Научная статья на тему 'Особенности целеполагания, самомотивации и прокрастинации у сотрудников ОВД'

Особенности целеполагания, самомотивации и прокрастинации у сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
931
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целеполагание / самомотивация / прокрастинация / сотрудники полиции / психологи / goal setting / self-motivation / procrastination / police officers / psychologists

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исхаков Эдуард Робертович

В статье отмечается, что важный фактор, влияющий негативным образом на достижение целей, — феномен «прокрастинации», заключающийся в откладывании намеченных и необходимых дел на неопределенное время. Установлено, что понятия «цель» и «самомотивация» для опрошенных сотрудников подразделений следствия и дознания довольно размыты и неясны. Показаны применяемые приемы самомотивации для достижения различного рода целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исхаков Эдуард Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of law enforcement officers’ goal setting, self-motivation and procrastination

The article stresses that an important factor which negatively influences reaching the goal is the phenomenon of procrastination implying postponement of the arranged and necessary acts for an indefinite period of time. The author proves that the concepts of goal and self-motivation for interviewed officers from investigation and interrogation departments are rather incomprehensible. The methods of self-motivation for reaching various goals are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Особенности целеполагания, самомотивации и прокрастинации у сотрудников ОВД»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.947.5:351.74.08 (470)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, САМОМОТИВАЦИИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОВД

Э. Р. Исхаков

В статье отмечается, что важный фактор, влияющий негативным образом на достижение целей, — феномен «про-крастинации», заключающийся в откладывании намеченных и необходимых дел на неопределенное время. Установлено, что понятия «цель» и «самомотивация» для опрошенных сотрудников подразделений следствия и дознания довольно размыты и неясны. Показаны применяемые приемы самомотивации для достижения различного рода целей.

Ключевые слова: целеполагание, самомотивация, про-крастинация, сотрудники полиции, психологи.

Актуальным является поиск и совершенствование методов работы психологов подразделений ОВД по профессиональной подготовке кадров '. При этом важно достижение гармоничной жизни и личностного саморазвития, личных жизненных целей у сотрудников. Сам факт наличия поставленных целей является положительным аспектом личностного и профессионального развития сотрудника. Особую роль в достижении личных целей играет самомотивация — как мощный инструмент активизации деятельности по осуществлению задуманных планов (в профессиональной работе и в личной жизни), а также по поддержанию необходимого уровня активности при выполнении намеченных дел. Исследования показывают, что психологами ОВД не уделяется внимания индивидуальной консультационной работе или групповым тренингам по основам личностного роста для сотрудников подразделений полиции. Подчеркивается важность изучения навыков целеполагания у сотрудников ОВД, но в научных работах этот вопрос не раскрывается. Интерес представляет определение особенностей целеполагания и приемов самомотивации, которые используются сотрудниками ОВД в личной и профессиональной жизни, так как достижение желаемого способствует гармонизации личности человека и его жизни. Важным фактором, влияющим негативным образом на достижение целей, является феномен «прокрастинации», заключающийся в откладывании намеченных и необходимых дел на неопределенное время.

На первом этапе для установления особенностей целеполагания был проведен эксперимент: задание давалось 12 слушателям (10 мужчин и 2 женщины) заочного отделения шестого курса (1-я группа). За пять минут необходимо было написать 15 своих жизненных целей.

Для установления особенностей самомотивации были опрошены 18 человек (15 мужчин и 4 женщины), сотрудников ОВД, руководителей подразделений различного уровня, состоящих в резерве кадров на выдвижение на вышестоящую должность (следствие, дознание), проходящих соответствующие обучение на факультете дополнительного профессионального образования (2-я группа). Применялась анонимная анкета, включающая два вопроса.

На втором этапе исследования по специально разработанной анкете (вопросы о целях и мотивации к их достижению, а также о таком явлении, как «прокрастинации») были опрошены психологи подразделений полиции (32 человека).

В разделе анкеты о целеполагании есть вопрос об указании двух-трех глобальных жизненных целей. Для анализа нам важны были цели, поставленные респондентом под номером «один» и «два».

