Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURE / SUBSIDIES / PREFERENTIAL SHORT-TERM LENDING / PREFERENTIAL INVESTMENT LENDING / AUTHORIZED CREDIT ORGANIZATIONS / SMALL BUSINESSES / CROP PRODUCTION / ANIMAL HUSBANDRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов М.О., Борисова А.В., Юрьева А.А.

Представленная статья направлена на исследование эффективности льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, актуальности и востребованности данной меры государственной поддержки на примере Южного федерального округа. Методология оценки эффективности льготного кредитования базировалась на всестороннем анализе по следующим направлениям: деятельность уполномоченных банков по предоставлению льготного кредитования сельскохозяйственным товаропроизводителям; аналитика данных по субъектам Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа; аналитика данных по получателям льготных кредитов в Южном федеральном округе (аффилированность, срок существования компаний, обоснованность предоставления, анализ соотношений «сумма кредита/активы», регулярность получения кредитов). Проведенный в ходе исследования анализ показал высокий уровень востребованности у сельскохозяйственных товаропроизводителей данной меры государственной поддержки; увеличение доли субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам в рамках осуществления льготного инвестиционного кредитования; наличие высокой долговой нагрузки у большинства крупнейших получателей льготных кредитов в Южном федеральном округе; низкая или отрицательная рентабельность продукции отдельных получателей льготных кредитов АПК ЮФО; по отдельным льготным кредитам АПК в 2018 году отмечалась явно завышенная стоимость заемных средств. Выводы и аналитические обобщения, сделанные по результатам проведенного исследования, могут быть применены на практике в процессе совершенствования действующего механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью получения наибольшего финансового эффекта от предоставляемых мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Научная значимость заключается в разработке и обобщении методологических подоходов к оценке эффективности и результативности механизма льготного кредитования. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы органами государственной власти при формировании методики оценки результативности субсидирования агропромышленного комплекса посредством льготного краткосрочного и долгосрочного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов М.О., Борисова А.В., Юрьева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF PREFERRED LENDING TO THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX ON THE EXAMPLE OF THE SOUTH FEDERAL DISTRICT

This article is aimed at studying the effectiveness of preferential lending to agricultural producers, the relevance and demand for this measure of state support on the example of the Southern federal district. The methodology for evaluating the effectiveness of preferential lending was based on a comprehensive analysis of the following areas: the activities of authorized banks to provide preferential lending to agricultural producers; data analysis for the subjects of the Russian Federation that are part of the Southern federal district; data analysis for recipients of concessional loans in the Southern federal district (affiliation, duration of companies, validity of the provision, analysis of the loan amount/assets ratio, regularity of receiving loans). The analysis carried out in the course of the study showed a high level of demand among agricultural producers for this measure of state support; increasing the share of subsidies provided to authorized banks within the framework of the implementation of preferential investment lending; the presence of a high debt burden of the majority of the largest recipients of soft loans in the South federal district; low or negative profitability of products of individual recipients of preferential loans in the agro-industrial complex of the South federal district; for some preferential loans to the agro-industrial complex in 2018, there was a clearly inflated cost of borrowed funds. The conclusions and analytical generalizations made based on the results of the study can be applied in practice in the process of improving the existing mechanism of preferential lending to agricultural producers in order to obtain the greatest financial effect from the provided measures of state support at the expense of the federal budget. Scientific significance lies in the development and generalization of methodological approaches to assessing the effectiveness and efficiency of the mechanism of concessional lending. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used by public authorities in the formation of a methodology for assessing the effectiveness of subsidizing the agro-industrial complex through preferential short-term and long-term lending.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Иванов М.О.,

научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: maximiv@list.ru Борисова А.В., младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, Россия

E-mail: krutko-aleksandra@yandex. ru Юрьева А.А.,

младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации г. Москва, Россия E-mail: anne.yurjeva@yandex.ru

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

JEL classification: Q14, Q18

Аннотация

Представленная статья направлена на исследование эффективности льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, актуальности и востребованности данной меры государственной поддержки на примере Южного федерального округа.

Методология оценки эффективности льготного кредитования базировалась на всестороннем анализе по следующим направлениям: деятельность уполномоченных банков по предоставлению льготного кредитования сельскохозяйственным товаропроизводителям; аналитика данных по субъектам Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа; аналитика данных по получателям льготных кредитов в Южном федеральном

округе (аффилированность, срок существования компаний, обоснованность предоставления, анализ соотношений «сумма кредита/активы», регулярность получения кредитов).

Проведенный в ходе исследования анализ показал высокий уровень востребованности у сельскохозяйственных товаропроизводителей данной меры государственной поддержки; увеличение доли субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам в рамках осуществления льготного инвестиционного кредитования; наличие высокой долговой нагрузки у большинства крупнейших получателей льготных кредитов в Южном федеральном округе; низкая или отрицательная рентабельность продукции отдельных получателей льготных кредитов АПК ЮФО; по отдельным льготным кредитам АПК в 2018 году отмечалась явно завышенная стоимость заемных средств.

