Научная статья на тему 'Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России'

Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4109
781
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КАПИТАЛ / CREATIVE ECONOMY / INDUSTRIES / INTELLECTUAL PROPERTY / CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылова О. С., Дубская Е. С.

Важнейшей составляющей стратегии модернизации экономики на современном этапе выступает переход от сырьевой модели развития к креативной, превращение России в технологически динамичную страну, способную разрабатывать, производить и применять высокие технологии, инновации для крупномасштабного производства конкурентоспособных товаров и услуг. В статье анализируется понятие «креативная экономика», его основные характеристики и принципы. В заключении приводятся основные направления становления и развития креативной экономики в целом и индустрий в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World experience of emerging of the creative economy and the opportunities of its use in Russia

The most important part of modernization strategy of the economy on the modern stage is transition from resource development to creative, Russia''s transformation into a technologically dynamic country, capable to develop, produce and use high technologies, innovations for large-scale production of competitive goods and services. The article examines the concept of the «creative economy», its main characteristics and principles. The conclusion presents the main directions of emerging and development of creative economy in general and industries in particular.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5

МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ экономики И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

БЕЛОКРЫЛОВА О.С.,

декан экономического факультета, доктор экономических наук, профессор,

Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];

ДУБСКАЯ Е.С.,

аспирант экономического факультета, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

Важнейшей составляющей стратегии модернизации экономики на современном этапе выступает переход от сырьевой модели развития к креативной, превращение России в технологически динамичную страну, способную разрабатывать, производить и применять высокие технологии, инновации для крупномасштабного производства конкурентоспособных товаров и услуг.

В статье анализируется понятие «креативная экономика», его основные характеристики и принципы. В заключении приводятся основные направления становления и развития креативной экономики в целом и индустрий в частности.

Ключевые слова: креативная экономика; индустрии; интеллектуальная собственность; капитал.

WORLD EXPERIENCE OF EMERGING OF THE CREATIVE ECONOMY AND THE OPPORTUNITIES OF ITS USE IN RUSSIA

BELOKRYLOVA O.S.,

The Dean of economic faculty, Doctor of Science, Professor,

Southern Federal University, e-mail: [email protected];

DUBSKAYA E.S.,

Postgraduate student of economic faculty, Southern Federal University, e-mail: [email protected]

The most important part of modernization strategy of the economy on the modern stage is transition from resource development to creative, Russia's transformation into a technologically dynamic country, capable to develop, produce and use high technologies, innovations for large-scale production of competitive goods and services.

The article examines the concept of the «creative economy», its main characteristics and principles. The conclusion presents the main directions of emerging and development of creative economy in general and industries in particular.

Keywords: creative economy; industries; intellectual property; capital.

JEL classification: F00, D8.

© О.С. Белокрылова, Е.С. Дубская, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Современное развитие мировой системы характеризуется новым этапом, свидетельствующим о переходе экономик развитых стран к постиндустриальному типу, основанному на доминировании знаний, сферы услуг, интеллектуального труда, достижений наук и культуры, инноваций, глобальных информационных систем и новейших технологий сервисного бизнеса.

В настоящее время стремятся перейти к стадии креативного развития страны ЕС и Китай, а находятся на этой стадии Япония, США и Ю.Корея.

Широкое распространение термин «креативность» (от лат. creatio - создание, сотворение) получил в психологии в 1950-х гг. Креативность сейчас считается свойством сложноорганизованных систем отношений, а не только характеристикой индивида, чем вызвано появление нового термина - «креативная экономика». Впервые это понятие было упомянуто в 2000 г. в журнале Business Week. В ней автор рассуждает об изменении роли корпорации в XXI в., возможностях их адаптации к условиям новой экономики, когда возрастает значимость идей, а ключевым фактором производства становятся интеллектуальные ресурсы. В основе креативной экономики лежит способность субъектов решать возникающие и потенциальные проблемы с помощью нестандартных методов, позволяющих достичь высокой степени конкурентоспособности и получить дополнительные экономические и социальные эффекты.

