Научная статья на тему 'ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА'

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИИ / СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

Чувашская Республика является одним из 14 регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа. Республика обладает большим инновационным потенциалом и нереализованными конкурентными преимуществами. В оценке совокупного инвестиционного потенциала субъектами РФ лидерами являются 5 регионов округа, имеющих высокие показатели социально-экономического развития (Республики Татарстан, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области). Занимая ведущие позиции в отдельных отраслях (электротехнический кластер, производство картофеля, молока и др.), республика по ряду показателей социально-экономического развития занимает 13-14-е места в ПФО, 50-60-е места в России. С учетом этого решением Правительства РФ Чувашская Республика включена в список 10 регионов страны с низким уровнем социально-экономического развития. Выполнение Стратегии рассчитано на 16 лет, условно действие Стратегии поделено на три этапа: 1-й этап - 2020-2021 гг., 2-й этап - 2022-2025 гг., 3-й этап - 2026-2035 гг. Цель исследования - проанализировать ход выполнения 1-го этапа действия Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года и то, как итоги 1-го этапа могут повлиять на решение задач, поставленных Стратегией-2035. Актуальность исследования вызвана тем, что от итогов социально-экономического развития регионов зависит социально-экономическое положение всей страны в целом. Исследованием установлено, что среднегодовые темпы роста показателей (объема производства, валового регионального продукта, доходов бюджета, показателей качества жизни), рассчитанных исходя из срока действия Стратегии, в республике на 1-м этапе не выполнены. Ухудшаются показатели, характеризующие состояние развития малого и среднего предпринимательства (количество малых предприятий, численность занятых в них работников, доля в доходах бюджета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE FIRST STAGE OF THE STRATEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC UNTIL 2035

The Chuvash Republic is one of the 14 regions that make up the Volga Federal District. The Republic has great innovative potential and unrealized competitive advantages. In assessing the total investment potential of the constituent entities of the Russian Federation, the leaders are 5 regions of the district with high rates of socio-economic development (the Republics of Tatarstan and Bashkortostan, Perm Territory, Nizhny Novgorod and Samara regions). Taking leading positions in certain industries (electrotechnical cluster, potato and milk production, etc.), in terms of a number of indicators of social and economic development, the republic is ranked 13-14th in the Volga Federal District and 50-60th in Russia. With this in mind, by decision of the Government of the Russian Federation, the Chuvash Republic was included into the list of 10 regions of the country with a low level of socio-economic development. The strategy is to be implemented within a five-year period, the implementation of the strategy is divided into three stages: the first stage - 2020-2021, the second - 2022-2025, the third - 2026-2035. The purpose of the study is to analyze the implementation of the first stage of the Strategy for the socio-economic development of the Chuvash Republic until 2035, and to assess the impact of the results of the first stage on achieving the goals set in the Strategy-2035. The relevance of the study is caused by the fact that the socio-economic situation of the whole country depends on the results of the socio-economic development of the regions. The study found that the average annual growth rate of indicators (production volume, gross regional product, budget revenues, and quality of life indicators), estimated based on the duration of the Strategy, were not met at the 1st stage. Indicators characterizing the state of development of small and medium-sized enterprises (the number of small enterprises, the number of people employed in them, their share in budget revenues) are deteriorating.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА»

Б01: 10.47026/2499-9636-2022-2-19-27

УДК 330.341:316.4(470.344) ББК У050.11(2Рос.Чув)

Н.З. ЗОТИКОВ

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2035 ГОДА

Ключевые слова: собственные доходы бюджета, валовый региональный продукт, инвестиции, среднемесячная заработная плата, безвозмездные поступления, дефицит бюджета, малое предпринимательство.

Чувашская Республика является одним из 14 регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа. Республика обладает большим инновационным потенциалом и нереализованными конкурентными преимуществами. В оценке совокупного инвестиционного потенциала субъектами РФ лидерами являются 5регионов округа, имеющих высокие показатели социально-экономического развития (Республики Татарстан, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области). Занимая ведущие позиции в отдельных отраслях (электротехнический кластер, производство картофеля, молока и др.), республика по ряду показателей социально-экономического развития занимает 13-14-е места в ПФО, 50-60-е места в России. С учетом этого решением Правительства РФ Чувашская Республика включена в список 10 регионов страны с низким уровнем социально-экономического развития. Выполнение Стратегии рассчитано на 16 лет, условно действие Стратегии поделено на три этапа: 1-й этап - 2020-2021 гг., 2-й этап - 2022-2025 гг., 3-й этап -2026-2035 гг.

