Научная статья на тему ' Совершенствование механизма государственной финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса'

Совершенствование механизма государственной финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / малые формы хозяйствования / субсидирование кредитов / льготное кредитование. / state support / small forms of management / loan subsidies / preferen􏰂al lending.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винничек Любовь Борисовна, Павлов Александр Юрьевич, Батова Вера Николаевна

Малые субъекты предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность в агропромышленной сфере, объективно находятся в неблагоприятных условиях по сравнению крупными организациями АПК вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям. Основной целью исследования является разработка наиболее оптимального механизма государственной финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса. Проведен анализ форм и методов финансовой поддержки малого агробизнеса в зарубежных странах, который позволил выявить зависимость уровня экономического развития страны, и развития малых форм хозяйствования. Основным инструментом государственной финансово-кредитной поддержки АПК является повышение доступности кредитов для малого агробизнеса. С 2017 г. в целях снижения финансовой нагрузки на предприятия АПК введено льготное кредитование напрямую через кредитные организации под ставку не более 5% годовых. В связи с этим статья посвящена анализу результатов использования и совершенствованию нового механизма льготного кредитования с точки зрения повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования. Авторами исследована государственная финансово-кредитная поддержка малых форм хозяйствования, которая осуществляется по двум направлениям, проанализированы условия субсидирования кредитов и льготного кредитования. Выявлен ряд серьезных проблем в реализации механизма льготного кредитования, требующих скорейшего решения. Разработаны мероприятия по развитию стандартов кредитования малых форм хозяйствования, увеличению объема финансирования в рамках сельскохозяйственных проектов, развитию механизмов льготного кредитования, направленные на решение существующих проблем на всех стадиях жизненного цикла аграрного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винничек Любовь Борисовна, Павлов Александр Юрьевич, Батова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the mechanism of state financial support of small agribusiness

Small business en􏰂􏰂es engaged in business ac􏰂vi􏰂es in the agro-industrial sphere are objec􏰂vely in unfavorable condi􏰂ons compared to large agribusiness organiza􏰂ons due to limited own resources and lack of opportuni􏰂es for such parameters as access to financial resources and public investment. The main purpose of the study is to develop the most op􏰂mal mechanism of state financial and credit support for small agribusiness. The analysis of forms and methods of financial support of small agribusiness in foreign countries, which revealed the dependence of the level of economic development of the country, and the development of small farms. The main tool of the state financial and credit support of agriculture is to increase the availability of loans for small agribusiness. Since 2017, in order to reduce the financial burden on agricultural enterprises, preferen􏰂al lending has been introduced directly through credit ins􏰂tu􏰂ons at a rate of not more than 5% per annum. In this regard, the ar􏰂cle is devoted to the analysis of the results of the use and improvement of the new mechanism of concessional lending in terms of improving the efficiency of small businesses. The authors studied the state financial and credit support for small businesses, which is carried out in two direc􏰂ons, analyzed the condi􏰂ons of subsidizing loans and concessional lending. A number of serious problems in the implementa􏰂on of the mechanism of concessional lending, requiring early solu􏰂ons, developed measures to develop standards for lending to small businesses, increase funding for agricultural projects, the development of mechanisms of concessional lending, aimed at solving exis􏰂ng problems at all stages of the life cycle of agricultural business.

Текст научной работы на тему « Совершенствование механизма государственной финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса»

т

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.26 001: 10.24411/2587-6740-2018-16089

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Пензенской области

в рамках научного проекта № 18-410-580016

Л.Б. Винничек1, А.Ю. Павлов2, В.Н. Батова2

1ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет», г. Пенза

2ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза, Россия

Малые субъекты предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность в агропромышленной сфере, объективно находятся в неблагоприятных условиях по сравнению крупными организациями АПК вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям. Основной целью исследования является разработка наиболее оптимального механизма государственной финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса. Проведен анализ форм и методов финансовой поддержки малого агробизнеса в зарубежных странах, который позволил выявить зависимость уровня экономического развития страны, и развития малых форм хозяйствования. Основным инструментом государственной финансово-кредитной поддержки АПК является повышение доступности кредитов для малого агробизнеса. С 2017 г. в целях снижения финансовой нагрузки на предприятия АПК введено льготное кредитование напрямую через кредитные организации под ставку не более 5% годовых. В связи с этим статья посвящена анализу результатов использования и совершенствованию нового механизма льготного кредитования с точки зрения повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования. Авторами исследована государственная финансово-кредитная поддержка малых форм хозяйствования, которая осуществляется по двум направлениям, проанализированы условия субсидирования кредитов и льготного кредитования. Выявлен ряд серьезных проблем в реализации механизма льготного кредитования, требующих скорейшего решения. Разработаны мероприятия по развитию стандартов кредитования малых форм хозяйствования, увеличению объема финансирования в рамках сельскохозяйственных проектов, развитию механизмов льготного кредитования, направленные на решение существующих проблем на всех стадиях жизненного цикла аграрного бизнеса. Ключевые слова: государственная поддержка, малые формы хозяйствования, субсидирование кредитов, льготное кредитование.

