Научная статья на тему 'Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций'

Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бюджетный кодекс / региональный бюджет / доходы бюджета / расходы бюджета / финансовая устойчивость регионального бюджета / Budget Code / regional budget / budget revenues / budget expenditures / financial stability of the regional budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Борисовна Лазарова

В рамках статьи рассматривается проблематика сбалансированности регионального бюджета на примере Республики Северная Осетия — Алания, предлагается комплекс мер по решению ключевых проблем финансовой устойчивости субъекта региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of regional budget execution under sanctions

The article examines the problems of balancing the regional budget on the example of the Republic of North Ossetia — Alania, proposes a set of measures to address the key problems of financial stability of the subject of the region.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций»

Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 144—150. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):144—150.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.24

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-144-150 NIION: 2007-0062-4/23-236

EDN: https://elibrary.ru/HSKNHA MOSURED: 77/27-004-2023-04-436

Особенности исполнения регионального бюджета

в условиях санкций

Лариса Борисовна Лазарова

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, Владикавказ, Россия, llblazarova@mail.ru

Аннотация. В рамках статьи рассматривается проблематика сбалансированности регионального бюджета на примере Республики Северная Осетия — Алания, предлагается комплекс мер по решению ключевых проблем финансовой устойчивости субъекта региона.

Ключевые слова: Бюджетный кодекс, региональный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, финансовая устойчивость регионального бюджета

Для цитирования: Лазарова Л.Б. Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 144—150. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-144-150. EDN: https://elibrary.ru/HSKNHA.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Peculiarities of regional budget execution under sanctions

Larisa B. Lazarova

Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia, llblazarova@mail.ru

Abstract. The article examines the problems of balancing the regional budget on the example of the Republic of North Ossetia — Alania, proposes a set of measures to address the key problems of financial stability of the subject of the region.

Keywords: Budget Code, regional budget, budget revenues, budget expenditures, financial stability of the regional budget

For citation: Lazarova L.B. Peculiarities of regional budget execution under sanctions // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):144—150. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2023-4-144-150. EDN: https://elibrary.ru/HSKNHA.

Региональный бюджет выступает в качестве финансовой базы для социально-экономического развития территории. На финансовую устойчивость бюджетов субъекта влияют многие факторы. Одним из самых ключевых факторов выступает грамотная подготовка проекта бюджета. Важно эффективно рассчитать и направить бюджетные кредиты для решения первостепенных задач субъекта.

Рассмотрим показатели исполнения регионального бюджета РСО — Алания, чтобы сде-

© Лазарова Л.Б., 2023

лать вывод о его финансовой устойчивости (табл. 1).

Согласно данным, представленным в табл. 1, республиканский бюджет РСО — Алания в 2020 г. был исполнен с профицитом в объеме 0,36 млрд руб., так как доходы республики превышали расходы. Аналогичный результат был получен при исполнении бюджета в 2021 г., когда профицит составил 0,89 млрд руб. В 2022 г. результатом исполнения республиканского бюджета стал полученный дефицит в размере 3,50 млрд руб. (рис. 1).

Таблица 1. Исполнение республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Всего доходов 44,00 45,70 55,30

Всего расходов 43,64 44,81 58,80

Профицит (-дефицит) 0,36 0,89 -3,50

80 60 40 20 0 -20

55,3

58,8

45,744,81

44 43,64

0,36

0,89

-3,5

2020 год 2021 год 2022 год

□ Доходы □ Расходы ■ Профицит (дефицит)

Рис. 1. Показатели исполнения республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Согласно данным табл. 2, доходы республиканского бюджета за истекший период в Северной Осетии ежегодно демонстрировали рост, что иллюстрирует рис. 2.

Таблица 2. Доходы республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2020 г. 2022 г. 2022 г. к 2021 г.

Абс. откл. Отн. откл. Абс. откл. Отн. откл.

Доходы всего 44,0 45,7 1,7 9,6 55,3 103,9 121,0

В том числе:

налоговые

поступления 12,3 14,6 2,3 1,2 15,8 118,7 108,2

неналоговые

поступления 0,4 0,6 0,2 0,2 0,8 150,0 133,3

безвозмездные

поступления 31,3 30,6 -0,7 8,0 38,6 97,8 126,1

/5П

АГ\ 44 --- 55,3

40 ОА 45,7

Z.KJ

yj 2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 2. Динамика совокупных доходов регионального бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Экономические науки

Проведенный анализ показал рост доходов субъекта в 2021 г. на 1,7 млрд руб., или 103,9 п.п., в 2022 г. — 9,6 млрд руб., или 121,0 п.п. Таким образом, можно сделать вывод, что динамика поступлений бюджета субъекта РСО —

Алания показывает положительный тренд.

