Научная статья на тему 'Особенности инновационного процесса в контексте креативности'

Особенности инновационного процесса в контексте креативности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИДЕЯ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Арина Валерьевна

В статье анализируется взаимосвязь между креативным и инновационным процессами в условиях новой экономики. Автором рассмотрена сущность, критерии, а также основные стадии инновационного процесса, выявлена зависимость между уровнем креативности общества и качеством осуществляемых в его пространстве инновационных процессов; кроме того, рассмотрено соотношение таких понятий как «инновационная экономика», «креативная экономика», «экономика знаний» и «информационная экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного процесса в контексте креативности»

Особенности инновационного процесса в контексте креативности Features of the innovation process in the context of creativity

Суворова Арина Валерьевна

Аспирант

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Suvorova Arina Valeryevna Graduate student

Institute of Economics, The Ural Branch of Russian Academy of Sciences

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь между креативным и инновационным процессами в условиях новой экономики.

Автором рассмотрена сущность, критерии, а также основные стадии инновационного процесса, выявлена зависимость между уровнем креативности общества и качеством осуществляемых в его пространстве инновационных процессов; кроме того, рассмотрено соотношение таких понятий как «инновационная экономика», «креативная экономика», «экономика знаний» и «информационная экономика».

Summary

This article analyzes the relationship between the creative and innovative processes in the new economy.

The author has considered the nature, criteria, and the main stage innovation process, dependence between the level of creativity of society and quality of innovation processes in its area, in addition, examined the relationship of concepts such as "innovation economy", "creative economy", "Economy knowledge "and" information economy".

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная экономика, идея, креативность.

Keywords: innovation, innovation process, innovative economy, idea, creativity.

Вопросы перехода российской экономики к инновационному вектору развития в сегодняшних условиях трансформации экономических систем, качественного преобразования их ресурсного потенциала приобретают особую актуальность. Основой такого перехода должна стать активизация инновационных процессов, протекающих в пространстве территориальных систем, причем необходимо учитывать, что в силу значительного интереса, вызываемого механикой осуществления таких процессов, исследователи выявляют все новые и новые факторы их успешности.

В силу особой роли, отводимой в настоящее время креативности (использование стандартных подходов, отсутствие способностей к творческому взгляду на развитие ситуации ставит субъекты в менее выигрышное положение по сравнению с другими участниками новой экономики) представляется важным рассмотреть влияние уровня креативности общества на успешность инновационных процессов, однако в первую очередь стоит уделить внимание сущности таких процессов.

В общем виде инновационным процессом можно назвать процесс, результатом (промежуточным результатом) которого является инновация (новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и/или экономики производства и/или реализации продукции, улучшающие ее потребительские свойства, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды, приносящие социально-экономический эффект [7]).

Термин «процесс» (от лат. processus - продвижение) трактуется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. [13] Таким образом, ключевыми характеристиками любого

процесса являются: последовательность (процесс включает в себя ряд этапов, итог каждого из которых служит обязательным условием инициации следующего) и результативность (итог процесса может носить как материальный (измеримый), так и нематериальный характер).

Следовательно, инновационный процесс можно представить в виде целенаправленной цепи действий, направленных на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований либо иных научнотехнических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок. [1] Американский исследователь Б. Твисс называет инновационным процессом превращение научного знания, научных идей, изобретений в физическую реальность, которая изменяет общество. [9]

Как видно из представленных выше определений, часто при характеристике инновационного процесса упор делается на действия, которые приводят к трансформации начального состояния инновации (т. е. проблемы, идеи, знания) в ее конечное состояние (готовому инновационному продукту, обладающему набором желаемых для инициаторов инновационного процесса характеристик).

В то же время взгляды разных исследователей как на начальные, так и на конечные этапы инновационного процесса различны; нет единства и в подходах к определению числа стадий, необходимых для того, чтобы инновационный процесс можно было бы считать эффективным.

Таблица 1 - Варианты выделения стадий инновационного процесса [1, 3, 11, 12, 20]

Исследователи Стадии инновационного процесса

Р. Норманн 1) инициация

2) реализация

Ф.А. фон Хайек 1) идея

2) реализация

3) социализация

Дж. Хэйдж, М. Эйкен 1) оценка 2) инициация 3) внедрение 4) рутинизация

С. Майерс, Д. Маргис 1) понимание проблемы 2) продуцирование идеи 3) процесс поиска решения проблемы 4) решение 5) внедрение и использование

А.Д. Макаров, А.В. Мосин 1) поисковые научно-исследовательские работы 2) прикладные научно-исследовательские работы 3) опытно-конструкторские и проектно-конструкторские разработки 4) освоение производства новой продукции 5) коммерциализация инноваций

