Креативная экономика: сущность и проблемы развития
Степанов Александр Аннаярович,
д.э.н., профессор;
Савина Маргарита Витальевна,
д.э.н., доцент
Аннотация. В статье раскрыта авторская точка зрения на сущность и содержание термина «креативная экономика»; уточнены особенности ее формирования в условиях научно-технического прогресса и постиндустриального общества; определены основные направления и тенденции ее развития - прогресса и регресса; обосновано направления формирования адекватной особенностям креативной экономики системы менеджмента.
Ключевые слова: креативная экономика; тенденция прогресса и регресса; нестандартные управленческие решения; система социально-экономических отношений; инновационная деятельность; креативный менеджмент
Abstract. The article deals with the author's point of view on the nature and scope of the term " creative economy "; refined features of its formation in the scientific and technological progress and post-industrial society , the basic directions and tendencies of its development - progress and regress ; justified direction to establish an adequate system features the creative economy management.
Keywords: creative economy , the trend of progress and regress ; unusual managerial decisions , a system of socio - economic relations, innovation , creative management
Понятие «креативная экономика» все чаще встречается в лексиконе экономистов и управленцев. По мнению многих известных ученых, креативная экономика становится и будет в дальнейшем одной из главных форм социально-экономического развития. По их мнению, формирование соответствующей интеллектуальной среды, всей системы социально-
экономических отношений будет способствовать раскрытию творческих способностей людей, созданию ими новых творческих идей и успешной их реализации в жизнь. Именно креативная экономика будет являться механизмом раскрытия творческой энергии людей в новых социально-экономических условиях постиндустриального общества.
Термин «креативная экономика» впервые был введен в научный оборот в 2000 г. Джоном Хокинсом. Первоначально в соответствии с его концепцией, креативная экономика нашла отражение в успешно развивающемся креативном бизнесе. По его мнению, особенность креативной экономики проявляется в системе специфических социально-экономических отношений между собственно экономикой и творческим подходом к ее развитию и совершенствованию. В конечном итоге, это приводит к становлению и развитию нового креативного сектора постиндустриальной экономики, в основе которого лежит интенсивное использование творческих и интеллектуальных ресурсов.1
Иное толкование в термин «креативная экономика» привносит Ричард Флорида. В основу выявления специфики креативной экономики им был положен признак профессий, рода занятий работников в креативной индустрии.2
В настоящее время понятие «креативная экономика» нередко отождествляется с понятием «экономика знаний». При этом речь идет об особом секторе экономики, основанном, прежде всего, на различных видах интеллектуального труда.3 Подобное толкование является справедливым лишь в известной мере. Вместе с тем, по нашему мнению, ограничивать креативную экономику только данным признаком недостаточно.
1 Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. пер. с англ. Перевод И. Щербакова.-
2 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее.- Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.-С.61
3 http://ru.wikipedia.org/wiki/
К другим признакам креативной экономики ряд авторов справедливо относят, так называемое, креативное мышление, креативное проектирование, имеющие практическую направленность.
В современном мире креативная экономика проявляется в разнообразных направлениях социально-экономического развития. Она является мотиватором, обеспечивающим привлекательность инвестиционного климата, модернизацию сфер образования и науки, развитие специфических направлений социальной сферы и т.п.
Вместе с тем, справедливости ради следует отметить, что креативная экономика, основанная на интеллектуальном труде, творческом креативном подходе, имеет место не только в социально ориентированных и социально значимых сферах деятельности. Явное ее проявление (как генерирование и реализация нестандартных идей) наблюдается все в большей степени в расширении масштабов теневых, коррупционных, криминальных социальноэкономических процессов. Наиболее ярко эти процессы проявляются в последнее время в научно-образовательной, инновационной деятельности, в здравоохранении, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, миграционных, экологических и иных направлениях социальноэкономического развития.
Таким образом очевидно, что в парадигме креативной экономики сегодня развиваются диаметрально противоположные тенденции прогресса и регресса в социально-экономическом развитии, формируются принципиально новые социально-экономические и культурные модели, новые типы креативных социально-экономических отношений.
Все это позволяет с определенной степенью условности объединить различные направления креативной экономической деятельности в отдельный, самостоятельный «креативный» сектор экономики.
Так что же представляет собой понятие «креативная экономика», и в чем, по-нашему мнению, ее специфика и особенность?
В процессе исследования социально-экономической сущности категории «креативная экономика» мы применили подход, в основе которого лежит исследование исходных понятий данной категории.
Термин «экономика» означает управление хозяйственной деятельностью. Основная цель экономики - производство общественно необходимых продуктов. Такой процесс осуществляется по стадиям: производство -распределение - обмен - потребление - производство..., основой которого являются соответствующие социально-экономические отношения.