Выводы и аналитические обобщения, сделанные по результатам проведенного исследования, могут быть применены на практике в процессе совершенствования действующего механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью получения наибольшего финансового эффекта от предоставляемых мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Научная значимость заключается в разработке и обобщении методологических подоходов к оценке эффективности и результативности механизма льготного кредитования. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы органами государственной власти при формировании методики оценки результативности субсидирования агропромышленного комплекса посредством льготного краткосрочного и долгосрочного кредитования.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, субсидирование, льготное краткосрочное кредитование, льготное инвестиционное кредитование, уполномоченные кредитные организации, малые формы хозяйствования, растениеводство, животноводство

M.O. Ivanov, A. V. Borisova, A.A. Yurieva

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF PREFERRED LENDING TO THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX ON THE EXAMPLE OF THE SOUTH FEDERAL DISTRICT

Annotation

This article is aimed at studying the effectiveness of preferential lending to agricultural producers, the relevance and demand for this measure of state support on the example of the Southern federal district.

The methodology for evaluating the effectiveness of preferential lending was based on a comprehensive analysis of the following areas: the activities of authorized banks to provide preferential lending to agricultural producers; data analysis for the subjects of the Russian Federation that are part of the Southern federal district; data analysis for recipients of concessional loans in the Southern federal district (affiliation, duration of companies, validity of the provision, analysis of the loan amount/assets ratio, regularity of receiving loans).

The analysis carried out in the course of the study showed a high level of demand among agricultural producers for this measure of state support; increasing the share of subsidies provided to authorized banks within the framework of the implementation of preferential investment lending; the presence of a high debt burden of the majority of the largest recipients of soft loans in the South federal district; low or negative profitability of products of individual recipients ofpreferential loans in the agro-industrial complex of the South federal district; for some preferential loans to the agro-industrial complex in 2018, there was a clearly inflated cost of borrowed funds.

The conclusions and analytical generalizations made based on the results of the study can be applied in practice in the process of improving the existing mechanism of preferential lending to agricultural producers in order to obtain the greatest financial effect from the provided measures of state support at the expense of the federal budget.

Scientific significance lies in the development and generalization of methodological

approaches to assessing the effectiveness and efficiency of the mechanism of concessional lending. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used by public authorities in the formation of a methodology for assessing the effectiveness of subsidizing the agro-industrial complex through preferential short-term and long-term lending.

Keywords: agro-industrial complex, agriculture, subsidies, preferential short-term lending, preferential investment lending, authorized credit organizations, small businesses, crop production, animal husbandry

Введение

Льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей как мера государственной поддержки отечественного агропромышленного комплекса (далее -АПК) была введена с 1 января 2017 года [1]. Механизм реализации указанной меры государственной поддержки осуществляется через российские кредитные организации (далее - уполномоченные банки), международные финансовые организации и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ». Перечень уполномоченных банков определяется Минсельхозом России, в настоящее время в него входят 10 системно значимых кредитных организаций (утверждены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 22.07.2015 № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций»), 32 российские кредитные организации, отобранные Минсельхозом России в качестве уполномоченных банков на заседании Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса. Евразийский банк развития является единственной международной финансовой организацией, отобранной Минсельхозом России в качестве уполномоченного банка на заседании данной Комиссии [2].

Основной государственной задачей при реализации механизма льготного кредитования в агропромышленном комплексе являлось снижение финансовой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышение для них доступности к кредитным средствам [3].

Относительная новизна применяемого механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и его практическая реализация в процессе применения в период 2017-2020 гг. позволила выявить определенное несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей данный механизм, методическую и практическую непроработанность отдельных моментов его реализации.

Несмотря на предпринятые существенные шаги по корректировки действующего механизма льготного кредитования, еще остается ряд вопросов, требующих регламентации и устранения выявленных недостатков.

Материалы и методы

Информационная составляющая статьи базировалась на результатах исследования по следующим направлениям:

- аналитика по уполномоченным банкам;

- аналитика по федеральным округам/субъектам Российской Федерации;

- анализ получателей льготных кредитов: аффилированность, срок существования компаний, обоснованность предоставления, анализ соотношений «сумма кредита/активы», регулярность получения кредитов;

- показатели эффективности льготного кредитования;

- востребованность, технические замечания к процедурам.

Результаты

Анализ эффективности льготного кредитования в целом по Российской Федерации. В 2020 г. общий объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным кредитам в целом по Российской Федерации (далее - РФ), составит 90 882,2 млн руб. (на 29,86% больше объемов, предоставленных в 2019 г.), в том числе по льготному краткосрочному кредитованию 20 510,8 млн руб. (на 30,21% меньше предоставленных субсидий в 2019 г.), по льготному инвестиционному кредитованию 70 371,3 млн руб. (на 73,35% больше предоставленных субсидий в 2019 г.) [4].

Анализ данных (табл. 1) за трехлетний период (2018-2020 гг.) позволил выявить четкую тенденцию по увеличению доли субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам в рамках осуществления льготного инвестиционного кредитования в целом по РФ, в общем объеме предоставляемых субсидий в соответствующем периоде. Так, их доля увеличилась с 53,91% в общем объеме субсидий, предоставленных уполномоченным банкам в рамках льготного кредитования, в 2018 г. до 77,43% в 2020 г.