Анализируя состав доходов РСО — Алания, отметим преобладание безвозмездных поступлений над собственными доходами (рис. 3).

50 40 30 20 10 0

31,3

12,3

□ 04

30,6

14,6

□ 06

38,6

15,8

2020 год 2021 год

□ Налоговые доходы

■ Неналоговые доходы

□ Безвозмездные поступления

2022 год

Рис. 3. Состав доходов регионального бюджета РСО — Алания, млрд руб.

Вместе с тем данные, представленные на рис. 3, констатируют факт высокой зависимости бюджета Северной Осетии — Алании от вышестоящих бюджетов. Низкая автономность республиканского бюджета оценивается крайне негативно и требует проведения мероприятий, направленных на повышение доходов территории.

Необходимо указать на снижение объема безвозмездных поступлений в бюджет РСО — Алания в 2021 г., данный показатель снизился в абсолютном выражении на 0,7 млрд руб., или 8,0%, что касается 2022 г., то помощь вышестоящих бюджетов значительно выросла — на 97,8 млрд руб., или 126,1%, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода (рис. 4).

Рис. 4. Динамика безвозмездных поступлений регионального бюджета РСО — Алания,

млрд руб.

Рассмотрим исполнение доходов республи- налоговых поступлений и представим полу-канского бюджета РСО — Алания в разрезе ченные результаты в табл. 3.

Таблица 3. Налоговые доходы республиканского бюджета PCO — Алания, млрд руб.

2021 г. 2022 г.

Показатель 2020 г. 2021 г. к 2020 г. 2022 г. к 2021 г.

Абс. откл. Отн. откл. Абс. откл. Отн. откл.

Налоги на прибыль, доходы 6,56 8,51 2,0 129,7 9,02 129,7 106,0

В том числе:

налог на прибыль организаций 1,56 3,13 1,6 200,6 3,07 200,6 98,1

налог на доходы физических лиц 5,00 5,37 0,4 106 5,95 107,4 110,8

Налоги на имущество 1,36 1,79 0,4 131,6 2,05 131,6 114,5

Налоги, сборы и регулярные пла-

тежи за пользование природными ресурсами 0,02 0,02 0,0 0,3 100,0 1500,0

Иные налоговые поступления 4,36 4,28 -0,1 98,1 4,43 98,2 103,5

Налоговые поступления всего 12,3 14,6 2,3 118,6 15,8 118,7 108,2

Анализ структуры налоговых доходов РСО — Алания представлен на рис. 5.

2022 год

I

Г9"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 год

2020 год

113

TT

Ц28

57

129.3

0.1

112.3

TT"

36,8

15

□ 35

53

8,3

□ Иные налоговые поступления

■ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

□ Налоги на имущество

□ - налог на доходы физических лиц

□ - налог на прибыль организаций

□ Налоги на прибыль, доходы

Рис. 5. Структура налоговых поступлений в бюджет PCO — Алания, %

0

Бесспорно, в целом уровень мобилизации налоговых поступлений в региональный бюджет РСО — Алания за анализируемый период можно оценить положительно, так как по основным бюджетообразующим налоговым статьям зафиксирован рост, что объясняется совершенствованием администрируемой работы

ФНС региона, а также ростом экономики субъекта в целом. Отрицательно на формирование доходной части регионального бюджета повлияли санкции, введенные странами Запада и США, вследствие которых некоторые организации прекратили свою финансово-хозяйственную деятельность. Снижение деловой

активности повлекло за собой снижение поступивших налогов на прибыль организаций.

Практически все статьи в рамках неналоговых поступлений демонстрируют рост (рис. 6). Однако все равно объем неналоговых доходов остается невысоким. В контексте данного вопроса можно сделать вывод о необходимости смены бюджетной политики в части аккумуляции данных поступлений, необходимо со-

вершенствовать вопросы, связанные с процессами эффективного управления государственным региональным имуществом. С целью повышения прозрачности уплаты неналоговых платежей для предприятий в регионе важно сформировать информационный ресурс. Таким образом, в Одном окне можно будет аккумулировать общие сведения о всех выплатах, взимаемых за предоставление услуг.

2022 год

2021 год

ЕЁ3

□ 41,3

55

Ц60

"130

[

2020 год

0

180

□ 16,7

33,3

□ Штрафы, санкции, возмещение ущерба

■ Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

□ Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

□ Платежи при пользовании природными ресурсами

□ Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Рис. 6. Структура неналоговых поступлений регионального бюджета

PCO — Алания, %

Рассмотрим исполнение регионального республики и отразим полученные результаты бюджета в разрезе расходных обязательств на рис. 7.

