Научная статья на тему 'Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций'

Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бюджетный кодекс / региональный бюджет / доходы бюджета / расходы бюджета / финансовая устойчивость регионального бюджета / Budget Code / regional budget / budget revenues / budget expenditures / financial stability of the regional budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Борисовна Лазарова, Давид Тотразович Гогичаев

Рассматривается проблематика сбалансированности регионального бюджета на примере Республики Северная Осетия – Алания, предлагается комплекс мер по решению ключевых проблем финансовой устойчивости субъекта региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лариса Борисовна Лазарова, Давид Тотразович Гогичаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of regional budget execution under sanctions

Within the framework of this article, the problem of balancing the regional budget is considered using the example of the Republic of North Ossetia – Alania, and a set of measures is proposed to solve key problems of the financial stability of the region.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций»

Научная статья ■УДК 33

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-222-227 EDN: https://elibrary.ru/tebhni NIION: 2015-0066-6/23-883 MOSURED: 77/27-011-2023-06-082

Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций

Лариса Борисовна Лазарева1, Давид Тотразович Гогичаев2

1 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Владикавказ, Россия

2 Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

Аннотация. Рассматривается проблематика сбалансированности регионального бюджета на примере Республики Северная Осетия - Алания, предлагается комплекс мер по решению ключевых проблем финансовой устойчивости субъекта региона.

Ключевые слова: Бюджетный кодекс, региональный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, финансовая устойчивость регионального бюджета

Для цитирования: Лазарова Л. Б., Гогичаев Д. Т. Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 222-227. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-222-227. EDN: TEBHNI.

Original article

Peculiarities of regional budget execution under sanctions

Larisa B. Lazarova1, David T. Gogichaev2

1 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Vladikavkaz, Russia

2 North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

Abstract. Within the framework of this article, the problem of balancing the regional budget is considered using the example of the Republic of North Ossetia - Alania, and a set of measures is proposed to solve key problems of the financial stability of the region.

Keywords: Budget Code, regional budget, budget revenues, budget expenditures, financial stability of the regional budget

For citation: Lazarova L. В., Gogichaev D. T. Peculiarities of regional budget execution under sanctions. Bulletin of economic security. 2023;(6):222-7. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-222-227. EDN: TEBHNI.

Региональный бюджет выступает в качестве финансовой базы для социально-экономического развития территории. На финансовую устойчивость бюджетов субъекта влияют многие факторы. Одним из самых ключевых факторов выступает грамотная подготовка проекта бюджета. Важно эффективно рассчитать и направить бюджетные кредиты для решения первостепенных задач субъекта.

Рассмотрим показатели исполнения регионального бюджета PCO - Алания для того, чтобы сделать вывод о его финансовой устойчивости.

Согласно данным, представленным в табл. 1, следует отметить, что республиканский бюджет PCO - Алания в 2020 году был исполнен с профицитом в объеме 0,36 млрд руб., так как доходы республики превышали расходы. Аналогичный результат был получен при ис-

Таблица 1

Исполнение республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Всего доходов 44,00 45,70 55,30

Всего расходов 43,64 44,81 58,80

Профицит (-дефицит) 0,36 0,89 -3,50

© Лазарева Л. Б., Гогичаев Д. Т., 2023

ECONOMIC SCIENCE

70 60 50 40 30 20 10 0 -10

55.3

58,8

44 43,64

45,7 44,81

0,36

0,89

-3,5

2020 год

2021 год

2022 год

■ Доходы Расходы Профицит (дефицит) Рис. 1. Показатели исполненияреспубликанского бюджета PCO -Алания, млрдруб.

полнении бюджета в 2021 году, когда профицит составил 0,89 млрд руб. В 2022 году результатом исполнения республиканского бюджета стал полученный дефицит в размере 3,50 млрд руб.

Согласно данным, представленным в табл. 2, доходы республиканского бюджета за истекший период в Северной Осетии ежегодно демонстрировали рост, что подтверждает рис. 2.

Проведенный анализ показал рост доходов субъекта в 2021 году на 1,7 млрд руб. или 103,9 п.п., а в 2022 году - 9,6 млрд руб. или 121,0 п.п. Таким образом, можно сделать вывод, что динамика поступлений бюджета субъекта PCO - Алания показывает положительный тренд.

Анализируя состав доходов PCO - Алания, стоит отметить преобладание безвозмездных поступлений над собственными доходами.

Вместе с тем, данные представленные на рис. 3 констатирует факт высокой зависимости бюджета Северной Осетии - Алании от вышестоящих бюджетов. Низкая автономность республиканского бюджета оценивается крайне негативно и требует проведения мероприятий, направленных на повышения доходов территории.

