Научная статья на тему 'Особенности социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением к детям'

Особенности социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением к детям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Е. В.

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение специфики когнитивного компонента социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением. Результаты данного исследования углубляют представление о феномене социальной идентичности личности и ее роли в адаптации к новым социально-психологическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE COGNITIVE COMPONENT OF PREGNANT WOMEN SOCIAL IDENTITY WITH THE VARIOUS MATERNAL ATTITUDES TO CHILDREN

The article contains results of the research aimed at studying the cognitive component of pregnant women social identity with various maternal attitudes. The research results extend the view on the phenomenon of personality’s social identity and its role in the adaptation to the new socio-psychological conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением к детям»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ МАТЕРИНСКИМ ОТНОШЕНИЕМ К ДЕТЯМ

© 2008 Е.В.Васильева

Самарский государственный педагогический университет

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение специфики когнитивного компонента социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением. Результаты данного исследования углубляют представление о феномене социальной идентичности личности и ее роли в адаптации к новым социально-психологическим условиям.

В данном исследовании проводится анализ специфики социальной идентичности личности будущих матерей. Изучение социальной идентичности направлено на понимание механизма и последствий отнесения человеком себя к какой-то социальной группе, в нашем случае к группе родителей1. Проблема социальной идентичности беременных женщин в настоящее время остается слабо изученной. На сегодняшний день много работ посвящено ценностным ориентациям беременных женщин, мотивам рождения ребенка, изучению поведения женщин, Я-концепции беременных. Каждая из идентичностей индивида формируется в процессе его социализации. Вместе с тем, идентичность зависит от самоинтерпретаций, оттого, что для человека является ценностью. Интересен набор самоидентификационных образов, складывающийся в динамическую структуру идентичности личности, который становится основным фактором социального поведения личности2.

На сегодняшний день происходит утрата ценностей социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, иными словами, наблюдается кризис идентичности на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках поколений (Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, Т.Г.Стефаненко и др.). Остается еще много спорных и нерешенных вопросов в исследовании проблемы социальной идентич-

1 Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. - М.: 2002. - С.134 - 152.

2 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии, - 2002. - №3. - С.110 - 118.

ности3. Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема идентичности беременных женщин изучена недостаточно, и требует дополнения теоретического материала, касающегося изучения специфики сложившихся идентификационных структур и прогнозирования направления их трансформации под влиянием различных социальных процессов, связанных с социальными и физиологическими изменениями женщины.

Проведенное исследование позволило нам выделить специфику структуры социальной идентичности беременных женщин с разным материнским отношением. Проверяется предположение о том, что социальная идентичность личности женщин имеет специфическую структуру в зависимости от стиля материнского отношения и находит отражение в представлении ими о материнстве. При организации исследования мы учитывали, что важным критерием в структуре идентичности является самоотношение. Начиная с Тэджвела, психологи подчеркивают связь идентичности с чувством самоуважения, поскольку потребность в позитивном самоуважении удовлетворяется в условиях усиления идентификационных процессов через релевантное позитивное сравнение себя с другими4. Этот компонент расставляет эмоциональные акценты в структуре идентичности и ориентации человека в социальных ролях.

3 Иванова Н.Л. Социальная идентичность в условиях трансформации общества // Проблема идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия / Под. ред. Е.М.Алексеева. - 2003. - С.232 - 242.

4 Хамитова И.Ю. Семейная история и ее влияние на

переживание беременности // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №4.

Методика проведения исследований. В исследовании приняли участие 90 женщин от 19 до 33 лет. 36 человек - женщины 1 триместра; 38 человек - женщины 2 триместра; 16 человек - женщины 3 триместра беременности. На первом этапе исследования был проведен тест «Фигуры». Это проективная методика, основанная на использовании символических значений цвета и геометрических фигур как признаков отношения матери к ребенку. Существует предположение, что, обозначая себя геометрической фигурой определенной формы, женщина делает выбор, согласно которому каждой фигуре присуще определенное значение, связанное с личностными свойствами человека. Кроме того, выбор женщиной геометрической фигуры для обозначения своего ребенка или своей матери проективно приписывает им определенные свойства и отражает отношение роженицы к ним5. В качестве дополнительного материала использовался набор цветовых карточек. В ходе анализа полученных данных по методике «Фигуры» вся выборка была разделена на три группы: 1 - женщины с игнорирующим материнским отношением (Имо); 2 -женщины с тревожно-амбвивалентным материнским отношением (Тмо); 3 - женщины со сформированным материнским отношением (Смо).