Полнота написания цели оценивалась по критериям SMART, или «КИЛО» (конкретность, измеримость, локализованность в пространстве, определенность по времени) 2.

Исследование особенностей целеполагания выявило результаты, показывающие недостаточную компетентность сотрудников по формированию целей. Из 12 человек, участвующих в эксперименте, полностью задание не выполнил никто. Наибольшее число указанных целей: 10 — 2 человека, 16,66%; 9 — 1 человек, 8,33%; 8 — 1 человек, 8,33%. Большинство опрошенных написали 7 целей — 4 человека, 33,33%; 6 — 3 человека, 25%; и 5 целей — 1 человек, 8,33%.

Практически все отмеченные цели состояли из 2-3 слов, в ряде случаев — из одного, при этом они не отвечали таким критериям, как SMART В них не указывалось определенное место, отсутствовали сроки, показатели измеримости и конкретика. Наиболее часто (в порядке убывания) указывались следующие сформулированные цели:

— воспитать (вырастить) детей (варианты — дать детям образование) — 12 человек (100 %);

— получить диплом (варианты целей — высшее образование, закончить институт) 12 человек (100 %);

— обретение материальных ценностей и финансов (заработать много денег, купить (поменять) авто, получать зарплату в 250 тыс., купить квартиру) — 10 человек (83,3 %);

— построить (достроить) дом — 9 человек (75,0 %);

— получить офицерскую должность (вплоть до генеральской) — 8 человек (66,6%);

— связанные с семейной жизнью (помочь родным, завести семью, обеспечить детей безбедной жизнью, выдать замуж (женить) детей, родить еще одного ребенка) — 7 человек (58,3 %);

— связанные с отдыхом (съездить на море, за границу) — 7 человек (58,3%);

— дослужить до пенсии — 6 человек (50,0 %);

— сделать карьеру (найти хорошую работу по специальности) — 4 человека (33,33 %);

— погасить кредит — 3 человека (25,0 %).

Были указаны и такие цели, которые трудно дифференцировать как относящиеся к какой-то сфере жизни, они трудно определяются сторонними людьми — что конкретно имелось в виду (перевестись на другую службу, добиться успехов в личной жизни, дожить до старости, посадить дерево и т. д.) — 6 человек (50,0 %).

Полученные результаты, свидетельствующие о недостаточной компетентности по формированию целей сотрудниками полиции, подтверждаются исследованиями 3: 74,3% опрошенных психологов ОВД затруднялись в определении цели своей профессиональной деятельности, полагая, что главное — это «самореализация, самосовершенствование, личностный рост», а также совершенствование собственных профессиональных знаний и др.

Из 18 опрошенных человек на вопрос: «Какими основными способами вы себя мотивируете для выполнения дел по достижению своих различных целей?» было получено 30 вариантов ответов с различной частотой упоминания каждого из них. Наиболее часто встречались такие, как «саморазвитие» — 4 ответа (13%), «желание достичь поставленной цели», «получение материального вознаграждения от деятельности», «удовлетворение различных потребностей», «комфорт» — по 3 ответа (10%). На формулировки «необходимость», «хорошее самочувствие и удовольствие», «самоутверждение», «стать здоровее» пришлось по 2 ответа (6,6%).

По одному упоминанию (3,3%) пришлось на такие способы мотивации своей деятельности, как «желание быть образованней», «поддержание физической формы», «социальное воздействие», «достижение поставленной цели», «желание получить результат от деятельности», «внутренний интерес от деятельности», «достижение определенного положения в обществе и поддержание своего статуса», «желание отличаться от других», «достижение поставленной цели», «самооценка», «уверенность», «ответственность перед близкими», «желание показать пример детям», «положительные последствия в будущем», «собственное удовлетворение».

Большой список способов мотивации, формулировку которых трудно объяснить с точки зрения постороннего человека, на наш взгляд, указывает на отсутствие понимания, что такое «самомотивация», а также на то, что, скорее всего, люди не задумывались над этим прежде.

По числу используемых видов мотивации максимальное количество опрошенных указали три варианта самомотивации — 6 человек (33,3%), два варианта — 5 человек (27,7%) и один — 4 человека (22,2%). По 4, 5 или 8 видов самомотивации в своей деятельности применяют по 1 человеку (5,5%).

