Научная статья на тему 'Формирование креативных классов и ресурсов в условиях становления креативной экономики'

Формирование креативных классов и ресурсов в условиях становления креативной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / КЛАССЫ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Ирина Александровна

Рассмотрены вопросы необходимости создания и поддержки креативной экономики, формирование соответствующих ресурсов для её эффективного функционирования в современных условиях российской действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование креативных классов и ресурсов в условиях становления креативной экономики»

достигнутую в данном обществе степень удовлетворённости людей в благах и услугах. В узком смысле категория уровня жизни используется для отражения степени удовлетворённости только личных потребностей людей, в широком смысле - для отражения условий, созданных в обществе для гармоничного и всестороннего развития всех его участников. В современной научной литера-туре уровень жизни характеризуется как:

- степень развития и удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей человека в обществе;

- комплекс социальных условий функционирования человека в сфере общественного потребления;

- уровень развития физиологических и духовных потребностей людей, а также степень их социальной удовлетворённости;

- обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и достигнутый уровень их социального потребления;

- совокупность условий жизнедеятельности (труда, быта, досуга), устойчиво обеспечиваемых при достигнутом уровне общественного воспроизводства.

Таким образом, уровень жизни - это современное понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей человека, которое наряду с понятием качества жизни входит в число важнейших

УДК 331.524

И. А. ФИЛИППОВА

условий образа жизни или жизненного стандарта. Сам жизненный стандарт - это форма человеческой жизнедеятельности, которая типична для конкретного содержания исторических социальных производственных отношений. Причём уровень жизни является категорией относительной и зависит не столько от размеров фактического потребления материальных и духовных благ (услуг), сколько от развитости самих человеческих потребностей в этих благах и услугах. Чем выше степень развитости человеческих потребностей, тем выше, при прочих равных условиях, уровень жизни самих людей и страны в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Римашевская, Н. М. Народное благосостояние: тенденции и перспективы / М. Н. Римашевская, Л. А. Оников. - М. : Наука, 2009.

2. Сафиуллин, А. Р. Измерение качества формирования благосостояния населения / А. Р. Сафиуллин // Вестник ИНЖЭКОНА. - 2007. - №3.

3. Феоктистов, Д. В. Методология оценки уровня и качества жизни населения / Д. В. Феоктистов // Налоги. Инвестиции. Капитал. -2006. -№3.

Камалтдинова Рузалия Маратовна, доцент, кандидат экономических наук, и. о. заведующего кафедрой «Управление персоналом» УлГТУ. « Управление персоналом» УлГТУ.

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ КЛАССОВ И РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрены вопросы необходимости создания и поддержки креативной экономики, формирование соответствующих ресурсов для её эффективного функционирования в современных условиях российской действительности.

Ключевые слова: интеллект, классы, креативность, трудовые ресурсы, экономика.

Креативная экономика - особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Главный инструмент креативной экономики - это знания, ресурс - информация, а продукт - инновация. Если разложить стоимость

© Филиппова И. А., 2012

продукции на нематериальную и материальную составляющую, а из нематериальной составляющей выделить творческую, то креативный продукт - это продукт с превалированием (более 50%) творческой составляющей в его стоимости.

Креативная экономика призвана сформировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и

развитию социальной сферы, модернизировать сферу образования и т. д. В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы.

Для роста креативной экономики факторами являются: человеческий потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции, а также внешний спрос.

Признаками креативной экономики являются непрерывное инновационное развитие, большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большая доля наукоёмкой продукции в ВВП; конкуренция на основе инноваций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств, имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокая наукоёмкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности.

Впервые термин креативной экономики был введён в оборот журналом Business Week в 2000 году [1].

С этого времени начинается активное изучение креативных характеристик субъектов экономической деятельности.