5

Рис. 7. Динамика расходов регионального бюджета PCO — Алания, млрд руб.

Совокупный объем расходов бюджета РСО — Алания в целом за анализируемый период растет: в 2021 г. — на 1,2 млрд руб., или 102,7 п.п., в 2022 г. — 14,0 млрд руб., или 131,2 п.п.

Анализ статей расходов республиканского бюджета свидетельствует о его социальной направленности. Это подтверждает преобладание расходов в совокупном объеме на образование, социальную политику, физическую культуру и спорт в 2022 г., что отображено на рис. 8.

2020 год 2021 год 2022 год

■ Общегосударственные вопросы

□ Национальная оборона

□ Национальная экономика

□ ЖКХ

□ Образование

□ Культура, кинематография

□ Здравоохранение

□ Социальная политика

8& Физическая культура и спорт

□ Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам БС РФ

Рис. 8. Структура расходов республиканского бюджета PCO — Алания, %

Таким образом, согласно данным рис. 8 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в 2020 г. приходится на расходы на образование. Вторую строчку по объему финансирования занимает раздел «Социальная политика». Данные 2020 г. свидетельствуют о том, что региональная бюджетная политика была направлена на борьбу, вызванную новой коронавирус-

ной инфекцией, и потребовала поддержку граждан, оказавшихся в сложной экономической ситуации. В 2021 г. наблюдались структурные изменения, наибольшая доля также приходилась на раздел социальной политики, а в 2022 г. — на физическую культуру и спорт.

Рассчитаем показатели финансовой устойчивости бюджета (табл. 4).

Таблица 4. Показатели финансовой устойчивости бюджета

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Рекомендуемое значение

Коэффициент соотношения исполнения доходов и расходов бюджета 1 1,01 0,9 > 1

Коэффициент автономии регионального бюджета 0,2 0,3 0,3 > 0,5

Коэффициент соотношения исполнения расходов и собственных доходов регионального бюджета 0,99 0,98 1,06 > 0,5

Коэффициент отношения дефицита к доходам регионального бюджета — — 0,06 > 0

Согласно данным табл. 4 коэффициент соотношения исполнения доходов и расходов бюджета в 2020—2021 гг. выше 1, в 2022 г. меньше 1, тем не менее его значение близко к 1. Коэффициент автономии регионального бюджета за весь исследуемый период ниже рекомендуемого значения 0,5. Коэффициент соотношения исполнения расходов и собственных доходов регионального бюджета превышает 0,5.

Согласно проведенному анализу, можно сделать следующие выводы: РСО — Алания, как и все субъекты СКФО, продолжает оставаться сверхдотационным регионом. Несмотря на описанные выше положительные сдвиги по росту налоговых и неналоговых поступлений, доля безвозмездных поступлений неизменно растет. В сложившейся экономической ситуации Минфином России только в 2022 г. из средств федерального бюджета было выделено 390,7 млрд руб. в качестве бюджетных кредитов регионам, в объеме, не превышающем 10% доходов субъекта. Все эти факты свидетельствуют об увеличении роли федерального центра по вопросам регулирования региональных бюджетов.

На наш взгляд, для роста доходной части бюджетов необходим экономический рост территории. Необходимо снизить зависимость от

финансовой помощи вышестоящего бюджета, поэтому центр должен создавать экономические условия для реализации мер стимулирующего характера. В ответ на введенные санкции против России необходимо развивать крупные инвестиционные проекты. В республиках СКФО, как правило, создаются крупные туристические объекты. Государство со своей стороны должно брать на себя решение вопросов, связанных с формированием эффективной транспортной, логистической, инженерной, энергетической инфраструктуры. Данные меры будут способствовать росту налогооблагаемой базы и повышению доходной части региональных бюджетов.

Список источников

1. URL: https://budget.gov.ru

2. Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания // URL: https://minfin. alania.gov.ru

References

1. URL: https://budget.gov.ru

2. Ministry of Finance of the Republic of North Ossetia-Alania // URL: https://minfin. alania.gov.ru

Информация об авторе

Л.Б. Лазарова — профессор кафедры экономики и финансов Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук.

Information about the author

L.B. Lazarova — Professor of the Department of Economics and Finance of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics.

Статья поступила в редакцию 07.1 1.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023; принята к публикации 29.1 1.2023.

The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 29.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.