Научная статья на тему 'Кредитование малого агробизнеса: проблемы, перспективы развития'

Кредитование малого агробизнеса: проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейников Дмитрий Александрович

В исследовании отмечается, что приоритеты совершенствования механизма льготного кредитования сельского хозяйства лежат в сфере обеспечения доступности кредитных ресурсов для малого агробизнеса как экономически и социально значимого элемента аграрной структуры. Необходима адаптация и совершенствование реализуемых подходов к специфическим потребностям субъектов малого агробизнеса, которые сегодня ориентированы преимущественно на крупные сельскохозяйственные организации. Опираясь на системный подход, а также использование таких общенаучных методов, как анализ, синтез и моделирование, рассмотрены проблемы кредитования малых агропредприятий в контексте внутренних противоречий хозяйственного механизма агропромышленного комплекса и тенденций развития кредитного рынка. Проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды развития рынка микрокредитования в сельском хозяйстве, позволивший выявить основные переменные, определяющие его динамику: организационная зрелость институтов микрокредитования, степень информационной асимметрии, доступность инфраструктуры (в первую очередь гарантийных фондов) и уровень бюджетной поддержки. Обозначены направления развития кредитного рынка в сегменте малых форм аграрного производства, структурированные в виде модели кредитного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитование малого агробизнеса: проблемы, перспективы развития»

УДК 65.261.5

Коробейников Дмитрий Александрович,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономической безопасности и экономики в АПК,

Волгоградский государственный аграрный университет,

г. Волгоград.

Korobeynikov Dmitry Alexandrovich,

PhD. in economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Security and Economics in Agriculture,

Volgograd State Agrarian University,

Volgograd.

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

LOANS TO SMALL AGRIBUSINESS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

В исследовании отмечается, что приоритеты совершенствования механизма льготного кредитования сельского хозяйства лежат в сфере обеспечения доступности кредитных ресурсов для малого агробизнеса как экономически и социально значимого элемента аграрной структуры. Необходима адаптация и совершенствование реализуемых подходов к специфическим потребностям субъектов малого агробизнеса, которые сегодня ориентированы преимущественно на крупные сельскохозяйственные организации. Опираясь на системный подход, а также использование таких общенаучных методов, как анализ, синтез и моделирование, рассмотрены проблемы кредитования малых агропредприятий в контексте внутренних противоречий хозяйственного механизма агропромышленного комплекса и тенденций развития кредитного рынка. Проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды развития рынка микрокредитования в сельском хозяйстве, позволивший выявить основные переменные, определяющие его динамику: организационная зрелость институтов микрокредитования, степень информационной асимметрии, доступность инфраструктуры (в первую очередь гарантийных фондов) и уровень бюджетной поддержки. Обозначены направления развития кредитного рынка в сегменте малых форм аграрного производства, структурированные в виде модели кредитного механизма.

Ключевые слова: сельскохозяйственный кредит, малое предпринимательство, государственное регулирование, механизм льготного кредитования.

The study notes that the priorities of improvement of the mechanism of preferential crediting of agriculture lie in the area of availability of credit resources for small agribusiness as economically and socially significant element of the agrarian structure. The necessary adaptation and improvement of implemented approaches to the specific needs of small agribusiness entities, which today is focused primarily on major agricultural organizations. Based on a systematic approach and the use of such scientific methods as analysis, synthesis and modeling, the problems of lending to small agribusinesses in the context of the internal contradictions of the economic mechanism of agroindustrial complex and development trends of the credit market. Conducted strategic analysis of external and internal environment of development of the market of microcredit in agriculture, which allowed to identify the main variables that determine its dynamics: the organizational maturity of the microcredit institutions, the degree of information asymmetry, availability of infrastructure (first of all guarantee funds) and the level of budgetary support. The ways of development of the credit market in the segment of small forms of agricultural production, structured in the form of a model of credit mechanism.

Keywords: agricultural loans, small business, state regulation, the mechanism of preferential crediting.

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточная дифференциация мер государственной поддержки и регулирования в сельском хозяйстве приводит к возникновению внутренних противоречий в хозяйственном механизме отрасли. Формируемые стимулы преимущественно ориентированы на крупные сельскохозяйственные организации, в то время как примерно половина валового продукта отрасли производится малыми формами хозяйствования, которые, помимо производственных функций, способствуют устойчивому развитию сельских территорий и сохранению сельского образа жизни.

