Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРОБИЗНЕСА В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРОБИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОТРАСЛЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ / БАНК / ЛИМИТ КРЕДИТОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калафатов Эдем Амитьевич

В статье проведен теоретический анализ существующего механизма кредитования организаций сельскохозяйственной отрасли России, выявлены его особенности и недостатки, препятствующие эффективному развитию данной сферы. В проведенном исследование особое внимание уделяется анализу существующего механизма льготного кредитования аграрного сектора, выявлению недостатков в его организации и осуществлении. Аргументированы доводы относительно малой доступности льготных кредитов для мелких сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, вызванной нехваткой бюджетных лимитов и перераспределением большей части кредитных средств между крупным агрохолдингами. Пассивность банковского сектора в самостоятельной организации сельскохозяйственного кредитования (без участия государства) вызвана высокими рисками кредитования сельскохозяйственных организаций, которые, в свою очередь, обусловлены непрозрачностью сельскохозяйственной отрасли. Высокие риски являются главным фактором, который не позволяет коммерческим банкам развивать кредитование сельского хозяйства в России. Отмечается необходимость доработки существующего механизма кредитования агробизнеса с привлечением коммерческих банков (не только как уполномоченных кредитных организаций), а как самостоятельных структур, способных предложить подходящие сельскохозяйственной отрасли кредитные продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF LENDING AGROBUSINESS IN RUSSIA

The article provides a theoretical analysis of the existing mechanism of lending to organizations in the agricultural sector of Russia, reveals its features and disadvantages that impede the effective development of this area. In this study, special attention is paid to the analysis of the existing mechanism of concessional lending to the agricultural sector, identification of shortcomings in its organization and implementation. Arguments are made of the relatively low availability of preferential loans for small agricultural producers and processors of agricultural products, caused by the lack of budgetary limits and the redistribution of most of the credit funds between large agricultural holdings. The passivity of the banking sector in the independent organization of agricultural lending (without the participation of the state) is caused by the high risks of lending to agricultural organizations, which, in turn, are due to the lack of transparency in the agricultural sector. High risks are the main factor that prevents commercial banks from developing agricultural lending in Russia. The need to refine the existing mechanism for lending to agribusiness with the involvement of commercial banks (not only as authorized credit institutions), but as independent structures capable of offering loan products suitable for the agricultural industry is noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРОБИЗНЕСА В РОССИИ»

УДК 338

Калафатов Эдем Амитьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Kalafatov Edem Amitievich,

PhD in Economics,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРОБИЗНЕСА В РОССИИ FEATURESAND PROBLEMS OF LENDING AGROBUSINESS IN RUSSIA

В статье проведен теоретический анализ существующего механизма кредитования организаций сельскохозяйственной отрасли России, выявлены его особенности и недостатки, препятствующие эффективному развитию данной сферы. В проведенном исследование особое внимание уделяется анализу существующего механизма льготного кредитования аграрного сектора, выявлению недостатков в его организации и осуществлении. Аргументированы доводы относительно малой доступности льготных кредитов для мелких сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, вызванной нехваткой бюджетных лимитов и перераспределением большей части кредитных средств между крупным агрохолдингами.

Пассивность банковского сектора в самостоятельной организации сельскохозяйственного кредитования (без участия государства) вызвана высокими рисками кредитования сельскохозяйственных организаций, которые, в свою очередь, обусловлены непрозрачностью сельскохозяйственной отрасли. Высокие риски являются главным фактором, который не позволяет коммерческим банкам развивать кредитование сельского хозяйства в России.

Отмечается необходимость доработки существующего механизма кредитования агробизнеса с привлечением коммерческих банков (не только как уполномоченных кредитных организаций), а как самостоятельных структур, способных предложить подходящие сельскохозяйственной отрасли кредитные продукты.

Ключевые слова: сельскохозяйственная отрасль, сельское хозяйство, льготное кредитование, кредитование сельскохозяйственной отрасли, банк, лимит кредитования, механизм льготного кредитования.

The article provides a theoretical analysis of the existing mechanism of lending to organizations in the agricultural sector of Russia, reveals its features and disadvantages that impede the effective development of this area. In this study, special attention is paid to the analysis of the existing mechanism of concessional lending to the agricultural sector, identification of shortcomings in its organization and implementation. Arguments are made of the relatively low availability of preferential loans for small agricultural producers and processors of agricultural products, caused by the lack of budgetary limits and the redistribution of most of the credit funds between large agricultural holdings.

The passivity of the banking sector in the independent organization of agricultural lending (without the participation of the state) is caused by the high risks of lending to agricultural organizations, which, in turn, are due to the lack of transparency in the agricultural sector. High risks are the main factor that prevents commercial banks from developing agricultural lending in Russia.

The need to refine the existing mechanism for lending to agribusiness with the involvement of commercial banks (not only as authorized credit institutions), but as independent structures capable of offering loan products suitable for the agricultural industry is noted.

Keywords: agricultural sector, agriculture, concessional lending, lending to the agricultural sector, bank, lending limit, concessional lending mechanism.

ВВЕДЕНИЕ

Кредитные средства в условиях современного рынка хозяйствования для большинства представителей, как малого, так и крупного бизнеса, являются неотъемлемой составляющей успешного функционирования и развития организации, помогая компании начинать, продолжать и стабилизировать свою предпринимательскую деятельность. Если для одних компаний кредит является дополнением к собственному оборотному капиталу для расширения торгово-производственной деятельности, то для других он выполняет роль основного источника финансирования в опреде-

79

ленные периоды производственной деятельности. Организации сельскохозяйственной отрасли входят в их число, так как кредит для них является важнейшим источником формирования недостающих оборотных активов для бесперебойного осуществления производственного процесса [3].