Основополагающими работами в данной сфере считаются труды Дж. Хокинса, члена Консультационного совета по креативной экономике ООН, и Ч. Лэндри. Они рассматривают креативность как главный фактор создания современного уклада жизни и необходимый атрибут эффективного развития новой экономики.

В частности, Джон Хокинс, пытаясь проследить результаты креативной экономики, вычленяет 15 креативных индустрий, генерирующих интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав и торговых марок (Хокинс, 2011. С. 10). Подобный подход характерен для британского Департамента развития программ креативных индустрий, который характеризует креативную деятельность как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (DCMS, 2001. P. 23).

В отличие от Дж. Хокинса, Р. Флорида в качестве признака для определения места креативной экономики в системе воспроизводства прибегает к роду деятельности (профессию), а не отрасли (Флорида, 2007. С. 13). Трудовой подход Флориды основывается на определении креативного класса, который состоит из двух подклассов: суперкреа-тивного ядра (профессии в области программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ) и креативных профессионалов (управленческие профессии, профессии в области бизнеса и финансов, профессии в области права, профессии в области здравоохранения, руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами). Поэтому одним из основных признаков креативной экономики является высокая доля людей, занятых в определенных (требующих творческих способностей, управленческих компетенций и знаний в сфере инновационного развития) сферах общественного производства. Сходные идеи обнаруживаются и у Ч. Лэндри, который подчеркивает, что сейчас в основе городского развития лежат не классические факторы производства, а способности людей, их воображение, творческая активность и мотивация (Лэндри, 2011. С. 19).

По нашему мнению, креативную экономику следует рассматривать системно, в широком смысле. В таком случае она выступает как:

- постиндустриальная экономика, поскольку увеличивается и начинает доминировать доля сферы услуг, а не сфера производства;

- информационная экономика, так как информация (знания, наука) играют в ней ведущую роль как фактор производства и преобладает роль творческого труда;

- инновационная экономика, поскольку знания предоставляют возможность порождать непрерывный поток нововведений, соответствующий требованиям динамично меняющихся потребностей, а зачастую и формирующий их. Принципиальным отличием креативной экономики от инновационной является акцентирование основного вклада в развитие индустрии инноваций со стороны креативного сектора экономики, рассматриваемого в качестве ключевого (креативность выступает в качестве характеристика инноваций);

- глобальная сетевая экономика, поскольку в креативной экономике взаимодействие между носителями «идеи» опосредуется широкими сетевыми связями в мировом масштабе (возникновение сети Интернет как новой инфраструктуры экономики);

- экономика знаний, поскольку в ней растет значение человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.

Основное отличие креативной экономики от традиционного экономического уклада заключается в том, что главный инструмент в ней - это знания, ресурс - информация, а продукт - инновация. Таким образом, концепция креативной экономики объединяет такие разрозненные понятия, как «информационная экономика», «экономика знаний» и «инновационная экономика» (Дацык, 2010. С. 20).

Сырье креативной экономики - талант порождать новые, оригинальные идеи и превращать идеи в экономический капитал и продаваемые продукты.

Ключевыми факторами эффективного становления, роста и развития креативной экономики являются человеческий капитал, внутренний спрос, инновации, инвестиции, технологическая, организационная и институциональная модернизация, а также созидательная деятельность всех субъектов рынка. Обеспечивающие факторы - эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент.

Необходимо также различать такие понятия, как «креативный кластер», «креативные индустрии» и «креативная экономика».

Креативный кластер - общность людей, обладающих творческим потенциалом и возможностью генерировать инновационные идеи и продукты. Предприятия, входящие в кластер, взаимодополняют друг друга, что приводит к увеличению эффекта за счет синергии.

Понятие креативной индустрии появилось около двадцати лет назад, оно объединяет творческую и коммерческую составляющие современной экономической системы. Креативные индустрии относятся к четвертичному сектору экономики, основывающемуся на генерации и распространении знаний и информации, а также экономически успешных продуктов, имеющих некую культурную ценность. Творческие индустрии - это «та деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (Гнедовский, 2013). Основная задача творческой индустрии - создать и реализовать «творческий продукт».

