Научная статья на тему 'Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема'

Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ВУЗ / UNIVERSITY / НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ / REGULATORY FRAMEWORK / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Петровский Александр Михайлович

В статье рассматриваются исторические аспекты развития системы социального партнерства, раскрываются современные правовые основания реализации социально-партнерских отношений в учреждениях высшего профессионального образования. Работа освещает роль и значение социально-партнерских отношений в развитии организации, развитие ее различных элементов и причины, обусловившие такое развитие, также выделяются проблемы совершенствования системы социального партнерства в современных условиях. Авторами определено, что развитие социального партнерства в России имеет свои особенности. Долгий период изолированного развития, несовершенство законодательства, стихийное формирование экономических отношений в сфере социального партнерства выявили ряд проблем, таких как разобщенность различных профессиональных союзов и ассоциаций, затрудняющая нахождение общих согласованных решений; несовершенство трудового законодательства; особенности экономической ситуации в стране (инфляция, безработица и пр.), отрицательно влияющие на общественное мнение; несовершенство коллективно-договорной системы; неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В настоящее время в России интенсивно формируются различные модели социально партнерства, затрагивающие как производственную, так и социальную сферу. Статья рассматривает нормативные основы реализации социального партнерства и основные формы социального партнерства вуза с внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL BACKGROUND OF SOCIAL AND PARTNERSHIPS IN HIGH SCHOOL

The article examines the historical aspects of the development of the social partnership system, disclosed today the legal bases of realization of social and partnerships in institutions of higher education. The work highlights the role and importance of social and partnership in the development of the organization, the development of its various elements and the reasons that led to such a development, also highlighted the problem of improving the system of social partnership in modern conditions. The authors determined that the development of social partnership in Russia has its own characteristics. The long period of isolated development, imperfection of the legislation, the spontaneous formation of economic relations in the sphere of social partnership identified a number of problems, such as fragmentation of various trade unions and associations, makes it difficult to find commonly agreed solutions; inadequate labor legislation; especially the economic situation in the country (inflation, unemployment, etc.), negatively influencing public opinion; imperfection of the collective contract system; undeveloped practice of state support for individual social groups and categories of workers. Currently, Russia actively formed various models of social partnership, affecting both the production and the social sphere. The article deals with the implementation of a regulatory framework of social partnership and the basic forms of social partnership with the university environment.

Текст научной работы на тему «Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема»

УДК 378.14

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ

© 2016

Маркова Светлана Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Петровский Александр Михайлович, магистр первого года обучения Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются исторические аспекты развития системы социального партнерства, раскрываются современные правовые основания реализации социально-партнерских отношений в учреждениях высшего профессионального образования. Работа освещает роль и значение социально-партнерских отношений в развитии организации, развитие ее различных элементов и причины, обусловившие такое развитие, также выделяются проблемы совершенствования системы социального партнерства в современных условиях. Авторами определено, что развитие социального партнерства в России имеет свои особенности. Долгий период изолированного развития, несовершенство законодательства, стихийное формирование экономических отношений в сфере социального партнерства выявили ряд проблем, таких как разобщенность различных профессиональных союзов и ассоциаций, затрудняющая нахождение общих согласованных решений; несовершенство трудового законодательства; особенности экономической ситуации в стране (инфляция, безработица и пр.), отрицательно влияющие на общественное мнение; несовершенство коллективно-договорной системы; неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В настоящее время в России интенсивно формируются различные модели социально партнерства, затрагивающие как производственную, так и социальную сферу. Статья рассматривает нормативные основы реализации социального партнерства и основные формы социального партнерства вуза с внешней средой.

Ключевые слова: социальное партнерство, вуз, нормативные основы, история развития социального партнерства.

HISTORICAL AND LEGAL BACKGROUND OF SOCIAL AND PARTNERSHIPS

IN HIGH SCHOOL

© 2016

Markova Svetlana Mikhailovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of chair of professional

education and management of educational systems Petrovsky Aleksandr Mikhailovich, master Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. The article examines the historical aspects of the development of the social partnership system, disclosed today the legal bases of realization of social and partnerships in institutions of higher education. The work highlights the role and importance of social and partnership in the development of the organization, the development of its various elements and the reasons that led to such a development, also highlighted the problem of improving the system of social partnership in modern conditions. The authors determined that the development of social partnership in Russia has its own characteristics. The long period of isolated development, imperfection of the legislation, the spontaneous formation of economic relations in the sphere of social partnership identified a number of problems, such as fragmentation of various trade unions and associations, makes it difficult to find commonly agreed solutions; inadequate labor legislation; especially the economic situation in the country (inflation, unemployment, etc.), negatively influencing public opinion; imperfection of the collective contract system; undeveloped practice of state support for individual social groups and categories of workers. Currently, Russia actively formed various models of social partnership, affecting both the production and the social sphere. The article deals with the implementation of a regulatory framework of social partnership and the basic forms of social partnership with the university environment.

Keywords: social partnership, university, regulatory framework, the history of development of social partnership.

Интенсивное развитие науки и производства, процессы демократизации и интенсификации, усиление социальной направленности современной рыночной экономики и ее социализация обусловили процессы развития социального партнерства.

