ваниями европейской квалификационной рамки. Так, с точки зрения немецкой научной общественности главная проблема европейской квалификационной рамки состоит в том, что она несправедливо низко оценивает знания, полученные во время производственного обучения в дуальной системе профессионального образования Германии, размещая их на втором уровне рамки. По мнению немецкой стороны, европейская квалификационная рамка должна быть дополнена системой переноса зачетных единиц в профессиональном образовании и обучении (ЕСУЕТ), введение которой должно завершиться в рамках Евросоюза в 2014 году [4].
Страны Евросоюза признают необходимость европейской квалификационной рамки в интересах профессионального образования и бизнеса, подчеркивая важность период опытной проверки и оценки в масштабах национальных и региональных проектов таких, как, например «проект Леонардо да Винчи».
На фоне существующих трудностей в адаптации требований ЕКР растет интерес ряда стран к более активному применению при оценке квалификационных уровней системы зачетных единиц (ЕСУЕТ).
Библиографический список
Несомненно, и то, что в будущем требования европейской квалификационной рамки приведут к обновлению ряда нормативных положений, затрагивающих подготовку по рабочим специальностям, включая такие моменты, как открытие собственного дела по достижении определенного квалификационного уровня.
Несмотря на имеющиеся различия в Европе при обучении молодых людей рабочим профессиям, европейские системы профессионального образования будут стремиться ради достижения высокой мобильности к большей прозрачности.
В целях упрощения сопоставимости квалификаций будет создаваться и совершенствоваться система сбора персональных и профессиональных сведений, благодаря чему найдут свое отражение при определении квалификации знания и практические навыки, полученные неформально. Создаваемая сетевая модель сбора сведений о профессиональной квалификации направлена не только на понимание того, какими компетенциями владеет тот или иной специалист, но и на представление о качестве профессионального обучения в стране.
1. Кривых, С.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография / С.В. Кривых, О.В. Павлова,
О.А. Тюлина; под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2013.
2. Hanf, G.; Reuling, J. (2001) „Qualifikationsrahmen”- ein Instrument zur F^derung der Bezbge zwischen verschiedenen Bildungsbereichen? // BWP. - 2001. № 30(6).
3. Bohlinger, S. Ganzheitlichkeit und Kompetenzentwicklung im Kontext der Internationalisierung beruflicher Bildung // Berufsbildung. - 2006. -№ 60.
4. Материалы информационного портала «Европеизация образования» [Э/р]. - Р/д: http://www.ecvet.de/c.php/ecvetde/index.rsys
Bibliography 1.
2.
Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: Monografiya / S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.
Hanf, G.; Reuling, J. (2001) „Qualifikationsrahmen"- ein Instrument zur Forderung der Bezuge zwischen verschiedenen Bildungsbereichen? // BWP. - 2001. № 30(6).
3. Bohlinger, S. Ganzheitlichkeit und Kompetenzentwicklung im Kontext der Internationalisierung beruflicher Bildung // Berufsbildung. - 2006. -№ 60.
4. Materialih informacionnogo portala «Evropeizaciya obrazovaniya» [Eh/r]. - R/d: http://www.ecvet.deZc.php/ecvetde/index.rsys
Статья поступила в редакцию 06.09.13
УДК 377
Nazarenko M.A. SOCIAL PARTNERSHIP - AN ESSENTIAL CONDITION FOR THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY IN A SMALL TOWN (for example, Dubna, Moscow region). This following article reveals peculiarities of the social partnership in a small Russian town. The author points out the most common forms of social partnership and calls those topics that may be the subject of social partnership.
Key words: integration, higher vocational education, small town, social partnership, unions, employment, students.
М.А. Назаренко, канд. физ.-мат. наук, директор филиала Московского гос. технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Дубна,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В МАЛОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. ДУБНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье раскрыты особенности социального партнерства в условиях российского малого города. Автор указывает на наиболее распространенные формы социального партнерства и называет те темы, которые могут стать предметом социального партнерства.
Ключевые слова: интеграция, высшее профессиональное образование, малый город, социальное партнерство, профсоюзы, занятость, студенчество.