Творческие индустрии производят товары и услуги, включая и идеи, которые затем становятся ресурсами для инновационного процесса и других отраслей экономики как в научном, так и в технологическом смысле.

Креативные индустрии позволяют: генерировать прибыль; создавать новые рабочие места, новые индустрии; способствовать росту выпуска традиционных видов продукции; модернизировать промышленные процессы; содействовать реструктуризации производства; создавать новые рынки и «мягкие» инфраструктуры для культурного туризма; улучшать промышленную инфраструктуру и инвестиционное окружение; способствовать возрождению пришедших в упадок городских районов; усиливать конкуренцию и дать толчок инновационному развитию; обеспечивать рост торговли; увеличивать производительность труда и количество высококвалифицированных человеческих ресурсов.

Креативная экономика - экономика, в которой люди, «зарабатывающие на идеях», работают во всех секторах экономики. Она базируется на следующих ключевых принципах, не отрицая основных позиций рыночной экономики:

• доминирование интеллектуальной (нематериальной) экономической продукции, а не материальной;

• основным активом на предприятиях любых форм собственности являются интеллектуально-креативные ресурсы, рациональное управление которыми обеспечивает эффективное использование материальных и финансовых ресурсов фирм и организаций;

• преобладание качественной оценки эффективности производственной, логистической, торговой и других видов предпринимательской деятельности;

• получение прибыли обеспечивается через потребительную стоимость (полезность) экономических продуктов, в которых основную стоимость имеет их интеллектуальная, а не материальная составляющая;

• главенство человека при разработке систем управления как источника интеллектуально-креативных ресурсов, действующего в условиях человеко-машинных, человеко-информационных, человеко-коммуникационных и тому подобных систем. Основной ресурс общества - творческая деятельность человека.

• при производстве любых экономических продуктов обеспечивается свободный, эффективный и целенаправленный обмен творческой энергией между всеми участниками рынка.

Спорным является и вопрос о классификации креативных индустрий (табл. 1).

Таблица 1

Классификация творческих индустрий

Модель Великобритании (DCMS) Символическая текстовая модель Модель концентрических кругов Модель охраны авторских прав (WIPO)

• Реклама • Архитектура • Искусство и антиквариат • Ремесло • Дизайн • Мода • Кино и видео • Музыка • Представления • Издательская деятельность • Software • TV и радио • Видео и компьютерные игры Ядро культурных индустрий: • Реклама • Кино • Интернет • Музыка • Издательская деятельность • TV и радио • Видео и компьютерные игры Периферия культурных индустрий: • Креативное искусство Пограничные культурные индустрии: • Бытовая электроника • Мода • Software • Спорт Ядро креативных индустрий: • Литература • Музыка • Представления • Визуальное искусство Другие индустрии ядра креативных индустрий: • Кино • Музеи и библиотеки Культурные индустрии в «широком смысле»: • Культурное наследие • Издательская деятельность • Звукозапись • IV и радио • Видео и компьютерные игры Связанные индустрии: • Реклама • Архитектура • Дизайн • Мода Ядро индустрий, охраняемых авторским правом: • Реклама • Управление коллекциями • Кино, видео, музыка • Театр и опера • Пресса и литература • Software и базы данных • TV и радио • Фотография • Визуальное и графическое искусство Взаимозависимые индустрии: • Чистые материалы для записи • Бытовая электроника • Музыкальные инструменты • Бумага • Копировальное оборудование, фотографическое оборудование • Производство и продажа TV • Радио и рекордеры • Компьютеры и оборудование • Инструменты кинематографии Частично охраняемые авторским правом индустрии: • Архитектура; Одежда, обувь; Дизайн и мода; Товары для дома; Игрушки

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Многие исследователи считают ошибочным включать в креативные индустрии 1Т, программное обеспечение, компьютерные игры и спорт. Однако, мы остановимся на расширенной трактовке креативных индустрий (рис. 1).

