ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА
В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МАЛОГО ГОРОДА (на примере г. Дубна Московской области)
THE PECULIARITIES OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION INTEGRATION INTO SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF A SMALL CITY (on the example of the city of Dubna in Moscow region)
М. А. Назаренко
В статье представлена историческая ретроспектива выхода на понятие «социокультурное пространство». Автор рассматривает особенности и условия существования высшей школы в социокультурном пространстве малого города на примере наукограда Дубна.
Ключевые слова: интеграция, высшее профессиональное образование, высшее образование, малый город, социокультурное пространство, педагогика, ноосфера, культурология.
M. A. Nazarenko
In the article the historical retrospective review of the exit on the concept «social and cultural space» is determined. The author discerns the peculiarities and conditions of the higher school's existence in social and cultural space of the small city on the example of the science city Dubna.
Keywords: fusion, higher vocational education, higher education, small town, socio-cultural space, education, the noosphere, cultural studies.
Ученые различных направлений науки едины во мнении, что интеллектуальное творчество субъекта в любой сфере деятельности является определяющим фактором в деле создания нового социального пространства. В то же время все более очевидным становится осознание того факта, что само социальное пространство - это необходимое условие обретения личностью индивидуальной траектории развития. Таков дуальный характер социального пространства и его частного случая в виде социокультурного пространства.
Смена образовательной парадигмы - от концентрации отдельных образовательных учреждений к развитию региона в целом как территории образовательных инициатив - предполагает многогранное творческое развитие субъекта социокультурного пространства, в нашем случае вуза малого города, ориентированного на создание возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных траекторий.
Попытки определить закономерности рождения и развития культурного пространства можно найти в работах немецких диффузионистов (Ф. Ратцель, Л. Фробениус), которые ввели в научное обращение термин «культурный круг» [1]. Продолжили их идеи представители так называемой «Венской школы» диффузионизма В. Шмидт и его ученик В. Коп-перс, которые создали термин «пракультура» и из нее выводили культуру первичную и вторичную. По их мнению, эти типы культур были присущи в разные времена тем или иным человеческим племенам. Позднее классический диффузио-низм трансформировался в гелиоцентрический, и его представители (австралийский этнолог Г. Э. Смит и английский антрополог В. Дж. Перри) полагали, что древний Египет - колыбель цивилизации, и всеми культурными и технологическими достижениями мы обязаны древним египтянам. Еще
позднее появятся идеи, согласно которым все культурные инновации переносились в результате миграции значительных этнических групп, миссионерской деятельности, торговых контактов и в результате завоеваний одних народов другими [2]. В середине прошлого века немецкий философ Освальд Шпенглер напишет, что культуры «подобны организмам, а мировая история есть их коллективная биография. Они рождаются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость» [3].
В 1990-е гг. стали популярны идеи коэволюции, благодаря которым приходили в соответствие социальные механизмы и законы природы. Итогом осознания идеи коэволюции стало формирование идеологии и разработка механизма устойчивого развития, основанного на балансе интересов социально-экономического развития и сохранения окружающей среды в целях удовлетворения растущих потребностей нынешнего и будущих поколений.
Согласно концепции устойчивого гуманистического развития, статус человека ноосферы должен определяться не набором материальных благ, а уровнем культуры и образования, гарантирующим разумное хозяйствование на Земле при сохранении ее невозобновляемых ресурсов и одновременно заботе о восстановлении возобновляемых ресурсов [4].
Авторы указанного подхода видят главную цель в постижении учащимся духовных богатств цивилизации, что гарантирует становление личности с высокими моральными качествами [5]. В начале 2000-х гг. создание механизма устойчивого развития было провозглашено в качестве основной цели модернизации российского образования.
Спустя более чем десятилетие эти взгляды в значительной мере трансформировались в осознание необхо-
димости интеграции интеллектуального потенциала населения и наукоемкого технологичного производства на фоне требований инновационного развития, что стало результатом воздействия фактора рынка. Интеллектуальный потенциал является отражением той образовательной системы, которая складывалась десятилетиями и ориентировалась на понимание профессионализма как способности к творчеству. Современное требование ин-новационности образования обусловлено вхождением нашего общества в новые условия, которые диктуются переходом к постиндустриальному обществу.
