♦
♦
4. Кузнецов О.И., Тимофеев Е.И. Инновации в медицине как одно из основных направлений социально-экономического развития страны // Инновационная деятельность. 2015. № 4 (35).
5. Лунева А.В., Хачатрян Г.Р. Инновации в медицине и определение их ценности в зарубежных странах: обзор литературы // Москва. 2013. № 4 (14).
6. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. иР1_: http://www.rosminzdrav.ru.
7. Паймук А.Д. Направление развития трудового потенциала производственных предприятий в современных условиях становления новой экономики России // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 2 (2).
8. Сыстерова А.А., Тоцкая Е.Г. Внедрение инноваций в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 5.
9. Хадарцев А.А., Еськов В.М. Персонифицированная медицина с позиций третьей парадигмы в медицине // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 8.
10. Шевченко О.П. Высокие технологии в медицине и инновации в биомедицинской науке (VII Всероссийский съезд трансплантологов) // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2014. Т. XVI. № 3.
Нина Анатольевна Кузнецова,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Антонина Владимировна Ильина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.43 РЭУ им. Г. В. Плеханова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
В условиях импортозамещения увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции невозможно без повышения экономической мотивации отечественных сельхозтоваропроизводителей. Авторы отмечают следующие проблемы, сдерживающие рост показателей экономической эффективности сельского хозяйства: 1) диспаритет цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию, несовершенство системы продаж, низкая доля сельхозтоваропроизводителей в конечной цене готовой продукции; 2) несовершенные системы кредитования и страхования сезонного сельскохозяйственного производства; 3) снижение доступности кредитов, особенно для малого и среднего агробизнеса; 4) увеличение просроченной задолженности по кредитам сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от негативных природно-климатических явлений; 5) несвоевременное и неполное обеспечение сельхозтоваропроизводителей высокоэффективными средствами производства; 6) недостаточная государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в АПК, перекосы аграрной политики в сторону крупного производства.
Для повышения экономической мотивации роста производства и реализации импортозамещаемых видов продукции в статье предлагается разработать мероприятия, направленные на решение указанных проблем.
Ключевые слова: экономическая мотивация, диспаритет цен, кредитование, страхование, обеспеченность, микробизнес.
N.A. Kuznetsova, A.V. Ilyina
IMPROVING THE MECHANISM OF ECONOMIC STIMULATION OF AGRICULTURAL PRODUCERS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS
The paper shows that even in the context of import substitution increasing agricultural output is impossible without improving economic motivation of domestic agricultural producers. The authors note the following problems hindering
the growth of economic efficiency of agriculture: 1) disparity of prices for consumed resources and final products, imperfection of the distribution system, low proportion of agricultural producers in the final price of the finished product; 2) imperfect credit and insurance systems of seasonal agricultural production; 3) falling availability of credit, especially for small and medium agro-businesses; 4) increase in overdue debt on loans to agricultural producers affected by adverse climatic events; 5) untimely and incomplete provision of agricultural producers with highly efficient means of production; 6) insufficient state support of small enterprises in agriculture, distortions of agricultural policy in the direction of large-scale production.
The paper suggests a number of measures aimed at addressing the abovementioned problems in order to improve economic stimulation of production and selling of import-substituting products.
Keywords: economic incentive, disparity of prices, lending, insurance, collateral, microbusiness.
Глобальные изменения, происходящие в мире и влияющие на развитие экономики нашей страны, создают определенные риски и трудности развития агропромышленного комплекса РФ. В настоящее время в условиях импортозамещения поставлена задача не только достижения уровня производства сельскохозяйственной продукции, установленного Доктриной продовольственной безопасности [1, с. 89], но и увеличения объемов, особенно по импортозамещаемым видам товаров, на которые наложен запрет ввоза в Россию. Но увеличение объемов производства отечественными сельхозтоваропроизводителями невозможно без повышения экономической эффективности их функционирования, которое способствует инвестиционной привлекательности сельхозпредприятий, повышению уровня жизни сельского населения. Исследуем существующие условия экономической мотивации сельхозтоваропроизводителей, направленные на рост объемов производства продукции.