Рис. 1. Классификация творческих индустрий в соответствии с классификацией ЮНКТАД (UNCTAD, 2010. P. 38)

Зарождающаяся креативная экономика становится основным компонентом экономического роста, занятости, торговли, инноваций и социальной сплоченности в наиболее развитых странах, а основным источником экономического роста, конкурентоспособности и занятости выступает взаимосвязь между секторами культуры и производства. Интеграция современных творчески-экспериментальных подходов и предпринимательства создает инновационные идеи в области бизнеса, а способность творческих индустрий разрабатывать стиль и дизайн в сочетании с маркетинговыми навыками способствуют преобразованию более крупных производств, позволяя им выдержать усиливающуюся конкуренцию.

Креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного системного подхода (рис. 2), в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение, практическая направленность.

Особенности креативной экономики как системного феномена:

- высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека;

- инновационный характер развития экономики;

- прорыв в области ИКТ;

- сетевой и глобальный характер знаний;

- появление новых методов и способов управления человеческим капиталом;

- формирование НИС как институциональной основы экономики;

- новый порядок взаимодействия участников рыночного обмена: потребитель идеи участвует в ее создании;

- высокая степень неопределенности;

- острая необходимость генерации новых знаний, идей.

Раньше предприниматель мог обладать пятью факторами производства - труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация, но в условиях новой креативной экономики добавляется еще один фактор -

идея. И парадоксально то, что, не обладая первыми четырьмя факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские

способности), только на последних двух можно начать бизнес, обладая информацией о потребности и идеей, как ее решить.

Качественная НИС и креативные индустрии служат основной частью фундамента креативной экономики. Креативным ядром, мотором новой экономики выстепает венчурный бизнес. Основной драйвер креативной экономики -свободная конкуренция. В креативной экономике происходит замещение физического капитала на человеческий капитал в качестве основного фактора развития и доли в национальном богатстве (в передовых странах - 70-80%). Процесс развития нового типа экономики заключается в повышении качества человеческого капитала, качества жизни и в производстве знаний, новых технологий, инноваций и услуг высокого качества.

Основным противоречием, лежащим в основе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, является разногласие между творческими ограничениями промышленной, организационной эпохи и объективной

потребностью общества в активизации и поощрении творческих способностей человека. Это противоречие проявляется между высоким креативным потенциалом и бюрократической и зарегламентированной системой индустриального общества, между креативностью и жестким контролем.

30 марта Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Программа развития ООН (ПРООН) в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке совместно представили доклад «Креативная экономика-отчет за 2010 г.», в котором сообщается, что креативная индустрия в противостоянии глобальному кризису намного сильнее, чем традиционные индустрии. Кроме того, в докладе подчеркивается, что креативная индустрия как новая тенденция всемирного экономического развития играет специфическую роль в стимулировании восстановления глобальной экономики. В докладе говорится, что креативная индустрия - один из источников динамичного экономического развития. В этом отчете креативные индустрии определяются как «пересечение и интеграция искусства, культуры, бизнеса, инноваций и новых бизнес-моделей, составляющих цикл создания, производства и распределения товаров и услуг, использующих интеллектуальную собственность как первичную затрату»(UNCTAD, 2010).

Основная «добавленная стоимость» в креативной экономике будет создаваться в процессе творчества, благодаря новым знаниям и праву интеллектуальной собственности на результаты такого труда. В свете развития экономики потребления победителями на рынке станут те производители, которые смогут максимально использовать «добавленную ценность», создаваемую за счет стиля, имиджа, электронного маркетинга и рекламы, - т. е. всего того, что производят творческие индустрии. Современные рынки характеризуются высокой степенью специализации и изменчивости, сложными взаимозависимыми колебаниями цен, т. е. требуют от производства особенностей, типичных для предприятий из сектора творческих индустрий. К тому же, большинство продуктов творческих индустрий перемещается по миру, не требуя транспортировки, что создает предпосылки для дальнейшего развития творческих индустрий в условиях глобализации.

Креативная экономика опирается на развитую систему венчурного капитала. Продуктом креативной экономики являются не только новые товары, но и формирование новых институтов и систем производства.