Социально-экономические и территориальные особенности малых городов определяют специфику оказания услуг в сфере высшего образования. В большинстве своем малые города находятся на существенном удалении от крупных образовательных центров. Дубна, будучи наукоградом с населением почти 70 тыс. человек, расположена не очень далеко от Москвы - на 125-м км Дмитровского шоссе, на границе с Тверской областью.
Невысокий уровень доходов жителей малых городов в России не позволяет выпускникам школ ориентироваться на получение высшего образования в столице или крупном вузовском центре. Согласно социологическим исследованиям, примерно лишь 2% выпускников школ намерены продолжить учебу в Москве, Санкт-Петербурге или ином крупном образовательном центре, примерно 10% выпускников хотят продолжить обучение в соседних регионах. Таким образом, 88% выпускников не намерены покидать свой город для продолжения учебы [6]. Следует также учитывать, что на выбор места получения высшего образования влияет, помимо удаленности от крупных образовательных центров и других малых городов, уровень платежеспособного спроса населения, степень развития транспортной инфраструктуры и пр.
Учитывая влияние территориального фактора, можно выделить ряд особенностей предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования в малом городе:
• слабое финансирование программ высшего образования;
• дефицит квалифицированных преподавательских кадров;
• необходимость приглашения гостевых профессоров;
• скромные библиотечные фонды;
• слабая материально-техническая база.
Указанные общие особенности получения высшего
образования для малых городов не совсем отвечают реалиям Дубны, в котором около 30% работающего населения заняты в сфере науки и научного обслуживания, 12% населения имеют ученые степени [7]. В городе работают дошкольные учреждения (23), государственные (12) и негосударственные (3) школы, Московский областной промышленно-экономический колледж, Московский областной аграрно-технологический техникум и 5 вузов.
С 2005 г. в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» в Дубне реализуется «Программа развития особой экономической зоны (ОЭЗ) "Дубна"». Это единственная из создаваемых
технико-внедренческих особых экономических зон, которая расположена в малом городе. На выбор образовательной стратегии выпускников школ Дубны влияет наличие в городе таких известных промышленных предприятий военно-промышленного комплекса, как ОАО «Приборный завод «Тензор» и ОАО МКБ «Радуга». Насколько присутствие этих предприятий важно для Дубны, свидетельствует тот факт, что выпускники филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубна на 100% ими востребованы. Благодаря их присутствию в городе вопрос о распределении для студентов этого филиала не стоит уже с 4-го курса [8].
Социально-экономические особенности Дубны являются определяющим фактором в деле удовлетворения образовательных потребностей населения, в особенности в сфере высшего образования. Как известно, малые города или регионы рассматривают, исходя из особенностей типа занятости. Различают регионы с развитым инновационно-индустриальным типом занятости, с индустриальным, сельскохозяйственным типом профессиональной занятости и занятостью, ориентированной на предоставление услуг по туризму, отдыху, спорту. В соответствии с таким делением город Дубна относится, очевидно, к малым городам с инновационно-индустриальным типом занятости.
Данный тип занятости определяет присущий Дубне воспроизводственный процесс, на всех уровнях которого человек является главной производственной силой, и от совокупности его знаний, способностей, потребностей, воли и желаний зависит, насколько эффективным будет этот процесс.
Комплексная оценка образовательных и исследовательских возможностей Дубны позволит точно определить конкурентоспособность города не только в пределах Московской области, но и всей страны. Оценивая уровень интеграции вузов и науки в социокультурное пространство Дубны, прежде всего следует учитывать региональную образовательную политику, которая с учетом повышенного внимания со стороны федерального уровня позволила не только не сократить предложение в сфере высшего образования, но и нарастить его. В значительной мере этому способствовала реализация программы ОЭЗ «Дубна». Развитие образовательного пространства Дубны видится его разработчиками, в первую очередь, через развитие его субъектов. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в социально-педагогической сфере наблюдается преобразование индивидуального сознания в коллективное, отношения в вузовских коллективах и отношения «вуз - вуз» и «вуз - предприятие» становятся все более сложными и насыщенными; активнее происходит процесс обнаружения образовательного новшества и распространение его на все образовательное пространство города.
Основным признаком регионального образовательного пространства является не только совокупность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность дифференцированного обучения в зависимости от выстроенной образовательной траектории молодого человека и его финансовых возможностей, но и совокупность образовательных программ, являющихся отраже-
нием научных и культурных особенностей Дубны. Ядром образовательной системы высшего образования в городе Дубна является проектирование, которое направлено на разработку новых видов образовательной практики.
