Научная статья на тему 'Правовые основы и перспективы развития Евразийского экономического союза как валютного союза'

Правовые основы и перспективы развития Евразийского экономического союза как валютного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ВАЛЮТНЫЕ РАСЧЕТЫ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохина Юлия Александровна

Россия является членом Евразийского Экономического Союза, основной целью функционирования которого является повышение конкурентоспособности стран-участниц посредством многоаспектной трансформации экономических отношений. Участие в ЕАЭС дает государствам большое количество финансовых привилегий. Режим экономических санкций, введенный против России США и странами Европейского союза, придает членству нашей страны в ЕАЭС не только экономическое, но и политическое значение. Осуществление взаимных расчетных отношений требует проведения большого количества валютных операций. Однако достижению общих целей межгосударственной интеграции препятствует отсутствие единой расчетной системы. В статье рассмотрены предпосылки создания единого валютного союза в рамках ЕАЭС, выделены основные правовые проблемы как наднационального, так и внутринационального законодательства. На основе изучения опыта создания расчетной системы региональных союзов латиноамериканских стран и Европейского союза предложены варианты решения проблем создания и функционирования единого валютного союза в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и перспективы развития Евразийского экономического союза как валютного союза»

Правовые основы и перспективы развития Евразийского Экономического Союза как валютного союза

Крохина Юлия Александровна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский экономический университет им. Плеханова, jkrokhina@mail.ru

Россия является членом Евразийского Экономического Союза, основной целью функционирования которого является повышение конкурентоспособности стран-участниц посредством многоаспектной трансформации экономических отношений. Участие в ЕАЭС дает государствам большое количество финансовых привилегий. Режим экономических санкций, введенный против России США и странами Европейского союза, придает членству нашей страны в ЕАЭС не только экономическое, но и политическое значение. Осуществление взаимных расчетных отношений требует проведения большого количества валютных операций. Однако достижению общих целей межгосударственной интеграции препятствует отсутствие единой расчетной системы. В статье рассмотрены предпосылки создания единого валютного союза в рамках ЕАЭС, выделены основные правовые проблемы как наднационального, так и внутринационального законодательства. На основе изучения опыта создания расчетной системы региональных союзов латиноамериканских стран и Европейского союза предложены варианты решения проблем создания и функционирования единого валютного союза в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; экономические санкции; валютный союз; валютные расчеты; межгосударственная интеграция; единое правовое пространство.

В столице Казахстана Астане 29 мая 2014 года прошла встреча трёх президентов: Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко. По результатам беседы был подписан договор об образовании на территории России, Белоруссии и Казахстана регионального и межнационального союза, обладающего международной правосубъектностью - Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) 1. Позднее, со 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Армения, а со 2 августа того же года - Киргизия. Целью создания ЕАЭС выступала всесторонняя модернизация и повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц, а также создание условий для стабильного развития торговых и трудовых отношений между союзными государствами.

Вступив в Евразийский Экономический Союз, страны получили большое количество привилегий и бонусов. На территории ЕАЭС был создан единый рынок рабочей силы с возможностью зачета трудового стажа и экспорта пенсий. Налог на доходы физических лиц уплачивается по единой ставке в 13%. Наряду с этим, для граждан стран-участниц был открыт бесплатный доступ к медицине и социальному обеспечению. Таким образом, фактически сформировалось такое понятие как гражданин Евразийского Экономического Союза. Объединение стран стерло всяческие преграды для движения товаров и капиталов, создав, таким образом, единый рынок. Иными словами, вступление в силу договора стало началом нового этапа

2

экономической интеграции евразийских стран .

Несмотря на то, что союз был создан относительно недавно, некоторые эксперты уже выделили ряд существенных недостатков данной интеграции 3. Основной проблемой ЕАЭС называют рамочный характер его соглашений, многие нормы не начали функционировать до сих пор. Такие «рамочные» нормы смогут заработать лишь после внесения изменений в национальном законодательстве стран-участниц ЕАЭС, однако в виду тех или иных причин страны не спешат имплементи-ровать новые правила и изменять старые. Многие

1Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.5.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014) (29 мая 2014 г.). Режим доступа:

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264 (дата обращения: 10.03.2015).