Среди всех сотрудников, участвующих в опросе, в аудитории была прочитана лекция в интерактивной форме о приемах и способах самомотивации человека для достижения им своих целей. Во время лекции была дана информация о 12 способах (приемах, формах, методов) самомотивации. После лекции респондентов попросили ответить на вопрос: «Какие наиболее, на ваш взгляд, эффективные способы самомотивации (из показанных на лекции) вы будете в дальнейшем применять в своей жизни для достижения целей?» Из 18 ответивших указало 2 приема — 10 человек (55,5%), 1 прием — 7 человек (38,8%) и 3 приема указал только 1 человек (5,5%).

Опрошенные 18 человек дали 30 ответов. Популярным ответом стал такой прием, как «стараться сделать ради близких» — 8 ответов (26,6%), на втором месте — «создать образец для подражания и брать с него пример» — 5 ответов (16,6%), на третьем месте — «создам соответствующее окружение» — 4 ответа (13,3%). Далее следовали: «представлю негативные последствия недостижения цели» и «договор с другом» — по 3 ответа (10,0%), «призову себя в армию» и выполнение приема «молодец», а также «поспорить» — по 2 ответа (6,6%), последнее место занял прием «представлю положительные аспекты достижения цели» — 1 ответ (3,3%). Из 12 представленных приемов было названо 9, но никто не указал в виде самомотивации «объявить прилюдно о намерениях», «найти себе ученика».

Это объясняется тем, что основной мотив совершения нашей деятельности — желание обеспечить определенный уровень жизни своей семье и близким.

Отсутствие в списке формулировки «объявить прилюдно о намерениях» либо о цели, которую, по мнению отвечающих, следует сохранять в тайне, либо о том, что человек не уверен в своих силах и будет остерегаться негативного общественного мнения при недостижении цели. Отсутствие такого приема, как «найти себе ученика» связано с отсутствием опыта передачи знаний обучаемым, что важно для повышения уровня профессионализма обучающего.

Исследование целеполагания и мотивации у психологов выявило следующее. Из 32 психологов, получивших анкеты для анонимного заполнения, двое отказались их заполнять, один человек указал, что не имеет глобальных жизненных целей. Из 29 прописанных целей наиболее часто встречались связанные с профессиональным ростом (получить еще одно образование, сделать карьеру, получить/повысить уро-

вень специальности и т. д.) — 11 человек (37,9%), на втором месте стоят цели, касающиеся улучшения жилищных условий (покупка квартиры и т. п.) — 5 человек (17,24%), далее — цели, ориентированные на приобретение автомобиля и заботу о здоровье (получить консультацию врача, бегать по утрам, отдохнуть на море) — 4 человека (13,73%), цели, связанные с улучшением семейной жизни (рождение детей, дать образование детям и т. д.) указали 3 человека (10,34%), 2 человека (6,89%) на первое место поставили цели, которые можно условно отнести к выживанию — «иметь работу» и «стабильность в работе». Ни одна из представленных целей не соответствовала по объему написания критериям системы КИЛО. Распределение целей по этим параметрам выглядит следующим образом: критерию «конкретность» соответствовало 16 целей (55,17%), «измеримость» — 5 целей (17,24%), «определенность по времени» — 2 цели (6,88%), «локализо-ванность в пространстве» — 1 цель (3,44%).

В ряде случаев происходила подмена понятия «моя мотивация» в достижении цели на указание конкретных действий по их достижению. Так, действия по достижению целей были отмечены в графе «моя мотивация» у 11 человек (37,93%), сам мотивирующий фактор был указан у 18 человек (62,0%).

Из 18 ответов, установленных как мотивация, используемая респондентом для достижения поставленной цели, проведено условное распределение на несколько групп: «предстоящее улучшение личной комфортности» — 6 ответов (33,3%) (сюда отнесены такие мотивации, как «у меня есть мое личное пространство», «восстановление работоспособности», «удобство», «иметь собственное жилье», «независимость», «обеспечение удобства, личного пространства для каждого члена семьи»).

