Научная статья на тему 'Взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте'

Взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / GENERAL PROCRASTINATION / ACADEMIC PROCRASTINATION / ACADEMIC MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляр Наталья Александровна, Коломенская Виктория Викторовна, Таран Ирина Ивановна, Кузьмина Яна Леонидовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи прокрастинации и учебной мотивации школьников юношеского возраста, которые могут быть использованы для определения путей и способов коррекции учебной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between procrastination and academic motivation in adolescence

The article presents the results of empirical studies of correlation between procrastination and academic motivation of high school students, which can be used to identify the ways and methods for students’ educational activity. correction.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте»

педагогическая психология

Скляр Н.А., Коломенская В.В., Таран И.И., Кузьмина Я.Л.

взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте

В условиях ускорения ритма жизни и в связи с всё возрастающими требованиями к эффективности человека в современном мире проблема прокрастинации всё больше находит свое отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых. Среди них можно отметить таких как Д. Бурка [8], П. Стилл [10, 11], Ж. Феррари [9], Я. И. Варваричева [1], Е.П.Ильин [2], Н.Н.Кар-ловская [3].

Несмотря на значимость данной проблемы, многие вопросы в теории про-крастинации до сих пор остаются малоизученными и дискуссионными.

В наше время осуществление жизненных планов человека связано с успешной организацией времени и эффективностью приложенных усилий. Стоит отметить, что у юношей основным направлением реализации таких планов является учебная деятельность как ведущая деятельность данного возраста.

В данной работе наряду с вопросом прокрастинации рассматривается проблема учебной мотивации школьника, которой также уделяется пристальное внимание в психологии. Среди ученых, занимавшихся данным вопросом, можно отметить таких, как А.Н. Леонтьев [4], Б.Р. Мандель [5], А.К. Маркова [6], М.В. Матюхина [7].

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность обучающегося в получении знаний. Обоснованность выбора такого вида мотивации, как учебная, определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса, ведущего в данном возрасте. Понимание происхождения и причин возникновения прокрастинации может помочь в ее преодолении. Также изучение взаимосвязей этих феноменов в юношеском возрасте может способствовать эффективности учебного процесса.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что вопросы прокрасти-нации и учебной мотивации являются актуальными на данный момент.

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что акаде-

мическая прокрастинация взаимосвязана с учебными мотивами в юношеском возрасте.

Для выявления взаимосвязи между прокрастинацией и учебными мотивами нами был проведен констатирующий эксперимент, который проходил на базе МБОУ «СОШ» № 1 г. Великие Луки. В нем принял участие 61 обучающийся 10-ых и 11-ых классов в возрасте 16-17лет.

Для исследования выраженности учебных мотивов у школьников юношеского возраста была использована методика диагностики структуры учебной мотивации школьника М. В. Матюхиной.

В ходе анализа средних показателей по семи исследуемым мотивам было обнаружено, что наиболее выражен у обучающихся мотив саморазвития (6,5 баллов), что проявляется в интересе к учебному процессу и результату своей деятельности. Школьники стремятся к саморазвитию, развитию своих качеств, способностей, навыков, умений. Для учеников свойственна активность в решении задач, поиск способов их решения, а также постановка перед собой цели для достижения положительного результата. Ведущим стимулом является желание хорошо учиться, не пропускать уроки.

Немного меньше у школьников выражен мотив достижения (6 баллов). Он проявляется в том, что ученик ставит перед собой позитивную цель, активно включается в ее реализацию и выбирает средства для достижения этой цели. Обучающиеся, мотивированные на достижение успеха, стремятся во что бы то ни стало добиваться лучших результатов, причем во всех видах своей деятельности. Они мобилизуют все свои ресурсы и сосредоточивают свое внимание на достижение поставленной цели. У них есть твердая вера в собственные силы и ожидание успеха. Школьники рассчитывают получить одобрение за свои действия. Их работа вызывает у них положительные эмоции.

У некоторых обучающихся приоритетным является познавательный мотив (5,7 баллов). Для них свойственно ориентироваться на получение новых знаний, овладение учебными навыками. Ученик умеет выделить занимательные факты, явления. Школьникам нравятся уроки, на которых они организуют совместную деятельность с одноклассниками, для них успех в учёбе является основой для уважения и признания среди одноклассников.

