Научная статья на тему 'Особенности интеграции вуза в социокультурное пространство малого города (на примере г. Дубна Московской области)'

Особенности интеграции вуза в социокультурное пространство малого города (на примере г. Дубна Московской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛЫЙ ГОРОД / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИКА / НООСФЕРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / INTEGRATION / VOCATIONAL EDUCATION / MOBILITY / EDUCATIONAL MODEL / CONTENT ANALYSIS / BRICOLAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко М. А.

В статье представлена историческая ретроспектива выхода на понятие социокультурное пространство. Автор рассматривает особенности интеграции высшей школы в социокультурное пространство малого города на примере наукограда Дубна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE UNIVERSITY IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF A SMALL CITY (FOR EXAMPLE, DUBNA, MOSCOW REGION)

This article presents a historical perspective on the concept of output socio-cultural space. The author examines the features of the integration of higher education in the social and cultural space of a small city on the example of science city Dubna.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции вуза в социокультурное пространство малого города (на примере г. Дубна Московской области)»

5. Лесков, С. Европе - бакалавров, родине - специалистов // Наука. Известия [Э/р]. - Р/д: http://www.inauka.ru/ search?q=Лесков&p=60&cnt=1298&a=checked&bday=24&bmon=10&byear=2007

6. Покровский, Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. -2004. - Т. VII. - № 4.

7. Кривых, С.В. Диверсификация в инновационном пространстве педагогического образования / С.В. Кривых, Е.П. Шарова // Проблемы

педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 14-й Международной научно-практич. конф. - СПб., 2013.

Bibliography

1. Kudrina, E.L. Diversifikaciya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v sfere kuljturih i iskusstva: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1999.

2. Klyachko, T.L. Modernizaciya rossiyjskoyj sistemih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ehkonom. nauk. -

M., 2007.

3. Ochkina, A.V. Koncepciya izmenilasj? Po sledam reformatorov ot obrazovaniya // Levaya politika. - 2007. - № 1; Skepsis: nauchno-prosvetiteljnihyj zhurnal [Eh/r]. - R/d: http://scepsis.ru/library/id_1236.html

4. Sistema obrazovaniya v SShA: spravka. Vihsshie uchebnihe zavedeniya Velikobritanii: spravka // Otechestvennihe zapiski. - 2002. - № 1(2) [Eh/r]. - R/d: http://www.strana-oz.ru/?numid=2&article=143

5. Leskov, S. Evrope - bakalavrov, rodine - specialistov // Nauka. Izvestiya [Eh/r]. - R/d: http://www.inauka.ru/

search?q=Leskov&p=60&cnt=1298&a=checked&bday=24&bmon=10&byear=2007

6. Pokrovskiyj, N.E. Transformaciya universitetov v usloviyakh globaljnogo rihnka // Zhurnal sociologii i socialjnoyj antropologii. - 2004. - T. VII. - № 4.

7. Krivihkh, S.V. Diversifikaciya v innovacionnom prostranstve pedagogicheskogo obrazovaniya / S.V. Krivihkh, E.P. Sharova // Problemih pedagogicheskoyj innovatiki v professionaljnoyj shkole: materialih 14-yj Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.

Статья поступила в редакцию 06.09.13

УДК377

Nazarenko M.A. INTEGRATION OF THE UNIVERSITY IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF A SMALL CITY (FOR EXAMPLE, DUBNA, MOSCOW REGION). This article presents a historical perspective on the concept of output socio-cultural space. The author examines the features of the integration of higher education in the social and cultural space of a small city on the example of science city Dubna.

Key words: integration, vocational education, mobility, educational model, content analysis, bricolage.

М.А. Назаренко, канд. физ.-мат. наук, директор филиала Московского гос. технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Дубна, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МАЛОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ДУБНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье представлена историческая ретроспектива выхода на понятие социокультурное пространство. Автор рассматривает особенности интеграции высшей школы в социокультурное пространство малого города на примере наукограда Дубна.

Ключевые слова: интеграция, высшее профессиональное образование, малый город, социокультурное пространство, педагогика, ноосфера, культурология.

Ученые различных направлений науки едины во мнении, что интеллектуальное творчество субъекта в любой сфере деятельности является определяющим фактором в деле создания нового социального пространства. В то же время все более очевидным становится осознание того, что само социальное пространство есть необходимое условие обретения личностью индивидуальной траектории развития. Таков дуальный характер социального пространства и его частного случая в виде социокультурного пространства.

Смена образовательной парадигмы - от концентрации отдельных образовательных учреждений к развитию региона в целом как территории образовательных инициатив - предполагает многогранное творческое развитие субъекта социокультурного пространства, в нашем случае вуза малого города, ориентированного на создание возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных траекторий.