Цель исследования - проанализировать ход выполнения 1-го этапа действия Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года и то, как итоги 1-го этапа могут повлиять на решение задач, поставленных Стратегией-2035. Актуальность исследования вызвана тем, что от итогов социально-экономического развития регионов зависит социально-экономическое положение всей страны в целом. Исследованием установлено, что среднегодовые темпы роста показателей (объема производства, валового регионального продукта, доходов бюджета, показателей качества жизни), рассчитанных исходя из срока действия Стратегии, в республике на 1-м этапе не выполнены. Ухудшаются показатели, характеризующие состояние развития малого и среднего предпринимательства (количество малых предприятий, численность занятых в них работников, доля в доходах бюджета).

Введение. Рейтинговым агентством РИА РЕЙТИНГ/Россия с 2011 г. проводится ежегодное ранжирование регионов по уровню их социально-экономического развития с применением комплекса показателей, объединенных в четыре группы:

1) показатели масштаба экономики (объем производства товаров и услуг), объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике);

2) показатели эффективности экономики (объем производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, уровень собираемости налогов);

3) показатели бюджетной сферы (доходы консолидированного бюджета на душу населения, доля собственных доходов в суммарном объеме доходов

консолидированного бюджета, дефицит к собственным доходам консолидированного бюджета, отношение государственного долга к собственным доходам консолидированного бюджета);

4) показатели социальной сферы (отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности).

Каждый из приведенных показателей оценивается в баллах, в зависимости от их величины регионам присуждаются места, при этом максимальное количество баллов не может быть более 100. Так, Чувашская Республика из 85 субъектов РФ в рейтинге занимала следующие места: в 2016 г. - 59-е (39,839 балла), в 2017 г. - 58-е (38,027 балла), в 2018 г. - 55-е (35,073 балла), в 2019 г. - 53-е (36,985 балла), в 2020 г. - 54-е (31,937 балла, опередив регионы ПФО: Кировская область, Ульяновская область, Республики Мордовия, Марий Эл).

На рейтинговые места республики отрицательно влияют низкий объем производства, валового регионального продукта, доходов бюджета, которые, в свою очередь, влияют на значения социально-экономических показателей.

Как указано в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (далее - Стратегии-2035) [4], ВРП в Чувашской Республике в 2018 г. составил 297,8 млрд руб., в расчете на душу населения -242,6 тыс. руб., что в 2 раза меньше среднероссийского уровня, по ВРП на душу населения республика по итогам 2018 г. заняла 71-е место среди субъектов РФ. В 2019 г. ВРП в Чувашской Республике составил 339,7 млрд руб., ВРП на душу населения - 278,3 тыс. руб. [1].

По сводному показателю качества жизни республика сместилась с 32-го места в 2012 г. на 44-е место в 2019 г. Среднегодовая численность занятых в экономике в ЧР в 2019 г. составила 501,5 тыс. человек. 80,6 тыс. жителей республики трудились за ее пределами (в 2017 г. таких было 74,9 тыс., в 2018 г. -80,7 тыс.). Чувашия занимает 4-е место в России по численности жителей, работающих за пределами своего региона проживания (после Московской и Ленинградской областей, Республики Башкортостан).

По показателю «численность населения с доходами ниже прожиточного минимума» республика в 2018 г. заняла 71-е место в России и 12-е место в ПФО, по показателю «среднедушевые денежные доходы» - 54-е место в России и 10-е место в ПФО, по показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения» - 79-е место в России и 13-е место в ПФО.

Все это обусловило принятие Стратегии-2035 социально-экономического развития республики. При этом Правительством ЧР выбран третий сценарий развития - целевой. Его реализация обеспечит стабильный рост производительности труда в отраслях экономики, развитие конкурентоспособных производственных кластеров. Среднегодовые темпы прироста ВРП должны составить 4-5%. Одним из ключевых факторов устойчивого экономического роста должен стать рост производительности труда - в 2,2 раза за период с 2019-2035 гг. В 2035 г. по отношению к 2019 г. среднемесячная заработная плата должна увеличиться в 3 раза, реальная - в 1,8 раза.

