9. Fedorova, M.A. Pedagogicheskaya sinergetika kak osnova modelirovaniya i realizacii deyateljnosti prepodavatelya vihssheyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2004.
10. Barancev, R.G. Imanentnihe problemih sinergetiki // Novoe v sinergetike. Vzglyad v tretje tihsyacheletie. - M., 2002.
11. Grebneva, V.V. Stanovlenie, suthnostj, osnovnihe principih sistemnogo i sinergeticheskogo podkhodov v obrazovanii // Subjhektih obrazovaniya kak samoorganizuyuthayasya sistema: sb. nauch. i nauchno-prikladnihkh trudov. - Belgorod, 2005.
Статья поступила в редакцию 06.09.13
УДК 378.1
Krivykh S.V. DIVERSIFICATION OF VOCATIONAL EDUCATION FOR EXAMPLE DIRECTION 050100 PEDAGOGICAL EDUCATION. Article opens some ways of diversification in innovative space of pedagogical education in system of domestic higher education in the conditions of FGOS realization.
Key words: the higher pedagogical education, innovative space, diversification.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ректор НОУ ВПО ИДПИГО, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Статья раскрывает некоторые способы диверсификации в инновационном пространстве педагогического образования в системе отечественного высшего профессионального образования в условиях реализации ФГОС.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, инновационное пространство, диверсификация.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой высшего образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы высшего образования, и призвана способствовать реформе высшего образования.
О явлении диверсификации широко стали говорить в 50-е гг. прошлого века, с 1972 г. определение появилось в экономическом словаре. Конец 90-х гг. - 2000-ые гг. термин диверсификация занял место в словарях иностранных слов. Появление соответствующей словарной статьи в отношении «диверсификации культуры» свидетельствуют об эволюции понятия диверсификация, которое претерпевает изменения. Оно подвергается переосмыслению и все больше воспринимается как объективный процесс, характерный для различных отраслей экономической, общественной деятельности, включая и образование.
Кудриной Е.Л. был предпринят достаточно широкий аналитический обзор, охватывающий более шестидесяти лингвистических словарей и справочников. В результате этого анализа цитируемым автором была уточнена эволюция понятия диверсификация и предложена рабочая дефиниция понятия диверсификация образования. «С этимологической точки зрения понятие “диверсификация” можно интерпретировать как изменение в сторону разнообразия. Из этой трактовки явственно следует, что диверсификация, во-первых, представляет собой процесс, во-вторых, предполагает наличие изменяемого объекта, который характеризуется качественным единообразием, в-третьих, имеет определенную целевую направленность на достижение разнообразия того, что уже существует в качестве объекта» [1].
Таким образом, явление диверсификации позволяет трактовать его в качестве атрибутивного признака всякой развивающейся системы. Из этого следует, что понятие «диверсификация» и связанные с ним характеристики могут применяться к анализу развития социально-образовательных систем, функционирование которых выходит за пределы существующего состояния. Поэтому когда в конце 60-х - начале 70-х годов в Западной Европе встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем, этот термин был заимствован для обозначения разнообразия, разностороннего развития, расширения видов предоставляемых услуг, развития новых форм и видов образовательной деятельности, не свойственных ранее.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечено, что сложившаяся система образования в стране не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. Федеральным законом № 232-Ф3 от 24.10.2007 г введена
уровневая структура высшего профессионального образования (ВПО): степень бакалавра соответствует первому уровню образования, а магистра - второму. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.
Составители закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) за 4 года подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет осуществляться в магистратуре. Численность магистратуры будет определяться из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, Правительством РФ утвержден перечень программ подготовки специалистов, например, в области медицины, искусства, военной подготовки и др.
Можно говорить о внутренних и внешних причинах перехода России на двухуровневую систему. Внутренние факторы свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой - низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов.