Направления кредитования 2018 2019 2020

Краткосрочные кредиты - всего, в т.ч.: 19 178 293,60 29 391 405,92 20 510 837,35

на кредиты малым формам хозяйствования 1 916 801,54 3 518 254,45 3 288 825,81

на развитие растениеводства 7 802 922,38 12 130 665,49 9 210 580,05

на развитие животноводства 4 635 902,82 8 466 076,80 3 977 786,67

на переработку продукции растениеводства и животноводства 2 243 631,59 1 042 649,04 1 289 541,23

на развитие молочного скотоводства 2 315 297,57 3 945 062,97 2 652 942,67

на развитие мясного скотоводства 263 737,70 288 697,17 91 160,92

Инвестиционные кредиты - всего, в т.ч.: 22 438 228,57 40 594 761,58 70 371 340,45

на кредиты малым формам хозяйствования 1 422 890,29 2 019 176,56 2 998 949,70

на развитие молочного скотоводства 3 638 297,60 6 933 984,28 10 562 984,50

на развитие растениеводства, животноводства, на переработку продукции растениеводства и животноводства 17 377 040,67 31 641 600,74 56 809 406,24

Источник: составлена авторами по данным Минсельхоза России.

Таблица 1 - Объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным кредитам, тыс. руб.

Наибольшая доля субсидий в 2020 г. предусмотрена в рамках льготного краткосрочного кредитования по направлению развитие растениеводства (44,91% от общего объема субсидий, предусмотренных в 2020 г. по льготному краткосрочному кредитованию). Вместе по всем направлениям сельскохозяйственной деятельности в рамках льготного краткосрочного кредитования отмечается снижение объемов финансирования по сравнению с 2019 г.

В рамках льготного инвестиционного кредитования наибольшая доля субсидий в 2020 г. приходится на развитие растениеводства, животноводства и переработку продукции растениеводства и животноводства (80,73% от общего объема субсидий, предусмотренных в 2020 г. по льготному инвестиционному кредитованию). При этом по всем направлениям сельскохозяйственной деятельности в рамках льготного инвестиционного кредитования отмечается увеличение объемов финансирования по сравнению с 2019 г. В 2020 г. в тройку лидеров по объемам субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам, входят следующие федеральные округа (табл. 2):

- Центральный федеральный округ -в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 7 797,8 млн руб. (или 38,02% от общего объема субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования в 2020 г.), снижение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 4 468,9 млн руб.;

- Приволжский федеральный округ -в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 3 994,5 млн руб. (или 19,48% от общего объема субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования в 2020 г.), снижение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 1 895,8 млн руб.;

- Южный федеральный округ - в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 2 873,2 млн руб. (или 14,01% от общего объема субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования в 2020 г.), снижение анализируемого показателя по

сравнению с данными 2019 г. составляет 721,1 млн руб.

Наименьшие объемы субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам, в 2020 г. отмечаются в Дальневосточном федеральном округе (2,39% от общего объема субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования в 2020 г.) и Северо-Западном федеральном округе (4,34%).

Следует отметить, что по всем федеральным округам (за исключением Дальневосточного федерального округа) отмечается снижение объемов субсидирования в рамках реализации механизма льготного краткосрочного кредитования.

Наибольший объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам, в 2020 г. отмечается в следующих субъектах Российской Федерации:

- Республика Мордовия - в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 2 397,7 млн руб., увеличение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 1 904,6 млн руб. (или в 4,9 раза);

- Белгородская область - в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 1 765,0 млн руб., снижение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 1 450,1 млн руб. (или в 1,8 раза);

- Краснодарский край - в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 1 344,1 млн руб., снижение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 350,9 млн руб.;

- Воронежская область - в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 1 191,6 млн руб., снижение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 796,3 млн руб.;

- Липецкая область - в 2020 г. утвержденный объем субсидий составляет 932,4 млн руб., снижение анализируемого показателя по сравнению с данными 2019 г. составляет 410,7 млн руб.

В 2019 г. уполномоченными банками было выдано льготных кредитов на общую сумму 798 291,5 млн руб., снижение по сравнению с 2018 г. составило 422 417,0 млн руб.

(или на 34,6%). При этом доля льготных кредитов в АПК в краткосрочном кредитном портфеле уполномоченных банков в 2019 г. составляла 13,48% (снижение по сравнению

с 2018 г. - 7,01%); доля льготных кредитов в АПК в кредитном портфеле уполномоченных банков в 2019 г. составляла 2,57% (снижение по сравнению с 2018 г. - 1,29%).

Таблица 2 - Объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам в разрезе федеральных округов Российской Федерации, тыс. руб.

Направления кредитования 2018 2019 2020

Краткосрочные кредиты - всего по РФ, в т.ч.: 19 178 293,60 29 391 405,92 20 510 837,35

Центральный федеральный округ 7 727 048,83 12 266 718,71 7 797 787,67

Северо-Западный федеральный округ 962 376,55 1 334 835,24 890 545,27

Южный федеральный округ 2 170 938,90 3 594 308,49 2 873 233,56

Северо-Кавказский федеральный округ 975 930,92 1 352 558,46 1 143 867,37

Приволжский федеральный округ 4 302 070,34 5 890 310,67 3 994 493,54

Уральский федеральный округ 109 726 736,00 1 635 564,36 1 082 763,52

Сибирский федеральный округ 1 633 914,45 2 833 688,09 2 237 000,29

Дальневосточный федеральный округ 308 746,35 483 421,90 491 146,13

Источник: составлена авторами по данным Минсельхоза России. План льготного кредитования заемщиков на 2019 год [9]; План льготного кредитования заемщиков на 2020 год [10].

