательский проект класса. Необходимо отметить, что ключом к успешной реализации задуманного стал четкий алгоритм действий, которые должен выполнить каждый. Его структура выглядит следующим образом:
1. Определить тему своей работы.
2. Сформулировать актуальность своей работы.
3. Определить цель, сформулировать задачи исследования.
4. Сформулировать гипотезу.
5. Произвести сбор необходимой информации.
6. Провести опрос среди одноклассников, членов семьи:
• какие задачи-расчеты им приходится производить;
• какие трудности они испытывают при решении;
• где опрошенные получают необходимые сведения для осуществления правильных расчетов.
7. Если работа проходит в группе, то распределить обязанности:
• кто какую информацию будет собирать и к какому сроку;
• кто будет осуществлять расчеты;
• кто будет оформлять итоговые результаты.
8. Определить процедуру защиты результатов работы.
9. Провести комплексную рефлексию: проанализировать, имеет ли ваше исследование практическую значимость, необходимо ли продолжать работу в будущем.
В процессе исследования обучающиеся обращались за помощью к членам семьи, привлекали различные источники информации: электронные библиотечные системы, цифровые пространства музеев.
На проведение исследования было отведено 2 недели. В течение этого срока устанавливались несколько контрольных точек, во время прохождения которых производился предварительный контроль результатов. В промежутках между контрольными встречами обучающиеся находились в постоянном контакте с учителем по всем возникающим вопросам.
За три дня до защиты результатов работы была проведена контрольная встреча, на которой обучающимся было предложено выбрать форму защиты: презентацию, видео или буклет.
Стоит отметить, что на итоговом собрании обучающиеся представили различные форматы защиты результатов работы. Большая часть класса выбрала формат презентации
(до 5 слайдов), видео, буклет, стенгазета, рисунки. Подготовили задания с помощью сервиса LearningApps.org. Вспомнили и разыграли фрагмент из рассказа «Мишкина каша», поставив проблемный вопрос перед одноклассниками: «Почему мальчикам не удалось правильно приготовить себе кашу», а потом, предоставив нужные числа для расчета, вместе высчитали количество продуктов и время для приготовления манной каши.
Рефлексия работы была проведена с помощью Google-форм. Отвечая на вопрос -задание «Сформулируй тему следующей онлайн-встречи для обсуждения работы над новым учебным исследованием по математике в формате онлайн», обучающиеся предложили свои темы: «На сколько килограммов поправится наша семья во время карантина», «Сколько минут в день нашей семье надо заниматься активной деятельностью и какой, чтобы не поправиться», а один ученик по просьбе мамы будет учиться считать калории, чтобы она постройнела на несколько килограммов.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что исследовательская деятельность в рамках изучения математики в начальной школе, безусловно, должна занимать важное место в процессе обучения. Практико-ориентированные задания, непосредственно связанные с разрешением жизненных ситуаций, вызвали живой интерес у класса. Помимо развития УИД, учитель получил возможность провести работу по развитию УУД (коммуникативных, регулятивных). Проведенное исследование продемонстрировало необходимость включения элементов исследовательской деятельности в процесс обучения на постоянной основе.
Список литературы
1. Фролова Е. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики // МолодойученьIЙ.2016.N^9(113).С.1202-1205.URL:https://moluch.ш/arcЫveЛ13/29264/ (дата обращения: 30.11.2021).
2. Втюрина Т. Н., Иванова, Е. Н. Особенности развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста // Педагогика современности. 2017. № 2. С. 21-22.
3. Кациева Х. И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО // Научное знание современности. 2019. № 6 (30). С. 42-45.
4. Осипенко Л. Е. Теория и практика организации научно-практического обучения школьников: моногр. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 290 с.
5. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 63-72.
6. Валеева О. А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 203.
7. Далингер В. А. Учебно-исследовательская работа учащихся, основанная на использовании наглядных образов математических объектов // Национальная ассоциация ученых. 2019. № 45 (1). С. 32-36.
8. Клещева И. В. Организация опытно-экспериментальной работы школы по формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2015. № 2 (18). С. 114-121.
9. Меньшикова Н. А. О подготовке студентов к организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников по математике // Тр. Всерос. науч. семинара преподавателей математики педвузов. М., 2000. С. 250-251.
10. Осипенко Л. Е. Формирование представлений младших школьников о методологии научного познания в лаборатории обогащения содержания образования // Вестн. МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3-2. С. 22-28.
11. Савенков А. И., Осипенко Л. Е. Тренинг исследовательских способностей школьников. Самара: ИД «Федоров», 2019. 159 с.