В настоящее время серьезной проблемой, сдерживающей улучшение показателей экономической эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей, является диспаритет цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию сельского хозяйства. Проведенные нами исследования статистических данных свидетельствуют о росте цен на реализуемую сельским хозяйством продукцию. За 5 лет (2010— 2014 гг.) повышение цен на реализованную сельхоз-организациями Саратовской области продукцию составило: по зерну - 61% [2, с. 7], по молоку - 60%, на семена подсолнечника реализационная цена практически не изменилась. Однако при повышении цен на сельскохозяйственных рынках, которое в основном было обусловлено экономическими санкциями [5, с. 73] в отношении некоторых видов товаров, уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции также имеет тенденцию к росту: по зерну - 10%, по молоку -более 40%, по подсолнечнику - 5%. Как следствие, уровень рентабельности производства зерновых увеличился в 2014 г. на 10% и составил 20%, молока -соответственно 12 и 25%, рентабельность производства подсолнечника снизилась на 23%, хотя остается самой высокой по сравнению с другими видами продукции - 42%. Так как сельскохозяйственные товаропроизводители Саратовской области в основном специализируются на производстве зерна, подсолнечника и молока, то формирование их денежных доходов зависит от рентабельности производства вышеперечисленных видов продукции. Но расширение объемов производства сельскохозяйственной продукции связано с повышением технической оснащенности хозяйств
современными средствами производства, применением прогрессивных технологий. Поэтому требует дополнительного изучения соотношение объемов денежных средств, направляемых хозяйствами на покупку материалов, сельскохозяйственных машин, оборудования, энергоресурсов и выручкой от реализации. При существующем в настоящее время росте цен на сельскохозяйственную продукцию цены за тот же период на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, высококачественные импортные семена, средства защиты растений, минеральные удобрения увеличились минимум в два раза. В основном рост цен на энергоресурсы был обусловлен государственной политикой, направленной на сближение мировых цен с внутрироссийскими в ущерб интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей. Темпы роста цен на средства производства для предприятий агробизнеса в разы опережают темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию.
Эффективность деятельности агропредприятий в связи с сезонностью производства сельскохозяйственной продукции зависит от системы кредитования, размера процентной ставки и своевременности предоставления краткосрочных кредитов, особенно под проведение весенне-полевых работ. Данные статистики свидетельствуют о том, что размер ежегодно привлекаемых краткосрочных кредитных ресурсов сельским хозяйствам составляет половину валового внутреннего продукта и процентная ставка по кредитам в последние годы имеет тенденцию к увеличению под влиянием инфляционных процессов и девальвации рубля. В 2014 г. годовая средневзвешенная процентная ставка по кредитам банка сельхозтоваропроизводителям составляла 21% без учета выплаты государственных субсидий. Наблюдалось снижение доступности кредитов, особенно для малого и среднего агробизнеса, что подтверждается снижением с 2011 г. объема краткосрочных и инвестиционных кредитных ресурсов, привлекаемых сельхозтоваропроизводителями. Однако просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличилась за тот же период почти в два раза в результате форс-мажорных обстоятельств в основном в регионах, подверженных засухе, в том числе и в Саратовской области. В настоящее время просроченная задолженность малых форм хозяйствования по всей ссудной задолженности составляет 15%, а по сельскохозяйственным потребительским кооперативам - 37%. Отсутствие разработанной системы реструктуризации задолженности по кредитам сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от негативных природно-клима-
тических явлений, нередко приводит к банкротству и сокращению численности сельских предпринимателей.