На втором этапе исследования для изучения самоотношения беременных женщин применялась батарея методик: тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев), методика «Личностный дифференциал»; для изучения социальной идентичности применялась методика «Двадцать утверждений» (М.КиЬп, Т.МсРагАапё). Факторный анализ применялся для определения структуры моти-вационной и ценностно-смысловой основы идентичности беременных женщин.

Особенности выборки. Как уже говорилось выше, анализ результатов методики «Фигуры» показал, что 33,3% женщин придерживается игнорирующего материнского отношения (группа ИМО). Женщины с таким типом отношения тяжело переживают беременность. Шевеление ребенка отмечается очень поздно. Динамики эмоционального состояния либо не на-

5 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - С.110 - 118.

блюдается, либо близко к депрессивному со-стоянию6. Женщины с тревожно-амбивалентным типом материнского отношения составляют тоже 33,3% (группа ТМО). Их характеризует повышенная тревожность, наличие страхов. Эмоциональное состояние близко к депрессивному7. Женщины со сформировавшейся готовностью к материнству составляют 33,3% (СМО). Их характеризует адекватная ценность ребенка, адекватно повышенная тревожность и отсутствие страхов8. Исходя из этого продолжим изложение результатов нашего исследования.

Результаты и их обсуждение. Полученный эмпирический материал по методике «20 утверждений», был подвергнут контент-анализу, который выявил сходства и различия представлений испытуемых о себе. Для интерпретации ответов применяются различные критерии, классификаторы, которые разрабатываются авторами в соответствии с концепцией, целями и задачами конкретных исследований, поэтому в литературе приводятся примеры различных вариантов классификации ответов данного теста9. Наиболее общий классификатор предложил Л.Зучер, который, развивая идеи М.Куна, проанализировал ответы испытуемых на вопрос «Кто Я?», и предложил рассортировать их на следующие 4 категории: физическое Я; социальное Я; рефлексивное Я; океаническое Я.Л.Зучер показал, что модели само идентичности не жестко фиксированы, они связаны с контекстом жизни, но многие люди все-таки описывают себя в этих четырех категориях. В других работах, количество категорий для анализа было увеличено10. В нашем исследовании мы использовали шкалу анализа идентификационных характеристик по следующим 14 показателям:

1) Ролевая позиция - «я - будущая мама»; 2) Рефлексивные самоидентификации; 3) Профессиональные статусные и ролевые позиции; 4) Восприятие себя членом семьи; 5) Поло-

6 Хамитова И.Ю. Семейная история и ее влияние на переживание беременности // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №4.

7 Там же.

8 Там же.

9 Zürcher, L. The mutable self: A self concept for social change. Beverly Hills, 1977.

10 Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. - М.: 2002. - С.134 - 152.

ролевая идентичность; 6) Религиозная идентичность; 7) Идентификация себя с кругом друзей; 8) Восприятие себя как субъекта деятельности; 9) Восприятие себя как субъекта общения; 10) Самооценка способности к деятельности; 11) Самооценка социальных навыков; 12) Субъективное описание физических данных;

13) Фактическое описание физических данных;

14) Глобальная, экзистенциальная идентичность. Статистическая проверка полученных данных, проведенная по критерию Фишера (Р=0,05), позволила выявить значимые позитивные различия между группами по ряду показателей (Таблица 1).

