дальнейшего развития», «это нужно для меня! О своем здоровье могу позаботится только я», «так будет лучше и полезней для меня самой», «надо это сделать и все», «говорю себе — надо», «даю обещание близким людям, что сделаю это», «я обязана», «уходит время, дело не сделано», «оздоровление», «это необходимо сделать», «похвалить себя, когда сделаешь дело — какая я молодец!», «представляю конечный результат, а когда добиваюсь малейшего успеха, то это служит еще большей мотивацией», «нужно сделать, потому что в квартире должно быть чисто и уютно», «осознание выполнения цели», «это необходимо, я должна», «необходимо», «дела нужно доводить до логического конца».
Для трех человек, кто в ответе об откладывании личных дел «на потом» выбрал вариант «другое», мотивацией стали: «применение приема "лягушки"» (согласно положений тайм-менеджмента Г. Архангельского «лягушками» называют неприятные, неинтересные, но нужные дела), «убеждение себя в том, что "надо брать и делать сейчас"», действие «беру календарь и еще раз напоминаю себе о крайних мерах».
Установлено, что понятия «цель» и «самомотивация» для опрошенных сотрудников подразделения следствия и дознания являются довольно размытыми и неясными. После информирования их об основных способах самомотивации опрошенные для дальнейшего применения в жизни выбрали прием «стараться сделать ради близких».
Психологи подразделений показали недостаточный уровень компетенции, касающийся раскрытия понятия
«самомотивация». В ответах, связанных с самомотивацией, опрашиваемые указывали и свои цели. У психологов тоже встречается откладывание дел «на потом», для выполнения которых ими применяются различные приемы самомотивации.
Необходимо информировать сотрудников об основах целеполагания, следует обучать их различным приемам проведения самомотивации для выполнения деятельности по достижению своих целей. Это обучение можно осуществлять как в рамках морально-психологической подготовки, так и при индивидуальных консультациях, а также через проведение психологических групповых тренингов.
1 Марьин М. И. Научно-практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 80-86 ; Ендржеевский А. А. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД: состояние и основные пути совершенствования // Там же. С. 86-90 ; Крук В. М., Караваев А. Ф. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути решения (обзор материалов науч.-практич. конф.) // Там же. С. 74-78.
2 URL: http://www.litres.ru/eduard-ishakov/kak-postavit-cel-i-motivirovat-sebya-dlya-ee-dostizheniya/ (дата обращения: 30.11.2015).
3 Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(62). С. 22-25.
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА «Я» СОТРУДНИКОВ ОВД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ
Д. И. Нефедова
В статье анализируется характер изменений идентичности и самого образа «Я» сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессионализации. Показано, что образ себя существенно отличается у сотрудников на разных этапах прохождения службы. Выявлено, что сотрудники со стажем службы от 5 до 10 лет отличаются доверием к себе, принятием себя, уверенностью в себе, ожиданием позитивного отношения к себе окружающих, верой в свои силы, самостоятельностью.
Ключевые слова: идентичность человека, образ «Я», самоотношение, трансформация идентичности, самовосприятие, самоописание, влияние профессии.
Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. В современных условиях сотрудники ОВД выполняют ответственные задачи в сложной обстановке
постоянного воздействия психогенных факторов: опасность, сопряженная с риском для жизни; физические перегрузки; напряженная работа внимания; необходимость непрерывного анализа быстро меняющихся ситуаций и их неопределенность. Такая специфика профессиональной деятельности сотрудников полиции часто может приводить к истощению психологических ресурсов внутреннего мира личности, нервно-психической напряженности и к отклонениям в эмоциональной, когнитивной и мотивационно-смысловой сфере личности. Это подтверждает и психологическая практика в ОВД '. Существенную часть запросов к психологам подразделения составляют обращения сотрудников: проблемы утраты жизненных перспектив, «поиск себя», рост пессимизма, изменение собственной социальной активности, непринятие своей актуальной жизненной ситуации и социального статуса и т. д. В подобных ситуациях происходит переосмысление себя как личности в целом и как субъекта деятельности в частности, социальных отношений и множества других личностных проявлений, кажущихся убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, так как конкретные способы самовос-
приятия, ведущие к формированию образа «Я», могут быть разнообразны 2.
В условиях прохождения службы в МВД все актуальнее становится проблема устойчивости личностной идентичности как системной характеристики человека (открытой системы), способом существования которой является саморазвитие, заключающееся в способности человека удерживать непрерывность своего «Я» в потоке пространственно-временных трансформаций 3.