Концепция креативной экономики приобретает популярность и в России. Так, о необходимости движения в сторону креативной экономики пишет в статье «Время креативного класса» политик Д. В. Зеленин: «Новая экономика, экономика знаний - только часть рождающейся новой общественной системы. В этой системе не воспроизводство, а талантливое, креативное изменение становится главным социальным законом».

Сегодня лидером в креативной экономике признаны Великобритания и Германия, которые разработали и продолжают разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие.

Английский экономист Альфред Маршалл писал: «Всякий труд имеет своей целыо произвести какой-либо результат. Хотя некоторые усилия человек предпринимает ради них самих, как, например, в играх для собственного удовольствия, они не рассматриваются как труд. Поэтому труд можно определить как всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проде-

ланной работы» [3]. Таким образом, нужно отметить, что человеческие ресурсы в креативной экономике очень важны и востребованы.

На современном этапе одной из приоритетных задач многих государств, пытающихся улучшить свои конкурентные преимущества на мировой арене, становится развитие креативных индустрий. Великобритания - одна из первых стран, где на правительственном уровне было признано и уделено пристальное внимание приоритетности задач креативных индустрий для социально-экономического развития, следствием чего стало учреждение в 1998 г. при Министерстве культуры, медиа и спорту Департамента развития программ креативных индустрий. Первым результатом департамента стал перечень включаемых отраслей в креативный сектор экономики и официально закреплённое определение деятельности креативных индустрий: «это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [2]. Подход британцев к определению креативных отраслей немного отличается от американского, в обобщённом виде данные два подхода представлены в таблице 1.

Р. Флорида в отличие от Д. Хокинса определяет креативную экономику на основе профессий. Таким образом, формируются два методологических подхода: трудовой и отраслевой. На основе отраслевого подхода Д. Хокинс рассчитал, что доля США на мировом рынке в области креативной экономики составляет более 40% [4].

Трудовой подход Р. Флориды базируется на определении креативного класса, состоящего из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов [5, с. 355].

К суперкреативному ядру им отнесены профессии в области: программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ.

Подкласс креативных профессионалов составили: управленческие профессии, профессии в области бизнеса и финансов, профессии в области права, профессии в области здравоохранения (врачи и технические специалисты), руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами.

В 2010 году проект «Креативная экономика» стартовал в России.

Р. Флорида в отношении оценки креативного класса России написал следующее: «Даже

Основные отрасли креативной экономики

Таблица 1

(Построено на основе: Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001, p. 116; Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001)

Американский подход Британский подход

НИОКР, издательское дело, ПО, ТВ и радио, дизайн, музыка, кино, игрушки и игры, реклама, архите кту ра, ис пол н ител ьс к не ис кусства, ремесла, видеоигры, мода, искусство Реклама, архитектура, ремесла, дизайн мебели, дизайн одежды, кино и видео, графический дизайн, развлекательное ПО, телевидение, радио и интернет, изобразительное искусство и антиквариат, писательское и издательское дело, музеи и наследие.

согласно строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн представителей креативного класса, т. е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит её на 16-е место. В моем Мировом индексе креативности - комбинация разного рода показателей технологий, таланта и креативности - она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место. Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди ещё много работы» [5, с. 10]. Используя методологию Р. Флориды, мы предприняли попытку исследовать классовую составляющую российского общества. К сожалению, Общероссийский классификатор занятий не столь детализированный, поэтому исследование не может обладать полной объективностью из-за архаичности российской статистики. Но стоит заметить, что наши данные совпали с данными Р. Флориды в отношении 13 млн представителей креативного класса России, выросшего за период 2000-2008 гг. более чем на 40%, по сравнению с 9% приростом обслуживающего класса и сокращением рабочего класса на 3%, а аграрного класса на 35% (рис. 1).

Следуя количественной динамике, представители российского креативного класса в скором

времени должны обогнать рабочих, а позднее и обслуживающий класс, что свидетельствует о появлении новой общественной формации, смещающей предшествующую.