Таблица 1. Достоверность различий выраженности видов идентичности между группами

(при р > 0,05) по критерию Фишера

№ Виды идентичности Группы (% соотношение) Критерий достоверности ф

Между Имо и Тмо группой Между Тмо и Смо группой Между Имо и Смо группой

1 Ролевая позиция - я - будущая мама 35,0 47,83 86,96 3,49 3,93

2 Рефлексивные самоидентификации 80,0 86,96 65,22 2,28

7 Идентификация себя с кругом друзей 35,0 39,13 26,09 4,34 3,90

8 Восприятие себя как субъекта деятельности 0 13,04 8,70 2,41 2,28

10 Самооценка способности к деятельности 20,0 4,35 17,39 2,28

13 Фактическое описание физических данных 15,0 26,09 4,35 2,28

В группе с игнорирующим материнским отношением по сравнению с группой с тревож-но-амбвивалентным материнским отношением преобладает самооценка способности к деятельности (20%), а по отношению с группой со сформированной идентичностью - идентификация себя с кругом друзей.

В группе с тревожно-амбвивалентным отношением по отношению к группе с игнорирующим преобладает восприятие себя как субъекта деятельности, а по отношению к группе со сформированным материнским отношением преобладает рефлексивная самоидентификация, идентификация себя с кругом друзей, фактическое описание физических данных.

В группе со сформированной готовностью к материнству по отношению с группой с игнорирующим материнским отношением преобладает ролевая позиция «я - будущая мама» и восприятие себя как субъекта деятельности, и по отношению к группе с тревожно-амбивалентным отношением так же ролевая позиция «я - будущая мама».

Так мы видим, что в первой группе ведущей идентификацией является самооценка способности к деятельности, во второй группе -

рефлексивные самоидентификации, а в третьей - ролевая позиция «я - будущая мама». Важно подчеркнуть, что ведущая идентификационная характеристика сочетается с комплексом других характеристик. Поэтому простое сравнение полученных данных с существующими видами идентичности мало, что дает для понимания субъективного смысла самоидентификации представителями изучаемых групп. Выделенные идентификационные компоненты составляют когнитивную основу структуры социальной идентичности. Для подтверждения предположения о различии в структуре социальной идентичности беременных женщин с разным типом материнского отношения был использован факторный анализ.

В ходе анализа нами были выявлены 3 наиболее устойчиво-значимых фактора объясняющих 16,8%, 15,1%, 9,8% общей дисперсии соответственно. В таблицах 2, 3, 4 приведены данные, по которым можно сделать следующие выводы. В соответствии со смысловым содержанием видов идентичности, объединенных в факторы, они были проинтерпретированы следующим образом:

Таблица 2. Структура самоописательных характеристик женщин с игнорирующим материнским отношением (1 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

1 «Идентификация по типу принятия себя» (факторный вес 4,6) Самоотношение: «Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,924), «Самоуважение» (0,865), «Аутосимпатия» (0,419), «Ожидаемое отношение от других» (0,438), «Самоуверенность» (0,810» «Самопринятие» (0,540), «Самоинтерес» (0,645), «Самопонимание» (0,525)

Самоописательные характеристики: «Самооценка социальных навыков» (-0,588).

Таблица 3. Структура самоописательных характеристик женщин с игнорирующим материнским отношением (2 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

2 «Идентификация по типу восприятия себя членом семьи» (факторный вес 4,1) Самоописательные характеристики: «Ролевая позиция - я - будущая мама» (0,483), «Профессиональные статусные и ролевые позиции» (0,661), «Восприятие себя членом семьи» (0,760), «Религиозная идентичность» (0,639), «Самооценка способности к деятельности» (0,480), «Глобальная, экзистенциальная идентичность» (0,584)

Самоотношение: «Развитие волевых качеств» (-0,606), «Экстравертирован- ность» (-0,684).

Таблица 4. Структура самоописательных характеристик женщин с игнорирующим материнским отношением (3 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

3 Идентификация по типу самообвинения» (факторный вес 2,9) Самоотношение: «Самообвинение» (0,769);

Самоописательные характеристики: «Рефлексивные самоидентификации» (0,639), «Поло-ролевая идентичность» (0,574), «Идентификация себя с кругом друзей» (0,564).