К результатам проявления креативности в экономике относятся развитие аутсорсинга (контрактного производства) и «виртуальных компаний», которые передают субподрядчикам практически все - производство, логистику, рекламу, бухгалтерию, сохраняя за собой лишь небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и разработчиков. Такие фирмы сохраняют за собой только те функции, которые связаны с производством интеллектуальной собственности, творческими разработками или торговой маркой.

В креативном обществе создаются сети технополисов, технопарков и технологических центров, где на ограниченной территории разрабатываются инновационные технологии и развиваются наукоемкие производства.

«Технологическая и экономическая креативность рождается и создается при взаимодействии с художественной и культурной креативностью» (Флорида, 2007. С. 4). Другими словами, знания могут перетекать от художников к другим работникам, что увеличивает эффективность и производительность последних, а также их доходы. Для отраслей экономики, активно использующих культурные блага и символический капитал культуры и искусства в качестве ресурсов (реклама, дизайн, 1Т-продукты развлекательного характера и т. д.), очевидны преимущества от сотрудничества со сферой искусства.

Государство играет центральную роль в креативном обществе. Ключевыми функциями государства в креативном обществе является защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институциональной среды, способствующей генерации инноваций. Центральные бюджеты европейских стран используют несколько каналов финансирования на поддержку сферы культуры и искусства: в форме прямого финансирования; при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Во многих странах широкое распространение получили гранты, содержащие условия встречного финансирования (Абанкина, 2012. С. 139). В Европе этот механизм впервые начал применяться в Великобритании, а затем и в странах континентальной Европы. Задачей подобных грантов является не только улучшение финансового положения организаций культуры, но и содействие их адаптации к рыночной среде. Они побуждают их внедрять корпоративные методы управления, стимулируют повышать уровень самообеспечения за счет развития коммерческой деятельности, а также привлекать негосударственные финансовые источники.

Ожидается, что государственные финансы и инвестиции в креативную экономику будут простираться за пределы министерств культуры и будут вовлекать министерства, ответственные за промышленное развитие, технологии и финансы. Старт-ап финансирование часто сложно получить из-за туманных перспектив на рынке креативной продукции; прогноз спроса на креативные блага труден, т. о. инвесторы (государственные и частные) рассматривают такие проекты как высокорисковые. Иногда у фирм есть доступ к государственным инвестиционным программам, бизнес-инкубаторам и частным венчурным фирмам. Однако трудности получения финансирования продолжаются на операционной стадии креативного бизнеса, когда необходим оборотный капитал, а фонды расширения бизнеса тоже в дефиците.

Финансирование может идти из разных источников: разного сорта государственных программ; частных инвестиций; венчурного капитала; ГЧП; грантов от фондов; схем освобождения от налогов культурно-социально ответственных компаний; но другие альтернативы тоже стоит рассмотреть. Схемы микрокредита - жизнеспособный вари-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ант, который позволит облегчить финансирование государственными и частными кредитными учреждениями малых креативных предприятий и независимых художников в развивающихся странах, особенно на этапе старт-апа.

Учреждение Межминистерского руководящего комитета по креативной экономике может быть предусмотрено как постоянный институт, играющий ключевую роль в формировании государственной политики и вовлекающий государственных чиновников от всех соответствующих министерств. Такой комитет поможет установить диалог с ключевыми профессиональными ассоциациями и учреждениями креативного сектора, что позволит лучше отвечать требованиям и ожиданиям творческих профессионалов.

Следующий шаг - основание Центра креативной экономики (на национальном, муниципальном и региональном уровнях) как платформы, облегчающей сетевое взаимодействие и сотрудничество, обмен опытом, сбор и распространение информации, исследований и политики, и упрощающий взаимодействие между креативным бизнесом, частным сектором и учебными заведениями. Он был бы местом встречи креативных практиков, где могли бы проводиться семинары и увеличивающие потенциал мероприятия как стимул для креативности и инноваций.

Распространенная в мире модель C-ITET (Creative - Innovation, Technology, Entrepreneurship, Trade) должна укрепить связь между креативными инвестициями, технологиями, предпринимателями и торговлей. Эффективная государственная политика будет стимулировать инвестиции частного сектора, привлекая технологии, и поэтому приводя ведомую экспортом стратегию к фирмам креативных индустрий. Упорядоченные механизмы побудили бы благотворительные круги оптимизировать воздействие целевых инвестиций в самые конкурентоспособные креативные индустрии.

