Научная статья на тему 'Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения'

Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5856
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / КОАП РФ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PENALTY / CODE OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS OF RUSSIAN FEDERATION / LIABILITY / DECREE OF AWARD OF A PENALTY / PROCEDURE ABOUT CASES OF ADMINISTRATIVE INFRACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришаков Алексей Геннадьевич, Феляев Евгений Александрович

В статье рассматриваются особенности применения таких видов административного наказания, как предупреждение и штраф. Анализируются юридические аспекты вступления данных видов наказаний в законную силу. Вносятся предложения об изменении некоторых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of prevention excecution and administrative penalty as type of punishment for administrative offences

Features of use such types of administrative penalty as prevention and fine are considered in the article. Besides legal aspects of coming into force these types of penalty are analyzed in the article. Suggestions about change of some articles of Code of administrative violations of Russian Federation are made in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения»

УДК 340.13 2

А.Г. Гришаков*, Е.А. ФеАяев**

Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения

В статье рассматриваются особенности применения таких видов административного наказания, как предупреждение и штраф. Анализируются юридические аспекты вступления данных видов наказаний в законную силу. Вносятся предложения об изменении некоторых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное право, административное наказание, КоАП РФ, административная ответственность, постановление о назначении административного наказания, производство по делам об административных правонарушениях.

A.G. Grishakov*, Е.А. Fedyaev**. Features of prevention excecution and administrative penalty as type of punishment for administrative offences. Features of use such types of administrative penalty as prevention and fine are considered in the article. Besides legal aspects of coming into force these types of penalty are analyzed in the article. Suggestions about change of some articles of Code of administrative violations of Russian Federation are made in the article.

Keywords: administrative law, administrative penalty, code of administrative violations of Russian Federation, liability, decree of award of a penalty, procedure about cases of administrative infractions.

Учеными-административистами неоднократно высказывались предположения о тесной взаимосвязи административной ответственности и административных наказаний [3, с. 54], что, на наш взгляд, не вызывает сомнений, т.к. за совершенные правонарушения наступает административная ответственность, которая реализуется в конкретных административных наказаниях.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица [7, с. 636].

Между тем, в контексте административно-принудительных мер административное наказание является исключительным видом административного принуждения, которое характеризуется высокой степенью позитивного воздействия на правонарушителя, выступая при этом гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений [4, с. 3].

Кроме того, административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии па правонарушителя либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы [1, с. 20]. Следовательно, наказание имеет принудительный характер. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания не меняет принудительной сущности этой меры.

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Тем не менее, признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер [6, с. 355].

Согласно действующему законодательству, административные наказания характеризуются тем, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. В рамках данной статьи мы рассмотрим два вида административных наказаний, таких как предупреждение и административный штраф.

Впервые понятие предупреждения именно как меры административной ответственности было дано в ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), где предупреждение определяется как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме. Статья 3.3 КоАП РФ относит предупреждение к основным видам административных наказаний. Административная

* Гришаков, Алексей Геннадьевич, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49. E-mail: agnn73@mail.ru.

** Федяев, Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России. 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49. E-mail: fea55@mail.ru.

* Grishakov, Alexey Gennadievich, docent of administrative law and administrative activity’s department of law-enforcement bodies of Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence. 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. E-mail: agrin73@mail.ru.

** Fedyaev, Evgeniy Aleksandrovich, senior teacher of administrative law and administrative activity’s department of law-enforcement bodies of Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. E-mail: fea55@mail.ru.

© Гришаков А.Г., Федяев E.A., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная.

ответственность в виде предупреждения может наступать лишь в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией соответствующей нормы права. При этом законодатель определил, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется императивным образом, т.е. властным субъектом государства, полномочным налагать административные наказания. Административное наказание в виде предупреждения применяется к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, которые не несут в себе существенного вреда для охраняемых законом общественных отношений.