Этим мотивировалось и достижение целей, связанных с приобретением жилья — 3 ответа (50%), покупкой автомобиля — 2 ответа (33,3%), поездкой в отпуск на море — 1 ответ (13,6%).

Пять ответов (27,77%) отнесено к такой мотивации, как «будущее расширение своих возможностей в действиях». Здесь указывались следующие мотивы: «иметь возможность более активно заниматься физической подготовкой и участвовать в сдаче нормативов по физической подготовке», «повысить профессиональный уровень, лучше разбираться в людях», «желание реализовать себя», «владеть юридическими знаниями», «саморазвитие и профессиональная самореализация». Такими мотивами сопровождались цели «продвижение по службе», «высшее юридическое образование», «стать хорошим практическим психологом», «учиться на клинического психолога», «поправить свое здоровье».

Два случая (11,11%) отнесено к мотиву «желание иметь детей и семью», который указан для таких целей, как «родить второго ребенка» и «приобрести жилье».

К группе мотивов «улучшение и поддержание здоровья» было отнесено два ответа (11,11%). Эти мотивы связаны с целями «бегать по утрам» и «получить консультацию кардиолога».

Мотив из группы «улучшение материального положения» также наблюдался в двух случаях (11,11%) — «повысить материальный уровень», «необходимые средства на жизнь». Эти мотивы были при таких целях, как «аттестоваться» и «иметь работу».

Мотив, причисляемый к группе «карьера» («аттестоваться, стать сотрудником МВД»), был у 1 человека (5,55%) и сопровождал цель «получение второго высшего образования (юридического)».

Для установления наиболее частых мотивов для осуществления целей были изучены ответы по мотивации, отмеченные в анкете по цели № 2. Вторая цель была указана у 25 лиц (из 29 заполнивших анкету). Из 25 лиц в графе «моя мотивация» были указаны действия по достижения цели, мотивирующий фактор — у 22 человек.

Из 7 целей, связанных с улучшением семейной жизни, мотивом было названо «знакомство с молодыми людьми» — в 2 случаях, по одному ответу приходилось на такие мотивы, как: «создание крепкой благополучной семьи», «желание иметь детей», «более благополучное будущее», «чувствовать себя защищенной», «гармоничное отношение с парнем».

Для шести целей, связанных с улучшением жилищных условий, мотивацией их достижения в двух случаях стало «продолжить служить», в остальных вариантах по одной мотивации — «уютная обстановка вокруг меня», «расширить жилищную площадь», «иметь собственное жилье», «увеличить материальный достаток».

Для трех целей, связанных с профессиональным ростом, мотивацией для их достижения названы: «интерес», «самореализация», «повысить свой профессиональный уровень».

Из двух целей, связанных с оформлением документов, мотивацией выступили «любовь к порядку в работе», «отдых за границей».

У цели «здоровый образ жизни» в качестве мотивации указаны наличие заболевания и желание улучшить свое здоровье. У цели «приобрести новый надежный автомобиль» мотивацией было то, что «надежный автомобиль редко ломается». Цель «поехать отдохнуть за границу» мотивировалась «новыми ощущениями и эмоциями».

При определении предполагаемой частоты в откладывании дел «на потом» у 29 опрошенных установлено, что наиболее часто указывался вариант «редко» — 19 человек (65,5%), «часто» — 6 человек (20,6%), «никогда» — 1 человек (3,44%), 3 человека (10,34%) указали вариант «другое» с пояснениями: «крайне редко», «в последнее время реже», «иногда».

Из 6 человек, отметивших, что «часто» откладывают дела на потом, мотивацию для их выполнения смогли написать только трое (50%): «нужно мне и моим близким», «когда сделаю дело, куплю себе что-то вкусное и отдохну», «здоровье дороже».

Из 19 человек, указавших, что «редко» откладывают дела «на потом», 16 человек мотивируют себя при начале выполнения откладываемых дел: «поставлена цель, значит нужен результат, не будет результата не будет

Нефедова Д. И. Особенности идентификационных характеристик образа «Я» сотрудников ОВД.