В.П. Меньшов 1) фундаментальные теоретические исследования 2) прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки 3) опытно-конструкторские работы 4) разработка технологического процесса и его реализация при производстве новой продукции 5) подготовка к внедрению результатов разработок и обеспечение необходимых для этого условий 6) реализация новой продукции и ее практическое использование потребителями

И.Т. Балабанов 1) инициация 2) маркетинг инновации 3) выпуск (производство) инновации 4) реализация инновации 5) продвижение инновации 6) оценка экономической эффективности инновации 7) диффузия инновации

Г.Я. Гольдштейн 1) обзор рыночной ситуации 2) генерация идей 3) фильтрация идей 4) проверка концепции 5) экономический анализ 6) разработка и испытание продукта 7) пробный маркетинг 8) конечная реализация инновационного товара

В то же время, делать вывод о противоречивости рассмотренных позиций было бы не совсем верно: с содержательной точки зрения этапы инновацион-

ного процесса (рассмотренного с любой степенью детализации), могут быть объединены в 3 группы. Это:

- формирование оснований для зарождения инновации;

- процесс образования нововведения;

- получение эффекта от использования произведенного нововведения, т. е. превращение нововведения в инновацию.

Выделение в рамках инновационного процесса подобных качественных категорий соответствует классической триаде: идея - реализация - социализация (Ф.А. фон Хайек), которая может подвергнуться дальнейшей детализации (поскольку не противоречит ранее рассмотренным подходам к определению этапов инновационного процесса).

Рисунок 1 - Схема инновационного процесса

В большинстве случаев исследователей занимает проблема внедрения идеи в практическую деятельность и вопросы последующего распространения (коммерциализации) нововведения. В то же время, процесс зарождения идеи (выявление факторов и условий, способствующих или препятствующих этому процессу) представляет не меньший интерес.

С появлением концепции инновационной экономики (экономики знаний, креативной экономики) категория «идея» становится важным элементом хозяйственной деятельности. Тем не менее, особого внимания изучению содержания термина (в экономическом аспекте) в работах исследователей не уделяется, главным образом из-за того, что философская трактовка идеи как формы, предшествующей реальности, несущей в себя желаемые параметры возможных изменений и являющейся обязательным (хотя и недостаточным) условием преобразований реальности, вполне отвечает потребностям осмысления данного термина. Г ораздо большего внимания заслуживает исследование специфических параметров той среды, в рамках которой возникает значительное количество потенциальных решений имеющихся проблем. В связи с этим уместно говорить об особом типе экономики, отличительным свойством которой является открытость новым идеям, креативность.

Термин «креативность» (от лат. сгеайо - сотворение, создание) возник в психологии, где широкое распространение получил в 50-х гг. ХХ в. Однозначного подхода к сущности категории нет. Краткий психологический словарь понимает под креативностью уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. [8] В то же время Ю. Вагин отмечает, что ставить знак равенства между понятиями «творчество» и «креативность» не верно: термин «творчество» предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат восприятия, переработки и воспроизведения объективной реальности, тогда как «креативность» представляет собой, с одной стороны, одну из основных задач психики, с другой стороны, способность создавать субъективную модель мира в целях адаптации индивида к окружающей сре-

де. [2] Таким образом, творчество взаимосвязано с деятельностными процессами личности, их результатом, а креативность в большей степени ориентирована на саму личность, является ее субъективной характеристикой.

Наиболее комплексный подход в изучении креативности как самостоятельного феномена принадлежит американскому психологу Э.П. Торренсу, который определял креативность как чувствительность к проблемам, дефициту и пробелам знаний; объединение разноплановой информации; определение связанных с этим проблем; поиск их решения; выдвижение предложения и гипотезы о возможностях решения; проверку и опровержение этих гипотез; их усовершенствование; окончательное обоснование результата. [19] Таким образом, креативностью можно считать естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, а отличительной характеристикой определения, данного Э. П. Торренсом, является выявление зависимости параметров креативности не только от личностных качеств индивида, но и от внешних условий, побуждающих (или не побуждающих) его проявлять эти качества.

Несмотря на длительную историю изучения явления креативности далеко не все его стороны были исследованы: психология, концентрируясь на собственной проблематике, уделяет особое внимание генезису креативности, физиологическим основам ее происхождения, методам оценки креативности отдельного индивида, показателям креативности личности. Креативность группы людей, нации, общества оказалась за пределами исследования психологов.