Введение

Малые формы хозяйствования, осуществляющие свою деятельность в агропромышленном комплексе, объективно находятся в неблагоприятных условияхвследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными аграрными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям [1, с 216].

Наиболее популярной мерой государственной поддержки малых форм хозяйствования экономически развитых государств является предоставление государственных гарантий по кредитам, а также целевые кредиты с льготными условиями (на развитие сельского хозяйства), микрофинансирование [2, с 73].

В Корее государственные средства для поддержки малых форм хозяйствования расходуются по трем направлениям: предоставление льготных кредитов (срок до 8 лет и процентная ставка на 2,5-3% ниже банковской), разработка и внедрение новых технологий, пополнение оборотных средств. В Сингапуре при получении кредита сроком до 4 лет действует ставка в 5% годовых, а при получении долгосрочного кредита — 6,5%. Специальное льготное кредитование предусмотрено для ферм, численность рабочих на которых не превышает 10 человек [3, с 47]. В Японии займы можно получить под 2-4% на стимулирование кооперативной дея-

тельности малых форм хозяйствования, когда приветствуется объединение фермерских хозяйств в кооперативы [4, с 93].

Проведенный анализ форм и методов финансовой поддержки малого агробизнеса в зарубежных странах позволил выявить следующую тенденцию: чем выше уровень экономического развития страны, тем в большей степени развитие малых форм хозяйствования подчинено крупным агропромышленным предприятиям, причем взаимодействие малых и крупных агропромышленных предприятий затрагивает не только само производство, но и все виды деятельности, обслуживающие агропромышленный комплекс. В высокоразвитых агропромышленных странах наблюдается тенденция ко «все большему распространению кооперативной финансовой поддержки малых форм хозяйствования». Тем не менее во всех странах на начальной стадии развития малых форм хозяйствования первостепенное значение играет государственная поддержка [5, о 40].

Объекты и методы исследования

Объектом проведенного нами исследования являются малые формы хозяйствования, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере агробизнеса. В исследовании применялся ряд научных методов. Метод экономического наблюдения, при котором

ЮТЗДМАТЮМАЬ АСШСШПтАЬ ЮШМАЬ № 6 (366) / 2018

авторами целенаправленно, организованно и осмысленно воспринималась первичная экономическая информация в виде экономических фактов, которые были сведены в определенный, законченный массив экономической информации, и в совокупности составили экономическое описание поставленной проблемы. Применение системного метода заключалось в комплексной оценке влияния механизма государственной финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса. Ситуационный анализ состоит в учете факторов и условий, оказывающих непосредственное влияние на объект исследования в анализируемый период: состояние агропромышленного комплекса в Российской Федерации в целом, наличие финансовых и структурных проблем, разработка новых направлений механизма финансово-кредитной поддержки. Формально-логический метод, применяемый в исследовании, нацелен на выявление причинно-следственной связи между изучаемым объектом и социально-экономическими показателями устойчивого экономического роста и развития сельских территорий, а также использован при разработке наиболее перспективных мер государственной поддержки АПК.

Экспериментальная часть

В России государственная финансово-кредитная поддержка малых форм хозяй-

www.mshj.ru

ствования может осуществляться по двум направлениям:

1. Оказание прямой финансовой поддержки в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, гарантий по кредитам коммерческих банков, полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых форм хозяйствования по пониженной процентной ставке.

2. Предоставление косвенной финансовой помощи малым формам хозяйствования, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в аграрном секторе экономики (поддержка кооперирования малых форм хозяйствования, предоставление финансовой аренды, выделение доли по госзакупкам у малого агробизнеса) [6, с. 105].