Саратовская область находится в засушливой зоне, поэтому эффективность деятельности сельхозпредприятий во многом зависит от природно-климатических условий. Наступление засухи, учащающиеся природно-климатические катаклизмы не способствуют повышению прибыльности и рентабельности сельскохозяйственного производства. При этом существующая система страхования рисков неэффективна, поэтому наблюдается тенденция отказа сельхозтоваропроизводителей от страхования рисковых ситуаций, посевов, скота и т.д. В последние годы уменьшается сумма страхового возмещения от собранной страховой премии, так с 2010 по 2014 гг. она снизилась с 49 до 12% по сравнению с 70% в передовых странах Европы. Авторы поддерживают предложения многих сельхозтоваропроизводителей о повышении доли страхового возмещения, предоставляемого страховыми компаниями до 70% от собранной страховой премии с учетом государственных субсидий, а также предлагают осуществить переход от модели страхования только катастрофических рисков к другим видам страхования, таким как: недобор урожая, покрытие затрат, получение среднего за 5 лет дохода посредством расширения порога применения франшизы от 5 до 50% и страховой суммы от 100 до 50%.
Важнейшим условием повышения эффективности деятельности предприятий аграрного сектора экономики является своевременное и полное обеспечение их высокоэффективными средствами производства: техникой, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, горюче-смазочными материалами, высококачественными семенами, племенным скотом [4, с. 62]. Исследования, проведенные по Саратовской области, выявили снижение с 2010 по 2014 гг. уровня обеспеченности сельхозтоваропроизводителей: тракторами - на 8%, сеялками - на 10%, комбайнами - на 12%. Уровень обеспеченности сельскохозяйственной техникой аграрного сектора Саратовской области в расчете на 1000 га ниже, чем по РФ: по тракторам - в 2 раза, по зерноуборочным комбайнам - на 30-40%. Но за последний год наблюдается рост объема энергетических мощностей за счет приобретения хозяйствами Саратовской области более мощных тракторов и комбайнов последних инновационных модификаций.
На основании проведенного анализа и с целью улучшения снабжения сельхозпредприятий тракторами, комбайнами, оборудованием предлагается корректировка бюджетных средств на субсидирование приобретения сельскохозяйственной техники сельхозтоваропроизводителями в размере 30% от ее стоимости.
Объем поставок аграриям области оборотных средств сократился: бензина, дизтоплива - на 9%, минеральных удобрений - на 30%, средств защиты растений - на 3%, хотя по РФ рост обеспеченности рассмотренными выше средствами производства составил 3-5%. Поставки сельскому хозяйству минеральных удобрений отечественные заводы минеральных удобрений осуществляют в недостаточном количестве, однако 87% минеральных удобрений, производимых в РФ, экспортируется. Возникает необходимость введения экспортных пошлин на реализацию минеральных удобрений в целях снижения и последующей стабилизации цен на удобрения на внутреннем рынке.
Проблема реализации сельскохозяйственной продукции от поля до прилавка остается одной из важнейших, и несовершенство используемой в настоящее время сельхозтоваропроизводителями системы продаж приводит к получению ими низкой доли дохода в конечной цене готовой продукции. Основная часть дохода приходится на долю посредников, переработчиков и торговые сети. Создание сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, занимающихся хранением, сбытом, подработкой, переработкой продукции, представляет альтернативную инфраструктуру, но развитие ее идет низкими темпами, а в некоторых регионах она не представлена совсем. В Саратовской области сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили свое развитие в зернопродуктовом, молочнопродуктовом, овоще-пло-довом, мясном подкомплексах, но темпы их роста незначительны и в структуре сельскохозяйственных рынков региона на их долю приходится от 1 до 10% объема продаж.
Саратовская область характеризуется высоким удельным весом малого и среднего агробизнеса (крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств) в общем производстве сельскохозяйственной растениеводческой продукции (таблица) по сравнению со среднероссийскими показателями.
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продукции растениеводства, 2010-2014 гг.
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 Отношение 2014 к 2010, %
Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства зерновых
РФ 21,9 22,1 22,2 24,6 24,8 113,2
Саратовская область 39,7 47 46 47,9 48 120,9
Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства подсолнечника
РФ 26,4 27,7 27,1 28,9 29 109,8
Саратовская область 42 45,7 47,2 47,4 47,8 113,8
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) в объеме производства зерновых и подсолнечника составляет 48%, по овощным - 43%. Развитие малого бизнеса в Саратовской области опережает среднероссийские показатели и во многом определяет темпы развития отрасли в целом. Поэтому перекосы аграрной политики в сторону крупного производства негативно влияют на экономику сельского хозяйства региона в целом. Так, выполнение установленных критериев отбора инвестиционных проектов, реализуемых с поддержкой государства, доступно только крупным компаниям, и в настоящее время удельный вес выделяемых на них ресурсов составляет 90%.
