Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН / ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Ирина Ибрагимовна

В данной статье рассматриваются особенности формирования доходной части республиканского бюджета Республики Дагестан. Особый акцент сделан на показателях, образующих самую существенную часть доходов республиканского бюджета РД - безвозмездных поступлениях. В ходе подготовки статьи был использован метод статистического анализа экономических показателей, а также метод сравнения. В результате анализа структуры и динамики разных групп доходов республиканского бюджета РД в динамике, состава и структуры налоговых доходов республиканского бюджета РД, состава и структуры безвозмездных поступлений республиканского бюджета РД были сделаны выводы/получены результаты об особенностях формирования доходной части республиканского бюджета РД, о закономерностях образования доходов нашего региона. Полученные в статье выводы, позволяют определить уровень финансовой зависимости Республики Дагестан и определить необходимость снижения этого уровня разными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE REVENUE PART OF THE REPUBLICAN BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

This article discusses the features of the formation of the revenue part of the republican budget of the Republic of Dagestan. Special emphasis is placed on the indicators that form the most significant part of the revenues of the Republican budget of the Republic of Moldova - gratuitous receipts. During the preparation of the article, the method of statistical analysis of economic indicators was used, as well as the method of comparison. As a result of the analysis of the structure and dynamics of different income groups of the republican budget of the RD in dynamics, the composition and structure of tax revenues of the republican budget of the RD, the composition and structure of gratuitous receipts of the republican budget of the RD, conclusions were drawn/results were obtained about the peculiarities of the formation of the revenue part of the republican budget of the RD, about the patterns of income formation of our region. The conclusions obtained in the article allow us to determine the level of financial dependence of the Republic of Dagestan and determine the need to reduce this level by various methods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

ИБРАГИМОВА ИРИНА ИБРАГИМОВНА

к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

г. Махачкала, Россия, e-mail: abdi2412@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2022-12-26-32 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования доходной части республиканского бюджета Республики Дагестан. Особый акцент сделан на показателях, образующих самую существенную часть доходов республиканского бюджета РД — безвозмездных поступлениях. В ходе подготовки статьи был использован метод статистического анализа экономических показателей, а также метод сравнения. В результате анализа структуры и динамики разных групп доходов республиканского бюджета РД в динамике, состава и структуры налоговых доходов республиканского бюджета РД, состава и структуры безвозмездных поступлений республиканского бюджета РД были сделаны выводы/получены результаты об особенностях формирования доходной части республиканского бюджета РД, о закономерностях образования доходов нашего региона. Полученные в статье выводы, позволяют определить уровень финансовой зависимости Республики Дагестан и определить необходимость снижения этого уровня разными методами.

Ключевые слова: регион, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, республиканский бюджета Республики Дагестан, дотационный регион, депрессивный регион.

IBRAGIMOVA IRINA IBRAGIMOVNA

Ph.D. in Economics, Associate Professor of Finance and Credit Department of Dagestan State University, Makhachkala, Russia,

e-mail: abdi2412@mail.ru

FEATURES OF THE FORMATION OF THE REVENUE SIDE THE REPUBLICAN BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. This article discusses the features of the formation of the revenue part of the republican budget of the Republic of Dagestan. Special emphasis is placed on the indicators that form the most significant part of the revenues of the Republican budget of the Republic of Moldova — gratuitous receipts. During the preparation of the article, the method of statistical analysis of economic indicators was used, as well as the method of comparison. As a result of the analysis of the structure and dynamics of different income groups of the republican budget of the RD in dynamics, the composition and structure of tax revenues of the republican budget of the RD, the composition and structure of gratuitous receipts of the republican budget of the RD, conclusions were drawn/results were obtained about the peculiarities of the formation of the revenue part of the republican budget of the RD, about the patterns of income formation of our region. The conclusions obtained in the article allow us to determine the level of financial dependence of the Republic of Dagestan and determine the need to reduce this level by various methods. Keywords: region, tax revenues, non-tax revenues, gratuitous receipts, republican budget of the Republic of Dagestan, subsidized region, depressed region.

