ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТРАН -УЧАСТНИЦ ЕАЭС В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ
FEATURES OF THE INTEGRATION PROCESSES OF THE EEU MEMBER COUNTRIES IN THE MONETARY SPHERE
Аспирантка, департамент «Мировая экономика и мировые финансы», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
К.С. ИВАНОВА
K.S. IVANOVA
Рost-graduate student, department of «International economics and international finance», Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу эволюции интеграционного процесса стран - участниц ЕАЭС в валютной сфере с момента распада
324
СССР до современности. Показано, что инициативы по введению единой валюты прорабатывались как в рамках СНГ, так и в более узком формате стран - участниц ЕАЭС на всем протяжении современной истории России. Результатом обсуждений стало закрепление в Договоре о создании ЕАЭС задач по координации валютной политики и повышению роли национальных валют в трансграничных расчетах. Создание валютного союза, по мнению большинства экспертов и регуляторных органов, является преждевременным по ряду экономических и геополитических причин. Предлагается на переходном этапе к возможному в долгосрочном периоде созданию валютного союза активизировать усилия по выравниванию макроэкономического развития стран - участниц ЕАЭС, гармонизировать валютное законодательство, создать развитую финансовую инфраструктуру, включающую валютные биржи и платежную систему, а также проработать механизм трансграничных расчетов с использованием классических клиринговых систем либо альтернативных новых блокчейн-технологий. ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of the evolution of the integration process of the EEU member countries in the currency sphere from the moment of the collapse of the USSR to the present day. It is shown that initiatives to introduce a single currency were worked out both within the framework of the CIS and in a narrower format of the countries participating in the EEU throughout the whole modern history of Russia. The result of the discussions reflected in the introduction in the Treaty on establishment of the EEU of the goals of coordinating foreign exchange policy and increasing the role of national currencies in
cross-border settlements. The creation of a monetary union in the opinion of most experts and regulators is premature for a number of economic and geopolitical reasons. It is proposed at the stage transitional to the possible in the long run monetary union, to intensify efforts to equalize level of macroeconomic development of the EEU member countries, to harmonize currency legislation, to create developed financial infrastructure including currency exchanges and payment system, and to work out a mechanism for cross-border settlements using classical clearing systems or alternative new blockchain technologies.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Валютная интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), валютная политика, клиринг, блокчейн в трансграничных расчетах, макроэкономическое развитие. KEYWORDS
Monetary integration, the Eurasian Economic Union (EEU), monetary policy, clearing, blockchain in cross-border settlements, macroeconomic development.
Интеграционные процессы на пространстве постсоветских стран начались практически сразу после распада Советского Союза. Между участниками созданного Союза национальных государств (СНГ) на протяжении длительного исторического периода существовали тесные экономические, политические и культурные связи, которые должны были стать естественным интеграционным фактором. Тяжелый экономический кризис 90-х годов, а также политичес-
32
кая нестабильность привели к разрушению внутреннего экономического уклада бывших советских республик и нарушению межгосударственного связей некогда единого экономического комплекса. В связи с этим многочисленные попытки стран воссоздать на капиталистических основах механизмы союза, в том числе валютного, длительное время не приносили результатов. Только в урезанном формате к сегодняшнему дню удалось объединить пять стран бывшего СССР в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС), одной из основных целей которого является «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза»1.
Раздел 14 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) посвящен теме валютной политики, где обозначены цели и принципы согласованной валютной политики. Следует отметить, что содержание этого раздела не является новшеством для стран — участниц ЕАЭС. Напротив, он базируется на принципах, заложенных в более ранних документах интеграционных объединений стран на пространстве СНГ. На сегодняшний момент Договором не предусмотрена цель создания валютного союза в рамках ЕАЭС, акцент делается на согласовании валютной политики. Таким образом, интеграция постсоветских стран в настоящий момент закреплена на четвертом этапе интеграционного процесса — создании экономического союза без четкой цели перехода к валютному
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014). — С. 7.
союзу. На рисунке 1 представлена схема развития экономической интеграции на пространстве СНГ, где вопросом обозначен год создания валютного союза, и его перспективы неочевидны.