На долю системно значимых кредитных организаций, утвержденных Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 22 июля 2015 г. № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций», в 2019 г. приходилось 95,23% от общего объема льготных кредитов, выданных уполномоченными банками (отмечается незначительное снижение по сравнению с 2018 г. на 1,15%) [5]. Соответственно, доля российских кредитных организаций, отобранных Минсельхозом России в качестве уполномоченных банков на заседании Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса, в общем объеме льготных кредитов, выданных уполномоченными банками, в 2019 г. составляла 4,77%, увеличившись по сравнению с 2018 г. всего на 1,15%.

Необходимо отметить, что в 2019 г. (как и в 2018 г.) на пять системно значимых организаций приходилось 97,69% (в 2018 г. - 97,44%) от общего объема выданных льготных кредитов:

- АО «Россельхозбанк» - объем выданных льготных кредитов в АПК в 2019 г. составил 273 576,6 млн руб. (снижение по сравнению с 2018 г. - 95 489,8 млн руб.), при этом доля льготных кредитов в АПК в краткосрочном кредитном портфеле банка составляла в анализируемом периоде 69,91%, доля льготных кредитов в АПК в кредитном портфеле - 2,07%;

- ПАО «Сбербанк» - объем выданных льготных кредитов в АПК в 2019 г. составил 253 828,6 млн руб. (снижение по сравнению с 2018 г. - 128 157,5 млн руб.), при этом доля льготных кредитов в АПК в краткосрочном кредитном портфеле банка составляла в анализируемом периоде 23,38%, доля льготных кредитов в АПК в кредитном портфеле - 1,71%;

- банк «ГПБ» (АО) - объем выданных льготных кредитов в АПК в 2019 г. составил 64 911,8 млн руб. (снижение по сравнению с 2018 г. - 129 663,2 млн руб.), при этом доля льготных кредитов в АПК в краткосрочном кредитном портфеле банка составляла в анализируемом периоде 13,61%, доля льготных кредитов в АПК в кредитном портфеле - 1,86%;

- банк «ВТБ» (ПАО) - объем выданных льготных кредитов в АПК в 2019 г. составил 133 195,6 млн руб. (увеличение по сравнению с 2018 г. - 19 334,3 млн руб.), при этом доля льготных кредитов в АПК в краткосрочном кредитном портфеле банка составляла в анализируемом периоде 9,2%, доля льготных кредитов в АПК в кредитном портфеле - 1,05%;

- АО «АЛЬФА-БАНК» - объем выданных льготных кредитов в АПК в 2019 г. составил 17 120,3 млн руб. (снижение по сравнению с 2018 г. - 69 818,3 млн руб.), при этом доля льготных кредитов в АПК в крат-

косрочном кредитном портфеле банка составляла в анализируемом периоде 5,46%, доля льготных кредитов в АПК в кредитном портфеле - 0,15%. При этом отмечается существенной снижение объемов выданных льготных кредитов по итогам 2019 г. (по сравнению с 2018 г.) у банка «ГПБ» (АО) (в 3 раза), АО «АЛЬФА-БАНК» (в 5 раз) и ПАО «РОСБАНК» (в 6,4 раза).

Анализ показателей взаимоувязки полученных субсидий с показателями финансово-хозяйственной деятельности организаций в разрезе крупнейших получателей льготных кредитов показал, что если в 2017 г. до 100% объема выданных льготных кредитов приходилось на пять крупнейших получателей, то в 2019 г. их доля в общем объеме льготного кредитования составляла уже 5,97% (для сравнения в 2018 г. их доля в общем объеме льготного кредитования составляла 37,40%) [6]. Соответственно, в 2019 г. объем субсидий, предоставленных уполномоченным кредитным организациям, осуществляющим льготное кредитование крупнейших получателей льготных кредитов в АПК, составлял 879,3 млн руб. (или 6,42% от общего объема предоставленных субсидий), снижение анализируемого показателя по сравнению с 2018 г. составило 9,8%.

В 2019 г. наибольший объем выданных льготных кредитов отмечается у следующих организаций:

- ООО «АГРОЭКО-ЮГ» (входит в ГК «АГРОЭКО» (A.T.S. NOMINEES LIMITED) - объем льготного кредита в 2019 г. составил 7 835,3 млн руб. (доля компании в общем объеме льготных кредитов в АПК, полученных группой компаний в целом в анализируемом периоде, составляла 83,04%);

- ООО «Агротехнологии» (входит в группу компаний «РУСАГРО») - объем льготного кредита в 2019 г. составил 5 682 млн руб. (доля компании в общем объеме льготных кредитов в АПК, полученных группой компаний в целом в анализируемом периоде, составляла 37,92%);

- ЗАО «САМАРААГРОПРОМПЕРЕ-РАБОТКА» (входит в группу компаний «РУСАГРО») - объем льготного кредита в 2019 г. составил 3 894,3 млн руб. (доля компании в

общем объеме льготных кредитов в АПК, полученных группой компаний в целом в анализируемом периоде, составляла 25,99%);

- ООО «Северная Нива Татарстан» (входит в группу компаний «ЭКОНИВА-АПК ХОЛДИНГ» (EKOSEM-AGRAR АО)) - объем льготного кредита в 2019 г. составил 3 580,1 млн руб. (доля компании в общем объеме льготных кредитов в АПК, полученных группой компаний в целом в анализируемом периоде, составляла 50,70%);

- ООО «Тамбовская индейка» (входит в группу компаний «ЧЕРКИЗОВО») -объем льготного кредита в 2019 г. составил 3 400 млн руб. (доля компании в общем объеме льготных кредитов в АПК, полученных группой компаний в целом в анализируемом периоде, составляла 60,22%).