Понятие «социокультурное пространство» до сих пор точно не определено, в педагогической отечественной литературе встречаются понятия «социокультурное пространство» и «социокультурная среда». Например, Кривых С.В. определяет социокультурную среду как «часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация и инкультурация личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования» [1, с. 7].

Попытки определить закономерности рождения и развития культурного пространства можно найти немецких диффузиони-стов (Ф. Ратцель [2], Л. Фробениус), которые ввели в научное обращение термин «культурный круг». Продолжили их идеи пред-

ставители так называемой «Венской школы» диффузионизма В. Шмидт и его ученик В. Копперс [3], которые ввели в обращение понятие пракультуры (нем.:игЫ№г) и из нее выводили культуру первичную (РптдгкШШг) и вторичную (Sekundдrkultur). По их мнению, эти типы культур были присущи в разные времена тем или иным человеческим племенам. Позднее классический диффузионизм трансформировался в гелиоцентрический, и его представители (австралийский этнолог Г.Э. Смит и английский антрополог В.Дж. Перри) полагали, что древний Египет - колыбель цивилизации, и всеми культурными и технологическими достижениями мы обязаны древним египтянам. Еще позднее появятся идеи, согласно которым все культурные инновации переносились в результате миграции значительных этнических групп, миссионерской деятельности, торговых контактов и в результате завоеваний одних народов другими. В середине прошлого века немецкий философ Освальд Шпенглер напишет, что культуры «подобны организмам, а мировая история есть их коллективная биография. Они рождаются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость». Несколько позднее теоретик-культуролог А.Й. Тойнби, будет рекомендовать рассматривать «цивилизацию» в религиозных, территориальных и политических характеристиках».

Мы согласны с таким взглядом и единственно применительно к социокультурному пространству нашего малого города, не претендуя на открытие новой цивилизационной теории, добавили бы культурные и образовательные характеристики, и получилась бы современная редакция определения А.Й. Тойнби. Имен-

но в таких характеристиках, на наш взгляд, можно и нужно оценивать уровень развития социокультурного пространства любого российского малого города.

Справедливости ради надо сказать, что в 90-х годов ХХ века стали популярны идеи коэволюции, благодаря которым приходили в соответствие социальные механизмы и законы природы. Итогом осознания идеи коэволюции стало формирование идеологии и разработка механизма устойчивого развития, основанного на балансе интересов социально-экономического развития и сохранения окружающей среды в целях удовлетворения растущих потребностей нынешнего и будущих поколений.

Согласно концепции устойчивого гуманистического развития статус человека ноосферы должен определяться не набором материальных благ, а уровнем культуры и образования, гарантирующим разумное хозяйствование на Земле при сохранении ее невозобновляемых ресурсов и одновременно заботе о восстановлении возобновляемых ресурсов.

Авторы данного подхода видят главную цель в постижении учащимся духовных богатств цивилизации, что гарантирует становление личности с высокими моральными качествами. Были определены основные принципы, на которых должна строиться данная модель - создание целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности учащегося. В начале нулевых годов создание механизма устойчивого развития было провозглашено в качестве основной цели модернизации российского образования.

Спустя более чем десятилетие, эти взгляды в значительной мере трансформировались в осознание необходимости интеграции интеллектуального потенциала населения и наукоемкого технологичного производства на фоне требований инновационного развития, что стало результатом воздействия фактора рынка. Интеллектуальный потенциал является отражением той образовательной системы, которая складывалась десятилетиями и ориентировалась на понимание профессионализма как способности к творчеству. Современное требование инновационности образования обусловлено вхождением нашего общества в новые условия, которые диктуются переходом к постиндустриальному обществу.

Следует отметить, что для постиндустриального общества характерен не столько сам экономический рост, сколько те средства и способы, которые гарантируют такой рост. В числе этих средств особое место занимает культурно-образовательный уровень человека, что подтверждается прямой зависимостью между темпами экономического роста общества и уровнем развития науки и образования.

Социально-экономические и территориальные особенности малых городов определяют специфику оказания услуг в сфере высшего образования в них. В большинстве своем малые города находятся на существенном удалении от крупных образовательных центров. Дубна, будучи наукоградом с населением почти 70 тысяч человек, расположена в 125 км от Москвы, на границе с Тверской областью (до Твери 112 км).

