Модульная программа - это программа, в основе которой находятся результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и которые соответствуют требованиям сферы труда, т.е. требованиям к деятельности в рамках профессии.
При реализации образовательного процесса в Институте повышения квалификации специалистов профессионального образования мы используем модульные дополнительные образовательные программы. Как показывает наш опыт целесообразным и наиболее эффективным является модульное структурирование образовательной программы. Основной дидактической целью модульной программы является подготовка специалистов к выполнению определенных видов деятельности. Конкретные действия или конкретные знания необходимые для выполнения определенного вида деятельности и являются обучающими элементами в модульной программе или дискретными единицами (Кривых С.В. [3, с. 43-45]).
Модульные программы представляют собой новое поколение программ, так как позволяют:
- за счет интеграции отдельных частей учебных дисциплин гибко реагировать на образовательный спрос и особенности интересов, стилей темпов обучения различных профессиональных групп;
- не столько передать те или иные знания, сколько сформировать при помощи знаний и опоры на социально-профессиональный опыт учителя ключевые компетентности;
- заменять модули в зависимости от целей программы, которые корректируются с учетом общенациональных и региональных приоритетов, перемещать модули, сохраняя общую логику содержания.
Именно модульные программы создают условия для лич-ностно - ориентированного обучения. Наличие качественных вариативных модульных программ повышает конкурентоспособность системы ДПО на рынке образовательных услуг. Данный факт подтверждается процессом обучения слушателей системы дополнительного профессионального образования по программам, имеющим модульный конструктор.
Библиографический список
1. Загвоздкин, В.К. Разработка и применение стандартов образования за рубежом: влияние уровня требований на учебный процесс / Школьные технологии. - 2009. - № 1.
2. Гунявина, Н.Л. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях. - СПб., 2008.
3. Кривых, С.В. Диверсификация профессионального образования на примере направления 050100 Педагогическое образование // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).
Bibliography
1. Zagvozdkin, V.K. Razrabotka i primenenie standartov obrazovaniya za rubezhom: vliyanie urovnya trebovaniyj na uchebnihyj process / Shkoljnihe tekhnologii. - 2009. - № 1.
2. Gunyavina, N.L. Metodicheskie rekomendacii po analizu professionaljnihkh kompetenciyj i razrabotke moduljnihkh obrazovateljnihkh programm, osnovannihkh na kompetenciyakh. - SPb., 2008.
3. Krivihkh, S.V. Diversifikaciya professionaljnogo obrazovaniya na primere napravleniya 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК 303
Protasevich A.V. THE CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS. On the basis of an introduced notion «method» and synthesis methods of pedagogical and sociological research, the researcher presents a practical synthesis of pedagogy and sociology. In the work sociological methods that haven't entered the theoretical basics of pedagogy have been used. Dissertation woks in the field of modern pedagogy were chosen to be the material for this research.
Key words: theoretical research methods, practical research methods, genesis of methods.
А.В. Протасевич, аспирант, начальник отдела мониторинговых исследований Тюменского областного
гос. института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье на основе введенного понятия «метод» и синтеза методов педагогического и социологического исследования представлен практический синтез педагогической и социологической наук путем выявления используемых методов социологии, не введенных в теоретическую базу педагогики на основе базы диссертационных исследований в области современной педагогики.
Ключевые слова: теоретические методы, эмпирические методы, генезис методов.
Профессиональная подготовка людей, способных вести научное исследование, включает множество составляющих компонентов. Для эффективного построения научного исследования необходимо знать ее составляющие. Сегодня, научное исследование как одна из форм познания представляет собой специфическую систему элементов, при помощи которых в науке происходит построение научного исследования. В качестве элементов системы в науке выделяют: научную проблему, субъект исследования, объект и предмет исследования, гипотезу, исходные познавательные задачи, методы познания и новое знание, научного знания и требования к этим элементам системы, отмечает С.В. Кривых [1, с. 186].
Современный этап педагогической науки характеризуется большим количеством используемых в педагогике теоретических и эмпирических методов исследования. На сегодняшний день
различают три уровня педагогических исследований: эмпирический, теоретический и методологический [2; 3]. В условиях информационного общества наблюдается опережение практической деятельности, появляются новые разновидности методов, происходит синтез педагогических методов. При этом в условиях информатизации наблюдается процесс медленного внедрения комбинированного метода в реальную практику, что в свою очередь показывает на проблему отставания в обновлении теоретической базы методов педагогического исследования.