Исследование характера изменений идентичности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионализации является одной из важных проблем, связанных как с успешным выполнением ими служебно-боевых задач, так и с решением повседневных семейно-бытовых вопросов. Частным аспектом этой проблемы можно назвать исследование образа «Я», который выступает одной из ключевых характеристик, связанных с самопониманием и самосознанием себя как личности, субъекта деятельности.
Данная статья является одним из этапов объемного эмпирического исследования, проводимого нами в рамках изучения динамических характеристик идентичности сотрудников ОВД в процессе прохождения ими службы, цель которого — получение знаний о том, каким образом начинает трансформироваться идентичность человека под воздействием культуры и среды органов внутренних дел, порождая у сотрудников новое видение образа мира, образа «Я» и характерные признаки нового образа жизни.
В данном исследовании приняли участие 150 сотрудников органов внутренних дел в возрасте от 20 до 46 лет (средний возраст — 29,4), из них 52 женщины и 98 мужчин. Выборка представлена 3 группами: в первую вошли молодые сотрудники ОВД (стаж от 3 до 5 лет), во вторую — сотрудники, имеющие стаж службы в ОВД от 5 до 10 лет, в третью группу вошли прослужившие более 10 лет в ОВД.
Для решения поставленных задач использовалась методика исследования самоотношения В. В. Столи-на, С. Р. Пантелеева, рефлексивная методика М. Куна, Т. Макпарлэнда «Кто я?».
Опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Он позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, они и составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них рас-
крывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Результаты, полученные в ходе применения методики, представлены в табл. 1.
Наиболее показательны следующие выявленные тенденции в группах сотрудников, имеющих разный стаж службы в системе ОВД (табл. 1):
Таблица 1. Показатели самоотношения у сотрудников различных групп,%
Шкалы опросника самоотношения Группа сотрудников Признак не выражен Признак выражен Признак ярко выражен
Шкала S — глобальное самоотношение 1 0 2 98
2 0 0 100
3 0 12 88
Шкала I — самоуважение 1 0 4 96
2 0 3 97
3 0 5 95
Шкала II — аутосимпатия 1 7 13 80
2 6 11 83
3 19 19 62
Шкала III — ожидаемое отношение других 1 13 33 54
2 9 51 40
3 12 63 25
Шкала IV — самоинтерес 1 13 26 61
2 28 23 49
3 30 28 42
Шкала 1 — самоуверенность 1 7 17 76
2 3 14 83
3 9 21 70
Шкала 2 — отношение других 1 22 59 19
2 31 54 15
3 19 76 5
Шкала 3 — самопринятие 1 0 30 70
2 0 23 77
3 3 32 65
Шкала 4 — саморуководство, самопоследовательность 1 9 28 63
2 3 29 68
3 5 19 76
Шкала 5 — самообвинение 1 80 15 5
2 86 11 3
3 72 12 16
Шкала 6 — самоинтерес 1 9 13 78
2 11 20 69
3 19 19 62
Шкала 7 — самопонимание 1 0 17 83
2 3 6 91
3 16 7 77
Примечание. Здесь и в последующей таблице: 1 группа — сотрудники, имеющие стаж в ОВД от 3 до 5 лет; 2 группа — сотрудники, имеющие стаж в ОВД от 5 до 10 лет; 3 группа — сотрудники, имеющие стаж в ОВД более 10 лет.
Большинство показателей Шкалы S «глобальное самоотношение» и Шкалы I «самоуважение» находятся в границах высоких значений у всех трех групп выборки, что говорит о высоком уровне принятия себя сотрудниками независимо от стажа службы в ОВД. Можно говорить что все сотрудники верят в свои силы, способности, энергию и самостоятельность, считают, что могут контролировать собственную жизнь, самопо-следовательны и понимают самих себя. Однако такое большое количество высоких результатов по данным шкалам (от 95 до 100%) и наличие достоверных различий по остальным (нижеописанным шкалам) может свидетельствовать, что сотрудники еще в недостаточной степени осознают и открыто выражают значимую неприятную информацию о себе, стремясь преподнести себя в более выгодном свете, давая социально желаемые ответы.