В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» осуществляется возмещение части затрат (в размере ключевой ставки ЦБ РФ) на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (в том числе малыми формами хозяйствования) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах до 31 декабря 2016 г. на цели развития подотраслей растениеводства, животноводства и молочного скотоводства в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. То есть, используя данную схему государственной поддержки, банковские организации и кредитные кооперативы имеют одинаковые возможности в привлечении заемщиков и повышении эффективности собственной деятельности. Кроме того, получателями субсидии являются сельхозпроизводители, что не обременяет сельскохозяйственные кооперативы и банки дополнительной работой и соответственно транзакционными издержками, связанными с подготовкой и подачей комплекта документов для получения субсидии. Но для сельхозтоваропроизводителей проблемность данной схемы связана с тем, что только после уплаты коммерческих процентов они могли подать заявку в региональное управление на субсидирование процентной ставки (рис. 1).

С 01.01.2017 г. Правительством РФ введен в действие новый механизм господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей — льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование по ставке не более 5% годовых [7].

В 2017 г. Минсельхозом России были установлены две квоты для малого бизнеса: по краткосрочным кредитам — 30%, по долгосрочным кредитам — 10%. Общая сумма субсидий по стране составила 4,93 млрд руб. Вместе с тем при распределении квот не учтено, что роль малых форм по регионам существенно различается. В среднем по стране на долю крестьянских хозяйств в 2016 г. приходилось 12,5% валовой сельскохозяйственной продукции, в 25 субъектах РФ крестьянские (фермерские) хозяйства давали менее 5% валовой продукции, а в ряде субъектов — более 20% [8, с. 24].

Механизмы государственной поддержки кредитования в сельском хозяйстве

Инвестиционные кредиты: на срок от 2 до 15 лет

с ограничением объема кредита на одного заемщика в рамках консолидированной субсидии на поддержку инвестиционного кредитования в АПК

Краткосрочные кредиты: на срок до 1 года

с ограничением объема кредита на одного заемщика в рамках "единой субсидии"

Поддержка кредитования АПК

Субсидирование кредитов (Механизм, действующий до 1 января 2017 г.)

Получатель субсидий

Сельскохозяйственный производитель

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам

Возмещение недополученных доходов по кредитам

15-25%

Рис. 1. Сравнение условий субсидирования кредитов и льготного кредитования

Краткосрочные субсидии подразделяются по соответствующим направлениям сельскохозяйственной деятельности, оговоренным в Госпрограмме (подпрограмма растениеводство, животноводство и т.д.). По инвестиционным кредитам введена дифференциация в зависимости от размера кредита.

Субсидии предоставляются по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов [8, с. 22]. Данное исключение не дает возможность кредитным кооперативам

привлекать финансовые ресурсы в банках по льготной ставке [9, с. 22], которые впоследствии предоставляются в виде целевых займов на развитие сельскохозяйственной деятельности членам кооператива, не имеющим возможность обратиться за мелким кредитом в банковское учреждение.

Кроме того, в соответствии с порядком отбор российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков осуществляется по критериям, которые ни один сельскохозяйственный кредитный кооператив в России выполнить не сможет, а значит не получит право

Таблица

Приостановление и прекращение субсидирования льготного кредитования

Ситуация Последствия для заемщика Примечание

Основание приостановления субсидирования

Неудовлетворение заемщиком общих требований к заемщикам или требованиям уполномоченного банка На период приостановления субсидирования До момента полного устранения нарушений заемщиком

Наличие просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды сроком более 90 календарных дней банк увеличивает процентную ставку по кредитному договору до рыночного уровня До момента уплаты (урегулирования) заемщиком задолженности

Основание прекращения субсидирования

Нарушение заемщиком целей использования льготного кредита Банк увеличивает

Пролонгация окончательного срока по кредитному договору процентную ставку по кредитному договору

Недостаток бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до рыночного уровня

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (366) / 2018

STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

Г % Заемщик • Подача заявки на кредит • Предоставление в банк полного пакета документов для принятия решения о финансировании по льготной ставке

С л Банк ^^-- У • Направление в Министерство сельского хозяйства России реестра потенциальных заемщиков, претендующих на получение льготного кредита • Получение банком уведомления от Министерства сельского хозяйства России о выделении субсидий заемщику

f а Заемщик, Банк • Выборка кредитных средств в соответствии с принятым решением

/ 1 Заемщик L й • Предоставление документов, подтверждающих целевое использование льготного кредита

Рис. 2. Алгоритм действий субъектов, учас

на возмещение недополученных доходов по выданным сельскохозяйственным займам [10].

В отличие от традиционного механизма субсидирования кредитов и займов по новой схеме субсидии предоставляются уполномоченным банкам в размере 100% ключевой ставки Центрального банка РФ [11, с. 260], действующей на дату заключения кредитного договора (соглашения).