В значительной степени у юношей выражен мотив позиция школьника (5,8 баллов). Данный мотив проявляется в повышенном интересе к ключевым идеям, принципам, закономерностям, происходящим в учебном процессе. Они стремятся усвоить приемы, методы и способы научного познания. Школьники ориентированы на усвоение способов добывания знаний, у них преобладают интересы к самостоятельному приобретению знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. таким образом, можно сказать, что учёба является для них самым главным делом.

Было выявлено, что коммуникативный и внешний мотивы у школьников выражены в равной степени. Коммуникативный мотив (5,4 балла) проявляется в

том, что обучающиеся стремятся занять свою определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Юноши стремятся получать хорошие отметки, похвалу со стороны учителя и родителей за школьные успехи. Внешний мотив (5,5 балла) выражается в том, что обучающиеся проявляют свою активность в учебной деятельности лишь в силу долга, обязанности, ради достижения определённого положения среди сверстников. Ученики выполняют задания, чтобы получить хорошую отметку, показать свои умения перед товарищами, добиться похвалы взрослого. Кроме того, юноши имеют склонность осуществлять деятельность из-за давления со стороны окружающих.

Менее всего, в сравнении с другими мотивами, у школьников выражен эмоциональный мотив (5 баллов). Следовательно, для юношей недостаточно свойственно стремление занять определенное место в обществе. У школьников чувство ответственности развито мало. Процесс обучения для них не является общественно полезной деятельностью. Школьники не достаточно четко осознают социальную необходимость получения знаний. Выполнение долга перед обществом не является их главной задачей.

рассмотрев уровень развития каждого мотива, можно сделать вывод, что у большинства старшеклассников преобладает средний уровень выраженности каждого из изученных учебных мотивов.

Для исследования прокрастинации у обучающихся нами были использованы опросники академической прокрастинации П. Стилла и общей прокрастина-ции К. Лэя (адаптированный для школьников).

Высокий уровень академической прокрастинации наблюдается у 46 % опрошенных. Это означает, что прокрастинация является для них нормальным рабочем состоянием, в котором они проводят большую часть времени. такие школьники откладывают всё важное до последнего момента. Эти испытуемые не умеют расставлять приоритеты в жизни, также у них отсутствует четкое осознание мотивации и целеполагание. В результате дела не выполняются или выполняются некачественно, с опозданием и не в полном объёме, что приводит к соответствующим отрицательным эффектам в виде неприятностей в учебе.

Для 47 % респондентов свойственно прокрастинировать при выполнении некоторых дел. У данных людей есть умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Они откладывают свои дела, однако это явление имеет временный, ситуативный характер.

Низкий уровень наблюдается лишь у 7 % обучающихся. Данные школьники способны к эффективному распределению сил и времени при выполнении учебных задач. Прокрастинация для них не является сдерживающим фактором в процессе учебной деятельности. У таких людей откладывание дел на потом присутствует крайне редко и имеет ситуативных характер.

Однако, в целом, подавляющее большинство школьников склонны к академической прокрастинации. Им свойственно откладывать выполнения учебных

заданий.

В дальнейшем были проанализированы результаты изучения общей про-крастинации.

У наибольшего процента опрошенных (73 %) выявлен средний уровень общей прокрастинации. Данная группа школьников не умеет правильно планировать свое время, для того чтобы успеть выполнить все запланированные дела. В то время как низкий выявлен только у 2% обучающихся. Это говорит о том, что лишь некоторые обучающиеся стараются решать все поставленные перед собой задачи вовремя и лишь изредка откладывают их выполнение. Для таких школьников свойственно выполнять намеченные дела в срок независимо от наличия или отсутствия интереса к какому-либо заданию.

Однако, для трети исследуемой выборки (25%) склонность к добровольному, иррациональному откладыванию намеченных действий является нормой. Они выполняют задачи в последнюю минуту, невзирая на то, что это может иметь негативный эффект для их личности.

В дальнейшем мы изучали взаимосвязь прокрастинации и учебных мотивов с применением методов математико-статистической обработки данных. Была выявлена достоверная взаимосвязь между академической прокрастинацией и рядом учебных мотивов, таких как: эмоциональный (-0,69 p<0,05), познавательный (-0,75 p<0,05) и мотив достижения (-0,51 p<0,05).