1. Введение

Залогом реализации федеральных и региональных государственных программ в социальной и экономической сфере является непрерывность процесса финансировании с использова-

нием различных источников. К ним относятся как централизованные, так децентрализованные. Превалирующую роль играют централизованные источники, а именно: средства федерального и регионального бюджетов, внебюджетных фондов[1]. Постоянные источники финансирования позволяют разрабатывать и использовать долгосрочные государственные программы в сфере развития экономики и социальной политики.

Для оценки объективности процесса финансирования необходимо анализировать и показатели финансового обеспечения экономического и социального развития регионов.

Региональные органы власти помимо выполнения своих задач на уровне субъекта в рамках полномочий контролируют и реализацию государственных программ сферы социальной и экономической политики муниципалитетами. Поэтому от эффективности формирования доходов, обеспечивающих финансово их деятельность в рамках регионального бюджета, в целом зависит благополучие развития всего региона.

Поступательное развитие регионов требует стабильного финансового обеспечения и различных форм финансирования, поэтому каждый регион должен заботиться о росте своих доходов.

В связи с этим считаем важным рассмотреть особенности формирования доходов республиканского бюджета РД. особую роль для нашего региона изучение этого вопроса приобретает в связи с тем, что уже много лет он не может оторваться от финансовой зависимости от федерального бюджета. Изучение состава и структуры доходов нашего регионального бюджета в динамике позволит ответить на вопрос о том - каковы общие тенденции в процессе формирования доходной базы РБ РД, есть ли существенный прорыв в снижении роли межбюджетных трансфертов, которые направлены на выравнивание уровня развития территорий в нашей стране? Ответы на эти вопросы необходимы для принятия адекватных и эффективных мероприятий в рамках разработки финансовой политики региона, направленных на улучшение социальной стабильности и рост экономики, которые в последующем помогут региону постепенно выйти из состояния депрессивного развития.

Таким образом, изучение доходной части региональных бюджетов имеет огромное значение, поскольку совокупность финансов в бюджетах субъектов Российской Федерации

позволяет региональным органам государственной власти (представительным и исполнительным) иметь финансовую базу для осуществления своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерация. Благодаря бюджетам регионов формируются денежные фонды административно-территориальных образований, которые могут обеспечить выполнение задач общего для них назначения[2, с. 4].

Рис. 1. Доходы и расходы республиканского бюджета РД в 2021-2023гг., млрд. руб. Источник: Составлен автором по [4]

2. Основная часть

Региональное развитие в федеративном государстве - очень специфический и многогранный вопрос. Каждый регион представляет собой систему с набором уникальных функций: географическое положение, климатические условия, наличие природных, людских и институциональных ресурсов[3, с.40]. Эти особенности оказывают влияние на специфику доходов и расходов региональных бюджетов страны (в первую очередь специфика касается не состава, а структуры доходов и расходов региональных бюджетов).

Проанализируем состав и структуру доходов и расходов республиканского бюджета РД. Изучение бюджетных расходов невозможно без исследования источников, которые обеспечивают основу для и реализации.

По данным рисунка 1 мы можем отметить планомерное сокращение доходов республикан-

2021 2022 2023

Сйджетный дефицит

Рис. 2. Дефицит республиканского бюджета РД в 2021-2023гг., млрд. руб. Источник: Составлен автором по [4]

Данные рисунка 2 показывают как меняется размер дефицита республиканского бюджета РД в период 2021-2023 гг. Наибольшее значение дефицита республиканского бюджета РД ожидается в 2023 году в сумме 6,7 млрд. руб., что составляет 4,3% от запланированных в бюджете средств и 0,7% от регионального ВРП. , Наименьшее значение дефицита республиканского бюджета РД ожидается в 2022 году в сумме 1,2 млрд. руб., что составляет 0,7% от заложенных в бюджет расходов и 0,15% от ВРП РД.