1991 ^Распад СССР -> Создание СНГ
1994 ^Создание в СНГ зоны свободной торговли
\
1995 ^Беларусь, Казахстан и Россия формируют Таможенный союз ^
^Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана
2000 ^Создание ЕврАзЭС (Евразийское экономическое содружество) ^
2007 ^Таможенный союз создан между Беларусью, Казахстаном и Россией ^
2012 ^Декларируется функционирование ЕЭП
2015 ^Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ^
? ^Создание валютного союза >
Рис. 1. Основные вехи интеграционных процессов на пространстве СНГ, 1991-2018 гг. Источник: составлено автором
От распада Советского Союза до создания ЕАЭС прошло около 14 лет, в рамках которых предпринимались попытки создания зоны свободной торговли между странами СНГ с целью дальнейшей их интеграции по классической схеме, которая должна была бы привести к созданию Таможенного союза на втором этапе. В 1995 г. только три страны — Беларусь, Казахстан и Россия — пришли к договоренностям о формировании Таможенного союза и уже после подписания в 1999 г.
328
Соглашения о его создании фактически основали Таможенный союз в 2007 г. Процесс формирования Таможенного союза, отвечающего целям его создания, затянулся, так как на начальном этапе государства-участники не согласовывали тарифные условия друг с другом, в частности, при вступлении в ВТО.
Одновременно с интеграционными инициативами вышеуказанных трех стран продолжались попытки их распространения на все государства — члены СНГ. Однако Соглашение о создании зоны свободной торговли от 1994 г. во многом носило декларативный характер, и на первый план выходили двухсторонние соглашения между странами об отмене таможенных пошлин. В 2003 г. была предпринята еще одна итерация по оформлению проекта создания зоны свободной торговли в СНГ, и в октябре 2011 г. подписан Договор о зоне свободной торговли2. Ни одна из этих попыток не привела к успеху в объединении бывших советских республик в новый союз в рамках рыночных условий функционирования экономики.
Реальный процесс интеграции происходил только среди наиболее активных участников ЕврАзЭС, организации, основанной в 2000 году. ЕврАзЭС был создан для формализации инициатив по продвижению Таможенного Союза и Единого экономического пространства. В его состав, помимо нынешних участников ЕАЭС, входили Таджикистан и Узбекистан. В ЕврАзЭС был принят
2 Степаненко, А. Процесс Евразийской интеграции стран СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1141(дата обращения: 21.11.2017).
принцип многоуровневой (разноскоростной) интеграции, поэтому созданный в 2007 г. Таможенный союз объединял три наиболее инициативные страны-участницы. К 2012 г. можно было говорить о завершении этапа Таможенного союза в ЕврАзЭС и возможности перейти к полноценному формированию ЕЭП. Благодаря активной работе трех стран ЕврАзЭС и политической воле удалось к 1 января 2015 г. сформировать достаточный фундамент для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого сейчас входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия (Армения и Кыргызстан присоединились позднее, в октябре и декабре 2014 г. соответственно).
В рамках существующей модели ЕАЭС проводится работа, по крайней мере, для достижения состояния экономического союза, так как необходимо преодолеть многочисленные противоречия экономического и политического характера. Вопрос о валютной интеграции активно обсуждается, и с существующими предпосылками ее перспективы рассматриваются большинством экспертов как негативные, однако в долгосрочном периоде возможности для единой валюты существуют.
Как упоминалось ранее, обсуждения валютной интеграции происходили задолго до создания ЕАЭС и, более того, носили гораздо более оптимистичный и конкретный характер. Формирование Валютного союза было намечено в Договоре об экономическом союзе, подписанном 11 государствами СНГ в 1993 г. В 1994 г. было заключено Соглашение о создании Платежного союза,
в рамках которого предполагалось ввести взаимную конвертируемость национальных валют и создать систему многосторонних расчетов с переходом к валютному союзу.