Механизмом функционирования креативной экономики, так же как и экономики в целом, является система соответствующих социальноэкономических отношений.
Формирование новых, более высоких потребностей обуславливает поиск более совершенных механизмов их удовлетворения. Удовлетворение этих потребностей может осуществляться разнообразными способами. Это могут быть, как традиционные и общеизвестные способы, так и принципиально новые, некопируемые, нестандартные, креативные технологии.
Термин «креативность» в широком значении означает творчество. До последнего времени и в отечественной, и в зарубежной научной литературе эти два термина рассматривались, как взаимозаменяемые. Вместе с тем, в последнее время ряд авторов склонен разделять эти два понятия.
В настоящее время понятие креативности все в большей степени стало ассоциироваться со способностью личности в процессе решения возникающих проблем находить новые, нестандартные, оригинальные, некопируемые подходы, основанные на принципиально новых знаниях, умениях, навыках, компетенциях. Появилось понятие «креативная личность».
Развивая концепцию Самородовой Д.4 о креативной личности, мы уточнили это понятие: креативная личность - это специфическая личность, обладающая способностью самовоспроизводить принципиально новые знания,
умения, навыки и компетенции. Креативная личность обладает способностями нестандартно мыслить, генерировать новые идеи и решения.
Креативность5 (творческие способности, творческая активность, творческий подход) - это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро и эффективно осуществлять интеллектуальный прорыв в решении проблемных ситуаций.
К наиболее известным формам проявления креативности относятся: инновации - выдвижение принципиально новых идей, нововведения; изобретения - создание чего-либо нового, неизвестного прежде; открытия - что-то вновь установленное, найденное.
Основными факторами, определяющими креативность, являются, с одной стороны, такие личные качества как беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность и др., с другой стороны, жизненный опыт и индивидуальные знания личности в определенной сфере. Последнее способно одновременно, как приносить пользу, так и служить ограничивающим фактором.6
Посредством креативности открываются совершенно новые, кажущиеся на первый взгляд абсурдными, и в то же время рациональные связи.
Креативность проявляется в активизации творческого потенциала человека, его способности творчески подходить к генерированию идей и решению проблемных ситуаций. Креативность также проявляется способностью индивидуума правильно и своевременно реагировать на различные новшества и новации.
В этой связи понятие «креативная экономика» ассоциируется, во-первых, с оригинальной специфической формой экономического мышления, отличающейся от общепринятых логических типовых схем и способностью находить и реализовать новые социально-экономические связи и модели между явлениями и процессами; во-вторых, со способностями привносить что-то
5 Словарь психолога-практика/ Сост.С.Ю.Головин. 2-е изд.,перераб.и доп.- Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-308
6 НЛП: Управление креативностью/ Р.Дилтс- СПб.: Питер, 2003.- С. 51-54.
новое, оригинальное, некопируемое в различные сферы практической деятельности; в-третьих, постоянной готовностью к решению нестандартных проблем и ситуаций.
Исходя из вышеизложенного толкования понятий «креативность» и «экономика», нами предложено следующее определение термина «креативная экономика». Под креативной экономикой мы понимаем совокупность специфических социально-экономических отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления, основанных на нестандартных, нетрадиционных, некопируемых идеях, концепциях, стратегиях, мероприятиях, обеспечивающих эффективное решение социальноэкономических проблем на основе новых знаний, принципиально качественно новых решений.
Креативные решения в экономике - это результат творческого нестандартного, а, зачастую, и некопируемого подходов в принятии управленческих решений. Креативные решения в экономике проявляются, прежде всего, в высочайшей результативности решения социальноэкономических проблем и высокой эффективности социально-экономической деятельности.
Креативная экономика основывается на методологии принятия нестандартных, оригинальных и нетрадиционных управленческих решений, как в целях стратегического развития, так и преодоления постоянно возникающих чрезвычайных и кризисных ситуаций, когда требуется осуществить поиск и реализацию принципиально новых путей выживания, продвижения вперед, достижения конкурентоспособности организации на рынке и, в конечном счете, обеспечения успеха в конкурентной борьбе.
По прогнозам различных авторитетных международных организаций, в перспективе 2020-2025 гг. наибольшая часть добавленной стоимости будет создаваться в основном за счет интеллектуальных (креативных) факторов производства. Именно творческий подход и креативность станут ведущим
определяющим и решающим фактором экономического развития в XXI веке. Именно креативный класс станет стержнем человеческих ресурсов в креативной экономике. Таким образом очевидно, что главным фактором экономического развития в XXI веке должны стать креативные человеческие ресурсы, обладающие все в большей степени способностью креативного мышления в принятия и реализации экономических решений во всех сферах народного хозяйства. Креативность, в конечном итоге, будет являться главным потенциалом и инструментом наряду с традиционными способами мышления и управления в экономике.
