Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТАМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ СКФО)'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТАМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ СКФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ / РАСХОДЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарова Лариса Борисовна, Дзгоева Залина Руслановна, Тотров Дампе Владимирович

В статье рассмотрены практические аспекты исполнения бюджета по расходам Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан и Чеченской Республики, проведена сравнительная характеристика расходных статей бюджетов анализируемых субъектов, выявлены и проанализированы изменения исследуемых показателей, а также определены причины таких изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF REGIONAL BUDGET MANAGEMENT IN A PANDEMIC (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

The article considers the practical aspects of budget execution for expenditures of the Republic of North Ossetia-Alania, the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, a comparative characteristic of the expenditure items of the budgets of the analyzed subjects is carried out, changes in the studied indicators are identified and analyzed, and the reasons for such changes are determined.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТАМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ СКФО)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 338.12

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-240-244 NIION: 2015-0066-1/23-633 MOSURED: 77/27-011-2023-01-832

Повышение качества управления региональными бюджетами в условиях пандемии (на примере СКФО)

Лариса Борисовна Лазарова1, Залина Руслановна Дзгоева2, Дампе Владимирович Тотров3

1 2 3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал), Владикавказ, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены практические аспекты исполнения бюджета по расходам Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан и Чеченской Республики, проведена сравнительная характеристика расходных статей бюджетов анализируемых субъектов, выявлены и проанализированы изменения исследуемых показателей, а также определены причины таких изменений.

Ключевые слова: Бюджетный кодекс, бюджет субъекта, исполнение бюджетов, расходы, социальные расходы Для цитирования: Лазарова Л. Б., Дзгоева З. Р., Тотров Д. В. Повышение качества управления региональными бюджетами в условиях пандемии (на примере СКФО) // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 240-244. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-240-244.

Original article

Improving the quality of regional budget management in a pandemic (on the example of the North Caucasus Federal District)

Larisa B. Lazarova1, Zalina R. Dzgoeva2, Dampe V. Totrov3

1 2 3 Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch), Vladikavkaz, Russia

Abstract. The article considers the practical aspects of budget execution for expenditures of the Republic of North Ossetia-Alania, the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, a comparative characteristic of the expenditure items of the budgets of the analyzed subjects is carried out, changes in the studied indicators are identified and analyzed, and the reasons for such changes are determined.

Keywords: Budget code, budget of the subject, execution of budgets, expenses, social expenses For citation: Lazarova L. B., Dzgoeva Z. R., Totrov D. V. Improving the quality of regional budget management in a pandemic (on the example of the North Caucasus Federal District). Bulletin of economic security. 2023;(1):240-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-240-244.

Государство имеет определенные обязательства, исполнение которых способствует выполнению возложенных на него функций. Как правило, большая часть таких обязательств являются расходными обязательствами, кроме того, различают еще бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Для исполнения обязательств направляется определенная часть бюджетных средств, которую представляют собой расходы бюджета.

Поскольку Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Республика Дагестан являются сверхдотационными регионами, представляется интересным исследование особенностей исполнения бюджетов указанных республик по расходам.

© Лазарова Л. Б., Дзгоева З. Р., Тотров Д. В., 2023

Рассмотрим ведомственную структуру расходов бюджета РСО-Алания за 2019-2021 гг. (таблица 1).

На основании данных, приведенных в таблице 1, можно отметить замедление роста совокупного объема расходов. Так, в 2019 году общая величина выбытий на расходы составила 33 044,5 млн руб., в 2020 показатель вырос на 32 %, достигнув отметки 43 634,4 млн руб.; в 2021 году, по сравнению с уровнем 2020 года, также наблюдался рост показателя, однако темп прироста составил всего 2,7 %.

При этом, в структуре расходов можно отметить тенденцию к значительному росту в 2020 году расходов по следующим направлениям: здравоохранение (50,7 %, по сравнению с уровнем 2019 года); социально-ориентированные расходы (74,6 %); сельское хозяйство (54,5 %).

ECONOMIC SCIENCE

Динамика ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2019-2021 гг., млн руб.

Таблица 1

Наименование Ведомство 2019 2020 Темп прироста, % 2021 Темп прироста, %

Образование Министерство образования и науки РСО-Алания 6 269,8 7 032,8 12,2 7 796,6 10,9

Здравоохранение Министерство здравоохранения РСО-Алания 6 108,4 9 203,7 50,7 8 609,7 -6,5

Строительство Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания 4 893,3 5 420,8 10,8 4 854,1 -10,5

Социальная сфера (Минтруд, комитет занятости) Министерство труда и социального развития РСО-Алания; Комитет РСО-Алания по занятости населения 4 804,2 8 388 74,6 9 463 12,8

Спорт, молодежная политика Министерство физической культуры и спорта РСО-Алания; Комитет РСО-Алания по делам молодежи 684,4 660 -3,6 786,8 19,2