По мнению ряда авторов, определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Следовательно, как и иным мерам административной ответственности, предупреждению присущи соответствующие признаки административно-властного принуждения.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других лиц. При этом указанная мера административной ответственности может применяться лишь за виновное совершение административного правонарушения. При отсутствии вины применение к лицу даже такого «мягкого» вида административного наказания, как предупреждение, не может признаваться согласованным с требованием недопустимости умаления человеческого достоинства или нанесения вреда деловой репутации юридического лица [5, с. 381].

Соответственно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, должностные лица, рассматривающие материал, обязаны не только выяснить все обстоятельства дела, но и установить вину лица, в отношении которого данное дело было возбуждено, учитывая при этом обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Административное наказание в виде предупреждения по своим правовым последствиям ничем не отличается от иных видов наказаний, т.к. означает привлечение виновного лица к административной ответственности со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями. Например, при вынесении предупреждения наступает срок, в течение которого виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию (в соответствии со ст. 4.6 КоЛП РФ срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания). В случае же, если данное лицо совершит повторное однородное правонарушение в течение вышеуказанного срока, то при принятии решения об административной ответственности оно будет учитываться как обстоятельство, отягчающее данную ответственность.

По своему содержанию административная ответственность в виде предупреждения представляет собой карательную санкцию государства исключительно морального характера, т.к. выражается, в официальном причинении правонарушителю морального вреда. При этом следует помнить, что предупреждение выносится исключительно в письменной форме. Следовательно, сделанные в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, устные замечания лицу, совершившему какое-либо малозначительное противоправное деяние, не относятся к мерам административного наказания.

В соответствии со ст. 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания виде предупреждения приводится в исполнение путем вручения под расписку или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено. Ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ предусматривает, что копия постановления по делу об административном правонарушении высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Следует отметить, что в соответствии с п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

В то же время Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания увеличен до двух лет. Следовательно, административное наказание в виде предупреждения должно быть приведено в исполнение в течение двух лет с момента его вступления в законную силу.

В отдельных случаях специалистами обращается внимание на неоднозначность начального момента исполнения некоторых наказаний, в т.ч. это относится и к предупреждению. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. В ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, логически

развивая предыдущую мысль, законодатель, казалось бы, завершает ее, фиксируя момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а именно, после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Между тем, постановление о предупреждении в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, при этом ст. 32.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется компетентным органом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления заинтересованным лицам. Если допустить, что жалоба на такое постановление была подана, а постановление уже фактически исполнено, то наблюдается некая юридическая нестыковка между нормами о назначении предупреждения и его реализацией. Налицо полное совпадение по существу различных юридических процедур [2, с. 347].

Думается, что для устранения вышеуказанных противоречий ст. 30.3 и ст. 32.1 КоАП РФ целесообразно внести соответствующее изменения в административно-правовые нормы. В частности, ст. 32.1 КоАП РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в сроки, определенные статьей 29.11, которое вступает в законную силу в соответствии со ст. 31.1 настоящего Кодекса».

Полагаем, что предложенная нами новая редакция ст. 32.1 КоАП РФ позволит устранить возникающие вопросы, вызванные противоречием между нормами о назначении предупреждения и его реализацией у должностных лиц органов, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом реализация указанных предложений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства за исключением внесений изменений в КоАП РФ.

Следующим видом административного наказания, на который хотелось бы обратить внимание, является административный штраф, представляющий собой административное наказание имущественного характера, имеющего денежную форму, выраженную во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф устанавливается в минимально возможном размере, который не может быть менее ста рублей, и в максимальном размере для граждан, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц одного миллиона рублей, или может выражаться в кратной величине, предусмотренной п. 1-6 ч. 1. ст. 3.5 КоАП РФ.

Административный штраф — это мера административного принуждения, где чрезвычайно важным моментом является то, что он обусловливается административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы, т.е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц, и тем самым имеет публично-правовое содержание.