Насколько правильно будет организована система кредитования сельскохозяйственных организаций, насколько доступны будут заемные средства для них в период их острой необходимости, настолько стабильна будет продовольственная безопасность России и наиболее эффективно, с максимальным результатом будет пройден процесс импортозамещения в нашей стране. К огромному сожалению, за длительный исторический период в России не выработан эффективный механизм кредитования агробизнеса, не достигнуто единого понимания в его работе и действия. Аграрии, особенно мелкие его представители, как недополучали поддержки от государства, так и недополучают ее и сейчас. Крупные задолженности у организаций сельскохозяйственной отрасли свидетельствуют об отсутствии соответствующей финансовой поддержки со стороны государства, выраженной, в первую очередь, в отсутствии правильного кредитного механизма. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Суть проведенного исследования заключается в обосновании необходимости проведения масштабной работы с целью разработки эффективной системы кредитования сельскохозяйственной отрасли.

Цель исследования — обосновать неэффективность системы кредитования сельскохозяйственных организаций в России.

Задачи исследования — исследовать механизм льготного кредитования сельскохозяйственной отрасли, рассмотреть уровень участия коммерческих банков в кредитовании аграриев, выявить недостатки кредитной системы аграриев. РЕЗУЛЬТАТЫ

В исторической ретроспективе масштабное развитие кредитных отношений было обусловлено переходом страны к капиталистическим отношениям, ставшим переломной точкой в истории феодализма. В современном мире кредит, для большинства хозяйствующих субъектов, стал значимым источником формировании основного и оборотного капитала.

В общем виде, не вдаваясь в полемику существующих дискуссий, под кредитом понимаются экономические отношения, в процессе которых происходит объединение субъектов по поводу предоставления на платной и возвратной основе экономических благ. Сегодня существуют разнообразные формы, виды, а также методы кредитования, которые и определяют характер возникающих между субъектами кредитных отношений, имеющих определенную специфику в каждой отрасли экономики страны.

Процесс кредитования по праву можно считать одним из основных экономических методов управления, при котором определение порядка удовлетворения общественных потребностей в заемных ресурсах происходит централизованно. Привлечение заемных средств позволяет активизировать деятельность хозяйствующих субъектов, являющихся в системе кредитования объектами управления, повышая эффективность использования привлекаемых средств.

Преимущества кредита для современных организаций очевидны. Особенно повышается его роль и значимость в условиях нестабильности, неопределенности и жесткой зависимости деятельности хозяйствующего субъекта от внешних факторов, что наиболее актуально для организаций сельскохозяйственной отрасли. В своей производственной деятельности они сталкиваются с рядом серьезных трудностей, выраженных в длительности производственного цикла и ярко выраженной сезонности производственного процесса, определяющих характер формирования затрат и запасов, а также специфику организации их финансов. Из-за наличия указанных трудностей, у сельскохозяйственных организаций отсутствуют источники для непрерывного финансирования, что, в итоге, требует постоянного привлечения заемного капитала, позволяющего увеличить объемы производства, обеспечить более эффективное использование собственных оборотных средств, ускорить обновление основных фондов и прочее. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых ресурсов является важнейшим аспектом финансовой деятельности сельскохозяйственных организации, направленной на достижение высоких конечных результатов их хозяйствования.

Рассматривая историческое развитие кредитования агропромышленного комплекса можно отметить, что проблемы в данной области существовали всегда, проявляясь исходя из особен-

80

ностей существующего политического строя в стране и, соответственно, складывающихся социально-экономических отношений.

О специфике сельскохозяйственного кредита ученые заговорили уже очень давно, более ста лет назад, отмечая, что «сельскохозяйственный кредит охватывает все виды кредита, необходимого для владения и пользования землей». Уже в тот далекий период у них утвердилось мнение, что кредитование сельскохозяйственных организаций должно быть разделено на две части, совершенно несхожие между собой. Выделялось капитальное сельскохозяйственное кредитование, сущность которого заключалась в кредитовании покупки земельных участков или ее капитальной рекультивации, выражаемой в существенном повышении плодородия обрабатываемой почвы. Такой сельскохозяйственный кредит еще назывался поземельным, мелиоративным, ипотечным или долгосрочным. Второй выделяемый вид сельскохозяйственного кредита был направлен на финансирование текущего производственного процесса и ведение хозяйства и назывался личным, сельским, сельскохозяйственным или краткосрочным кредитом.

Оба указанных вида сельскохозяйственного кредита, существующие в тот период, были наделены специфическими, отличительными чертами, которые вытекали из основных требований землевладения и сельского хозяйства, что сформировало потребность в формировании отдельных, самостоятельных кредитных учреждений, занимающихся кредитованием только предприятий сельскохозяйственной сферы и имеющих организационные отличия от коммерческих и торговых банков. Отметим, что уже тогда велась речь о складывающейся тенденции роста задолженности землевладения, что выдвигало вопрос о сельскохозяйственном кредите на один из первых планов.

Впервые изучением вопроса кредитования организаций сельскохозяйственной отрасли, в 1868— 1869 гг., занялся немецкий экономист Карл Иоганн Родбертус-Ягецов, посвятивший одно из своих сочинений теме сельскохозяйственного кредитования. В своей работе автор разграничил кредит под залог городской недвижимости от сельскохозяйственного кредита, выделив из последнего личный кредит. Основой его учения стал особенный характер поземельной собственности, которым она отличалась от капитала. Позиция Родбертуса заключалась в том, капитал, направленный на покупку земельного участка или на выдел наследственных долей, не может быть возвращен из доходов, соответственно кредит, предоставленный на короткий срок, не может быть применим к землевладению. Капитал, который брался под залог земельных участков, имел совершенное иное, чем должно быть, назначение — он уплачивался уходящим от земли лицам, то есть тем, кто продавал землю или наследникам при разделе наследства. На основе этого он сделал вывод, что капиталы, которые необходимы сельскохозяйственным предприятиям, должны быть получены посредством личного или мелиоративного кредита, но не поземельного. Отличительной особенностью поземельного кредита должен быть период его предоставления, то есть он должен быть долгосрочным.

В России долгосрочный кредит за достаточно короткий период времени получил активное развитие. При этом данным видом кредитования занимались не все существовавшие в тот период банки, а только специально для этого организованные: акционерные земельные банки, государственный дворянский земельный банк, крестьянский поземельный банк, земский банк Херсонской губернии, земское кредитование общества Царства Польского, в Прибалтийских губерниях и на Кавказе местные дворянские банки. Данные кредитные учреждения пользовались для своих оборотов выпуском бумаг на предъявителя, закладными листами и облигациями.