Как указывается в Стратегии-2035, проблемами экономического развития республики являются:

- замедление темпов роста собственных доходов консолидированного и республиканского бюджетов;

- собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) поселений не покрывают расходы не только на решение вопросов местного значения, но и на содержание органов местного самоуправления.

В качестве приоритетных направлений развития в Стратегии-2035 определены:

- обеспечение сбалансированности местных бюджетов, рост их собственных доходов;

- обеспечение устойчивого роста доходной базы бюджетов за счет наращивания собственного налогового потенциала;

- совершенствование законодательства ЧР о налогах и сборах, включая оптимизацию налоговых льгот;

- сокращение теневого сектора экономики;

- реализация комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций в реализацию приоритетных направлений и проектов.

Для снятия остроты проблемы, связанной с дефицитом собственных доходов отдельных муниципальных образований, предусматривается их преобразование путем укрупнения поселений (преобразование муниципальных образований в округа).

В числе основных целей в Стратегии-2035 предусмотрены:

- отсутствие просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета и местных бюджетов;

- обеспечение отношение госдолга ЧР к доходам республиканского бюджета ЧР к 2035 г. на уровне не более 36%;

- сохранение отношения дефицита республиканского бюджета ЧР к доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений) на уровне не более 10%.

Приведем основные параметры показателей, предусмотренные Страте-гией-2035 (табл. 1).

Таблица 1

Основные индикаторы Стратегии-2035

Показатели 2019 2020 2025 2030 2035 2035 г. к 2019 г., %

ВРП на душу населения, тыс. руб. 255,5 257,7 355,8 514,7 743,9 291,1

Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 63,6 60,6 96,6 156,3 237,9 374,0

Среднемесячная зарплата, руб. 29 671,4 31 273,7 44 936,6 63 616,7 90 903,6 306,4

Как следует из данных табл. 1, к 2035 г. по отношению к 2019 г.:

- ВРП на душу населения должен увеличиться в 2,9 раза и составить 743,9 тыс. руб. на 1 человека;

- объем инвестиций в основной капитал увеличится в 3,74 раза и составит 237,9 млрд руб.;

- среднемесячная заработная плата увеличится в 3 раза и составит 90 903,6 руб.

Стратегией-2035 не предусмотрены промежуточные итоги достижения показателей по годам, они даны в укрупненном виде на 2020, 2025, 2030, 2035 гг. Расчет индикаторов социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2024 г. осуществлен с учетом Прогноза социально-экономического развития республики на 2022-2024 годы, одобренного распоряжением Кабинета министров (табл. 2)1.

Таблица 2

Индикаторы социально-экономического развития ЧР на период до 2024 г.

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2024 г. к 2020 г., %

отчет оценка прогноз

ВРП, млн руб. 336 343,3 351 984,6 372 678,5 396 129,3 422 296 125,6

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 52 371,8 55 752,0 59 939,7 65 195,2 72 220,3 137,9

То же, без бюджетных средств 41 036,4 44 762,0 47 939,7 51 705,2 57 850,3 141,0

Среднемесячная заработная плата, руб. 31 843,0 34 945,0 37 461,0 40 233,2 43 371,3 136,2

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 16,8 16,6 15,4 14,8 14,3 85,1

Доля численности работников в МСП, % от общего числа занятых 19,1 18,8 18,9 19,0 19,1 100,0

Согласно данным табл. 2, в 2024 г. по сравнению с 2020 г.:

- ВРП увеличится на 25,6%;

- инвестиции в основной капитал увеличатся на 37,9%, в том числе без учета бюджетных средств - на 41,0%;

- среднемесячная заработная плата работников организаций увеличится на 36,2% и составит 43 371,3 руб.;

- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшится на 14,9%, однако остается значительной: 14,3% всей численности населения;

- доля численности работников на предприятиях МСП остается без изменений (19,1%).

Далее рассмотрим задачи 2.4 и 2.2, приведенные в Стратегии-2035.

Задача 2.4. Повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности госуправления

В качестве проблемных вопросов при решении указанной задачи Страте-гия-2035 выделяет недостаточное обеспечение муниципальных образований средствами, необходимыми для полноценного решения вопросов местного значения: сохранение нацеленности на наращивание собственного экономического (налогового) потенциала, инвестиционной и предпринимательской активности; совершенствование законодательства ЧР о налогах и сборах.