2 Кузнецов В.С. Валютный союз - будущее ЕАЭС // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 2. - С. 172

3 См. подробнее: Соколова Н.А. Евразийский Экономический Союз: правовая природа и природа права // Lex russica. 2017. № 11. С. 12-21.

эксперты связываю это с отсутствием энтузиазма у участников ЕАЭС к более глубокой интеграции.

Существенные различия стран по многим макроэкономическим показателям также тормозят развитие ЕАЭС. Например, доля кредитов в ВВП в 2015 г. составляла в России 59 %, Белоруссии - 22 %, Казахстане 35 %, Киргизии - 21 %, Армении - 50 % . 1Для сравнения, в США он составляет 230 %, в Китае - 150 %, а среднемировое значение -170 %.

В вопросах экономической интеграции в рамках ЕАЭС сейчас преобладают политические интересы, которые в значительной степени сдерживают интеграционные процессы. В расчетах между участниками ЕАЭС доминирует российский рубль. Однако в вопросах введения единой валюты во взаимной торговле договоренности не достигнуто. По энергоносителям расчеты по-прежнему ведутся в долларах и евро. Если исключить расчеты за энергоносители, то на долю рублевых расчетов приходится порядка 30 - 35% всех расчетов 2.

Сравнение ЕАЭС с СССР так же выделяется как одна из существенных проблем значительно замедляющая процесс Евразийской интеграции стран-участниц. Противниками ЕАЭС новое объединение воспринимается как способ воссоздания СССР, что неизбежно приведет к такому же трагическому историческому концу.

Образование ЕАЭС, ввиду вышеперечисленных проблем, ставит на повестку дня вопрос создания единой стабильной структуры валютных и расчетных отношений. Тем самым появляются предпосылки для, так называемого, «острова» валютной стабильности - валютного союза в рамках ЕАЭС. Создание валютного союза ЕАЭС, прежде всего, даст возможность образовать единый инвестиционный ресурс, единую валюту, что значительно уменьшит или даже полностью устранит транзакционные издержки.

Однако отдельные считают, что создание валютного союза в какой-то мере ограничит суверенитет государств, входящих в ЕАЭС 3. Национальная валюта является неотъемлемой культурно-исторической частью суверенитета страны, какие либо изменения могут напрямую вызвать волнения в обществе того или иного государства.

Сегодня, для осуществления взаимных расчетных отношений, страны ЕАЭС нуждаются в больших объемах иностранной валюты, что значительно усложняет платежи по торговым и неторговым операциям. Таким образом, для того, чтобы расчетные отношения между странами-участницами ЕАЭС способствовали более устойчивому развитию торговли, необходимо создание единой расчетной системы.

В этом вопросе необходимо учитывать опыт зарубежных стран, как положительный, так и отри-

X 2

00

0

сч

4t

01

1Финансовая статистика ЕАЭС // Евразийская и экономическая комиссия иР1_:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_st аУй^а!.

2 Там же

3 Экономика и финансы ЕАЭС: аналит. обзор, окт. нояб., 2015,

Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отноше-

ний. — М.: ИМЭМО, 2015. — С. 134

цательный. Еще до формирования валютного союза в рамках Европейского Союза в январе 1999 года, при расчетах между странами использовалась валютная единица «экю», которая, не будучи общей денежной единицей, выполняла почти все функции денег во взаимных расчетных отношениях стран-членов Евросоюза. И уже позднее, после длительного подготовительного периода лидеры 15 стран Европейского Союза на встрече в Брюсселе решили ввести в одиннадцати странах Евросоюза (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Австрия, Исландия, Португалия, Финляндия) новую Экономическую и Валютную систему, а также денежную единицу евро, которая стала основной валютой системы.