Рассмотрим состав доходов республиканского бюджета РД по укрупненным показателям -соотношению налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

По данным рисунка 3 видно, что для республиканского бюджета РД на протяжении всего периода анализа (в данном случае - 2018-2023гг.) характерно существенное превалирование безвозмездных поступлений над налоговыми и неналоговыми доходами. Отрадно, что с 2021 года ожидается некоторое уменьшение доли безвозмездных поступлений, но они все равно играют ведущую роль. В среднем за период анализа доля налоговых и неналоговых доходов составила 25,8% от средств республиканского бюджета РД, а доля безвозмездных поступлений 74,2% (то есть налоговые и неналоговые доходы в среднем в 2,8 раза уступают по объемам безвозмездным поступлениям).

Рассмотрим подробнее состав и структуру налоговых доходов республиканского бюджета РД. В среднем они составляют 96,3% от налоговых и неналоговых доходов РБ РД.

Данные рисунка 2.4 свидетельствуют о том, что наибольшее фискальное значение в налоговых доходах РБ РД играют федеральные налоги, которые направляются в региональные бюджеты для выравнивания уровня их финансовой обеспеченности. Доля налога на доходы физических лиц составила в 2021 году 46,7% от налоговых доходов рассматриваемого бюдже-

та и стала чуть выше - 47,8% в 2022 и 2023гг. Акцизы, тоже федеральный налог, на втором месте - 25% в 2021 году, 24,6% в 2022 году и 25,8% в 2023 году. Налог на прибыль организаций находится на третьем месте - 14,4% в 2021 и 2022 г. и 13,7% в 2023г. Региональный налог - налог на имущество организаций - только на 4 месте - 9,8% в 2021 году, 9,4% в 2022 году и

Рис. 3. Структура и динамика групп доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2018 - 2023 годы, в процентах к итогу (план) Источник: Составлен автором по [4]

Рис. 4. Состав и структура налоговых доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2018 - 2023 годы, в процентах к налоговым доходам Источник: Составлен автором по [4]

С точки зрения финансового обеспечения РБ РД необходимо, на наш взгляд, рассмотреть состав и структуру безвозмездных поступлений, которые составляют большую часть доходов в нашем бюджете. Обратимся для этого к данным рисунка 5.

2021 202 2 2 023

■ дотации бюджртам г.уби.е ктпп РЧ> и МО ■ Субгндин бюджртдмбюджртнпй .сигтемы РФ

■ 1_уйас чии и € к>Дти г и и субъекюи РФ И МО1 - иные щдн«1 г чы е ТилмсферТы

Рис. 5. Состав и структура безвозмездных поступлений республиканского бюджета Республики Дагестан в 2018 - 2023 годы, в процентах к налоговым доходам Источник: Составлен автором по [4]

Таким образом, превалирующим видом безвозмездных поступлений в РБ РД являются дотации - в среднем за 2021-2023гг. их уровень составил 73,2%от всех безвозмездных поступлений в бюджет. Кроме того, доля дотаций в объеме безвозмездный поступлений имеет тенденцию поступательного роста - от 72,3% в 2021 году до73,4% в 2022 году и 73,9% в 2022 году (план). На наш взгляд, это не очень благоприятный фактор, поскольку речь идет об увеличении нецелевого финансирования расходов бюджета нашего региона.

Субсидии как целевой способ финансовой помощи бюджетам, предполагающий участие в финансировании мероприятий собственных средств получателя, наоборот, имеют тенденцию к снижению доли в объеме безвозмездных поступлений в РБ РД - 14,7% в 2021 году, 12,3% в 2022 году и 10,9% в 2023 году (план).

Субвенции - также целевой способ оказания финансовой помощи - имеет неоднородную динамику роста - 10,5% в 2021 году, 12,6% в 2022 году и 11,6% в 2023 году (план).

Основную часть доходов региональных бюджетов составляют межбюджетные трансферы из федерального бюджета, что порождает иждивенческий настрой в регионах. При определении величины межбюджетных трансфертов регионам важно основываться на достоверной, прозрачной и сопоставимой информации[5].