12. Богуславский М. В. Процесс развития отечественной педагогики XX века: Верификация модели // Историко-педагогический альманах ВЛАДИ. 2009. № 1 (6). С. 44-56.
13. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 48 с.
14. Avery T., Sarguroh W., Sheehy A. #Hashtags: Towards Understanding the Student Experience in Online Discussion-Based Learning Environment // INTED 2019 Proceedings. URL: https://hdl.handle.net/1807/94673 (дата обращения: 20.03.2022).
15. Conklin S., Barreto D., Dorgan T. The Impact of Social Media on Social Presence // Australian Educational Computing. 2019. Vol. 34, No. 1. URL: http://journal.acce.edu.au/index.php/ AEC/article/view/205 (дата обращения: 20.03.2022).
16. Моренко И. М., Ушакова Н. И., Кириллова И. И. Метод проектов во внеурочной деятельности начальной школы // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 2. C. 41-52.
References
1. Frolova E. Yu. Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya na urokakh matematiki. Molodoy uchenyy. 2016, No. 9 (113), pp. 1202-1205. Available at: https://moluch.ru/ archive/113/29264/ (accessed: 30.11.2021).
2. Vtyurina T. N., Ivanova, E. N. Osobennosti razvitiya issledovatelskikh umeniy u detey mladshego shkolnogo vozrasta. Pedagogika sovremennosti. 2017, No. 2, pp. 21-22.
3. Katsieva Kh. I. Issledovatelskaya deyatelnost obuchayushchikhsya na urokakh v nachalnoy shkole v sootvetstvii s FGOS NOO. Nauchnoeznaniesovremennosti. 2019, No. 6 (30), pp. 42-45.
4. Osipenko L. E. Teoriya i praktika organizatsii nauchno-prakticheskogo obucheniya shkolnikov: monogr. Moscow: IIU MGOU, 2014. 290 p.
5. Frumin I. D., Dobryakova M. S. Iz doklada: universalnye kompetentnosti i novaya gramotnost. Obrazovatelnaya politika. 2019, No. 3 (79), pp. 63-72.
6. Valeeva O. A. Tekhnologicheskoe obespechenie organizatsii uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti obuchayushchikhsya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017, No. 6, p. 203.
7. Dalinger V. A. Uchebno-issledovatelskaya rabota uchashchikhsya, osnovannaya na ispolzovanii naglyadnykh obrazov matematicheskikh obyektov. Natsionalnaya assotsiatsiya uchenykh. 2019, No. 45 (1), pp. 32-36.
8. Kleshcheva I. V. Organizatsiya opytno-eksperimentalnoy raboty shkoly po formirovaniyu uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Vestn. Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva. 2015, No. 2 (18), pp. 114-121.
9. Menshikova N. A. O podgotovke studentov k organizatsii uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti starsheklassnikov po matematike. In: Tr. Vseros. nauch. seminara prepodavateley matematiki pedvuzov. Moscow, 2000. Pp. 250-251.
10. Osipenko L. E. Formirovanie predstavleniy mladshikh shkolnikov o metodologii nauchnogo poznaniya v laboratorii obogashcheniya soderzhaniya obrazovaniya. Vestn. MGGU im. M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. 2012, No. 3-2, pp. 22-28.
11. Savenkov A. I., Osipenko L. E. Trening issledovatelskikh sposobnostey shkolnikov. Samara: ID "Fedorov", 2019. 159 p.
12. Boguslavskiy M. V. Protsess razvitiya otechestvennoy pedagogiki XX veka: Verifikatsiya modeli. Istoriko-pedagogicheskiy almanakh VLADI. 2009, No. 1 (6), pp. 44-56.
13. Kalmykova Z. I. Psikhologicheskie printsipy razvivayushchego obucheniya. Moscow: Znanie, 1979. 48 p.
14. Avery T., Sarguroh W., Sheehy A. #Hashtags: Towards Understanding the Student Experience in Online Discussion-Based Learning Environment. INTED 2019 Proceedings. Available at: https://hdl.handle.net/1807/94673 (accessed: 20.03.2022).
15. Conklin S., Barreto D., Dorgan T. The Impact of Social Media on Social Presence. Australian Educational Computing. 2019, Vol. 34, No. 1. Available at: http://journal.acce.edu.au/index. php/AEC/article/view/205 (accessed: 20.03.2022).
16. Morenko I. M., Ushakova N. I., Kirillova I. I. Metod proektov vo vneurochnoy deyatelnosti nachalnoy shkoly. Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy. 2018, No. 2, pp. 41-52.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4
Статья поступила в редакцию 28.03.2022 The article was received on 28.03.2022