Регионализация по варианту Дубны опирается на консолидацию и взаимопроникновение всех субъектов образовательного пространства, она направлена на интеграцию образования, науки и культуры не только на городском, но и на межрегиональном уровне (имеется в виду сотрудничество вузовской среды Москвы, Московской и Тверской областей). Существующее социокультурное пространство Дубны позволяет говорить о сферном типе его существования, что стало возможно благодаря интеграции сферы образования в иные сферы жизнедеятельности города.
Таким образом, можно утверждать, что описанная интеграция способствовала развитию открытого регионального образовательного пространства, которому присущи следующие черты:
1. Вуз, будучи субъектом социокультурного пространства, формирует культурные и образовательные потребности населения города, что предполагает обязательное следование вуза за потребителем.
2. Востребованными окажутся те вузы, образовательное предложение которых соответствует специфике региона, включая особенности экономики, культуры, населения и т. д.
3. Большинство населения малых городов не стремится покидать свои места ради получения высшего образования. Кроме того, удачное трудоустройство зависит в настоящей России больше от развитости корпоративных связей, чем от качества полученного образования.
4. Провозглашаемый курс на большую доступность и гуманизацию высшего образования пришел в несоответствие с технократическим отношением к людям, которое нарастает в условиях глобализации и получает подтверждение не только в позиции руководителей крупного бизнеса, но и порой Министерства образования и науки РФ.
Таким образом, региональная интеграция образования, способная учитывать образовательные потребности различных групп населения и органически сочетать их с локальными интересами и потребностями общества, бизнеса и государства, можно признать главным направлением развития отечественного высшего образования.
Региональная образовательная интеграция будет наиболее эффективно развиваться не по вертикали, а по горизонтали. Этому будет способствовать сетевая форма развития регионального высшего образования, причем сеть должна быть открыта для новых участников и не должна превращаться в «клуб для избранных», что будет только сдерживать развитие сети. Достигаемая в сетях тесная взаимосвязь между научно-исследовательскими, образовательными, предпринимательскими и общественными структурами, включая эффективный трансфер знаний, с одной стороны, является ключом к усилению инновационной силы региона, а с другой стороны - двигателем процесса роста.
Сетевая форма развития региональной системы высшего образования позволяет достигать эффективного взаимодействия между разными уровнями образования, что будет положительно сказываться на развитии дополнительного профессионального образования. Сетевой механизм позволяет лучше разобраться в существующей взаимосвязи между разными образовательными учреждениями и уровнями образования при переходе из одного статуса в другой, например, из выпускника школы в абитуриента и т. д.
Развитие региональной системы высшего образования через сетевую форму позволит в среднесрочной перспективе сливаться разным региональным образовательным сетям и образовывать «обучающие регионы», как это имеет место в некоторых европейских странах с федеративным устройством. В этой связи весьма популярный накануне любых региональных избирательных кампаний лозунг «Сильные регионы - сильная Россия» может наполниться реальным смыслом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ratzel F. Anthropogeographie. Bd. 1: Grundzüge der Anwendung der Erdkunde auf die Geschichte. Stuttgart, 1882.
2. Ratzel F. Anthropogeographie. Bd. 2: Die geographische Verbreitung des Menschen. Stuttgart, 1891.
3. Koppers W. Der Urmensch und sein Weltbild. Wien: Herold, 1949. 271 S.
4. Сорокин П. О концепциях основоположников цивилизационных теорий (пер. по изд.: Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.Y.; L., 1966. P. 177-204) // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / тост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998. 556 с.
5. Развитие образования для устойчивого будущего России / кол. авт.: Е. В. Грацианский, Н. М. Канаев, И. Г. Кухтина [и др.]. М.: МЦОС, ЮНЕ-ВОК, 1999.
6. Хомерики О. Г., Поташник Л. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Нов. шк., 1994. С. 27-28.
7. Назаров А. Г. Малые города России: становление, развитие, историческая судьба / Экол. центр ИИЕТ РАН, Ин-т «Открытое общество». М., 2001.
8. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mojgorod.ru/moskovsk_obl/index. html (дата обращения 31.07.2013).
9. Компетентность, лидерство, коммуникабельность - триада качеств выпускников МИРЭА // Dubna.ORG [Электронный ресурс]. URL: http:// dubna.org/interview/?id=2048817072 (дата обращения 30.05.2012).