В условиях малого города любая деталь в происходящих Необходимость развития социального партнерства дикту-
изменениях, относящихся к сфере образовательного менедж- ется современными взглядами на все профессиональное обра-
мента в масштабах вуза, может повлиять в ту или иную сторону зование в целом, согласно которым социальное партнерство
на социокультурное пространство города. В связи с этим от ву- рассматривается как важнейший социальный институт, тесно
зовского руководства требуется определенное умение сохранять связанный с политической, экономической, культурной и соци-
некое динамическое равновесие, присущее любой открытой альной сферами. В международной практике понятие социаль-
системе. Это может быть достигнуто через развитие отношений ного партнерства в области профессионального образования уже
социального партнерства с местными властными, обществен- сформировалось и понимается как взаимодействие с субъекта-
ными и бизнес-структурами и, разумеется, студенчеством. ми экономической жизни и сферы труда в целях повышения
эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на умения и компетенции рабочей силы на рынке труда [1].
В России социальное партнерство до начала 90-х годов было существенно регламентировано со стороны государства. В условиях перехода от планово-административной к рыночной экономике сформировался механизм этих отношений, и был принят комплекс документов, закрепляющий российскую модель регулирования отношений на основе равноправного сотрудничества представителей наемных работников, работодателей и государства [2]. В 1996 г. для регулирования трудовых отношений была разработана Концепция развития социального партнерства в РФ, однако до сих пор Федеральный закон «О социальном партнерстве» не принят, что не помешало, правда, большинству регионов принять такие законы, которые регулируют трудовые отношения в субъектах РФ.
В настоящее время в нашей стране действует более 50 различных объединений предпринимателей и работодателей, наиболее известен Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). На региональном уровне наиболее активными признаны областные союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации товаропроизводителей. Деятельность региональных торгово-промышленных палат пока остается не столь значимой.
Интересы же наемных работников и служащих на региональном уровне представлены областными федерациями профсоюзов. В отдельных регионах профсоюзных объединений нет по причине того, что там корпоративные интересы превалируют над интересами профсоюзов и конкретных социальных групп. С учетом этого оценить репрезентативность весьма сложно, так как формальных участников таких союзов и объединений значительно меньше, чем существующие реальные интересы как предпринимателей, так и наемных рабочих и служащих.
Можно лишь отметить, что генеральное соглашение сроком на 1-3 года между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей подписывается регулярно, несмотря на их невысокую практическую эффективность вследствие реализации принятых договоренностей с большими задержками. Следует назвать вопросы, которые охватывает Генеральное соглашение, а именно: сертификация персонала предприятий; обновленная классификация профессий; внутрифирменное обучение персонала; профессиональные стандарты, программа развития кадровой политики; прогноз структуры занятости.
Коллективные договора являются основной формой социального партнерства на федеральном, региональном и городском уровнях. При этом в некоторых регионах соглашения подписывают со стороны работодателей директора, которые выступают в роли единого представительного органа.
Следует признать, что осознание важности социального партнерства и его роли в развитии гражданского общества, включая сферу профессионального образования, происходит с большим запозданием. По нашему мнению, это имеет ряд объяснений, в том числе:
- в регионах и малых городах растут потребности в квалифицированных работниках, что является иллюстрацией роста эффективности региональных рынков занятости;
- снижение бюджетных расходов на образование на фоне принятия некоторых нормативных актов (Закон об автономных учреждениях) заставляет учреждения высшего профессионального образования в регионах искать дополнительные источники финансирования и в еще большей мере учитывать интересы работодателя и студента в малом городе;
- заинтересованностью в участии ряда международных проектов, посвященных тематике социального партнерства (например, программа TacisEuropeAid).
В сфере профессионального образования социальное партнерство в России некоторыми руководителями учреждений НПО/ сПо или ВПО понимается исключительно как только взаимодействие образовательного учреждения с работодателями и управлениями занятости. Другие полагают, что социальные партнеры
- это все организации, службы и учреждения, с которыми поддерживает связь образовательное учреждение, в том числе милиция, военкоматы, службы по делам молодежи и спорта и т.д. Оба таких подхода к социальному партнерству ошибочны.
Значение социального партнерства в настоящее время осознано российскими социальными партнерами профессионального
образования недостаточно. Данное обстоятельство объясняется рядом причин, в числе которых следует особо отметить отсутствие у работодателей необходимого интереса к взаимодействию с образовательными учреждениями профессионального образования. Недостаточно убедительно они мотивируются со стороны государства.
Отсутствие мотивации у работодателей объясняется также тем, что они не участвуют в распределении средств, выделяемых на нужды профессионального образования бюджетами различных уровней. Не предусматриваются налоговые льготы для тех социальных партнеров, кто предоставляет возможность учащимся проходить практику в стенах своих предприятий.