Более ранним примером создания расчетной системы является опыт латиноамериканских стран. В целях экономии издержек по расчетам в 1965 году странами Латиноамериканской ассоциации интеграции (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор) было заключено соглашение о создании многосторонней клиринговой системы. Позднее соглашение было перезаключено в 1982 году. В системе участвуют центральные банки стран, которые заключают соглашения о взаимных кредитах на двусторонней основе, в рамках которых осуществляются платежи экспортерам в национальной валюте 4. Администратором таких платежей выступает банк-агент системы - Центральный резервный Банк Перу. Однако, для функционирования системы необходима валюта, обеспечивающая клиринговые кредиты. Такой валютой выступает доллар США. В соответствии с этим, центральным банкам необходимо иметь корреспондентские счета в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. По этой причине указанная система, так или иначе, зависит от стабильности валюты США, что не всегда «на руку» странам-участницам ассоциации.

Аналогичной многосторонней платежной системой является Азиатский клиринговый союз, созданный в 1974 году, в котором участвуют центральные банки 9 стран (Бутан, Иран, Индия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Непал, Мальдивские острова и Шри-Ланка). Общей расчетной единицей выступает «амю», а банк-агент - Банк Ира-на.5 С 2009 года «амю» функционирует в двух вариантах: «амю доллар» и «амю евро», которые равняются одному доллару и одному евро соответственно.

В рамках СНГ для уменьшения издержек при взаимных расчетах в 1993 году был создан МГБ (Межгосударственный банк). Банк имеет прямой доступ к национальным платежным системам шести стран, пять из которых образуют ЕАЭС, шестая

4 Кузнецов В. С. Многостороннее сотрудничество в сфере ва-лютно-финансовых отношений // Латинская Америка, № 2, 1978. С. 99

5 Agreement establishing the Asian clearing union / www.Asianclearingunion.org/Agreement.aspx/ (дата обращения: 15.04.2017).

- Таджикистан. Однако, как уже упоминалось выше, расчеты между странами по-прежнему носят двусторонний характер.

С учетом опыта зарубежных стран у ЕАЭС есть несколько вариантов для устранения издержек при осуществлении платежей. Самым устойчивым и стабильным из них выступает именно валютный союз. Президент России 10 марта 2015 года дал распоряжение Правительству РФ и Банку России проработать к сентябрю того же года возможность создания валютного союза в рамках ЕАЭС. Однако, в настоящее время, процесс значительно замедлился.

Безусловно, создание единой валюты это очень долгий и кропотливый процесс интеграции экономик и правовых механизмов всех стран-участниц, который может занять около 10-15 лет. Многие эксперты выступают за то, чтобы изначально единая валюта использовалась исключительно для расчета между государствами (своего рода аналог «экю» на начальном этапе формирования единой валюты в Европейском союзе) 1. И уже позднее, центральным банком межнационального союза, должен быть подготовлен проект введения единой валюты на территории ЕАЭС.

Множество споров возникает и вокруг вопроса, какой должна быть эта единая валюта ЕАЭС. Доля российского рубля в структуре корзины единой евразийской валюты, в настоящее время, составляет около 83%. В связи с этим считалось бы целесообразным выделить валюту России в качестве союзной. Монетарные власти сделали много для того, чтобы рубль стал свободно конвертируемым. Казалось бы, что у рубля есть все шансы. Однако, российский рубль очень сильно зависит от цен на нефть, а соответственно экономики стран-участниц ЕАЭС тоже будут подвержены влиянию со стороны цен на нефтяное сырье.2

Таким образом, создается необходимость в создании нейтральной наднациональной валюты. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что: «Ни одна национальная валюта, включая такую мощную как рубль, не годится на эту роль. Это должно быть другое название, другая валюта» 3. Позднее эту мысль поддержал и Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Для новой валюты существует уже несколько вариантов названий, например «евраз» или «алтын».

Если ЕАЭС нацелен на так называемую «долларизацию» и стремится ослабить влияние США, то при создании валютного союза необходимо поставить вопрос и о единой платёжной системы, которая будет действовать на территории всего ЕАЭС. В настоящее время российским аналогом

общеизвестных платежных систем Visa и MasterCard на территории ЕАЭС является национальная платежная система Российской Федерации «Мир» (НСПК). Платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур и, как правило, систем межбанковского перевода денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение. Основанная в 2015 году платёжная система «Мир» в настоящее время активно развивается на территории РФ, таким образом, было бы целесообразно использовать ее для расчетов между резидентами ЕАЭС.