Это не означает, однако, что вышеперечисленные аспекты остались без внимания ученых. Термин «креативность» активно распространяется во многие сферы: креативность становится не только характеристикой индивида (как это было в психологии), но и свойством сложноорганизованных систем отношений: появляется новый термин - «креативная экономика». Впервые это понятие было озвучено журналом Business Week в 2000 г. [4], в статье ав-

тор рассуждает о том, что ждёт корпорации в XXI веке, как будут они адаптироваться к условиям новой экономики, где всё больше и больше возрастает важность идей, а основным средством производства становятся интеллектуальные ресурсы. Таким образом, в основе экономики такого типа лежит способность субъектов решать возникающие (или потенциальные) проблемы с помощью нестандартных, оригинальных методов, что позволяет добиться высокой степени конкурентоспособности, получить дополнительные эффекты (как экономические, так и социальные).

С этого времени начинается активное изучение экономических параметров явления и креативных характеристик субъектов всех уровней экономической деятельности. В частности, искусствовед, член Консультационного совета по креативной экономике ООН Дж. Хокинс попытался проследить за результатами креативной экономики, выделив пятнадцать креативных индустрий (отраслей), производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок и оригинальных разработок. [17] Американский профессор, экономист и социолог Р. Флорида в отличие от Д. Хокинса в качестве критерия для определения места креативной экономики в структуре воспроизводства использует не отрасль, а род деятельности (профессию). Трудовой подход Р. Флориды базируется на определении креативного класса, состоящего из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов. К суперкреативному ядру им отнесены профессии в области программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ. Подкласс креативных профессионалов составили управленческие профессии, профессии в области бизнеса и финансов, профессии в области права, профессии в области здравоохранения (врачи и технические специалисты), руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами. [16]

Таким образом, одним из признаков креативной экономики можно считать высокую долю людей, занятых в определенных (требующих способностей к

творчеству, управлению, инновационному развитию) сферах общественного производства.

Сходные идеи можно найти и у эксперта Всемирного банка Ч. Лэндри, который отмечает, что в настоящее время в основе развития территории (города) лежат не традиционные факторы (местоположение, имеющиеся природные ресурсы и инфраструктура), а способности людей, их творческая активность, воображение, мотивация. [10]

Таким образом, о новой экономике уместно говорить как о «креативной экономике», т.е. основанной на креативных решениях. Но достаточно ли экономике быть креативной для того, чтобы инновационные процессы в ней протекали успешно?

Прежде чем делать вывод о соотношении таких параметров экономической системы как креативность и инновационность, необходимо разобраться, как связаны между собой достаточно близкие понятия «информационная экономика», «экономика знаний», «инновационная экономика» и «креативная экономика», какое из них может быть служить характеристикой «новой экономики».

В. А. Журавлев, оценивая зарубежные концепции этапов развития общества, противопоставляет информационную экономику (как период, наступающий после стадии постиндустриального развития), экономику знаний (как последующий этап) и инновационную экономику (как закономерный итог развития), при этом инновационное общество отождествляется с креативным (тем самым, «инновационность» и «креативность» трактуются как взаимозаменяемые термины).[5]

Между тем, противопоставление таких качеств как потребность в знаниях, информационная открытость, креативность и инновационность не совсем корректно.

Так, информационную экономику можно трактовать как современную стадию развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов [6], таким образом,

средством экономического развития в условиях становления экономики такого типа выступает доступность информации, а сама информация получает статус экономического блага, которое, хотя и отличается по ряду своих характеристик от традиционных благ, в сегодняшних условиях выступает в качестве одного из полноправных экономических ресурсов.

Под экономикой знаний понимается такой тип экономики, в котором решающую роль играют знания (как основной источник ее развития). В частности, американский ученый П. Друкер писал, что распространение информации будет приводить к серьезным изменениям в обществе, и знания станут фактором роста производительности. [15]

Термины «информация» и «знание» достаточно близки друг к другу, но большинство исследователей разделяют эти понятия. П. Дасгупта и П. Дэвид отмечают, что информация представляет собой преобразованное (адаптированное) знание [18], по мнению И. Нонаки и Х. Такеучи, знание, в отличие от информации, связано с убеждениями, приверженностью (знание - это функция некоторой точки зрения), и действием [14].

Следовательно, с точки зрения содержания информация и знания могут быть разграничены, однако определить «первичность» какой-либо из этих категорий не представляется возможным: с одной стороны, основой для любого информационного сообщения является субъективное знание, с другой стороны, знание не возникает само по себе: оно основывается на информации. Кроме того, процесс «превращения» знания в информацию (и обратно) непрерывен и обусловлен постоянным вовлечением в него новых участников

- «генераторов» знаний и «трансляторов» информации.