1 Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2022-2024 годы:

одобрен распоряжением Кабинета министров Чувашской Республики от 30.06.2021 г. № 547-р

(в ред. от 29.10.2021 г. № 1002-р) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/-

574786665/titles/3MRGF6E.

Проведем анализ исполнения бюджета республики и прогноз на будущее (табл. 3).

Таблица 3

Доходы бюджета Чувашской Республики, млн руб.

Показатели 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2024 г. к 2019 г.,

отчет план %

Налоговые и неналоговые

доходы 33 933,5 35 213,1 39 250,0 34 804,9 35 965,5 37 641,6 110,9

То же, % 57,8 50,1 50,7 50,9 57,3 58,6 101,4

Безвозмездные поступления 24 785,8 35 030,9 38 158,9 32 176,3 26 761,2 26 646,3 107,5

То же, % 42,2 49,9 49,3 48,1 42,7 41,4 98,1

Итого доходов 58 719,3 70 244,0 77 408,9 66 981,2 62 726,7 64 287,9 109,5

Налоговые доходы 33 921,6 35 208,0 39 248,9 33 543,7 34 742,9 36 435,9 107,4

налог на прибыль 8 541,0 8 519,1 9 965,0 9 149,5 9 442,3 9 791,6 114,6

НДФЛ 14 078,3 14 901,0 16 511,2 11 174,2 11 605,5 12 361,1 87,8

акцизы 2 934,7 3 260,8 3 134,2 5 972,5 6 211,3 6 482,0 220,9

специальные налоговые

режимы (СНР) 3 423,0 3 521,3 4 458,5 3 240,3 3 344,0 3 457,7 101,0

налог на профдоход - - 52,0 33,0 34,4 35,9 -

имущественные налоги 3 743,6 3 692,6 3 797,1 2 737,6 2 819,7 2 963,5 79,2

транспортный налог 1 048,8 1 134,4 1 151,3 1 062,2 1 110,0 1 155,5 110,2

госпошлина 126,7 145,8 129,4 174,4 175,6 178,6 141,0

прочие 25,5 33,0 50,0 - - - -

Расходы 55 183,0 69 521,2 76 542,8 70 746,8 65 485,9 64 126,4 116,2

дефицит (-), профицит (+) +3 536,3 +722,8 +860,0 -3 765,6 -2 759,1 +161,6 -

То же, % к налоговым

и неналоговым доходам +10,4 +2,0 +2,2 -10,8 -7,7 +0,4 -

Из расходов на:

национальную экономику 9 016,9 10 769,4 н/д 10 961,8 9 766,7 9 195,7 102,0

образование 17 575,4 18 205,8 н/д 17 702,9 16 887,9 17 596,0 100,1

здравоохранение 4 753,7 8 983,2 н/д 5 736,0 3 726,6 3 645,7 76,7

социальную политику 13 409,9 18 922,2 н/д 19 651,6 20 232,9 21 114,8 157,5

Примечание. Табл. 3 составлена автором на основе данных об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2019 и 2020 гг.1, закона ЧР «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.» и форм статистической налоговой отчетности [2].

Согласно данным табл. 3, в 2024 г. по сравнению с 2019 г.: - налоговые и неналоговые доходы увеличатся на 10,9%, их доля в общей сумме доходов с 57,8% увеличится до 58,6%, или на 1,4%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Об исполнении республиканского бюджета Чувашской республики за 2019 год: Закон Чувашской Республики от 14.07.2020 г. № 53 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/-document/570849760; Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2020 год: Закон Чувашской Республики от 21.06.2021 г. № 43 [Электронный ресурс]. URL: https://cap.ru/doc/laws/2021/06/21/laws-43; О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: Закон Чувашской Республики от 26.11.2021 г. № 86 [Электронный ресурс]. URL: https://cap.ru/doc/laws/2021/11/25/laws-86.

- величина безвозмездных поступлений уменьшится на 1,9%, однако их доля в общей сумме доходов остается значительной (42,2% в 2019 г. и 41,4% в 2024 г.);

- при общем увеличении доходов на 9,5% налоговые доходы увеличатся на 7,4%, в том числе поступления налога на прибыль на 14,6% акцизов в 2,2 раза, СНР на 1,0%, поступления НДФЛ уменьшатся на 12,2%;

- в общей сумме налоговых доходов уменьшится доля НДФЛ с 41,5% до 33,9%, СНР с 10,2% до 9,5%, имущественных налогов - с 11,0% до 8,2%, доля налога на прибыль увеличится с 25,2% до 26,9%;

- доля федеральных налогов в общей сумме налоговых доходов увеличится с 75,7% до 79,0%, доля региональных и местных налогов - уменьшится с 14,2% до 11,3%, доля малого бизнеса, уплачивающего специальный налоговый режим, уменьшится с 10,1% до 9,7%.