Высокую востребованность проиллюстрируют приводимые ниже статистические показатели. По сравнению с 1991 г., число студентов вузов России выросло более чем в 2,7 раза, достигнув 7,3 млн. чел. [2], 15% из них обучается сейчас в негосударственных вузах. Растет и число вузов. Так, если в 1993/94 учебном году в РФ насчитывалось 626 вузов, из них 548 государственных и муниципальных, то в 2005/06 учебном году их уже 1068, из них 655 государственных и муниципальных. Количество студентов на 10 тыс. человек населения также растет: со 176 в 1993/94 учебном году до (по разным авторам) 480 или даже до 495 [3] в 2005/06 г. Для сравнения: число высших учебных заведений в США превышает 4 тыс. В них около двух млн. преподавателей обучают более пятнадцати млн. студентов. По прогнозам, в 2010 г. выпуск магистров в США составит 477000 чел., а докторов философии - 49100 чел. [4].
В целом в России за 10 лет число студентов на 10 тыс. человек населения возросло в 2,8 раза, причем больший прирост дают негосударственные вузы (15,2 раза, а в государственных -в 2.45 раза). Увеличение количества студентов составляет ежегодно 7-15%. И уже близок максимум, когда чуть ли не все выпускники школ становятся студентами. В то же время количе-
ство средних профессиональных учебных заведений и студентов в них выросло незначительно (с 2,2 млн. чел. в 1991/92 учебном году до 2,5 млн. чел. в 2005/06 учебном году) после некоторого снижения в середине 90-х годов. Число учреждений начального профессионального образования и прием в них студентов стабильно падает (с 1,2 млн. чел. в 1991 г. до 0,7 млн. чел. в 2006 г.). Цитируется по: Образование в Российской Федерации: Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
Формально статистические показатели свидетельствуют: число людей, занятых в экономике и имеющих высшее образование за последние 10 лет выросло в 2,8 раза. При этом эффективность использования специалистов является чрезвычайно низкой. Две трети нынешних выпускников либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы; с другой стороны, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса - в розничной торговле - заняты 10 млн. человек, и половина имеет высшее образование [5].
По сути, люди получившие диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию специалиста, занимают трудовые посты, не требующие такового образования и квалификации. В то же время отмечается, что «перспективные работодатели в современных условиях более не нуждаются во всех случаях в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. ... Требуется другое: способность динамично перенастраиваться на другие программы, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность» [6].
В совместном заявлении 29 министров образования европейских стран, сделанном в 1999 году на совещании в итальянском городе Болонья, записано, что в течение первого десятилетия нового тысячелетия в Европе должно быть создано единое образовательное пространство. Ясно, что и российские реформы в высшем образовании необходимо соотносить с тем, что происходит в Европе. Именно эта внешняя среда во многом будет определять сроки внедрения третьего поколения стандартов, а также новые специальности и направления.
Вместе с тем, для полноценного участия в «Болонском клубе» нашей стране, в соответствии с решением конференции, предстоит принять ряд мер по модернизации образования, в частности:
• ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр);
• ввести так называемую кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин (вместо ныне принятых у нас учебных часов);
• создать соответствующую требованиям Европейского сообщества государственную систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов;
• внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов;
• ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем образовании.
Вместе с тем участие в Болонском процессе будет означать для нашей страны следующие преимущества:
• будут признаваться, и засчитываться студентам (на основе «зачетных кредитов») курсы дисциплин, прослушанные в любом университете любой страны - участницы «Болонского клуба»;
• на основе внедрения общеевропейских требований к образовательным программам и процедурам, критериям аттестации и аккредитации вузов будет повышено качество отечественного высшего образования;
• расширится академическая мобильность студентов и преподавателей, значительно возрастут возможности студентов реализовать индивидуальный образовательный маршрут, в том числе прослушать, в том числе на основе технологий дис-
Библиографический список
танционного обучения, курсы тех или иных дисциплин в любом из университетов - участников Болонского процесса.
Существуют богатые возможности ФГОС ВПО, позволяющие существенно индивидуализировать образовательный процесс в вузе.
1. Определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций - совокупности социально-личностных качеств выпускника (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность анализировать социальные проблемы и процессы; владеть основными методами, способами и средствами получения, переработки информации).