Выдавая залоговый кредит, банки должны были иметь собственный капитал, который они отдавали в распоряжение на длительный период. Поэтому, они выступали лишь посредниками между владельцами земель и лицами, которые приобретали закладные листы, выпускаемые с учетом того, что владельцы земель, производя ежегодные взносы, имели возможность в установленные сроки, могли погасить кредиторскую задолженность. Закладные листы выпускались на тот же период, что и выдавались кредиты. По факту кредиторами владельцев земли являлись не банки, а инвесторы, которые покупали закладные листы. Роль банков в данном процессе кредитования сводилась к посредничеству. Таким образом, целью реализации такой схемы было решение проблемы финансирования сельскохозяйственных производств, в частности земледелия, а также остановить «рост задолженности землевладения».

81

До настоящего времени прошло уже много лет, однако ситуация повторяется. Сегодня в России наблюдается повсеместный рост задолженности сельскохозяйственных организаций, их плачевное финансовое положение и катастрофическая нехватка финансовых средств.

Административно-командная экономика, в которой длительное время функционировало и сельское хозяйство, и кредитная система России, нанесла серьезный ущерб, как менталитету сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и менталитету государственных чиновников. Первые так и не научились эффективно управлять своими финансовыми потоками, а вторые — посредством инструментов государственной поддержки сельского хозяйства направляют в данную отрасль огромные средства, однако отдачу получить не могут.

За годы реформ, осуществляемых в России при переходе к демократическому режиму, формы и механизм кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли претерпел ряд существенных изменений (рис. 1).

1. Кредитование на общих условиях

2. Кредитование на льготных условиях

3. Кредитование посредством авансов заготовительных организаций

>

4. Кредитование посредством централизованных ссуд

5. Кредитование посредством предоставления товарного кредита

6. Льготное кредитование из специального фонда под % ставки рефинансирования Банка России

Рис. 1. Формы кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли в период реформ, происходящих в России при переходе к демократическому режиму (Составлено автором)

Основываясь на данные рисунка 1, можно сделать заключение, что за столь относительно непродолжительный период, сельскохозяйственное кредитование претерпело ряд радикальных изменений и модификаций, которые, к огромному сожалению, не дали устойчивых положительных результатов. Эксперименты, проводимые государством в отношении форм кредитования сельскохозяйственной отрасли, не позволили «вывести» оптимальную кредитную модель для данной нее, которая отвечала бы всем требования заемщика и кредитора, позволяя при этом сократить задолженность сельскохозяйственных предприятий и позволив им, посредством привлеченного стороннего капитала, нарастить собственный оборотный капитал, укрепив финансовое состояние.

Практика показала, что сельскохозяйственная отрасль является достаточно консервативной, с характерной зависимостью от факторов эндогенного и экзогенного порядка, поэтому, даже в условиях устойчивого, определенного рынка, при благоприятных экономических условиях она будет нуждаться в кредитных ресурсах, государственной поддержке государства и централизованном регулировании процесса ценообразования.

Характерной особенностью сельскохозяйственного производства является наличие значительного временного разрыва между осуществлением затрат и получением доходов, что, соответственно требует пополнения оборотных средств за счет внешних источников, то есть кредитных.

82

Сезонность производства в данной отрасли определяет потребность сельскохозяйственных организаций в заемных средствах. Длительность производственного цикла приводит к нехватке финансовых средств. Соответственно, особенность сельскохозяйственного кредита связана с такими признаками сельскохозяйственного производства, как: низкая доходность и диспаритет цен, недостаточно развитая рыночная инфраструктура, зависимость от природно-климатических условий, отставание сельского хозяйства от промышленности в научно-техническом прогрессе и инновациях, высокий уровень дотируемости отрасли [2].

Сущность, особенность и специфика сельскохозяйственного кредита, как экономической категории, можно наглядно представить в виде комплексной схемы (рис. 2).

5 ¿| рч! кредитные ■ 1:'* 11 '': ц зклмшш Еа <,':[хп:'г*р1''гл0".|1мгч предоставлением ¡гим н - средств |1 > :.I II :: \ категория*! сепьскохфаяйстаенны* производйтедеИ 1 г, ]'. 1' -л небанковскими институтами н основной и оборотный клпнгап г сочетании с государственным регулированием

—7—

государственный статье ссудного капи тала (эмиссия денег центральным банком) денежная форма предоставлении кредитной стпишости (5анконский кредит) кредитный характер эмиссии денйг ( ш ист'и я л^негт уйет ссудный капитал) родовые признаки кредита (срочность, возвратность, платность)

Рис 2. Сущность, особенность и специфика сельскохозяйственного кредита (Составлено автором)

Таким образом, сельскохозяйственный кредит — это специфическая форма кредитных отношений между сельскохозяйственными и кредитными организациями (банками и небанковскими структурами), выраженная в предоставлении денежных средств последними для пополнения основного и оборотного капитала сельхозпроизводителей в сочетании с государственным регулированием.

По понятным причинам, сельскохозяйственная отрасль имеет особый механизм кредитования, отличный от механизма кредитования других отраслей. В первую очередь это связано с приоритетом развития сельского хозяйства в экономической политике государства, так как Россия исторически является аграрной страной и сельское хозяйство относится к одной из важнейших отраслей народного хозяйства, способной обеспечить продовольственную безопасность страны. Уровень развития агропромышленного комплекса оказывает прямое влияние на состояние экономики государства. Исходя из этого, государственная поддержка сельского хозяйства является неотъемлемым элементом государственного регулирования отрасли, выступая комплексом разнообразных методов, форм и инструментов воздействия на экономику данной отрасли с целью достижения определенных результатов. Поэтому Правительство Российской Федерации, в последние годы особенно активно, старается принимать меры государственной финансовой поддержки кредитования агропромышленного комплекса. В настоящее время для сельскохозяйственных организаций России действует льготная схема кредитования, суть которой заключается в кредитова-

83

Сущи ость сел I ьски * а>. яй-с I веннО! о крсди I а

нии кредитным учреждением (банком) сельскохозяйственных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции по льготной ставке.