Культура Министерство культуры РСО-Алания 1 035,8 1 115,1 7,7 1 223,2 9,7

Сельское хозяйство (АПК) Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания 815,7 1 260 54,5 1 617,5 28,4

Выбытия на расходы -всего 33 044,5 43 634,4 32 44 816 2,7

Образование

Здравоохранение

Строительство

Социальная сфера (Минтруд, комитет занятости)

Спорт, молодежная политика Культура

Сельское хозяйство (АПК)

Рис. 1. Структура выбытий на расходы бюджета РСО-Алания по основным направлениям в 2020 году

Данная тенденция объясняется кризисом, вызванным пандемией коронавируса: необходимо было предпринимать меры, направленные на борьбу с пандемией (социальные расходы и расходы на здравоохранение), а также на поддержку отечественного производства (расходы на АПК).

В 2021 году наибольший прирост показали расходы, направленные на сельское хозяйство (28,4 %, по сравнению с уровнем 2020 года); на развитие спорта и физической культуры, молодежной политики (19,2 %); на социальную поддержку (12,8 %).

Структура выбытий на расходы по основным направлениям в 2020 году представлена на рисунке ниже.

Таким образом, в 2019-2021 гг. среди рассматриваемых ведомств наибольший рост объемов расходования приходится на:

1) Минтруда РСО-Алания и Комитет РСО-Алания по занятости населения (темп прироста объема расхо-

дов в 2019-2020 гг. составил 74,6 %; в 2020-2021 гг. -12,8 %);

2) Минсельхозпрод РСО-Алания (темп прироста объема расходов в 2019-2020 гг. - 54,5 %; в 20202021 гг. - 28,4 %);

3) Минздрав РСО-Алания (темп прироста объема расходов в 2019-2020 гг. - 50,7 %; в 2020-2021 гг. показатель снизился на 6,5 %).

Теперь рассмотрим анализируемые показатели за 2019-2021 гг. по Республике Дагестан (далее - РД) (таблица 2).

Как видно из таблицы 2, рост объема совокупных расходов так же, как и в РСО-Алания, замедлился в 2020-2021 гг., по сравнению с 2019-2020 гг. Так, в 2019 году величина выбытий на расходы составляла 120 536 млн рублей, в 2020 году показатель вырос на 40,3 % и достиг отметки 168 786,20 млн рублей; в 2021 году объем расходов составил 169 203,80 млн

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Динамика ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Республики Дагестан за 2019—2021 гг., млн руб.

Таблица 2

Наименование Ведомство 2019 2020 Темп прироста, % 2021 Темп прироста, %

Образование Министерство образования и науки РД 7 299,00 9 309,00 27,54 12 287,40 32

Здравоохранение Министерство здравоохранения РД 23 518,20 36 643,40 55,81 30 418,70 -17

Строительство Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД; Управление Правительства РД по капитальному строительству; Комитет по архитектуре и градостроительству РД 7 423,30 16 302,70 119,62 11 322,70 -30,54

Социальная сфера (Минтруд) Министерство труда и социального развития РД 15 159,30 34 116,50 125,05 38 104,60 11,69

Спорт, молодежная политика Министерство по физической культуре и спорту РД; Министерство по делам молодежи РД 2 055,50 2 391,70 16,36 2 445,20 2,24

Культура Министерство культуры РД; Агентство по охране культурного наследия РД 1 726,40 1 994,30 15,52 2 245,60 12,6

Сельское хозяйство (АПК) Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД; Комитет по лесному хозяйству РД 5 855,10 5 758,80 -1,64 3 200,20 -44,4

Выбытия на расходы -всего 120 536,00 168 786,20 40,03 169 203,80 0,25

МЛН РУБЛЕЙ

40 000,00

35 000,00

30 000,00

25 000,00

20 000,00

15 000,00

10 000,00

5 000,00

0,00

Образование Здравоохранение Строительство Социальная Спорт,

сфера (Минтруд) молодежная политика

■ 2019 2020 И 2021

Культура Сельское

хозяйство (АПК)

Рис. 2. Распределение выбытий на расходы бюджета Республики Дагестан по основным направлениям в 2019-2021 гг.

рублей, что больше уровня 2020 года всего на 0,25 %.

Рассматривая динамику ведомственной структуры расходов бюджета РД, можно отметить, что пик роста объемов расходования в 2019-2020 гг. приходится на ведомства, представляющие: социальную сферу (125,05 % в 2020 году, относительно уровня 2019 года); сферу строительства (119,62 %); сферу здравоохранения (55,81 %). Данная тенденция представлена на рисунке 2.

Данная трансформация в исследуемых региональных бюджетах, связана с необходимостью применения мер по борьбе и устранению последствий кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

Далее рассмотрим анализируемые показатели по Чеченской Республике (далее - ЧР), приведенные в таблице 3.

На основании данных, приведенных в таблице 3 можно отметить прирост объема выбытий на рас-

ECONOMIC SCIENCE

Динамика ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Чеченской Республики за 2019-2021 гг., млн руб.