При этом следует отметить, что льготные кредиты представлялись крупнейшим получателям уполномоченными банками, входящими в пятерку лидеров по объемам льготного кредитования АПК (АО «Рос-сельхозбанк», ПАО «Сбербанк», банк «ГПБ» (АО), банк «ВТБ» (ПАО) и АО «АЛЬФА-БАНК»). Исключение оставило кредитование группы компаний ООО «АЛЬКОР ХОЛДИНГ ГРУПП», организациям которой льготные кредиты в АПК предоставлял ПАО «АКБ «АВАНГАРД».

Анализ эффективности льготного кредитования в Южном федеральном округе. В 2019 г. объем льготных кредитов АПК в Южном федеральном округе (далее - ЮФО) составил 104 767,86 млн руб. (табл. 3), снизившись по сравнению с 2018 г. на 13 040,8 млн руб. Вместе с тем доля ЮФО в общем объеме полученных льготных кредитов АПК в целом по Российской Федерации значительно увеличилась с 6,87% в 2018 г. до 12,79% в 2019 г. При этом следует отметить, что лидерами по объемам льготного кредитования в 2019 г. были три региона ЮФО (Краснодарский край, Ростовская область и Волгоградская область), на их долю в 2019 приходилось 89,18% от общего объема льготных кредитов АПК в ЮФО (снижение по сравнению с 2018 г. составило всего 2,14%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е и

п о

в

ы

е

и

с

сл е

д о в а н и я №

10 4

6 9)

2

о 2

о

Таблица 3 - Объем льготных кредитов и субсидий в ЮФО в 2018-2019 гг., млн руб.

Регионы Объем кредитов, млн руб. Объем субсидии, млн руб.

2018 Доля,% 2019 Доля,% 2018 Доля,% 2019 Доля,%

Всего по РФ 1 714 105,39 100,0 819 001,07 100,0 18 780,35 100,0 13 701,51 100,0

ЮФО - всего, в т.ч: 117 808,68 6,87 104 767,86 12,79 2 150,38 11,45 1 980,22 14,45

Республика Адыгея 1 773,66 1,51 2 468,24 2,35 48,57 2,26 43,94 2,22

Республика Калмыкия 120,74 0,1 196,23 0,19 1,93 0,09 3,16 0,16

Республика Крым 6 333,69 5,37 6 337,73 6,05 92,19 4,29 111,25 5,62

Краснодарский край 59 697,28 50,67 44 401,23 42,38 834,82 38,82 717,76 36,24

Астраханская область 1 735,18 1,47 1 922,02 1,83 59,54 2,77 29,15 1,47

Волгоградская область 18 248,18 15,49 18 139,11 17,31 425,84 19,8 379,66 19,17

Ростовская область 29 639,94 25,16 30 900,29 29,49 684,75 31,84 683,28 34,51

г. Севастополь 260,0 0,22 403,0 0,38 2,73 0,12 12,01 0,61

Источник: составлена авторами по данным М инсельхоза Р Зоссии.

Таблица 4 - Показатели льготных инвестиционных кредитов по видам в ЮФО в разрезе видов, млн руб.

Регионы Малые формы хозяйствования Растениеводство и переработка продукции Животноводство Приобретение техники Молочное и мясное скотоводство

2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019

ЮФО - всего, в т.ч.: 2 261,31 4 329,73 39 073,51 21 244,36 866,7 1 568,77 6 028,59 9 039,43 4 647,22 1 595,05

Республика Адыгея 1,17 30,67 175,0 204,47 - 465,99 30,0 16,53 49,24 -

Республика Калмыкия 48,81 55,19 - - - - 18,43 - 5,0 30,3

Республика Крым 15,60 22,72 3 827,22 4 556,94 243,3 30,8 144,49 23,77 163,0 -

Краснодарский край 510,67 702,05 22 772,66 7 766,75 472,0 789,65 1 982,39 4 653,12 2 413,24 550,0

Астраханская область 44,19 70,44 826,0 - - 270,33 46,0 35,0 3,5 -

Волгоградская область 431,49 1 145,15 6 749,71 5 043,99 - - 1 008,12 1 552,65 100,0 700,0

Ростовская область 1 209,38 2 303,51 4 610,42 3 442,86 151,4 12,0 2 751,66 2 707,71 1 913,24 314,75

г. Севастополь - - 112,5 229,35 - - 47,5 50,65 - -

Источник: составлена авторами по данным Минсельхоза России.

Результаты анализа показали значительное снижение в 2019 г. по сравнению с 2018 г. доли Краснодарского края в общем объеме выданных льготных кредитов АПК в ЮФО (на 8,29%).

Необходимо отметить, что сумма субсидий, выплаченных уполномоченным кредитным организациям, составила в анализируемом периоде 1 980,22 млн руб., снизившись по сравнению с 2018 г. на 170,16 млн руб. Вместе с тем доля ЮФО в общем объеме выданных субсидий в целом по РФ увеличилась с 11,45% в 2018 г. до 14,45% в 2019 г.