Целью написания данной статьи стала возможность определения на основе введенного понятия «метод» и синтеза методов педагогического и социологического исследования практического синтеза педагогической и социологической наук путем выявления используемых методов социологии, не введенных
в теоретическую базу педагогики на основе базы диссертационных исследований в области современной педагогики.
Для решения данной задачи нами была проанализирована доступная электронная база диссертационных исследований Российской государственной библиотеки за несколько лет с территориальной диверсификацией (Москва, Тюмень, Омск). Анализ показал, какие методы наиболее популярны в использовании при научных педагогических исследованиях, какие методы используются реже и какие методы заимствованы из социологической науки, но по-прежнему не введены в теоретическую базу педагогики.
Итак, обобщим и проанализируем используемые методы в диссертационных исследованиях по педагогике 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Анализ диссертационных исследований позволяет выявить основные методы, используемые для написания диссертационных исследований по педагогике. Основными методами стали: изучение документов и результатов педагогической деятельности, анализ, наблюдение, эксперимент, анкетирование и моделирование. Использование данных методов прослеживается более чем в 50% работ.
С другой стороны, анализ диссертационных исследований позволил выявить методы, не введенные в теорию педагогики (не упоминаются у ведущих авторов). Такими методами стали: метод экспертных оценок (34,8%), систематизация (15%), классификация (12%), прогнозирование (8%), опытно-поисковая работа (6%), экстраполяция (5%), мониторинг (5%), игры (2%), фокус-группы (2%), диагностика (2%).
Дополнительно были выявлены специфические методы, используемые в особых исследованиях:
• Метод семантического дифференциала (темы: «Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников»; «Преодоление консервативно-либерального противостояния в отечественном образовании на основе национальной толерантности»);
• Медицинские методы (темы: «Управление школой-пансионом в современных условиях»; «Сельский профессионально-ориентированный многопрофильный лицей как инновационный тип образовательного учреждения»);
• Гомохромный (тема: «Становление и развитие образования в южно-зауральской провинции в 1719-1917 годах»);
• Скрининговое исследование (тема: «Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики»).
Далее, выявим особенности каждого из неспецифических методов исследования, дадим им соответствующую характеристику и, выясним, из каких наук заимствованы указанные выше категории:
1. Метод экспертных оценок - процедура получения оценки проблемы на основе мнения экспертов с целью последующего принятия решения. Основные методы: метод ассоциаций, метод бинарных сравнений, метод векторных предпочтений, метод фокальных объектов, индивидуальный экспертный опрос и метод средней точки. Методы экспертных оценок получили развитие во второй половине ХХ века. В 30-х годах американские психологи разработали методы экспертной оценки исследования влияния заинтересованности эксперта на характер суждения о будущих общественно-политических событиях.
Значительный вклад в теорию экспертных оценок сделан М. Кендэллом, опубликовавшим в 1955 году монографию, посвященную применению метода ранговой корреляции для анализа экспертных оценок. Появились в середине 60-х годов основанные на экспертных оценках методы решения сложных проблем, таких, как распределение ресурсов. Наиболее известными среди них являются PATTERN и QUEST. При использовании метода экспертных оценок возникают свои проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.
2. Систематизация и классификация - это действие (последовательность действий), в результате выполнения, которых определенное множество несвязанных элементов превращается в множество элементов, между которыми есть связи. Систематизацию можно выполнять разными способами. Например, одним из способов систематизации является классификация. Классификация - это система, элементы которой связаны между собой связями субординации.
3. Прогнозирование - определенное сочетание приемов (способов) выполнения прогностических операций, получение
и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза. В 1927 году В.А. Базаров-Руднев (философ, экономист) предложил 3 метода прогноза: экстраполяция, аналитическая модель, экспертиза. В настоящее время существует около 220 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются не более 10, среди них: фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, анкетирование), публикационные (в т.ч. патентные), цитатно-индексные, сценарные, матричные, моделирование, аналогий, построение графов и другие.
4. Мониторинг - непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им. Основная задача мониторинга - непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, когда можно получить ответы на вопросы:
• достигается ли цель образовательного процесса;
• существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
• существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
• соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося [4].
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии (впервые был использован в почвоведении, затем пришел в экологию и другие смежные науки). Педагогический мониторинг — это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Наиболее общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Более конкретизированное определение может быть таким. Мониторинг - это определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы. Методом повторных замеров накапливается и анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и нормативными документами.
5. Метод игр. Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Теория игр - это раздел прикладной математики, точнее - исследования операций. Чаще всего методы теории игр находят применение в экономике, чуть реже в социологии, политологии и психологии.