Это можно сделать за счет развития неналоговых способов формирования доходов, например, эффективного использования государственного имущества; за счет улучшения качества администрирования средств, поступающих в региональные бюджеты; за счет эффективной борьбы с теневой экономикой, благодаря которой можно расширить налогооблагаемую базу в каждом регионе. Для регионов и целых стран человеческий капитал является одним из основных ресурсов повышения конкурентоспособности и развития[6, с. 221]. Кроме того, изменения с инновациями, обеспечивающими экономический рост региона и страны в целом связаны с человеческим капиталом - работниками умственного труда. Интеллектуалы, которые легко овладевают новыми знаниями, приобретают все большее значение [7 с. 191].

Однако, если региональные органы власти при формировании собственных доходов будут опираться только на добросовестных налогоплательщиков, не применяя эффективных мер по выявлению теневого сектора экономики, то это также может быть причиной того, что человеческий капитал будет стремиться к миграции в другие регионы, а может и страны. Поэтому, эффективность вопросов формирования доходов региональных бюджетов затрагивает и экономические и социальные интересы каждого региона, а значит, заслуживает самого высокого внимания со стороны органов государственной власти страны.

Сегодня исследователи научной мысли в области межбюджетных отношений отмечают,

что нормативы действующие в нашей стране отчислений от регулирующих налогов не учитывают особенностей регионального развития регионов и это приводит к несовершенству механизма формирования доходной базы региональных бюджетов, к подрыву основ финансовой самостоятельности и устойчивости регионов.

Также отметим, что опыт развитых стран показывает , что в условиях стабильно развивающейся рыночной экономики уровень развития налоговой системы и межбюджетных отношений способствует формированию в целом независимых региональных и местных бюджетов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения[9, с.161]. Поэтому стабильность экономики - это также залог стабильности регионального развития и возможности разработки на перспективу мероприятий эффективной региональной финансовой политики, в том числе направленной на повышение собственной финансовой самостоятельности.

В настоящее время определены национальные цели развития страны на период до 2030 го-да[10]. Эти цели определяют во многом порядок формирования и использования средств федерального бюджета, который, в свою очередь, влияет и на состояние региональных бюджетов, особенно таких дотационных как наша Республика Дагестан. Каждый регион выстраивает собственную региональную финансовую политику, в том числе политику в области бюджетных доходов, однако при отсутствии в большей степени собственных финансовых ресурсов в составе средств региональных бюджетов (хотя получаемые регионом дотации и иные виды финансовой помощи также условно считаются собственными средствами региональных бюджетов) всегда будет присутствовать зависимость и подчиненность этой политики решениям федеральной власти в отношении того, сколько средств выделить региону, нуждающемуся в финансовой помощи.

3. Выводы

На основании обзора и анализа статистических данных мы убедились в том, сколь высока зависимость республиканского бюджета Республики Дагестан от выделяемых из федерального бюджета средств, которые являются безвозмездными поступлениями для региона. Это требует внимание со стороны федеральных и региональных властей, которые должны выстраивать финансовую политику таким образом, чтобы стимулировать рост собственных налоговых и неналоговых доходов региона, стимулировать рост налогооблагаемой базы, повысить эффективность использования собственного налогового потенциала.

Та форма финансовой поддержки регионов, которая существует сегодня не носит стимулирующего характера по отношению к развитию региональной экономики, что необходимо, чтобы в последующем иметь больше собственных доходов. Отсутствие стимулирующих начал подтверждает тот факт, бюджетные трансферты из федерального бюджета стабильно занимают высокий удельный вес в доходах РБ РД много лет подряд.

Литература

1.1. Казнова М.И., Уразовская Е.А. Финансирование социальной политики на региональном уровне в Российской Федерации// Экономика и управление: теория и практика. - 2020, - Т.6. - № 4. - С. 56-61

2.2. Features of creating prerequisites for solving the tasks by light industry enterprises in the sustainable manufacture ofpriority products demanded by consumers of the South and NCFD regions / D. S. Shcherbakov, A. A. Blagorodov, V. T. Prokhorov [et al.] // Theoretical & Applied Science. - 2022. - No 2(106). - P. 9-47. -DOI10.15863/TAS.2022.02.106.3.

3.3. Shakleina, M. V. Strategic Classification of Regions According to the Level of Financial Self-Sufficiency / M. V. Shakleina, A. Z. Midov // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2019. - Vol. 12. -No 3. - P. 39-54. - DOI 10.15838/esc.2019.3.63.3.