Задача 2.2. «Обеспечение благоприятного предпринимательского климата»

Разработчики Стратеги-2035 при планировании исходили из следующих обстоятельств:

- на 1 января 2020 г. в республике осуществляли деятельность 45,3 тыс. субъектов МСП;

- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей (ИП), составляла 122,7 тыс. человек;

- оборот МСП в 2019 г. составил 339,9 млрд руб.;

- объем налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты всех уровней за 2019 г. составил 19,2 млрд руб.

При этом учитывались такие проблемные моменты, как рост неформальной занятости в сфере МСП, неравномерное развитие субъектов МСП (в муниципальных районах республики зарегистрировано 26,1% субъектов МСП, городских округах - 73,9%).

Ожидаемые результаты к 2035 г.:

- рост количества субъектов МСП (включая ИП) до 40 ед. на 1 тыс. человек;

- увеличение доли среднесписочной численности работников на предприятиях МСП в общей численности занятого населения до 20,8%;

- увеличение доли продукции (работ, услуг), произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРП в 2 раза;

- увеличение доли производственной сферы в обороте МСП (без учета ИП) до 30%.

Таблица 4

Данные субъектов МСП по Чувашской Республике [3]

Показатели По состоянию на 10 января 2022 г. к 2019 г., %

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Всего субъектов МСП, ед. 46 134 45 332 42 612 43 597 94,5

Количество работников в МСП, человек 126 383 123 123 121 971 119 890 94,9

ЮЛ, всего 15 839 15 044 13 847 13 587 85,8

В том числе микро ЮЛ 14 136 13 473 12 296 12 062 85,3

ИП, всего 30 295 30 288 28 765 30 010 99,0

В том числе микро ИП 30 066 30 047 28 538 29 772 99,0

Как следует из данных табл. 4, по состоянию на 10 января 2022 г. по сравнению с 10 января 2019 г.:

- количество субъектов МСП уменьшилось на 2537 единиц, или на 5,5%;

- количество работников на предприятиях МСП уменьшилось на 6493 человек, или на 5,1%;

- при этом количество юридических лиц (ЮЛ) уменьшилось на 14,2%, количество ИП - на 1,0%;

- в общей численности МСП доля ЮЛ уменьшилась с 34,3% до 31,2% (на 2252 ед.);

- в численности ЮЛ доля микро ЮЛ уменьшилась с 89,2% до 88,8%;

- количество работников на одном МСП остается незначительным (2,7 человека).

Заключение. Проведенное исследование показало следующее:

- предусмотренный в прогнозе социально-экономического развития республики на 2022-2024 гг. темп роста ВВП соответствует заданным среднегодовым темпам роста (4-5%);

- доля безвозмездных поступлений не сокращается, а, наоборот, в 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась с 42,2% до 49,3% общей суммы доходов;

- в прогнозе социально-экономического развития на 2022-2024 гг. налоговые доходы бюджетов предусмотрены в размерах, меньших по сравнению с фактическими поступлениями в 2020 г., что связано с необоснованным снижением поступлений НДФЛ за указанный период на 12,2%;

- поступления налогов от малого бизнеса, уплачиваемого в связи с применением специальных налоговых режимов, на 2022-2024 гг. предусмотрены в размерах меньших, чем фактически поступило в 2020 г.;

- поступления налога на профессиональный доход (от самозанятых) незначительны (меньше 0,1% от общей суммы налоговых доходов);

- при общем росте расходов бюджета на 16,2%, в том числе расходов на социальную политику на 57,5%, резко уменьшаются затраты на здравоохранение (на 23,3%);

- показатели деятельности малого и среднего предпринимательства ухудшаются (уменьшаются количество субъектов МСП, количество ЮЛ, количество работников на предприятиях МСП, незначительно количество работников на одном объекте МСП (2,7 человека).