Инвестиции, предпочтительно ПИИ, стимулировали бы инновационные знания или использование более передовых технологий, особенно инструментов ИКТ, облегчая проникновение на рынок креативной продукции. Торговля - ключевой элемент модели, т. к. в последние годы креативные индустрии - один из самых наиболее динамично развивающихся секторов в мировой торговой системе.

Таким образом, в современных условиях императивами креативного типа развития становятся следующие элементы:

1. Человеческий капитал с точки зрения функционального анализа может быть охарактеризован как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков данного индивида.

2. Структурный капитал в форме интеллектуальной собственности: изобретений, копирайтов, торговых марок, торговых секретов, патентов, технологий, лицензий; и инфраструктурных активов: организационных стратегий, системы управления, корпоративной культуры, внутренних сетей и т. д. Относительно интеллектуальной собственности как ключевого стратегического ресурса в обеспечении конкурентоспособного производства креативных индустрий следует отметить, что руководители компаний-мировых лидеров первыми осознали, что формирующаяся в настоящее время креативная экономика породила новую окружающую среду конкуренции, в которой борьба идет за исключительные права на новые идеи и изобретения, использование которых способствует росту конкурентоспособности производства, получению сверхприбылей и т. д.

3. Внешний (социальный) капитал - связи с внешней средой: капитал потребителей, капитал поставщиков, капитал кооперации, капитал местного сообщества, капитал связей с властью, конкурентный капитал.

Ключевыми структурными элементами системы расширенного инновационного воспроизводства экономики выступают: подсистема генерации знаний; сфера образования и профессиональной подготовки, обеспечивающая формирование человеческого потенциала; подсистема производства креативной продукции и услуг; инновационнокреативная и инвестиционная инфраструктура, включающая каналы финансового обеспечения воспроизводства инновационного потенциала.

Таким образом, интенсификация в последнее десятилетие процессов глобализации, регионализации, модернизации и трансформации хозяйственных системы выдвигает в качестве прогрессивного - креативный тип развития, направленность и темпы которого определяются человеком, как генератором нововведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Абанкина Т.В. (2012). Многоканальное финансирование культуры и искусства: зарубежный опыт // Журнал новой экономической ассоциации. № 2 (14). С. 139.

Гнедовский М. (2013). Творческие индустрии: политический вызов для России // Доступно на: http://www.stra-na-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата доступа: 10.04.)

ДацыкА.А. (2010). Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом // Проблемы развития инновационно-креативной экономики. Сборник докладов. М.: Креативная экономик. С. 20.

Лэндри Ч. (2011). Креативный город. М.: Классика-XXI век. С. 19.

Флорида Р. (2007). Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI. С. 13.

ХокинсДж. (2011). Креативная экономика. М.: Классика-XXI век. С. 10.

DCMS (2001). Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London.

UNCTAD (2010). The Creative Economy Report. London, pp. 38.

REFERENCES

Äbankina Т.V. (2012). Multi-channel financing of culture and art: foreign experience. Journal of new economic association, no. 2 (14), pp. 139. (In Russian.)

DacikÄ.Ä. (2010). Study of trends in the creative economy in Russia and abroad. The Problems of development of innovative and creative economy. Collection of reports. Moscow. Creative economy. (In Russian.)

DCMS (2001). Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London.

Florida R. (2007). The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work. Moscow. Classic-XXI century, pp. 13. (In Russian.)

Gnedovski M. (2013). Creative industries: political challenge for Russia. Available at: http://www.strana-oz. ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii. (In Russian.)

Howkins J. (2011). Creative economy. Moscow. Classic-XXI century, pp. 10. (In Russian.)

Landri Ch. (2011). The creative city. Moscow. Classic-XXI century, pp. 19. (In Russian.)

UNCTAD (2010). The Creative Economy Report. London, pp. 38.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.