Наиболее наглядно указанное противоречие проявляется в кредитной сфере АПК, где доминирует банковский кредит. Сегмент малых форм хозяйствования банковского кредитного рынка в сельском хозяйстве является наиболее проблемным и в силу недостаточной конкуренции может рассматриваться как рынок продавца, для которого малые предприятия не представляют особого интереса в силу объективных факторов — высоких транзакционных издержек и рисков, а, следовательно, низкой маржинальности. Дивергенция банковских стандартов кредитоспособности и параметров финансового состояния малых агропроизводителей формирует внутреннее фундаментальное несоответствие, для пре-

122

одоления которого необходимо внешнее воздействие со стороны государства. Очевидно, что устранить «недостатки кредитоспособности» субъектов малого аграрного производства, органически присущие им как форме производства, невозможно в силу их имманентного характера, поэтому государственное вмешательство должно быть направлено на компенсацию издержек и рисков до уровня, приемлемого для кредиторов. Критерием достаточности подобного вмешательства должно стать выравнивание условий банковского кредитования для малых форм хозяйствования, которые в сравнении со средним и крупным бизнесом сегодня находятся в дискриминируемом положении, а формы воздействия должны учитывать их специфические характеристики как заемщиков.

Институциональные, инфраструктурные, технологические и другие аспекты развития кредитной системы агропромышленного комплекса, в том числе микрокредитования, являются предметом большого количества современных исследований [1; 2; 3; 4], подтверждая дискуссионность и актуальность заявленной проблематики. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

С учетом современных тенденций в развитии малых форм хозяйствования и подходов к банковскому кредитованию выявить рассмотреть перспективные направления развития кредитования малого агробизнеса. РЕЗУЛЬТАТЫ

Мелкотоварный сектор в современной аграрной структуре представлен крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х), индивидуальными предпринимателями и личными подсобными хозяйствами населения. Несмотря на общее снижение роли мелкотоварного сектора в сельскохозяйственном производстве, наметился положительный структурный тренд к замещению нетоварных форм производства (доля хозяйств населения в валовом продукте отрасли снизилась до 34,8 %) товарным фермерским производством с темпами роста выше отрасли (табл. 1). Малые формы хозяйствования по-прежнему являются основными производителями многих видов сельскохозяйственной продукции — картофеля, овощей, плодов, молока.

Таблица 1. Показатели развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве России *

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Структура продукции сельского хозяйства по категори- 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

ям хозяйств (в % к итогу):

• сельскохозяйственные организации 47,9 47,6 49,5 51,5 52,8

• хозяйства населения 43,2 42,6 40,5 37,4 34,8

• крестьянские (фермерские) хозяйства 8,9 9,8 10,0 11,1 12,5

Индексы производства продукции сельского хозяйства 95,2 105,8 103,5 102,6 104,8

(в % к предыдущему году)

• сельскохозяйственные организации 94,9 108,4 106,7 104,6 107,7

• крестьянские (фермерские) хозяйства 89,2 118,4 110,4 107,6 114,3

Доля малых форм хозяйствования в производстве ос-

новных видов продукции, %:

• зерно 23,2 25,5 26,3 27,3 28,6

• подсолнечник 27,9 29,5 29,9 29,7 31,3

• картофель 86,9 89,1 87,9 86,2 86,4

• овощи 82,9 83,7 83,5 82,1 81,1

• скот и птица на убой 3 3,1 29,7 27,6 25,5 27,2

• молоко 53,5 54,0 53,3 52,2 51,0

* Составлено по [5; 6]

Кредитный рынок России постепенно преодолевает негативные последствия внешних санкций (табл. 2). В 2016 г. объемы кредитования нефинансового сектора экономики возросли на 17,6 %, за восемь месяцев 2017 г (к аналогичному периоду 2016 г.) — на 14,3 % (в сельском хозяйстве на 15,5 % и 14,9 % соответственно).

На сельское хозяйство приходится 2,4 % предоставленных кредитов (при том, что доля отрасли в валовой добавленной стоимости в системе национальных счетов превышает 4 % [5]) и 7,4 % задолженности по кредитам, что указывает на более длительные сроки кредитования, поскольку доля просроченной задолженности в целом соответствует средним значениям по экономике.