4.4.Отчеты об исполнении республиканского бюджета РД 2019-2021 гг. http://minfinrd.ru/otchetnost (дата обращения 20.10.2022)

5.5. Артемьева С.С., Филиппова Н.А. Проблемы планирования и финансирования бюджетных расходов в субъектах РФ/Российский экономический вестник. - 2019. - 5.Т.2. - С.200-204

6.6. Markin, V. V. Reproduction of human capital in the Arctic regions of Russia: socio-cultural context / V. V. Markin, A. N. Silin, K. O. Malinina // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2021. - Vol. 14. - No 5. - P. 220-243. - DOI 10.15838/esc.2021.5.77.13.

7.7. Vorobeva, I. N. Agents of Social Change: Determining Identification Criteria and Designing an Indicator Model /1. N. Vorobeva, A. A. Mekhova // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2022. -Vol. 15. - No 4. - P. 189-208. - DOI 10.15838/esc.2022.4.82.12.

8.8. Миташова А.А., Синицына В.А. Актуальные проблемы совершенствования бюджетного законодательства// International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-1 (66), 2022

9.9. Leonov, S. N. Preferential Regimes of Established Local Growth Points and Its Impact on the Economy of the Far East / S. N. Leonov // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2020. - Vol. 13. - No 3. - P. 28-45. - DOI10.15838/esc.2020.3.69.3.

10.10. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных

11.целях стратегии развития Российской Федерации на период до 2030 г». [Электронный ресурс].

URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 30.08.2022)

References:

1. Kaznova M.I., Urazovskaya E.A. Finansirovanie social'nojpolitiki na regional'nom urovne v Rossijskoj Fed-eracii//Ekonomika i upravlenie: teoriya i praktika.- 2020, - T.6. - № 4. - S. 56-61

2. Features of creating prerequisites for solving the tasks by light industry enterprises in the sustainable manufacture ofpriority products demanded by consumers of the South and NCFD regions / D. S. Shcherbakov, A. A. Blagorodov, V. T. Prokhorov [et al.] // Theoretical & Applied Science. - 2022. - No 2(106). - P. 9-47. - DOI 10.15863/TAS. 2022.02.106.3.

3. Shakleina, M. V. Strategic Classification of Regions According to the Level of Financial Self-Sufficiency /M. V. Shakleina, A. Z. Midov //Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2019. - Vol. 12. - No 3. - P. 39-54. - DOI 10.15838/esc.2019.3.63.3.

4.Otchety ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta RD 2019-2021 gg. http://minfinrd.ru/otchetnost (data obrashcheniya 20.10.2022)

5. Artem'eva S.S., Filippova N.A. Problemyplanirovaniya i finansirovaniya byudzhetnyh raskhodov v subektah RF//Rossijskij ekonomicheskij vestnik. - 2019. - 5. T.2. - S.200-204

6. Markin, V. V. Reproduction of human capital in the Arctic regions of Russia: socio -cultural context / V. V. Markin, A. N. Silin, K. O. Malinina // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2021. - Vol. 14. - No 5. - P. 220-243. - DOI 10.15838/esc.2021.5.77.13.

7. Vorobeva, I. N. Agents of Social Change: Determining Identification Criteria and Designing an Indicator Model / I. N. Vorobeva, A. A. Mekhova // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2022. -Vol. 15. - No 4. - P. 189-208. - DOI 10.15838/esc.2022.4.82.12.

8. Mitashova A.A., Sinicyna V.A. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya byudzhetnogo zakonodatel'stva// International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-1 (66), 2022

9. Leonov, S. N. Preferential Regimes of Established Local Growth Points and Its Impact on the Economy of the Far East / S. N. Leonov // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2020. - Vol. 13. - No 3. - P. 28-45. - DOI 10.15838/esc.2020.3.69.3.

10. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional'nyh

celyah strategii razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 g». [Elektronnyj resurs]. URL: https:// base.garant.ru/74404210/ (data obrashcheniya: 30.08.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.