Невысокий уровень доходов жителей малых городов не позволяет выпускникам школ ориентироваться на получение высшего образования в столице или крупном вузовском центре. Согласно социологическим исследованиям примерно лишь 2% выпускников школ намерены продолжить учебу в Москве, Санкт-Петербурге или ином крупном образовательном центре, примерно 10% выпускников хотят продолжить обучение в соседних регионах. Таким образом, 88% выпускников не намерены покидать свой город для продолжения учебы. Следует также учитывать, что на выбор места получения высшего образования, помимо удаленности от крупных образовательных центров и других малых городов, оказывает влияние уровень платежеспособного спроса населения, степень развития транспортной инфраструктуры и пр.

Учитывая влияние территориального фактора, мы выделяют ряд особенностей предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования в малом городе:

- слабое финансирование программ высшего образования;

- дефицит квалифицированных преподавательских кадров;

- необходимость приглашения гостевых профессоров;

- скромные библиотечные фонды;

- слабая материально-техническая база.

Наряду с присущими малым городам особенностям подготовки тех или иных специалистов следует также учитывать, что для небольшого города их потребуется ограниченное количество,

хотя существующая вузовская номенклатура, как правило, бывает довольно обширной.

Указанные общие особенности получения высшего образования для малых городов не совсем отвечают реалиям Дубны, в котором около 30% работающего населения заняты в сфере науки и научного обслуживания, 12% населения имеют учёные степени. В городе работают дошкольные учреждения (23), государственные (12) и негосударственные школы (3), Московский областной промышленно-экономический колледж, Московский областной аграрно-технологический техникум и следующие вузы:

- филиал НИИЯФ МГУ в Дубне (учебная база подготовки научных кадров для Объединенного института ядерных исследований);

- международный университет природы, общества и человека «Дубна»;

- филиал Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета, МИРЭА);

- филиал УРАО в Дубне (негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет Российской академии образования»);

- филиал Московского Государственного Университета Сервиса (МГУС).

С 2005 г. в соответствии с № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в Дубне реализуется Программа развития ОЭЗ «Дубна», единственная из создаваемых технико-внедренческих особых экономических зон расположенная в малом городе. На выбор образовательной стратегии выпускников школ Дубны влияет наличие в городе таких известных промышленных предприятий военно-промышленного комплекса, как ОАО «Приборный завод «Тензор» и ОАО МКБ «Радуга». Насколько присутствие этих предприятий важно для Дубны свидетельствует тот факт, что выпускники филиала МИРЭА на 100% ими востребованы. Благодаря их присутствию в городе вопрос о распределении для студентов филиала не стоит уже с 4-ого курса.

Социально-экономические особенности Дубны являются определяющим фактором в деле удовлетворения образовательных потребностей населения, в особенности в сфере высшего образования. Как известно, малые города или регионы рассматривают исходя из особенностей типа занятости. Различают регионы с развитым инновационно-индустриальным типом занятости, с индустриальным, сельскохозяйственным типом профессиональной занятости и занятостью, ориентированной на предоставление услуг по туризму, отдыху, спорту. В соответствии с таким делением город Дубна относится, очевидно, к малым городам с инновационно-индустриальным типом занятости.

Данный тип занятости определяет присущий Дубне воспроизводственный процесс, на всех уровнях которого человек является главной производственной силой, и от совокупности его знаний, способностей, потребностей, воли и желаний зависит, насколько эффективным будет этот процесс.

Таким образом, характеристика образовательных и научноисследовательских учреждений малого города, их внутреннее взаимодействие и взаимозависимость определяют закономерности воспроизводственных процессов в таких городах.

Комплексная оценка образовательных и исследовательских возможностей Дубны позволит точно определить конкурентоспособность города не только в пределах Московской области, но и всей страны. Оценивая уровень интеграции вузов и науки в социокультурное пространство Дубны, в первую очередь следует учитывать региональную образовательную политику, которая с учетом повышенного внимания со стороны федерального уровня позволила не только не сократить предложение в сфере высшего образования, но и нарастить его. В значительной мере этому способствовала реализация программы ОЭЗ «Дубна». Развитие образовательного пространства Дубны видится его разработчиками в первую очередь через развитие его субъектов. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в социально-педагогической сфере наблюдается преобразование индивидуального сознания в коллективное, отношения в вузовских коллективах и отношения «вуз-вуз» и «вуз-предприятие» становятся всё более сложными; активнее происходит процесс обнаружения образовательного новшества и распространение его на все образовательное пространство города.

Основным признаком регионального образовательного пространства является не только совокупность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность дифференцирован-

ного обучения в зависимости от выстроенной образовательной траектории молодого человека и его финансовых возможностей, но совокупность образовательных программ, являющихся отражением научных и культурных особенностей Дубны. Ядром образовательной системы высшего образования в городе Дубна является проектирование, которое направлено на разработку новых видов образовательной практики.