По Шкале II «аутосимпатия», которая отражает показатель дружественности-враждебности к собственному «Я», наиболее высокие результаты наблюдаются у первой группы сотрудников — 83% и второй — 80%. У сотрудников третьей группы снижена выраженность данного признака — 62%. Полученные результаты говорят о том, что с выслугой лет у них происходит снижение самооценки, наблюдается видение в себе недостатков и повышается готовность к самообвинению.
Шкала III «ожидаемое отношение от других» отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Снижение выраженности данного признака выявлено у второй и третьей группы сотрудников — 40% и 25% соответственно, что отражает их ожидание более негативного отношения к себе при взаимодействии с другими людьми. Первая группа респондентов (54%) имеет более положительные установки по отношению к себе при взаимодействии с другими людьми.
При распределении результатов по Шкале IV «самоинтерес», которая отражает меру близости к самому себе, у сотрудников первой группы 61%, наблюдаются самые высокие результаты в сравнении с другими двумя группами — 49% и 42% соответственно. Это свидетельствует о повышенном интересе сотрудников данной группы к собственной персоне и личности, о рефлексии над собственными мыслями и чувствами, а также об уверенности в своей интересности для других. У сотрудников, имеющих стаж свыше 5 лет в ОВД, наблюдается снижение интереса к себе и снижение готовности общаться с собой «на равных».
По шкалам «самоуверенность», «самопринятие» и «самопонимание» высокие результаты наблюдаются у второй группы респондентов — 83%, 77% и 91%, что характеризуется более позитивной самооценкой, одобрением себя, доверием к себе, принятием себя, уверенностью в себе, ожиданием позитивного отношения к себе окружающих, верой в свои силы и способности, самостоятельностью.
А вот «самопоследовательность» и «самоорганизованность» характерны больше для сотрудников третьей группы — 76%.
Шкала «самообвинение» более выражена у третьей группы сотрудников — 16%. Эти данные свидетельствуют о проявлении у респондентов таких эмоциональных реакций на себя, как раздражение, презрение, издевка и вынесение самоприговоров. Полученные результаты можно интерпретировать как повышение критичности к себе у сотрудников, имеющих высокий стаж в ОВД.
Проведенный анализ данных выявил очевидную разницу в степени выраженности показателей самоотношения у групп сотрудников на разных этапах прохождения службы. По десяти шкалам опросника из двенадцати наблюдается прямая зависимость выраженности показателей самоотношения от стажа службы в ОВД. С увеличением стажа работы сотрудников в ОВД происходит изменение картины представлений о себе.
Еще один срез был направлен на изучение характеристик собственного восприятия человеком самого себя с помощью методики М. Куна, представляющей нестан-дартизированное самоописание с открытой формой. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Методика охватывает не только ролевые аспекты, но все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре — «Я».
Сотрудникам было предложено дать 20 ответов в любой форме на вопрос «Кто я?», что позволило бы описать их разнообразное содержание идентификационных характеристик. Данный вопрос напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т. е. с его образом «Я» или Я-концепцией. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Из таблицы 2 видно, что большинство сотрудников стремились дать ответы на поставленный вопрос. Всего было предложено дать 20 ответов, однако среднее количество лишь ненамного превысило половину. Так, сотрудники первой группы в среднем давали около 11 ответов из 20 возможных, сотрудники второй — 9, сотрудники третьей группы — в среднем около 13 ответов. Лишь 7% сотрудников первой группы, 5% сотрудников второй и 8% сотрудников третьей группы не смогли дать ни одного ответа на данный вопрос, что может свидетельствовать как о недобросовестном отношении к тестированию, так и о наличии «проблемной идентичности», когда человек затрудняется обозначить, кто он и для чего живет. Максимальное количество ответов (20 из 20) дали 27% сотрудников первой группы, 15% сотрудников второй и 30% сотрудников третьей группы.
Также из представленной таблицы легко понять, что наиболее упоминаемыми характеристиками при ответе на вопрос «Кто я?» у всех сотрудников выступили показатели «социального Я» и «рефлексивного Я». Однако нами были выявлены и достоверные различия в группах сотрудников, имеющих разный стаж службы в ОВД.