6. Метод диагностики. Педагогическая диагностика - это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов. Другими словами, сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. В качестве предмета педагогической диагностики выступают три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Иными словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат уровень знаний учащихся, степень социального и психического развития, что соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей. Таким образом, метод диагностики - это обобщающая характеристика, в основе которой используются конкретные методы педагогических исследований: тестирование, анкетирование, интервью, контент - анализ, результаты деятельности и другие.
7. Сравнительно-исторический (генетический) - научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. Известный в использовании в Древней Греции, общепризнанным метод становится лишь в 19 в., получив разнообразное применение в языкознании, в социологии, юриспруденции, литературоведении, этнографии, культуроведении и др. В буржуазной социологии 19 в. интерес к методу связан с идеями О. Конта и Г. Спенсера,
которые видели в нем основной метод социологического исследования. Э. Дюркгейм видел в сравнительной социологии сущность социологии вообще. В это же время предпринимаются попытки соединить данный метод в социологии со статистическими методами (А. Кетле, Бельгия), с анализом структуры систем и их эволюции. В современных условиях основная тенденция состоит в попытках соединения сравнительно - исторического метода со структурно-функциональным анализом, в выявлении процессов изменения различных социальных структур.
8. Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.
9. Контент-анализ - стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. Первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием ее еретичности. Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX - нач. XX вв. американские журналисты Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж. Кайзер.
Как теоретические, так и эмпирические методы используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования. В связи с этим к вышеперечисленным ме-
тодам следует добавить статистические и математические методы обработки результатов педагогических исследований:
- регистрация - запись информации на носитель с целью дальнейшего ее использования потребителем - человеком или ЭВМ;
- ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);
- шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.
Сравнительный анализ методов педагогики с методами исследования социологии ориентирует нас, из какой науки и/или дисциплины заимствованы те или иные методы педагогического исследования [5]. При этом, междисциплинарный синтез охватывает не только педагогическую и социологическую, но и другие науки, такие как философия, психология, экономика, статистика, естествознание и языковедение.
В заключение отметим, что выбор количественных или качественных социолого-педагогических методов исследования должно исходить от цели исследования. Отдельные педагогические методы, например, используемые в социологии обогащают ее, как и использование социологических методов в педагогических исследованиях обогащают теорию педагогики. Интеграция методов исследования различных научных областей можно рассматривать как способ приращения научных исследований в различных научных отраслях.
Библиографический список
1. Кривых, С.В. Методологические знания как необходимый элемент содержания образования // Методология профессионального образования: сборник науч. статей.- СПб., 2008. - Ч. 1.
2. Классификация методов педагогического исследования // Институт дополнительного образования. [Э/р]. - Р/д: http://www.ido.rudn.ru/ psychology/pedagogical_ psychology/2.html
3. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб., 2004.
4. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995.
5. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособ. для вузов. - М., 2010.
Bibliography
1. Krivihkh, S.V. Metodologicheskie znaniya kak neobkhodimihyj ehlement soderzhaniya obrazovaniya II Metodologiya professionaljnogo obrazovaniya: sbornik nauch. stateyj.- Spb., 2008. - Ch. 1.
2. Klassifikaciya metodov pedagogicheskogo issledovaniya II Institut dopolniteljnogo obrazovaniya. [EhIr]. - RId: http:IIwww.ido.rudn.ruIpsychologyI pedagogical_ psychologyI2.html
3. Obrazcov, P.I. Metodih i metodologiya psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. - SPb., 2004.
4. Yadov, V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metodih. - Samara, 1995.
5. Devyatko, I.F. Metodih sociologicheskogo issledovaniya: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК З78
Shchebelskaya E.G., Grudina M.V. DEVELOPMENT OF FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE BASED ON DEBATE METHOD IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The article is devoted to some pedagogical aspects of development of foreign communicative competence among customs officers in the system of additional professional education. The development of the competence is based on satisfying their needs for communication and knowledge in foreign language communication, which is realized in the course of professional foreign language teaching by applying a method of active teaching such as the Lincoln-Douglas debate method.
Key words: foreign communicative competence, socially significant needs, need for communication, need for knowledge, methods of active teaching, role-play, Lincoln-Douglas debate method.
Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, ст.н.с. лаборатории инноватики в педагогическом образовании ФГНУ Санкт-Петербургский Институт педагогического образования и образования взрослых РАО, г Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; М.В. Грудина, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков ГКОУ ВПО СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕТОД ДЕБАТОВ В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛБНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются педагогические аспекты развития иноязычной коммуникативной компетенции специалистов сферы таможенного дела в системе дополнительного профессионального образования на осно-