Таким образом, и информация, и знание являются категориями, в современных условиях лежащими в основе развития любого хозяйствующего субъекта. Однако знание (как субъективированная информация, воспринятая и переработанная) выступает не ресурсом (который лишь несет в себе определенный потенциал), а инструментом активных преобразований. Изменения в экономике нового типа обеспечиваются, таким образом, функционировани-

ем системы генерации, передачи и обработки знаний, которую можно представить как сложную многокомпонентную структуру с большим количеством разноуровневых связей, функционирование которой является стартовым условием любой инновации (как результата творческой деятельности хозяйствующего субъекта). При этом знание представляет собой начало новой экономики, которое может видоизменяться под влиянием различных факторов: все стадии преобразования знания взаимосвязаны друг с другом, а переход от одной к другой обусловлен постоянным обогащением имеющейся информации и, как следствие, приращением новых знаний. В то же время инновация, являясь принципиально новым элементом воспроизводственного процесса, обогащающе воздействует на информационные взаимодействия в экономике, пополняя уже сформировавшуюся систему знаний и корректируя сложившиеся макропропорции.

Осуществление инновационного процесса невозможно без постоянной генерации ранее не известных подходов к возникающим проблемам, причем появление таких подходов зачастую инициируется развитием интеллектуального потенциала общества, приращением и совершенствованием всего комплекса знаний. Необходимо учитывать также, что достижение позитивного результата (создание инновационного продукта) возможно только в том случае, если среда функционирования всех элементов новой экономики обладает свойствами информационной открытости, условия, в которых осуществляется экономическая деятельность, благоприятствуют инновационному развитию, а деятельностные субъекты креативны. Креативность представляется важнейшим качеством новой экономики; ее характеристикой, обеспечивающей возможность осуществления инновационных процессов:

Идея Нововведение Инновация

Креативный Процесс во- Процесс ком-

процесс площения идеи мерциализации

---------------------------------------------------------------------------►

Инновационный процесс

Рисунок 2 - Ключевые составляющие инновационного процесса Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что в настоящее время критерии успешности экономических систем заметно отличаются от тех условий, которые влияли на деятельность хозяйствующих субъектов ранее: ведущим ресурсом новой экономики становится информация, главным инструментом преобразований - знания, свойством экономики - креативность, а результатом деятельности - инновационный продукт (который может быть выражен как в материальной, так и в нематериальной форме). В связи с этим особый интерес исследователей начинают вызывать начальные стадии инновационных процессов, критерии креативности общества, параметры зарождения новых идей.

В то же время необходимо понимать, что инновационный процесс представляет собой чрезвычайно сложную по своей природе совокупность стадий, сбой в каждой из которых может привести к проблемам с достижением ожидаемого результата. Креативный процесс является базовым (обязательным) элементом процесса инновационного, его начальным этапом, однако на практике нередки ситуации, когда инновационные экономические системы не участвуют в креативной деятельности (а творческие структуры не способны производить инновации): между инновационными и креативными процессами, протекающими в обществе, нельзя ставить знак равенства.

Библиографический список

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.

2. Вагин Ю. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персо-нологии и психопатологии. Пермь, 2002.

3. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Таганрог, 1998.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.aup.rU/books/m23/2.htm.

4. Дацык А.А. Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом // Сборник материалов Второй международной научно-

практической конференции «Проблемы развития инновационнокреативной экономики». М.: Креативная экономика, 2010.

5. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть1) // Креативная экономика, 2008. № 4 С. 3-8.

6. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. Учебное пособие. СПб.:Питер, 2006.

7. Котлярова С.Н., Ли В.А., Суворова А.В. Инновационная и инвестиционная инфраструктура региона: факторы, тенденции и подходы к развитию в современных условиях. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.

8. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

9. Лелякова Е.С., Степанова Т.А. Научно-методическое обеспечение плани-

рования инновационной деятельности субъекта хозяйствования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http ://masters. donntu.edu.ua/2011/ iem/lelyakowa/library/tez 1.htm

10. Лэндри Ч. Креативный город. М.: «Классика XXI», 2005.

11. Меньшов В.П. Стадии и модели инновационных процессов на промышленных предприятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990193_West_econ_finans_2005_1( 7)/54.pdf.

12. Мосин А.В. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ftp://194.226.213.129/text/mosrn_99_80_83.pdf.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996.

14. Своп У. и др. Как превратить знания в стоимость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

15. Сербиновский Б.Ю., Захарова О.С. О содержании терминов «инновационная экономика», «новая экономика» и «экономика знаний» // Научный журнал КубГАУ, 2010. № 61.

16. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: «Классика XXI», 2011.

17. Хокинс Дж. Креативная экономика. М.: «Классика XXI», 2011.

18. Цыплакова Д.А. Специфика экономической природы знания как объективной основы механизма диффузии знаний // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». М.: Креативная экономика, 2010.

19. Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии, 1991. N 1. С. 27 - 32.

20. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.