В целом субъекты малого и среднего предпринимательства получили в 2017 г. 16,1 % всех выданных кредитов. Рост доли просроченной задолженности с 13,6 % в 2015 г. до 15,5 % в 2017 г. подтверждает тезис о рисковом характере кредитования малого и среднего бизнеса, а уровень проблемной задолженности примерно вдвое выше средних значений по экономике.

123

Таблица 2. Отдельные показатели размещения средств кредитными организациями России *

2015 г. 2016 г. 2017 г. (8мес.)

млн руб. | % млн руб. | % млн руб. | %

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

— всего:

• объем предоставленных кредитов 30262260 35579659 24418122

• задолженность по кредитам 28975839 28204095 22432559

• просроченная задолженность 2070133 1947563 1850311

• доля просроченной задолженности, % 7,2 6,9 8,2

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство:

• объем предоставленных кредитов 712447 2,4 82 2540 2,3 5 8 5621 2,4

• задолженность по кредитам 1595822 5,5 1625654 5,8 1651547 7,4

о Н • просроченная задолженность 164175 7,9 164473 8,4 150673 8,1

Й • доля просроченной задолженности, % 10,3 — 10,1 — 9,1 —

Я субъекты малого и среднего предпринимательства:

н • объем предоставленных кредитов 5460273 18,0 5302625 14,9 3932013 16 ,1

Щ • задолженность по кредитам 4885336 16,9 4468880 15,8 4019330 17,9

• просроченная задолженность 666199 32,2 63 6001 32,7 622124 33,6

• доля просроченной задолженности, % 13,6 — 14,2 — 15,5 —

* Составлено по [7]

Повышенный уровень рисков при кредитовании малых и средних предпринимателей находит отражение в более высокой ставке ссудного процента, аккумулирующей увеличенную премию кредитора за риск (рис. 1).

—Краткосрочные кредиты

—Щ— Краткосрочные кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства

—О— Долгосрочные кредиты

—Д— Долгосрочные кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства

Рис. 1. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям в 2017 г., % (Составлено по [7])

В сельское хозяйство основной объем кредитных ресурсов поступает через систему уполномоченных банков (главным образом АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк»), допущенных к участию в механизме льготного кредитования предприятий АПК [8]. В соответствии с новым порядком с 2017 г. субсидии будут предоставляться кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов в размере 100 % ключевой ставки Банка России по кредитам, выданным по ставке не более 5 %.

С точки зрения расширения доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования новый порядок льготного кредитования содержит ряд значимых положений:

124

1) установлены минимальные нормы участия (в процентном отношении к общему объему субсидии) в программе малых форм хозяйствования — не менее 20 % общего объема субсидий, в том числе не менее 10 % по льготным инвестиционным кредитам, не менее 30 % по льготным краткосрочным кредитам [9];

2) пролонгирована возможность участия в программе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, с институциональной точки зрения наиболее приспособленных к кредитованию микрозаемщиков в сельском хозяйстве.

В то же время из юрисдикции нового механизма выпадают хозяйства населения, производящие треть всей продукции сельского хозяйства (перечень малых форм хозяйствования ограничен К(Ф)Х и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами), а порядок участия в программе кредитных кооперативов практически не регламентируется [8]. Кроме того, новый механизм льготного кредитования принципиально повторяет действовавший ранее, снимая ограничение по стоимости кредита, но не затрагивает главный барьер — низкую кредитоспособность малых форм хозяйствования по параметрам достаточности и ликвидности имеющегося обеспечения.

Реализация механизма льготного кредитования на практике также вызывает определенные вопросы, связанные с забюрократизированными процедурами, недофинансированием программы (в 2016 г. бюджетное финансирование к уровню 2015 г. было снижено в 2,5 раза, или на 3523,5 млн руб. [10]), низким соотношением числа воспользовавшихся программой малых предпринимателей к их общему количеству (по данным выборочного обследования Росстата на конец 2014 г. в сельском хозяйстве насчитывалось 56067 малых предприятий [5], из которых получили кредиты с государственной поддержкой только 2441 субъектов [10], или 4,3 % от общей численности).