Как и с экономической интеграцией в СНГ, так и с валютной интеграцией дальше деклараций дело не дошло. В 1998-1999 гг. в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве также было упомянуто о валютной координации. Тогда же в Договоре о создании Союзного государства России и Беларуси было предусмотрено введение единой валюты. На основании соглашения между РФ и РБ «О введении единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра» к 2005 г. должно было появиться единое валютное пространство с российским рублем. Этим планам также не суждено было сбыться.
В 2002 г. страны — члены СНГ вновь инициировали подписание соглашения об основных направлениях сотрудничества в сфере валютных отношений. В течение 2004 года активно разрабатывались проекты по созданию международного платежного средства и резервной валюты в СНГ. В 2006 г. были созданы финансовые институты ЕврАзЭС: Евразийский банк развития (ЕАБР) и антикризисный фонд ЕврАзЭС.
В 2009 г. подписано Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств — членов ЕврАзЭС. В 2010 г. подписано Соглашение о согласованных принципах валютной политики ЕЭП и о создании условий на финансовых рын-
ках для обеспечения свободного достижения капитала между Белоруссией, Казахстаном и Россией. В течение 2011-2013 гг. шла проработка плана по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, который предусматривал формирование институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС3.
Основные цели, задачи и принципы, утвержденные упомянутыми документами, начиная от подписанных в 2009 г. соглашений, практически в неизменном виде отразились в Договоре о создании ЕАЭС. В Договоре дополнительный акцент сделан на развитие торгов национальными валютами на организованных рынках государств-членов и развитие инструментов финансового рынка, в том числе производных инструментов.
Для реализации давно задуманных планов по интеграции валютной сферы отдельных бывших советских республик, по-видимому, не хватило политической воли. Экономические обоснования для откладывания введения единой валюты в СНГ и в ЕАЭС также существовали и остаются актуальными на сегодняшний момент. Создание валютного союза по ряду причин является преждевременным, но требуется воля к реализации закрепленных еще в 2009 г. задач по координации в валютной сфере как фундамента для реализации возможных долгосрочных планов по введению единой валюты.
3 Прогнозно-аналитический доклад «Образ желаемого будущего финансовой среды ЕАЭС»: проект для обсуждения, представленный на Международном специальном профессиональном форуме «Новая финансовая среда ЕАЭС» 17.06.2016.
332
В основополагающих документах ЕАЭС закреплены задачи по гармонизации валютной политики стран — участниц ЕАЭС, повышения роли национальных валют стран — участниц ЕАЭС во внешнеторговых и инвестиционных операциях, обеспечения взаимной конвертируемости валют и развития взаимных расчетов в национальных валютах.
На сегодняшний момент для стран — участниц ЕАЭС характерны следующие особенности в валютной и денежно-кредитной сфере:
1) различия в установленных режимах денежно-кредитной политики (ДКП) и валютных курсов: наиболее близкие режимы установлены в Армении, Казахстане и России. Однако в Армении и Казахстане наблюдаются отклонения от официально заявленных режимов, что характеризует их переходное состояние;
2) установленные целевые показатели по инфляции в среднесрочном периоде в странах — членах ЕАЭС находятся на близких уровнях 3-5% (кроме Киргизии, где верхняя планка достигает 7%);
3) в среднесрочной перспективе следует ожидать, что все страны — участницы ЕАЭС будут готовы унифицировать режимы ДКП и валютных курсов. В частности, центральные банки должны развивать соответствующие инструменты денежно-кредитной политики;
4) во всех странах — участницах ЕАЭС наблюдается низкая эффективность большинства каналов трансмиссии, кроме канала валютного курса. Это является препятствием для проведения политики таргетирова-
ния инфляции, которое необходимо преодолевать через развитие институциональной среды;
5) для всех стран — участниц ЕАЭС характерна низкая монетизация экономики. Эта проблема, а также снижение темпов роста экономики вызывают аналогичные дискуссии среди экономистов «за» и «против» мягкой или жесткой денежно-кредитной политики;
6) в большинстве государств — участников ЕАЭС высокий уровень долларизации экономики, который особенно проявляется в Армении, Беларуси и Казахстане, что является существенным препятствием для развития стран;
7) низкая эффективность институциональной среды, которая включает в себя: слабость национальной финансовой системы; подверженность к конъюнктурным шокам на сырьевых рынках; зависимость от конъюнктурных потоков капитала; отсутствие должной монетарной и бюджетной дисциплины4; низкую конкуренцию в банковском секторе (в меньшей степени в России, см. табл.).