Кроме того, часто недостаточно хорошее качество практической подготовки выпускников колледжей и вузов также подрывает доверие работодателей к выпускникам и объясняет их нежелание сотрудничать с образовательными учреждениями. Существующая ситуация на рынке занятости особенно в малых городах, где процент безработицы велик, позволяет работодателям отбирать кандидатов для работы у себя на своих условиях.
Профсоюзы же, занятые борьбой за сохранение рабочих мест и увеличение заработной платы, мало интересуются вопросами развития профессионального образования, хотя это одно из условий сохранения рабочего места.
По сравнению с учреждениями НПО/СПО социальное партнерство вузов выглядит гораздо выгоднее. Так, расширяется взаимодействие вузов и предприятий промышленности в виде чтения курсов повышения квалификации, целевой магистратуры с корректировкой планов обучения согласно требованиям предприятий, научно-практические конференции с участием преподавателей вузов и предприятий и др., при разработке программ обучения бакалавриата учитывается мнение работников ведущих предприятий города.
В процессе изучения практики г. Дубна было установлено, что социальное партнерство вузов осуществляется в таких формах, как:
- взаимные переговоры на предмет подготовки и заключения Соглашения между студентами и вузовским менеджментом по комплексу вопросов, возникающих в процессе обучения;
- участие студентов в управлении вузом в целях реализации не только государственной политики в сфере образования, но и государственной молодежной политики, что достигается за счет студенческого самоуправления;
- досудебное обсуждение споров, которые могут возникать в связи с учебой в вузе, студентами или их представителями, с одной стороны, и администрацией вуза, с другой стороны.
Соглашение в вузе является правовым актом, закрепляющим основные принципы регулирования отношений, возникающих в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях. Соглашение заключается между уполномоченными представителями вузовского студенчества и администрации высшей школы, муниципальными органами управления образованием, структурами, ответственными за реализацию молодежной политики на местном уровне и в пределах их компетенции.
Важным аспектом социального партнерства является осуществление контроля со стороны работодателя за качеством подготавливаемых вузом специалистов, с одной стороны, и с другой стороны - готовность вуза готовить специалистов, которые будут востребованы на рынке труда в тесном взаимодействии с конкретными работодателями.
Имеющийся опыт в этой сфере применительно к Дубне свидетельствует о том, что уровень социального сотрудничества и доверия между выше перечисленными сторонами невысок. Следует признать, современный специалист в настоящее время пока далек от того видения, которое имеет работодатель. Весьма часто приходится сталкиваться с мнением работодателей, которые считают, что «наши студенты работают с готовым материалом: он работу «накачал» понял там кое-что и все. И, в принципе, готовится специалист шаблонного, конвейерного типа, а не штучный» (найдено на сайте http://forumdubna.ru/).
При этом местные работодатели и рекрутинговые компании четко не могут сформулировать свои требования к уровню подготовки выпускников. Как правило, они ограничиваются перечислением таких общих критериев, как трудолюбие, преданность компании, умение жертвовать своими интересами на благо компании, умение действовать креативно.
Не выдвигают высокие требования к выпускникам вузов руководители государственных предприятий, так как со своей
стороны они, как правило, могут предложить работникам лишь весьма скромные условия при трудоустройстве у себя. Кроме собственно профессиональной компетентности работодатели в современных условиях требуют в основном мобильности, гибкости от молодых специалистов и умения нестандартно справляться с профессиональными задачами.
В Дубне предпринимаются попытки становления структур социального партнерства и в значительной мере это обусловлено наличием в городе участников международных проектов. Так, в городе работает Городской совет по профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке, в который входят представители департамента образования и науки Дубны, предприниматели, ректора и преподаватели вузов, студенты. Члены Совета видят свою задачу в развитии взаимодействия между предприятиями и высшими учебными заведениями города, при этом активно вовлекая в этот процесс студенчество. Достигается это за счет того, что в вузах Дубны получило развитие студенческое самоуправление, которое является одной из форм социального партнерства.
Так, практикуемое в Дубненском филиале МИРЭА студенческое самоуправление предполагает, прежде всего, участие студентов в управлении вузом, которое подразумевает участие в планировании и организации учебного процесса, научно-исследовательской и во внеучебной работе. В филиале МИРЭА студенческое самоуправление оформлено в виде молодежного общественного объединения <^иЬпшт», которое не является юридическим лицом. Особо следует отметить, что в созданном молодежном объединении принимают участие только студенты, которые представляют интересы студенчества на муниципальном уровне.