Формирование и использование креативных ресурсов становится одной из основных задач всех участников экономических процессов. В условиях новой (креативной) экономики деятельность её субъектов должна опираться, прежде всего, на способность к критическому мышлению и созданию новых знаний, что, в свою очередь, невозможно без развития креативных ресурсов как в рамках отдельных организаций, так и в экономике в целом. О поддержке креативных индустрий на государственном уровне впервые заявила Великобритания. Опыт был подхвачен другими европейскими странами, а к сегодняшнему дню охватил практически все развитые страны Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. В последние годы в этой сфере успешно проявили себя Китай, страны Прибалтики и Латинской Америки.

Творческий подход - залог конкурентоспособности в любой деятельности. В традиционных товарах и услугах всё больший процент добавленной стоимости составляет оригинальная инновация. Например, именно ставка на дизайнерскую, т. е. творческую составляющую в облике

30

• Л

□ Креативный класс

2 s

20

1S

10

2000

ir:

- »

». — -

Л:-:

- U

2005

/

—4-

• • 0 • • !

-i-

III • • I ч • •

-.i-. . .i..

200$

□ Рабочий класс

□ Обслуживающий класс

□ Аграрный класс

—. —11 •

»

Рис. 1. Классификация и доля основных классов в креативной экономике

нового автомобиля позволила Toyota занять позицию самого успешного автоконцерна в мире. Китаем инициирована масштабная программа поддержки креативных индустрий в крупных городах - Шанхае, Пекине, Гуанчжоу. Плоды этой деятельности увидели во всём мире во время трансляции церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине. И таких примеров множество.

В новой креативной экономике главной интеллектуальной собственностью становится «человеческий мозг» А все достижения индустриальной эпохи и сегодняшний уровень технологий так высок, что им уже не нужны физические ресурсы людей, им нужен их интеллектуальный творческий потенциал. А это и есть креативность - основной экономический ресурс будущего. Именно креативный потенциал (острая необходимость генерации новых знаний) сотрудников становится основным активом компаний будущего.

Сегодня «идеи» составляют новую экономику, и создание их становится основным производством, а креативность - неотъемлемой частью жизни человека. Для понимания актуальности формирования и грамотного использования интеллектуально-креативных ресурсов в любой области деятельности необходимо правильно понимать некоторые аспекты креативной экономики:

1. Отраслевая структура. В креативной экономике есть ряд отраслей, которые определяются как её движущие силы. Это наиболее творческие и высокотехнологичные отрасли - разработка программного обеспечения, научно-исследовательская и проектная деятельность, дизайнерские услуги.

2. Структура занятых. Очевидно, что развитие данных отраслей ведёт к росту потребности в новых трудовых ресурсах, прежде всего способных увеличить конкурентоспособность экономических субъектов в новых условиях. Подтверждением этого является существенное изменение структуры занятых в экономиках развитых и некоторых развивающихся стран. Так, в США доля «креативного класса» составляет сейчас около 30% [5], причём за последние 100 лет эта доля увеличилась в три раза. Для сравнения: доля рабочего класса, согласно тому же источнику, уменьшилась до 25%.

Умение предсказывать изменения и грамотно взаимодействовать с новыми условиями является одной из основ креативной экономики. Очевидно, что для решения поставленной задачи компании должны располагать определённым набором ресурсов. При этом одним из основных ресурсов, которыми должна в подобной ситуа-

ции располагать компания, являются именно человеческие ресурсы. Действительно, в условиях распространения знаний, информации и технологии недостаточно просто располагать подготовленными, «знающими» специалистами. Наибольшим спросом, особенно в странах с развитой экономикой, пользуются специалисты, располагающие определёнными компетенциями. Степень доступности знаний позволяет практически любой компании получить интересующую её информацию. Дальнейшее развитие технологий делает их более понятными и доступными для большинства работников.

На первый план выходит не обладание знаниями, а способность к их созданию. Тем самым одной из важнейших задач любого экономического субъекта в плане интенсивного, внутреннего развития является формирование собственных интеллектуальных и креативных ресурсов [6].