Обозначенные области являются ключевыми направлениями работы по координации в валютной, а также в целом денежно-кредитной сферах в ЕАЭС.
Страны — члены ЕАЭС характеризуются как различием в экономическом развитии друг с другом, с преобладающей ролью России, так и отставанием по многим показателям от развитых стран (см. рис. 2). Эти фак-
4 Горюнов, Е. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика / Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин // Вопросы экономики. — 2015. — № 4. — С. 53-85.
334
торы затрудняют полноценную интеграцию, особенно в валютно-финансовой сфере5. Именно по этим причинам, помимо действий, непосредственно касающихся валютной политики и институциональных вопросов в области обращения национальных валют, необходимо обеспечить и макроэкономическое развитие стран-участниц ЕАЭС (и других потенциальных участников союза), их выравнивание между собой.
Та бл и ца
Ключевые показатели банковской системы стран -участниц ЕАЭС, янв. 2017 г.
Страна Активы КО/ ВВП,%6 Доля привлеченных средств на межбанковском рынке в активах, % Ключевая ставка, % Ставка по кредитам нефинансовым организациям, %7 Количество кредитных организаций
2017 2016
Армения 80 0,4 6,25 17,14 178 21
Беларусь 68 2,9 18 19,40 249 30
Казахстан 62 5,4 12 15 3310 35
Киргизия 39 1,2 5 26,5 2511 25
Россия 93 11 10 11,6 62312 733
5 Иванова, К.С. Экономический союз стран ЕАЭС как основа валютно-финансовой интеграции // Российский экономический журнал. — № 3. — 2017. — С. 1.
6 Сборника аналитических материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. asros.ru/public/files/14/13621-sbornikanaliticheskikhmaterialov.pdf (дата обращения: 21.05.2017)
7 Национальных Банков стран-участниц ЕАЭС
8 Из них 8 банков со 100% долей иностранного участия.
9 Из них 5 банков со 100% долей иностранного участия.
10 Из них 11 банков со 100% долей иностранного участия.
11 Из них 6 банков со 100% долей иностранного участия.
12 Из них 67 банков со 100% долей иностранного участия.
1П Я ЛЯ 1
30
Армения Беларусь Казахстан ■ Киргизия Россия
А.
Б.
Рис. 2. А. ВВП стран — участниц ЕАЭС в текущих ценах, млрд долл. США;
Б. ВВП на душу населения по ППС, 2016 г., млрд долл. США
Источник: Евразийская экономическая интеграция - 2017. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. - С. 28
При условии выполнения задач по выравниванию макроэкономических показателей стран — участниц ЕАЭС, движении этих показателей к более высоким уровням, а также гармонизации валютной политики и развития валютно-финансовой институциональной среды представляется возможным задуматься о перспективах создания валютного союза. Главным положительным эффектом от его формирования должна стать интенсификация торговли и инвестиций между государствами, которые к определенному моменту должны будут уже добиться успеха в достижении целей созданного таможенного и экономического союза.
Введение единой валюты между странами позволяет снизить транзакционные издержки, негативное влияние волатильности валют и противостоять симметричным внешним шокам, до их возникновения, но и несет
серьезные издержки. Ключевой проблемой является отсутствие гибкости в проведение монетарной политики (нет рычагов реагирования на ассиметричные внешние шоки). Опыт Европейского союза доказал, что форсированное введение единой валюты может привести к серьезным проблемам, которые перевесят все преимущества валютного союза. Именно поэтому центральные банки стран — участниц ЕАЭС так осторожны в вопросах планирования движения к валютному союзу.