Таблица 3

Наименование Ведомство 2019 2020 Темп прироста, % 2021 Темп прироста, %

Образование Государственное казенное научное учреждение «Академия наук Чеченской Республики»; Министерство образования и науки ЧР; Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию 33 153,70 36 847,10 11,14 41 448,20 12,49

Здравоохранение Министерство здравоохранения ЧР 5 285,00 8 803,90 66,58 6 072,80 -31,02

Строительство Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЧР; Государственный комитет по архитектуре и градостроительству ЧР 4 614,60 6 642,60 43,95 11 185,10 68,38

Социальная сфера (Минтруд) Министерство труда, занятости и социального развития ЧР 19 468,10 36 590,20 87,95 40 653,00 11,10

Спорт, молодежная политика Министерство ЧР по физической культуре и спорту; Министерство ЧР по делам молодежи 3 207,90 3 490,50 8,81 3 518,10 0,79

Культура Министерство культуры ЧР; Комитет Правительства ЧР по охране и использованию культурного наследия 1 519,90 1 626,50 7,01 2 035,80 25,16

Сельское хозяйство (АПК) Министерство сельского хозяйства ЧР 2 228,00 2 046,00 -8,17 1 773,10 -13,34

Выбытия на расходы -всего 92 578,00 122 613,00 32,44 134 026,00 9,31

Образование

Здравоохранение

Строительство

Социальная сфера (Минтруд, комитет занятости) Спорт, молодежная политика

Культура

Сельское хозяйство (АПК)

29,84%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Структура выбытий на расходы бюджета Чеченской Республики по основным направлениям в 2020 году

ходы в 2020 году, по сравнению с уровнем 2019 года, на 32,4 %; в 2021 году совокупный объем расходов также вырос - на 9,3 % - достигнув отметки 134 026 млн рублей.

В структуре выбытий на расходы бюджета Чеченской Республики по основным направлениям так же, как и в отношении бюджетов РСО-Алания и Республики Дагестан, отмечается наибольший прирост объемов расходования в 2019-2020 гг. ведомств, представляю-

щих социальную сферу (88 %, по сравнению с уровнем 2019 года), сферу здравоохранения (67 %), сферу строительства (44 %). Рост расходов на строительство связан с реализацией мер по поддержке строительной отрасли в 2020 году.

В структуре выбытий на расходы в 2020 году (рисунок 3) наибольшую долю составили расходы на образование (30,1 %), социальные расходы (29,8 %), строительство (5,4 %).

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы, что в целом анализ по статьям расходов исследуемых бюджетов в период с 2019-2021 гг. происходило по одинаковому сценарию: замедление темпов прироста совокупного объема выбытий и значительный рост объемов расходования ведомств, относящихся к сферам здравоохранения, социальной политики, АПК и строительства. Это объясняется необходимостью борьбы с пандемией корона-вируса и нивелирования последствий кризиса, вызванного данной пандемией: выросли расходы субъектов на медицину и социальную сферу; на поддержку сельского хозяйства; на развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 19.12.2022). URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 10.12.2022). Текст: электронный.

2. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания. URL: https://alania.roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).

3. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан. URL: https:// dagestan.roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).

4. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике. URL: https:// chechnya.roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).

5. Валиева Е. Н. Государственные (муниципальные) финансы : учебное пособие / Е. Н. Валиева, А. Г. Лукин. М. : Русайнс, 2020. 143 с. ISBN 978-5-4365-4469-4. URL: https://old.book.ru/book/935641 (дата обращения: 10.12.2022). Текст: электронный.

Bibliographic list

1. Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 145-FZ (as amended on 19.12.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19702 / (accessed: 10.12.2022). Text: electronic.

2. Official website of the Federal Treasury Department for the Republic of North Ossetia-Alania. URL: https:// alania.roskazna.gov.ru / (accessed: 20.12.2022).

3. Official website of the Federal Treasury Department for the Republic of Dagestan. URL: https://dagestan. roskazna.gov.ru / (accessed: 20.12.2022).

4. Official website of the Federal Treasury Department for the Chechen Republic. URL: https://chechnya.roskazna. gov.ru / (accessed: 20.12.2022).

5. Valieva E. N. State (municipal) finance : textbook / E. N. Valieva, A. G. Lukin. M. : Rusains, 2020. 143 p. ISBN 978-5-4365-4469-4. URL: https://old.book.ru/book/935641 (accessed: 10.12.2022). Text: electronic.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Л. Б. Лазарова - профессор кафедры «Экономика и финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал), доктор экономических наук;

З. Р. Дзгоева - магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал);

Д. В. Тотров - магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал).

Information about the authors

L. B. Lazarova - Professor of the Department of Economics and Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz Branch), Doctor of Economic Sciences;

Z. R. Dzgoeva - Master's student of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch);

D. V. Totrov - Master's student of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch).

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 13.03.2023.

The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 13.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.