Сегодня, при очень ограниченном ассортименте кредитных продуктов для субъектов сельскохозяйственной отрасли, основными кредиторами в большинстве случаях, выступают ПАО «Сбербанк» или АО «Россельхозбанк» (рис. 3).

□ ПАО "Сбербанк" ЩАО "Россельхозбанк"

□ Прочие банки

□ ПАО "Сбербанк" ПАО "Россельхозбанк"

□ Прочие банки

Доля банков России в сумме одобренных крат- Доля банков России в сумме одобренных инве-косрочных кредитов для представителей сель- стиционных кредитов для представителей скохозяйственной отрасли кредитов сельскохозяйственной отрасли

Рис. 3. Реализация механизма льготного кредитования сельскохозяйственных производителей в России в 2020 году, % [10]

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что основной вклад в кредитование представителей сельскохозяйственной отрасли вносят АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк». Специализированной кредитной организацией, которая занимается кредитованием сельскохозяйственного сектора в России, является АО «Россельхозбанк». Указанный банк был учрежден для формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в области агропромышленного производства [13]. Однако, несмотря на это, в настоящее время ПАО «Сбербанк» не уступает АО «Россельхозбанк» в объемах выдаваемых льготных кредитах сельскохозяйственным организациям, и даже можно наблюдать большую активность ПАО «Сбербанк».

Отбор российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков1 осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании Порядка отбора российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. № 387. В числе критериев отбора банков — наличие у него собственного капитала в размере не менее 20 млрд руб., а также наличие специализированных кредитных продуктов и программ для сельскохозяйственных организаций [11].

1 Системно значимая российская кредитная организация, а также российская кредитная организация или международная кредитная организация, отобранная Минсельхозом России в установленном порядке.

84

Субсидии на возмещение недополученных уполномоченным банком доходов в результате льготного кредитования представителей аграрной сферы, кредитные организации России начали получать с 1 января 2017 года. Участвующим в реализации нового механизма льготного кредитования сельхозпроизводителей, возмещаются недополученные ими доходы в размере 100% ключевой ставки Банка России по кредитам, выданным по ставке не более 5%. Заемщик самостоятельно может выбрать уполномоченный банк для получения льготного краткосрочного или инвестиционного кредита.

Хотелось бы отметить, что государственные банки, участвуя в льготном кредитовании аграрного сектора, проявляют в последнее время особенность, на наш взгляд, имеющую негативный характер, которая заключается в их незаинтересованности, пассивности во внедрении инноваций в сфере кредитования данного сектора, они бюрократичны, слабы в обслуживании клиентов, у них нет острой мотивации для модернизации подхода к кредитованию представителей сельскохозяйственного сектора, так как кредитные риски на себя берет государство, играющее при этом излишне активную роль в управлении сельскохозяйственным рынком.

Существующая схема взаимодействия Минсельхоза России и уполномоченных банков наглядно отражена на рисунке 4.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК

БАНК МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ

1.В период приема РПЗ формирует реестр потенциальных заемщиков и направляет его в Минсельхоз России._

2. Ведет реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании.

3. Направляет не реже 1 раза в квартал выписку из реестра потенциальных заемщиков, действующих на территории субъекта Российской Федерации в региональный уполномоченный орган.

4. Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Минсельхоз России заявку на получение субсидии с приложением необходимых документов.

1. Рассматривает документы банка и в течение 7 рабочих дней направляет уведомление о включении или не включении потенциального заемщика в реестр заемщиков.

2. Осуществляет перечисление субсидии банку в соответствии с соглашением на основании представленных документов не позднее 10 рабочего дня с момента их получения.

МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ

Рис. 4. Схема взаимодействия Минсельхоза России и уполномоченных банков [10]

Роль Министерства сельского хозяйства России в механизме льготного кредитования достаточно весома, можно сказать она является главной. Это связано с тем, что данная структура: определяет цели получения льготных кредитов сельскохозяйственными организациями, осуществляет отбор уполномоченных банков, ежегодно формирует план кредитования, содержащий лимиты субсидий по приоритетным направлениям сельскохозяйственного кредитования в разрезе субъектов Российской Федерации, ежемесячно осуществляет перечисление субсидии уполномоченным банкам, принимает решение о включении потенциальных заемщиков в реестр заемщиков

85

и их исключения из реестра, не позднее 10 и 25 числа каждого месяца размещает на своем официальном сайте информацию о размере не использованных уполномоченными банками субсидий.

В отношении субъектов кредитования, Минсельхоз России подтверждает соответствие направлений целевого использования льготных кредитов, формирует прогноз потребности в субсидиях на следующий год, устанавливает долю малых фермерских хозяйств в Плане льготного кредитования организаций сельскохозяйственной сферы, устанавливает максимальный размер суммы льготного кредитования на одного заемщика по краткосрочному кредитованию, определяет приоритетные направления в Плане льготного кредитования организаций сферы сельского хозяйства.

Кредитование сельскохозяйственных организаций с частичным возмещением затрат на обслуживание ссуды за счет бюджета регламентирует приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №340 от 23 июня 2020 года. В указанном нормативно-правовом акте закреплено, что уполномоченные банки могут выдавать сельскохозяйственным производителям и «организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции», льготные краткосрочные кредиты сроком не более 1 года. Инвестиционные кредиты представителям агробизнеса выдаются на более продолжительный срок — от 2 до 15 лет.

Основные параметры льготного кредитования сельскохозяйственных организаций в обобщенном виде отражены в таблице 1.

Действующий порядок субсидирования позволяет уполномоченным банкам выдавать сельскохозяйственным организациям кредитные средства по ставке не выше 5 % годовых, что существенно снижает финансовую нагрузку для последних.