2. Существенно расширена (до 50%) вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части), что дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана последними достижениями культуры, науки и техники; сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса.
3. Вузу дана возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного направления с учетом особенностей программы подготовки; предоставляется право определить виды учебных практик и наполнить их содержанием (цели и задачи, программы и формы отчетности); дана свобода в определении форм, объема и структуры выпускной квалификационной работы.
4. Предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями науки и культуры, мастер-классы ведущих специалистов, экспертов.
5. Предлагается использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ, что позволяет учитывать и оценивать внеаудиторную и научно-исследовательскую работу студентов.
В ходе экспериментальной работы мы разработали несколько профилей обучения в рамках направления 050100 Педагогическое образование (4 года): Основы христианских культур и светской этики, Театрально-сценическое искусство, Экранные искусства, Музыкальное искусство, Вокальное искусство, Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Эстетика и эстетическое воспитание, Музейная педагогика, Организация тьюторской работы в образовании, Воспитательная работа и постановка культурно-досуговых мероприятий, Мультимедиа-технологии в индустрии досуга, Мультимедиа и звуко-режиссура в образовании, Компьютерная аранжировка и звуковой дизайн, Дизайн и компьютерная графика. Учебные планы перечисленных выше профилей разнятся в части вариативного профессионального цикла, в том числе предметами по выбору студентов. Обязательная вариативная часть представлена специальным модулем. Более подробно с содержанием подготовки можно ознакомиться в работе автора [7].
Данные профили оказались востребованными в связи с вводом в школы стандартов второго поколения, предусматривающих для учащихся обязательное дополнительное образование, реализовать которое должны педагоги, получившие специальную подготовку. Выпускники нашего вуза могут работать преподавателями, воспитателями, тьюторами в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также организаторами культурно-досуговой и просветительской деятельности.
1. Кудрина, Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.
2. Клячко, Т.Л. Модернизация российской системы высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. -М., 2007.
3. Очкина, А.В. Концепция изменилась? По следам реформаторов от образования // Левая политика. - 2007. - № 1; Скепсис: научнопросветительный журнал [Э/р]. - Р/д: http://scepsis.ru/library/id_1236.html
4. Система образования в США: справка. Высшие учебные заведения Великобритании: справка // Отечественные записки. - 2002. -№ 1(2) [Э/р]. - Р/д: http://www.strana-oz.ru/?numid=2&article=143
5. Лесков, С. Европе - бакалавров, родине - специалистов // Наука. Известия [Э/р]. - Р/д: http://www.inauka.ru/ search?q=Лесков&p=60&cnt=1298&a=checked&bday=24&bmon=10&byear=2007
6. Покровский, Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. -2004. - Т. VII. - № 4.
7. Кривых, С.В. Диверсификация в инновационном пространстве педагогического образования / С.В. Кривых, Е.П. Шарова // Проблемы
педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 14-й Международной научно-практич. конф. - СПб., 2013.
Bibliography
1. Kudrina, E.L. Diversifikaciya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v sfere kuljturih i iskusstva: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1999.
2. Klyachko, T.L. Modernizaciya rossiyjskoyj sistemih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ehkonom. nauk. -
M., 2007.
3. Ochkina, A.V. Koncepciya izmenilasj? Po sledam reformatorov ot obrazovaniya // Levaya politika. - 2007. - № 1; Skepsis: nauchno-prosvetiteljnihyj zhurnal [Eh/r]. - R/d: http://scepsis.ru/library/id_1236.html
4. Sistema obrazovaniya v SShA: spravka. Vihsshie uchebnihe zavedeniya Velikobritanii: spravka // Otechestvennihe zapiski. - 2002. - № 1(2) [Eh/r]. - R/d: http://www.strana-oz.ru/?numid=2&article=143
5. Leskov, S. Evrope - bakalavrov, rodine - specialistov // Nauka. Izvestiya [Eh/r]. - R/d: http://www.inauka.ru/
search?q=Leskov&p=60&cnt=1298&a=checked&bday=24&bmon=10&byear=2007
6. Pokrovskiyj, N.E. Transformaciya universitetov v usloviyakh globaljnogo rihnka // Zhurnal sociologii i socialjnoyj antropologii. - 2004. - T. VII. - № 4.