1. В основу креативности специалиста положено, прежде всего, проектное мышление. Опираясь на детальный анализ сложившихся на рынке тенденций, возможно не только прогнозировать, но и активно конструировать зону его ближайшего и более дальнего экономического роста. Тем самым проектный характер креативной экономики влияет на характеристики занятых в ней работников.

2. Одним из основных свойств креативной экономики является экономическое вообраэюе-ние её субъектов. Под ним понимается прежде всего глобальное интегральное видение участников экономических и бизнес-процессов. При создании новых моделей, форм, технологий необходимо рассматривать все занятые в процессе переменные, с учётом ближайшей и далёкой перспективы.

3. Ещё одним важным свойством креативного мышления является его практическая направленность. Действительно, создание новых форм и моделей должно подразумевать их дальнейшее использование в деятельности экономических субъектов. Здесь уместно вспомнить одну из маркетинговых концепций - про-дуктово-ориентированную. Её основная идея -разработка технически совершенных инновационных товаров, которые исключительно благодаря своим потребительским свойствам будут привлекать покупателей.

Таким образом, подготовка, формирование и использование креативных и интеллектуальных ресурсов становится одной из основных задач компаний, работающих в условиях креативной экономики. В перспективе изучение этого вопроса может привести к решению нескольких важных задач. Основная из них видится нам в

изменении методов подготовки специалистов в условиях креативной экономики.

Сегодня использование стандартных подходов к решению проблем, отсутствие способностей к свежему взгляду на ситуацию зачастую ставят организации в проигрышное положение по сравнению с конкурентами. Поэтому при рассмотрении подходов к формированию конкурентных преимуществ на базе интеллектуальных и креативных ресурсов организации стоит рассматривать не только вопрос генерации новых знаний и подходов, но и комбинирование уже существующих наработок. Это позволит российским предприятиям повысить свою конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на международных рынках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «The Creative Economy». Business Week (Special double issue: The 2Ist Century Corporation), august 28, 2000. P. 1—5. «Креативная экономика». Business Week (специальный сдвоенный номер: 21-го века корпорация), 28 августа, 2000. Ч. 1-5).

2. Department for Culture, Media and Sport.

Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. - London, 2001.

3. Горелов, H. А. Человеческие ресурсы в креативной экономике / Н. А. Горелов, О. Н. Мельников, О. Н. Литун // Креативная экономика.-2007.-№ 1 (1).-С. 24-32.

4. Howkins, J. The Creative Economy. - NY. : The penguin press, 2001. -116 p. (Дж. Хоукинс. Креативная экономика. - Нью-Йорк : Пингвин пресс, 2001.- 116 с.).

5. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее : пер. с англ. / Р. Флорида. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007.-С. 355.

6. Моисеенко, С. С. Интеллектуальный потенциал креативной экономики / С. С. Моисеенко // Креативная экономика. - 2007. - №5. -С.37-44.

Филиппова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» УлГТУ.

УДК 338.001.36 П. М. МАНСУРОВ

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматривается методика анализа комплексности социально-экономического развития, исследована возможность её применения на примере сельских территорий Ульяновской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, показатели социально-экономического развития, коэффициент конкордации Кендалла, ранжирование, ранг, комплексность развития.

Социально-экономическое развитие Ульяновской области характеризуется значительной дифференциацией в её состоянии на уровне различных сельских муниципальных образований.

Наиболее важнейшими районными особенностями являются:

- дифференциация по численности постоянного населения, по демографическим показателям;

- различия по заработной плате, по уровню

©Мансуров П. М., 2012

безработицы;

- отличия по числу дошкольных учреждений, числу школ, протяжённости автодорог с твёрдым покрытием;

- неравномерное размещение на территории области объектов социальной инфраструктуры;

- дифференциация районов по уровню развития сельскохозяйственного производства, обусловленная в свою очередь почвенными, климатическими и другими местными особенностями и др.

Различия районов по условиям жизнедеятельности и остроте проблем развития социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.