Стратегический анализ окружающей среды развития кредитного рынка в сегменте малых форм аграрного производства позволяет выделить две наиболее значимые переменные данного процесса:

• степень институционализации кредитного рынка (организационная зрелость специализированных институтов микрокредитования, в том числе кооперативных) и информационной асимметрии (доступность актуальной нормативно-правовой информации, консалтинг, формализация кредитных процедур), определяющие внутренний потенциал развития и самоорганизации рынка микрокредитования в сельском хозяйстве;

• степень развития кредитной инфраструктуры (в первую очередь гарантийных и залоговых фондов, снимающих фундаментальное несоответствие залоговой базы малых форм хозяйствования банковским требованиям к обеспечению) и уровень бюджетного субсидирования (снимает несоответствие между рыночной ставкой ссудного процента и приемлемым уровнем для микрозаемщиков), определяющие внешние стимулы развития кредитного рынка в сегменте малых агропроизводителей, без которых данный сегмент не интересен банкам в силу высоких транзакционных издержек и рисков (рис. 2).

а

§

а о

-е к к

НЧ

н о

• Кооперативный кредит (займы), ограниченный ссудный фонд, территориальная локализация и дифференциация, высокий ссудный процент, рынок продавца (кредитора) • Конгруэнтное развитие кредитных институтов (банковских, кооперативных, микрофинансовых) и специализированной кредитной инфраструктуры, рынок покупателя (заемщика)

• Ростовщический кредит (теневой квазирынок), ограниченное предложение, ростовщический процент, информационная асимметрия • Банковский кредит, информационная асимметрия и сложность формальных кредитных процедур, рынок продавца (кредитора)

Обеспечение, субсидирование Рис. 2. Стратегическая матрица среды развития рынка кредитования малых форм аграрного производства (Разработано автором)

Названные переменные определяют четыре прогнозных сценария развития кредитного рынка в сегменте малых форм аграрного производства, обобщенные в стратегической матрице. Повышение степени насыщения рынка и усиление рыночных позиций малых агропроизводителей (как заемщиков) возможно только при конгруэнтном развитии специализированных институтов и инфраструктуры, нарастании государственной поддержки и повышении информационной открытости. Конкретные направления развития кредитного рынка в сегменте малых форм аграрного производства обобщены на рис. 3.

125

Бюджетное финансирование

Страховые компании — льготное агро-страхование Гарантийные фонды Субсидирование процентных ставок по льготным кредитам

Региональный — НП «Гарантийный фонд Волгоградской области» Федеральные — АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк»

Информационно -консалтинговая поддержка -ИКС Минсельхоза РФ, АО «Корпорация МСП»

Прямые инвестиции —капитал АО «Рос-сельхозбанк», АО «Росагролизинг»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые компании — лизинговые, факторинговые, микрофинансовые

Оформление земел ь-ных участков в собственность К(Ф)Х

Рис. 3. Механизм кредитования малых форм аграрного производства (Разработано автором)

Среди выделенных инфраструктурных элементов приоритетным является развитие системы гарантийного обеспечения. Предоставление подобных услуг должно стать основным инструментом повышения доступности кредитования для малых форм аграрного производства, поскольку, с одной стороны, минимизируются кредитные риски и издержки кредитора, то есть банк реализует программы микрокредитования на приемлемых для себя условиях, с другой стороны, заемщики получают доступ к кредитным ресурсам банков на рыночных (или льготных) условиях.

Система гарантийных фондов, сформированная АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» при финансовой поддержке региональных бюджетов не полностью решает задачу предоставления поручительств по кредитным обязательствам малых агропроизводителей, поскольку: 1) из сферы их компетенций исключены личные подсобные хозяйства населения; 2) деятельность фондов локализована в региональных центрах (сложность коммуникаций с удаленными сельскими территориями).

Развитие системы гарантийных фондов мы видим: 1) в формировании специализированных гарантийных фондов на уровне муниципалитетов при финансовой поддержке региональных бюджетов (близость к заемщикам и неформальные коммуникации позволят выдавать поручительства по производственным кредитам хозяйств населения); 2) в отраслевом квотировании ресурсов НП «Гарантийный фонд Волгоградской области» и участии региональных структур Минсельхоза РФ в их распределении (например, посредством составления реестра потенциальных заёмщиков под поручительство фонда).

Концептуальная схема работы гарантийных фондов должна включать ряд элементов.