Существенным отличием инвестиционного льготного кредитования от краткосрочного является тот факт, что кредит на длительный срок предоставляется банком на основе тщательного отбора объектов кредитования, посредством анализа инвестиционных качеств проекта, оценке кредитоспособности заемщика с учетом факторов, на нее влияющих, и качества существующего у заемщика обеспечения кредита. Все это существенно сокращает возможность одобрения выдачи инвестиционного кредита большей части сельскохозяйственных организаций.

Значимым изменениями в льготном кредитовании аграриев является то, что в 2021 году получить кредит под 3-5 % смогут даже фермеры-стартаперы или инвесторы агропромышленного комплекса России. До 2021 года претендовать на получение льготного кредита могли только хозяйства и перерабатывающие сельскохозяйственные организации, в доле доходов которых продажа сельскохозяйственной продукции составляла большую часть. Получили возможность льготного кредитования и участники инвестиционных проектов по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

В 2020 году максимальный размер краткосрочного кредита одному заемщику по программе льготного кредитования сельскохозяйственных организаций России составил 600 млн. руб. Лимиты устанавливаются для обеспечения равного доступа к льготному кредитованию всех форм хозяйствования, чтобы субсидии получали не только крупные заемщики. Так же, появилась возможность рефинансирования льготных кредитов, которые были привлечены ранее. Срок предусмотренной пролонгации составил до 12 лет. На рефинансирование льготных кредитов могут претендовать те сельскохозяйственные организации, которые ранее оформили кредит на строительство новых тепличных комплексов и инфраструктуры для первичной и глубокой переработки мяса свиней.

Механизм выдачи льготного сельскохозяйственного кредита выглядит следующим образом (рис. 5).

При положительном решении Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Банк заключает с заемщиком льготный кредитный договор: в течение 90 календарных дней по инвестиционным кредитам и в течение 30 календарных дней по краткосрочным кредитам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субсидирование льготных кредитов для сельскохозяйственных организаций может быть прекращено (приостановлено) в случаях: нарушения заемщиком целей использования льготного кредита, неисполнения обязательств по погашению основного долга и процентов за пользование кредитными средствами более 90 дней, пролонгации окончательного срока по кредитному договору, отсутствии бюджетных ассигнований на цели субсидирования.

86

Таблица!. Основные параметры льготного кредитования сельскохозяйственных организаций в России, действующие в 2020 году *

Срок кредитования 1. Краткосрочные кредиты — до 1 года (включительно). Выдается на пополнение оборотных средств и на текущие цели. 2. Инвестиционные кредиты — от 2 до 15 лет (включительно). Выдается на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов, приобретение оборудования, техники, сельскохозяйственных животных.

Цели Предоставление льготных кредитов осуществляется на гели развития подотраслей растениеводства, животноводства, гвреработки продукции растениеводства и животноводства в соответствии с перечнями, утвержденными приказами Минсельхоза России от 09.07.2019 № 388, от 09.07.2019 №389.

Процентная ставка От 1 до 5 % годовых

Валюта кредита Рубли Российской Федерации

Сумма кредита 1. Краткосрочные кредиты — без ограничения по сумме. 2. Инвестиционные кредиты — без ограничения по сумме на реализацию однэго инвестиционного проекта.

Форш кредитования 1. Кредит 2. Кредитная линия.

Заемщик 1. Сельскохозяйственный товаропроизводитель. 2. Переработчик сельскохозяйственной продукции. 3. Организация, реализующая сельскохозяйственную продукцию.

Требования к заемщику В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 512 заемщик должен удовлетворять следующим требованиям: • не находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации заемщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций осуществляющих производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, в форме присоединения или преобразования при условии сохранения заемщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию); • обладать статусом налогового резидента Российской Федерации; • быть зарегистрированным на территории Российской Федерации; • не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве); • являться сельскохозяйственным товаропроизводителем или организацией, осуществляющей производство, гервичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, заключившим соглашение о повышении конкурентоспособности; • соблюдать значения показателей заключенного между заемщиком, Минсельхозом России и Региональным органом АПК соглашения о повышения конкурентоспособности.

* [9]

Таким образом, условия предоставления льготного кредита, предоставляемого субъектам сельскохозяйственной сферы, указывают на целевой характер данного вида кредитования.

В общем виде, идея льготного кредитования сельского хозяйства интересна и необходима для поддержки и развития важнейшего комплекса России, обеспечивающего продовольственную бе-

87

1. Потенциальный заемщик подает в банк заявку по установленной форме и необходимые документы (в соответствии с правилами банка)

2. Банк проверяет потенциального заемщика на соответствие требованиям и целевому назначению кредита и направляет проекты в региональный орган АПК.

3. Региональный орган АПК согласовывает проекты и уведомляет о своем решении

уполномоченный банк.

4. Банк направляет РПЗ в Минсельхоз России.

5. Минсельхоз России рассматривает полученные документы и в течение 7 рабочих дней направляет уведомление о включении или не включении потенциального заемщика в

реестр заемщиков.

6. Банк выдает кредит заемщику при положительном решении Минсельхоза России.

Рис. 5. Механизм выдачи льготного сельскохозяйственного кредита, действующий в России в 2020 году [10]

зопасность государства. Однако если вникнуть в цифры и послушать отзывы аграриев, то можно с уверенностью сказать, что действующий механизм льготного кредитования далек от совершенства. Опрос представителей сельскохозяйственной отрасли, который был проведен в 2018 году для нужд Министерства финансов Российской Федерации в связи с низким освоением в 2018 году бюджетных средств на мероприятие «Поддержка льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса», наглядно демонстрирует наличие серьезных недостатков в кредитовании агробизнеса (рис. 6).

38 % респондентов, принявших участие в опросе, отметили сложность оформления льготного кредита, а 23 % заявили о его недоступности для малых форм хозяйствования сельскохозяйственной отрасли. Все это заставляет представителей сельскохозяйственного сектора обращаться к достаточно дорогим коммерческим кредитам, которые «загоняют» порой их в долговую яму. В 2020 году по коммерческим кредитам средняя ставка составила 10-15 %, что для аграриев просто непосильно. Спрос на льготные сельскохозяйственные кредиты чрезмерно высок. Однако получить такой кредит удается далеко не всем заявившимся организациям.