Крестьянскими фермерскими хозяйствами, являющимися субъектами малого предпринимательства, за 10-летний период были заметно увеличены объемы производства: овощей - в 2,2 раза, картофеля - в 3 раза, зерна - в 1,9 раза, подсолнечника в 1,5 раза, молока -в 2 раза, мяса - в 2,2 раза.
Мировой опыт показывает, что господдержка оказывается в первую очередь малым семейным хозяйствам, а крупные предприятия субсидируются только в случае, если являются интеграторами для субъектов малого предпринимательства на выгодных для последних условиях.
Для решения выявленных проблем повышения экономической мотивации аграриев с целью расширения объемов производства необходимо совершенствование организационно-экономического механизма регулирования отношений на агропродовольственных рынках [3, с. 10], совершенствование системы ценообразования и финансово-кредитного обеспечения предприятий АПК в условиях импортозамещения.
Во-первых, закупки сельскохозяйственной продукции (зерна, молока, мяса, овощей, картофеля, рыбы) для государственных нужд на контрактной основе было бы целесообразно осуществлять по минимальным ценам, которые должны обеспечивать возможность сельхозтоваропроизводителям вести производство на расширенной основе и производить государственные закупки непосредственно у сельхозтоваропроизводителей. Кроме этого, необходима разработка механизма поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Нами предлагается с целью увеличения темпов развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, которая помогает регулировать рыночные отношения в сфере сбыта, хранения, подработки, переработки продукции, улучшения снабжения малого и среднего агробизнеса необходимыми средствами производства, разработать дорожную карту ее развития и систему стимулирования интеграции крупного бизнеса с малыми формами хозяйствования на взаимовыгодных условиях. Многие авторы предлагают внести изменения в закон «О торговле» по вопросу снижения предела вознаграждения, получаемого ритейлером от поставщика (ретробонус) до 3% от оборота, а также более четко отрегулировать сроки расчета за поставленную продукцию в зависимости от сроков ее годности. Результаты анализа свидетельствуют о целесообразности совершенствования механизма регулирования межотраслевых ценовых от-
ношений с целью повышения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в структуре потребительских цен, а также разработки государственных мер по регулированию цен и тарифов на ГСМ, электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, затраты на которые составляют значительную часть в себестоимости производства сельхозпродукции.
Проведенные исследования позволяют предположить, что совершенствование финансово-кредитной политики должно быть направлено на снижение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей с годовой процентной ставкой не более 5%, квотирование объема кредитных ресурсов, направляемых субъектам микробизнеса АПК в размере 30%. С целью снижения избыточной долговой нагрузки на сельскохозяйственные предприятия можно рассмотреть возможность пошаговой реструктуризации накопленной просроченной задолженности, особенно для субъектов АПК, производство которых подверглось воздействию форс-мажорных обстоятельств. Для хозяйств, временно утративших конкурентоспособность, целесообразно ввести особый режим субсидирования процентной ставки и льготное налогообложение.
С целью дальнейшего развития сельскохозяйственной кредитной кооперации, которая вносит определенный вклад в финансирование сельскохозяйственного производства малого агробизнеса, необходима поддержка развития фондов сельской кредитной кооперации за счет бюджетных средств и распространение субсидий на компенсацию части процентных ставок по кредитам, полученными сельскохозяйственными кредитными кооперативами в коммерческих банках.