Необходимо подчеркнуть снижение объема безвозмездных поступлений в бюджет PCO - Алания в 2021 году, данный показатель снизился в абсолютном выражении на 0,7 млрд руб. или 8,0 %, что касается 2022 года, то помощь вышестоящих бюджетов значительно выросла, на 97,8 млрд руб. или 126,1 %, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода.

Рассмотрим исполнение доходов республиканского бюджета PCO - Алания в разрезе налоговых поступлений и представим полученные результаты в табл. 3.

Таблица 2

Доходы республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021-2020 гг. 2022 г. 2022-2021 гг.

Абс. откл. Отн. откл. Абс. откл. Отн. откл.

Доходы всего, в том числе: 44,0 45,7 1,7 9,6 55,3 103,9 121,0

налоговые поступления 12,3 14,6 2,3 1,2 15,8 118,7 108,2

неналоговые поступления 0,4 0,6 0,2 0,2 0,8 150,0 133,3

безвозмездные поступления 31,3 30,6 -0,7 8,0 38,6 97,8 126,1

60 50 40 30 20 10 0

55,3

44

45,7

2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 2.Динамика совокупных доходоврегионалъного бюджетаРСО- Алания, млрдруб.

Анализ структуры налоговых доходов PCO - Алания представлен на рис. 5.

Бесспорно, в целом уровень мобилизации налоговых поступлений в региональный бюджет PCO - Алания за анализируемый период, можно оценить положительно, так как по основным бюджетообразующим налоговым статьям зафиксирован рост, что объясняется совершенствованием администрируемой работы ФНС

45

40

региона, а также росте экономики субъекта в целом. Отрицательно на формирование доходной части регионального бюджета повлияли санкции, введенные странами Запада и США, вследствие которых некоторые организации прекратили свою финансово-хозяйственную деятельность, снижение деловой активности повлекло за собой снижение поступивших налогов на прибыль организаций.

38,6

35 30 25 20 15 10 5 0

31,3

12,3

0,4

14,6

30,6

15,8

0,6

0,8

2020 год

■ Налоговые доходы

2021 год 2022 год

Неналоговые доходы ■ Безвозмездные поступления

Рис. 3. Состав доходоврегионалъного бюджетаРСО-Алания, млрдруб.

Налоговые доходы республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Таблица 3

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021-2020 гг. 2022 г. 2022-2021 гг.

Абс. откл. Отн. откл. Абс. откл. Отн. откл.

Налоги на прибыль, доходы, в том числе: 6,56 8,51 2,0 129,7 9,02 129,7 106,0

налог на прибыль организаций 1,56 3,13 1,6 200,6 3,07 200,6 98,1

налог на доходы физических лиц 5,00 5,37 0,4 106 5,95 107,4 110,8

Налоги на имущество 1,36 1,79 0,4 131,6 2,05 131,6 114,5

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 0,02 0,02 0,0 0,3 100,0 1500,0

Иные налоговые поступления 4,36 4,28 -0,1 98,1 4,43 98,2 103,5

Налоговые поступления всего 12,3 14,6 2,3 118,6 15,8 118,7 108,2

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

38,6

31,3

/

30,6

2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 4.Динамика безвозмездных поступленийрегионального бюджета PCO -Алания, млрдруб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иные налоговые поступления

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами Налоги на имущество

■ - налог на доходы физических лиц

■ - налог на прибыль организаций

■ Налоги на прибыль, доходы, в том числе:

Рис. 5. Структура налоговых поступлений в бюджет PCO -Алания, %

41,3

2022 год

1,7

2021 год I 3,3

55

60

2020 год

80

33,3

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства Платежи при пользовании природными ресурсами I Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Рис. 6. Структура неналоговых поступленийрегионального бюджета PCO -Алания, %

Практически все статьи в рамках неналоговых поступлений демонстрируют рост. Однако все равно объем неналоговых доходов остается невысоким. В контексте данного вопроса, можно сделать вывод о необходимости смены бюджетной политики в части аккумуляции данных поступлений, необходимо совершенствовать вопросы, связанные с процессами эффективного управления государственным региональным имуществом. С целью повышения прозрачности уплаты неналоговых платежей для предприятий в регионе важно сформировать информационный ресурс. Таким образом, в одном окне можно будет аккумулировать общие сведе-

ния обо всех выплатах, взимаемых за предоставление услуг.

Рассмотрим исполнение регионального бюджета в разрезе расходных обязательств Республики и представим полученные результаты на рис. 7.

Совокупный объем расходов бюджета PCO -Алания в целом, за анализируемый период, растет: в 2021 году на 1,2 млрд руб. или 102,7 п.п., а в 2022 году - 14,0 млрд руб. или 131,2 п.п.

Анализ статей расходов республиканского бюджета свидетельствует о его социальной направленности. Это подтверждает преобладание расходов в совокупном

объеме на образование, социальную политику и физическую культура и спорт в 2022 г., что отображено на рис. 8.