Вместе с тем уполномоченный банк несет риски, связанные с приостановлением льготного кредитования [11, с. 150] по причинам, указанным в таблице, а заемщик на период приостановления (или прекращения) субсидирования банка оплачивает процентную ставку по кредитному договору на рыночном уровне (процентная ставка по кредитному договору, которую бы банк установил без учета субсидии).

Общий алгоритм действий заемщика и уполномоченного банка по реализации порядка участия в льготном кредитовании (рис. 2), не стал проще по сравнению с традиционной моделью субсидирования процентной ставки.

Результаты

Как показывает анализ, проведенный по регионам РФ, по числу субъектов, получивших льготные кредиты, малые формы хозяйствования часто занимают более 50% от общего количества получателей, вместе с тем объем получаемых субсидий составляет менее трети от общего. Соответственно, размер льготных кредитов и субсидий в расчете на одного заемщика — представителя малого агробизнеса крайне незначителен. Например, по льготному краткосрочному кредиту, привлеченному К(Ф)Х, размер субсидии может составлять 3040 тыс. руб., в то время как субсидия по краткосрочному кредиту ООО или АО может доходить до 100 млн руб.

При анализе долгосрочных кредитов от 2 до 5 лет следует отметить снижение доли заемщиков — К(Ф)Х как в количественном, так и в стоимостном выражении от общего числа получателей кредитов. Так же наблюдается высокая дифференциация по размеру выделяемых по льготным кредитам субсидий.

26 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (361

ющих в программе льготного кредитования

Наиболее популярными направлениями краткосрочного льготного кредитования являются растениеводство и животноводство. По льготному долгосрочному кредитованию средства привлекаются в основном на растениеводство и переработку продукции растениеводства и животноводства.

Выводы

Таким образом, следует отметить, что в реализации механизма льготного кредитования возникает ряд серьезных проблем, требующих скорейшего решения по следующим направлениям:

1. Расширение понятия «малые формы хозяйствования». На текущий момент к ним отнесены крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением кредитных) и малые предприятия. Таким образом, льготные кредиты не могут получить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные производственные кооперативы, созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», личные подсобные хозяйства, ведущие товарное производство, малые сельхозпредприятия, которые зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью.

2. Повышение лимита льготного кредитования на поддержку малых форм хозяйствования. В соответствии с Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 1528 он составляет всего 20% от общего объема льготного кредитования, при этом за последние годы на долю малых форм хозяйствования приходится производство более половины всей сельскохозяйственной продукции (удельный вес малых форм хозяйствования по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур по итогам 2016 г. составил 55,6%).

3. Снижение требований к российским кредитным организациям для их отбора в качестве уполномоченных банков и предоставление возможности участия в льготном кредитовании сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам.

2018

4. Увеличение равномерности распределения льготных краткосрочных кредитов. В ряде случаев в 2017 г. их получателями стали несколько крупных аграрных структур регионов. Банки-агенты первые дешевые ссуды выдали своим постоянным клиентам — предприятиям с высокой финансовой устойчивостью и рентабельностью. Для предотвращения выборки соответствующих лимитов только крупными организациями целесообразно установить предельные лимиты субсидирования и льготного кредитования на одного получателя субсидий или заемщика.

5. Алгоритм действий «утяжеляет» то, что окончательное решение по каждому кредиту принимает Минсельхоз России. Это существенно затягивает процесс и приводит к неизбежным ошибкам. Некоторые сельхозтоваропроизводители, опасаясь отказа, подают сразу несколько заявок в разные банки, и есть случаи, когда Минсельхоз одобряет сразу две, а то и три таких заявки. Но реально хозяйство берет только один кредит, возникает путаница. Этого бы не было, если бы в Минсельхоз поступали уже подписанные кредитные договоры, или следует принять более кардинальное решение по расширению полномочий органов исполнительной власти регионов. Необходимо передать полномочия по составлению реестра заемщиков и одобрению заявок на уровень субъектов РФ, что упростило бы систему льготного кредитования и ускорило процесс. Кроме того, на местах больше информации о том, какие хозяйства в ближайшем будущем введут в оборот новые земли и будут осваивать новую продукцию, повышая эффективность регионального АПК.