Государственная поддержка является важным звеном экономической мотивации сельхозтоваропроизводителей в вопросе расширения сферы своей деятельности, роста объемов производства, повышении финансовой устойчивости. В настоящее время 60% объемов господдержки аграрного сектора направляется на поддержку кредитования путем субсидирования части процентных ставок по кредитам. Однако доступ к кредитованию особенно малых форм хозяйствования не всегда является возможным. Основная масса кредитных ресурсов направляется на развитие высокорентабельных предприятий, на долю которых приходится 30% от всего количества сельхозтоваропроизводителей, для низкорентабельных и небольших агропредприятий доступ для кредитования практически закрыт. По данным АККОР, более 89% средств, выделяемых на субсидирование процентной ставки по кредитным ресурсам, направляется крупным агрохолдингам. Поэтому мероприятия по совершенствованию государственной поддержки должны быть направлены на упрощение механизма ее доведения до конкретного производителя, на дифференциацию и увеличение объемов несвязанной государственной поддержки на 1 га, на 1 л молока, на 1 условную голову скота в зависимости от экономического положения сельхозтоваропроизводителей с установлением повышающих коэффициентов для регионов, неблаго-
♦
♦
приятных для ведения сельского хозяйства, с учетом почвенно-климатических условий и удаленности от рынков сбыта. Для достижения поставленных задач необходимым является проведение исследований по определению регионов, относящихся к зоне рискованного земледелия.
Непременным условием эффективного развития сельскохозяйственного производства является обеспеченность хозяйств высокопродуктивными породами скота и птицы, гибридами и высокоурожайными районированными сортами семян сельскохозяйственных культур. С введением санкций и девальвацией рубля цена на семенной материал возросла более чем в два раза, так как обеспеченность большинства сельхозпредприятий высококачественными семенами осуществлялась за счет импорта. С целью снижения затрат на приобретение семенного материала и племенного скота необходимо строительство отечественных селекционно-семеноводческих центров с заводами по подготовке семян, племенных репродукционных центров, центров по искусственному осеменению животных с учетом специфики природно-климатических зон.
Предложенные мероприятия позволят повысить экономическую мотивацию сельхозтоваропроизводи-
телей по расширению производства сельскохозяйственной продукции и достигнуть необходимых объемов производства с целью импортозамещения, роста рентабельности, финансовой устойчивости предприятий всех организационно-правовых форм хозяйствования.
1. Александрова Л.А., Киреева Н.А. Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности // Наука и практика. 2012. № 2 (8). С. 89-100.
2. Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма инновационного развития зерно-продуктового подкомплекса страны // Прикладные экономические исследования. Спецвыпуск: к 85-летию ВНИИЭСХ. 2015. № 5. С. 4-11.
3. Киреева Н.А. Продовольственная система России: четверть века трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 7-2 (26). С. 9-15.
4. Прущак О.В. Ресурсообеспеченность как основной фактор устойчивого развития АПК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 61-63.
5. Яшина М.Н. Тенденции изменения экспорта и импорта Российской Федерации в условиях усиления экономических санкций // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 73-75.
^Sf [email protected] Айна-Жан Ербулатовна Махметова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.512 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СМК ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье исследованы концепции объектно-субъектного моделирования бизнес-процессов в системе менеджмента качества предприятий с позиции выявления конкретных предметных областей, методология событийной онтологии, сопоставление пространственной и темпоральной сложностей объектов, ориентированные на развитие системы менеджмента качества. Представлены основные компоненты (цели, стадии, виды, принципы, методы и средства) моделирования бизнес-процессов. Выявлены преимущества объектно ориентированного и субъектно-событийного подходов к моделированию процессов в системе менеджмента качества.
Ключевые слова: концепции, моделирование, система менеджмента качества, объект, субъект.
A.-Zh.Ye. Makhmetova
SUBJECT-OBJECT ORIENTED MODELING
OF BUSINESS PROCESSES IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The paper focuses on the concept of object-subject modeling of business processes in the quality management system of an enterprise from the perspective of identifying specific study areas, discusses the methodology of event ontology, and compares spatial and temporal complexity of objects aimed at the development of the quality management system. The author presents basic components (goals, stages, types, principles, methods and tools) of business process modeling and identifies advantages of object-oriented and subject-event approaches to modeling business processes in the quality management system.
Keywords: concepts, modeling, quality management system, object, subject.