Наибольшие объемы льготных инвестиционных кредитов в ЮФО представляются по направлению деятельности «Растениеводство и переработка продукции» (табл. 2) - 56,24% от общего объема выданных льготных инвестиционных кредитов АПК в ЮФО в 2019 г. (снижение по сравнению с 2018 г. составило 17,66%).

Проведенный анализ показал, что по направлениям льготного инвестиционного кредитования «Растениеводство и переработка продукции» и «Молочное и мясное скотоводство» в 2019 г. в ЮФО отмечается снижение объемов выданных льготных инвестиционных кредитов, по остальным направлением отмечается незначительное увеличение объемов льготного инвестиционного кредитования [7].

Обращает на себя также внимание факт, что в 2019 г. наиболее значительно в долевом соотношении к общим объемам льготного инвестиционного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в ЮФО увеличилась доля льготного кредитования малых форм хозяйствования и на цели приобретения техники. Кроме того, в пределах регионов произошла смена целей, на которые приобретались льготные инвестиционные кредиты сельскохозяйственными товаропроизводителями.

По результатам аналитических данных уполномоченных банков установлено, что в 2019 г. (табл. 5) на долю четырех уполномоченных банков (ПАО «Сбербанк», АО «Россельхозбанк», банк «ВТБ»

(ПАО) и КБ «Кубань Кредит» (ООО)) приходилось 82,67% от общего объема льготных кредитов, выданных сельскохозяйственным товаропроизводителям ЮФО (в 2018 г. доля указанных кредитных организаций составляла 82,24%) [8].

В долевом соотношении по объемам предоставленных льготных кредитов АПК в ЮФО существенное увеличение доли в общем объеме выданных кредитов (в 2019 г. по сравнению с 2018 г.) отмечается только у ПАО «Сбербанк» (на 6,75%).

Наибольшие объемы льготных кредитов в 2018 г. были предоставлены уполномоченными банками следующим организациям ЮФО:

- ООО «Тепличный комбинат «Бело-горский» (Республика Крым) - сумма льготного кредита составила 2 781,67 млн руб., у предприятия отмечается высокая долговая нагрузка (68,44% в 2018 г.), сумма предоставленного льготного кредита в несколько раз превышает активы предприятия;

- АО «Фирма «АГРОКОМПЛЕКС» (Краснодарский край) - сумма льготного кредита составила 1 820,0 млн руб. Вместе с тем у данной организации отмечается высокая стоимость заемных средств (10,98%); показатель «норма прибыли» в анализируемом периоде характеризуется отрицательным значением; долговая нагрузка предприятия составляла в 2018 г. 73,81%;

- ЗАО «Кореновский молочно-кон-сервный комбинат» (Краснодарский край) -сумма льготного кредита составила

1 500,0 млн руб.;

- ООО «Таманский завод переработки маслосемян» (Краснодарский край) -сумма льготного кредита составила

2 680,0 млн руб. Вместе с тем у данной организации отмечается высокая стоимость заемных средств (11,69%);

- ПАО «РОДИНА» (Краснодарский край) - сумма льготного кредита составила 1 893,24 млн руб., у предприятия отмечается высокая долговая нагрузка (63,13% в 2018 г.);

е

и н а н

о о в

и

о о

л

е д

о

в

а н

и

ю

9 и/

2 О 2 О

Таблица 5 - Уполномоченные банки, предоставившие льготные кредиты в ЮФО, млн руб.

2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019

ЮФО - всего, в т.ч.: 26 922,54 35 852,25 24 737,81 22 807,81 14 190,07 13 615,34 6 301,7 6 892,43

Республика Адыгея 1 013,35 1 239,93 409,5 842,83 145,0 - 200,81 228,49

Республика Калмыкия 19,5 65,86 89,94 109,27 - - 11,3 21,1

Республика Крым - - 2 288,55 3 093,24 - - - -

Краснодарский край 13 521,49 16 691,64 10 641,8 8 825,67 4 333,0 3 625,5 5 744,13 6 367,17

Астраханская область 364,93 1 091,85 58,26 24,84 - 337,33 - -

Волгоградская область 3 552,53 5 262,28 4 835,07 2 849,86 7 017,07 6 919,82 - -

Ростовская область 8 450,74 11 500,69 6 414,69 6 739,1 2 695,0 2 732,69 345,46 275,67

г. Севастополь - - - 323,0 - - - -

Регионы ПАО «М ИнБанк» Банк «ГПБ» (АО) ПАО «КБ «Ц ентр-инвест» АО «ЮниК] редит Банк»

2018 2019 2018 2019 2018 2019 2018 2019

ЮФО - всего, в т.ч.: 1 813,56 466,8 4 792,0 5 108,17 6520,13 8 838,0 2 455,0 2 178,0

Республика Адыгея 5,0 - - - - - - -

Республика Калмыкия - - - - - - - -

Республика Крым - - - - - - - -

Краснодарский край 80,0 - 3 071,0 3 608,17 1 174,85 1 791,43 - -

Астраханская область 1 272,0 400,0 - - - - 40,0 68,0

Волгоградская область 120,3 39,3 521,0 300,0 391,73 810,68 1 355,0 905,0

Ростовская область 336,26 27,5 1 200,0 1 200,0 4 953,55 6 235,89 1 060,0 1 205,0

г. Севастополь - - - - - - - -

Источник: составлена авторами по данным Минсельхоза России.

