Н. В. Габдуллина
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Работа представлена кафедрой административного права Северо-Западной академии государственной службы. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. А. Старовойтов
В статье представлен анализ деятельности таможенных органов по исполнению постановлений, предусматривающих в качестве наказания административный штраф. Рассмотрен Кодекс РФ об административных правонарушениях в части, регулирующей исполнительное производство. Описаны форма и структура постановления по делу об административном правонарушении.
The author of the article analyses activity of custom authorities in executing of decrees considering an administrative fine as a penalty. The part of the Administrative Offences Code of Russian Federation that regulates execution is examined. A form and structure of a decree concerning a case of an administrative offence are described.
4 1
В условиях совершенствования меха -низма внешнеэкономической деятельности России и повышении эффективности таможенной системы главнейшей остается фискальная функция, пунктуальное исполнение которой позволяет таможенным орга-нам перечислять в доходную часть федерального бюджета значительные денежные средства. Одним из основных способов получения этих доходов является деятельность государственных органов по исполнению постановлений, предусматривающих в качестве наказания административный штраф.
Исполнительное производство в деятельности таможенных органов представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, урегулированных российским законодательством и направленных на принудительное исполнение постановлений в отношении физических, должностных и юридических лиц о назначении им административного наказания1.
На сегодняшний день данный аспект деятельности таможенных органов еще не достаточно разработан, в том числе и в научной литературе, в силу чего данная тема чрезвычайно актуальна. Практика применения нормативно-правовых актов, регулирующих исполнительное производство, также показывает, что как сама она, так и теория, в том числе и законодательство, еще не в полной мере согласованы друг с другом, имеются пробелы, нечеткие формулировки, незавершенность мысли, разночтения в содержании формирования категорий и отдельных положений и другие существенные недостатки.
С принятием нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в 2002 г. была сделана попытка систематизации в регулировании исполнительного производства. Законодатель в данном случае надеялся осуществить систематизацию нормативно-правовой базы и разрешить существовавшие ранее пробелы в административном законодательстве, однако полнос-
тью модернизировать и привести все в соответствие пока не удается, поскольку недостатки законодательства, порождающие различное толкование правовых норм по данному вопросу еще существуют и, соответственно, нормоприменитель не застрахован от ошибок, а следовательно, и работа таможенных органов выполняется не так эффективно, как могла бы.
Этому мешают наличие большого количества подзаконных актов, регулирующих исполнительное производство, которые зачастую, как мы уже отмечали, противоречат друг другу. Перечисленные факторы говорят о необходимости проведения исследований по систематизации, сопоставлению, выявлению несоответствий и выработке предложений по оптимизации нормативно-правовой базы в целях увеличения процента исполнения постановлений, выносимых таможенными органами, и, соответственно, увеличения сумм взыскиваемых денежных средств с правонарушителей.
Хотелось бы обратить внимание на то, что само административное наказание есть не что иное, как форма государственного и разновидность административного принуждения и представляет собой особенную правовую оценку правонарушителей, которое назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее административное правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения различной степени (в том числе и в виде денежного штрафа).
При анализе сущности административных мер воздействия выяснятся, что применение административного наказания преследует также несколько целей, а именно: предупреждение совершения новых правонарушений правонарушителями; предотвращение правонарушений другими лицами; воспитание всех участников ВЭД в духе законопослушания. Назначение наказания, а главное, реализация его на практике является главной предпосылкой создания условий, когда субъект осознает не-
отвратимость применения карательных санкций, предусмотренных законодательством, и вынужден соизмерять свои действия и проступки.
Так как исполнение постановлений является заключительной стадией производства по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в современных условиях, задачами исполнительного производства являются: обеспечение исполнения вынесенного таможенным органом постановления; защита законных прав интересов физических и юридических лиц, предупреждение административных правонарушений; воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законов, прав других граждан, ответственности перед обществом.
Указанная стадия производства является завершающей и направлена на практическую реализацию административной ответственности. Понятия административной ответственности в КоАП РФ не дано, но анализ соответствующих его статей позволяет сделать вывод, что под административной ответственностью законодатель понимает назначение уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение2.
Административная ответственность за таможенные правонарушения всегда отличалась спецификой, которая позволяла рассматривать ее как особое правовое явление. Со вступлением в силу нового КоАП РФ был унифицирован порядок производства по таким делам, введен единый порядок обжалования постановлений, изменены сами составы правонарушений3.
Мерами административной ответственности являются административные наказания, предусмотренные гл. 3 КоАП РФ. По своей сути и содержанию административные наказания являются мерами государственного принуждения. Они назначаются таможенным органом, принимающим решение по делу об административном правонарушении в области таможенного дела
в соответствии с гл. 16 КоАП РФ, которая предусматривает перечень административных правонарушений в сфере таможенного дела и наказания за них.
Таможенный орган является одновременно органом, уполномоченным выносить постановления по делам об административных правонарушениях, обращать указанные постановления к исполнению и приводить их в исполнение4.
Можно сделать вывод, что на стадии исполнения постановления о наложении взыскания за совершение административного правонарушения в области таможенного дела реализуются юридически властные полномочия таможенного органа, выраженные в постановлении. Таможенный орган, вынесший постановление по делу, исполняет его самостоятельно или через подразделения службы судебных приставов5.
Раздел V КоАП РФ посвящен регули-рованию исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Порядок исполнения постановлений определяется также Федеральными за -конами «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» в тех случаях, когда в соответствующей норме КоАП РФ имеется ссылка на тот или иной федеральный закон. Положения гл. 31 КоАП РФ регламентируют вопросы, касающиеся вступления постановления по делу в законную силу, подчеркивают обязательность данного постановления для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами6. Глава 32 КоАП РФ регулирует порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
Постановление по делу об администра-тивном правонарушении составляется в форме, определенной КоАП РФ. Решение, изложенное в нем, должно соответствовать требованиям законности и обоснованности. Постановление должно быть доступным для всеобщего восприятия. Поэтому
оно должно быть составлено в ясных, понятных выражениях.