В настоящее время в Российской Федерации предпринимается огромное количество мер для поддержки конкурентоспособности и развития карт «Мир». Так, например НСПК не стала менять действующие правила и вводить комиссию за снятие наличных средств по примеру зарубежной платежной системы «Visa» 4. Напомним, что в середине марта 2017 года, «Visa» разрешила российским банкам взимать комиссию за снятие наличных денег в банкомате. Комиссию за снятие денег берет выпустивший карту банк, который потом рассчитывается с владельцем банкомата. Размер этой комиссии устанавливают сама платежная система.

Валютный союз наряду с единой валютой предполагает образование и единого наднационального финансового регулятора как органа валютного регулирования и валютного контроля, а также для развития и укрепления банковской системы межнационального союза. В договоре ЕАЭС записано о выходе финансового регулятора к 2025 году, который будет находиться в Алма-Ате в Казахстане.

Подводя итог, необходимо отметить, что у Евразийского экономического союза, несмотря на ряд недостатков, есть предпосылки и условия для создания валютного союза, который будет выступать устойчивой опорой для развития экономик союзных государств. Безусловно, первый шаг будет состоять в сближении экономического уровня стран ЕАЭС. Однако, как справедливо отмечается в литературе, это будет возможно исключительно после образования единого правового поля, то есть создание единых нормативно-правовых актов, регулирующих обширный круг вопросов 5. Например, странам необходимо свести различия по стоимости акцизов к минимуму, создать единые нормативные правила для банковской системы союза. В настоящее время существует единая ставка НДФЛ, но будет целесообразно ввести единые ставки по всем налогам для того, чтобы полностью предотвратить создание оффшорных зон на территории ЕАЭС.

1 Крохина Ю.А. Сможет ли российский рубль стать региональной и резервной валютой? (Перспективы и бюджетные риски в границах Таможенного союза и ЕврАзЭС) // Международное публичное и частное право. 2014. N 4. С. 6 - 10.

2 Зубков И.В. Гражданин Евразии // Российская газета. Столичный выпуск. 23.12.2014. С. 6.

3 Назарбаев - рубль не может стать единой валютой Евразий-

ского союза. 19 ноября 2011. Режим доступа:

http://vz.ru/news/2011/11/19/539931.html (дата обращения: 15.04.2017).

-

4 "Мир" не станет вводить комиссии за снятие наличных с карт S по примеру Visa s https://ria.ru/economy/20170317/1490272234.html (дата обраще- § ния: 27.03.2017) С

5 Бекяшев К.А. ЕАЭС: международная (межгосударственная) А организация или международное (межгосударственное) инте- S грационное объединение? // Евразийский юридический журнал. g 2014. N 11. С. 14. К

X 2

00

0

сч

4t

01

Процесс интеграции занимает, как правило, не 2-3 года, а целый десяток лет, но если всем странам, входящим в ЕАЭС, одновременно сделать шаг навстречу, в перспективе 10-12 лет мы получим стабильное экономическое пространство с единой расчетной единицей. Таким образом, валютный союз в рамках ЕАЭС это реальность ближайшего будущего, к которой пока медленными, но верными шагами движутся Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения.

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.5.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014) (29 мая 2014 г.). Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264 (дата обращения: 10.03.2015).

2. Кузнецов В.С. Валютный союз - будущее ЕАЭС // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. -№ 2. - С. 172

3. Соколова Н.А. Евразийский Экономический Союз: правовая природа и природа права // Lex russica. 2017. № 11. С. 12-21.

4. Финансовая статистика ЕАЭС // Евразийская и экономическая комиссия URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ma kroec/dep_stat/finstat

5. Экономика и финансы ЕАЭС: аналит. обзор, окт. нояб., 2015, Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — М.: ИМЭМО, 2015. — С. 134

6. Кузнецов В. С. Многостороннее сотрудничество в сфере валютно-финансовых отношений // Латинская Америка, № 2, 1978. С. 99

7. Agreement establishing the Asian clearing union / www.Asianclearingunion.org/Agreement.aspx/ (дата обращения: 15.04.2017).