Регионализация по варианту Дубны опирается на консолидацию и взаимопроникновение всех субъектов образовательного пространства, она направлена на интеграцию образования, науки и культуры не только на уровне города, но и на межрегиональном уровне (имеется в виду сотрудничество вузовской среды Москвы, Московской и Тверской областей). Существующее социокультурное пространство Дубны позволяет говорить о сферном типе его существования, что стало возможным благодаря интеграции сферы образования в иные сферы жизнедеятельности города.

Таким образом, можно утверждать, что описанная интеграция способствовала развитию открытого регионального образовательного пространства, которому присущи следующие черты:

1. Вуз, будучи субъектом социокультурного пространства, формирует культурные и образовательные потребности населения города, что предполагает обязательное следование вуза за потребителем.

2. Востребованными окажутся те вузы, образовательное предложение которых соответствует специфике региона, включая особенности экономики, культуры, населения и т.д.

3. Большинство населения малых городов не стремится покидать свои места ради получения высшего образования. Кроме того, удачное трудоустройство зависит в настоящей России от развитости корпоративных связей, чем от качества полученного образования.

4. Провозглашаемый курс на большую доступность и гуманизацию высшего образования пришел в несоответствие с технократическим отношением к людям, которое нарастает в условиях глобализации и получает подтверждение не только в позиции руководителей крупного бизнеса, но и порой Министерства образования и науки РФ.

Библиографический список

Таким образом, региональная интеграция образования, способная учитывать образовательных потребности различных групп населения и органически сочетать их с локальными интересами и потребностями общества, бизнеса и государства, можно признать главным направлением развития отечественного высшего образования.

Региональная образовательная интеграция будет наиболее эффективно развиваться не по вертикали, а по горизонтали. Этому будет способствовать сетевая форма развития регионального высшего образования, причем сеть должна быть открыта для новых участников и не должна превращаться в «клуб для избранных», что только будет сдерживать развитие сети. Достигаемая в сетях тесная взаимосвязь между научно-исследовательскими, образовательными, предпринимательскими и общественными структурами включая эффективный трансфер знаний, с одной стороны, является ключом к усилению инновационной силы региона и в то же самое время, с другой стороны, -двигателем процесса роста.

Сетевая форма развития региональной системы высшего образования позволяет достигать эффективного взаимодействия между разными уровнями образования, что положительно будет сказываться на развитии дополнительного профессионального образования. Сетевой механизм позволяет лучше разобраться в существующей взаимосвязи между разными образовательными учреждениями и уровнями образования при переходе из одного статуса в другой, например, из выпускника школы в абитуриента института, из выпускника вуза в рабочего или служащего, из работающего в безработного или при возвращении на работу после декретного отпуска и т.д.

Развитие региональной системы высшего образования через сетевую форму позволит в среднесрочной перспективе сливаться разным региональным образовательным сетям и образовывать «обучающие регионы», как это имеет место в некоторых европейских странах с федеративным устройством. В этой связи весьма популярный накануне любых региональных избирательных кампаний лозунг «Сильные регионы - сильная Россия» может наполниться реальным смыслом.

1. Кривых, С.В. Пространство и среда в образовании. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

2. Ratzel, Friedrich (1882): Anthropogeographie. Grundzbge der Anwendung der Erdkunde auf die Geschichte. Stuttgart.

3. Koppers, W. Der Urmensch und sein Weltbild. Wien : Herold.1949.

Bibliography

1. Krivihkh, S.V. Prostranstvo i sreda v obrazovanii. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

2. Ratzel, Friedrich (1882): Anthropogeographie. Grundzuge der Anwendung der Erdkunde auf die Geschichte. Stuttgart.

3. Koppers, W. Der Urmensch und sein Weltbild. Wien : Herold.1949.

Статья поступила в редакцию 06.09.13

УДК 22

Ivanovskaya M.N. MODEL OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE GRADUATE OF TECHNICAL COLLEGE. In work structurally functional approach to creation of model of formation of information and communication competence of the sphere of professional education is used, the choice of separate blocks of structurally functional model of formation of information and communication competence of future graduates of technical college is reasonable

Key words: information and communication competence, professional education, model, pedagogical modeling, structurally functional model.

М.Н. Ивановская, преп. каф. информатики филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет»

(НИУ), г. Озерск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В работе используется структурно-функциональный подход к созданию модели формирования информационно-коммуникационной компетентности в сфере профессионального образования, обоснован выбор отдельных блоков структурно-функциональной модели формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих выпускников технического вуза.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, профессиональное образование, модель, педагогическое моделирование, структурно-функциональная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.