1. Соглашение о разделе рисков (как следствие транзакционных издержек). Учитывая, что деятельность подобных фондов должна стимулировать проникновение банков на сельские территории (сейчас наблюдается обратная тенденция), можно предложить две принципиальные схемы—частичное и полное покрытие. В первом случае речь идет о взаимоотношениях с АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк России», являющимися основными кредиторами сельского хозяйства России. С учетом масштабов их деятельности на сельских территориях, а также мажоритарного участия государства в их капитале, порог гарантийного покрытия для них может быть оставлен на уровне нынешних 70 % от суммы кредита, что позволит пропорционально распределить издержки и риски между гарантом и кредиторами. Для стимулирования входа на данный сегмент рынка других коммерческих банков необходимо преодоление существующих барьеров в виде высоких транзакционных издержек, кредитных рисков и низкой маржинальности, поэтому соглашения с другими банками должны предусматривать 100 % покрытие. В этом случае

126

гарант фактически принимает на себя издержки, связанные с оценкой кредитоспособности заемщика и риски (кредитная сделка, закрываемая к гаранту, является безрисковой для кредитора).

2. Платность услуг гарантийного фонда для клиентов — размер платы не должен существенно увеличивать процентную нагрузку на заемщика, но при этом должен ограничивать иждивенческие настроения.

3. Субсидиарное участие местных бюджетов (региональных и муниципальных) в формировании фондов.

Сохраняют свое значение компенсаторные методы — продление программы льготного кредитования с субсидированием процентных ставок по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях. Однако, как уже отмечалось ранее, действие программы необходимо распространить и на товарные личные подсобные хозяйства (первоначально законодательно закрепив соответствующую организационно-правовую форму).

Институциональное развитие рынка кредитования субъектов малого аграрного предпринимательства с позиций предложения предполагает следующую сегментацию:

• коммерческие банки (в первую очередь участники программы льготного кредитования);

• региональные системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации;

• некооперативные институты микрокредитования (микрофинансовые организации).

Возможная продуктовая сегментация рынка банковских кредитов для малых форм аграрного производства и сельского населения может быть следующей:

• потребительское микрокредитование сельского населения на непроизводительные цели;

• микрокредитование сельского населения на производственные цели (заёмщиком выступают физические лица — главы личных подсобных хозяйств, кредит выдается на развитие подсобного хозяйства, целевой характер использования кредита может обеспечить сотрудничество фонда с ТОСами);

• микрокредитование основного капитала — кредитование субъектов малого аграрного производства, имеющих статус юридического лица (фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, кооперативов, хозяйственных обществ) на среднесрочной или долгосрочной основе в форме единовременных ссуд для финансирования капитального строительства или приобретения объектов основных средств;

• микрокредитование оборотного капитала — кредитование субъектов малого аграрного производства, имеющих статус юридического лица на краткосрочной основе в форме овердрафтов или кредитных линий под лимит задолженности для финансирования разрывов в платежном обороте.

Расширение продуктовой линейки возможно за счет развития ипотечного земельного кредитования, для чего необходимо увеличение финансирования мероприятия по оформлению земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств. ВЫВОДЫ

Развитие кредитного рынка в сегменте малых форм аграрного производства сопряжено с наличием ряда фундаментальных несоответствий (в части доступности кредита и социально-экономической роли малого агробизнеса, стоимости кредита для заемщика и маржинальности для кредитора, имеющегося обеспечения и допустимого уровня кредитных рисков), для преодоления которых необходимо совершенствование механизма льготного кредитования с государственным участием.

Проведенный стратегический анализ внешней и внутренней среды развития рынка микрокредитования в сельском хозяйстве позволил выявить ряд базовых переменных данного процесса: организационную зрелость институтов микрокредитования, преодоление информационной асимметрии, доступность инфраструктуры (в первую очередь гарантийных фондов) и уровень бюджетной поддержки. Предлагаемый механизм кредитования малых форм аграрного производства сводит названные переменные в единую перспективную модель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова Н.Н. Активизация деятельности системы кредитной кооперации созданием саморегулируемых организаций / Н.Н. Балашова, А.В. Норов, С.С. Караулов // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. — 2011. — № 3. — С. 264-270.

2. Борщ Л.М. Развитие кредитного рынка российской федерации: механизм развития рыночной экономики / Л.М. Борщ, В.С. Карасик // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 3. — С. 72-76.

3. Буркальцева Д.Д. Банковский инвестиционный кредит: сущность и пути преодоления негативных факторов в его функционировании / Д.Д. Буркальцева, Н.А. Петрова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 3. — С. 85-91.