6. Выделение дополнительных средств на поддержку льготного краткосрочного и инвестиционного кредитования. Предоставленные уполномоченным банкам лимиты в пределах бюджетных ассигнований на запланированные цели оказались недостаточными для удовлетворения потребностей аграрной отрасли. Их нужно пересмотреть с учетом сезонной потребности в привлекаемых ресурсах и не ограничивать имеющийся спрос, что, несомненно, существенно облегчит финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителя и приведет к росту объемов производства, столь необходимому в условиях продовольственных контрсанкций.

Таким образом, актуальными для всех стадий жизненного цикла аграрного бизнеса остаются мероприятия по развитию стандартов кредитования малых форм хозяйствования, увеличение объема финансирования в рамках сельскохозяйственных проектов, развитие механизмов льготного кредитования.

Литература

1. Моряхина Н.В., Асанина Д.А., Киндаев А.Ю., Короткова Н.Н. Аналитический обзор состояния современной экономической ситуации в России и развития малого и среднего бизнеса // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № б (22). С. 214-221.

2. Говорунова Т.В., Родионова И.А., Норовят-кин В.И., Грищенко К.С. Оценка эффективности использования государственной поддержки малыми формами хозяйствования аграрного сектора экономики Саратовской области // Аграрный научный журнал. 2017. № 2. С. 70-75.

www.mshj.ru

3. Заболоцкая В.В., Хут Н.А. Сравнительный анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. C. 46-49.

4. Родионова И.А., Говорунова Т.В., Власова О.В., Норовяткин В.И. Формы государственной поддержки науки и инноваций: отечественный и зарубежный опыт // Аграрный научный журнал. 2017. № 5. С. 91-96.

5. Киндаев А.Ю., Палаткин И.В., Тарасова Т.В. Проблемы развития и государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6 (19). С. 40.

6. Переверзин Ю.Н., Васильева Е.В. Государственное регулирование и саморегулирование продовольственного рынка и его инфраструктурного обеспечения // Экономические науки. 2009. № 60. С. 103-107.

7. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 1528 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» // СПС «Консультант плюс».

8. Узун В. Субсидии в АПК: малый бизнес снова в проигрыше // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2017. № 11 (49). C. 22-25.

9. Belousov S.A., Pavlov A.Y., Batova V.N., Sokolov A.Y., Kolesnikov A.V., Vyushkina E.G. Neo-endogenous model

of overcoming imbalances in economic-legal framework of Russia agrarian regions as a factor of economic security. International Journal of Advanced and Applied Sciences. 2016. Vol. 3. Iss. 4. Pp. 20-24.

10. Fedotov N.G., Syemov A.A., Moiseev A.V., Kin-daev A.Y., Lizunkov V.G. New methods of three-dimensional images recognition based on stochastic geometry and functional analysis. В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 10. Серия "International Conference on Mechanical Engineering, Automation and Control Systems 2016" (27-29 октября 2016 г.). Tomsk, 2017.

11. Moiseev A., Kindaev A.Yu. Simulation of insurance risks in agriculture. Journal of Applied Engineering Science. 2015. Vol. 13. No. 4. Pp. 257-264.

12. Samygin D., Baryshnikov N., Vinnichek L., Gla-sunov I. Strategic models of optimization of support of farmers. Ponte. 2017. Vol. 73. No. 4. Pp. 146-157.

Об авторах:

Винничек Любовь Борисовна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой организации и информатизации производства, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6127-7201, Scopus ID: 57195234144, Researcher ID: F-1187-2017, [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Павлов Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3734-0183, Scopus ID: 56149065900, Researcher ID: C-4781-2017, [email protected]

Батова Вера Николаевна, доцент кафедры экономики и управления, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0484-0819, Scopus ID: 55967410800, Researcher ID: F-1726-2016, [email protected]

IMPROVING THE MECHANISM OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF SMALL AGRIBUSINESS

L.B. Vinnichek1, A.Yu. Pavlov2, V.N. Batova2

'Penza state agrarian university, Penza

2Penza state technological university, Penza, Russia

Small business entities engaged In business activities In the agro-Industrial sphere are objectively In unfavorable conditions compared to large agribusiness organizations due to limited own resources and lack of opportunities for such parameters as access to financial resources and public investment. The main purpose of the study is to develop the most optimal mechanism of state financial and credit support for small agribusiness. The analysis of forms and methods of financial support of small agribusiness in foreign countries, which revealed the dependence of the level of economic development of the country, and the development of small farms. The main tool of the state financial and credit support of agriculture is to increase the availability of loans for small agribusiness. Since 2017, in order to reduce the financial burden on agricultural enterprises, preferential lending has been introduced directly through credit institutions at a rate of not more than 5% per annum. In this regard, the article is devoted to the analysis of the results of the use and improvement of the new mechanism of concessional lending in terms of improving the efficiency of small businesses. The authors studied the state financial and credit support for small businesses, which is carried out in two directions, analyzed the conditions of subsidizing loans and concessional lending. A number of serious problems in the implementation of the mechanism of concessional lending, requiring early solutions, developed measures to develop standards for lending to small businesses, increase funding for agricultural projects, the development of mechanisms of concessional lending, aimed at solving existing problems at all stages of the life cycle of agricultural business. Keywords: state support, small forms of management, loan subsidies, preferential lending.