В сферу деятельности Городского совета по профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке входит рассмотрение следующих аспектов социального партнерства:
- обновление содержания учебных программ с учетом требований работодателей к выпускникам в части умений и компетенций;
- усиление ориентации вузов на особенности регионального развития;
- организация производственной практики студентов и стажировки преподавателей на предприятиях;
- участие сотрудников и руководства предприятий в семинарских занятиях, проводимых в вузе;
- участие работодателей в работе итоговой экзаменационной комиссии;
- консультирование студентов относительно перспектив работы на местных предприятиях;
- трудоустройство выпускников;
- учреждение стипендий для студентов.
Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные формы социального партнерства в комплексе довольно редко наблюдаются на уровне одного учебного заведения, так как идеи социального партнерства еще не овладели общественным сознанием не только в масштабах малого города, но и всей России.
Однако вузовское руководство МИРЭА стремится к согласованному и эффективному взаимодействию всех элементов муниципальной системы высшего профессионального образования. Такой подход менеджмента филиала МИРЭА можно назвать стремлением к гармонии. Именно достижение гармонии в деле развития вуза представляет собой одно из важнейших условий устойчивого развития учреждения ВПО.
В этой связи менеджмент филиала МИРЭА считает необходимым не только заниматься подготовкой молодежи Дубны, но и предоставлять образовательные услуги по договорам с органами службы занятости безработным в пределах существующей компетенции филиала, заниматься переподготовкой взрослого населения по заказам предприятий и в рамках контрактов с гражданами.
Подобное расширение функций вузовского филиала позволит повысить его роль в качестве субъекта регионального экономического и культурного развития, создаст условия для привлечения внебюджетных средств. Кроме того, в результате расширения функций учебного заведения может существенно расшириться его ресурсный потенциал, что на фоне негативных демографических изменений позволит сохранить численность обучающихся.
Проведенный анализ опыта социального партнерства вуза в условиях малого города позволил обобщить его в следующем схематичном виде на рис. 1.
Распространение положительного опыта, накопленного в регионах, обобщение его и выявление наиболее эффективных моделей социального партнерства для распространения его по всей стране - работа ближайших лет. В корректировке нуждается понятийный аппарат социального партнерства, что, скорее всего, будет достигнуто в результате принятия федерального закона о социальном партнерстве.
В настоящее время представляется целесообразным разработать типовое положение вуза о социальном партнерстве, разработать критерии его оценки и типовые рекомендации о попечительских советах для образовательных учреждений ВПО. Областями социального партнерства в сфере профессионального образования в условиях малого города могли бы стать:
- выработка политики в области профессионального образования на местном уровне;
- формирование профессиональных стандартов и стандартов профессионального образования и обучения;
- анализ и мониторинг местного рынка труда;
- прогноз спроса и предложения на рынке образовательных услуг;
- разработка содержания программ обучения;
- разработка требований по оценке профессиональных компетенций и участие в оценке образовательной деятельности вуза;
- выбор места производственной практики, стажировки и возможности повышения квалификации преподавателей вуза на местных предприятиях;
- развитие системы непрерывного профессионального образования на местном уровне за счет организации центров дополнительного профессионального образования при вузах [4].
Таким образом, анализ опыта социального партнерства вуза в условиях малого города позволяет признать необходимость развития социального партнерства в качестве важнейшего условия устойчивого развития учреждения высшего профессионального образования. Социальное партнерство во всей полноте смысла этого понятия позволяет решать кадровые, социально-экономические и региональные проблемы реального и финансового секторов экономики. Без него невозможно развитие
Библиографический список
и модернизация существующей системы отбора и подготовки кадров; социальное партнерство в условиях Дубны создает возможность для поиска и нахождения новых путей интеграции образовательных, научных учреждений и коммерческих структур. Полноправным партнером представляется в современных условиях российское студенчество, которое приобретает навыки принятия важных управленческих решений с учетом многих и весьма противоречивых процессов. Во время принятия таких решений студенты лучше узнают особенности своего будущего работодателя.
1. Олейникова, О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. - М., 2005 [Э/р]. - Р/д: http://www.cvets.ru/SPart/ SocPartnership.pdf
2. Комплекс документов образуют в первую очередь следующие нормативные акты: Указ Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» от 15.11.1991; Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.; Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995 г.); Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.). В 2002 г. вступил в силу ТК РФ со специальным разделом II «Социальное партнерство» (ред. в 2006 г.), Закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г. (2002 г.).