4. Коробейникова О.М. Проблемы трансмиссии денежных и кредитных ресурсов в контексте проведения денежно-кредитной политики / О.М. Коробейникова, Д.А. Коробейников // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. — 2015. — № 2. — С. 246-251.

5. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб. / Росстат. — М., 2016 — 725 с.

6. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2016 году: Бюллетень / Росстат. — М., 2017.

127

7. Статистический бюллетень Банка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (дата обращения 10.10.2017).

8. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/95d7619a 5da2cc7e9d4e6926881 fc76fd2fad3c7/ (дата обращения: 21.10.2017).

9. О внесении изменений в Порядок формирования плана льготного кредитования на очередной финансовый год, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 23 «Об утверждении Порядка формирования плана льготного кредитования на очередной финансовый год: Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 74 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71516162/#ixzz4w3xe9x4T (дата обращения: 21.10.2017).

10. О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Национальный доклад утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2017 г. № 850-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1 ca23b 6bd685c961 ed636284f6f18fe.pdf (дата обращения 21.10.2017).

SPISOK LITERATURY

1. Balashova N.N. Aktivizatsiya deyatel'nosti sistemy kreditnoy kooperatsii sozdaniyem samoreguliruyemykh organizatsiy / N.N. Balashova, A.V. Norov, S.S. Karaulov // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vyssheye professional'noye obrazovaniye. — 2011. — № 3. — S. 264-270.

2. Borshch L.M. Razvitiye kreditnogo rynka rossiyskoy federatsii: mekhanizm razvitiya rynochnoy ekonomiki / L.M. Borshch, V.S. Karasik // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 3. — S. 72-76.

3. Burkal'tseva D.D. Bankovskiy investitsionnyy kredit: sushchnost' i puti preodoleniya negativnykh faktorov v yego funktsionirovanii / D.D. Burkal'tseva, N.A. Petrova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 3. — S. 85-91.

4. Korobeynikova O.M. Problemy transmissii denezhnykh i kreditnykh resursov v kontekste provedeniya denezhno-kreditnoy politiki / O.M. Korobeynikova, D.A. Korobeynikov // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vyssheye professional'noye obrazovaniye. — 2015. — № 2. — S. 246-251.

5. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik. 2016: Stat.sb. / Rosstat. — M., 2016 — 725 s.

6. Osnovnyye pokazateli sel'skogo khozyaystva v Rossii v 2016 godu: Byulleten' / Rosstat. — M., 2017.

7. Statisticheskiy byulleten' Banka Rossii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (data obrashcheniya 10.10.2017).

8. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya iz federal'nogo byudzheta subsidiy rossiyskim kreditnym organizatsiyam na vozmeshcheniye nedopoluchennykh imi dokhodov po kreditam, vydannym sel'skokhozyaystvennym tovaroproizvoditelyam, organizatsiyam i individual'nym predprinimatelyam, osushchestvlyayushchim proizvodstvo, pervichnuyu i (ili) posleduyushchuyu (promyshlennuyu) pererabotku sel'skokhozyaystvennoy produktsii i yeye realizatsiyu, po l'gotnoy stavke, i o vnesenii izmeneniy v punkt 9 Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"yektov Rossiyskoy Federatsii na vozmeshcheniye chasti zatrat na uplatu protsentov po kreditam, poluchennym v rossiyskikh kreditnykh organizatsiyakh, i zaymam, poluchennym v sel'skokhozyaystvennykh kreditnykh potrebitel'skikh kooperativakh: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2016 g. № 1528 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/95d7619a5da2cc7e9d4 e6926881 fc76fd2fad3c7/ (data obrashcheniya: 21.10.2017).

9. O vnesenii izmeneniy v Poryadok formirovaniya plana l'gotnogo kreditovaniya na ocherednoy finansovyy god, utverzhdennyy prikazom Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii ot 24 yanvarya 2017 g. № 23 «Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya plana l'gotnogo kreditovaniya na ocherednoy finansovyy god: Prikaz Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii ot 20 fevralya 2017 g. № 74 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71516162/#ixzz4w3xe9x4T (data obrashcheniya: 21.10.2017).

10. O khode i rezul'tatakh realizatsii v 2016 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: Natsional'nyy doklad utverzhden Rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 3 maya 2017 g. № 850-r [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf (data obrashcheniya 21.10.2017).

Статья поступила в редакцию 11 декабря 2017 года Статья одобрена к печати 23 января 2018 года

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.