1 фактор получил название «Идентификация по типу принятия себя». Выделение этого фактора свидетельствует о том, что идентификация по типу принятия себя характеризуется положительным самоотношением с одной стороны и негативной самооценкой социальных навыков. А так же ожиданием положительного отношения других по отношению к себе. Построение такой идентичности не идет вразрез с принятием роли матери.

2 фактор получил название «Идентификация по типу восприятия себя членом семьи».

Выделение этого фактора свидетельствует, идентификация по типу восприятия себя членом семьи характеризуется с одной стороны осознание себя будущей матерью, восприятием

себя членом семьи, а с другой отсутствием развития волевых качеств и интроверсией. Построение такой идентичности хорошо сочетается с будущей ролевой позицией.

3 фактор получил название «Идентификация по типу самообвинения». Выделение данного фактора свидетельствует о том, что идентификация по типу самообвинения тесно связана с обвинением себя во всем происходящем, оцениванием себя и своей социальной позиции. А так же идентификацией себя как женщины и соотношение с кругом друзей Построение такой идентичности плохо связана с будущим материнством, поскольку самообвинение привносит отрицательные эмоции в сторону «Я», что может вызвать тревожность. Заметим, что ни в

один фактор не вошли такие переменные как «субъективное описание физических данных»; «фактическое описание физических данных». Рассмотрим соотношение идентификационных характеристик и самоотношения женщин с тре-

вожно-амбивалентным типом материнского отношения. В ходе анализа нами были выявлены 3 наиболее устойчиво-значимых фактора объясняющих 18,2%, 13,5%, 9,7% общей дисперсии соответственно (Таблицы 5, 6, 7).

Таблица 5. Структура самоописательных характеристик женщин с тревожно-амбивалентным материнским отношением (фактор 1)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

1 «Идентификация по типу принятия себя» (факторный вес 5,1) Самоотношение: «Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,761), «Самоуважение» (0,747), «Аутосимпатия» (0,546), «Ожидаемое отношение от других» (0,707), «Самоинтерес» (0,536), «Самоуверенность» (0,663), «Отношение других» (0,690), «Самопринятие» (0,749), «Самоинтерес» (0,640), «Самопонимание» (0,516).

Таблица 6. Структура самоописательных характеристик женщин с тревожно-амбивалентным материнским отношением (фактор 2)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

2 «Идентификация интегрального типа» (факторный вес 3,8) Самоописательные характеристики: «Ролевая позиция - я - будущая мама» (0,697), «Рефлексивные самоидентификации» (0,662), «Профессиональные статусные и ролевые позиции» (0,585), «Восприятие себя членом семьи» (0,799), «Поло-ролевая идентичность» (0,688), «Идентификация себя с кругом друзей» (0,611), «Восприятие себя как субъекта общения» (0,480).

Таблица 7. Структура самоописательных характеристик женщин с тревожно-амбивалентным материнским отношением (фактор 3)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

3 «Идентификация по типу самооценки к деятельности» (факторный вес 2,7) Самоотношение: «Развитие волевых качеств» (0,464); «Саморуководство» (-0,486);

Самоописательные характеристики: «Самооценка способности к деятельности» (0,698), «Самооценка социальных навыков» (0,695), «Субъективное описание физических данных» (0,567); «Глобальная, экзистенциальная идентичность» (-0,414).

Выделенные индивидуально-специфические категориальные шкалы выполняют функции определения классификации и оценивания субъектами значимых характеристик объектов и явлений действительности. В соответствии со смысловым содержанием категорий, объединенные в факторы, были проинтерпретированы следующим образом:

1 фактор получил название «Идентификация по типу принятия себя». Выделение этого фактора демонстрирует, что идентификация данного типа характеризуется принятием себя,

осознание себя как носителя положительных и социально одобряемых характеристик. Беременных данной группы ожидают положительное отношение других по отношению к себе. Построение такой идентификации с одной стороны не противоречит роли матери, но с другой, у данной группы беременных нет идентификации с семьей, что является одной из основ материнства.