Таким образом, согласно данным представленным на рис. 8 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в 2020 году приходится на расходы на образование. Вторую строчку по объему финансирования занимает раздел «Социальная политика». Данные 2020 года свидетельствуют о том, что региональная бюджетная политика была направлена на борьбу, вызванную новой коронавирусной инфекцией, и потребовала поддержку граждан, оказавшихся в сложной экономической ситуации. В 2021 году наблюдались структурные изменения, наибольшая доля приходилась так же на раздел социальной политики, а в 2022 году - на физическую культуру и спорт.

Согласно данным представленным в табл. 4 коэффициент соотношения исполнения доходов и расходов бюджета в 2020-2021 гг. выше 1, в 2022 г. меньше единицы, тем не менее, его значение близко к 1. Коэффициент автономии регионального бюджета за весь исследуемый

период ниже рекомендуемого значения 0,5. Коэффициент соотношения исполнения расходов и собственных доходов регионального бюджета превышает 0,5.

Согласно проведенному анализу, можно сделать следующие выводы: PCO - Алания, как и все субъекты СКФО продолжает оставаться сверх дотационным регионом. Несмотря на описанные выше положительные сдвиги по росту налоговых и неналоговых поступлений, доля безвозмездных поступлений неизменно растет. В сложившейся экономической ситуации Минфином, только в 2022 году из средств федерального бюджета 390,7 млрд рублей было выделено в качестве бюджетных кредитов регионам, в объеме, не превышающем 10 % от доходов субъекта. Все эти факты свидетельствуют об увеличении роли федерального центра по вопросам регулирования региональных бюджетов. На наш взгляд, для роста доходной части бюджетов необходим экономический рост территории. Необходимо снизить зависимость от финансовой помощи вышестоящего бюджета, поэтому центр должен создавать экономические условия для реализации мер стимулирующего ха-

70 60 50 40 30 20 10 0

58,8

43,64

44,81

3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 7.Динамикарасходоерегионалъного бюджета PCO -Алания, млрдруб.

,2 ,2 ,2 0, 0, 0,

2020 год 2021 год

■ Общегосударственные вопросы

■ Национальная оборона Национальная экономика ЖКХ

Образование

Культура, кинематография Здравоохранение Социальная политика Физическая культура и спорт

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам БС РФ Рис. 8. Структурарасходовреспубликанского бюджета PCO -Алания,

2022 год

ECONOMIC SCIENCE

Таблица 4

Показатели финансовой устойчивости бюджета

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Рекомендуемое значение

Коэффициент соотношения исполнения доходов и расходов бюджета 1 1,01 0,9 >1

Коэффициент автономии регионального бюджета 0,2 0,3 0,3 _>_0,5

Коэффициент соотношения исполнения расходов и собственных доходов регионального бюджета 0,99 0,98 1,06 _>_0,5

Коэффициент отношения дефицита к доходам регионального бюджета - - 0,06 _>_0

рактера. В ответ на введенные санкции против России необходимо развивать крупные инвестиционные проекты. В республиках СКФО, как правило, создаются крупные туристические объекты. Государство со своей стороны должно брать на себя решение вопросов, связанных с формированием эффективной транспортной, логистической, инженерной, энергетической инфраструктуры. Данные меры будут способствовать росту налогооблагаемой базы и повышению доходной части региональных бюджетов.

Библиографический список

1. Электронный бюджет // https://budget.gov.ru.

2. Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания // https://minfin.alania.gov.ru.

3. Каирова Ф. А., Кучиева Р. Э. Проблемы сбалансированности бюджетной системы РФ на современном этапе// Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 121.

4. Лазарова Л. Б., Каирова Ф. А. Современные концепции финансов и кредита. М., 2020.

5. Каирова Ф. А., Лазарова Л. Б. Финансы : рас-четно-аналитическая работа / учебно-методическое пособие. М., 2023.

Bibliographical list

1. Electronic budget // https://budget.gov.ru.

2. Ministry of Finance of the Republic of North Ossetia-Alania // https://minfin.alania.gov.ru.

3. KairovaF. A., Kuchieva R. E. Problems of balancing the budget system of the Russian Federation at the present stage // Economy and Entrepreneurship. 2018. № 8 (97). P. 121.

4. Lazarova L. В., Kairova F. A. Modern concepts of finance and credit. M., 2020.

5. Kairova F. A., Lazarova L. B. Finance : calculation and analytical work / educational and methodological manual. M., 2023.

Информация об авторах

Л. Б. Лазарова - профессор кафедры экономики и финансов Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук;

Д. Т. Гогичаев - аспирант Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

Information about the authors

L. В. Lazarova - Professor of the Department of Economics and Finance of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor ofEconomic Sciences;

D. T. Gogichaev - Graduate Student of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.