References

1. Moryakhina N.V., Asanina D.A., Kindaev A.Yu., Ko-rotkova N.N. Analytical review of the current economic situation in Russia and the development of small and medium-sized businesses. XXI vek: itogi proshlogo i prob-lemy nastoyaschego plyus = XXI century: resumes of the past and challenges of the present plus. 2014. No. 6 (22). Pp. 214-221.

2. Govorunova T.V., Rodionova I.A., Norovyatkin V.I., Grischenko K.S. Evaluation of the effectiveness of the use of state support for small forms of management of the agricultural sector of the Saratov region. Agrarnyj nauch-nyj zhurnal = Agricultural scientific journal. 2017. No. 2. Pp. 70-75.

3. Zabolotskaya VVV, Hut N.A. Comparative analysis of state support of small and medium-sized businesses in Russia and abroad. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2015. No. 10. Pp. 46-49.

4. Rodionova I.A., Govorunova T.V., Vlasova O.V., Norovyatkin V.I. Forms of state support of science and innovation: domestic and foreign experience. Agrarnyj nauch-

About the authors:

nyj zhurnal = Agricultural scientific journal. 2017. No. 5. Pp. 91-96.

5. Kindaev A.Yu., Palatkin I.V., Tarasova T.V. Problems of development and state support of agricultural credit consumer cooperatives. Internet-zhurnal «Naukovedenie» = Online journal "Science". 2013. No. 6 (19). Pp. 40.

6. Pereverzin Yu.N., Vasileva E.V. State regulation and self-regulation of the food market and its infrastructure. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences. 2009. No. 60. Pp. 103-107.

7. Decree of the government of the Russian Federation dated 29.12.2016 No. 1528 "On approval of the rules of providing subsidies from the Federal budget to Russian credit institutions for the compensation of lost income on loans issued to agricultural producers, organizations and individual entrepreneurs engaged in production, primary and (or) subsequent (industrial) processing of agricultural products and its implementation, at a reduced rate". SPS "Consultant plus".

8. Uzun V. Subsidies in agriculture: small business is losing again. Monitoring ekonomicheskoj situatsii v Rossii: tendencii i vyzovy socialno-ekonomicheskogo razvitiya =

Monitoring of the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development. 2017. No. 11 (49). Pp. 22-25.

9. Belousov S.A., Pavlov A.Y., Batova V.N., Sokolov A.Y., Kolesnikov A.V., Vyushkina E.G. Neo-endogenous model of overcoming imbalances in economic-legal framework of Russia agrarian regions as a factor of economic security. International Journal of Advanced and Applied Sciences. 2016. Vol. 3. Iss. 4. Pp. 20-24.

10. Fedotov N.G., SyemovA.A., MoiseevAV., KindaevAY., Lizunkov V.G. New methods of three-dimensional images recognition based on stochastic geometry and functional analysis. In the collection: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 10. Series "International Conference on Mechanical Engineering, Automation and Control Systems 2016" (October 27-29, 2016). Tomsk, 2017.

11. Moiseev A., Kindaev A.Yu. Simulation of insurance risks in agriculture. Journal of Applied Engineering Science. 2015. Vol. 13. No. 4. Pp. 257-264.

12. Samygin D., Baryshnikov N., Vinnichek L., Gla-sunov I. Strategic models of optimization of support of farmers. Ponte. 2017. Vol. 73. No. 4. Pp. 146-157.

Lyubov B. Vinnichek, doctor of economic sciences, professor, head of the department of organization and informatization of production, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6127-7201, Scopus ID: 57195234144, Researcher ID: F-1187-2017, [email protected] Alexander Yu. Pavlov, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of economics and management, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3734-0183, Scopus ID: 56149065900, Researcher ID: C-4781-2017, [email protected] Vera N. Batova, associate professor of the department of economics and management, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0484-0819, Scopus ID: 55967410800, Researcher ID: F-1726-2016, [email protected]

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № б (Збб) | 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.