8. Крохина Ю.А. Сможет ли российский рубль стать региональной и резервной валютой? (Перспективы и бюджетные риски в границах Таможенного союза и ЕврАзЭС) // Международное публичное и частное право. 2014. N 4. С. 6 - 10.

9. Зубков И.В. Гражданин Евразии // Российская газета. Столичный выпуск. 23.12.2014. С. 6.

10. Назарбаев - рубль не может стать единой валютой Евразийского союза. 19 ноября 2011. Режим доступа: http://vz.ru/news/2011/11/19/539931.html (дата обращения: 15.04.2017).

11. "Мир" не станет вводить комиссии за снятие наличных с карт по примеру Visa

12. https://ria.ru/economy/20170317/1490272234. html (дата обращения: 27.03.2017)

13. Бекяшев К.А. ЕАЭС: международная (межгосударственная) организация или международное (межгосударственное) интеграционное объединение? // Евразийский юридический журнал. 2014. N 11.С. 14.

Legal basis and development prospects of the Eurasian

Economic Union as a monetary union Krokhina Yu.A.

Russian Economic University. Plekhanov

Russia is a member of the Eurasian Economic Union, the main purpose of whose functioning is to increase the competitiveness of the member countries through a multidimensional transformation of economic relations. Participation in the EAEU gives states a large number of financial privileges. The regime of economic sanctions imposed against Russia by the United States and the countries of the European Union, gives our country's membership in the EAEU not only economic but also political importance. The implementation of mutual settlement relations requires a large number of foreign exchange transactions. However, the achievement of the common goals of interstate integration is hampered by the absence of a single settlement system. The article discusses the prerequisites for creating a single monetary union within the EAEU, highlights the main legal problems of both supranational and intra-national legislation. Based on the study of the experience of creating the settlement system of regional unions of Latin American countries and the European Union, options were proposed for solving the problems of creating and operating a single monetary union within the EAEU. Keywords: Eurasian Economic Union; economic sanctions; monetary union; currency settlements; interstate integration; common legal space.

References

1. Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on

05.29.2014) (as amended on October 10, 2014, as amended on December 23, 2014) (May 29, 2014). Access mode: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264 (access date: 03/10/2015).

2. Kuznetsov V.S. Monetary Union - the future of the EAEU //

Bulletin of MGIMO-University. - 2015. - № 2. - p. 172

3. Sokolova N.A. Eurasian Economic Union: legal nature and nature

of law // Lex russica. 2017. No. 11. P. 12-21.

4. EEU financial statistics // Eurasian and Economic Commission

URL:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/de p_stat/finstat

5. Economics and Finance of the EAEU: an analyte. review Oct

Nov., 2015, Ros. Acad. Sciences, Institute of World Economy and Intern. relationship. - M .: IMEMO, 2015. - p. 134

6. Kuznetsov V. S. Multilateral cooperation in the sphere of monetary and financial relations // Latin America, No. 2, 1978. P. 99

7. Agreement establishing the Asian clearing union / www.Asianclearingunion.org/Agreement.aspx/ (appeal date: 04/15/2017).

8. Krokhina Yu.A. Can the Russian ruble become a regional and

reserve currency? (Prospects and budget risks within the boundaries of the Customs Union and EurAsEC) // International public and private law. 2014. N 4. P. 6 - 10.

9. Zubkov I.V. Citizen of Eurasia // Russian newspaper. Capital

issue. 12/23/2014. S. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nazarbayev - the ruble cannot become the single currency of the Eurasian Union. November 19, 2011. Access mode: http://vz.ru/news/2011/11/19/539931.html (access date: 04/15/2017).

11. Mir will not introduce fees for withdrawing cash from cards following the example of Visa.

https://ria.ru/economy/20170317/1490272234.html (circulation date: 03/27/2017)

12. Bekyashev K.A. EEU: international (interstate) organization or international (interstate) integration association? // Eurasian Law Journal. 2014. N 11. P. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.