Характеристика «социального Я» присутствует во всех трех группах респондентов. Все сотрудники дают в среднем по 4 характеристики своего «социального Я», указывая на прямое обозначение пола («Я девушка», «Я мужчина»), семейную принадлежность («Я мама»,
Таблица 2. Идентификационные характеристики сотрудников различных групп
Идентификационные характеристики (показатели-компоненты идентичности) Группа сотрудников Количество испытуемых, указавших на характеристику, % Среднее число ответов, данных респондентами по указанной характеристике
Общее количество данных ответов 1 83 11
2 85 9
3 92 13
Социальное «Я» 1 56 4
2 64 4
3 78 4
Коммуникативное «Я» 1 25 1
2 28 1
3 38 2
Материальное «Я» 1 4 2
2 2 1
3 8 1
Физическое «Я» 1 23 1
2 15 1
3 14 1
Деятельное «Я» 1 42 2
2 38 2
3 50 3
Перспективное «Я» 1 19 3
2 10 1
3 12 1
Рефлексивное «Я» 1 75 7
2 59 5
3 72 8
«Я муж», «Я дочь»), на профессионально-ролевую позицию («Я сотрудник полиции», «Я участковый»). Однако степень и широта упоминания данной характеристики у всех разная. О своем «социальном Я» упомянули 56% сотрудников первой группы, 64% сотрудников из второй группы и 78% сотрудников третьей. Отсутствие социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.
Сотрудники второй и третьей групп чаще и более подробно описывают свою семейную принадлежность, указывая на нее в среднем 3-4 раза в протоколе («Я люблю свою семью», «Я мать двоих детей», «Я люблю родственников», «Я дядя», «Я забочусь о своей семье», «Я хороший отец»). Это можно объяснить тем, что более опытные сотрудники, как правило, в силу своих возрастных особенностей имеют больше «семейных ролей», нежели молодые люди.
Сотрудники первой группы чаще используют в описаниях «социального Я» не только обозначение пола, профессиональную и семейную принадлежность, но и этническо-региональную («Я гражданин», «Я татарин», «Я россиянин», «Я из Томска») а также групповую принадлежность («Я патриот», «Я гуманист», «Я спортсмен», «Я автомобилист», «Я налогоплательщик»).
Показатель «коммуникативного Я» у 38% сотрудников третьей группы упоминается в среднем 2 раза, у 28% сотрудников второй группы — в среднем 1 раз и у 25% сотрудников первой группы — 1 раз. Сотрудники третьей группы воспринимают себя не только членом группы своих друзей, но и активным субъектом общения при взаимодействии с людьми, обладая определенными коммуникативными навыками. Обозначая в протоколах свое «коммуникативное Я», они дают следующие ответы: «Я люблю общаться с интересными людьми», «Я люблю ездить в гости к друзьям», «Я интересный в общении», «Я люблю своих друзей», «Я умею слушать людей», «Я хорошо общаюсь с людьми и нахожу с ними общий язык», «Я общительный», «Я неконфликтный», «Я умею выслушать» и т. д.
Описание «материального Я», включающее отношение к материальным благам и внешней окружающей среде, оценку своей обеспеченности и собственности, представлено в ответах сотрудников всех трех групп выборки совсем немногочисленно. Так, 4% сотрудников первой группы упомянули в среднем два раза свои материальные характеристики («Я не люблю мороз», «Я люблю стабильность»), 2% сотрудников второй группы — в среднем 1 раз («Я собственник») и 8% сотрудников третьей группы — тоже 1 раз («Я люблю деньги», «Я люблю все красивое», «Я хозяйка своей квартиры»).
Описание «физического Я» в протоколах респондентов имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений. Свои физические характеристики указали 23% сотрудников первой группы («Я спортивный», «Я здоровая», «Я не курю», «Я не пью», «Я высокий»), 15% сотрудников второй группы («Я быстрый», «Я сильный», «Я ловкий», «Я красив») и 14% сотрудников третьей группы («Я не имею вредных привычек», «Я опрятно выгляжу»).
«Деятельное Я» дает важную информацию о человеке и включает обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. В своих ответах 42% сотрудников первой группы (в среднем по 2 ответа), 38% сотрудников второй группы (в среднем по 2 ответа) и 50% сотрудников третьей группы (в среднем по 3 ответа в протоколе) указали на данный показатель. Обозначая в протоколах «деятельное Я», сотрудники указывают: «Я умный», «Я читаю книги», «Я делюсь
своим опытом», «Я умею организовывать», «Я занимаюсь спортом», «Я рыбак», «Я способен самообучаться», «Я сам построил дом» и т. д.