Одной из главных проблем существующего механизма льготного кредитования аграриев в России является длительный период рассмотрения и утверждения заявки Министерством сельскохозяйственного развития Российской Федерации. На самом деле, утверждение заявки длится на протяжении нескольких месяцев, что, в итоге, приводится к отсутствию потребности в получении льготного кредита. Такая ситуация для сельскохозяйственных организаций, особенно малых форм хозяйствования, недопустима, так как может привести к негативным последствиям при непрерывном ведении бизнеса [6]. Для исключения данной проблемы и минимизации сроков рассмотрения заявок, ускорения процесса выдачи льготных кредитов, необходимо рассмотреть возможность предоставления права регионам Российской Федерации самостоятельно рассматривать и одобрять заявки потенциальных заемщиков. Это позволит не только ускорить указанный процесс, но дать объективную оценку производственно-хозяйственной деятельности и финансовому состоянию заемщика, так как региональные Министерства сельскохозяйственного развития, курируя вопросы сельскохозяйственного производства в своем регионе, обладают большей

88

□ Высо кая ставка залога

□ Сложная процедура оформления

□ Длительный период утверждения заявки

□ Кредит недоступен малым формам хозяйствования

□ Предоставление только краткосрочного кредита

□ Низкий объем выделяемых кредитов

□ Высо кий про це нт, нет отср очки

□ Низкие лимиты выделенных средств

□ Не учитывается сезонность

□ Ограниченные условия кредитования (по перчню, по видам)

□ Отсутствие консультирования

/ис. 6. Структура ответа респондентов на вопрос «Считаете ли Вы эффективным механизм льготного кредитования АПК?» в рамках «нет, не эффективен» и «скорее нет, чем да» [14]

информацией о сельскохозяйственных производителях и переработчиках сельскохозяйственной продукции, знают вклад каждого из них в развитие сельскохозяйственной отрасли [11].

В настоящее время кредитные организации не столь активны при кредитовании сельскохозяйственных организаций. Для многих из них, сельскохозяйственная отрасль является инвестиционно непривлекательной. Поэтому кредитование сельхозпредприятий происходит или по льготной программе, с поддержкой государства или по стандартной программе кредитования, что заведомо губительно для организаций данной отрасли. В данном случае банки можно понять, так как при кредитовании сельскохозяйственных организаций они вынуждены учитывать не только традиционные для финансового сектора риски, но специфические, характерные для данной отрасли: сезонность, создающую сложность в управлении ликвидностью, влияние колебаний мировых цен на товарную продукцию. Кроме этого кредитными организациями учитываются неуправляемые риски, к числу которых относятся политически мотивированные рыночные интервенции, в частности регулирование цен, контроль за банковскими ставками, пролонгация кредитов или списание плохих долгов. Факторы, влияющие на урожай и цены, которые не могут быть проконтролированы сельскохозяйственным предпринимателем, не позволяют говорить о стабильности бизнеса и, соответственно, прогнозировать его экономические результаты. Предприниматель, занимающийся сельскохозяйственным производством или переработкой сельскохозяйственной продукции, может иметь отличную деловую репутацию, быть ответственным и эффективным управленцем, наработавшим стабильные каналы сбыта, однако негативные природные и рыночные явления могут привести его усилия и бизнес к банкротству. Соответственно, не учитывать такие факторы кредитные организации не могут. Недостаточно ликвидное обеспечение сельскохозяйственных организаций показывает, что кредитование представителей агропромышленного комплекса является слишком рискованным.

Кроме этого, эффективно управлять кредитными продуктами банкам не позволяют их внутренние проблемы. Известно, что кредитная деятельность банков является высокорисковой. От-

89

бирая и оценивая качество каждого потенциального заемщика, кредитные организации обеспечивают качество всего своего кредитного портфеля. Однако при кредитовании организаций сельскохозяйственной отрасли, где концентрация рисков очень высокая, данный подход не может быть применим. При этом сельскохозяйственные кредиты могут быть дефолтными из-за одновременного воздействия многих факторов. Кредитные организации должны с особой внимательностью подходить к управлению кредитным портфелем в агропромышленном комплексе, так как только понимание особенностей данной отрасли позволит минимизировать риски без создания дополнительных резервов. Однако в большинстве случаях, банки не понимают бизнес в области сельскохозяйственного производства и переработки, что не позволяет им эффективно работать с данным сектором экономики. Все это свидетельствует о неготовности российской банковской системы к самостоятельной, эффективной работе с сельскохозяйственным сектором страны. Выход один — предоставлять только льготные сельскохозяйственные кредиты обеспеченные государством.

Не смотря на восторженные и оптимистичные прогнозы, правительственные отчеты, наполненные позитивной динамикой, льготное кредитование для аграриев оказалось в 2017 году (как в прочем и в другие периоды) сложно доступным. При обращении в уполномоченные банки, большинство потенциальных заемщиков получили отказ, с формулировкой «отсутствие бюджетных лимитов». Причина данной ситуации проста: все бюджетные лимиты были выданы в основном крупным сельскохозяйственным холдингам того или иного региона России, не оставив мелким и средним сельскохозяйственным организациям возможности поучаствовать в этой программе.

В 2018 году Правительство Российской Федерации внесло в программу льготного кредитования сельскохозяйственных организаций изменения, что было вызвано возмущением мелких и средних представителей сельскохозяйственного рынка. Среди наиболее значимых изменений действующей программы было:

• введение лимита льготного кредита на одного заемщика (размер максимальной суммы для каждого региона установлен свой);

• введение обязательного минимального лимита льготного кредитования малых и средних форм хозяйствования — 20% всех льготных кредитов должны поступать мелким и средним аграриям.

Установленная 20% норма на мелкие и средние сельскохозяйственные организации в 2018 году была успешно выполнена банками. Однако парадокс состоит в том, что если проанализировать соотношение средних, мелких форм и крупных агрохолдингов в структуре агропромышленного комплекса России, то видно, что холдинги составляют менее 2% от общего числа сельскохозяйственных организаций страны. Таким образом, 80% всех льготных сельскохозяйственных кредитов получают агрохолдинги, доля которых менее 2% от общего числа всех аграриев страны, что и является ключевой проблемой в настоящее время. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации должно незамедлительно обратить внимание на данную ситуацию и скорректировать соотношение кредитных лимитов для крупного и среднего агробизнеса.