Это свидетельствует о том, что чем ярче у обучающихся выражена склонность к откладыванию учебных дел на потом, тем в меньшей степени они осознают свою социальную необходимость принести пользу обществу. также они проявляют низкий интерес к учебному материалу, недостаточное стремление овладеть новыми знаниями, учебными навыками. Школьники испытывают затруднения в постановке чёткой цели и выбора методов и средств её реализации.

Взаимосвязь между академической прокрастинацией и внешним мотивом можно охарактеризовать как высокую, прямую (0,56 p<0,05). Чем выше склонность откладывать дела на потом, тем больше стремление осуществлять деятельность в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников или из-за давления окружающих.

таким образом, в ходе исследования было выявлено, что наиболее выражен у обучающихся мотив саморазвития, а менее всего, в сравнении с другими мотивами, проявляется эмоциональный мотив. Была обнаружена взаимосвязь академической прокрастинации с некоторыми учебными мотивами. Следовательно, выдвинутая гипотеза в нашем исследовании подтвердилась.

В связи с тем, что академическая прокрастинация взаимосвязана с некоторыми учебными мотивами, можно выделить ряд рекомендаций для их регуляции.

1. Для формирования познавательных мотивов необходимо совершенствование учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей; улучшение методов обучения; разработка и распространение проблемно-развивающего обучения; расширение самостоятельных форм работы на уроке и модернизация его структуры.

2. Старшекласснику следует давать задания с учетом выраженных способностей, тогда мотивация к достижению цели будет работать на разных уровнях подготовленности.

3. Применение активных форм и методов обучения ведет к созданию ситуации успеха на уроке. К таким методам относятся: разминочные упражнения, психологические тренинги и приемы по снятию тревожности и застенчивости, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры и т.д.

4. Необходимо использование, вместе с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Проектное обучение способствует творческой самореализации обучающихся в познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к учению, утверждая ее в качестве основного мотива деятельности, развивает интеллектуальную сферу школьника, его самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, осуществлять рефлексию.

5. Следует широко использовать информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. Через средства ИКТ реализуется важнейший дидактический принцип - принцип наглядности. Объекты, представленные с применением ИКТ, становятся более выразительными. Они помогают рассмотреть процессы и явления с разных сторон.

Информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

6. Учителя и родители должны уделять внимание поддержанию любознательности школьника, проявляя интерес к его открытиям.

7. Для учителей необходимо поддерживать стремление ученика к размышлению. Перед школьником нужно ставить такие вопросы, которые побуждают его к рассуждениям и поиску ответов, также активизируют желание разобраться в причинах и следствиях.

8. родителям следует отказаться от того, что угнетает учебную мотивацию и ориентирует ученика на получение оценки, т.е. мотивов долженствования, материального вознаграждения, активного настаивания учиться на «5» и т.д.

9. В ходе решения любых жизненных задач желательно сконцентрировать внимание не на результате, а на самом процессе деятельности.

10. При оценке результата можно опираться на сравнение сегодняшних достижений школьника с его предыдущим опытом успехов и неудач.

11. Стоит относиться к школьнику как к «Источнику». Использовать «самостоятельный» и «творческий» вместо «послушный» и «соответствующий».

12. У ученика должно быть «право на ошибку» и возможность получить естественные последствия от результатов своей работы.

13. Причины неудач необходимо анализировать вместе со старшеклассником. Главное, чтобы он сам отыскал данные причины в себе, т.е. в своих личностных особенностях и проявлениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. -№3.- С. 121131.

2. Ильин Е.О. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень/ Е. О. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

3. Карловская Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью/ Н.Н. Карловская, Р. А. Баранова // Психология в вузе. - 2008. - №3, С. 38-49.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А.Н. - М., 1975. - 304 с.

5. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология. Для студентов всех форм обучения / Б. Р. Мандель. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 828 с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

7. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. - Волгоград, 1983. - 72 с.

8. Burka J.B. Procrastination: Why you do it, what to do about it/ J.B. Burka, L.M. Yuen.- Da capo press, 2008. - 322 p.

9. Ferrari J.R. Procrastination and task avoidance: Theory research and treatment / J.R. Ferrari, J.L. Johnson, W.G. McCown. - New York: Plenum Press, 1995. - 268 p.

10. Steel P. Integrating theories of motivation/ P. Steel, J.C. König// Academy of Management Review. - 2006. - 31, №4. - P. 889-913.

11. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure/ P. Steel// Psychological Bulletin. -2007. - 133 №1.- P. 65-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.