Высокая идентификация своего «деятельного Я» сотрудниками третьей группы, вероятнее всего, связана с их способностью сосредоточиться на себе, с их сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением и сохранять эмоциональную устойчивость.
«Перспективное Я» присутствует в описаниях 19% сотрудников первой группы (в среднем по 3 ответа), 10% сотрудников второй (в среднем по 1 ответу) и 12% сотрудников третьей группы (в среднем по 1 ответу). Наличие и выраженность в самоописании идентификационных показателей перспективной идентичности у сотрудников первой группы, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями и мечтами, относящихся к различным сферам жизни, говорит о присутствии в их жизни целей и планов на будущее. Это имеет большую значимость для характеристики их внутреннего мира, отражает их временной аспект идентичности, направленность на дальнейшую жизненную перспективу: «Я хочу семью», «Я хочу свой дом», «Я стараюсь стать лучше», «Я хочу построить дом», «Я хочу многого добиться», «Я стремлюсь к мудрости» и «Я хочу стать профессионалом».
«Рефлексивное Я» многообразно представлено в ответах всех групп респондентов. Так, у 75% сотрудников первой группы описание «рефлексивного Я» упоминается в протоколе в среднем 7 раз, у 59% сотрудников второй группы — в среднем 5 раз, у 72% сотрудников третьей группы — 8 раз. «Рефлексивное Я» представлено в разнообразных характеристиках: «Я аккуратный», «Я искренний», «Я считаю себя уравновешенным», «Я честный», «Я оптимист», «Я спокойный», «Я независимый», «Я активный», «Я жизнерадостный» и т. д.
Большое количество данных характеристик по показателю «Рефлексивное Я», может свидетельствовать о том, что описание личностных качеств и особенностей своего характера дается сотрудникам легче. По мнению некоторых авторов, преобладание в самоописаниях прилагательных может быть признаком демонстративности и эмоциональности характера человека.
Сотрудники первых двух групп давали разнообразные ответы, стараясь охватить все сферы своей жизнедеятельности. В их протоколах чаще встречалось многообразие идентификационных характеристик. Полученные результаты свидетельствуют об определенном уровне развития рефлексии сотрудников разных групп, о том, как часто они задумываются о себе и своей жизни, насколько быстро и легко находят ответы на поставленные вопросы.
Подводя итоги проведенного исследования, можем сделать следующие выводы.
Образ себя существенно отличается у сотрудников на разных этапах прохождения службы. В первые годы службы молодые сотрудники характеризуются высоким интересом к самим себе, позитивным настроем в отношении своего взаимодействия с другими людьми. Для них свойственно чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть. Все это говорит об одобрении своих планов и желаний, о снисходительном и дружеском отношении к себе. Они связывают себя с перспективами, пожеланиями, намерениями и мечтами, относящихся к различным сферам жизни.
Сотрудники со стажем службы от 5 до 10 лет отличаются доверием к себе, принятием себя, уверенностью в себе, ожиданием позитивного отношения к себе окружающих, верой в свои силы и способности, самостоятельностью, что, несомненно, может использоваться как «психологический ресурс» в консультативной работе с ними.
У сотрудников, имеющих выслугу свыше 10 лет, происходит снижение самооценки, наблюдается видение в себе недостатков и повышается готовность к самообвинению. При этом они остаются самопоследова-тельны и самоорганизованны, становятся более критичны в отношении своих возможностей и недостатков, позиционируют себя как способных сосредоточиться на себе, отличающихся сдержанностью, взвешенностью поступков, а также дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость. Учет данных личностных особенностей этой категории сотрудников является еще одним «инструментом» в работе с ними, так как часто им не достает решительности и уверенности в себе для осуществления задуманного.
Полученные в ходе исследования сведения могут учитываться и использоваться в проведении тренингов с молодыми сотрудниками на этапе процесса их адаптации к условиям службы, а также в рамках индивидуального консультирования, при проведении кор-рекционной работы с сотрудниками, переживающими проблемы профессиональной деформации и кризисы идентичности.
1 По данным отчета о психологической работе в территориальном подразделении ОВД за 2014-2015 гг. количество консультаций по вопросам кризисных состояний, связанных с профессиональной деформацией сотрудников, составило 45,3% от общего числа консультаций.
2 Наприев И. Л. Исследование динамики структурно-содержательных характеристик образа «Я» сотрудника милиции в процессе профессионального становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С. 76-78.
3 Лукьянов О. В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009. 41 с.