т-1 «_» -1—1 «_» о
Евразийским банком развития и Евразийской экономической комиссией на основе разработанного экономико-математического инструментария проведен количественный анализ выгод валютного союза в ЕАЭС. Методология основывается на аппарате DSGE-модели и финансовом программировании. Авторы доклада, Винокуров Е.Ю., Демиденко М.В. и Коршунов Д.А., пришли к выводу о том, что «создание валютного союза требует от государств-участников серьезной предварительной подготовки и представляется целесообразным только в долгосрочной перспективе»13.
Хорошей возможностью в переходном периоде является создание системы трансграничных расчетов, которая позволит решить часть проблем, связанных с издержками использования резервных валют в торговых и инвестиционных операциях. При низких объемах торговли и инвестиций между странами эти меры
13 Винокуров, Е.Ю. Потенциальные выгоды и издержки валютной интеграции в Евразийском экономическом союзе / Е.Ю. Винокуров, М.В. Демиденко, Д.А. Коршунов // Вопросы экономики. — 2017. — № 2. — С. 92.
могут быть не очень значимыми. Тем не менее следует учитывать два фактора:
1) поставлены задачи дальнейшего развития интеграционного процесса в ЕАЭС, улучшения макроэкономических показателей стран, из чего следует ожидать роста объемов взаимной торговли и инвестиций;
2) существование спроса со стороны бизнеса на использование национальных валют в расчетах, который должен увеличиваться вместе с ростом объемов взаимной торговли и инвестиций.
По результатам опроса, проведенного Евразийским банком развития (ЕАБР), «в форме глубинных интервью с представителями бизнеса, национальных и наднациональных регуляторов и экспертного сообщества..., более половины респондентов из числа представителей бизнеса и экспертного сообщества ожидают усиления роли национальных валют во взаиморасчетах»14.
Уже сейчас доминирующую роль в расчетах на пространстве ЕАЭС занимает российский рубль (около 74% в 2016 г.15). Центральный банк России заинтересован и предлагает использовать российскую валюту в расчетах между странами — участницами ЕАЭС, однако для этого российский рубль должен проникнуть в двусторонние сделки между евразийскими государствами (без участия России), где его доля незначительна, и по-
14 Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы — СПб.: ЦИИ ЕАБР. — 2018. — № 48. — С. 6-8.
Опрошены 42 респондента из России, Казахстана, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Таджикистана, в том числе представляющие международные организации и крупный бизнес.
15 Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы — СПб.: ЦИИ ЕАБР. — 2018. — № 48. — С. 6.
338
прежнему доминирует доллар США. Высокая волатиль-ность российской валюты и нежелание дополнительно акцентировать доминирование России в ЕАЭС являются препятствием для использования рубля как общей валюты в регионе.
В июле 2017 г. Евразийский банк развития (ЕАБР) предложил центральным банкам входящих в ЕАЭС стран создать региональный расчетный инструмент по примеру ЭКЮ, действовавшей в Европе в 1979-1998 годах до введения евро16. Более того, Казахстан предлагает задействовать технологию блокчейн для создания расчетной единицы. В дальнейшем такая расчетная единица, которая не заменяет национальные денежные средства, но функционирует параллельно (по примерю ЭКЮ и «переводного рубля» в странах СЭВ), может расширяться и вне рамок ЕАЭС, например, в периметре «Шелкового пути». Детального изучения требуют возможности использования блокчейн-технологий во взаимных расчетах между странами ЕАЭС как альтернатива традиционным «клиринговым механизмам» мультивалютных расчетов.
Таким образом, страны к созданию валютного союза в ЕАЭС, как подтверждают исследования ряда экономистов и мнения центральных банков стран, в текущей ситуации, с одной стороны, недостаточно готовы. При этом очевидно, что проблема имеет не
16 В ЕАЭС предложили создать «расчетный инструмент Шелкового пути» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/623950/alina-evstigneeva/eabr-predlagaet-sozdanie-raschetnoi-edinitcy-shelkovogo-puti (дата обращения: 11.01.2018).