Лидерами социально-экономического и научно-технического прогресса станут только те компании, которые освоят науку креативного управления социально-экономическим развитием в условиях неопределенности и перманентно возникающих кризисных ситуаций. Только эти предприятия, организации, компании смогут эффективно развиваться на этапе креативной экономику и сумеют перейти на методы, механизмы, инструменты креативного управления социально-экономическим развитием.
Очевидно, что для работодателей на этапе становления инновационной экономики все больший интерес будут представлять управленческие, инженерно-технические кадры, кадры специалистов, обладающие высокими профессиональными знаниями, умениями, навыками, компетенциями, высоким уровнем интеллекта и креативности мышления.
Наибольшая востребованность у работодателей будет в отношении кадров, имеющих вышеперечисленные качества наряду со здоровой инициативностью, амбициозностью и социально ориентированной «агрессивностью». Современные управленческие кадры в условиях креативной экономики должны обладать умениями формировать инновационные цели, успешно разрешать нестандартные проблемы, действовать креативно, оригинально, нестандартно, как в бизнесе, так и в других сферах экономической деятельности. В этой связи в условиях креативной экономики должна возрасти потребность, а, следовательно, и подготовка креативных
кадров для управления социально-экономическими процесса во всех сферах экономической деятельности.
В настоящее время многие предприятия, организации, учреждения, компании уделяют все большее внимание подготовки и повышения квалификации креативно-интеллектуальных работников по вопросам управления человеческими ресурсами, способных эффективно решать проблемы кадрового менеджмента в условиях креативной экономики. Такие кадры управленцев, как правило, обладают умениями проявлять гибкость, креативность, толерантность, находить некопируемые, нестандартные управленческие решения в сфере кадрового менеджмента и управления персоналом.
В результате изменений в требованиях к современным кадрам менеджмента в условиях креативной экономики значительно должна измениться структура материальных и нематериальных активов компаний, успешно действующих и занимающих ведущие позиции на отечественном и зарубежным рынках.
В перспективе в условиях креативной экономики значительно возрастает доля креативно-интеллектуальных затрат. По данным экспертов организации «Международное аналитическое бюро», профессиональный портрет менеджера в условиях креативной экономики должен характеризоваться следующими параметрами:
- высокий уровень креативно-интеллектуальной подготовки;
- владение аналитическим и прогностическим нестандартным мышлением;
- умение выявлять суть проблем, не лежащих на поверхности и адекватно оценивать возможности их разрешения;
- иметь высокий уровень профессиональной подготовки и достойное высшее образование;
- владеть современными инструментами и методами (включая информационно-коммуникационные);
- обладать высоким уровнем коммуникабельности;
- успешно владеть инструментарием социально-психологического управления людьми в условиях креативной экономики и т.д.
На этапе становления инновационной экономики все в большей степени возникает, и будет продолжать возникать потребность в разработке новых теоретических, методологических, методических и практических методов и подходов активизации, рационального и эффективного использования креативно-интеллектуального человеческого потенциала как главного источника, стратегического инструмента эффективного использования главной производительной силы человека в постиндустриальном обществе.
Все это, безусловно, требует существенной трансформации всей системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватных особенностям креативной экономики. Такие кадры в первую очередь должны обладать способностью быстро переключаться с одной проблемы на другую, быстро находить некопируемые, эффективные, нестандартные управленческие решения, обеспечивающие возможность принципиального повышения эффективности социально-экономического развития, включая, прежде всего, функциональную, экономическую, социальную, экологическую, социально-психологическую, инновационноинформационную и другие виды эффективности.
Список использованной литературы
1. НЛП: Управление креативностью/ Р.Дилтс- СПб.: Питер, 2003.- С. 51-54.
2. Самородова Д. Креативность: мифы и реальность //Смена. Январь, 2008.-С. 44-51
3. Словарь психолога-практика/ Сост.С.Ю.Головин. 2-е изд.,перераб.и доп.-Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-308
4. Степанов А.А., Савина М.В. и др. Человеческие ресурсы в креативной экономике (международная коллективная монография).- М.: 11 формат 2014.- 239 с.
5. Степанов А.А. Социальный капитал инноватизации и модель его реализации в экономике//Вестник Московской государственной академия делового администрирования. №2 (22), 2013.- С. 105-113
6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее.- Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.-С.61
7. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. пер. с англ. Перевод И. Щербакова.-
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
11