Кроме ошибок в распределении лимитов субсидий по субъектам агропромышленного комплекса России и низкого интереса банков к кредитованию малых и средних сельскохозяйственных организаций, очень часто потенциальные заемщики сталкиваются с бюрократическими препятствиями, многие крестьянско-фермерские хозяйства, начав сбор и оформление документов на получение льготного кредита, так и не завершают данный процесс до конца. Связано это с длительностью процедуры, жесткими требованиями и большим количеством запрашиваемых документов банками. Некоторые из них даже не подают заявку на льготное кредитование из-за указанной причины, берут кредит на обычных условиях под высокий процент.

Очень часто банки запрашивают от заемщиков дополнительные документы, не предусмотренные списком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Также установлены очень сложные требования по отчетности для организаций, работающих на едином сельскохозяйственном налоге. Требования по неснижению выручки и доходов (организации все время необходимо демонстрировать положительную динамику) вообще нереально выполнить, так как сельскому хозяйству свойственна сезонность. Объем документации, который должны сформировать заемщики для подачи заявки на льготное кредитование, составляет порядка 80 страниц (вместе с кредитным договором) Уполномоченный банк и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не делают разницы между фермером, который обрабатывает 5 га земли, и холдингом с 50 тысячами га.

90

Если рассматривать организацию кредитного процесса сельскохозяйственных организаций по общей, не льготной схеме кредитования, то и тут мы увидим, что особенности сельского хозяйства отражаются на условиях предоставления кредита (рис. 7).

Промышленная предврнятнц

Условна

lililí] К'

Стандартный па нет докумевир;

!. Заявлений на предоставление кредлта 2. Юридические докумен i ы í. Бухгалтерская отчетное i ь, |>аслтфрпвкл к ни И

4. Документы ло целевому неллтьзошнпю кредитных средств

5. Другие; необходимые документы ь заансиности от вида кредитования

Процентные станки и доходность для банка

Пакет документов

возможно (¡«залоговое кредитование

líe оби 1ательнЙ

Залог

Умеренные

Страховалне

___I

Смвлткозайетаеинае предприятие

Ниже

<

Ьанковскне риски

Государственная поддержка

Доку.чен ты, характеризующие залог

1. Документы, подтверждающие ирам собственности зрогодиш на предмез заюга (договоры купли-продажи, накладные, акты приема-лередацн, платежные лорученпя н .ip.)

2. Справка (йылнека) нз бухгалтерский Баланса об учете ь л ем с гол мости Предмета залога на последнюю отч етл у ю да гу

.1. Документы, лодтверждаюшие право залогодателя на размещение! предмета залога но укатанному в письме адресу и местоположению (право собственности, договор аренды, хранения)

4. Документы, лодтверж дающие качество залога, его соответсгвле требованиям ГОСТов, техническим условиям, комплектность

5. Выписка m лрнказа о назначений на предприятии лица, материально-ответственного за учет, хранение предмета залога

Документы. подтверждающие страчованле 7. Дополнительные документы, (авксяшне от влда предмета ичога (товарно-материальные ценности, транслорзное средс1во. оборудование. сельскохозяйственные животные и т. д.)

Как правило, обязателен |

Обязательное страхование tajiora ______________________________j

Очель высокие !

i

Субсидировал не процент пых ставок ¡

/ис. 7. Условия кредитования сельскохозяйственных и промышленных предприятий банками России в 2020 году [5]

Специфические черты сельскохозяйственной отрасли определяют менее благоприятное положение сельскохозяйственных организаций для кредитования по сравнению с предприятиями других отраслей.

В нынешних, сложившихся условиях банки не заинтересованы в кредитовании сельскохозяйственных организаций, что связано с низкими сроками окупаемости сельскохозяйственного производства и отсутствием у них возможности предоставления залогового имущества.

Анализируя условия кредитования сельскохозяйственных организаций в разных банках России, можно отметить, что из всех их, только АО «Россельхозбанк» сегодня предлагает специально разработанные кредиты для сельского хозяйства, остальные банки кредитуют представителей агропромышленного сектора на равных условиях с остальным бизнесом [6].

91

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что специальной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций, кроме льготного кредитования, сегодня нет, а все громкие заявления относительно импортозамещения не несут практической реализации. Для покупки сельскохозяйственной техники аграриям выгоднее пользоваться лизингом, а для приобретения топлива, семян, кормов — овердрафтом. В том случае, если необходим долгосрочный инвестиционный кредит, то они стараются пользоваться программами под обеспечение. Учитывая высокую стоимость кредитов для сельскохозяйственных организаций в России, такими услугами стоит пользоваться только представителям высокорентабельных сегментов, так как в настоящее время банки очень жестоко поступают с организациями-должниками, из-за неоплаченных долгов закрываются тысячи фермерских хозяйств, а их земли и техника распродаются.

Подводя итог проведенному исследованию можно сказать, что система сельскохозяйственного кредитования в России требует реформирования. Имеет целесообразность сформировать многоуровневую систему государственной поддержки кредитования аграриев, основу которой составит кредитная кооперация, так как крупные коммерческие банки, имеющие цель на увеличение собственной прибыли, в основном кредитуют только финансово устойчивых заемщиков. Также необходимо чтобы кредитные средства были доступны для всех сельскохозяйственных организаций, как крупных, так и мелких, для этого Правительство Российской Федерации должно посодействовать в создании сельскохозяйственных коопераций. Лимиты кредитования должны быть обоснованы и исходить из реальных потребностей сельского хозяйства в кредитных ресурсах. Государство должно взять на себя функцию долгосрочного кредитования сельскохозяйственных организаций под приемлемые ставки, так как сегодня коммерческие банки практически не выдают аграриям кредиты на срок более одного года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бугаева Т.Н. Актуальные проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства / Т.Н. Бугаева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — №2 1 (42). — С. 41-47.