2 фактор получил название «Идентификация интегрального типа». Выделение данного фактора свидетельствует о том, что идентифи-

кация данного типа характеризуется осознанием себя членом многих социальных групп: и как будущая мама и член семьи, и как женщина и друг, и как специалист. Построение такое идентичности хорошо сочетается с ролью матери.

3 фактор получил название «Идентификация по типу самооценки к деятельности.

Выделение этого фактора демонстрирует, что идентификация такого типа характеризуется развитием волевых качеств, положительной самооценкой способности к деятельности и социальных навыков, а так же осознанием себя красивой и привлекательной. На последний план здесь выходят саморуководство и глобальная

идентичность. Построение идентичность по типу самооценки к деятельности не сочетается с принятием роли матери. Подведя итог, можно отметить, что женщины с тревожно-амбивалентным отношением соотносят себя с достаточно большим числом идентификационных категорий. Рассмотрим соотношение идентичности и самоотношения женщин со сформированным типом материнского отношения. В ходе анализа нами были выявлены 4 наиболее устойчиво значимых фактора объясняющих 14,6%, 10,7%, 11,2%, 11,2% общей дисперсии соответственно (Таблицы 3, 8, 9, 10, 11).

Таблица 8. Структура самоописательных характеристик женщин со сформированным материнским отношением (фактор 1)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

1 «Идентификация по типу принятия себя» (факторный вес 4,1) Самоотношение: «Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,798), «Самоуважение» (0,757), «Аутосимпатия» (0,735), «Ожидаемое отношение других» (0,470), «Самопринятие» (0,689), «Самопонимание» (0,765)

Самоописательные характеристики: «Идентификация себя с кругом друзей» (0,509).

Таблица 9. Структура самоописательных характеристик женщин со сформированным материнским отношением (фактор 2)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

2 «Идентификация по типу осознания себя матерью» (факторный вес 2,9) Самоописательные характеристики: «Ролевая позиция «я - будущая мама» (0,661), «Рефлексивные самоидентификации» (0,833), «Восприятие себя как субъекта общения» (0,665), «Субъективное описание физических данных» (0,633), «Фактическое описание физических данных» (0,402);

Самоотношение: «Саморуководство» (-0,507), «Отношение других» (-0,419).

В соответствии со смысловым содержанием категорий, объединенные в факторы, были проинтерпретированы следующим образом: 1 фактор получил название «Идентификация по типу принятия себя». В него вошли следующие данные с положительным весом: « Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,798), «Самоуважение» (0,757), «Аутосимпатия» (0,735), «Ожидаемое отношение других» (0,470), «Самопринятие» (0,689), «Самопонимание» (0,765); «Идентификация себя с кругом друзей» (0,509). Выделение данного факта свидетельствует о том, что идентификация данного типа характеризуется осозна-

нием себя как носителя положительных, социально одобряемых характеристик и полным принятием себя. Беременные данной группы ожидают положительное отношение со стороны других. Построение такой идентификации сочетается с ролью матери.

2 фактор получил название «Идентификация по типу осознания себя матерью». Выделение данного фактора свидетельствует о том, что идентификация такого типа характеризуется осознанием себя беременной женщиной, принятием роли матери, положительное отношение к себе и к своей социальной позиции, но с другой стороны, ожидание отрицательного отношения

со стороны других людей. Построение такой левой позицией. идентичности хорошо сочетается с будущей ро-

Таблица 10. Структура самоописательных характеристик женщин со сформированным материнским отношением (фактор 3)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

3 «Идентификация по типу развития волевых качеств» (факторный вес 3,1) Самоотношение: «Развитие воли» (0,685), «Самоуважение» (0,520), «Самоинтерес» (0,608), «Самоуверенность» (0,510);

Самоописательные характеристики: «Глобальная, экзистенциальная идентичность» (0,460); «Восприятие себя как субъекта деятельности» (-0,631).