- ООО «Терминальный комплекс Тамань» (Краснодарский край) - сумма льготного кредита составила 8 800,0 млн руб.;

- ООО «Южные земли» (Краснодарский край) - сумма льготного кредита составила 2 220,48 млн руб., у предприятия отмечается высокая долговая нагрузка (60,74% в 2018 г.), показатель «рентабельность продукции» организации в анализируемом периоде характеризуется отрицательным значением;

- ООО «ОВОЩЕВОД» (Волгоградская область) - сумма льготного кредита составила 4 800,0 млн руб., у предприятия отмечается высокая долговая нагрузка (88,54% в 2018 г.);

- ООО «АГРО-МИЧУРИНСКОЕ» (Ростовская область) - сумма льготного кредита составила 1 893,24 млн руб., обращает на себя внимание факт, что объем предоставленного кредита превышает стоимость активов предприятия в анализируемом периоде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в 2019 г. в крупнейшие получатели льготных кредитов АПК в ЮФО вошли следующие организации: ООО «Тепличный комбинат «БЕ-ЛОГОРСКИИ» (Республика Крым, сумма кредита - 1 380,0 млн руб.), АО «Крымская фруктовая компания» (Республика Крым, сумма кредита - 2 693,24 млн руб.), АО «САД-ГИГАНТ» (Краснодарский край, сумма кредита - 3 400 млн руб.), ООО «Тепличный комплекс «ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ» (Краснодарский край, сумма кредита - 1 700,0 млн руб., входил в первую десятку крупнейших получателей льготных кредитов АПК в 2018 г.), ООО «Торговый дом «ЯСЕНИ» (Краснодарский край, сумма кредита - 789,65 млн руб.), ООО «Агропромышленный комплекс АСТРАХАНСКИЙ» (Астраханская область, сумма кредита -800 млн руб.), ООО «ОВОЩЕВОД» (Волгоградская область, сумма кредита -800 млн руб., входил в первую десятку крупнейших получателей льготных кредитов АПК в 2018 г.), ООО «АСВА» (Ростовская область, сумма кредита -1 200 млн руб.), ООО «ДОНСКАЯ УСАДЬБА» (Ростовская область, сумма кредита - 1 700 млн руб.).

Обсуждение

Анализ общих тенденций развития льготного кредитования агропромышленного комплекса РФ показал высокое освоение бюджетных ассигнований, выделенных на возмещение недополученных уполномоченными банками доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, что свидетельствует о высоком уровне востребованности у сельскохозяйственных товаропроизводителей данной меры государственной поддержки.

В течение трехлетнего периода анализа (2018-2020 гг.) прослеживается четкая тенденция по увеличению доли субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам в рамках осуществления льготного инвестиционного кредитования в целом по РФ, в общем объеме предоставляемых субсидий в соответствующем периоде. При этом в рамках льготного инвестиционного кредитования наибольшая доля субсидий в 2020 г. приходится на развитие растениеводства, животноводства и переработку продукции растениеводства и животноводства.

В 2020 г. в тройку лидеров по объемам субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам, входят Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ. Проведенный анализ показал, что во всех федеральных округах до 70% утвержденных субсидий приходится на один-пять субъектов РФ соответствующего федерального округа.

В течение всего периода действия механизма льготного кредитования на пять системно значимых организаций (АО «Рос-сельхозбанк», ПАО «Сбербанк», банк «ГПБ» (АО), банк «ВТБ» (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК») приходится до 97,00% от общего объема выданных льготных кредитов.

Основными выявленными в ходе проведения настоящего анализа проблемами льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей ЮФО являются: наличие высокой долговой нагрузки у большинства крупнейших получателей льготных кредитов; низкая или отрицательная рентабельность продукции отдельных получателей льготных кредитов

АПК; отдельным крупнейшим получателям предоставлялись льготные кредиты, в несколько раз превышающие стоимость их активов; по отдельным льготным кредитам АПК в 2018 г. отмечалась явно завышенная стоимость заемных средств.

Кроме того, самими сельскохозяйственными товаропроизводителями выделяются следующие недостатки действующего механизма льготного кредитования: высокая ставка залога, сложная процедура оформления, длительный период утверждения заявки, кредит не доступен малым формам хозяйствования, низкие лимиты выделенных средств, не учитывается сезонность [9, 10].

Заключение

Несмотря на предпринятые существенные шаги в направлении корректировки действующего механизма льготного кредитования, в настоящее время сохраняется ряд проблем, требующих осуществления корректировки законодательства в части регулирования механизма льготного кредитования, а также доработки методических основ по оценке эффективности (результативности) предоставления данной меры государственной поддержки.

В частности, нами предлагаются следующие мероприятия:

- устранить противоречия между сложившейся практикой предоставления льготных кредитов уполномоченными банками проектным компаниям и действующим законодательством;

- регламентировать процедуру и формы отчетности, предоставляемые уполномоченными банками по субсидиям в Минсельхоз России, в том числе предусмотреть ответственность за невыполнение или несвоевременное предоставление соответствующих форм отчетности;

- рассмотреть возможность установления порядка определения максимального размера льготного инвестиционного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации (по аналогии с приказом Минсельхоза России по установлению максимального размера льготного краткосрочного кредита на территории каждого субъекта Российской Федерации);

- законодательно установить обязанность для уполномоченных банков по оптимизации (упрощению) формы заявки на льготное кредитование для малых форм хозяйствования;

- расширить перечень критериев оценки эффективности льготного кредитования, дополнив их показателями, позволяющими оценить влияние оказываемой меры поддержки на экономику субъекта РФ, экономику отрасли АПК, на развитие деятельности сельхозтоваропроизводителей, так как только интегрированный подход к оценке рисков, бюджетной экономии и индикаторов экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом определения оптимального количества заемщиков, получивших субсидию на льготное кредитование, расчета доли специализированных хозяйств, получивших субсидию на льготное кредитование, и рационального соотношения собственных средств и привлеченных средств в виде льготного кредита будет способствовать гармонизации макроэкономических и микроэкономических эффектов в сфере развития АПК.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса. Льготное кредитование. - URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/preferential-credit/ (дата обращения 17.08.2020).