2. Виноходова И.Г. Современная политика кредитования в сфере АПК / И.Г. Виноходова // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. — 2018. — №2 1. — С. 38-43.

3. Герасименко О.А. Анализ финансового благополучия сельскохозяйственных организаций и меры по его укреплению / О.А. Герасименко, А.С. Чечелян // Экономика и предпринимательство. — 2018. — №2 2 (91). — С. 1164-1170.

4. Горелкина М.В. Кредитование сельхозтоваропроизводителей в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства / М.В. Горелкина // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — №> 10-11. — С. 12-16.

5. Дорожкина Н.И. Особенности кредитования сельскохозяйственных производителей / Н.И. Дорожкина, Ю.С. Суворина // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12, №2 5. — С. 41-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Захарян А.В. Финансовый контроль в РФ — публичный механизм управления финансами / А.В. Захарян // Экономика и предпринимательство. — 2017. — №2 8-4 (85). — С. 114-118.

7. Копченко Ю.Е. Льготное кредитование в системе государственной поддержки предприятий АПК / Ю.Е. Копченко, Д.В. Калугина // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2019 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: apni.ru/article/230-^о1пое-кге&1оуате-у^1ете^о5Маг51уеппо] (дата обращения: 09.03.2021).

8. Котелевская Н.К. Кредитование — один из факторов перспективного развития АПК России / Н.К. Коте-левская, Е.С. Болгова // Никоновские чтения. — 2016. — №2 21. — С. 248-250.

9. АО «Россельхозбанк»: Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rshb.ru (дата обращения: 10.03.2021).

10. Министерство сельского хозяйства России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mcx.ru/ (дата обращения: 09.03.2021).

11. Холодов О.А. Особенности реализации механизма льготного кредитования в аграрном секторе экономики / О.А. Холодов, М.А. Холодова [Электронный ресурс] // Вестник Донского государственного аграрного университета. — 2018. — №2 4-2 (30). — С. 129-137. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=36703765 (дата обращения 02.03.2021).

12. Чижикова Т.А. Кредитование как фактор устойчивости АПК / Т.А. Чижикова // Экономика, социология и право. — 2016. — №> 4-2. — С. 41-42.

92

13. Эльдиева Т.М. Актуальные проблемы аграрного кредитования в России / Т.М. Эльдиева, С.В. Логутова // Тенденции развития экономики и менеджмента: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2014. — С. 10-14.

14. Эффективность льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса (на основе опроса) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: nifi.ru/images/FILES/NEWS/2019/surveyresult (дата обращения: 05.03.2021).

SPKOKLTTERATURY

1. Bugayeva T.N. Aktual'nyye problemy finansovogo obespecheniya sel'skogo khozyaystva / T.N. Bugayeva / / Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 1 (42). — S. 41-47.

2. Vinokhodova I.G. Sovremennaya politika kreditovaniya v sfere APK / I.G. Vinokhodova // Izvestiya Velikolukskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. — 2018. — № 1. — S. 38-43.

3. Gerasimenko O.A. Analiz finansovogo blagopoluchiya sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy i mery po yego ukrepleniyu / O.A. Gerasimenko, A.S. Chechelyan // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2018. — № 2 (91). — S. 1164-1170.

4. Gorelkina M.V. Kreditovaniye sel'khoztovaroproizvoditeley v ramkakh realizatsii gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva / M.V Gorelkina // Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy. — 2016. —№ 10-11. — S. 12-16.

5. Dorozhkina N.I. Osobennosti kreditovaniya sel'skokhozyaystvennykh proizvoditeley / N.I. Dorozhkina, Yu.S. Suvorina // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. — 2017. — T. 12, № 5. — S. 41-47.

6. Zakharyan A.V Finansovyy kontrol' v RF — publichnyy mekhanizm upravleniya finansami / A.V Zakharyan / / Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2017. — № 8-4 (85). — S. 114-118.

7. Kopchenko Yu.Ye. L'gotnoye kreditovaniye v sisteme gosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy APK / Yu.Ye. Kopchenko, D.V Kalugina // Chelovek, ekonomika, obshchestvo: grani vzaimodeystviya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 28 dekabrya 2019 g.: Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnykh nauchnykh issledovaniy (APNI) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: apni.ru/ article/230-lgotnoe-kreditovanie-v-sisteme-gosudarstvennoj (data obrashcheniya: 09.03.2021).

8. Kotelevskaya N.K. Kreditovaniye — odin iz faktorov perspektivnogo razvitiya APK Rossii / N.K. Kotelevskaya, Ye.S. Bolgova // Nikonovskiye chteniya. — 2016. — № 21. — S. 248-250.

9. AO «Rossel'khozbank»: Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.rshb.ru (data obrashcheniya: 10.03.2021).

10. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Rossii: Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mcx.ru/ (data obrashcheniya: 09.03.2021).

11. Kholodov O.A. Osobennosti realizatsii mekhanizma l'gotnogo kreditovaniya v agrarnom sektore ekonomiki / O.A. Kholodov, M.A. Kholodova [Elektronnyy resurs] // Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2018. — № 4-2 (30). — S. 129-137. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=36703765 (data obrashcheniya 02.03.2021).

12. Chizhikova T.A. Kreditovaniye kak faktor ustoychivosti APK / T.A. Chizhikova // Ekonomika, sotsiologiya i pravo. — 2016. — № 4-2. — S. 41-42.

13. El'diyeva T.M. Aktual'nyye problemy agrarnogo kreditovaniya v Rossii / T.M. El'diyeva, S.V Logutova // Tendentsii razvitiya ekonomiki i menedzhmenta: Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2014. — S. 10-14.

14. Effektivnost' l'gotnogo kreditovaniya sel'khoztovaroproizvoditeley agropromyshlennogo kompleksa (na osnove oprosa) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: nifi.ru/images/FILES/NEWS/2019/surveyresult (data obrashcheniya: 05.03.2021).

Статья поступила в редакцию 19 марта 2021 года Статья одобрена к печати 29 марта 2021 года

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.