По своей природе административный штраф можно признать вполне допустимой формой вмешательства в права человека и гражданина в силу того, что такое вмешательство реализуется исключительно государством на основе федерального закона в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия и в целях предотвращения противоправных нарушений, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод других лиц [5, с. 414].

Зачастую наказание в виде административного штрафа применяется к лицам, виновным в совершении умышленных административных правонарушений, например, выразившихся в явном неуважении к обществу и посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, а также безопасность дорожного движения.

Непосредственно применяемый размер административного штрафа в каждом конкретном случае определятся уполномоченными на то должностными лицами юрисдикционных органов на основании ст. 23.3 КоАП РФ. При этом административный штраф в соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания в пределах, урегулированных ст.

3.5 КоАП РФ. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, что обусловливается особенностью материального положения данных лиц.

При назначении административного штрафа, так же как и при вынесении предупреждения, наступает срок, в течение которого виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, совершит повторное однородное правонарушение в течение обозначенного срока, то при принятии решения о назначении наказания оно будет учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Постановление о наложении административного штрафа, так же как и постановление о предупреждении, может быть обжаловано заинтересованными лицами в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ. При этом ст. 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная.

Следовательно, важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату административного штрафа. Рассрочка, в соответствии с ч. 2 ст.

31.5 КоАП РФ предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, должностным лицом юрисдикционного органа, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, также вправе в соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок зачисления денежных взысканий в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством, виновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В заключение следует отметить, что применение должностными лицами различных юрисдикционных органов мер административной ответственности в виде предупреждения и административного штрафа имеет свои специфические особенности.

Список литературы

1. Административное право России : учебник. — Ч. III: Административная юрисдикция / под ред. А.П. Коренева, В.Я. Кикотя. — М., 2000. — 320 с.

2. Липатов, Э. Г., Филатова, Л. В., Наннов, С. Е. Административная ответственность : учебнопрактическое пособие / под ред. С.Е. Чаянова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 390 с.

3. Лунев, Л. Е. Административная ответственность за правонарушения. — М., 1961. — 186 с.

4. Максимов, М. В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система : монография / под общ. ред. Н.М. Конина. — Саратов, 2003. — 203 с.

5. Максимов, М. В. Административные наказания. — М., 2009. — 464 с.

6. Попов, Л. Л. Административное право. — М., 2002. — 662 с.

7. Тихомиров, Ю. Л. Административное право и процесс : полный курс / 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2005. - 697 с.

УДК 351.741 А.А. Касаткина*

Правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии

Статья посвящена рассмотрению существующей структуры правоохранительных органов Итальянской Республики — в частности Корпуса карабинеров. В ней раскрываются правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии, а также деятельность по борьбе с организованной преступностью.

Ключевые слова: Итальянская Республика, полицейские формирования, корпус карабинеров, финансовая гвардия, государственная полиция, правоохранительные органы, борьба с организованной преступностью.

АА. Kasatkina*. The legal basis of the Carabineer Corps activities, its main tasks and functions to ensure public safety in Italy. This article deals with the existing structure of the law enforcement agencies of the Italian Republic — in particular, the Carabineer Corps. It disclosed the legal basis of the Carabineer Corps activities, its main tasks and functions to ensure public safety in Italy, as well as efforts to combat organized crime.

Keywords: Italian Republic, the police forces, the Carabineer Corps, the financial guard, the state police, law enforcement agencies, fight against organized crime

* Касаткина, Анна Александровна, начальник юридического отдела ЗАО «АФ Глобус», соискатель Всероссийского научноисследовательского института МВД России. Адрес: ул. Дмитрия Ульянова, д. 43, корп. 3, кв. 329, г. Москва, 117447. E-mail: Florans—555@mail.ru.

* Kasatkina, Anna Aleksandrovna, the chief of law department ZAO “LF Globus”, applicant of All-Russian scientific research institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Address: Dmitry Ulaynov Street 43, block 3, flat 329, Moscow, 117447. E-mail: Florans-555@mail.ru.

© Касаткина А.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.