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Перечень уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования. -URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/ f4f/f4f8830b24563b82d9d717ff94fdd4af.pdf (дата обращения 17.08.2020).

3. Холодова М.А., Холодов О.А. Особенности реализации механизма льготного кредитования в аграрном секторе экономики / Вестник Донского государственного аграрного университета. 2018. № 4. С. 135.

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. План льготного кредитования, текущий остаток субсидии,

максимальный размер льготных краткосрочных кредитов. - URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/preferential-credit/info-plan-lgotnogo-kreditovaniya-tekushchiy-ostatok-subsidii-perechen-odobrennykh-zayavok-maksimalnyy-raz/ (дата обращения 17.08.2020).

5. Рыкова И.Н., Морина В.А., Юрьева А.А. Основные тенденции банковского кредитования агропромышленного комплекса России // Банковское дело. 2020. № 1. С. 45.

6. Подсошкин П.Г., Соколова И.А., Шадрин В.К. Льготное кредитование малого предпринимательства в АПК // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского государственного агарного университета. - 2018. - № 2 (8). - С. 31.

7. Огаркова Н.Н. Совершенствование государственной поддержки кредитования в сельском хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 8. С. 285.

8. Алещенко О.М., Мори А. Кредитные обязательства сельскохозяйственных организаций перед банками // Финансовый вестник. - № 2 (45). - 2019. - С. 77.

9. НИФИ Минфина России «Эффективность льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса (на основе опроса)». - URL: https://nifi.ru/images/FILES/NEWS/2019/sur veyresult.pdf. (дата обращения 19.08.2020).

10. Шарапова В.М., Власова А.С. Проблемы российских производителей сельхозпродукции при получении субсидированного кредита // Российское предпринимательство. том 19, № 7, 2018. С. 2025.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. Mery gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo kompleksa. L'gotnoye kreditovaniye. - URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-sup-port/measures/preferential-credit/ (data obrashcheniya 17.08.2020).

2. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. Perechen' upolnomochennykh bankov, uchastvuyush-

chikh v realizatsii mekhanizma l'gotnogo kred-itovaniya. - URL: https://mcx.gov.ru/up-load/iblock/f4f/f4f8830b24563b82d9d717ff94 fdd4af.pdf (data obrashcheniya 17.08.2020).

3. Kholodova M.A., Kholodov O A. Osobennosti realizatsii mekhanizma l'gotnogo kreditovaniya v agrarnom sektore ekonomiki / Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. 2018. № 4. S. 135.

4. Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. Plan l'gotnogo kredito-vaniya, tekushchiy ostatok subsidii, maksimal'nyy razmer l'gotnykh krat-kosrochnykh kreditov. - URL: https://mcx. gov.ru/activity/state-support/measures/prefer-ential-credit/info-plan-lgotnogo-kredito-vaniya-tekushchiy-ostatok-subsidii-perechen-odobrennykh-zayavok-maksimalnyy-raz/ (data obrashcheniya 17.08.2020).

5. Rykova I.N., Morina V.A., Yur'yeva A.A. Osnovnyye tendentsii bankovskogo kreditovaniya agropromyshlennogo kom-pleksa Rossii // Bankovskoye delo. 2020. № 1. S. 45.

6. Podsoshkin P.G., Sokolova I.A., Sha-drin V.K. «L'gotnoye kreditovaniye malogo predprinimatel'stva v APK»/ Sotsial'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Kras-noyarskogo gosudarstvennogo agarnogo universiteta. 2018. № 2 (8). - S. 31.

7. Ogarkova N.N. «Sovershenstvovaniye gosudarstvennoy podderzhki kreditovaniya v sel'skom khozyaystve» / Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel 'skokhozyaystvennoy akademii. 2018. № 8. - S. 285.

8. Aleshchenko O.M., Mori A. «Kredit-nyye obyazatel'stva sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy pered bankami» / Zhurnal «Fi-nansovyy vestnik», № 2 (45), 2019. - S. 77.

9. NIFI Minfina Rossii «Effektivnost' l'gotnogo kreditovaniya sel'khoztovaropro-izvoditeley agropromyshlennogo kompleksa (na osnove oprosa)». - URL: https://nifi.ru/im-ages/FILES/NEWS/2019/surveyresult.pdf. (data obrashcheniya 19.08.2020).

10. Sharapova V.M., Vlasova A.S. «Prob-lemy rossiyskikh proizvoditeley sel'khozproduk-tsii pri poluchenii subsidirovannogo kredita» / Zhurnal «Rossiyskoye predprinimatel'stvo» tom 19, № 7, 2018. - S. 2025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.