7. Krivihkh, S.V. Diversifikaciya v innovacionnom prostranstve pedagogicheskogo obrazovaniya / S.V. Krivihkh, E.P. Sharova // Problemih pedagogicheskoyj innovatiki v professionaljnoyj shkole: materialih 14-yj Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.
Статья поступила в редакцию 06.09.13
УДК377
Nazarenko M.A. INTEGRATION OF THE UNIVERSITY IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF A SMALL CITY (FOR EXAMPLE, DUBNA, MOSCOW REGION). This article presents a historical perspective on the concept of output socio-cultural space. The author examines the features of the integration of higher education in the social and cultural space of a small city on the example of science city Dubna.
Key words: integration, vocational education, mobility, educational model, content analysis, bricolage.
М.А. Назаренко, канд. физ.-мат. наук, директор филиала Московского гос. технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Дубна, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МАЛОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ДУБНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье представлена историческая ретроспектива выхода на понятие социокультурное пространство. Автор рассматривает особенности интеграции высшей школы в социокультурное пространство малого города на примере наукограда Дубна.
Ключевые слова: интеграция, высшее профессиональное образование, малый город, социокультурное пространство, педагогика, ноосфера, культурология.
Ученые различных направлений науки едины во мнении, что интеллектуальное творчество субъекта в любой сфере деятельности является определяющим фактором в деле создания нового социального пространства. В то же время все более очевидным становится осознание того, что само социальное пространство есть необходимое условие обретения личностью индивидуальной траектории развития. Таков дуальный характер социального пространства и его частного случая в виде социокультурного пространства.
Смена образовательной парадигмы - от концентрации отдельных образовательных учреждений к развитию региона в целом как территории образовательных инициатив - предполагает многогранное творческое развитие субъекта социокультурного пространства, в нашем случае вуза малого города, ориентированного на создание возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных траекторий.
Понятие «социокультурное пространство» до сих пор точно не определено, в педагогической отечественной литературе встречаются понятия «социокультурное пространство» и «социокультурная среда». Например, Кривых С.В. определяет социокультурную среду как «часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация и инкультурация личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования» [1, с. 7].
Попытки определить закономерности рождения и развития культурного пространства можно найти немецких диффузиони-стов (Ф. Ратцель [2], Л. Фробениус), которые ввели в научное обращение термин «культурный круг». Продолжили их идеи пред-
ставители так называемой «Венской школы» диффузионизма В. Шмидт и его ученик В. Копперс [3], которые ввели в обращение понятие пракультуры (нем.^ки^) и из нее выводили культуру первичную (Ритд^Ш^) и вторичную (Sekundдrkultur). По их мнению, эти типы культур были присущи в разные времена тем или иным человеческим племенам. Позднее классический диффузионизм трансформировался в гелиоцентрический, и его представители (австралийский этнолог Г.Э. Смит и английский антрополог В.Дж. Перри) полагали, что древний Египет - колыбель цивилизации, и всеми культурными и технологическими достижениями мы обязаны древним египтянам. Еще позднее появятся идеи, согласно которым все культурные инновации переносились в результате миграции значительных этнических групп, миссионерской деятельности, торговых контактов и в результате завоеваний одних народов другими. В середине прошлого века немецкий философ Освальд Шпенглер напишет, что культуры «подобны организмам, а мировая история есть их коллективная биография. Они рождаются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость». Несколько позднее теоретик-культуролог А.Й. Тойнби, будет рекомендовать рассматривать «цивилизацию» в религиозных, территориальных и политических характеристиках».
Мы согласны с таким взглядом и единственно применительно к социокультурному пространству нашего малого города, не претендуя на открытие новой цивилизационной теории, добавили бы культурные и образовательные характеристики, и получилась бы современная редакция определения А.Й. Тойнби. Имен-