Стратегией предусматривается увеличение к 2035 г. по сравнению с 2019 г. ВРП на душу населения на 291,1%, объема инвестиций на 374,0%, среднемесячной заработной платы на 306,4%. С учетом срока действия Стратегии в течение 16 лет среднегодовые темпы роста должны составить: по ВРП на душу населения - не менее 18,0%, объему инвестиций - не менее 23%, среднемесячной заработной платы - не менее 19%, эти показатели в течение 20202021 гг. республикой не достигнуты.

Исследование носит практический характер, его результаты могут быть использованы органами государственной власти, экономическими службами в их практической деятельности по выполнению намеченных Стратегией-2035 задач.

При этом в практической деятельности по дальнейшему выполнению целей, предусмотренных Стратегией-2035, необходимо обращать внимание на следующие вопросы: цель Стратегии по улучшению качества жизни населения республики может быть достигнута лишь при выполнении количественных показателей по увеличению объемов производства, собственных доходов бюджета при уменьшении доли безвозмездных поступлений. Первостепенными задачами остаются увеличение инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, что ограничит отток рабочей силы из республики, внесение изменений в упрощенную систему налогообложения, предусмотрев льготные условия стимулирования развития малого предпринимательства в производственной сфере.

Без решения указанных задач выполнение целей, намеченных Стратегией-2035, становится проблематичным.

Литература

1. Данные о валовом региональном продукте в России с 1998 года [Электронный ресурс] // ИНИД: сайт. URL: https://www.data-in.ru/publications/news/132.

2. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: сайт. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_actvities/statistics_-and_analytics/forms.

3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru.

4. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/83379099a4984b70165a3e28e-63200d1/chuvashskaya_respublika_2035.pdf.

ЗОТИКОВ НИКОЛАИ ЗОТИКОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (Zotikovcontrol@yandex.ru; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123)._

Nikolay Z.ZOTIKOV

RESULTS OF THE FIRST STAGE OF THE STRATEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC UNTIL 2035

Key words: budget revenues, gross regional product, investments, average monthly salary, gratuitous receipts, budget deficit, small business.

The Chuvash Republic is one of the 14 regions that make up the Volga Federal District. The Republic has great innovative potential and unrealized competitive advantages. In assessing the total investment potential of the constituent entities of the Russian Federation, the leaders are 5 regions of the district with high rates of socio-economic development (the Republics of Tatarstan and Bashkortostan, Perm Territory, Nizhny Novgorod and Samara regions). Taking leading positions in certain industries (electrotechnical cluster, potato and milk production, etc.), in terms of a number of indicators of social and economic development, the republic is ranked 13-14th in the Volga Federal District and 50-60th in Russia. With this in mind, by decision of the Government of the Russian Federation, the Chuvash Republic was included into the list of 10 regions of the country with a low level of socioeconomic development.

The strategy is to be implemented within a five-year period, the implementation of the strategy is divided into three stages: the first stage - 2020-2021, the second - 2022-2025, the third - 2026-2035.

The purpose of the study is to analyze the implementation of the first stage of the Strategy for the socio-economic development of the Chuvash Republic until 2035, and to assess the impact of the results of the first stage on achieving the goals set in the Strategy-2035. The relevance of the study is caused by the fact that the socio-economic situation of the whole country depends on the results of the socio-economic development of the regions. The study found that the average annual growth rate of indicators (production volume, gross regional product, budget revenues, and quality of life indicators), estimated based on the duration of the Strategy, were not met at the 1st stage. Indicators characterizing the state of development of small and medium-sized enterprises (the number of small enterprises, the number of people employed in them, their share in budget revenues) are deteriorating.

References

1. Dannye o valovom regional'nomprodukte vRossii s 1998 goda [Data on gross regional product in Russia since 1998]. Available at: https://www.data-in.ru/publications/news/13.

2. Dannye po formam statisticheskoi nalogovoi otchetnosti [Data on statistical tax reporting forms]. Available at: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

3. Edinyi reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Unified register of small and medium-sized businesses]. Available as: https://ofd.nalog.ru.

4. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Chuvashskoi Respubliki do 2035 goda [Strategy of socio-economic development of the Chuvash Republic until 2035]. Available at: https://economy.gov.ru/material/file/83379099a4984b70165a3e28e63200d1/chuvashskaya_respubli-ka_2035.pdf.

NIKOLAY Z. ZOTIKOV - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (zotikovcontrol@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5631-9123)._

Формат цитирования: Зотиков Н.З. Итоги первого этапа Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 2. - С. 19-27. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/2/3. DOI: 10.47026/24999636-2022-2-19-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.