дальнейшего развития», «это нужно для меня! О своем здоровье могу позаботится только я», «так будет лучше и полезней для меня самой», «надо это сделать и все», «говорю себе — надо», «даю обещание близким людям, что сделаю это», «я обязана», «уходит время, дело не сделано», «оздоровление», «это необходимо сделать», «похвалить себя, когда сделаешь дело — какая я молодец!», «представляю конечный результат, а когда добиваюсь малейшего успеха, то это служит еще большей мотивацией», «нужно сделать, потому что в квартире должно быть чисто и уютно», «осознание выполнения цели», «это необходимо, я должна», «необходимо», «дела нужно доводить до логического конца».

Для трех человек, кто в ответе об откладывании личных дел «на потом» выбрал вариант «другое», мотивацией стали: «применение приема "лягушки"» (согласно положений тайм-менеджмента Г. Архангельского «лягушками» называют неприятные, неинтересные, но нужные дела), «убеждение себя в том, что "надо брать и делать сейчас"», действие «беру календарь и еще раз напоминаю себе о крайних мерах».

Установлено, что понятия «цель» и «самомотивация» для опрошенных сотрудников подразделения следствия и дознания являются довольно размытыми и неясными. После информирования их об основных способах самомотивации опрошенные для дальнейшего применения в жизни выбрали прием «стараться сделать ради близких».

Психологи подразделений показали недостаточный уровень компетенции, касающийся раскрытия понятия

«самомотивация». В ответах, связанных с самомотивацией, опрашиваемые указывали и свои цели. У психологов тоже встречается откладывание дел «на потом», для выполнения которых ими применяются различные приемы самомотивации.

Необходимо информировать сотрудников об основах целеполагания, следует обучать их различным приемам проведения самомотивации для выполнения деятельности по достижению своих целей. Это обучение можно осуществлять как в рамках морально-психологической подготовки, так и при индивидуальных консультациях, а также через проведение психологических групповых тренингов.

1 Марьин М. И. Научно-практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 80-86 ; Ендржеевский А. А. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД: состояние и основные пути совершенствования // Там же. С. 86-90 ; Крук В. М., Караваев А. Ф. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути решения (обзор материалов науч.-практич. конф.) // Там же. С. 74-78.

2 URL: http://www.litres.ru/eduard-ishakov/kak-postavit-cel-i-motivirovat-sebya-dlya-ee-dostizheniya/ (дата обращения: 30.11.2015).

3 Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(62). С. 22-25.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА «Я» СОТРУДНИКОВ ОВД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

Д. И. Нефедова

В статье анализируется характер изменений идентичности и самого образа «Я» сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессионализации. Показано, что образ себя существенно отличается у сотрудников на разных этапах прохождения службы. Выявлено, что сотрудники со стажем службы от 5 до 10 лет отличаются доверием к себе, принятием себя, уверенностью в себе, ожиданием позитивного отношения к себе окружающих, верой в свои силы, самостоятельностью.

Ключевые слова: идентичность человека, образ «Я», самоотношение, трансформация идентичности, самовосприятие, самоописание, влияние профессии.

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. В современных условиях сотрудники ОВД выполняют ответственные задачи в сложной обстановке

постоянного воздействия психогенных факторов: опасность, сопряженная с риском для жизни; физические перегрузки; напряженная работа внимания; необходимость непрерывного анализа быстро меняющихся ситуаций и их неопределенность. Такая специфика профессиональной деятельности сотрудников полиции часто может приводить к истощению психологических ресурсов внутреннего мира личности, нервно-психической напряженности и к отклонениям в эмоциональной, когнитивной и мотивационно-смысловой сфере личности. Это подтверждает и психологическая практика в ОВД 1. Существенную часть запросов к психологам подразделения составляют обращения сотрудников: проблемы утраты жизненных перспектив, «поиск себя», рост пессимизма, изменение собственной социальной активности, непринятие своей актуальной жизненной ситуации и социального статуса и т. д. В подобных ситуациях происходит переосмысление себя как личности в целом и как субъекта деятельности в частности, социальных отношений и множества других личностных проявлений, кажущихся убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, так как конкретные способы самовос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.