Таблица 11. Структура самоописательных характеристик женщин со сформированным материнским отношением (фактор 4)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

4 «Идентификация по типу самообвинения» (факторный вес 3,1) Самоотношение: «Самоуверенность» (0,466), «Самообвинение» (0,775); «Самоинтерес» (-0,482).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоописательные характеристики: «Восприятие себя членом семьи» (0,571), «Поло-ролевая идентичность» (0,406), «Самооценка способности к деятельности» (0,643);

3 фактор получил название «Идентификация по типу развития волевых качеств». Выделение данного фактора свидетельствует о том, что идентификация такого типа характеризуется самоуважением и самоинтересом, развитием волевых качеств и самоуверенностью. Здесь на последний план уходит осознание себя как субъекта деятельности. Построение такой идентичности не контрастирует с ролью матери.

4 фактор получил название «Идентификация по типу самообвинения». Выделение этого фактора демонтирует нам, что идентификация такого типа характеризуется обвинением себя во всем происходящим с одной стороны самоуверенностью с другой, а так же осознанием себя членом семьи, поло-ролевой идентичностью и положительной самооценкой способности к деятельности. На второй план здесь выходит интерес к себе.

Отметим, что в этот фактор вошла переменная «самообвинение», характеризующаяся негативными и отрицательными эмоциями в адрес «Я». Эта однополюсная шкала, немеющая самостоятельное значение в системе самоотношения. Высокие показатели по данной шкале означают, что у испытуемых сформирована установка на самообвинение, сопровождающаяся внутренней напряженностью, открытостью к восприятию отрицательных эмоций.

Заметим, что ни в один фактор не вошли «Профессиональные, статусные и ролевые позиции», «Религиозная идентичность», Это может свидетельствовать о специфичности среды, в которой выросли и воспитывались женщины.

Выводы. Результаты исследования позволяют сказать, что адаптация к ситуации будущего материнства характеризуется следующими показателями:

о идентификация с новой ролевой позицией «я - будущая мать»;

о идентификация со своей семьей; о поло-ролевая идентичность; о фактическое описание физических данных;

о позитивное отношение к себе. Таким образом, только женщины со сформированным материнским отношением в большей степени осознают себя как будущих матерей и осознают те физиологические и социально-психологические изменения, которые происходят с ними. Так же в этой группе наблюдается более высокая когнитивная сложность, это выражается в количестве факторов в их выраженности и структуре.

На основе этих результатов можно сформулировать новые направления в подготовке беременных женщин к материнству. Становление женщин как матерей - сложный, скоротечный и противоречивый процесс, который дол-

жен включать в себя развитие различных содержательных и структурных компонентов.

Идентичность конструируется и влияет на поведение человека. Она является продуктом представления социальных ролей. В процессе взаимодействия происходит концептуализация себя или интериоризация определенных ролей, что собственно и производит идентичности. В этом смысле существенный аспект влияния общества на личность заключается в том, что Я формируется в процессе взаимодействия между людьми, а также внутри семьи. Это приводит к появлению идентичности, которая, в свою очередь, связана с социальным поведением11.

Важный вывод исследования заключается в том, что беременные женщины должны прила-

гать определенные усилия для поддержания баланса в собственной идентичности и необходимого уровня взаимодействия, стремиться осознавать ролевую позицию, связанную с будущим материнством и ценностное сопровождение. Можно сказать, что успешное вхождение в роль матери в сознании рожениц связано с обретением семейной идентичности, осознанием своих психологических качеств, обретением новых ценностей, принятием моральных принципов, обретением социальных навыков, позитивным самовосприятием и самоуважением.

11 Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. -М.: 2002. - С. 134 - 152.

RESEARCH OF THE COGNITIVE COMPONENT OF PREGNANT WOMEN SOCIAL IDENTITY WITH THE VARIOUS MATERNAL ATTITUDES TO CHILDREN

© 2008 E.V.Vasiljeva

Samara State Pedagogical University

The article contains results of the research aimed at studying the cognitive component of pregnant women social identity with various maternal attitudes. The research results extend the view on the phenomenon of personality's social identity and its role in the adaptation to the new socio-psychological conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.