3. Сорокина, Н.Д. Управление новациями в вузах. - М., 2009.
4. Новиков, А.М. Регионализация профессионального образования: управление учреждением профессионального образования. Руководство для работников региональных органов управления образованием / А.М. Новиков, Т.Ю. Ломакина [и др.]. - М., 2006.
5. Духнина, Л.С. Основные принципы социального партнерства в сфере труда и доверия к ним со стороны работающей молодежи / Л.С. Духнина, Е.И. Лысенко, М.А. Назаренко // Международный журнал экспериментального образования». - 2013. - № 4(2).
Bibliography
1. Oleyjnikova, O.N. Socialjnoe partnerstvo v professionaljnom obrazovanii. - M., 2005 [Eh/r]. - R/d: http://www.cvets.ru/SPart/SocPartnership.pdf
2. Kompleks dokumentov obrazuyut v pervuyu ocheredj sleduyuthie normativnihe aktih: Ukaz Prezidenta RSFSR «O socialjnom partnerstve i
razreshenii trudovihkh sporov» ot 15.11.1991; Zakon RF «O kollektivnihkh dogovorakh i soglasheniyakh» ot 11 marta 1992 g.; Zakon «O
poryadke razresheniya kollektivnihkh trudovihkh sporov» (1995 g.); Zakon «O professionaljnihkh soyuzakh, ikh pravakh i garantiyakh
deyateljnosti» (1996 g.). V 2002 g. vstupil v silu TK RF so specialjnihm razdelom II «Socialjnoe partnerstvo» (red. v 2006 g.), Zakon «Ob objhedineniyakh rabotodateleyj» ot 27.11.2002 g. (2002 g.).
3. Sorokina, N.D. Upravlenie novaciyami v vuzakh. - M., 2009.
4. Novikov, A.M. Regionalizaciya professionaljnogo obrazovaniya: upravlenie uchrezhdeniem professionaljnogo obrazovaniya. Rukovodstvo
dlya rabotnikov regionaljnihkh organov upravleniya obrazovaniem / A.M. Novikov, T.Yu. Lomakina [i dr.]. - M., 2006.
5. Dukhnina, L.S. Osnovnihe principih socialjnogo partnerstva v sfere truda i doveriya k nim so storonih rabotayutheyj molodezhi / L.S. Dukhnina, E.I. Lihsenko, M.A. Nazarenko // Mezhdunarodnihyj zhurnal ehksperimentaljnogo obrazovaniya». - 2013. - № 4(2).
Статья поступила в редакцию 06.09.13
УДК 37.0
Sinyagovskaya M. B. FEATURES OF QUALIFICATION FRAMEWORK OF GERMANY IN EUROPEAN INTEGRATION. The article is devoted to creating the German Qualifications Framework with the European integration process in the field of vocational education. As practice shows, the idea of building a competency framework at the country level and the European level is seen by scientists in different ways.
Key words: vocationaleducation, competence, ECVET, National Qualifications Framework, European Qualifications Framework
М.Б. Синяговская, соискатель ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,
г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАМКИ ГЕРМАНИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Статья посвящена вопросам создания немецкой квалификационной рамки с учетом европейских интеграционных процессов в сфере профессионального образования. Как показывает практика, представление о построении квалификационных рамок на уровне отдельных стран и общеевропейском уровне видится учеными по-разному.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, ECVET, национальная квалификационная рамка, европейская квалификационная рамка.
Принятие в 2002 году Копенгагенской декларации ознаменовало не только начало создания общеевропейской системы профессионального образования, но и стало мощным импульсом для развития в странах Евросоюза национальных квалификационных рамок.
В сфере профессионального образования Германия обладает высокоразвитой системой, чем не может похвастаться большинство стран Европы, где профессиональное образование и обучение воспринимается как выбор второго сорта, как правило, для слабоуспевающих учащихся школ и гимназий [1]. Евро-
пейская комиссия достаточно жестко критикует сохраняющиеся различия между странами в области профессионального образования, включая отношение национальных правительств к данной проблеме, недостаточное предложение новых программ, ориентированных на новые направления в экономике, а также в рамках «обучения в течение всей жизни». Не во всех странах ЕС профессиональному образованию уделяется такое же внимание, как школьному или гимназическому. В Маастрихтском коммюнике (2005 г.) подчеркивается, что только за счет повышения привлекательности профессионального образования