Необходимость соблюдения интересов всех участников трудовых отношений, достижения баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества и компромисса формирует новые формы реализации переговорного процесса как инструмента сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях.

В странах, где специальные институты социально-

го партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний. Отсутствие в западном мире на протяжении нескольких десятилетий крупных общественных потрясений - в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости "трехстороннего сотрудничества" - представителей трудящихся, предпринимателей и государства.

Идея социального партнерства получила правовую материализацию, закрепившись в конституциях и законодательстве многих западных государств, например Бельгии - в 1948 году, ФРГ - в 1952 году, Австрии - в 1957 году, Франции - в 1958 году, странах Северной Европы - в 1970-х годах. Как правило, одной из сторон "трехстороннего сотрудничества" выступают профсо-

юзы, кроме того, существуют различные ассоциации предпринимательских групп, берущих на себя решение ряда трудовых вопросов.

Развитие системы переговоров, необходимость интенсивного развития науки и производства, практически отменили практику выдвижения требований, способных подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а, в конечном счете, и самих трудовых коллективов. Например, германские профсоюзы, имеющие значительный и институционально оформленный опыт сотрудничества с бизнесом, при отстаивании интересов наемных работников идут на значительные уступки, осознавая необходимость модернизации производства и крупных структурных преобразований. Предприниматели, требуя уступок от профсоюзов, со своей стороны, также стремятся не преступать известных границ. Баланс в партнерских отношениях не нарушается даже при смене правящей коалиции.

Заключаемые на один - два года коллективные договоры между предприятиями и профсоюзами стали весьма эффективной формой регуляции трудовых отношений, обеспечивающих непосредственное участие трудящихся в производственных процессах, предотвращающих, как правило, возникновение серьезных конфликтов и стачечной борьбы. Они заключаются на одном из трех уровней - национальном, отраслевом и на уровне организации. Особенно эффективны коллективные договора, заключаемые на различных уровнях и обязательные для соблюдения на каждом предприятии или учреждении в течение всего срока действия договора [1]. Во Франции, например, в год заключается пять-семь общенациональных коллективных договоров, тридцать-сорок отраслевых и около шести с половиной тысяч на отдельных предприятиях [2].

Коллективные договоры стали основной формой проявления реальных партнерских отношений на Западе. Кроме нее известны еще три: институционализированное участие работников в управлении через непрофсоюзные органы рабочего представительства и соучастие трудящихся в советах директоров компаний; "прямое" участие трудящихся в делах предприятия на уровне рабочего места; участие трудящихся в прибылях, доходах и в акционерной собственности предприятий и компаний. Форма участия наемных работников в управлении через непрофсоюзные органы рабочего представительства получила довольно широкое распространение только в промышленно развитых западноевропейских странах. В США и Канаде проблема демократизации трудовых отношений решается преимущественно через механизм коллективных договоров.

Развитие социального партнерства в России имеет свои особенности. Долгий период изолированного развития, несовершенство законодательства, стихийное формирование экономических отношений выявили ряд проблем в сфере социального партнерства:

- разобщенность различных профессиональных союзов и ассоциаций, затрудняющая нахождение общих согласованных решений;

- несовершенство трудового законодательства;

- особенности экономической ситуации в стране (инфляция, безработица и пр.), отрицательно влияющие на общественное мнение;

- несовершенство коллективно-договорной системы;

- неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников.

В настоящее время в России интенсивно формируются различные модели социально партнерства, затрагивающие как производственную, так и социальную сферу.

Трудовой кодекс Российской федерации дает следующее определение социального партнерства:

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников),

работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами [3].

Экономический словарь поясняет данное определение следующим комментарием:

Социальное партнерство призвано обеспечить баланс и реализацию важнейших социально-трудовых интересов иных социально-экономических отношений, и тем самым сохранение социального мира. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы любому диктату; является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различных уровнях [4]. Основные принципы социального партнерства в России заложил в 1991 г. Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Указ предусматривает ежегодное заключение Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Российской Федерации, полномочными представителями общероссийских объединений профсоюзов и предпринимателей на федеральном уровне, а также тарифных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения в области организации, оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения работников, между органами государственного управления, профсоюзами и представителями предпринимателей на отраслевом уровне.

В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.

Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

- от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;

- от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;

- от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федеральный, субъект Российской Федерации).

Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и в организациях.

Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации, как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.

Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Современные условия

развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами, их подписавшими. Они заключаются на федеральном, а также на республиканском уровнях. Федеральные генеральные соглашения являются трехсторонними и заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, правительством Российской Федерации. На республиканском уровне соглашения заключаются между республиканскими объединениями профсоюзов, республиканскими объединениями работодателей, правительством республики в составе Российской Федерации. Генеральные соглашения определяют, как правило, общие принципы социально-экономической политики данного периода и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В них должны предусматриваться положения о принципах регулирования трудовых соглашений, в том числе заработной платы, и минимальных социально-экономических гарантиях исходя из роста цен и уровня инфляции.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых соглашений могут являться также три стороны - соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объединения работодателей), Министерство труда Российской Федерации.

Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.

Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений [3].

В качестве основных принципов социального партнерства исследователи выделяют:

- соблюдение норм законодательства;

- полномочность представителей сторон;

- равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений;

- добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств [5, 7, 8, 9, 10].

Данные характеристики в полной мере относятся и к сфере образования, однако специфика работы в высшем учебном заведении определяет ряд дополнительных факторов, влияющих на становление партнерских отношений в вузе.

Можно разделить данное социальное партнерство на две основные составляющие, это взаимодействие внутри образовательной организации и вне её [6, 11, 12].

Внутри вузовское взаимодействие строится на системах определяемых администрацией нормативными документами, а также опирается на федеральное и региональное законодательство в сферах образования, молодежной политики, патриотического и нравственного воспитания студенческой молодежи. Это системы взаимодействия с администрацией как организованных вузом структур научных, культурных, спортивных, инновационных объединений, так и образованных студентами самостоятельно общественных организаций.

Формы социального партнерства вуза с внешней сре-

дой различны это [7, 13, 14]:

1. Взаимодействия в рамках учебного процесса с ведущими предприятиями муниципального образования, области и страны в целом. Создание базовых кафедр на базе предприятий и организаций по профилям подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Организация филиалов предприятий на вузовских площадях. Организация производственных и преддипломных практик с прохождением стажировок и прикреплением студентом к конкретным рабочим местам.

2. Взаимодействия в процессе организации вне-учебной и воспитательной работы с региональным Министерством образования, муниципальными управлениями или отделами по делам молодежи, культуры и физической культуры и спорта, управлением по образованию и подведомственными учреждениями, а также со всеми образовательными организациями, военным комиссариатом по вопросам воинской обязанности и военной службы, с центром занятости, промышленными предприятиями, и другими заинтересованными организациями.

3. В обеспечении научной деятельности, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, а также экспериментальных разработок по важнейшим направлениям науки и техники. Организация научно-исследовательских работ, финансируемые за счет средств государственного бюджета и различных предприятий и организаций, в том числе по заданию, грантам и государственным программам Министерства образования РФ, межвузовским научно-техническим программам.

4. Трудоустройство выпускников во время обучения и по его окончанию. Занимаясь трудоустройством будущих выпускников решается следующие задачи: информирования (знакомство с разнообразием профессий, направлениями дополнительного обучения, ситуацией на рынке труда, специфическими требованиями конкретных работодателей и т.д.); диагностики (помощь в определении навыков молодежи к профессиональной деятельности и т.д.); обучения (обучение специальным приемам поведения на рынке труда, предпринимательской деятельности и др.); мотивации (финансовая и моральная поддержка сформированных профессиональных интересов молодежи) [15, 16, 17,18].

Очевидно, что социальное партнерство в высшем учебном заведении это обязательное условие взаимодействия вуза с внешним окружением, основание для создания культурного, научного и образовательного взаимодействия высшими учебными заведениями (представителями высших учебных заведений), государственными и муниципальными органами управления образованием и по реализации молодежной политики, направленная на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-экономических и связанных с ними отношений, складывающихся в связи с обучением студентов в высших учебных заведениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Меликьян Г. ММ.: МГУ,1996.

2. Смирнов С. Н., Гарсия-Исер М. Х. и др. Очерки государственной политики занятости. М., 1999. С. 68-74.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 № 197-ФЗ. - В ред. от 30.06.2006.

4. Экономический словарь / Багудина Е. Г. [и др.]; отв. Ред. Архипов А. И. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624 с.

5. Маркова С.М., Петровский А.М. Развитие системы социального партнерства в вузе // В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика»

(направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 225-228.

6. Цыплакова С.А., Терешонок С.В. Реализация социальной политики в муниципальном образовании // В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 307-310.

7. Маркова С.М., Петровский А.М. Историко-педагогический аспект развития социального партнерства в профессиональном образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 11-12. С. 9б-99.

8. Ваганова О.И. Историко-педагогические основы формирования основных компонентов содержания профессионально-педагогического образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 213-224.

9. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 154-164.

10. Кучковская Н.В. Социальное партнерство как национальный приоритет в социально-экономическом развитии России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17. С. 8-14.

11. Маркова С.М. Социальное партнерство в вузе: монография / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». Нижний Новгород, 2009.

12. Седых Е.П. Ретроспективный анализ ведущих идей развития социально-педагогических систем // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 22.

13. Седых В.Е. Социальные гарантии студенчества как условие доступности профессионального образования // В сборнике: Развитие творческого наследия С. Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2007. С. 142-148.

14. Грабчук К.М. Социальное партнерство: проблемы и перспективы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе //Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3 (43). С. 161-166.

15. Лебедева И.С. Межсекторное социальное партнерство как социальная система // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1. С. 471-477.

16. Лаптинская Н.А. Социальное партнерство в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы в тюменской области // Современные гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 224-226.

17. Васильев В.А. Социальное партнерство как форма осуществления представительства работников и работодателей в социально-трудовых отношениях // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2007. № 2. С. 136-139.

18. Басова О.В. Социальное партнерство как элемент региональной социально-экономической политики // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 130132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.