только технологическое измерение, но и геоэкономическое и геополитическое измерение, поскольку очевидно, что наши конкуренты не заинтересованы в формировании нового эффективно действующего интеграционного механизма, который бы ограничивал для них самих возможности беспрепятственного доминирования в финансово-экономической сфере. Оптимальным выглядит срок до 2025 года для создания единого финансового рынка, координации валютной, монетарной и макроэкономической политики с целью экономической конвергенции, а также активной работы по дедолларизации экономик Союза и создания единого пространства для национальных платежных систем. В качестве параллельного процесса требуется развивать систему мультивалютного клиринга либо в его традиционном виде через единый клиринговый центр на базе имеющейся инфраструктуры, либо с помощью применения современных блокчейн-технологий.
Библиографический список
1. В ЕАЭС предложили создать «расчетный инструмент Шелкового пути» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/623950/alina-evstigneeva/eabr-predlagaet-sozdame-raschetnoi-edinitcy-shelkovogo-puti.
2. Винокуров, Е.Ю. Потенциальные выгоды и издержки валютной интеграции в Евразийском экономическом союзе / Е.Ю. Винокуров, М.В. Демиденко, Д.А. Коршунов // Вопросы экономики. — 2017. — № 2. — С. 75-96.
340
3. Горюнов, Е. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика / Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин // Вопросы экономики. - 2015. - № 4. - С. 53-85.
4. Евразийская экономическая интеграция — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 88 с.
5. Договор о Евразийском экономическом союзе.
6. Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы — СПб.: ЦИИ ЕАБР. — 2018. — № 48. — 76 с.
7. Прогнозно-аналитический доклад «Образ желаемого будущего финансовой среды ЕАЭС»: проект для обсуждения, представленный на Международном специальном профессиональном форуме «Новая финансовая среда ЕАЭС» 17.06.2016.
8. Сайты национальных Банков стран-участниц ЕАЭС.
9. Сборник аналитических материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asros.ru/public/files/14/ 13621-sbornikanaliticheskikhmaterialov.pdf (дата обращения: 21.05.2017).
10. Степаненко, А. Процесс Евразийской интеграции стран СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// interaffairs.ru/jauthor/material/1141.
References
1. V EAS predlozhili sozdat' «raschetnyj instrument Shelkovogo puti» [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://iz.ru/623950/ alina-evstigneeva/eabr-predlagaet-sozdanie-raschetnoi-edinit-cy-shelkovogo-puti.
2. Vinokurov, E.Ju. Potencial'nye vygody i izderzhki valjutnoj inte-gracii v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze / E.Ju. Vinokurov,
M.V. Demidenko, D.A. Korshunov// Voprosy jekonomiki. — 2017. — № 2. — S. 75-96.
3. Gorjunov, E. Denezhno-kreditnaja politika Banka Rossii: strategija i taktika / E. Gorjunov, S. Drobyshevskil, P. Trunin // Voprosy jekonomiki. — 2015. — № 4. — S. 53-85.
4. Evrazijskaja jekonomicheskaja integracija — 2017. — SPb.: CII EABR, 2017. — 88 s.
5. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze.
6. Nacional'nye valjuty vo vzaimoraschetah v ramkah EAJeS: prep-jatstvija i perspektivy — SPb.: CII EABR. — 2018. — № 48. — 76 s.
7. Prognozno-analiticheskij doklad «Obraz zhelaemogo budushhego finansovoj sredy EAJeS»: proekt dlja obsuzhdenija, predstavlen-nyj na Mezhdunarodnom special'nom professional'nom forume «Novaja finansovaja sreda EAJeS» 17.06.2016.
8. Sajty nacional'nyh Bankov stran-uchastnic EAJeS.
9. Sbornik analiticheskih materialov [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.asros.ru/public/files/14/13621-sbornikanali-ticheskikhmaterialov.pdf (data obrashhenija: 21.05.2017).
10. Stepanenko, A. Process Evrazijskoj integracii stran SNG [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://interaffairs.ru/jauthor/ material/1141.
Контактная информация:
Российская Федерация, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский
просп., 49, департамент «Мировая экономика и мировые финансы»
Russian Federation, 125993 (GSP-3), Moscow, Leningradsky Prosp., 49,
Department "World Economy and World Finances"
e-mail: [email protected]