В постановлении по делу об административном правонарушении отражаются сведения, изложенные в определенной последовательности, что является необходимым условием правильности принимаемого решения.
Структура постановления включает три части: вводную, описательную и резолютивную. Статья 29.10 КоАП РФ, а также ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляют перечень сведений, которые должны быть указаны в постановлении.
Во вводной части указываются номер постановления, дата его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилия, имя, отчество судьи или должностного лица, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, полное наименование юридического лица. Помимо этого могут быть указаны иные сведения (например, ИНН правонарушителя).
Описательная часть постановления представляет собой обоснованное решение, которое судья или должностное лицо принимает по рассматриваемому делу об административном правонарушении. В данной части постановления излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, результаты анализа и оценка доказательств по делу, аргументированные выводы.
Резолютивная часть постановления представляет собой логический и юридический вывод из описательной части, в котором четко формулируется решение по рассматриваемому делу, а также сведения о лице, признанном виновным, соответствующая статья КоАП РФ, вид и размер административного наказания7.
При назначении административного штрафа должностное лицо таможенного органа, принимающее решение по делу,
может указать наименование счета организации, привлекаемой к ответственности, с которой следует взыскивать административный штраф, и все реквизиты счетов, на которые должны быть перечислены денеж-ные средства в счет уплаты штрафа. Это не только не противоречит закону, но и ускоряет исполнение вступившего в законную силу решения должностного лица.
В постановлении должен быть указан порядок, сроки обжалования данного решения. Оно подписывается должностным лицом таможенного органа, выносящим постановление, и заверяется печатью таможенного органа или лица, его выдавшего.
Постановление по делу об администра-тивном правонарушении вступает в законную силу:
• после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
• немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное поста -новление (КоАП РФ, ст. 31.1).
Именно с этого момента начинается собственно стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении, поскольку оно подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Точное определение вступления в силу постановления как момента, с которого начинается исполнительное производство, впервые введено в законодательстве. В предыдущем КоАП РСФСР исполнение начиналось с момента вынесения постановления. Теперь лишь вступление постановления в законную силу дает уполномоченно-
му должностному лицу право на принудительную реализацию принятого решения.
Очевидно, что новое правило направлено на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, в особенности если это лицо возражает против обоснованности постановления8. В случае если постановление обжалуется или опротестовывается, вступление в силу происходит после принятия решения по жалобе или протесту. До принятия решения постановление о наложении административного наказания в исполнение не приводится. Исключение составляют случаи, когда постановление подлежит исполнению с момента вынесения и подача жалобы не приостанавливает его исполнения (например, постановление о взыскании штрафа на месте).
Нам представляется весьма существенной проблемой неопределенность момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Определить его не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Правильное определение момента вступления постановления в законную силу имеет принципиальное значение, так как в соответствии со ст. 31.3 КоАП РФ обращаться к исполнению могут лишь постановления, вступившие в законную силу.
Статья 29.11 КоАП РФ закрепляет порядок объявления постановления. После вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела с наложением взыскания в виде штрафа, должностное лицо структурного подразделения таможни, вынесшее данное постановление, обязано в течение 3 дней с момента его вынесения вручить его
под роспись правонарушителю (его законному представителю) либо направить экземпляр постановления заказным письмом с уведомлением по месту нахождения организации-должника или по месту жительства физического лица - правонарушителя.
Но именно в связи с предоставлением возможности высылать копию постановления правонарушителю возникает проблема в вычислении того момента, с которого постановление вступает в законную силу. Далеко не всегда правонарушитель находится по указанному в документах адресу. И это возможно не только из-за его недобросовестности, но и по объективным обстоятельствам. Здесь и проявляется недостаток правовой нормы: когда постановление считать вступившим в законную силу? Как определить, получил ли правонарушитель постановление?
В целях обеспечения возможности проверки соблюдения лицами установленных сроков обжалования копии постановлений по делам об административных правонарушениях направляются с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие вручение или получение копии постановления, должны храниться в деле об административном правонарушении9. Но и эти меры не способны окончательно решить данную проблему.
Таким образом, исходя из особенностей исполнения постановлений по делам об административном правонарушении, на наш взгляд, ст. 29 КоАП РФ нуждается в корректировке, что позволило бы более успешно осуществлять исполнительное производство таможенными органами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бровко Н. В., Смоленский М. Б. Административное право. М., 2003. С. 197.
2 Козлов Ю. М. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ. М., 2002. С. 166.
3 Рогожин Н. А. Иски к таможне тоже возможны // Юрист. 2003. № 23. С. 40.
4 Письмо ГТК России от 20.03.2003 № 01-06/11998 «О разъяснении положений КоАП РФ, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» (с изменениями от 27.10.2003).
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
5 Основы таможенного дела / Под. ред. В. Г. Драганова. М., 1998. С. 509.
6 Хаманева Н. Ю. Новый кодекс РФ об административных правонарушениях. Новое в законодательстве // Гражданин и право. 2002. № 9-10. С. 75.
7 Козлов Ю. М. Указ. соч. С. 1127.
8 Егорова А. М. Законная сила постановления // Юрист. 2003. № 20. С. 52.
9 Письмо ГТК России от 20.03.2003 № 01-06/11998 «О разъяснении положений КоАП, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» (с изм. от 27.10.2003).